Трансформация государственной политики в России ХХ в. по отношению к старообрядцам и сектантам Нижней Волги и Дона
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Государство, старообрядцы и русские религиозные сектанты на
Нижней Волге и Дону в 1905-1917 гг………………………………………… 30
1. Старообрядческие и сектантские религиозные группы на Нижней Волге
и Дону в 1905-1917 гг.: демографические процессы и социально-
экономическая деятельность…………………………………………………… 30
2. Отношения государства со старообрядцамии русскими религиозными
сектантами Нижней Волги и Дона и изменение вероисповедного
законодательства………………………….……………………………………… 54
3. Деятельность православных миссионерских братств и обществ на
Нижней Волге и Дону по противодействию росту общин старообрядцев и
сектантов в начале ХХ века……………………………………………………………… 63
Глава 2. Отношения государства со старообрядцами и русскими
религиозными сектантами на Нижней Волге и Дону в 1917–1991 гг. .…… 71
1. Советская власть, старообрядцы и русское религиозное сектантство в
1917–1929 гг…………………………………………………………………… 71
2. Группы старообрядцев и сектантов Нижнего Поволжья и Дона в
условиях репрессий со стороны советского государства в 1929–1943 гг……. 100
3. Советское государство, старообрядцы Русской православной
старообрядческой церкви и общины русского религиозного сектантства на
Нижней Волге и Дону в 1943–1955гг…..……………………………………… 124
4. Особенности взаимоотношений государства со старообрядцами в 1956-
1991 гг…..………………………………………………………………………… 146
Заключение…………………………………………………………………………. 166
Список источников и литературы……………………………………………… 173
Во введении обоснована актуальность темы, дан анализ научной
литературы и источников, определены хронологические и территориальные
рамки, методология и методы исследования, сформулированы цель и задачи
работы, указаны объект и предмет, раскрыта научная новизна, изложены
положения, выносимые на защиту, разъяснена практическая значимость и
структура диссертации, описана апробация исследования.
Первая глава «Государство, старообрядцы и русские религиозные
сектанты на Нижней Волге и Дону в 1905–1917 гг.» призвана дать
подробнуюхарактеристикувзаимоотношенийгосударствасданными
религиозными группами в рассматриваемый период, известный как время
«религиозной свободы», после издания Указа «Об укреплении начал
веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. вплоть до октября 1917 г.
Установлено, что законодательная база в отношении старообрядцев и
русских религиозных сектантов в начале ХХ века претерпела ряд изменений,
повлиявших на дальнейшее положение религиозных групп и общин данных
вероисповеданий. Принимаемые царским правительством законодательные
акты в отношении данных религиозных организаций зачастую имели
незавершенныйхарактеривызывалисопротивлениеуправославного
духовенства и миссионерства, поскольку освобождение старообрядцев и
большей части русских религиозных сектантов от ранее существовавших
ограничений фактически подтачивало позиции господствовавшей церкви.
Выявлено, что в рассматриваемый период на территории Нижней Волги и
Дона активно велась миссионерская деятельность по противодействию росту и
развитию старообрядческих общин и групп русского религиозного сектантства,
которые воспринимались господствующей церковью в качестве главных
идеологических противников. Однако результаты этой деятельности не были в
основном положительными для миссионерских организаций – общины
старообрядцев и сектантов сохранилось во многом из-за просчетов в
миссионерскойработеиособенностейвнутреннегоустройства
старообрядческих и сектантских общин, где сохранилась приверженность
религиозным традициям, и неприятия государственной идеологии.
Вторая глава «Отношения государства со старообрядцами и
русскими религиозными сектантами на Нижней Волге и Дону в 1917–1991
гг.» нацелена на определение особенностей государственной политики по
отношению к рассматриваемым конфессиональным группам Нижней Волги и
Дона в условиях смены правительственного курса и подхода к государственно-
конфессиональным отношениям в целом.
Определено, что период 1917-1929 гг. был противоречивым в проведении
государственной политики по отношению к общинам старообрядцев и русских
религиозных сектантов региона. Он характеризовался негативными действиями
властей по отношению к старообрядческим объединениям в 1917–1922 гг. и
резким улучшением отношений с сектантскими группами. Это проявилось,
прежде всего, в разрешении переселения молокан, духоборов, ново-израильтян
из различных частей мира для заселения земель в отдельных районах
Саратовской области, а также Сальского округа Северо-Кавказского края.
Выявлено, что первая половина 1930-х годов становится временем еще
более резкого ухудшения отношений между государством и общинами
старообрядцев и сектантов в регионе. Они стали восприниматься как враги
построения социалистического общества, и это совпало с начавшимся витком
репрессий в СССР. В результате серьезно пострадала церковная организация
старообрядцев белокриницкого согласия на региональном уровне, большинство
священнослужителей были репрессированы.
Великая Отечественная война, и, в частности, ее первоначальный этап
сталивременемсерьезногопересмотраотношенийгосударствас
рассматриваемымирелигиознымигруппами.Этообъясняетсяобщим
патриотическим подъемом населения СССР в борьбе против немецко-
фашистскихзахватчиков.Рассматриваемоевремяхарактеризовалось
разрешением со стороны государства на возобновление деятельности ранее
закрытых молитвенных домов старообрядцев Нижней Волги и Дона, а создание
Совета по делам религиозных культов при СНК СССР стало отражением
стремления советского государства продолжить контролировать деятельность
религиозных организаций на несколько иной административно-правовой
основе.
Установлено, что в 1943–1955 гг. начался процесс постепенного
возрождения старообрядчества на территории Нижней Волги и Дона, а также
на территории сопредельных к Сталинградской области районов современной
Ростовской области (в то время Ростовской и Каменской областей). Вместе с
этим полноценное возрождение старообрядчества в рассматриваемый период
не могло быть достигнуто из-за наличия широкой системы контроля сначала со
стороны Совета по делам религиозных культов при СНК СССР за
деятельностью общин верующих, а затем со стороны Совета по делам
религиозных культов при Совете министров СССР. Этот система контроля
заключалась в постоянном учете количества членов общин старообрядцев, а
такжевучетевсехденежныхпоступлений,которыеполучали
старообрядческие священники в результате проведения церковных обрядов и
таинств, особенно на дому. В целом, сложившаяся система контроля за
общинами старообрядцев была изначально настроена на последующее
ужесточение, что особенно сильно проявилось после ХХ съезда КПСС.
Выявлено, что период конца 1950-х – начала 1960-х годов в развитии
государственной политики по отношению к старообрядцам и сектантам в
регионе поставил их общины фактически на грань исчезновения.
Период конца 1960-х – 1980-х годов не отличался резкими переменами,
происходил постепенный процесс «вымирания» данных общин на территории
региона.
Период 1988–1991 гг. проявился в либерализации правил регистрации
новых общин верующих, однако, во многом по причине отсутствия верующих
или их чрезвычайно малого количества, в регионе сохранилось относительно
небольшое число общин старообрядцев и русских религиозных сектантов.
В заключении обобщены результаты диссертационного исследования,
сформулированы основные выводы работы.
Указ«Обукрепленииначалверотерпимости»от17.04.1905г.
способствовал либерализации государственно-конфессиональных отношений
на территории Нижней Волги и Дона. Февральская революция 1917 г. привела к
началусущественнойтрансформациисистемыгосударственно-
конфессиональных отношений, которая могла способствовать «включению»
старообрядческих и сектантских групп в жизнь российского общества.
Временноеправительствополагало,чтоосновойновойсистемы
государственно-конфессиональных отношений в России станет правовое
равенство всех конфессий, вероисповеданий и деноминаций, в том числе
сектантов и старообрядцев. Октябрьский переворот 1917 г. привел к полному
изменению всей системы государственной политики по отношению к
старообрядцам и сектантам. В начале 1920-х гг. в СССР стали возвращаться
представители сектантских групп ново-израильтян, молокан и духоборов. На
территории РСФСР, в частности, в Ростовской области, сектанты получили
земли для развития сельского хозяйства, однако ужесточение социально-
экономическойполитикиСоветскойвластипривелокобратному
эмиграционному потоку.
Политическиерепрессиипривеликфактическойликвидации
старообрядческихисектантскихобщинрегиона,чтосопровождалось
затуханием церковной жизни. Кроме того, удар репрессивной политикой был
нанесен по сектантским общинам региона.
В условиях Великой Отечественной войны Советское государство было
вынуждено пойти на уступки старообрядчеству, как и многим другим
конфессиям. Была возобновлена регистрация общин, открывались новые
молитвенные дома, наблюдалось возрождение церковной жизни на территории
Сталинградской области. Появились новые старообрядческие епархии, в том
числе и одна из самых крупных в СССР – Донецко-Донская и Кавказская.
Послевоенноеохлаждениегосударственно-конфессиональных
отношений, ставка советского руководства на проведение антирелигиозной
кампании вызвала постепенное сокращение общин старообрядцев региона.
Пропаганда не принесла желаемого эффекта, поскольку она проводилась в
крупных городах, а основные старообрядческие общины находились в сельской
местности, что затрудняло работу для агитаторов и не влияло на старообрядцев
региона.
Основнойпричинойпрекращениядеятельностибольшинства
старообрядческих общин стал процесс естественного вымирания верующих в
силу их пожилого возраста, пересмотр под влиянием советской системы
жизненных ценностей молодыми поколениями старообрядцев, которые могли
бы возобновить старообрядческие традиции в условиях уже перестроечной
эпохи 1986-1991 гг.
Контроль государства над деятельностью общин старообрядцев и русских
религиозных сектантов осуществлялся по-разному по мере смены моделей
государственно-конфессиональных отношений в России ХХ века.
В дореволюционный период государство сделало ставку на деятельность
православных миссионерских обществ и братств в деле контроля за группами
старообрядцев и сектантов.
В советскую эпоху, когда Русская православная церковь оказалась в
одинаковых условиях со старообрядческими и сектантскими группами, были
сформированы иные механизмы контроля властей над ними. Появились
специальные органы контроля за верующими- Комиссии по делам
религиозных культов, Совет по делам религиозных культов, Совет по делам
религий, которые подчинялись советскому правительству. Существовал
контроль со стороны органов местной власти, в частности, облисполкомов,
райисполкомов, горисполкомов и т.д.
В дореволюционную эпоху идеологическая борьба государства и
религиозныхорганизацийвыразиласьвактивизациидеятельности
миссионерских братств и обществ. Распространение литературы религиозного
содержания среди старообрядцев не принесло должного результата – в
православную церковь возвращались единицы. Это объясняется недостаточной
разработанностью методов работы и невозможностью охвата населенных
пунктов региона миссионерами.
В советскую эпоху противстарообрядцеви сектантоврегиона
использовался мощный пропагандистскийаппарат – печать, радио и
кинематограф.ВовремяВеликойОтечественнойвойныуровень
идеологической борьбы снизился, государству была важнаподдержка
религиозных организаций.
Последовавшее охлаждение отношений государства со старообрядцами
привело к усилению идеологической борьбы. Антирелигиозная политика
советского правительства конца 1950-х – середины 1980-х гг. по отношению к
старообрядцам не только не сковала их деятельность в Сталинградской
(Волгоградской) и Ростовской областях, но и не привела к «угасанию» их групп
на Нижней Волге и Дону.
Актуальность темы исследования. Отношения Российского
государства со старообрядцами и русскими религиозными сектантами
имели противоречивый характер и подвергались коренным изменениям
на протяжении своего развития. Изменение государственной политики в
отношении конфессий в последние два десятилетия привело к процессу
бурного религиозного возрождения в современной России. Однако
возродились далеко не все традиционные религиозные организации. Многие
религиозные течения, существовавшие в России со второй половины XVII –
XVIII в. были настолько ослаблены за годы атеистического режима, что либо
прекратили свое существование, либо стали мало заметны в современном
поликонфессиональном российском обществе.
Российское государство, со своей стороны, на современном этапе
осознает значение старообрядческих толков и согласий, а также групп
русских религиозных сектантов в социокультурном и экономическом планах.
Тенденция реэмиграции групп старообрядцев и русских религиозных
сектантов, сформировавшаяся в советское время, наблюдается и в
современных условиях, когда российское правительство призывает
старообрядцев вернуться на родину и принять участие в современной
внутренней колонизации Сибири и Дальнего Востока 1. В нынешних условиях
развития Российской Федерации возрастает тенденция к возвращению
старообрядцев и членов общин старого русского сектантства в Россию, что в
определенной степени является важным достижением в вопросе решения
проблемы возвращения соотечественников на историческую родину.
Русских староверов зовут обратно на родину // Иносми.ру Россия сегодня. URL:
http://inosmi.ru/russia/20151109/231258701.html (дата обращения: 04.01.2018).
Основные гражданские права, в том числе и право на свободу совести,
закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года 2. Кроме того,
в 1990–2000-х гг. был принят ряд законов, создавших прочную основу для
деятельности конфессий, существующих в России. В первую очередь к ним
относятся федеральные законы 25 октября 1990 г. «О свободе
вероисповеданий» и 1 октября 1997 г. «О свободе совести и религиозных
объединениях» и многочисленные поздние поправки к ним 3, а также
региональные законодательные акты, в том числе – в Волгоградской
области4.
В последнее время возрос интерес исследователей к истории
старообрядчества и русского религиозного сектантства различных регионов
России. Важно подчеркнуть, что на сегодняшний момент дискуссионным
вопросом рассматриваемой темы исследования является определение
понятия «русское религиозное сектантство», а также уточнение ветвей,
толков и согласий старообрядчества по количеству и составу их общин в
различных регионах России.
В этой связи, необходимо отметить, что термин «русское религиозное
сектантство» (или «старое русское сектантство») впервые начал
использоваться в отечественной историографии в 1990-х годах, для
обозначения религиозных неправославных объединений, существовавших в
России в XVII–XХ веках. По мнению советского религиоведа
А.И. Клибанова, русское религиозное сектантство представляло собой
Конституция Российской Федерации по состоянию на 2017 год. М. :Эксмо, 2017. 32 с.
3
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Российская газета. URL:
https://rg.ru/2015/07/16/religia-dok.html(дата обращения: 28.12.2017).
4
Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 года № 634-ОД «О защите прав граждан
на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области» (в
редакции Законов Волгоградской области от 18.04.2003 N 811-ОД, от 27.02.2009 N 1853-
ОД, от 13.07.2009 N 1911-ОД, от 26.11.2013 N 161-ОД, от 06.05.2015 N 50-ОД, от
01.10.2015 N 168-ОД)// Электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. URL:http://docs.cntd.ru/document/804918299 (дата обращения: 28.12.2017).
реформационную ветвь в православии, к которой относились, в частности,
молокане и духоборы5.
Важно подчеркнуть, что общественно-политические потрясения первой
половины ХХ века – революции, войны, изменения государственно-
конфессиональной и национальной политики в российском государстве
привели к серьезным демографическим и структурным переменам в общинах
старообрядчества и сектантства в России, которые на настоящий момент
остаются слабо изученными в современных гуманитарных и социально-
экономических трудах.
Социокультурное, а также экономическое развитие Нижней Волги и
Дона на протяжении нескольких веков проходило при активном участии
старообрядцев различных толков и согласий, групп русского религиозного
сектантства – молокан, духоборов, хлыстов и т.д. Благодаря их деятельности
возникали и укреплялись уже существовавшие населенные пункты –
Дубовка, Царицын, Пришиб (столица молоканской веры в XIX – началеXX
вв.; совр. – Ленинск), села и хутора по Волго-Ахтубинской пойме и т.д.
Значительная часть донского и волжского казачества принадлежала к
старообрядческим толкам и согласиям. Огромное значение для российского
старообрядчества имел Второй Донской, а также Усть-Медведицкий округ
ОВД, откуда выдвинулись многие духовные лидеры старообрядцев,
приемлющих белокриницкую иерархию и духовенство, переходящее от
Русской православной церкви.
Результаты научных изысканий по истории старообрядчества и
русского религиозного сектантства являются важными для заполнения
определенных лакун в историческом знании не только о России,
развивавшейся как поликонфессиональная страна, но и для истории Нижней
Волги и Дона – края широкой религиозной терпимости, перекрестка
различных культур и цивилизаций на протяжении тысячелетий.
Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М. : Наука, 1973. С. 41.
Степень изученности проблемы. В исследовании отношений
государства со старообрядчеством и русским религиозным сектантством
Нижней Волги и Дона в 1905 – 1991 гг. можно выделить три основных этапа:
дореволюционный (1905 – 1917 гг.), советский (1917 – 1991 гг.) и
постсоветский (1991 – по н.в.).
В основу классификации историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства Нижней Волги и Дона положен проблемно-
хронологический принцип. Историографию 1905-1917 гг. можно разделить
на церковную и светскую. Церковное направление носило исключительно
обвинительный характер по отношению к старообрядцам и русским
религиозным сектантам региона, авторы воспринимали эти религиозные
объединения в качестве основных идеологических врагов Русской
православной церкви и российского государства. Исследователи,
рассматривавшие этот феномен в светском ключе, говорили о необходимости
комплексного и всестороннего исследования государственной политики в
отношении старообрядцев и русских религиозных сектантов. Научные
работы 1920-1980-х гг. написаны в традиционном для советской эпохи
атеистическом русле, в результате чего, в подавляющем числе работ
исследователей данного периода говорилось о роли государства как
основной репрессивной силы против любых проявлений религиозного
инакомыслия, в том числе в русле старообрядчества и русского религиозного
сектантства.
Д.Л. Мордовцев впервые стал подробного говорить о старообрядчестве
и русском религиозном сектантстве региона6. Он обращал внимание на
Иргизские старообрядческие скиты, дал негативную оценку
старообрядчеству, определял Иргиз как «раскольничье гнездо»7.
Мордовцев Д.Л. (Д. Дионисиев). Движения в расколе // Отечественные записки. 1874. №
11. С. 69–120.
7
Там же. С. 83.
Н.С. Соколов стремился показать историю Иргизских
старообрядческих монастырей со времени их появления в Самаро-
Саратовском Поволжье и до их разгрома в середине XIX в. Ценность его
исследования заключается в точном определении местонахождения
Иргизских монастырей. Автор определил связи старообрядцев
сединоверцами в Самарской и Астраханской губерниях 8.
С середины XIX в. изучением старообрядчества и русского
религиозного сектантствакак общественно-политического и религиозного
феномена занимались сотрудники Министерства внутренних дел Российской
империи. Первая работа в рамках этого направления была написана
чиновником данного министерства Н.В. Варадиновым9. Важность ее состоит
в том, что автор в ходе статистических экспедиций проанализировал
информацию о числе старообрядцев и русских религиозных
нонконформистах в разные годы, определил губернии, где они находилось.
Важным представляется исследование П.И. Мельникова
(А. Печерского)10. Он обращал внимание на купцов-старообрядцев, их
помощь единоверцам в Саратовской губернии. Автор описал деятельность
вольских купцов Злобина и Сапожниковых, дал оценку их финансовой
помощи строительству культовых сооружений. Было отмечено, что в
Саратовской губернии в середине XIX в. существовали старообрядческие
группы поповцев и беспоповцев-федосеевцев11.
Не менее важным направлением в историографии старообрядчества и
русского религиозного сектантства Нижней Волги и Дона является
миссионерское. По мнению православного миссионера К.Н. Плотникова, на
Иргизе в XIX в. аскетическая жизнь монахов старообрядческих скитов
8
Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае: Опыт исследования по неизданным
материалам. Поповщина до пятидесятых годов настоящего столетия. Саратов : [Б.и.],
1888.Т. I. 480 с.
9
Варадинов Н.В. История Министерства Внутренних Дел. История распоряжений по
расколу. СПб : Тип. М-ва внутр. дел, 1863. Кн. 8. 656 с.
10
Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). СПб. ; М. :
Издание товарищества М.А. Вольф, 1898. Т. 14. 396 с.
11
Там же. С. 14–15.
привлекала местное население. Иргиз стал главным центром поповского
старообрядчества в регионе12.
Работа саратовского миссионера К. Попова написана в
проповеднической манере, ее направленность заключалась в изобличении
старообрядцев белокриницкого согласия, проживавших в г. Саратове 13.
В опубликованных беседах со старообрядцами и русскими
религиозными сектантами, астраханский миссионер М. Гусаков определил
противоречия, существовавшие между ними и православными. Он
подчеркивал важность борьбы с русским религиозным сектантством в
Астраханской губернии, поскольку она, по мнению автора, была наиболее
заражена им в Российской империи 14.
В конце 1850-х гг. появляется либеральное направление в
историографии старообрядчества и русского религиозного сектантства.
А.П. Щапов говорил об Иргизских монастырях и определил, что наиболее
заселенным старообрядцами городе юга России был г. Вольск Саратовской
Плотников К.Н. История русского раскола старообрядчества. Издание 6-е. СПб : Тип.
М.И. Акинфиева, 1911. – 212 с.
13
Попов К. Открытое письмо к именуемым старообрядцам г. Саратова, приемлющим так
называемую австрийскую иерархию // Христианское чтение. 1888. № 3–4. С. 430–449.
14
Гусаков М. Выписка из путевого журнала протоиерея Михаила Гусакова по обозрению
сектантства в 1887 году // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. № 8.С. 360–372;
№ 9. С. 410–421; № 10. С. 454–468; № 11. С. 497–510; № 12. С. 537–548; № 13. С. 577–590;
Гусаков М. Из путевого журнала протоиерея Михаила Гусакова при обозрении в 1889
году приходов Астраханского уезда, зараженных сектантством // Астраханские
епархиальные ведомости. 1890. № 5. С. 159–165; № 6. С. 187–192; Гусаков М. Поучение,
сказанное протоиереем Михаилом Гусаковым // Астраханские епархиальные ведомости.
1886. № 16. С. 545–547; Гусаков М. Путевой журнал Астраханской епархии миссионера
противомолоканской пропаганды, священника Михаила Гусакова // Астраханские
епархиальные ведомости. 1877. № 45. С. 4–9; № 52. С. 8–15; 1878. № 5. С. 69–78; № 6.
С. 86–91; № 14. С. 218–224; № 15. С. 231–240; № 16. С. 242–247; № 17. С. 259–265; № 19.
С. 291–299; № 20. С. 310–316; № 37. С. 563–572; № 38. С. 587–590; № 42. С. 647–654;
№ 43. С. 664–669; Гусаков М. Религиозное учение молокан Царевского уезда
Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1886. № 5. С. 195–200;
№ 6. С. 233–241; Гусаков М., протоиерей. Речь в общем собрании Астраханского
Кирилло-Мефодиевского Братства 17 мая 1898 г. // Астраханские епархиальные
ведомости. 1898. № 13. С. 534–539.
губернии, т.к. он близко расположен к Иргизским скитам 15. Подчеркивалось,
что раскол – это своеобразное течение внутри Русской православной
церкви16.
Важной в понимании особенностей старообрядчества и русского
религиозного сектантства стала работа А.С. Пругавина 17. Автор на примере
регионов России стремился выявить сущность отношений старообрядцев и
сектантов с властью. На примере Хвалынского уезда Саратовской губернии
он доказывал, что отмена крепостного права влияла на распространение
старообрядчества.
Раскрывая особенности личности лидера молокан С. Уклеина,
П.Н. Милюков в своей работе выявил путь распространения молоканства из
Тамбовской губернии в Балашовский уезд Саратовской губернии и к
низовьям Волги18.
Важными для историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства Нижней Волги и Дона считаются труды краеведов,
которые были тесно связано с этнографическими исследованиями.
Известный археолог и этнограф середины XIX в. А.В. Терещенко
обращал внимание на быт старообрядцев юга России, считал, что они
сохранили истоки русской культуры в своих семьях 19.
Вклад в расширение научных представлений внесла работа
саратовского краеведа А.Н. Минха, посвященная истории Саратовской
губернии. Труд является монументальным, в нем была представлена жизнь
Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним
состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII.
Казань : Издание книгопродавца Ивана Дубровина, 1859. 547 с.
16
Там же.
17
Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М. : Тип. Т-ва И.Д.
Сытина, 1905. 95 с.
18
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3-х т. Церковь и школа (вера,
творчество, образование). –СПб : Тип. И.Н. Скороходова, 1897. Т. 1. Ч. 2. 375 с.
19
Терещенко А.В. Быт русского народа. Народность. Жилища. Домоводство. Наряд.
Образ жизни. Музыка.СПб :Тип. М-ва внутр. дел, 1848. Ч. I.
местного населения, в том числе старообрядцев и русских религиозных
сектантов20.
В работе И.И. Солосина была рассмотрена культурная составляющая
жизни русских религиозных сектантов, проживавших в Заволжье, в
частности, их фольклорная традиция, религиозные песнопения 21.
В 1917 г. в развитии историографии старообрядчества и русского
религиозного сектантства региона начался новый этап. В труде саратовского
историка С.И. Быстрова была предпринята попытка выявить особенности
деятельности на территории Саратовского Поволжья поморского согласия 22.
Автор определил, что рост числа приверженцев этого толка происходил в
Вольском уезде Саратовской губернии 23. По его мнению, поморское согласие
в XIX в. распространилось на Новоузенский и Новониколаевский уезды
Саратовской губернии 24.
Работа В.Д. Бонч-Бруевича, посвященная духоборской эмиграции,
представляется важной для историографии русского религиозного
сектантства25. Он пришел к выводу, что большинство духоборов, с приходом
советской власти, стремились вернуться в Россию и жить свободной
жизнью26.
В работе советского этнографа Н.М. Маторина, совершившего в конце
1920-х – начале 1930-х гг. этнографические экспедиции – в Волжско-
Камский край, Среднюю и Нижнюю Волгу были представлены общие,
Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды
Царицынский и Камышинский. Современная версия / А.Н. Минх; Под ред. И.О.
Тюменцева; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». –
Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. 568 с. (Историко-культурное наследие
Волгоградской области).
21
Солосин И.И. Стихи ахтубинских сектантов. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1912. 200 с.
22
Быстров С.И. Поморское согласие в Саратовском крае со второй половины XVII
столетия до 80-х гг. XIX века. Опыт исторического исследования. Саратов : Издание В.З.
Яксанова, 1923. 26 с.
23
Там же. С. 19.
24
Там же. С. 26.
25
Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях. Пг :Жизнь и знание, 1918. В 2 ч.: Ч.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!