Творчество В.А. Никифорова-Волгина: поэтика сюжета и типология героев

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Конюхова Анастасия Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………..с. 3
Глава 1. Методология и терминология: актуальные
аспекты……………………………..…………………………………………………с. 25
1.1. «Духовный реализм» в литературе Русского Зарубежья:
к вопросу о термине……………………………… ………………………..….с. 27
1.2. Дискуссии о «православной прозе» как течении современной русской
литературы. Проблемы сюжетологии и типологии героев в произведениях
православной прозы……………………………………………………..……с. 41
Глава 2. Архетипические сюжеты в произведениях В.А. Никифорова-
Волгина…………………………………………………………………………с. 58
2.1. Пасхальный сюжет……………..…………………………………………с. 59
2.2. Рождественский сюжет……………………………………………………с. 77
2.3. Сюжет, основанный на апокалиптических
мотивах……………………….…………………………………………………с. 88
Глава 3. Типы героев в произведениях В.А. Никифорова-Волгина……….с. 99
3.1. «благоразумный разбойник»……………………………….……………..с. 99
3.2. типы героя-странника……………………………………………………с. 110
3.3. герои-хранители……………………………………..………….……….с. 137
Заключение ………………………………………………………………………………………с. 155
Библиография ……….………………………………………………………………………….с. 163
Приложение………………………………………………………………….с. 190

Во Введении представлена биография, собранная нами из разных
публикациймемуарного,исследовательскогоипублицистического
характера,ивоспоминаниясовременников,данобзорлитературы,
посвященной исследованию творчества В.А. Никифорова-Волгина. Также
представлены диссертационные работы, в которых в том или ином контексте
рассматриваются избранные произведения писателя. Далее обосновывается
актуальность темы диссертации, устанавливается степень ее изученности,
формулируютсяпредмет,цели,задачиисследования,определяется
теоретико-методологическая база, научная новизна, положения, выносимые
на защиту, теоретическая и практическая значимость.
Перваяглава«Методологияитерминология:актуальные
аспекты»посвященадискуссионнымпроблемамтерминологиии
методологии. Предложенные термины («духовный реализм», «православная
проза») являются для ученых в той или иной степени дискуссионными, но на
данный момент они активно функционируют в исследовательской среде,
именно поэтому важно показать полемики, назвать основные дефиниции и
немногочисленные работы по проблемам типологии сюжета и героя в
православной прозе.
Параграф 1.1 «”Духовный реализм” в литературе Русского
Зарубежья: к вопросу о термине» дает представление о зарождении данного
термина и его функционировании в современном литературоведении.
Большую роль в формировании нового термина сыграли статьи
современного писателя Олега Павлова2 (1998) и критика П. Басинского 3
(2000) о метафизических основах русского реализма. Написанные в годы
борьбы постмодернизма и реализма как двух основных мировоззренческих и
художественных стратегий, они представили реализм как духовное понятие.
Павлов О. О. Метафизика русской прозы / Олег Павлов // Октябрь. – 1998. – № 1.
Басинский П. Возвращение (реализм и модернизм в конце ХХ века) / П. Басинский // Подъем. – 2000. –
№4. – С. 185-192.
В научной среде конца ХХ века появляется термин «христианский реализм»,
который по отношению к творчеству Ф.М. Достоевского вводит В.Н.
Захаров4 в рамках нового научного направления «Евангельский текст в
русской литературе».
Одновременно вопрос о новой дефиниции реализма поднимает А.М.
Любомудров5 на основе разграничения мировоззренческих и эстетических
устремлений писателей Русского Зарубежья первой волны эмиграции.
Ученыйпредлагаетиспользоватьтермин«духовныйреализм»для
обозначения новой видовой дефиниции реализма, в основе которого лежит
не только православное мировосприятие и миропонимание автора, но и факт
его воцерковленности. Это предложение породило научные споры (прежде
всего, полемики с В. Н. Захаровым 6, И.А. Есауловым 7), содержание которых
свидетельствует о том, что введенный А.М. Любомудровым по отношению к
вполне конкретным художественным явлениям Русского Зарубежья термин
был воспринят учеными как общая характеристика целого ряда разных
произведений русской реалистической традиции. Продолженные вплоть до
конца 2010-х годов в работах целого ряда исследователей (Т. А. Кошемчук,
О. А. Бердникова, И. А. Казанцева, Л. А. Лысенко) дискуссии о
методологических подходах и терминах привели к признанию термина
«духовныйреализм»какболееадекватноотражающегоявления
возращенной и современной литературы духовно-религиозной тематики.
Исследователи творчества В.А. Никифорова-Волгина отмечают, что
именно духовный реализм позволяет выявить черты общности его творчества
с произведениями писателей Русского Зарубежья.
Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы / В. Н. Захаров // Евангельский текст
в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сборник научных
трудов. – Петрозаводск : Издательство Петрозаводского университета, 1998. – С. 26-34.
Любомудров А. М. Духовный реализм литературе русского зарубежья : Б. К. Зайцев, И. С. Шмелёв / А. М.
Любомудров. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. – 272 с.
Захаров В. Н. Ответ по существу / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XVIII-ХХ веков.
Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сборник научных трудов. – Петрозаводск : Издательство
Петрозаводского университета, 2005. – Выпуск 4. – С. 5-16.
Есаулов И. А. Христианский реализм как художественный принцип русской классики / И. А. Есаулов //
Гоголь и Пушкин : 4-ые Гоголевские чтения. – Москва, 2005. – С. 100-108.
Параграф 1.2 «Дискуссии о «православной прозе» как течении
современной русской литературы. Проблемы сюжетологии и типологии
героев в произведениях православной прозы».
Термин «православная проза» (Н.В. Пращерук) на данный момент
является наиболее устоявшимся и общеупотребительным для произведений,
имеющих точную конфессиональную определенность. Его использование
позволяет выбрать наиболее верное направление в изучении жанра, сюжета,
мотивов и героев, представленных в произведении. На данный момент
существует ряд исследований (работы И.А. Казанцевой, С.С. Бойко, Е.Л.
Сузрюковой,Е.В.Ясновой,Н.В.Летаевой),успешно вписывающих
возвращенное в литературный процесс 1990-х годов имя и творчество В.А.
Никифорова-Волгина в один ряд с такими современными авторами
православной прозы, как В. Крупин, Ю. Буйда, архимандрит Тихон
(Шевкунов) и другие.
На сегодняшний день были предприняты попытки выявить типологию
сюжетов в православной прозе. В основу таких типологий были положены
либо различные формы художественного пространства, либо ведущие для
каждого типа мотивы и характерные сюжетные ситуации (работы М.С.
Красняковой, И.С. Леонова). Все исследователи типологии сюжета отмечают
влияние архетипов на формирование различных типов сюжета.
Васпектеобщегоинтересакантропологическомувектору
литературоведения в современной науке актуализируется проблема изучения
типологии персонажей. Чаще всего происходит выявление «героя-времени»,
то есть типа личности, характерного для целой эпохи (Л.Г. Дорофеева, А.И.
Сафуанова,И.И.Вильховский,Р.Найденова,Т.Е.Сутягина)или
рассмотрение различных типов героев у конкретного автора (диссертации
Ф.В. Макаричева, Л. Артамоновой, статьи О. Даниленко и Е.В. Новиковой).
В рамках выявления типологии героев в творчестве конкретного автора
предпринимались попытки создать типологию героев в творчестве В.А.
Никифорова-Волгина. В основу классификации ученые кладут социально-
классовыйстатусперсонажей(А.Амфитеатров),соотнесенностьс
феноменом наставничества (О. Лапко), духовную устремленность (Ю. Н.
Золотых, Т. В. Бервененко), также выделяются типы героя-повествователя
(Н. В. Летаева).
Вторая глава «Архетипические сюжеты в произведениях В.А.
Никифорова-Волгина» посвящена выявлению архетипических сюжетов в
произведениях В.А. Никифорова-Волгина и рассмотрению художественных
способов их воплощения.
Впараграфе2.1«Пасхальныйсюжет»рассматриваются
произведения писателя, обращенные к главному празднику Православной
церкви.
Пасхальный сюжет может быть представлен в тексте рассказов В.А.
Никифорова-Волгина прямым номинированием и чаще всего реализуется в
двух временных пространствах: дореволюционное прошлое и настоящее,
омраченное революционными переменами.
В циклах «Детство» и «Из воспоминаний детства» пасхальный сюжет
разворачивается во временном пространстве дореволюционного прошлого.
ЭтосближаеттворчествоВ.А.Никифорова-Волгинастрадицией
классическойлитературы,гдеПасхастановитсяднем,к которому
устремлены все ожидания и надежды героев. На примере детского сознания
(главный герой циклов – мальчик Вася) автор показывает трансформацию,
происходящую как во внешнем мире, так и в людских душах под влиянием
Пасхальных благовестий и песнопений.
В этой связи следует отметить важность звуковых образов в
произведениях В. А. Никифорова-Волгина: каждый рассказ имеет свое
аудиальное сопровождение. Колокольный звон объединяет людей в едином
ликующемпотоке,которыйпозволяеткаждомуощутитьсвою
сопричастность Пасхальному чуду. Молитвенные песнопения наряду с
эстетической выполняют и просветительскую функцию, знакомя читателей с
редкими славословьями Великого Поста, Пасхи и Светлой седмицы.
Важное место в Пасхальных рассказах отводится легендам («Светлая
заутреня», «Слезы Спасовы»). Они призваны подчеркнуть слияние небесного
с земным, происходящее в Светлую ночь (рассказ «Светлая заутреня» из
цикла «Детство»), показать близость Спасителя людям («Слезы Спасовы»).
Произведения,отнесенныесвоимисобытиямикнастоящему,
омраченному революционными переменами, отличаются актуализацией
мотива Пасхального чуда. Рассказы «Рэка шумитъ» и «Солнце играет»

показывают метаморфозу, происходящую в душе человека под влиянием
Евангельскихслов.В.А.Никифоров-Волгинпротивопоставляет
революционное громогласие (пение коммунистов под гармонь в рассказе
«Рэка шумитъ», крики и топот комсомольцев в театре – рассказ «Солнце

играет») тихим словам Благовестия.
В данном типе реализации пасхального сюжета особое место отводится
сказанию о граде Китеже (рассказы «Градъ Китежъ», «Пасха на рубеже
России»), который становится образом-символом сокровенного града,
скрытого в душе каждого человека и пробуждающегося при звуках
Пасхальных колоколов.
В «Пасхальный цикл» входит сюжет Тайной вечери (или причастия)
(повесть «Дорожный посох», рассказ «Чаша страданий»). Пасхальный сюжет,
реализуемый через образ чаши и причастия, приобретает трагическое
звучание. Тесно с ним связан мотив страдания и мученичества за веру.
Евангельский сюжет о предательстве Христа Иудой (рассказ «Предатель»)
вводит важную для В.А. Никифорова-Волгина мысль: предательство
невозможно ничем оправдать, а безумие – самое страшное за него наказание,
заключающее человека в замкнутый мир мучающей его совести.
Впараграфе2.2«Рождественскийсюжет»анализируются
произведения,прямоилиимплицитно(черезкомплексмотивов)
раскрывающие духовный смысл праздника Рождества.
Для писателей первой волны эмиграции, к которым принадлежит В.А.
Никифоров-Волгин, святочный (рождественский) рассказ стал возможностью
сохранить свои культурные традиции.
Рождественский сюжет, подобно пасхальному, может реализовываться
в пространстве дореволюционного прошлого (цикл «Детство» – рассказ
«Серебряная метель») и революционного настоящего, в частности писатель в
рамкахданноготипаобращаетсякэмигрантскойтеме(рассказы
«Рождественскою ночью», «Тоска огненная»).
РассказВ.А.Никифорова-Волгина«Серебрянаяметель»(цикл
«Детство») построен в русле традиции святочного рассказа и предназначен
для семейного чтения. Для мальчика Васьки стирается временная граница,
разделяющая Евангельские события и современность, Рождество – событие,
проявляющее себя в самых обыденных вещах (например, в морозных узорах
на окнах). Именно в этом, по мнению автора, и заключено рождественское
чудо.
Рассказ «Милосердiе» помещен в Рождественский выпуск газеты
«Вести дня» и реализует несколько функций святочного рассказа – с одной
стороны, собрать семью за вечерним совместным чтением в праздничные
дни, с другой стороны – привить детям основы православной нравственности
и морали (воспитательная функция). В качестве мотивировки поступков
волхва Артабана писатель вводит мотив духовной тоски, которую не могут
утолить обладание материальными ценностями и рациональными знаниями.
Именно эта тоска толкает героя в путь за Звездой, и встреча со Христом
представляетсявпроизведенииписателякакобретениеИстины,
позволяющей сделать мир и бытие гармоничными.
Обращение к эмигрантской теме позволяет В.А. Никифорову-Волгину
создать картины Праздника на чужбине. Ведущим становится здесь мотив
тоски, преодолеваемой либо сердечной беседой (рассказ «Рождественскою
ночью» имеет параллели с рассказом А.П. Чехова «Тоска»: эмигрант
Мирский беседует с собакой и этим успокаивает свою растревоженную
душу), либо воссоединением с Родиной (в рождественском этюде «Тоска
огненная» главному герою удается пересечь границу и постоять у закрытого
русского храма).
Рождественский сюжет, воплощаемый в тексте через сопровождающие
мотивы: метели, сна, рождественского чуда, реализуется во временном
пространстве революционного настоящего и призван показать авторское
восприятие событий 1917 года.
В повести В.А. Никифорова-Волгина «Дорожный посох» мотив сна
выполняет пророческую функцию и призван подготовить героя (священника
отца Афанасия) к грядущим страданиям. Мотив метели сопрягается с
мотивом Рождественского чуда: снежная стихия выступает помощницей
людей, спасающих икону от поругания, и скрывает их следы от
преследователей.
В рассказе «Оскудение» и в отрывке из повести «Послэдняя вечеря»

метель созвучна состоянию душ героев. В первом случае метель
сопровождает весь рассказ монахини Макарии о творимых коммунистами
беззакониях и становится все сильнее, подчеркивая душевное смятение
главной героини. В отрывке из повести «Послэдняя вечеря» снег, с одной

стороны,становитсяцерковнымпокрывалом,символизирующим
возможность очищения и прощения, с другой стороны – это саван,
подчеркивающий невозвратность прежнего уклада жизни. Снежные хлопья,
представляющиеся главному герою листьями цветущих небесных садов,
медленно осыпающимися на землю, несут пасхальные мотивы, что является
индивидуально-авторской интерпретацией традиционного для святочного
рассказа образа.
В жанре рождественского рассказа может проявить себя Пасхальный
архетип через мотив пасхального чуда воскресения. В рождественском
рассказе В.А. Никифорова-Волгина «Заутреня святителей» трое великих
святых (Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Николай Чудотворец)
молятся о спасении и воскресении всей Русской земли. В революционной
действительности русским святым удается провидеть идеальный образ Руси
Святой, которая, подобно граду Китежу, пока скрыта от всех остальных
взоров, но ожидает своего часа, чтобы возродиться во всем величии и
красоте. В. А. Никифорова-Волгина волнует судьба всей Руси как единой
души, жаждущей покаяния и Воскресения во Христе. Это подтверждает
мысль о пасхальности русской литературы (И.А. Есаулов).
Новым для рождественского рассказа становится совмещение сугубо
духовной реальности с конкретной исторической – революционной –
проблематикой.
В параграфе 2.3 «Сюжет, основанный на апокалиптических
мотивах» рассматриваются рассказы, передающие авторское восприятие
послереволюционных событий.
Апокалиптические мотивы появляются уже в раннем творчестве
писателя. В рассказе «Чаша гнева» (1923 год) писатель совмещает эпизоды
древнерусской повести о Христовом крестнике и древнегреческой легенды о
ящике Пандоры, чтобы представить индивидуально-авторскую трактовку
причин революционных событий.
Рассказ «Антихрист» («Былой Нарвскiй Листокъ», 1924) построен в
форме пророчества о грядущем Конце света. С помощью образа корабля,
плывущеговнеизвестномнаправлении,писательсоздаеткартину
безвременья. Гордыня становится связующей нитью между Антихристом и
заблудившимися в своем безумии людьми. Произведение завершается
характерным для писателя пасхальным мотивом надежды о спасении всей
земли.
Рассказыс«говорящими»заглавиями«Голод»и«Кошмар»
показываютглубинучеловеческогогоряипадения.Семья,ранее
соотносимая со светлым дореволюционным прошлым и служащая опорой
дляподрастающегочеловека,теперьреализуетсявпространстве
революционного настоящего: писатель показывает отсутствие будущего у
коммунистической морали (дети в данных произведениях или умирают от
голода, или безумны).
Третья глава «Типы героев в произведениях В.А. Никифорова-
Волгина». В основу предлагаемой в диссертации типологии положена
«духовная жажда» человека, определяемая его способностью искать Бога
(герои-странники),сохранятьЕмуверность(герои-хранители)или
возвращаться к Богу через покаяние (герой – «благоразумный разбойник»).
Впараграфе3.1«Благоразумныйразбойник»анализируются
произведения, в которых был найден данный тип героя.
Образ «благоразумного разбойника» актуализируется в сознании
автора в исторических реалиях революции и Гражданской войны. Он
стремится заглянуть в души своих героев – и белых, и красных,
проанализировать мотивы их поступков, показать, как классовые условности
становятся несущественными перед лицом вечных вопросов.
Образ «красноармейца-покаянца» (А. Амфитеатров) представлен в
рассказах «Совесть», «Мати-пустыня», «Вериги», повести «Дорожный
посох».
Кульминационное место в данных рассказах отводится моменту
исповеди главных героев, которая приносится священнику (монаху,
отшельнику). Герои могут ощутить присутствие благодати Божией, явленной
через особого человека или через иконы и мощи святых. Именно эта
способность позволяет им пробудить совесть и встать на нелегкий путь
покаяния. Однако, В.А. Никифоров-Волгин показывает, что сам человек не
всегда способен простить себе содеянное, и тогда муки совести становятся
для него самым страшным наказанием (рассказ «Совесть»).
Мать, встречающая сына, станет частотным образом в произведениях
В. Никифорова-Волгина. Потрясения XX века «обезглавили» многие семьи,
поэтому функции отца взяли женщины-матери, вынужденные ждать своих
заблудших детей. Такова индивидуально-авторская особенность реализация
сюжетных ситуаций притчи «О блудном сыне».
Образыкающихсябелогвардейцевприсутствуютврассказах
«Гробница» и «Зверь из бездны». Сюжетная модель данных произведений
также выстраивается в парадигме «грех – осознание – покаяние – прощение».
В.А. Никифоров – Волгин показывает, как сложно переплетаются в душах
героев (и красноармейцев, и белогвардейцев) социальное и вечное, но этот
внутренний конфликт всегда решается в пользу вечных – христианских –
ценностей.
Главным для писателя в изображении данного типа героя становится
принцип неосуждения –в этом своеобразие авторской позиции. Для
писателя важно показать, как через милосердие, сострадание и христианское
смирение пробуждаются в душах героев забытые добрые чувства.
Впараграфе3.2«Типыгероястранника»рассматривается
доминирующий в творчестве писателя тип героя.
Необходимо выделить несколько типов героев-странников, так как В.А.
Никифорову-Волгинуважнопоказатьразныеступенидуховного
странничества как поиска единения с Богом.
Первый тип странников – простые люди («Вечернiй звон», «Свеча», «В
березовом лесу», «Странники», «Этапы», «Дар слезный», «Антихрист»,
«Вериги», «На путях изгнанья» (эскиз). В данном типе героя портрет
странника всегда представлен обобщённо через характерные детали:
крестьянские лапти или стоптанные сапоги, медный крест на груди, сумка за
плечами. Важны природные образы: березовый лес выполняет охранную
функцию (оберегает разрушенные часовни, окружает стоящие одиноко
монастыри). При этом происходит сакрализация пространства: лес (березовая
роща, смешанный лес) и храм (часовня, разрушенный храм, монастырь)
сливаются в единый образ собора, в который может войти каждый через
слова молитвы («Свеча», «В березовом лесу»). В. А. Никифоров-Волгин
акцентирует внимание на душевных переживаниях героев (усиление
лирического начала), показывает странничество не только как странствия
(перемещение в пространстве), но как духовный рост и становление героев.
Второй тип странников – это священники и монахи («Архиерей»,
«Оскудение», «Молитва», «Алтарь затворенный», «Тревога» и повесть
«Дорожный посох»).В таких произведениях времяметафизическое
(Евангельское)пересекаетсясисторическим(революционным).
Священнослужители и монахи – люди, для которых Евангелие стало
неотъемлемой частью их жизни. В революционной действительности они
видят отражение событий времен земной жизни Христа (повесть «Дорожный
посох», рассказ «Архиерей»). На первый план в данном подтипе выходят
размышления героев о судьбе России, о ее будущем. По мысли автора, пока
будут священники, хранящие в своем сердце образ Божий и готовые к
самопожертвованию, для Руси возможно спасение.
Так складываются два сквозных образа творчества В.А. Никифорова-
Волгина: Россия веригоносная и Россия разбойная. Писатель не раз будет
подчеркивать, что это не противопоставленные понятия: они сопрягаются в
мотиве странничества, позволяющему каждому пройти путь от покаяния к
прощению.
Третий тип странников – это юродивые и святые (рассказы
«Юродивый», «Юродивый Глебушка»). В. Никифоров-Волгин строит образ
юродивого на пересечении нескольких традиций: сохраняется основа
агиографического канона: подчеркнутая нищета и маргинальность героя,
проповедническийхарактермиссии,сопровождаемойчудотворением.
Проповедь христианских ценностей юродивыми в произведениях писателя
основана на подчеркнутом милосердии и любви (отсутствие «балаганности»
в образах).
Образы святых появляются в рассказах «Кануны Великого поста»
(цикл «Из воспоминаний детства»), «Заутреня святителей» и в главах повести
«Дорожный посох». Особенно дорог В.А. Никифорову-Волгину, как и
многим писателям-эмигрантам первой волны, образ преподобного Сергия
Радонежского, поругание мощей которого стало для них символом поругания
родной земли в ее духовных основах.
Для писателя становится важным снять барьер, разделяющий простых
людей и святых, поэтому не только странники идут к Богу, но и святые
движутся навстречу людям. В.А. Никифоров-Волгин совмещает привычные
иконические черты в изображении святого с чертами современного ему
исторического времени.
В параграфе 3.3 «Герои-хранители» показывается трансформация
традиционного для литературы XIX века типа героя. В творчестве В.А.
Никифорова-Волгина герой-хранитель реализуется на двух уровнях: герой-
ребенок, для которого ведущим становится автобиографический мотив и
мотив памяти о прошлом – счастливом дореволюционном детстве (циклы
«Детство» и «Из воспоминаний детства»), и герой-старик, который является
хранителемпамятиоРусиуходящейисвоейукорененностьюв
онтологическихценностях,некой«пассивностью»противостоит
изменяющемуся под влиянием революции времени (рассказы «Старый лесъ»,
«Древний свет», «Лесник Гордей», «Весенний хлеб» и другие).
Подтип героя-ребенка – «ребенок-мученик» – появляется в рассказах
«Въ потемкахъ» (на уровне воспоминаний отца о погибшем ребенке) и
«Чаша» (наиболее следующий агиографическому канону образ). В рассказе
«Земной поклон» пересекаются два типа героев: красноармеец встречается с
ребенком-мучеником,иэтостановитсякульминациейеготрудного
покаянного пути.
Модификацией героя-хранителя является герой-эмигрант (рассказы
«Горсть пшеницы», «Старики», «Взыскующiй», «Жизнь въ грезахъ», «Сонъ»,
«Безсонница», «Вечерняя дума» и т.д.) Как видно уже из названий
произведений, одним из ведущих мотивов является мотив сна. Это
определяет характерную черту героев-эмигрантов – тоску по потерянной
России, которая позволяет им сохранить в своей душе человечность и
сострадание.
В Заключении подводятся итоги работы и обозначаются перспективы
дальнейшего изучения творчества В.А. Никифорова-Волгина.
В.А.Никифоров-Волгин–писатель,творчествокоторого
ориентированно на отражение воцерковленного сознания как на уровне
авторской позиции, так и на уровне сюжета и героя.
Выделяемаятипологиясюжетовобусловленаправославным
мировоззрением автора. Основным лейтмотивом становится Пасхальный
мотив воскресения и возможности спасения как для каждого человека, так и
для всей Руси-России в целом. В творчестве писателя складывается
метасюжет духовного возрождения России, вписывающий его творчество в
контекст литературы Русского Зарубежья первой волны эмиграции. Вместе с
тем опора на систему христианских ценностей и изображение духовной
реальности сближает писателя с современной православной прозой.
Типология героев в творчестве В.А. Никифорова-Волгина представлена
целой галереей образов, где, наряду с традиционными, можно обнаружить
типы, впервые появляющихся в творчестве именно данного автора:
«благоразумный разбойник», дети-хранители, дети-мученики. Актуализация
внутреннего сюжета духовного странничества придает особый лиризм
повествованию. Главной чертой, объединяющей все типы героев в
творчестве В.А. Никифорова-Волгина, становится их духовное восхождение.
На данный момент изучение творчества В.А. Никифоров-Волгина
находится на начальном этапе. В ходе данной работы нами были разобраны и
описаны архивы газет «Нарвскiй Листокъ», «Старый Нарвскiй Листокъ» и
«Былой Нарвскiй Листокъ». Рассказы, опубликованные в них, нуждаются в
корректуре, а публицистические произведения могут быть использованы для
дальнейшего изучения художественного мира писателя. Это позволяет
говорить о перспективности дальнейшего изучения творчества данного
писателя.
В Приложении представлен список публицистических работ писателя
и рассказов, не вошедших в сборники (83 статьи и 71 рассказ).

Произведения В.А. Никифорова – Волгина (1900-1941) – особая
«страница» в литературе Русского Зарубежья, которая только открывается
современному читателю и исследователю.
Некоторые необходимые биографические сведения о жизни писателя в
Эстонии можно почерпнуть из статей эстонского литературоведа,
профессора отделения славянской филологии Тартуского университета С.
Исакова, который первым начал изучать творчество В. Никифорова.
Исследователь составил биографию прозаика, отмечая несомненное влияние
событий жизни на творчество автора [91]. При этом в данной работе нами
предпринимается попытка воссоздания максимально точной биографии
писателя, фрагменты которой собирались из разнообразных источников:
воспоминания современников (С. Рацевич [244], И. Савин [109]),
исторические документы, работы исследователей (А. Стрижев [180], В.А.
Ситников [221], Н. Пересторонин [154]).
Писатель в раннем детстве вместе со своей семьей переехал в
Прибалтику (Эстонию), где прожил практически всю жизнь. Отметим, что на
тот момент эта территория входила в состав Российской Империи как
Эстляндская губерния. 24 февраля 1918 года Эстония стала независимой
республикой. Так в ходе исторических событий, а не личного выбора В.
Никифоров стал эмигрантом. В таллиннской газете «Последние известия» 10
сентября 1921 года выходит его первая публицистическая статья «Исполните
свой долг!», обращенная к соотечественникам с призывом позаботиться о
могилах белых солдат. Уже эта публикация привлекла внимание читающей
аудитории к новому писателю. В 1923 году выходит одно из первых
художественных произведений В. Никифорова, предназначенных для
детского чтения (рассказ «Васька и Гришка»). Именно с этого периода
писатель берет псевдоним «В. Волгинъ» в память о реке, символизирующей
для него далекую, но по-прежнему любимую Родину. Отметим, что писатель
использует два псевдонима: свои публицистические статьи он подписывает
псевдонимом «В. Волгинъ» («Василiй Волгинъ»), а для рассказов и повестей,
особенно с 1925, года чаще использует «В. Никифоровъ – Волгинъ»1,
своеобразно разграничивая два направления своего творчества.
Первые годы В.А. Никифоров-Волгин будет отдавать предпочтение
публицистике. Он работает корреспондентом, а потом и редактором в газетах
«Нарвскiй Листокъ» и «Старый Нарвскiй Листокъ», ведет колонки
«Маленькiй фельетонъ» (небольшие сатирические этюды на злободневные
темы) и «За проволокой» (рубрика посвящена жизни в Советской России),
часто именно его перу принадлежат и передовицы. В архивах мы
обнаружили более 80 (до сих пор не опубликованных) статей писателя,
которые предлагаем разделить на три группы:
1) собственно публицистические статьи: «О судьбах русской
эмиграции» (1923 год), «Pro domo sua» (1924 год), «Вэра народа» (1924 год),

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Творчество В.А. Никифорова-Волгина: поэтика сюжета и типология героев»

    Публикации автора в научных журналах

    Архетипические сюжеты в произведениях В. А.Никифорова-Волгина
    А. С. Конюхова // Вестник ВГУ. Серия : Филология,журналистика. — 2— № — С. 42
    Творчество В.А. Никифорова-Волгина в современных критических и научных исследованиях
    А. С. Конюхова // Вестник ВГУ.Серия : филология, журналистика. — 2— №— С. 43
    Типология героев в творчестве В. А. Никифорова-Волгина
    А. С. Конюхова // Вестник ВГУ. Серия : филология, журналистика.— 2— №— С. 41
    Основные лейтмотивы в повести В.А. Никифорова – Волгина «Дорожный посох»
    А. С. Артеменко // Научныетруды преподавателей и студентов гуманитарного факультета : сборникматериалов научной конференции. – Воронеж : Издательство Воронежскогогосударственного университета, 2– С. 250
    Мотив странничества в повести В.А. Никифорова – Волгина «Дорожный посох»
    А. С. Артеменко //Материалы VIII Международного форума Задонские Свято – Тихоновскиеобразовательные чтения. – Липецк : Издательство Липецкой и Елецкойепархии, 2– С. 149
    Россия разбойная и Россия веригоносная (на материале рассказов В. А. Никифорова – Волгина)
    А. С.Артеменко // Нравственные императивы в праве, образовании, науке икультуре : материалы Международного молодежного форума. – Белгород :Издательство БелГУ, 2– С. 18
    Рассказ «Заутреня святителей» в контексте прозы В. А. Никифорова – Волгина
    А. С. Артеменко //Материалы 9-го Международного форума Задонские Свято-Тихоновскиеобразовательные чтения. – Липецк : Изд-во Липецкой и Елецкой епархии,2– С. 196
    Символика пространственных образов в произведениях В. А. Никифорова-Волгина
    А. С. Артеменко //Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре :материалыМеждународногомолодежногофорума.–Белгород:Издательство БелГУ, 2– С. 15
    Образ преподобного Сергия Радонежского в контексте прозы писателя
    А. С. Артеменко // Материалы IIIМитрофановских церковно-исторических чтений. – Воронеж : ИздательствоВоронежского государственного университета, 2– С. 34
    Образ храма в произведениях В. А.Никифорова-Волгина
    А. С. Артеменко // Тропинка в науку : сборник работНаучного общества учащихся и студентов филологического факультета ВГУ.– Воронеж : Издательство АНО «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2– С. 14
    Пасхальный архетип в произведениях В. А.Никифорова-Волгина
    А. С. Конюхова // Студенческое сообщество иразвитие гуманитарных наук в XXI веке : материалы Международногостуденческого форума (16-18 апреля 2015 года). – Воронеж : ИздательскийДом ВГУ, 2– С. 3
    Этюд и рассказ в творчестве В. А. Никифорова-Волгина
    А. С. Конюхова // Теология: история, проблемы, перспективы :сборник научных статей. – Липецк, 2– С. 41

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022 год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»