Участие военно-морских офицеров русского флота в установлении сухопутно-морского пути в Среднюю Азию в XVIII – первой половине XIX вв.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. Участие военно-морских офицеров русского флота в
исследовательско -картографических экспедициях по изучению
акватории Каспийского моря
§1. Формирование каспийской концепции Петра I и создание
кораблестроительной базы для ее реализации………………………………….41
§2. Экспедиция А. Бековича-Черкасского – попытка установления
кратчайшего пути в Азию через акваторию Каспийского моря……..…………59
§3. Деятельность военно-морских офицеров в Каспийском море после смерти
Петра I ……………………………………………………………………………..75
ГЛАВА 2. Офицеры и нижние чины военно-морского флота в составе
Оренбургской экспедиции (комиссии) (1734–1744 гг.)
§1. Организация Оренбургской экспедиции – начало реализации проекта
И.К. Кирилова по установлению сухопутно-морского пути в Среднюю Азию
через акваторию Аральского моря (1734–1737 гг.)……………………………..93
§2. Деятельность военно-морских офицеров в составе Оренбургской комиссии
при В.Н. Татищеве (1737–1738 гг.) …………………………………………….112
§3. Адмиралы В.А. Урусов и И. И. Неплюев как проводники политики России
в юго-восточном регионе (1739–1758 гг.)………………………………………128
ГЛАВА 3. Аральская экспедиция А.И. Бутакова 1848 г. и еe историческое
значение
§1. Создание кораблестроительной базы Аральской экспедиции в первой
половине XIX в. Оренбургская верфь………………………………………….158
§2. Участие А.И. Бутакова и других военно-морских офицеров в создании
сухопутно-морского пути в Среднюю Азию в первой половине XIX в. ……174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….188
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………….…………..193
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………………….194
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….204
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………….…………………………………………. 223
Во Введении обоснована актуальность исследования, определены его
объект и предмет, хронологические и территориальные рамки, поставлены
цель и вытекающие из нее задачи, проанализирована степень изученности
темы и показана источниковая база проведенного исследования.
Определена методологическая база, раскрыты научная новизна и
практическое значение результатов проведенного исследования,
сформулированы выносимые на защиту положения и приведены сведения
об апробации результатов. Так же раскрываются основные
терминологические суждения, впервые предложенные автором
диссертации.
Первая глава «Участие военно-морских офицеров русского флота в исследовательски-картографических экспедициях по изучению акватории Каспийского моря» состоит из трех параграфов, где рассматриваются попытки продвижения Российского государства в Среднюю Азию через акваторию Каспийского моря в целях реализации каспийской концепции императора Петра I. Хронологически в первой главе исследуется период развития каспийской концепции с начала ее активизации в первой четверти XVIII в. и до экспедиции Н.Н. Муравьева в Хиву в первой четверти XIX в. включительно.
Параграф 1.1 «Формирование каспийской концепции Петра I и создание кораблестроительной базы для ее реализации» раскрывает теоретические положения и основную сущность каспийской концепции Петра I — учинение торговли с Индией через акваторию Каспийского моря. Анализируется возможность продвижения Российского государства в Среднюю Азию в целях оптимизации коммуникации до границ Индии и Китая путем использования речных путей среднеазиатских государств.
В параграфе 1.2 «Экспедиция А. Бековича-Черкасского — попытка установления кратчайшего пути в Среднюю Азию через акваторию Каспийского моря» дан анализ процесса организации экспедиции А. Бековича-Черкасского для исследования возможности установления кратчайшего сухопутно-морского торгового маршрута в Среднюю Азию. Раскрывается сущность установления возможности судоходства для использования речных путей среднеазиатских государств в целях дальнейшего продвижения к рубежам Индии и Китая. Дан анализ деятельности военно-морских офицеров по описанию и составлению карт Каспийского моря.
Параграф 1.3 «Деятельность военно-морских офицеров в Каспийском море после смерти Петра I» раскрывает попытки установления коммуникации со странами Средней Азии через акваторию Каспийского моря, которые циклично продолжали наследники Петра I. Показана деятельность по продолжению описания акватории Каспийского моря, исследованию рейдов, составлению лоций под началом военно-морских офицеров русского флота М.И. Войновича, П. Дефремери, И.В. Токмачева, А.П. Ладыженского, Г.Г. Басаргина, А.Е. Колодкина.
Вторая глава «Офицеры и нижние чины военно-морского флота в составе Оренбургской экспедиции (комиссии) (1734-1744 гг.)» состоит из трех параграфов. В ней рассматриваются попытки продвижения России в Среднюю Азию через акваторию Аральского моря в период развития Российского государства в юго-восточном направлении с момента начала действия киргиз-кайсакского проекта И.К. Кирилова во 2-й трети XVIII в.
Параграф 2.1 «Организация Оренбургской экспедиции — начало реализации проекта И.К. Кирилова по установлению сухопутно-морского пути в Среднюю Азию через акваторию Аральского моря (1734-1737 гг.)» содержит анализ того, что
В параграфе 2.2 «Деятельность военно-морских офицеров в составе Оренбургской комиссии при В.Н. Татищеве (1737-1738 гг.)» отмечается, что именно при управлении В.Н. Татищевым делами Оренбургской комиссии была проведена тотальная ревизия всех дел, перешедших к его исполнению после смерти И.К. Кирилова, в том числе и морских дел, и задач.
При В.Н. Татищеве была доказана невозможность строительства порта и флота на Аральском море, невозможность демонстрации военно-морской мощи России. Проведенная оптимизация расходования средств казны завершила так и не начавшуюся судостроительную программу Оренбургской комиссии. Стратегическая цель Оренбургской экспедиции (комиссии) не
была достигнута.
Параграф 2.3 «Адмиралы В.А. Урусов и И.И. Неплюев как проводники политики России в юго-восточном регионе (1739-1758 гг.)» посвящен вкладу «степных адмиралов» В.А. Урусова, И.И. Неплюева в реализацию скорректированного В.Н. Татищевым проекта деятельности Оренбургской комиссии. Деятельность В.А. Урусова по установлению сухопутно- морского торгового маршрута в Среднюю Азию ограничилась организацией и отправлением разведывательно-картографической экспедиции на побережье Аральского моря для предварительного исследования и описания возможности установления такого пути.
экспедиция И.К. Кирилова преподносилась как
воплощение идеи Петра I о международной торговле со странами Средней
Азии через акваторию Аральского моря. Катализатором послужили земли
принятых в подданство Каракалпаков и Киргиз-Кайсаков Младшей орды
(жуза), выходящие на побережье Аральского моря. Включение «штучного
товара» — офицеров императорского флота России подчеркивало высокую
значимость целей экспедиции.
И.И. Неплюев выполнил задачи по развитию Оренбургского края как плацдарма для дальнейшего наступления императорской России в Среднюю Азию, с освоением Аральского моря. Основные задачи, решение которых
вменялось И.И. Неплюеву, — разрешение киргиз-кайсакского вопроса, заключавшегося в скорейшем включении Киргиз-Кайсаков Старшей и Средней орды (жузов) в подданство Российского государства, и организация широкомасштабной торговли с государствами Средней Азии, Индией и Китаем.
Третья глава «Аральская экспедиция А.И. Бутакова 1848 г. и ее историческое значение» состоит из двух параграфов и рассматривает
Военно-
морские офицеры осуществляли несвойственную деятельность.
деятельность офицеров отдельного Оренбургского корпуса, которая положила начало для возобновления действий Российского государства по установлению сухопутно-морских торговых маршрутов, отложенных своим разрешением в первой половине XVIII в. Действиями офицеров отдельного Оренбургского корпуса был создан фундамент для осуществления военно- морской Аральской экспедиции А.И. Бутакова 1848 года.
В параграфе 3.1 «Создание кораблестроительной базы Аральской экспедиции в первой половине XIX в. Оренбургская верфь» анализируется военно-техническое оснащение, строительство морских судов, необходимых для предварительного изучения Аральского моря. Устанавливается роль командира Отдельного Оренбургского корпуса и военного губернатора Оренбургского края генерала от инфантерии Владимира Афанасьевича Обручева (1793-1866). Описывается участие поручика 2-го линейного батальона отдельного Оренбургского корпуса П.С. Мертваго в создании верфей в Оренбурге, на побережье Аральского моря и в постройке двух шхун «Николай» и «Михаил».
Параграф 3.2 «Участие А.И. Бутакова и других военно-морских офицеров в создании сухопутно-морского пути в Среднюю Азию в первой половине XIX в.» посвящен началу Аральской экспедиции 1848 г. Отправной точкой послужило прибытие в Оренбург 5 марта 1848 г. лейтенанта флота А.И. Бутакова. Начало парового судоходства на Аральском море ознаменовалось прибытием на флотилию первых паровых судов: парохода «Перовский» и железного парового баркаса «Обручев». В 1853 г. состоялось первое плавание парохода «Перовский» для поддержки войск при взятии крепости Ак-Мечеть.
В заключении подводятся итоги исследования, а также обобщаются выводы. Аральская экспедиция А.И. Бутакова 1848 г. имела исключительно важное значение для создания сухопутно-морских и водных коммуникаций императорской России со странами Средней Азии. Было описано и промерено Аральское море, составлены лоции и установлено судоходство по рекам Сыр-Дарья и Аму-Дарья, на 800 и 1500 км. вверх от устья соответственно.
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена высокой
степенью важности азиатского направления внешней политики России на
современном этапе, характеризующемся глобализацией общемировых
воздушных, морских и сухопутных транспортных коммуникаций.
Стратегическое положение на евразийском пространстве позволяет Российской
Федерации занять положение основного транспортно-логистического
регулятора в вопросах восточной торговли и взаимоотношений с азиатскими
странами.
В свете евразийской концепции развития России можно рассматривать
Каспийский регион, имеющий интегральное значение для Западных,
Центральных и Южных субрегионов Азии. В этом ключе выдержано
содержание «Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации
до 2030 года»1. В этом документе уделяется очень большое внимание
обеспечению безопасности морской деятельности в важных для России районах
морей и океанов. Для решения долгосрочных стратегических задач, стоящих
перед государством, устанавливается совершенствование системы защиты и
охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной
экономической зоны, континентального шельфа в зоне Каспийского моря,
находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Однако, как известно, примерно те же проблемы стояли перед Российским
государством 300 лет тому назад: Каспийское море и прилегающие к нему
регионы оказались в орбите внешней политики России еще в петровскую эпоху.
При этом Петр Первый, как никто другой из правителей России, понимал роль
человеческого фактора в процветании страны и всеми возможными для того
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. №1930-р
времени средствами старался подготовить преданных государственным
интересам инженерных, технических, военно-морских специалистов. Многие из
них, называвшие себя «птенцами гнезда Петрова», довели впоследствии до
логического завершения замыслы Петра Великого не только по закреплению
позиции России в регионе Каспийского моря, но и по дальнейшему
продвижению на Восток.
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена также
следующим фактором: необходимостью обобщения накопленного опыта по
установлению Российским государством коммуникаций с азиатскими странами.
В связи с этим возникает потребность в исследовании деятельности военно-
морских офицеров России, которые в XVIII–XIX вв. внесли достойный вклад в
установление сухопутно-морского пути к государствам Средней Азии, а далее к
Индии и Китаю через акватории Каспийского и Аральского морей. Такая
постановка научной проблемы заявлена впервые.
Степень разработанности научной темы и поставленных в
диссертационном исследовании вопросов характеризуется отсутствием
специальных работ, непосредственно связанных с участием военно-морских
офицеров русского флота в установлении сухопутно-морских путей в Среднюю
Азию через такие географические районы, как акватории Каспийского и
Аральского морей с прилегающими территориями. Тем не менее, имеется
множество исследований, которые в той или иной степени относятся к
рассматриваемой теме. Их можно разделить на 3 периода, которые в
хронологическом плане условно можно определить, как дореволюционный (до
1917 г.), советский (до 1991 г.) и современный – начиная c 90-х гг. XX в. по
настоящее время.
Рассмотрим особенности освещения темы данного диссертационного
исследования в дореволюционной историографии. Литературу
дореволюционного периода по поставленной научной проблеме едва ли можно
считать избыточной. Ранние известные нам труды по отдельным аспектам
рассматриваемой темы в основном представлены произведениями самих
участников событий. Они были связаны с организованным Петром I
географическим описанием и картографированием территории Российской
империи. В XVIII в. историческая наука в России только зарождалась, и
проводники восточной политики Петра I, такие как Ф.И. Соймонов,
В.Н. Татищев, П.И. Рычков и другие, одновременно стали первыми историками-
летописцами и исследователями восточной политики России той эпохи.
Большой интерес представляют дневниковые заметки одного из
участников, описываемых в данной диссертации событий – унтер-лейтенанта
Военно-Морского Флота Ф.И. Соймонова с дополнениями, внесенными в них
академиком Петербургской Императорской Академии наук Г. Ф. Миллером2.
Хотя эти заметки были опубликованы в 1765 г., они повествуют о более ранних
событиях. Ф.И. Соймонов подробно описывает алгоритм исследования
Каспийского моря, составление и типографское исполнение созданной по
результатам описания карты, а также называет причины возникновения
предпосылок для организации экспедиции А. Бековича-Черкасского как первой
попытки, предпринятой Петром I для реализации, сформулированной им
каспийской концепции.
Особое место занимают труды участников Оренбургской экспедиции,
направленной в 1734 г. для открытия «окна» на Восток путем строительства
нового города на р. Орь и пристани на Аральском море. Непосредственный
участник этой экспедиции П.И. Рычков стал автором нескольких произведений.
Соймонов Ф.И. О торгах за Каспийское море древних средних и новейших времен; Выписано
из журнала его превосходительства господина тайнаго советника, сенатора и ордена святаго
Александра кавалера Федора Ивановича Соймонова, и из внесенных во оной дополнений
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!