Улучшение качества управления организацией на основе международных и национальных стандартов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Абакумова Жанна Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ…………………………………………………13
1.1. Современное состояние пищевой промышленности и перспективы ее
развития………………………………………………………………………………..13
1.2. Качество управления организацией: понятие, экономическая сущность,
подходы………………………………………………………………………………..24
1.3. Роль стандартизации в улучшении качества управления организацией
масложировой отрасли………………………………………………………………..34
Выводы по главе 1……………………………………………………………………..42
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ…………………………………………………44
2.1. Определение среды организации и её основных заинтересованных сторон…44
2.2. Методические подходы к улучшению качества управления организацией
масложировой отрасли с учетом требований потребителей………………………..52
2.3. Методические подходы к улучшению качества управления организацией
масложировой отрасли с учетом требований собственников………………………61
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..72
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ…………………………………………………74
3.1. Методические подходы к улучшению качества управления организацией
масложировой отрасли, ориентированные на совершенствование управления
вовлечением персонала……………………………………………………………….74
3.2. Методические подходы к улучшению качества управления организацией
масложировой отрасли, ориентированные на совершенствование управления
поставщиками…………………………………………………………………………87
3.3. План формирования и внедрения интегрированной системы менеджмента
согласно требованиям международных и национальных стандартов с целью
улучшения качества управления организацией. Оценка затрат организации (на
примере масложировой отрасли)…………………………………………………….97
Выводы по главе 3………………………………………………………………..….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….114
Приложение А Организации масложировой отрасли………………………….….132
Приложение Б Анкета по исследованию вовлеченности персонала………….….137
Приложение В Чек-лист для оценки работы с поставщиками…………………….138
Приложение Г Форма для учета и оценки (в т. ч. повторной оценки)
поставщиков …………………………………………………………………………139

Уточнен термин «качество управления организацией» как «соответствие результатов интеграционных взаимодействий системы менеджмента организации требованиям международных и национальных стандартов» на основе проведенного терминологического анализа и анализа частотности русскоязычных и зарубежных сетевых и наукометрических ресурсов.
Проведены следующие исследования: 1) анализ литературы, с точки зрения различных авторов; 2) анализ российских интернет-источников; 3) анализ зарубежных источников с помощью поисковых систем; 4) опрос сотрудников организации. Результаты анализа классифицированы на четыре подхода к определению термина качество управления организацией»: первый – улучшения качественных характеристик продукции; второй – эффективности и результативности организации; третий – вовлеченности персонала; четвёртый – достижения результатов, в т.ч. финансовых.
Путем интеграции выше представленных подходов в диссертации уточнен термин «качество управления организацией». Отличие этого термина от терминов, предлагаемых другими исследователями, заключается в ориентации на интеграцию требований международных и национальных стандартов на системы менеджмента организации, которые наиболее полно отражают ее отраслевую специфику.
На основе методик Г. Саважа и Р. Митчела, на примере организации масложировой отрасли были определены ее основные заинтересованные стороны: потребители, собственники, персонал, поставщики, оказывающие значительное влияние на качество управления организацией.
2. Разработана модель системы менеджмента организации масложировой отрасли согласно требованиям международных и национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000- 2019; ГОСТ Р 56404-2015, включающая СМК организации, СМБПП, а также бережливого производства.
Для исследуемой нами организации масложировой отрасли разработана модель системы менеджмента, соответствующая требованиям стандартов – ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015 (рисунок 1).
ГОСТ Р ИСО 56404-2015
ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Рисунок 1- Интегрированная модель организации масложировой отрасли
3. Установлена связь между размерами организаций масложировой отрасли и наличием у них сертифицированной системы менеджмента согласно требованиям стандарта/-ов на основе проведенного анализа. Предложен показатель «условная трудоемкость», позволяющий рассчитать величину затрат разработки и внедрения ИСМ в зависимости от вариаций применяемых международных и национальных стандартов.
На основе статистических данных проанализированы все – 74 организации масложировой отрасли РФ на наличие сертифицированной системы менеджмента согласно требованиям стандарта/-ов. По результатам анализа все организации классифицированы на четыре группы: первая – соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007; вторая – соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015; третья – соответствуют требованиям ГОСТ Р 22000-2007, ГОСТ Р ИСО 9001-2015; четвертая –система менеджмента внедрена, но не сертифицирована, по ряду организаций отсутствует информация на сайте о наличии сертификатов.
Для организаций всех размеров характерна система менеджмента, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007. Интегрированная система менеджмента свойственна для крупных организаций. Наличие сертификатов в организациях на соответствие ГОСТ Р 56404-2015 в рамках проведенного анализа не обнаружено (рисунок 2).
Контент-анализ стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р ИСО 22000-2019, ГОСТ Р 56404-2015 показал наличие более 70% равнозначных элементов для интеграции. На основании этого, для оценки трудоемкости работ по внедрению системы менеджмента организации, нами был предложен показатель «условная трудоемкость» (А), под которым понимается количество чел.-часов, необходимых организации для разработки и внедрения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (формула 1).
ГОСТ Р ИСО 22000-2019
Малые организации; 31%
Средние организации; 27%
Крупные организации; 42%
Нет данных/ сертификаты отсутствуют; 33%
ГОСТ Р ИСО 22000-2007; 39%
ГОСТ Р ИСО 9001-2015; 16%
ГОСТ Р ИСО 9001-2015
+ ГОСТ Р ИСО 22000-2007; 12%
Рисунок 2 – Связь между размерами организаций и наличием сертифицированной системы менеджмента
A=n1*k1 +n2*k2, (1) где n1–количество часов, которые будут затрачены одним сотрудником службы качества на весь период разработки и внедрения СМК, час; k1 – число сотрудников службы качества, чел.; n2 – количество часов, которые будут затрачивать руководители и специалисты организации за тот же период, час; k2 – число руководителей и специалистов организации, задействованных для
разработки и внедрения СМК, чел.
Рассчитан показатель «условная трудоемкость» разработки и внедрения
системы менеджмента по указанным четырем вариантам, для исследуемой организации он составит 1,33А (таблица 1).
Таблица 1- Оценка трудоемкости работ по внедрению СМ организации
Что внедряется
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 ГОСТ Р ИСО 22000-2007 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 + ГОСТ Р ИСО 22000-2007 СМ не сертифицирована/ отсутствует информация
Трудоемкость работ (ТЕ), чел.-час.
Общая ТЕ, чел. – час.
1,1 А 1,33 А
0,53 А 2,1 А
Что внедрено и сертифицировано
ГОСТ Р ИСО 9001-2015
– 0,8 А

1 А
ГОСТ Р ИСО 22000-2019
0,8 А 0,23 А
0,23 А 0,8 А
ГОСТ Р 56404-2015
0,3 А 0,3 А
0,3 А 0,3 А
4. Определен и применен инструментарий для улучшения качества управления организацией с учетом требований потребителей и собственников организации, установлены потери, связанные с качеством управления, проведено картирование процессов жизненного цикла организации и рассчитана их эффективность на примере организации масложировой отрасли.
Автор исследования провел опрос более 100 респондентов с целью определения пожеланий потребителей на примере продукта масложировой отрасли -майонеза. Наиболее предпочитаемой маркой является «Гастрономь Провансаль». К основным требованиям, выделенных респондентами,
Размер сертифицированной организации
Наличие СМ
относятся качество и безопасность продукции. При этом основной акцент направлен на улучшение потребительской характеристики – вкуса (40,6%). Ориентируясь на требования потребителей, в организации масложировой отрасли применена технология QFD -развертывание функций качества. При построении первого «дома качества» по данной технологии была установлена связь между пожеланиями потребителей и характеристиками качества продукции (майонеза). При построении второго «дома качества» установлена связь между характеристиками качества продукции и процессами производства. Определено, что удовлетворение требований потребителей может быть достигнуто при совершенствовании управления процесса «Закупки», который обеспечивается поставщиками организации с сохранением гарантированного уровня пищевой безопасности.
На основе данных Росстата нами проанализирована информация по количеству случаев пищевых отравлений населения. Установлено, что за последние 5 лет наблюдается стабильный рост (+180,3%) отравлений, основной причиной которых являются небезопасные продукты питания, содержащие болезнетворные бактерии, вирусы, паразиты, вредные химические вещества. Изучены требования потребителей к показателям безопасности продукции, а также информация, размещенная на ее упаковке. Определено, что большинство (77%) показателей (кислотность, стойкость эмульсии, содержание дрожжей, и т.д.) отсутствуют на упаковке. Следовательно, потребитель не ассоциирует безопасность пищевой продукции с рассмотренными показателями. Анализ маркировки продукции показал возможность визуализировать соответствие ГОСТ 31761-2012 и возможность установить порог безопасности только в части даты изготовления и сроков хранения, наличия/отсутствия консервантов и ГМО.
Ориентируясь на собственников организации, нами рассчитаны ее основные экономические показатели. Подтверждено, что величина потерь значительно опережает рост прибыли организации масложировой отрасли (рисунок 3).
200000 150000 100000
72691 29566
103844 89379
61538 0 182
50000
2017
Прибыль организации, тыс. руб.
2018 2019
Потери организации, тыс. руб.
Рисунок 3 – Показатели, важные для собственников организации
На основании данных исследуемой организации масложировой отрасли определено, что наибольшие потери (64%) связаны с качеством управления процесса «Закупки». С помощью диаграммы Парето установлены основные виды потерь и проанализированы причины их возникновения. Среди них первое место занимает – «Несвоевременное составление заявок
поставщикам»; основной коренной причиной является отсутствие специалиста в сфере закупок (рисунок 4). Потери, связанные с качеством выпускаемой продукции, составляют 19%. Анализ выявил, что основной причиной брака при производстве занимает «Не свойственный цвет», источником появления которого является некачественное сырье.
-1 1 3 5 7
80 70 60 50 40 30 20 10
Накопленный
процент 100
80 60 40 20
35
18
7
00
АБВГДЕ
Рисунок 4 – Потери организации масложировой отрасли, связанные с качеством управления процесса «Закупки»
где А – несвоевременная подача заявок поставщикам; Б – некорректное составление заявок; В – недопоставки; Г- не прохождение входного контроля качества; Д – несоблюдение сроков «точно во время»; Е – прочие потери.
Применен инструмент бережливого производства «Картирование потока создания ценности». Установлено, что наиболее слабой степенью управления обладает процесс «Закупки» (50,4%), рисунок 5.
Закупка сырья
Производство
24 мин
30 мин
65 мин
25 мин
90 мин
55 мин
45 мин
4 мин
15 мин
20 мин
42 мин
40 мин
60 мин
10 мин
33 мин
95 мин
59 мин
210 мин
10 мин
15 мин
78 мин
36 мин
37 мин
35 мин
15 мин
10 мин
8 мин
15 мин
3 мин
5 мин
7 мин
7 мин
21 мин
14 мин
40 мин
118 мин
Т ценное Т потери Эф = 334 мин 329 мин 50,4%
Т ценное Т потери Эф = 221 мин 63 мин 77,8%
Эф = 82,5%
Эф = 81,9%
Эф = 80,8%
Эф = 84%
Рисунок 5 –Картирование потока создания ценности процессов жизненного цикла продукции организации масложировой отрасли
потери
ценное
Определение параметров закупки Формирование и утверждение заявки
Поиск и выбор поставщиков
Оформление заказа
Контроль выполнения заказа
Разгрузка, приемка
Сверка документов, оприходование
Выдача сырья в производство
Взвешивание и сортировка
Просеивание
Приготовление майонезной пасты
Гомогенизация
Выстаивание
Подача в накопительную емкость
Контроль качества готовой продукции
Упаковка
Отгрузка
Транспортировка в торговые точки
5. Предложены методические подходы к улучшению качества управления путем совершенствования управления вовлечения персонала и управления поставщиками организации на примере масложировой отрасли.
Проведенный анализ трудов российских и зарубежных авторов позволил установить, что показатель «вовлеченность персонала» является одним из важнейших, определяющих качество управления организацией.
Для оценки уровня вовлеченности персонала в организации масложировой отрасли был проведен опрос на основе разработанной нами анкеты. Анкетирование проводилось анонимно, анкету заполнили 73 человека (54%), на вопросы были установлены варианты ответов: «да», «нет». Оценка проводилась по формуле 2.
Вп, = (N /Ʃ N) * 100, (2)
где Вп – вовлеченность персонала, %; N – количество положительных
ответов; ƩN – общее количество ответов, предусмотренных анкетой. Вовлеченность персонала (Вп) составила 68,1%. Установленный уровень по адаптированной нами шкале оценки вовлеченности персонала Й.Хеллевига является пограничным (между зоной безразличия и зоной результативности). Определены основные причины, снижающие уровень вовлеченности персонала: несоответствие оплаты труда выполняемой работе (46,6%); медленный карьерный рост (50,7%); ограниченные взаимоотношения с руководством и коллегами (34,2%); отсутствие
полномочий для принятия самостоятельных решений (52,1%).
На основе требований международных и национальных стандартов к персоналу организации определены области интеграции (рисунок 6). Согласно пункту 7.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р 56404-2015, ГОСТ Р ИСО 22000-2019 для эффективного функционирования организации работники должны быть информированы о своём вкладе по улучшению результативности систем менеджмента качества, безопасности и бережливости её производства. В соответствии с п.7.1.4 ГОСТ Р 56404-2015 социально-психологическую среду необходимо рассматривать как основу для вовлечения работников организации в поиск и сокращение реальных и потенциальных потерь в процессе потоков создания ценности на основе постоянного их улучшения. На основе п. 10.2.4 ГОСТ Р 56404-2015 рекомендовано определять и использовать индивидуальные и коллективные формы организации труда работников для вовлечения их в деятельность по
постоянному улучшению качества управления на всех её стадиях. Использован метод нормирования труда «Фотография рабочего дня» для определения потерь рабочего времени и уровня вовлеченности сотрудника организации в текущем и будущем периодах после проектируемых мероприятий. По проведенным наблюдениям потери
рабочего времени составили
нерегламентированных перерывов в работе, связанных с нарушением трудовой дисциплины, лишних перемещений, непроизводительной работы, вовлеченность сотрудника повысилась с 71,9% до 86,8%.
Рисунок 6 – Определение областей интеграции
С помощью экономико-математического моделирования определены ключевые показатели для проведения оценки качества управления организацией. Для анализа зависимости между прибылью, потерями, безопасностью продукции, вовлеченностью персонала организации использовали линейную модель множественной регрессии. Была проверена гипотеза о нормальном распределении прибыли организации. Установлено, что распределение прибыли с вероятностью 95% является нормальным.
Построена линейная модель множественной регрессии (уравнение 3).
у = -7666,745 -1,17х1+ 336,47х2- 86,64 х3, (3) где х1 – потери организации, тыс. руб.; х2 – безопасность продукции,
количество отравлений; х3 – вовлеченность персонала организации, %.
С помощью критерия Стьюдента оценена значимость коэффициентов регрессии, на основании которого принято решение об исключении незначимых переменных из модели. Проведена проверка адекватности модели с помощью критерия Фишера F. Автором доказано, что предложенное уравнение является значимым, а связь между переменными – существенная, что позволяет нам построить достоверный прогноз поведения прибыли организации при известных переменных. Очевидно, что с увеличением процента вовлеченности персонала возрастает величина прибыли
организации (рисунок 7).
28,1%. За счет устранения

12000
8000
4000
0 20 40 60 80 100
Вовлеченность персонала, %
Series1
Linear (Series1)
Рисунок 7 – Линейная взаимосвязь прибыли и вовлеченности персонала Улучшение качества управления организацией может быть достигнуто за счет взаимовыгодных отношений с поставщиками. В соответствии с требованиями пункта 8.4.1 «Общие положения» стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 организация масложировой отрасли должна применять критерии оценки, выбора, мониторинга результатов деятельности, проводить повторную оценку внешних поставщиков. Аналогичные требования выдвигаются в пункте 7.1.6 «Управление получаемыми извне процессами, продуктами или услугами» ГОСТ Р ИСО 22000-2019. Пункт 8.4 «Управление внешним снабжением (поставщиками)» ГОСТ Р 56404-2015 содержит требования, которые заключаются в обеспечении синхронизации потоков поставок с целью увеличения ценности организации. При управлении поставками следует соблюдать: сроки поставок (just in time); объем минимальной партии; качество продукции; возможность совместной деятельности с поставщиками по развитию их системы менеджмента
бережливого производства.
Автором был разработан чек-лист на соответствие нормативных
требований п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015; п. 7.1.6 ГОСТ Р ИСО 22000-2019; п. 8.4 ГОСТ Р 56404-2015. Принято, что высокая степень реализации требований соответствует 5 баллам; средняя – 3; слабая – 1. Средний результат самооценки работы с поставщиками составил 3,1 балла.
На основании данных исследуемой организации установлено, что значительный темп роста потерь (с 28,9% до 72,6%) приходится по вине поставщиков (таблица 2). Основными причинами являются: недопоставки; непрохождение входного контроля качества; несвоевременность поставок «точно в срок».
Таблица 2 – Потери организации масложировой отрасли
Годы Темп Темп
Потери
Потери организации, тыс. руб., в т.ч.:
-потериповинепоставщиков
2017 2018 2019 изменения изменения 2018/2017 2019/2018
61538 72691 103844
13538,4 17445,8 30114,8
118,1 142,8
128,9 172,6
47999,6 55245,2 73729,2
с процессом «Закупки». Для наглядного отображения потерь, не приносящих
-потериповинеорганизации
Управление поставщиками организации находится в неразрывной связи
115,1 133,5
Прибыль организации, тыс. руб.
ценность организации масложировой отрасли, была составлена карта текущего состояния потока создания ценности процесса «Закупки». Она включает 7 этапов: 1 – определение параметров закупки; 2 – формирование и утверждение заявки; 3 – поиск и выбор поставщиков; 4 – оформление заказа; 5 – контроль выполнения заказа; 6 – приемка и входной контроль качества; 7– учет поступлений материальных ресурсов. Данное распределение установило, что наибольшие потери приходятся на время ожидания выполнения заказа (35,9%), а также повторную оценку поставщиков из-за невыполнения установленных требований (23,7%). На рисунке 8 предложен усовершенствованный алгоритм управления процессом «Закупки».
Оценку поставщиков рекомендуется осуществлять по шкале, разработанной нами. Ниже предложено описание каждого критерия и выставлена их балльная оценка (таблица 3).
Таблица 3 –Шкала оценки критериев
Критерии
1.Качество и безопасность
2.Цена
4.Предоставление образцов продукции
6.Выполнение объема заказа
8.Гибкость системы оплаты 9.Удаленность поставщика
Баллы 12345
недопустимое низкое среднее хорошее высшее
высокая незначительно средняя незначительно низкая выше средней ниже средней
нет – – – да
3.Соблюдение сроков поставки «точно во время»
перенос срока поставки
значительные отклонения
небольшие отклонения
«точно в срок»
раньше срока
5.Наличие сертифицированной системы менеджмента качества
отсутствует



имеется
0-20
100% предоплаты
21-40
50% предоплаты
41-60
25% предоплаты
61-80
по факту поставки
81-100
различные условия
7.Прохождение входного контроля качества
0-20
21-40
41-60
61-80
81-100
за пределами другой регион соседний Красноярский Красноярск РФ РФ регион РФ край
Оценивание потенциальных поставщиков предлагается проводить с помощью количественного метода (формула 4).
Rпоставщика, = (N /Ʃ Nmax) * 100, (4) где Rпоставщика – рейтинг поставщика, %; N – количество набранных
баллов по результатам оценки; ƩNmax–максимальная сумма баллов по шкале.
Определение номенклатуры
Производственная программа организации
Анализ рынка и определение перечня поставщиков
Определение параметров закупок: объем партии, сроки поставок
Выбор методики и оценка поставщиков (повторная оценка)
Критерии выбора поставщиков на основе стандартизации:
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 ГОСТ Р 56404-2015
Классификация поставщиков
Отклоненный
Одобренный
Соответствует?
Да
Исключение и внесение в черный список поставщиков
Проведение аудита
(в т.ч. второй стороной)
Нет
Внесение в базу поставщиков
Заключение договора на поставку
Входной контроль качества и проверка документов на соответствие
Нет
Соответствует требованиям?
Возврат поставщикам
Да
Склад
Рисунок 8 – Алгоритм управления процессом «Закупки»
На основе полученных данных разработан рейтинг, позволяющий
дифференцировать поставщиков по степени их надежности (таблица 4).

18 Таблица 4 – Рейтинг поставщиков
Поставщики Значение Взаимодействие
Стратегический поставщик (А)
91% -100%
Отличный поставщик, соответствующий требованиям, рекомендован к заключению или пролонгации договора с учетом условий постоянного улучшения
Надежный поставщик (Б)
71% – 90%
Имеются незначительные отклонения по показателям, необходимо провести корректирующие действия
Обычный поставщик (В)
51% – 70%
Имеются отклонения по некоторым показателям, дальнейшее взаимодействие возможно по результатам внепланового аудита второй или третьей сторонами
Опасный поставщик (Г) < 50% Дальнейшее взаимодействие исключено 6.Разработан план формирования и внедрения ИСМ согласно требованиям международных и национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015 с целью улучшения качества управления организацией. Проведена оценка затрат организации (на примере масложировой отрасли). Согласно выбранной модели (таблица 1) разработан план формирования и перехода организации на ИСМ по требованиям вышеуказанных международных и национальных стандартов. Он включает в себя 5 этапов: подготовительный; проектирование; документирование; внедрение; сертификация. Составлена смета затрат на разработку и внедрение ИСМ на основе данных исследуемой организации и показателя «условная трудоемкость», которые составили 1766821,15 руб. на период 190 дней. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Научные выводы и рекомендации, представленные в диссертационной работе, обеспечили достижение поставленной цели. Разработаны теоретические и методические подходы, практические рекомендации по улучшению качества управления организацией и в цепочке заинтересованных сторон на основе международных и национальных стандартов. Получены следующие результаты: установлена связь между размером организации и наличием сертифицированной системы менеджмента; рассчитан показатель «условная трудоемкость» разработки и внедрения ИСМ в возможных вариациях; определены основные заинтересованные стороны организации масложировой отрасли: потребители, собственники, персонал, поставщики. Применен инструментарий для улучшения качества управления организацией на примере масложировой отрасли с учетом требований потребителей и собственников организации. Предложены методические подходы к улучшению качества управления организацией, ориентированные на совершенствование управления вовлечения персонала и поставщиками организации. Разработан план формирования и внедрения ИСМ, дана оценка затрат организации по этапам его разработки и в целом (на примере масложировой отрасли). Изложенные в диссертационном исследовании методические и практические рекомендации внедрены в ООО «Красноярский майонезный завод» и могут быть рекомендованы для использования другими организациями масложировой отрасли с целью улучшения качества управления процессами её жизненного цикла.

Актуальность темы исследования. Поиск подходов к улучшению качества
управления организацией является первостепенной задачей в условиях
многозадачности экономики и неопределенности внешней среды. Проблемы
большинства организаций связаны с отсутствием разработанного механизма по
непрерывному улучшению их систем менеджмента, основанного на качестве
управления. Применение стандартов позволяет сократить время на поиск
оптимального пути развития организации, поэтому они стремятся
стандартизировать свои внутренние процессы и строить системы управления,
соответствующие международным и национальным стандартам.
В отраслевой структуре обрабатывающего производства пищевая
промышленность занимает третье место (12,8%) после топливной
промышленности (24%) и машиностроения (16%) и входит в число лидеров по
выпуску и реализации продукции. Возрастающий спрос на продовольственные
товары приводит к созданию, как небольших предприятий, так и
транснациональных корпораций. В стратегии развития пищевой и
перерабатывающей промышленности РФ также отмечается, что «масложировой
подкомплекс является важной частью пищевой индустрии». Маргариновая
продукция и жиры специального назначения пользуются большим спросом в
кондитерской, хлебопекарной, молочной и консервной промышленностях, в сфере
общественного питания и других организациях.
Наряду с этим, в РФ за последние три года наметилась угрожающая
тенденция для здоровья человека – увеличение числа пострадавших при пищевых
отравлениях. Поэтому требования к обеспечению безопасности продукции
организаций масложировой отрасли являются ключевыми и неизменными в
цепочке создания потребительской ценности для всех участников процесса.
Однако обеспечение безопасности продукции и даже удовлетворенность конечных
потребителей не являются гарантом стабильности и успеха организации в
будущем. Потребность организации в построении гибкой системы управления,
способной оперативно, «бережливо» и адекватно реагировать на запросы внешней
среды и желании развиваться является приоритетной в условиях конкуренции.
Всё вышеперечисленное обуславливает необходимость разработки
теоретических и методических подходов, практических рекомендаций по
улучшению качества управления как в организации, так и в цепочке
заинтересованных сторон на основе международных и национальных стандартов в
области масложировой отрасли, входящей в состав пищевой промышленности. Это
и предопределило выбор данной темы.
Степень разработанности научной проблемы. Вопросы управления
качеством организации являлись предметом исследований ряда авторов:
И.К. Адизес, И.И. Антонова, Д. Бодди, Т.А. Бондарская, А.В. Бусыгин,
Ю.В. Веселова, В.А. Винокуров, О.П. Глудкин, П.Ф. Друкер, А.Г. Жукова,
Н.В. Злобина, Х. Иосихара, Ю.А. Кармышев, Р.М. Качалов, С.П. Коноплев,
В.И. Королев, Н.В. Кузнецова, С.Н. Кузьмина, Ю.А. Куликов, И.И. Мазур,
Т. Питерс, В.А. Разумов, В.Н. Рожков, П.С. Серенков, А.Ю. Сизикин,
Ю.А. Слепцова, А.А. Солдаткин, М.О. Тарский, Р. Уотерман, В.Ф. Шварик и др.
Вопросы и проблемы внедрения менеджмента качества в пищевой
промышленности рассмотрены в работах: Ю.А. Алексеевой, В.Л. Аркашуни,
Н.И. Дунченко, А.С. Истомина, В.А. Матисона, Ю.М. Сапего, Ю.Н. Фазлиевой,
С.А. Хохлявина и др., в том числе масложировой отрасли – А.С. Гусевой,
В.И. Мартынович, О.М. Пасынковой, А.А. Петрушенко, М.В. Филатовой,
А.Н. Шинкевич и др.
Вопросы улучшения качества управления организацией на основе
стандартизации рассмотрены следующими авторами: В.Я. Белобрагиным,
Е.А. Горбашко, Т.И. Зворыкина, А.В. Лобаревой, Н.Д. Лупандиной,
Е.Н. Михеевой, В.В. Окрепиловым, А.В. Савва, Т.А. Салимовой, Л.А. Саргсян,
В.П. Семеновым, А.Д. Серикбаевой, В.В. Силаевой, Ж.М. Сулейменовой,
И.В. Тверской, Ю.В. Черных и др.
Вопросы, связанные с управлением представлены в работах В.А. Короткова,
М.Г. Кузьминой, В.А. Лапидуса, Д.Л. Миллера, К.Р. Стивена, и др.
Существующее множество подходов к определению качества управления
организацией ставит актуальной задачу по уточнению данного понятия. Несмотря
на различные исследования, масложировая отрасль на сегодняшний день остается
наименее раскрытой, с точки зрения управления качеством организации. Также
недостаточно работ, посвященных интеграции требований стандартов ГОСТ Р
ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015, учитывающих
отраслевую специфику, в том числе для организаций масложировой отрасли. Все
это подчеркивает актуальность содержания проведенных автором исследований.
Цель исследования заключается в разработке теоретических и
методических подходов, практических рекомендаций по улучшению качества
управления организацией и в цепочке заинтересованных сторон на основе
международных и национальных стандартов в области масложировой
промышленности.
Задачи исследования:
1. Уточнить термин «качество управления организацией» на основе
международных и национальных стандартов с учетом требований основных
заинтересованных сторон.
2. Проанализировать современное состояние масложировой отрасли и
разработать модель системы менеджмента для ее организации согласно
требованиям следующих международных и национальных стандартов: ГОСТ Р
ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015.
3. Определить и применить инструментарий для улучшения качества
управления организацией с учетом требований потребителей и собственников
организации на примере масложировой отрасли.
4. Предложить методические подходы к улучшению качества управления
организацией, ориентированные на совершенствование управления вовлечением
персонала и поставщиками организации, на примере масложировой отрасли.
5. Разработать план формирования и внедрения интегрированной системы
менеджмента (далее ИСМ) согласно требованиям международных и национальных
стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-
2015. Провести оценку его затрат на примере организации масложировой отрасли.
Объектом исследования являются организации масложировой отрасли
пищевой промышленности субъектов РФ.
Предметом исследования определено качество управления организацией и
поиск возможностей его улучшения на основе международных и национальных
стандартов.
Теоретической и методологической основой исследования являются
труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, ведущих
специалистов в области менеджмента качества управления, материалы научных
конференций в области пищевой промышленности и масложировой отрасли,
монографии, учебные пособия с элементами научных исследований, стандарты,
периодические издания. Для решения поставленных задач диссертационной
работы на всех этапах исследования использовались следующие методы: QFD
(развертывание функций качества), статистический, сравнительно-экономический
анализ, экономико-математическое моделирование и прогнозирование, опросы,
анкетирование, сравнение, классификация.
Информационную базу исследования составили данные Росстата,
информационно-аналитические и справочные материалы, опубликованные в СМИ,
Интернет-ресурсы, материалы, полученные и систематизированные автором на
предприятии масложировой отрасли.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
подтверждается: использованием в диссертации фундаментальных трудов
российских и зарубежных ученых, нормативно-правовых документов,
официальных статистических данных и применением общенаучных и специальных
методов исследования; достоверностью информационного обеспечения,
положительной оценкой, полученной на научно-практических конференциях.
Результаты работы, выводы и рекомендации не противоречат положениям
экономической науки, а также международным и российским стандартам в области
управления качеством.
Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей.
Диссертация выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 –
Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление
качеством продукции): п.13.4 «Организационно-экономические проблемы
формирования и мониторинга систем менеджмента качества предприятия
(организации)»; п.13.25 «Стандартизация и качество управления организацией
(предприятием)» Паспорта научных специальностей ВАК Российской Федерации
(экономические науки).
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке
теоретических и методических подходов по улучшению качества управления
организацией и в цепочке заинтересованных сторон на основе международных,
национальных стандартов.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие
научной новизной и полученные лично соискателем.
1. Уточнен термин «качество управления организацией» как «соответствие
результатов интеграционных взаимодействий системы менеджмента организации
требованиям международных и национальных стандартов» на основе
проведенного терминологического анализа и анализа частотности русскоязычных,
зарубежных сетевых и наукометрических ресурсов.
2. Разработана модель системы менеджмента организации масложировой
отрасли согласно требованиям международных и национальных стандартов: ГОСТ
Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015, включающая
систему менеджмента качества организации (далее СМК), систему менеджмента
безопасности пищевой продукции (далее СМБПП), а также бережливого
производства.
3. Установлена связь между размерами организаций масложировой отрасли
и наличием у них сертифицированной системы менеджмента согласно
требованиям стандарта/-ов на основе проведенного анализа. Предложен показатель
«условная трудоемкость», позволяющий рассчитать величину затрат разработки и
внедрения ИСМ в зависимости от вариаций применяемых международных и
национальных стандартов.
4. Определен и применен инструментарий для улучшения качества
управления организацией с учетом требований потребителей и собственников
организации, установлены потери, связанные с качеством управления, проведено
картирование процессов жизненного цикла организации и рассчитана их
эффективность на примере организации масложировой отрасли.
5. Предложены методические подходы к улучшению качества управления
путем совершенствования управления вовлечения персонала и поставщиками
организации на примере масложировой отрасли. На основании разработанной
методики оценки вовлеченности персонала, включающей анкету опроса персонала
и адаптированную шкалу его оценки Й.Хеллевига, определены основные причины,
снижающие его уровень. Предложено их устранение путем использования
интеграционных требований и рекомендаций международных и национальных
стандартов. С помощью экономико-математического моделирования
подтверждено, что с увеличением вовлеченности персонала возрастает величина
прибыли организации. Проведена оценка соответствия управления процесса
взаимоотношениями с поставщиками интегрированным требованиям
международных и национальных стандартов, составлена карта текущего состояния
процесса «Закупки» и обоснована необходимость его корректировки с учетом
международных и национальных нормативных требований. Усовершенствованы
алгоритм управления процессом «Закупки» и методика оценки надежности
поставщиков.
6. Разработан план формирования и внедрения ИСМ согласно требованиям
международных и национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р
ИСО 22000-2019; ГОСТ Р 56404-2015 с целью улучшения качества управления
организацией. Проведена оценка затрат по этапам внедрения ИСМ организации (на
примере масложировой отрасли).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
результаты диссертационной работы, выполненные на основе международных и
национальных стандартов, расширяют научные знания в области улучшения
качества управления организацией. Автором уточнено определение термина
«качество управления организацией» и установлен перечень основных
заинтересованных сторон, оказывающих значительное влияние на качество
управления организацией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
полученные результаты могут использоваться в организациях масложировой
отрасли для разработки и внедрения ИСМ согласно требованиям международных
и национальных стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001-2015; ГОСТ Р ИСО 22000-2019;
ГОСТ Р 56404-2015. Материалы диссертации могут найти применение в учебном
процессе при подготовке и переподготовки специалистов в области управления
качеством.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты
исследований были представлены, доложены и одобрены на: Международном
конкурсе научно-исследовательских проектов «Качество будущего: новая

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Улучшение качества управления организацией на основе международных и национальных стандартов»

    Публикации автора в научных журналах

    Инновационные подходы к управлению качеством пищевой промышленности в условиях импортозамещения
    Ж. В. Абакумова, Е. В. Трошкова // Экономика и предпринимательство.– 2- № 8-3 (85). – С. 917-– 1,0 п.л./0,6 п.л.
    ✍️ Журнал
    Стандартизация и качество управления предприятием пищевой промышленности
    Ж. В.Абакумова, Е. В. Трошкова // Российский экономический интернет-журнал. – 2- № – С. 1-– 1,06 п.л./0,64 п.л. – Режим доступа:http://www.e-rej.ru/publications/178/
    Экономические аспекты обеспечения качества, безопасности и бережливости на предприятии
    Ж. В. Абакумова, Е. В.Трошкова // Финансовая экономика. – 2- № – С. 133-– 0,38п.л./0,23 п.л.
    Внедрение интегрированной системы менеджмента с целью улучшения качества управления организацией
    Ж. В. Абакумова, // Экономика и предпринимательство. – 2- № 5(130). – С. 863-– 0,88 п.л.
    ✍️ Журнал
    Совершенствование организационной структуры управления на примере предприятия пищевой промышленности
    Ж. В.Абакумова [Электронный ресурс] // Экономика и социум. – 2- № 12-3(31). – С. 325-– 0,25 п.л. – Режим доступа: https://www.iupr.ru/arhiv-nomerov
    Анализ системы менеджмента качества предприятия на соответствие международному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
    Ж. В. Абакумова // Начало в науке : сб. ст. – Уфа, 2– С. 178-– 0,25 п.л.
    Improvement of organizational structure ofmanagement on the example of enterprises of food industry
    Z. V. Abakumova[Электронный ресурс] // Экономика и социум. – 2- № 10 (41). – С. 481
    Разработка интегрированной системы менеджмента качества на примере предприятия пищевой промышленности
    Ж. В. Абакумова, А. С. Диваева // Экономика и социум. – 2- №1(44). – С. 21-– 0,25 п.л./0,2 п.л. - Режим доступа: https://www.iupr.ru/arhiv-nomerov
    Проектирование интегрированной системы менеджмента качества на основе требований международных стандартов
    Ж.В. Абакумова, Е. В. Трошкова, Л. М. Левшин // Национальные экономическиесистемы в контексте формирования глобального экономическогопространства : сб. ст. – Симферополь, 2– С.139-- 0,19 п.л./0,1 п.л.
    Комплексная самооценка системы менеджмента качества организации
    Ж. В. Абакумова, А. С. Диваева // Молодойисследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. – Москва, 2- № 3(56). – С.145-- 0,31 п.л./ 0,25 п.л.
    Качество управления организацией на основе стандартизации
    Ж. В. Абакумова, Е. В. Трошкова // Ресурсоэффективныесистемы в управлении и контроле: взгляд в будущее : сб. ст. – Томск, 2–С. 80 – 0,06 п.л/0,03 п.л.
    Улучшение качества управления предприятием масложировой промышленности на основе применения международных стандартов
    Ж. В. Абакумова // Россия — Азия — Африка — ЛатинскаяАмерика: экономика взаимного доверия : сб. ст. – Екатеринбург, 2Т.–С. 237-- 0,19 п.л.
    Управление поставщиками организации масложировой отрасли в соответствии с международными стандартами
    Ж.В. Абакумова, В. В. Левшина // Молодые ученые в решении актуальныхпроблем науки : сб. ст. – Красноярск, 2– С. 769-- 0,19 п.л./0,1 п.л.
    Оценка вовлеченности персонала как метод улучшения качества управления организацией масложировой отрасли
    Ж. В.Абакумова, В. В. Левшина // Управление качеством в образовании ипромышленности : сб. ст. – Севастополь, 2- С. 5-- 0,25 п.л./0,15 п.л.
    Empirical model for evaluating the quality oforganization management
    Z. V. Abakumova, E.V. Troshkova, N. U. Yuferowa,A. A. Popov // The European Proceedings of Social and Behavioural SciencesEpSBS. e-ISSN:2357-1DOI: 15405/epsbs.2135– 2– P.1181-1– 0,5 п.л./0,15 п.л.
    Применение инструментов управления качеством на предприятии масложировой отрасли
    Ж. В. Абакумова // Проблемысертификации, управления качеством и документационного обеспеченияуправления : сб. ст. - Красноярск, 2- С. 9-- 0,19 п.л.
    Качество управления организацией:экономическая сущность, исследования, подходы
    Ж. В. Абакумова //Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сб. ст. - Пенза, 2- С. 3-- 0,25 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации