Управление стратегическим потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностроения (на материалах Алтайского края)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Зобнева Елена Алексеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕ-
СКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН-
НОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ………………………………………………………… 13
1.1. Теоретическое обоснование оценки стратегического потенциала
предприятия сельскохозяйственного машиностроения ……………. 13
1.2. Методические подходы к формированию системы управления
стратегическим потенциалом предприятия сельскохозяйственного
машиностроения ..……………..………………………………………. 28
1.3. Тенденции и факторы, определяющие виды и направления
выбора основных форм развития стратегического потенциала
предприятия сельскохозяйственного машиностроения …………… 42
Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ
ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ……………………………………… 58
2.1. Результаты управления ресурсным потенциалом предприятий …. 58
2.2. Стратегический потенциал основных производственных процессов.. 73
2.3. Маркетинговый и внешний структурный потенциал предприятий .. 87
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
ПРЕДПРИЯТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 101
3.1. Организационно-экономический механизм развития
стратегического потенциала предприятия сельскохозяйственного
машиностроения …………………………… 101
3.2. Методика формирования системы непрерывной адаптации работ-
ников предприятия сельскохозяйственного машиностроения к
изменяющимся стратегическим целям ……………………………… 115
3.3. Организационные основы повышения внешнего структурного по-
тенциала предприятия сельскохозяйственного машиностроения … 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 153
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 179
Приложение А. Подходы к оценке маркетингового потенциала
предприятия …….. …………………………………………………………. 179
Приложение Б. Показатели, критерии их оценки и направления
повышения экологического потенциала предприятия
сельскохозяйственного машиностроения .……………………………..….. 180
Приложение В. Алгоритм изучения кадрового потенциала предприятия
сельскохозяйственного машиностроения ………………………………… 181
Приложение Г. Опросный лист для проведения социологического иссле-
дования ………………………………………………………………………. 182
Приложение Д. Методика расчета потенциала работников предприятия.. 185
Приложение Е. Структура потенциала предприятия сельскохозяйствен-
ного машиностроения ………..……………………………………………… 186
Приложение Ж. Методы оценки элементов стратегического потенциала
предприятия сельскохозяйственного машиностроения …………………. 187
Приложение И. Инструменты «бережливого производства» …………… 190
Приложение К. Экспертная оценка уровня риска реализации
организационных процессов ……………………………………………….. 193
Приложение Л. Результаты самооценки работников предприятия по ме-
тодике оценки их готовности к переменам ….…………………………….. 198
Приложение М. Результаты обобщения ответов работников ЗАО «РЗЗ»
об условиях труда и отношениях со своими сослуживцами ……………… 202
Приложение Н. Результаты общей оценки организационных знаний ЗАО
«РЗЗ» (готовности работников к восприятию организационных
преобразований) …………………………………………………………….. 204
Приложение П. Поставщики металла для ЗАО «РЗЗ» в 2014-2018 гг. По-
ставщики металла для ЗАО «РЗЗ» в 2014-2018 гг.………………………… 206
Приложение Р. Поставщики товароматериальных ценностей для ЗАО
«РЗЗ» в 2014-2018 гг. ………………………………………………………… 208
Приложение С. Ассортимент производимой ЗАО «РЗЗ» продукции в
2015-2019 гг…………………………………………………………. ………… 210
Приложение Т. Доля продаж готовой техники ЗАО «РЗЗ» по федераль-
ным округам и регионам Российской Федерации в 2014-2019 годах ……. 213
Приложение У. Сравнительные характеристики ЗАО «РЗЗ» с конкурен-
тами на российском рынке ………………………………………………….. 217
Приложение Ф. Доля экспортных продаж готовой техники и запасных
частей ЗАО «РЗЗ» в 2014-2020 годах ……………………………………… 218
Приложение Ц. Анкета опроса кандидатов в руководители проектного
офиса …………………………………………………………………………. 219
Приложение Ш. Доля видов продукции в общем объеме выручки пред-
приятия в 2019 году ………………………………………………………… 223
Приложение Щ. Доля каждого из видов продукции-лидеров в себестои-
мости …………………………………………………………………………. 224
Приложение Э. Положение о подаче и внедрении рационализаторских
предложений Объединения группы компаний «АЛМАЗ» ….. 225
Приложение Ю. Программа обучения руководителей предприятия осно-
вам и практике освоения системы бережливого производства ………… 229
Приложение Я. Вопросы обучения основам бережливого производства,
включенные в программы повышения квалификации специалистов и ру-
ководителей всех уровней предприятия …………………………………. 230
Приложение D. Оценка экономического эффекта от реализации проекта
по созданию промышленного технопарка «Юг Алтая» ………………… 231
Приложение F. Результаты экспертной оценки стратегического
потенциала ЗАО «РЗЗ» на начальном и промежуточном этапах
внутренних преобразований ……………………………………………….. 237
СОКРАЩЕНИЯ

АлтаКАМ – Алтайский кластер сельскохозяйственного машиностроения;
АНИТИМ – Алтайский научно-исследовательский институт технологии
машиностроения;
АНО – автономная некоммерческая организация;
AПК – агропромышленный комплекс;
АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион;
АУП – административно-управленческий аппарат;
БДМ – борона дисковая модернизированная;
БДН – борона дисковая новая;
БРИКС – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-
Африканская республика;
ВВП – валовой внутренний продукт;
ВП – валовая продукция;
ВУЗ – высшее учебное заведение;
га – гектаров;
ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система,
ГОСТ ИСО – государственный стандарт системы качества;
ГП – готовая продукция;
ЕАЭС – Евразийский экономический союз;
ЕС – Европейский союз;
ЗАО – закрытое акционерное общество;
ИП – индивидуальный предприниматель;
КФХ – крестьянское (фермерское) хозяйство;
ЛПХ – личное подсобное хозяйство;
МСП – малое и среднее предпринимательство;
НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
НИИ – научно-исследовательский институт;
НП – некоммерческое партнерство;
НПД – налог на профессиональный доход;
ОАО – открытое акционерное общество;
ОК – отдел кадров;
ОКБ – опытно-конструкторские работы;
ООО – общество с ограниченной ответственностью;
ОТК – отдел технического контроля;
пог.м – погонный метр;
ППО – плуг полунавесной оборотный;
ПТП – промышленный технопарк;
РЗЗ – Рубцовский завод запчастей;
РРМ – метод оценки проекта, позволяющий отслеживать его статус в лю-
бой момент времени;
РФ – Российская Федерация;
СНГ – союз независимых государств;
СПоК – сельскохозяйственный потребительский кооператив;
США – Соединенные штаты Америки;
СФО – Сибирский федеральный округ;
СХО – сельскохозяйственная организация;
СЭБ – Служба экономической безопасности;
ТК – трудовой кодекс;
ТМЦ – товарно-материальные ценности;
ТР ТС – Технический регламент Таможенного союза
ТЭО – технико-экономическое обоснование;
ФЗ – федеральный закон;
ц – центнер;
ШТЗ – широкозахватная техника;
ERP – организационная стратегия интеграции производства и операций,
управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления ак-
тивами;
CANBAN – система персональной ответственности команды за реализа-
цию проекта;
Covid-19 – короновирус, вызвавший пандемию;
EBITDA – прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и про-
центов по кредитам;
ERP – организационная стратегия интеграции производства и операций,
управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления ак-
тивами;
hr- бренд – бренд компании (организации) как работодателя;
IRR – внутренняя норма доходности;
ISO – система качества;
KPI – ключевой показатель эффективности работника;
Lean – бережливое производство;
NPV – чистая приведенная стоимость;
online – находящийся в сети интернет или подключенный к ней здесь и
сейчас;
PP – период окупаемости затрат;
PR – реклама, продвижение;
PSK – Производственная Система Камаз – комплекс локальных меропри-
ятий, направленных на внедрения «бережливого производства» (повышение
эффективности, снижение потерь и совершенствование работы предприятия);
SCRUM – проектный подход в управлении предприятием;
strip-till, no-till – технологии обработки почвы;
SFM-управление – метод проведения совещаний и постановки целей
непосредственно в процессах создания ценности – из заводского, цехового и
бригадного информацирнных центров через ключевые показатели и декомпо-
зированные цели;
time management – система организации труда, основанная на экономии
времени;
Value Stream Mapping – идентификация и снижение отходов;.

1. Теоретико-методические положения по управлению стратегическим
потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностроения

В своих взглядах автор исходит из того, что потенциалом являются неис-
пользованная часть ресурсов и возможности предприятия. Обобщение взглядов
российских и зарубежных ученых на суть и составляющие потенциала пред-
приятия и применение ресурсно-процессного подхода к систематизации ука-
занных в их трудах его элементов (Рисунок 1) позволяют утверждать, что в ка-
честве стратегических в их совокупности выступают те, которые в тот или иной
момент либо обеспечивают предприятию преимущества на товарном рынке,
либо уникальность их сочетания, формируемую системой управления ими.

Ресурсный потенциалПроизводственныйМаркетинговыйСтруктурный потен-
потенциал:потенциалциал: возможности
Кадровый
ресурсы и работы,Потенциал рын-системы управления
Финансовыйобеспечивающиековк самосовершенство-
Земельныйопытно-Потенциал това-ванию
конструкторскиерак проведению внут-
Основных произ-
водственных фондовработыПотенциал поку-ренних преобразова-
пателяний
Материально-технологическую
подготовку про-Потенциал по-В т.ч. экологический
технического обес-
изводстваслепродажного
печенияВнешний: умение ис-
обслуживания
внутреннюю ло-пользовать потенциал
Энергоресурсов игистикуИсполнительскийвнешних контраген-
оборудованияпотенциал служ-
серийное произ-тов – смежников,
IT-поддержкиводствобы маркетингаконкурентов, госу-
В т.ч. аналити-дарства, потребите-
Управление несоответ-метрологическое
ческийлей, населения и др.
ствующей продукциейобеспечение

Рисунок 1 – Ресурсно-процессный подход к формированию структуры
стратегического потенциала предприятия сельскохозяйственного
машиностроения
Управление стратегическим потенциалом – процесс, направленный на
мобилизацию неиспользованных ресурсов и возможностей, обеспечивающих
уникальность имеющихся у него технологий и ресурсов или сочетание тради-
ционных. На предприятиях сельскохозяйственного машиностроения оно долж-
но реализовываться путем взаимодействия нескольких систем управления –
стратегического, определяющего позиции предприятия на товарных рынках, в
том числе стратегирования – периодической корректировки целей второго, тре-
тьего и последующих уровней и моделей поведения в соответствии с рыночной
ситуацией, оперативного – ежедневной организации всех процессов на пред-
приятии, в том числе проектного управления как способа оперативного реше-
ния проблем, ограничивающих конкурентоспособность предприятия, включаю-
щего управление бизнес-процессами и корпоративной культурой (Рисунок 2).
Для того чтобы высший уровень управления имел возможность оператив-
ного подбора команды исполнителей для очередного проекта, автором предло-
жены критерии оценки эффективности работы руководителей всех уровней, в
основу которых положена оценка результатов деятельности возглавляемых ими
процессов. Для этого выбран 21 наиболее характерный для предприятий сель-
скохозяйственного машиностроения процесс и подпроцесс. Оценка делается на
основе замеров, контроля и анализа. Для каждого показателя определен диапазон
границ. Методика общей оценки стратегического потенциала предприятия
включает экспертную трехбалльную оценку по каждому из рассмотренных ви-
дов потенциала, участие в оценке руководителей предприятия всех уровней (не
менее 15 человек), подсчет баллов по каждой позиции и выбор наиболее пер-
спективных направлений развития по минимальному числу баллов. Основным
показателем экономической эффективности использования стратегического по-
тенциала предлагается считать рентабельность деятельности предприятия.
К основным задачам использования стратегического потенциала предприя-
тия сельскохозяйственного машиностроения следует отнести: наращивание про-
изводства экспортоориентированной техники, оборудования и комплектующих
частей, в том числе для зарубежных аналогов; сочетание учета покупательной
способности производителей сельскохозяйственной продукции и адаптацию
оборудования к цифровым технологиям без увеличения его стоимости; работу
дилерской сети и совместных предприятий по тем же стандартам качества, ко-
торые приняты на заводе-изготовителе; создание кооперативных производ-
ственных объединений на основе единых требований к организации производ-
ства и качеству продукции; соблюдение социальной ответственности предприя-
тия для территории размещения; покрытие затрат на инвестирование в основ-
ном за счет собственных средств; активное участие предприятия в любых госу-
дарственных программах, обеспечивающих поддержку технического и техно-
логического перевооружения и цифровой трансформации отрасли;
Цель управления стратегическим потенциалом предприятия – мобилизация нереализованных ресурсов и возможностей,
направленных на его развитие и повышение его конкурентоспособности на товарных рынках в перспективе

Задачи управления стратегическим потенциалом предприятия:
1) выбор наиболее важных для данного предприятия ресурсов, обладающих максимальным стратегическим потенциалом, акти-
визация их потенциала; 2) создание баланса между этими ресурсами; 3) использование возникающих между ними противоречий;
4) оптимизация использования второстепенных, тем более – избыточных, ресурсов.

Современные подходы, виды, методики управления стратегическим потенциалом предприятия

Стратегиче-Стратегирование:Управление изменени- УправлениеУправление бизнес-процессами на Управле-
ское управле– периодическаяямипроектамиосновение кор-
ние:корректировкана основе Agile: на основе Agile – Lean (внедрении системы береж- поратив-
– долго- истратегических це– совершенствованиеи SCRUM:ливое производство);ной куль-
среднесроч-лей второго, третье- технологических про- – разработка- Value Stream Mapping (контрольтурой:
ное планиро-го и последующихцессов;проектов сила- за движением материальных и ин- ставка на
вание, обос-уровней и моделей- диверсификациями команд раз-формационных потоков);человече-
новывающееповедения;производства;ных направле- – Just-In-Time (планирование и ор- ский фак-
место пред– корректировка- корректировка орга- ний деятельно- ганизация производства исключи-тор и
приятия настратегическогонизационной структу- сти;тельно из потребностей следующе- ценности,
товарныхплана;ры предприятия;- реализацияго этапа-заказа);отвечаю-
рынка, опре– поэтапный мони– проникновение напроектов на- Total Productive Maintenance (все- щие но-
деление мис-торинг достиженияновые рынки;основе персо-общий уход за оборудованием);вым вы-
сии, целей ипланируемых инди– интеграцию с дру-нальной ответ- – SMED – Single Minute Exchange of зовам, ре-
задачкаторовгими предприятиями; ственности,Die (быстрая переналадка оборудо- зульта-
Специализация, объемы и потребитель- – развитие деловыхдостижениявания);тивности
ские свойства производимой продук- отношений с конку-планируемых- Time management (организация и сотруд-
циирентамииндикаторовтруда без потерь рабочего времени) ничеству
– совершенствование
организационной
культуры управления стратегическим потенциалом предприятия
Рисунок 2 – Цель, задачи и основные функции
сельскохозяйственного машиностроения (штриховой линией показано оперативное управление)*
рациональную организацию всех производственных процессов и рабочих мест
на основе вовлечения работающих на них людей, повышения уровня их знаний
и организационной культуры, направленную на снижение затрат труда.

2. Организационно-экономический механизм управления
производственным потенциалом предприятия
сельскохозяйственного машиностроения

Организационно-экономический механизм управления стратегическим
потенциалом предприятия, производящего машины, оборудование и запасные
части для сельскохозяйственной техники, должен предполагать тесное взаимо-
действие стратегического планирования, включающего декомпозицию целей,
основанную на соотнесении современного состояния деятельности каждого
подразделения со стратегической целью, определение ответственных за их до-
стижение, разработку ключевых показателей их деятельности, стратегирования,
проектного управления, внедрения новых методов организации труда и произ-
водства, нацеленнных на рост производительности труда, а также управления
творческими способностями работников.
В качестве стратегической цели предприятия предложен рост прибыли на
20 % в перспективе на 5 лет, рост целей второго уровня – расширение и освое-
ние новых зарубежных и отечественных рынков, расширение ассортимента
конкурентоспособной инновационной продукции, доведение доли сервисного
обслуживания до 25 % от общего числа проданных машин. Вытекающие из них
цели третьего уровня представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Стратегические цели третьего уровня предприятий, производящих
машины, оборудование и запасные части для сельскохозяйственной техники
Цель и ответственное лицоКритерии оценки достижения цели
Повышение на 25 % эффек- Объемы реализации продукции, ед.; цены реализации продукции,
тивности коммерческойруб.; объем выручки от реализации продукции, руб.; кредиторская
деятельности.и дебиторская задолженности по реализации машин и запасных
Ответственный – коммер- частей, руб.; запасы материалов и готовой продукции на складах,
ческий директоры по ма-ед.
шинам и запасным частям
Повышение на 20 % эффек- Закупочные цены на сырье, материалы и инструменты, руб. за
тивности закупочной дея- шт., кг, литр, погон. м.; кредиторская и дебиторская задолженно-
тельности. Ответственный сти по товарно-материальным ценностям, руб.; запасы материалов
– директор по закупками комплектующих на складах, руб.
Повышение на 15% эффек- Объем производства, шт.; объем потребления сырья и материалов,
тивности производства ма- шт., кг, литр, погон. м; – затраты на сырье и материалы, руб.; пе-
шин и запасных частей.ременные затраты, руб./шт.; общепроизводственные затраты, руб.;
Окончание таблицы 1
Ответственный: Директор запасы готовой продукции в зоне ответственности производства,
по производствуед.; объем запасов незавершенной продукции на начальном пери-
оде, ед.; заработная плата рабочих, руб./нормо-час, руб./шт.; зара-
ботная плата административно-управленческого персонала, руб.
Повышение на 25% эффек- Плановые объемы потребления сырья и материалов, кг, шт, лит-
тивности технологического ров, погон. м; отклонение от плановых объемов потребления сы-
обеспечения производства. рья и материалов, %; нормативная трудоемкость работ, нормо-
Ответственный: Главный час./шт.; отклонение от плановых нормативов трудоемкости ра-
технологбот, %; плановые объемы необходимого инструмента, шт.; откло-
нение от плановых объемов необходимого инструмента, %
Повышение на 25% эффек- Плановые расходы на ремонт зданий и сооружений, руб.; плано-
тивности технического ивое количество ремонтов, норма/час.; плановый объем транспорт-
транспортного обслужива- ных расходов, руб.; отклонение от плановых расходов на ремонт
ния производства. Ответ- зданий и сооружений, %; отклонение от планового количества
ственный: Главный инже- ремонтов, %; отклонение от планового объем транспортных рас-
нер.ходов, %
Повышение на 25% эффек- Плановая ставка оплаты труда, нормо/час.; отклонение от плано-
тивности использованиявой ставка оплаты труда, %; управленческие затраты, в т.ч. кор-
финансовых средств. От- поративные, руб.; норматив кредиторской задолженности по то-
ветственный: Финансовый варно-материальным ценностям и дебиторской задолженности по
директор.готовой продукции, руб.; отклонение от нормативов задолженно-
сти, %; сальдо прочих расходов и доходов, руб.
Повышение на 5% качества Затраты на рекламации, руб.; затраты на рекламации в расчете на
производимой продукции. единицу продукции, руб./шт.
Ответственный: Директор
по качеству.
Повышение на 25% эффек- Затраты на анализ рынка, руб.; затраты на продвижение продук-
тивности маркетинговойции, руб.; транспортные расходы на допоставку продукции, руб.;
деятельности. Ответ-затраты на маркетинговую деятельность на единицу продукции,
ственный: Начальник отде- руб.затрат /руб. реализованной продукции.
ла маркетинга и коммерции
Повышение на 15% эффек- Отклонения от плановых показателей объемов производства, %;
тивности управления и ор- отклонения от плановых показателей объемов потребления сырья
ганизации серийного про- и материалов, %; фактическая трудоемкость работ, нормо-час/шт.;
изводства. Ответствен-фактические затраты на инструменты, руб.; фактические затраты
ные: Начальники произ-на оплату труда и социальные отчисления, руб.; фактические от-
водствработанные дни; отклонение от нормативов запасов незавершен-
ной продукции, %.

Автором разработана методика отбора кандидатов в руководители проек-
тов, основанная на оценке их деловых качеств. Имеющаяся методика отбора
проектов адаптирована к практике конкретного предприятия. Рассчитано, что
затраты на проект по техническому обновлению участка сборки-покраски оку-
пятся через 5,1 месяца. Разработано положение о подаче, внедрении и стимули-
ровании рационализаторских предложений. Его практическое применение с
участием автора позволило внедрить 82 рационализаторских предложения, эф-
фект от которых составил 23,1 млн руб.
3. Методика формирования системы непрерывной адаптации работни-
ков предприятия сельскохозяйственного машиностроения к изменя-
ющимся стратегическим целям
Предлагаемая методика формирования культуры непрерывной адаптации
работников к изменяющимся стратегическим целям включает нескольких взаи-
мосвязанных направлений деятельности:
– организацию эффективного рекрутинга персонала;
– совершенствование системы адаптации и внедрение инструментов help-
менеджмента. Адаптация нового работника на предприятии должна включать
общую и индивидуальную части (Рисунок 3).
Общая часть процесса адаптации но-Индивидуальная часть процесса адаптации
вого сотрудниканового сотрудника
1 Этап – оформление документов оРабота с непосредственным руководителем,
приёме на работув том числе ознакомление с должностью
Взаимодействие с работниками коллектива,
2 Этап – введение в организациюкоординирование работы нового сотрудника
3 Этап – введение в подразделениеРазработка индивидуального плана стажи-
ровки под руководством наставника
Оценка результатов адаптационного периода

Рисунок 3 – Алгоритм реализации системы адаптации нового работника на
предприятии
При этом предлагаются следующие основные мероприятия для каждого
конкретного принимаемого на работу человека (Таблица 2).
Таблица 2 – Основные мероприятия индивидуальной части алгоритма
адаптации нового работника на предприятии
МероприятияОтветственный
Руководитель подразделения определяет задачи сотрудника, степень его от-Руководитель
ветственности и критерии оценки успешности её прохожденияструктурного
Наставник составляет календарь встреч: первая неделя – один раз в 2-3 дня,подразделения
вторая неделя – один раз в неделю и т.д. Цель – координация его работы, опреде-
ление его сильных и слабых сторон, фокусирование сотрудника на результат
Еженедельные встречи с менеджером по персоналу. Цель – сопровождение
успешного прохождения адаптации сотрудника
Адаптация сотрудников рабочих профессий: составление с наставником ин-
дивидуального плана стажировки
Адаптация специалистов, инженерно-технических работников и руководите-Руководители
лей первичного и среднего звена проводится в два этапа.высшего звена
Первый этап – вхождение в должность (первый месяц): освоение должност-
ных обязанностей, полное ознакомление с деятельностью и структурой пред-
приятия. Оценивается его адаптивность и обучаемость.
Второй этап (последующие 2 месяца) – Самостоятельное составление ежеме-
сячного плана работы, его согласование с руководителем. Оцениваются со-
ответствие занимаемой должности, профессиональные знания, уровень ис-
полнительской дисциплины, потенциал и возможности дальнейшего роста
В конце адаптационного периода предлагается подводить итоги прохож-
дения кандидатом на должность в следующей последовательности: проведение
аттестации; оценка куратором знаний нового сотрудника и подготовка соответ-
ствующей Служебной записки для генерального директора; принятие решения
и ознакомление с ним кандидата. Адаптационный период должен длиться три
месяца, в течение которых структурные подразделения, руководители всех
уровней и наставник должны взаимодействовать между собой (Таблица 3).
Таблица 3 – Порядок взаимодействия структурных подразделений
предприятия при реализации Положения о наставничестве
№ЭтапСрокиИсполнителиПорядокДокумент, оформлен-
п/пдействийный в результате дей-
ствий
1Оформление уче- В течениеОтдел кадров,Подбор стажера Ученический договор
нического дого- трех рабочих непосредственный
ворасменруководитель
2ЗакреплениеВ течениеHR-менеджер,Подбор настав- Списки наставников,
наставниказа трех рабочих отдел кадров, ли- ника в соответ- дополнительные со-
стажером (учени-сменнейные руководи- ствии с опреде- глашения к трудовому
ком)телиленными крите- договору, приказ о
рияминазначении наставни-
ка.
3Разработка инди- 1-я рабочаяНаставник,Совместная раз- Индивидуальный план
видуального пла- неделя со дня непосредственный работка, согла- стажировки молодого
настажировки назначенияруководительсование ирабочего (стажера).
кандидата.наставникаутверждение
4Предоставление Еженедельно,Наставник,Самостоятельная Отчет о выполнении
отчета о выпол- за 3 дня достажер,работа, оценка индивидуального пла-
нении индивиду- окончания непосредственный наставника и ру-на
ального планаученического руководитель ководителя, под-
договораготовка отчета
5Смена наставника В течениеHR-менеджер, Подбор и утвер-Приказ о смене
приотказе одной рабо-руководительждение новогонаставника
наставникаили чей недели со подразделениянаставника
стажера.дня объявле-
ния об отказе
6Проведение атте- ПоследнийHR-менеджерСогласно поло- Заключение квалифи-
стации по резуль- день стажи-жения о прове- кационной комиссии,
татам обучения.ровкидении аттеста- Протокол заседания
ции
7Подготовка при- За 3 дня доОтдел кадровРешение о про- Приказ в установлен-
каза о продолже- окончаниядолжении илином порядке.
нии (прекраще- ученическогопрекращении
нии)трудовых договоратрудовых отно-
отношений.шений

– гибкий подход к обучению и развитию персонала, направленный на
внедрение полученных навыков в работу. Для этого автором по основным
направлениям обучения производственного персонала подготовлены програм-
мы повышения квалификации ряда категорий работников (высшего руковод-
ства, мастеров, бригадиров и рабочих, школы кадрового резерва), адаптирован-
ные к использованию игровых технологий и искусственного интеллекта;
– развитие кадрового резерва и планирование персонального карьерного
пути, включающее построение карьерограммы работников, создание Пилотного
участка подготовки рабочих с высшим образованием (операторов станков ЧПУ
и плазменной резки) с аттестацией и проведением конкурсов профессионально-
го мастерства;
– работа над hr-брендом предприятия-работодателя;
– совокупность организационных мер по обеспечению подготовки высо-
коклассных специалистов в сторонних образовательных учреждениях;
– комплекс мероприятий по профилактике здорового образа жизни.

4. Организационные основы использования потенциала внешней среды
предприятия сельскохозяйственного машиностроения
Организационные основы использования потенциала внешней среды
предприятия сельскохозяйственного машиностроения разработаны с учетом
создания промышленного технопарка и включают:
– обоснование первоначального состава его резидентов;
– определение основной цели их деятельности, формирование производ-
ственных площадей; определение организационной структуры промышленного
технопарка (Рисунок 4).
Федеральные органы государственного управленияПравовая поддержка
Региональные органы государственного управленияФинансовая поддержка
Муниципальные органы правленияОрганизационная поддержка
Промышленный технопарк «Юг Алтая»
ИПроизводствен-
НРезиденты технопарканые, хозяйствен-
В Фи-ЗАООАОООООООООО «Ре-ные, админи-
Софи-
Е нанси-«РЗЗ» «РПКТИ «Алтех» «Амико» сурс-М»стративные зда-
нан-
С рова-»ния и сооруже-
сиро-Инфраструктура для резидентов
Т ниения
ваниеНаучно-исследовательские лаборатории
ОН
РФинансово-учетный центр (бухучет)НовыеИ
ЫРекламное агентствотехнологии И
Страховая компания
Юридическая фирма
г. Бийск
Земельные участки Электроснабжение Теплоснабжение Водоснабжение и водоотведение
Рисунок 4 – Структура промышленного технопарка «Юг Алтая»
– определение основных потребителей продукции его резидентов. На
первом этапе – в первую очередь – ЗАО «РЗЗ» (Рисунок 5).

металлРубцовскЛитМетметалл
АМИТОК
Рубцовский заводинновационные запчасти
детали и ме-АлтИЗ
запасных частейк сельхозтехнике
ханизмыметалл

Торговый дом «Алмаз»

Заводы сельскохозяйствен-Сельскохозяйствен-Торговые посредни-Зарубежные
ного машиностроения, вхо-ные производителики из других регио-оптовые по-
дящие в АлтКАМАлтайского краянов Россиисредники
Рисунок 5 – Движение товаропотоков внутри ПТП «Юг Алтая»
– разработку плана маркетинговых мероприятий по продвижению про-
дукции резидентов (предложен автором);
– создание общей логистической системы, оснащенной мультимодальной
программой планирования и учета деятельности транспортных перевозок (с
расчетом ее эффективности);
– обоснование объемов и источников финансирования необходимых за-
трат, учитывающих участие в Национальном проекте «МСП» (Таблица 4);
Таблица 4 – Предварительное обоснование затрат на создание
ПТП «Юг Алтая» для участия в Национальном проекте «МСП»
Статьи затратОбъем Затра- Общая сум-
работ, ты, млн ма затрат,
кмруб.млн руб.
Строительство внутренних дорог с асфальтовым покрытием для
движения большегрузных автомобилей и спецтехники, на 1 км320,030,0
Строительство ограждения промышленного типа по всему пери-72,510,5
метру территории технопарка, на 1 км
Проектирование и строительство канализационной системы и
собственных локальных очистных сооружений для отвода про-
мышленных и хозяйственно-бытовых стоков, на 1 км1,515,55,25
Получение технических условий, проектирование и строительство
системы электроснабжения промышленных объектов, на 1 км412,08,0
Проектирование реконструкции здания и вспомогательных объек-
тов для размещения и обеспечения функционирования технологи-
ческого оборудования резидентов, на м213,21,79,24
Проектирование и строительство системы коммуникаций и ви-
деонаблюдения за территорией технопарка, на 1 км515,05,0
Транзакционные издержки:427,8
– заключение предварительных соглашений с потенциальными
резидентами технопарка3,0
– предварительная проработка возможности поставки высокотех-
нологичного оборудования3,0
Итого630
– оценку экономического эффекта для каждого из предприятий, подтвер-
дивших готовность стать его резидентами; прогноз результатов деятельности
двенадцати резидентов за 2023 – 2031 гг. (Таблица 5);
Таблица 5 – Сводные данные экономической эффективности
ПТП «Юг Алтая» за 10 лет, млн руб.
ПоказательТехно- ОАО ООО ООО ООО ООО Управ
парк «РЗН «АМ «Ал- «РЗЗ» «Руб- ляющ.
«ЮгО» ИКО» тИЗ»цовскЛи Ком-
Алтая»тМет» пания
Инвестиции, всего630,0 174,3 57,3 15,3 88,1-295,0
в том числе:
из федерального бюджета490,3174,3 32,988,1-195,0
из регионального бюджета39,724,4 15,3 —
собственные100,0—-137,0100,0
Выручка технопарка от сдачи в аренду:
– зданий306,4149,1 50,8 13,8 92,8–
– оборудования258,1134,1 44,1 12,1 67,8–
– производственных площадей48,314,99 6,7 1,7 24,98–
Показатели резидентов за 10-летний период
Выручка от основного вида деятельности6356,0 1049,6 439,2 231,6 658,53670,8306,4
Объем налоговых отчислений за 10 лет1916,8 314,7 144,9 79,6 153,61138,985,0
Налог на прибыль704,3 122,8 47,8 18,3 70,4410,634,4
Налог на добавленную стоимость722,2 122,6 55,7 29,0 52,1432,929,8
Налог на имущество 2%11,9000011,90
НДФЛ 13%128,5 20,2 12,1 9,5 9,171,66,1
Социальные отчисления с зарплаты349,98 49,0 29,3 22,9 22,0211,9914,7
Чистая прибыль от основного вида деятель-
ности2814,4491,3 190,5 72,2 281,51642,3136,5
НДФЛ 13%128,520,2 12,1 9,5 9,171,66,1
Социальные отчисления с зарплаты349,9849,0 29,3 22,9 22,0211,9914,7
Чистая прибыль от основного вида деятель-
ности2814,4491,3 190,5 72,2 281,51642,3136,5
Чистая прибыль c учетом коэффициента
дисконтирования (15%)1221,4217,3 79,1 27,97 117,3696,683,1
Численность персонала, чел2393424161613811
Чистая приведенная стоимость: NPV669,343,0 21,8 12,7 29,2559,53,1
Внутренняя норма доходности: IRR, %-202227216211
Период окупаемости: PP, лет-554,552,59

– основываясь на опыте других технопарков, действующих на территории
Российской Федерации, и анализе структуры региональных предприятий отрас-
ли, сделано предположение, что за десятилетний период существования техно-
парка к нему присоединится около 12 резидентов, что позволит увеличить объ-
ем налоговых отчислений и количество трудоустроенных людей (Таблица 6).
Таблица 6 – Прогнозируемые результаты от 12 резидентов за 2023-2031 гг.
ПоказательИтого
Выручка от основного вида деятельности 12 резидентов, млн руб.14518,99
Объем налоговых отчислений нарастающим итогом за 10 лет, млн руб.5495,44
Налог на прибыль, млн руб.2009,58
Налог на добавленную стоимость, млн руб.2077,01
НДФЛ 13%, млн руб.367,37
Социальные отчисления с зарплаты, млн руб.1005,80
Чистая прибыль за 10 лет от основного вида деятельности, млн руб.6426,94
Численность персонала, чел.1121

– обоснование возможных рисков создания индустриального парка и пре-
имущества и выгод от его создания для бюджета региона и социальной сферы
города. По предварительной оценке, объем выпуска продукции в стоимостном
выражении резидентами технопарка в период до 2024 гг. должен составить
около 600 млн руб., будет создано около 239 новых рабочих мест, в том числе
высокотехнологичных, что будет способствовать повышению поступлений до-
ходов в бюджет региона и развитию социальной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегический потенциал предприятия сельскохозяйственного машино-
строения, как неиспользованные возможности и ресурсы при достижении его
стратегических целей, включает ресурсный, производственный, маркетинговый
внешний и внутренний потенциалы, потенциал организационных знаний, эко-
логический, внутренний и внешний структурные потенциалы. Стратегическим
тот или иной элемент становится в тот момент, когда от его уровня зависит раз-
витие предприятия и/или достижение его стратегических целей. Предложена
комплексная оценка эффективности использования стратегического потенциала
предприятия сельскохозяйственного машиностроения, основанная на эксперт-
ной оценке, подсчете результатов, учитывающих положительные тенденции
динамики показателей, расчет среднего значения по всем показателям и его
сравнение по стартовому и промежуточному этапам.
Управление стратегическим потенциалом – процесс, обеспечивающий
мобилизацию неиспользованных ресурсов и возможностей, направленных на
повышение уникальности имеющихся у него технологий и ресурсов или соче-
тания традиционных. Потенциал самой системы управления является частью
внутреннего структурного потенциала предприятия. На предприятиях сельско-
хозяйственного машиностроения должны сочетаться и дополнять друг друга
несколько систем: стратегическое, в том числе стратегирование, и оперативное,
в том числе проектное, управление бизнес-процессами и корпоративной куль-
турой.
Обоснована необходимость решения первостепенных задач на макроэко-
номическом уровне, обеспечивающих развитие отечественного производства, и
на уровне предприятия, а также его стратегического потенциала – производства
конкурентоспособной экспортоориентированной продукции; работы дилерской
сети, создания кооперативных производственных объединений и др.
Выявлены тенденции развития элементов стратегического потенциала.
Основным из них являются следующие: квалификация рабочих и специалистов,
их готовность к адекватному и конструктивному восприятию перемен в органи-
зации труда и системе управления, отношения между руководителями и подчи-
ненными, обоснованность управленческих решений, уровень организации тру-
да; наличие финансового потенциала для ведения расширенного воспроизвод-
ства и достижения стратегических целей; наиболее перспективные виды про-
дукции, часть которых может производиться при непосредственном участии
рассматриваемых предприятий с ближайшей локализацией; более эффективное
использование высокотехнологичного оборудования и расширение ассорти-
мента инновационной продукции; совершенствование вспомогательных про-
цессов; поиск стратегически значимых партнеров во внешней экономической
среде для совместного расширения ассортимента производимой продукции; по-
вышение качества и оперативности анализа внешних и внутренних рисков и
возможностей, планирования предупреждающих действий и оценка их резуль-
тативности, контроль над действиями руководителей подразделений, системное
подведение итогов по результатам контроля.
Основой работы по повышению производительности труда должна стать
подготовка управленческого персонала и отбор специалистов для руководства
проектами на основе анкеты, разработанной автором. Выбор товарных потоков,
требующих первостепенного совершенствования, предлагается осуществлять
на основе определения максимальной прибыльности конечной продукции, а
выбор наиболее проблематичных участков – на основе себестоимости работ.
Обоснованы главные проблемы организации производственных процессов.
Одновременно среди работников предприятия должна вестись работа по
их вовлечению в процессы совершенствования своих рабочих мест. Автором
предложена система их стимулирования за принимаемые в реализацию пред-
ложения и организовано её внедрение.
При формировании организационно-экономического механизма управле-
ния стратегическим потенциалом предприятия, производящего машины, обору-
дование и запасные части для сельскохозяйственной техники, предложены и
обоснованы целевые показатели первого, второго и третьего уровней. Для того
чтобы управленцы высшего звена имели возможность оперативного подбора
команды исполнителей для очередного проекта, предложена анкета опроса кан-
дидатов в руководители проектов и методика отбора кандидатов в руководите-
ли проектов. Для выбранных объектов обоснованы перечень необходимого
оборудования и комплекс организационно-технических мер, позволивший по-
высить производительность труда в 2,4 раза. Показано, что затраты на приобре-
тенное оборудование окупятся за 5,1 месяца. Разработано положение о подаче,
внедрении и стимулировании рационализаторских предложений. При органи-
зационной поддержке автора внедрено 82 предложения работников предприя-
тия. Эффект от внедрения составил 23,1 млн руб.
Предлагаемая методика формирования культуры непрерывной адаптации
работников к изменяющимся стратегическим целям включает пять взаимосвя-
занных направлений деятельности, основными из которых являются адаптация
новых работников, включающая общую и индивидуальную части, система
наставничества, порядок взаимодействия структурных подразделений предпри-
ятия и оценка результатов прохождения новым сотрудником адаптационного
периода, и гибкий подход к обучению и развитию персонала, основанный на
использовании игровых технологий и искусственного интеллекта.
Организационные основы использования потенциала внешней среды
предприятия сельскохозяйственного машиностроения включают создание про-
мышленного технопарка, консолидирующими элементами которого являются
предприятие, производящее конечную инновационную продукцию, и логисти-
ческая система с мультимодальной программой планирования и учета деятель-
ности транспортных перевозок. По предварительной оценке, объем выпуска
продукции в стоимостном выражении резидентами технопарка в период с 2022
по 2024 г. должен составить около 600 млн руб., будет создано около 239 новых
рабочих мест, в том числе высокотехнологичных.
Согласно расчетам, проведенным по авторской методике, за годы внут-
ренних преобразований эффективность использования стратегического потен-
циала повысилась на 17,5 %.

Актуальность исследования определяется важнейшей ролью развития
сельскохозяйственного машиностроения для повышения эффективности сель-
скохозяйственного производства, так как современный уровень его техниче-
ского оснащения в нашей стране значительно отстает от стран-конкурентов,
влияя на себестоимость производства всех видов сельскохозяйственной про-
дукции. Современное состояние экономики требует постоянного контроля со
стороны руководства предприятием над его положением на товарных рынках,
оперативной реакции на изменение спроса, адаптации под эти изменения своих
ресурсов, поиска новых возможностей их использования.
Отечественны рынок оборудования и запасных частей для производства
сельскохозяйственной техники испытывает значительное давление со стороны
западных поставщиков из-за валютной политики государства, что систематиче-
ские увеличивает цены на производимую продукцию. На зарубежных рынках
российским производителям приходится конкурировать с ведущими поставщи-
ками из США, Западной Европы и Республики Беларусь, что требует постоян-
ной работы над повышением конкурентоспособности продукции. Одним из
сдерживающих развитие отечественного сельхозмашиностроения факторов яв-
ляется низкая покупательная способность пользователей произведенной ими
техники и в этой ситуации определяющим условием развития её производите-
лей является поддержка со стороны государства. Серьезной проблемой остается
низкий уровень производительности труда на предприятиях сельскохозяй-
ственного машиностроения, что связано как с «кадровым голодом», так и с низ-
ким уровнем технического оснащения производства. Но главной причиной яв-
ляется недостаточное внимание отдельных руководителей предприятий отрасли
к вопросам поиска возможностей более эффективного использования имею-
щихся у них ресурсов.
Потенциал предприятий реального сектора экономики активно исследо-
вался Е.А. Бессоновой, Д.В. Валько, О.С. Виханским, Е.А. Замедлиной, М.В.
Зуриным, А.Я. Поровской и многими другими. Представители теории стратеги-
ческого управления – И. Ансофф, К. Бурман, В. Бурр, Ф. Котлер, К. Кристен-
сен, Г. Минцберг и др. даже на раннем этапе рассматривали потенциал как фак-
тор, определяющий поведение предприятия на рынке. Стратегический потен-
циал предприятия рассматривали Ю.Ю. Коробкова, С.В. Панасенко, А.Ю. Ца-
рикаев, В.П. Чичканов, управление стратегическим потенциалом – А.Г. Колес-
ник, А.В. Кузнецов, С.И. Межов, А.А. Полухин, Е.Н. Рольбина, Д.О. Спицин,
Б.Я. Татарских и др., современные подходы к управлению организацией – И.
Валлерстайн, А.Г. Зельднер, М. Кон, Н. Коношенко, Д. Сазерленд, С.В. Степа-
шин, О. Уильямс и др.
Влияние технической оснащенности на результативность сельскохозяй-
ственного производства и роль в ней предприятий сельскохозяйственного ма-
шиностроения рассматривали практически все ученые аграрной специализации,
в том числе сибирские – В.В. Алещенко, Г.Я. Белякова, Н.С. Бондарев, Г.М.
Гриценко, А.П. Задков, П.Д. Косинский, Б.С. Кошелев, П.М. Першукевич,
Ю.М. Рогатнев, В.Ф. Стукач, А.И. Сучков, Л.В. Тю, С.В. Шарыбар, О.В. Шума-
кова, И.В. Щетинина и др.
Однако остаются неизученными вопросы управления стратегическим по-
тенциалом предприятий, производящих машины, оборудование и запасные ча-
сти для сельскохозяйственной техники, как основы поиска внешних и внутрен-
них возможностей укрепления позиций предприятия на современных товарных
рынках, что и определяет цель и задачи исследования.
Целью исследования является разработка научных основ и практических
рекомендаций по управлению стратегическим потенциалом предприятия сель-
скохозяйственного машиностроения.
В ходе исследования решены следующие задачи:
– уточнены отдельные теоретико-методические положения по управле-
нию стратегическим потенциалом предприятия сельскохозяйственного маши-
ностроения;
– обоснован организационно-экономический механизм управления про-
изводственным потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностро-
ения;
– предложена методика формирования системы непрерывной адаптации
работников предприятия сельскохозяйственного машиностроения к изменяю-
щимся стратегическим целям;
– разработаны организационные основы использования потенциала
внешней среды предприятия сельскохозяйственного машиностроения.
Объект исследования – управление стратегическим потенциалом пред-
приятия сельскохозяйственного машиностроения.
Предмет исследования – условия и закономерности, определяющие выбор
форм и методов управления стратегическим потенциалом предприятия сель-
скохозяйственного машиностроения в формирующейся макроэкономической
среде.
Объект наблюдения – предприятия Алтайского края, производящие ма-
шины, оборудование и запасные части для сельскохозяйственной техники.
Область исследования. Диссертационная работа соответствует области
исследования 1.2.34. «Особенности развития материально-технической базы
АПК и его отраслей» и 1.2.41. «Планирование и управление агропромышлен-
ным комплексом, предприятиями и отраслями АПК» Паспорта научных специ-
альностей ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (эко-
номика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами –
АПК и сельское хозяйство).
Теоретической и методологической основой исследования послужили
научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления
стратегическим потенциалом предприятий и управления социально-
экономическими системами. При выполнении диссертационной работы исполь-
зовались следующие методы: монографический, абстрактно-логический, срав-
нительный, расчетно-конструктивный, а также методы экономического анали-
за: статистические группировки, корреляционно-регрессионный и другие.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной
службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), в т.ч. по
Алтайскому краю и Республике Алтай, материалы Министерства сельского хо-
зяйства Алтайского края, нормативно-правовые акты, отчетность о техниче-
ском обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей, финансово-
экономическом состоянии предприятий сельскохозяйственного машинострое-
ния, специальная, справочная и другая литература. Для обработки массивов
информации применялся программный пакет Microsoft Оffice Excel.
Основные положения, выносимые на защиту:
– теоретико-методические положения по управлению стратегическим по-
тенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностроения;
– организационно-экономический механизм управления производствен-
ным потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностроения;
– методика формирования системы непрерывной адаптации работников
предприятия сельскохозяйственного машиностроения к изменяющимся страте-
гическим целям;
– организационные основы использования потенциала внешней среды
предприятия сельскохозяйственного машиностроения.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обоснова-
нии структуры стратегического потенциала предприятия сельскохозяйственно-
го машиностроения, форм и методов управления им и разработке практических
рекомендаций по их совершенствованию. В том числе:
– обоснованы отдельные теоретико-методические положения по управле-
нию стратегическим потенциалом предприятия сельскохозяйственного маши-
ностроения, уточняющие подходы к его характеристике, базирующиеся на со-
четании комбинированных форм управления – стратегического, в т.ч. стратеги-
рования, и оперативного, в т.ч. управления проектами и бизнес-процессами,
ориентированном на обеспечение стратегических преимуществ за счет внут-
ренних преобразований и использования потенциала внешних контрагентов, и
включающие методику его комплексной оценки (п. 1.2.34);
– обоснован организационно-экономический механизм управления про-
изводственным потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностро-
ения, базирующийся на взаимодействии стратегического планирования, учиты-
вающего соотнесение современного уровня развития каждого подразделения со
стратегической целью предприятия, стратегирования и проектного управления,
ориентированный на рост производительности труда и управление творчески-
ми способностями работников (п. 1.2.34);
– предложена методика формирования системы непрерывной адаптации
работников предприятия сельскохозяйственного машиностроения к изменяю-
щимся стратегическим целям, включающая оценку готовности работников к
структурным изменениям, оценку кандидатов в руководители проектов, гибкий
подход к обучению и развитию персонала, основанный на использовании игро-
вых технологий и искусственного интеллекта, ориентированная на развитие
кадрового резерва (п. 1.2.34);
– разработаны организационные основы использования потенциала
внешней среды предприятия сельскохозяйственного машиностроения, включа-
ющие создание индустриального технопарка, разработку его структуры, обос-
нование движения в нем товарных потоков, логистической системы, основан-
ной на использовании мультимодальной программы планирования и учета
транспортных перевозок, обоснование объемов и источников финансирования
необходимых затрат, учитывающих участие в программах государственной
поддержки, и прогноз результатов их деятельности, нацеленных на рост объе-
мов производства инновационной продукции, наращивание её экспорта, повы-
шение доходов бюджета региона и развитие социальной сферы города
(п. 1.2.41).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что научные положения и практические рекомендации могут быть ис-
пользованы отраслевыми органами управления региона и предприятиями сель-
скохозяйственного машиностроения для выявления имеющегося у них страте-
гического потенциала и совершенствования системы управления им, что будет
способствовать повышению технической оснащенности сельскохозяйственного
производства региона и объемов экспорта инновационной продукции.
Отдельные теоретические положения и практические разработки иссле-
дования использованы при проведении практических занятий в учебном про-
цессе по курсам «Управление организационными изменениями», «Производ-
ственный менеджмент на предприятиях малого бизнеса» и «Основы предпри-
нимательства» при подготовке бакалавров по профилю «Производственный
менеджмент» в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический универ-
ситет им. И.И. Ползунова», в предприятиях, входящих в Алтайский кластер
сельскохозяйственного машиностроения (АлтКАМ) и АНО «Федеральный
центр компетенций в сфере производительности труда».
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и
рекомендации, изложенные в диссертационной работе, представлены на науч-
но-практических конференциях «Инновационное развитие АПК: социально-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Управление стратегическим потенциалом предприятия сельскохозяйственного машиностроения (на материалах Алтайского края)»

    Публикации автора в научных журналах

    Управление кадрами как основным стратегическим потенциалом предприятия
    Г.М. Гриценко, Е.А. Зобнева // Экономика и предпринимательство. – 2– No – С. 1261–1265 (0,8 п.л., в т.ч. авт. 0,4 п.л.).Зобнева, Е.А. Роль стратегирования в управлении потенциалом пред- приятия и переходе к гибкому управлению (теоретический аспект) [Текст] / Г.М. Гриценко, Е.А. Зобнева // Экономика и предпринимательство. – 2– No – С. 967–970 (0,8 п.л., в т.ч. авт. 0,4 п.л.).
    ✍️ Журнал
    Теория и практика наращивания потенциала внешней среды предприятием сельскохозяйственного машиностроения
    Г.М. Гриценко, Е.А. Зобнева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2– No 7 (Часть 2). – С. 131–139 (0,8 п.л., в т.ч. авт. 0,4 п.л.).
    Интеграция фундаментальной науки и производства как основа инновационного потенциала предприятия сельскохозяйственного машиностроения
    Е.А. Зобнева // Инновационное развитие АПК: социально- экономические проблемы и пути решения: материалы Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24–25 мая 2017 г.) / ФГБУН СФНЦА РАН, СибНИИЭСХ. – Новосибирск, 2– 290 с., С. 110–113 (0,4 п.л, в т.ч. автор- ских 0,4 п.л.).
    Инновационный потенциал предприятия сельскохозяйственного машиностроения: системный подход и перспективы развития
    Е.А. Зобнева, Н.А. Ляпкина // Интеграционные проблемы в АПК российского По-Мaterials of International Conference on AdvancedAgritechnologies, Environmental Engineering and Sustainable Development (AGRITECH-VI - 2021) IOP Conference Series: Earth and Environmental Sci-ence (EES). – Krasnoyarsk. –2– Р. 1-волжья: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов: ФГБНУ «ПНИ- ИЭО АПК», 2– 248 с., С. 86–89 (0,4 п.л, в т.ч. авторских 0,2 п.л.).
    Роль сельскохозяйственного машиностроения и агросервиса в техническом обеспечении сельскохозяйственного производства (на примере ЗАО «Рубцовский завод запасных частей»)
    Е.А. Зобнева // Инте- грационные проблемы в АПК российского Поволжья: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов: ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», 2– 248 с., С. 84– 86 (0,4 п.л, в т.ч. авторских 0,4 п.л.).
    Стратегический потенциал предприятия: теоретический аспект
    Е.А. Зобнева // Перспективы развития агропромышленного комплекса: региональные и межгосударственные аспекты: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Новосибирск, 14 – 15 ноября 2018 г.) / СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2– 365 с., С. 76 (0,4 п.л, в т.ч. авторских 0,4 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации