Вклад Ходжа Насируддина Туси в развитие науки и образования таджикского народа
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава I. Жизнь и творческое наследие Насируддина Туси………. 23
1.1.Общественно-политическая ситуация в Хорасане и Иране в
XIII веке………………………………………………………………………….. 23
1.2. Становление личности Насируддина Туси как ученого и
государственного деятеля………………………………………….. 36
1.3.Научное наследие Насируддина Туси и история его
изучения………………………………………………………………. 61
Глава II. Вклад Насируддина Тусив формировании и развитии
Марагинской обсерватории………………………………………… 77
2.1. Насируддин Туси – основатель и организатор
обсерватории в Мараге…………………………………………….. 77
2.2. Вклад Ходжа Насируддина Туси в развитие гуманитарных
наук…………………………………………………………………….. 102
2.3. Научная школа Насируддина Туси и его ученики………… 129
Заключение…………………………………………………………… 149
Список использованных источников и литературы……………… 154
Во введении обоснована актуальность темы, определены степень изученности, объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования, определены методологические основы и хронологические рамки исследования, определены источниковедческая база, практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения по апробации результатов исследования.
В первой главе диссертации «Жизнь и творческое наследие Насируддина Туси», состоящей из трех параграфов, на основе анализа общественно-политической ситуации в Хорасане и Иране в XIII веке освещен процесс становления личности ученого и охарактеризовано его богатое наследие.
В первом параграфе – «Общественно-политическая ситуация в Хорасане и Иране в XIII веке» описывается картина положения Хорасана и Ирана после монгольского нашествия. Отмечается, что монгольское завоевание распространилось на обширнейшие территории Азии – Китай, Тибет, Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Иран, страны Закавказья и Передней Азии, также на половецкие степи, на страны Восточной Европы и Русь.1
До начала XIII века в Мавераннахре правили караханиды. Между 1203- 1912 гг. Мухаммед Хорезмшах завоевал Мавераннахр и Восточный Туркестан.
Расширение границы Хорезмшахов в сторону Ирана и Ирака привели к столкновению с Аббасидами и эта борьба затянулась. В борьбе с халифатом все более ослабевал Хорезм.1
Монгольские войска между 1218-1233 гг. завоевали Среднюю Азию, Хорасан, Иран и Закавказье. Мухаммад Харезмшах у юго-восточного берега Каспия позволил завоевать весь Иран между 1223-1237 гг.2
Монгольские завоеватели часто проводили поголовную резню всех без исключения жителей городов вместе с сельскими округами. Так было в
1Пигулевский, Н.В., Якубовский, А.Ю. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века / Н.В. Пигулевский, А.Ю. Якубовский. –Л.: Ленингр. ун-та, 1958. – 390 с.
1 Гафуров, Б.Г. Таджики / Б.Г. Гафуров. – Душанбе, 2008. – Кн.II. – С.131. 2 История Ирана. –М., 1977. –С.147.
Отраре, Ургенте, Термезе, Ниле, Мерве, Балхе, Нишапуре, Сабзваре, Тусе, Рейе, Казвине, Хамадане, Мараге, Аруибим, Нахичеване и других городах Средней Азии. 1 В диссертации освещены важнейшие последствия монгольского нашествия региона.
Другим последствием монгольского завоевания была миграция значительных масс монгольских кочевников, резкий спад ирригации, земледелия, сокращение обрабатываемых площадей, сокращение поголовья скота и рабочих рук в деревнях.
Так, по сообщению Рашидаддина, после монгольских завоеваний в ряде регионов Ирана даже после пятидесяти лет только 1/10 части земель обрабатывали, а 9/10 земель были заброшены.2
Для завершения завоевания Ирана и Ирака монгольский хан Мукэ (1951-1259 гг.) организовал большую военную экспедицию под командованием своего брата Хулага. Встретив сопротивление в Иране, войско Хулага в 1256 году завоевало владение исмаилитов и самого Аламуя в горах Эльбруса и Хузистана.
В диссертации отмечается, что важным моментом в истории Хорасана и Ирана периода монгольского нашествия считается стремление Хорезмшаха Джалаладдина в создании коалиции против монголов. В 1221-1255 гг. в государстве исмаилитов правил Аладдин, который, как и его приближенные в отношении монголов заняли враждебную политику. Это привело к сближению позиций Хорезмшаха Джалаладдина и исмаилитов.
Аладдин до конца своих дней боролся с монголами, которые предприняли несколько походов против исмаилитских крепостей, но каждый раз терпели поражение. Защитники крепостей оказывали упорное сопротивление.
Последний правитель исмаилитских крепостей Рукнуддин Хуршах, который царствовал после гибели своего отца Аладдина, провалил политику, диктуемую ему феодальной верхушкой.
Во внешней политике он капитулировал перед монголами. При этом Рукнуддин, в отличие от своего отца, заложил основы дружбы с суннитами и приказал исмаилитам идти по пути мусульман.
После вступления на престол молодого Рукнуддина феодальная группировка получила всю полноту власти, выполняя свой план уничтожения исмаилитского государства, капитулировав перед монголами.3
С этого момента начинается тесное сотрудничество Насируддина Туси с монголами. По утверждению большинства историков Насируддин Туси
1 Петрушевский, И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране в XIII-XIVвеков / И.П. Петрушевский. – М.,-Л., 1960. –С.36-37.
2 Строева, Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. / Л.В. Строева. – М., 1978. – С.71-96.
3 Строева, Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. / Л.В. Строева. – М., 1978. – С.71-96.
возглавлял промонгольскую партию и был причастен к сдаче Аламута монголам в 1256 г.
После долгих обсуждений и приговоров Рукниддин Хуршах по совету сановников в сопровождения Ходжа Насируддина Туси и других вельмож «вышел у крепости, распространило с двухсотые жилищи и удостоили части лобзания праха на его величества»1, т.е. Хулагу – хана. 19- декабря 1256 года монгольские войска вошли в Аламут. Историк Джувайни рассказывает, что именно он посоветовал Хулагу – хану сохранить ценные труды, собранные в библиотеке Аламута, и получил распоряжение лично охранять это книгохранилище. Джувайни приказал сохранить астрономические инструменты и ценные рукописи. Впоследствии Хулагу сделал Насируддина Туси своим придворным астрологом.
В начале 1256 г. Хулагу приступил к завоеванию столицы халифата. 10 февраля 1256 г. Багдад пал, тем самым Хулагу положил конец существованию Аббасидской династии.
Хулагу взял управление в свои руки и создал здесь для себя и своих потомков монгольский улус. Хулагу и его потомки носили титул ильхана, т.е. «Хана ильхани». Великий хан Хубилай в 1261 г. фактически признал независимое государство Ильханов или Хулагуидов, в состав которого вошли Иран, Афганистан, Южный и Северный Азербайджан, Армения, Верхняя и Нижняя Месопотамии, восточная часть Малой Азии. Также вассалами Хулагуидов были Грузия, Трапезундская империя, Конийский султанат, Киликийское царство, Кипр, и др.2
Вторая половина XIII века, т.е. период правления Ильханов был периодом внутренних противоречий кочевой монгольской знати. Она проявлялась у четырех групп: монгольской кочевой знати, провинциальной оседлой таджикской (иранской) знати, гражданской бюрократии сплошь таджикской (иранской) и мусульманского духовенства. Джувайни, Рашидаддин и Насируддин Туси были представителями местной таджикской (иранской) бюрократии, перешедшей на службу к завоевателям, являвшейся сторонником центральной монархии.
Таким образом, эпоха монгольского нашествия (1218-1258 гг.) и последующее правление монгольских ханов на территории Мавераннахра, Хорасана и Ирана была эпохой величайшей трагедии, в частности, таджикского народа. Главный результат монгольского нашествия – разрушение городов и истребление населения сыграли свою негативную роль в отношении всех сторон жизни общества. Несмотря на все невзгоды и разрушения, отдельные представители иранцев (таджиков) смогли сыграть позитивную роль в политике, науке и культуре, примером которых является Ходжа Насируддин Туси.
Во втором параграфе «Становление личности Насируддина Туси как ученого и государственного деятеля» показан жизненный путь
1 Рашидуддин Фазлуллоҳи Ҳамадонӣ. Ҷомеъу-т-таворих. – Теҳрон, 1373. – Т.2. – С.143. 2 История Ирана. –М., 1977. –С.137.
18
Насируддина Туси, основные этапы становления его личности. Мухаммед ибн Хасан Туси родился 17 февраля 1201года в городе Туса, который находится близ современного иранского города Мешхед. Еще при жизни его называли «учитель человечества» или «вторым учителем».1
Тус, где родился Насируддин Туси, был одним из самых высокоразвитых городов Хорасана в средние века. В его состав входили следующие города: Тузган, Невка, Бургун, Райкон, Бангор, Акбарон и селение Сузанбар. Через Тус проходили дороги Великого Шелкового пути, соединявшие Восток с Западом.
В диссертации отмечается, что отец Насируддина Туси был передовым человеком своего времени, давший своим детям прекрасное образование. Как свидетельствуют исторические источники, еще в раннем детстве будущий ученый изучал Коран, морфологию шиитской духовности, арабский язык. В детстве он в основном изучал теологию. В подростковом возрасте приступает к изучению естественных наук и математики.2
Будучи еще подростком, он переехал в Нишапур, где самым серьезнейшим образом изучал геометрию, алгебру и музыку. 3
Насируддин Туси в Нишапуре изучал науки у самых известных ученых своего времени. Одним из них был Фахриддин Дамгани, ученик Садриддина Сарахси. Другим также известным его учителем был Кутбуддин Мисри, автор комментариев к известному труду Ибн Сины «Канон врачебной науки».4
Иранский исследователь Экбаль Ягман отмечает, что «Туси не было и 20 лет, когда он изучил в совершенстве астрономию, физику, философию, калам и логику. Он также с трепетом относился к этим наукам и соблюдал все их основы. Другими словами, Насируддин Туси обладал всеми человеческими качествами и являлся источником всех знаний».5
После того как вся оставшаяся часть Хорасана была завоевана монголами, ученые и поэты эмигрировали в относительно спокойные страны. Насируддин Туси покидает Нишапур и в поисках подходящего места для проживания выбирает Кухистан, где жили исмаилиты. Более подробные сведения относительно его переезда даѐт таджикский философ М. Болтаев, По его сведениям предводитель исмаилитов Насриддин Мохташами попросил Туси перевести известную книгу Абуали ибн Мисквейха (умер в 1040 г) «Новые главы», и в результате появилась новая работа – «Ахлоки Носири».
1 Разавӣ, М. Аҳвол ва осори Хоҷа Насируддини Тӯсӣ / М. Разавӣ. –Теҳрон, 1370. –С.23. 2 Там же.-С.29.
3 Мамедбейли, Г.Д. Основатель Марагинской обсерватории Насируддин Туси / Г.Д. Мамедбейли. –Баку,1961. –С.29.
4 Абуалӣ ибни Сино. Қонуни тиб / А. Сино. – Душанбе, 1998. – К.1. –С.10.
5 Иқболи Яғмонӣ. Худованди донишу сиѐсат Хоҷа Насируддини Тусӣ / Иқболи Яғмонӣ. – Теҳрон.б/г. – С.4.
Кроме указанной работы Туси в Кухистане написал работы «Рисолаи муайяани Тахорат ул эърок фи таҳзиб ул ахлоқ», которую перевел с арабского на персидский язык.1
Ученый переделал ряд глав, внес изменения и дополнения, а также написал дар илми хайат» (Трактат об астрономии) и «Шарх – ул – ишорат» (Объяснение трудных мест книги и указания). Первая книга была посвящена астрономии, вторая – это комментарии к «Канону врачебной науки» («Конун фи-т-тиб») Ибн Сины.
В этот же период были созданы ряд научных, трудов, такие как изложение «Начал» Евкалипда, законченное в 1248 г. Изложение «Алмагеста» Птолемея», Комментарии к «Указаниям» Ибн Сины.
В диссертации отмечается, что Насируддин Туси сотрудничал с монгольским ханом Хулагу, поступил к нему на службу (был его визирем. Это сыграло важную роль в предотвращении насилия, восстановлении справедливости и украшении государственности. Самым важным достижением этого сотрудничества стало строительство Марагинской обсерватории (1255-1256гг.).
Источники свидетельствуют, что дипломатическую и политическую деятельность во дворце Хулагу Туси осуществлял до конца своей жизни. Будучи дворцовым чиновником, он посещал многие страны. Он использовал свое высокое положение для развития науки, культуры и образования.
В диссертации отмечается, что завоеванием монгольским ханом Хулагу Багдада и падением Аббасидского владычества начинается следующий этап в жизни Насируддина Туси, связанный со строительством Марагинской обсерватории.
В 1274 году Насируддин Туси вместе с преемником Хулагу, Абакаханом путешествовал по Багдаду. После возвращения монгольского хана Ходжа Насируддин на несколько дней задержался в этом городе, где и вскоре скончался. Его прах покоится рядом с могилой имама Муга Казима – седьмого шиитского имама. На его надгробье высечены следующие слова: «Помощник религии и народа, шах страны науки!» «Матерь времен таких сынов не рожала!», 672 год, зульхиджа, день семнадцатый, умер в городе Багдаде».2
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно заключить, что Насируддин Туси жил и творил в неспокойный и трудный период истории таджикского народа – в эпоху монгольского владычества, которая оказала определенное влияние на политическую, научную и литературную деятельность известного ученого.
1 Болтаев, М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях ибн-Сины и его школы / М.Н. Болтаев. – Душанбе: Ирфон, 1965. – С.139.
2 Мамедбейли, Г.Д. Основатель Марагинской обсерватории Насируддин Туси / Г.Д. Мамедбейли. –Баку,1961. –С.33.
В третьем параграфе «Научное наследие Насируддина Туси и история его изучения» обобщается творческое наследие Н. Туси в различных сферах науки, литературы и культуры Средневековья.
Большинство ученых придерживается мнения о том, что вклад Н. Туси в развитии наук своего времени трудно переоценить. Так, таджикский исследователь Хабибулло Исмати (Максадов) утверждает, что наследие Туси в данной области исследовано в достаточной степени, как на Западе, так и на Востоке.1
Известный исследователь Антон фон Браунмюль (1853-1908 гг.) изучивший работы средневековых мусульманского Востока, приходит к выводу, что Ходжа Насируддин Туси на 200 лет раньше Иоганна Мюллера (Региомонтана) (1436-1470 гг.) открыл некоторые тригонометрические понятия. 2
Насируддин Туси впервые в истории математики предложил положительные и отрицательные цифры в своей книге «Шакл – аль – китьа», в Европе ученые открыли эту теорию 400 лет спустя.3
Главные заслуги ученого в математических дисциплинах заключается в следующем:
1. Редактирование и корректирование «Начал» Евклида и др.
2. Создание принципиального подхода к теории параллельных линий. 3. Создание плоскости и сферической тригонометрии как
самостоятельной дисциплины.
В тексте диссертации отмечается, что Насируддин Туси создал
большое количество работ, посвященных естествознанию. К самым известным его работам в данной области можно отнести трактаты «Тахрири Уклидур» или «Тахририулуми Хандаса» «Рисолаи маъния» «Кашф – ул – актаъ – ал – асроришакл – ул – атоб», «Джомеъ –ул – хисоб – ал – ин – тахоби вактуроби», «Зубдат – ул – хайат», «Рисола дар хисоб ва джабр» и др. В работах Туси исследуются вопросы почти всех естественных наук, в том числе: геометрии, тригонометрии, алгебры, физики, антропометрии, биологии и др. В этой связи английский ученый пишет: «Туси, все всякого сомнения был ученым, который охватил многие науки. Его трактаты на арабском языке доходят до одной сотни. Они сыграли определенную роль в развитии многих наук».4
Судя по изученным материалам, Туси не писал капитальных работ по физике. Известны его трактаты, посвященные некоторым частным вопросам
1 Насируддини Тӯсӣ. Сӣ фасл дар маърифати тақвим. Мадхалиман зумдар илми нуҷум / Н. Тӯсӣ; таҳия ва тадвини матн бо пешгуфтори Ҳ. Исматӣ. – Душанбе, 2002. – С.5.
2 Юшкевич, А.П. О математике народов Средней Азии в IХ-ХV веках / А.П. Юшкевич // Историко-математические исследования. –М.,-Л., 1951. – Вып.4. – С.456.
3 Насируддини Тӯсӣ. Сӣ фасл дар маърифати тақвим. Мадхалиман зумдар илми нуҷум / Н. Тӯсӣ; таҳия ва тадвини матн бо пешгуфтори Ҳ. Исматӣ. – Душанбе, 2002. – С.5.
4 Насируддини Тӯсӣ. Сӣ фасл дар маърифати тақвим. Мадхалиман зумдар илми нуҷум / Н. Тӯсӣ; таҳия ва тадвини матн бо пешгуфтори Ҳ. Исматӣ. – Душанбе, 2002. – С.5.
21
физики, в частности «Об отражении преломления лучей», «О теме и хогоре», «Таджрид-ал-Калак» (Абстракция слова)1 и др.
Следует отметить, что работы Насируддина Туси посвященные физике, не изучены, однако немало интересного можно найти в этих трудах, характеризующие уровень развития физике в XIII веке.
В ряде источников сообщается, что Туси наряду с арабским языком свободно владел греческим. Он также перевел ряд трудов, в том числе «Геометрию» Евклида, «Начало Архимеда», «Об измерении круга», «О сфере и цилиндре Птолемея» и др. 2
Немалый вклад внес Н. Туси в развитие астрономии. Его научная деятельность, практические исследования в Марагинской обсерватории, определение движений небесных тел, а также научные данные способствовали тому, что Туси открывает такие понятия в тригонометрии, как тангенс и котангенс. Он также доказывает теорию синусов.
Тригонометрические функции он использовал для решения астрономических , географических и физических задач.3
В диссертации отмечается, что Туси в 1260 г. заканчивает свой знаменитый труд “Трактат о полном четырехстороннике” (Шаклул-Гита) на арабском языке. Единственный экземпляр рукописи сейчас находится в России. В 1952 году эта книга была издана под рукописью Г.Д. Мамадбейли и Б.А. Розенфельда. Трактат также издавали на арабском и французском языках.4
Н. Туси кроме вопросов наблюдательной астрономии занимался теоретической частью движений планет. Ему принадлежат очень важные работ ы по данной проблеме на тему «Памятники астрономии».5
Следует отметить, что Н. Туси как ученый энциклопедист занимался вопросами геодезии, геологии, географии и медицины.
Так, его взгляды на медицину изложены в таких работах как «Ахлоки Носири», трактате «Ответы Насируддину Казвини», Дабирони, трактат «О дыхании» и др. Например, в «Этике Носира» рассматривался вопрос о воспитании детей и заботы об их росте, Насируддин Туси пишет, что питаться – не простое физическое удовольствие. Это разумный акт, необходимый для жизни и здоровья, человек принимает лекарство не для удовольствия и удовлетворения желаний. Тоже самое и принятие пищи.6
1 Разавӣ, М. Аҳвол ва осори Хоҷа Насируддини Тӯсӣ / М. Разавӣ. –Теҳрон, 1370. –С.128. 2Шерматов, Х.К., Фридман, Л.М. Истифодаи элементҳои таърихи математикаи Осиѐи Миѐна дар таълими математика / Х.К. Шерматов, Л.М. Фридман. –Душанбе: Маориф, 1986. – С.61.
3Там же.- С. 51.
4 Халилов, З.И. О математических трудах Насрэддина Туси / З.И. Халилов. –Баку, 1956. – С.51.
5 Максудов, Ф.Г., Мамадбейли, Г.Д. Мухаммад Насируддин Туси / Ф.Г. Максудов, Г.Д. Мамадбейли. –Баку, 1981. –С.27.
6 Насируддини Тӯсӣ. Ахлоқи Носирӣ /Н.Тӯсӣ; таҳияи Н. Салимов, У. Ғаффорова. – Душанбе: Шуҷоиѐн, 2009. – С.123.
22
Таким образом, Н. Туси по оценке современников и всех последующих ученых был одним из видных деятелей науки своей эпохи. Им оставлено богатое наследие, ставшее теперь достоянием всех народов мира. Весь список его научных трудов хранится в библиотеках Западной Европы. Он составлен видным ученым математиком Генрихом Зютером в 1900 г.1
Во второй главе «Вклад Насируддина Тусив формировании и развитии Марагинской обсерватории», состоящей из трех параграфов рассматривается комплекс вопросов, связанных с вкладом Н. Туси в теорию и практику астрономии, а также в развитие некоторых гуманитарных наук на основе анализа его научной школы.
В первом параграфе «Насируддин Туси – основатель и организатор обсерватории в Мараге» подробно излагается материал, связанный с деятельностью Марагинской обсерватории, и что главный астрономический труд Н. Туси «Зиджи Эльхани» был написан в обсерватории в Мараге и имел известность во всем Востоке.3
В диссертации отмечается, что Н. Туси убедил монгольского правителя Хулагу в строительстве обсерватории, в здание которой была встроена библиотека с большими залами.4 Исторические источники свидетельствуют о том, что строительство Марагинской обсерватории началось в 1259 г. на площади 180х150мм. На базе указанной обсерватории была образована Международная академия, в которой под руководством Туси работали более 100 ученых, занимались исследованиями и писали научные труды.5
Влияние достижений Марагинского научного центра на формирование и развитие мировой науки, особенно европейской, было весьма ощутимым. Научные и технические достижения Марагинской обсерватории способствовали в дальнейшем созданию целого ряда обсерваторий в Китае, Индии, и Самарканде.6
Под руководством Н. Туси в Мараге были созданы 10 инструментов, которые точно определяли движения солнце, небесных тел и планет.1
«Астрономические инструменты Марагинской обсерватории в дальнейшем нашли применение во многих обсерваториях мира. Среди них особо следует отметить Пекинскую обсерваторию XIII века, Самаркандскую обсерваторию и обсерваторию Тихо Браге и др.2
1 Мамедбейли, Г.Д. Основатель Марагинской обсерватории Насируддин Туси / Г.Д. Мамедбейли. –Баку,1961. –С.385.
3 Из истории средневековой восточной математики и астрономии. – Ташкент: Фан, 1983. – С.98.
4 Рашшод, М. Фалсафа аз оғози таърих / М. Рашшод. –Душанбе, 2002. – Ҷ.3. –С.364
5 Рожанская, М.М., Матвиевская, Г.П. Насир-ад-дин ат-Туси и его труды по математике и астрономии / М.М. Рожанская, Г.П. Матвиевская, И.О. Любер. – М., 1999. – С.33.
6 Насируддини Тӯсӣ. Сӣ фасл дар маърифати тақвим. Мадхалиман зумдар илми нуҷум / Н. Тӯсӣ; таҳия ва тадвини матн бо пешгуфтори Ҳ. Исматӣ. – Душанбе, 2002. – С.31.
1 Диноршоев, М. Философия Насириддина Туси / М. Диноршоев. –Душанбе: Дониш, 1968. –С.31.
2 Там же. – С. 32.
Он также являлся одним из ведущих научных исследователей, на основе наблюдений сотрудников обсерватории он создал ряд трактатов, в том числе «Зидж Ильхани», «Тазкирате Насири», «Бист боб дар устурлоб», «Китоб-ул-бариъ, фи усули тақвим ва ҳаракати афлок», «Зубдат-ул-ҳайат», «Си фасл дар тақвим», «Рисола дар тақвим ва ҳаракати афлок».3
В ряде исторических источниках утверждается, что Н. Туси был сторонником геоцентризма, автором которого считается Птолемей. «В том числе неизменяемость среднего движения земли и звезд он трактует по – новому».4
Следует отметить, что Туси доказал теорию лунного и солнечного затмения с научной точки зрения. Он утверждал, что это чисто природное явление. Ученый также определил вид и размер Земли и т.д.
Ходжа Насируддин занимался также подготовкой научных кадров специальной школы при обсерватории.
Таким образом, можно утверждать, что деятельность Марагинской обсерватории имела большое научное значение в истории астрономии. Она служила образцом при строительстве ряда обсерваторий на Востоке, а при составлении «Новых гураганских таблиц» Улугбеком и его соратниками за основу были взяты «Ильхановские таблицы».
Во втором параграфе «Вклад Ходжа Насируддина Туси в развитие гуманитарных наук» рассматриваются основные достижения Н. Туси в гуманитарных науках.
В этом разделе диссертации, в частности, отмечается, что несмотря на сложность политической и социальной ситуации в XIII веке Н. Туси оставил потомкам многочисленные произведения. Некоторые исследователи насчитывают 190 трактов и книг, принадлежащих перу этого ученого.
Так, к основным философским его трактатам относятся «Асос-ул- иктибос, «Равзат-ут-тасмим», «Шарх-ул-ишорат», «Кавоиб-ул-акоид», «Таджру-ул-калам», «Ахлоки Мухташами» и др.
В своих философских воззрениях Туси был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Мы считаем, что Туси не был материалистом, т.к. он, как правоверный мусульманин, не мог игнорировать законы шариата.
«Величайшей исторической заслугой Насируддина Туси было то, что он дальше развил философию Ибн Сины и тем самым спас его философию от нападков Газали».1
Кроме того, «идеальное общество Ходжи Насируддина Туси – неотделимая часть его общественно – политических воззрений – важнейшая часть социальной философии мыслителя».2
3 Разавӣ, М. Аҳвол ва осори Хоҷа Насируддини Тӯсӣ / М. Разавӣ. –Теҳрон, 1370. –С.139. 4 Насируддини Тӯсӣ. Сӣ фасл дар маърифати тақвим. Мадхалиман зумдар илми нуҷум / Н. Тӯсӣ; таҳия ва тадвини матн бо пешгуфтори Ҳ. Исматӣ. – Душанбе, 2002. – С.6.
1 Диноршоев, М. Философия Насириддина Туси / М. Диноршоев. –Душанбе: Дониш, 1968. –С.136.
Основные проблемы идеального общества освещены в таких трудах Туси, как «Ахлоки Носири», «Адаб-ул-мутаълимин», «Афсоф-ул-ашроф», «Насихатномаи Обокохон» и др.
Следует отметить, что социальные проблемы занимают видное место в его трактатах. Н. Туси, также как Аристотель, Фараби и Ибн Сина утверждает, что человек становится совершенным только в обществе. Он утверждает, «если кто-то сторонится общества, он лишает себя человеческой добродетели».3
Насируддин Туси, продолжая традиции Фараби, делит общество на две группы. Первая группа – это великое социальное общество, и в него входят все, кто принимает участие в благоустройстве планеты Земля.
Вторая – это малое социальное общество. К ним Н. Туси относит членов семьи, села, района, города и страны. Вторую группу Н. Туси делит на общество добродетелей и не добродетелей. С его точки зрения общество разделено согласно своим особенностям.4
Главный критерий совершенствования отношений между людьми – это справедливость и любовь между индивидами, обществами и социальными группами. Справедливость входит в категорию искусственных союзов, нелюбовь – в категорию естественных.
Несмотря на то, что философ считает необходимым разделение труда и материальных благ, он «в большой степени разделяет людей согласно физическому труду и считает, что каждому человеку необходимо согласно труду дать льготы».
Он подчеркивает, что «до тех пор, пока между трудом и заработанной платой не будет справедливого отношения, отношения между трудовым народом и властями не будет урегулированы».1
Н. Туси описывает свободное общество, в котором всем членам предоставлены равные права и в нем господствует справедливость, с другой стороны не допускается подлости, угнетения и др. отрицательных явлений. Ученый считает, что общество нуждается в ряде условий, которые имеют демократический характер. Это свободное избрание падишаха, вопросы свободы, справедливый и мудрый правитель. Следует отметить, что «Насируддин Туси используя научно-философское наследие прошлого, разработал теорию идеального общества со своими специфическими особенностями».2
2 Комилов, Р. Назарияи ҷомеаи ормонӣ дар таърихи фарҳанги форсу тоҷик / Р. Комилов. – Душанбе: Маориф, 1997. –С.179-180.
3Там же.-С.181.
4. Насируддини Тӯсӣ. Ахлоқи Носирӣ /Н.Тӯсӣ; таҳияи Н. Салимов, У. Ғаффорова. – Душанбе: Шуҷоиѐн, 2009. – С.350.
1 Комилов, Р. Назарияи ҷомеаи ормонӣ дар таърихи фарҳанги форсу тоҷик / Р. Комилов. – Душанбе: Маориф, 1997. –С.190.
2 Комилов, Р. Назарияи ҷомеаи ормонӣ дар таърихи фарҳанги форсу тоҷик / Р. Комилов. – Душанбе: Маориф, 1997. –С.195.
25
В диссертации отмечено, что Н. Туси был автором ряда трактатов по логике. Важнейшим из них можно считать «Асос-ул-иктибос», в котором «рассмотрены учения о понятиях и аспектах логики, такие понятия, как казил (вердикт, суждения), киѐс (сравнение), бурхон (доказательство) и др». 1 Кроме, того Н. Туси рассматривает проблемы, доказывает (стремления), диалектики, искусство мунозира (дискуссии), риторики, софистики и др.
Следует отметить, что «самая главная заслуга Насируддина Туси в логике в том, что он после смерти Абулбараката Багдада (1065-1152 гг.) приложил немало усилий в совершенствовании математической логики».2
Кроме этого, Насируддин Туси сыграл важную роль в развитии таджикской литературы и таджикского языка, в том числе в формировании терминологий. Он автор более 100 работ на родном языке, он также совершенствовал терминологию в области науки, философии, норм грамматики и мифологии.3
Как свидетельствуют исторические источники, Н. Туси сочинил ряд своих произведений в стихах на родном языке.
«Поэзия Насируддина Туси имеет хороший стиль изложения, – отмечает один из иранских исследователей». «Свои поэтические произведения он сочинял на двух языках – персидском и арабском. В различных произведениях авторство некоторых популярных стихов приписывают ему. Стихи Туси в большинстве своем имеют исторический дидактический или проповеднический характер».4
Однако следует отметить, что Н. Туси занимался художественным творчеством для развлечения. Он был крупным теоретиком поэтического творчества. «Его сочинение «Меъѐр-ул-ашъор» занимает особое место в нашей литературе, где были решены ключевые вопросы литературы и поэтики».5
Так, «Меъѐр-ул-ашъор» до сих пор считается одним из лучших трактатов, посвященных арузу. В 1992 году указанная работа была опубликована на кириллице таджикскими исследователями.
Иранские исследователи М. Разави и Саид Нафиси в результате глубокого изучения различных источников насчитали 1500 стихотворных строк Н. Туси. В большинстве из них он излагает свои философские взгляды.6
1 Там же.- С. 195.
2 Диноршоев, М. Насируддини Тӯсӣ / М. Диноршоев // Энциклопедияи советии тоҷик. – Душанбе, 1984.– Ҷ.5. – С.102.
3 Энциклопедияи советии тоҷик. –Душанбе, 1984.– Ҷ.5. – С.103.
4 Иқболи Яғмонӣ. Худованди донишу сиѐсат Хоҷа Насируддини Тусӣ / Иқболи Яғмонӣ. – Теҳрон.б/г. – С.121.
5 Диноршоев, М. Философия Насириддина Туси / М. Диноршоев. –Душанбе: Дониш, 1968. – 155 с.
6 Болтаев, М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях ибн-Сины и его школы / М.Н. Болтаев. – Душанбе: Ирфон, 1965. – С.278.
Важно отметить, что творчество Н. Туси оказало огромное влияние на последующих поэтов и мыслителей, таких как Хафиз, Навои, Бинои, Бобур Мирзо и др., которые с огромным уважением и почтением относились к Насируддину Туси и часто под влиянием его идей создавали произведения.
Кроме того, по вопросам обучения и воспитания молодого поколения им было высказано много ценных, передовых идей, которые не потеряли своего значения и в настоящее время.
Согласно некоторым источникам, у Н. Туси были и исторические трактаты. Однако, до наших дней эти сочинения не дошли.
Так, в списке опубликованных работ ученого можно найти такие исторические труды, как «История Багдада» или приложение к книге «Джахангуша Джувайни», которые до нас не дошли. Сохранились лишь некоторые мысли Н. Туси о государственном устройстве монгольского периода, или имеющие научную ценность. Он понимал все тонкости организации государственной жизни в условиях Средневековья. Он говорит о том, что какими качествами должен обладать повелитель государства, который должен быть рассудительным, уравновешенным, справедливым, дальновидным и бдительным. Он должен быть миролюбивым и избегать кровопролития там, где можно обойтись без войны. Если обстоятельства заставляют вести войну, то необходимо, чтобы на случай победы врага жертв было как можно меньше.1
Таким образом, Насируддин Туси внес весомый вклад в развитие гуманитарных наук. Во второй половине XIII века он собрал вокруг себя талантливых ученых, воспитал целую плеяду будущих литераторов, поэтов, историков, которые в дальнейшем развили гуманитарные науки. В период нападения Хулага-хана на Багдад и захвате этого города, он склонил его к тому, чтобы сохранить большую Багдадскую библиотеку, и тем самым предотвратил сожжение этой научной сокровищницы, имеющую мировое значение.
В третьем параграфе «Научная школа Насируддина Туси и его ученики» рассматривается вклад Н. Туси в подготовку своих учеников и последователей, а также формы и методы деятельности его научной школы. Отмечается, что в средние века особое внимание уделялось воспитанию отпрысков эмиров и правителей. Этой традиции придерживался и Н. Туси, воспитавший наследников царствующей династии. Однако самый важный плодотворный период его жизни начинается после захвата Багдада. Этот период надо рассматривать по двум направлениям. Первое – научная школа Насируддина Туси в Марагинской обсерватории, второе – религиозное воспитание учеников вне Марагинской обсерватории.
В диссертации перечислен ряд достойных и славных учеников школы Н. Туси.
1 Максудов, Ф.Г., Мамадбейли, Г.Д. Мухаммад Насируддин Туси / Ф.Г. Максудов, Г.Д. Мамадбейли. –Баку, 1981. –С.100.
В частности – это Абу Мансур Хасан ибн Юсуф ибн Али, известный в научных кругах под псевдонимом Джамал-ад-дин, в 1250-1325 гг. в Иране. Туси преподавал ему философию. Хилли был прекрасным математиком и выдающимся пишущим богословом. 1 Он оставил после себя большое количество научных работ. Алляме Хилли о своем учителе Насируддине Туси отзывался так: «Наш сиетх (т.е. Насируддин Туси, – А. Н.) был самым непревзойденным ученым своего века. Он автор многочисленных работ в мазхабе имама».
Кутбиддин Махмуд ибн Мансур ибн Муслихуддин Казаруни Ширази (1236 – 1311 гг.) также считается одним из видных учеников Н. Туси. В начале своей деятельности он занимался лечением больных. Вскоре он стал посещать занятия Ходжи. Известно, что со временем Кутбиддин Ширази переехал к своему учителю в Марагу, где изучал многие науки своего времени, в том числе математику, философию и др., в изучении которых он сделал невероятные успехи, поэтому Н. Туси назвал его «полюсом небесного бытия»2
В данном разделе имеются также сведения о Сейиде Рукниддине, который после приезда в Марагу, изучал науки под руководством Насируддина Туси. Изучив философию, он приступает к преподаванию этого предмета своим одноклассникам. Н. Туси доверял ему безгранично, поэтому Рукниддин написал комментарии к некоторым учебникам своего учителя. Во время поездки Н. Туси в Багдад в 1273г. именно Рукнуддин сопровождал его.3
Кроме того, известно, что Насируддин Туси протягивал руку помощи многим видным представителям науки своего времени. Одних он устраивал на работу, другим оказывал материальную помощь.
Были также и случаи, когда Ходжа спасал ученых от преследований, например, когда известный багдадский ученый Изуддин, известный как Ибн Абилхадид, попал в плен к монголам, его освободили благодаря посредничеству Н. Туси. Ибн Абилхадид (1190-1258 гг.) написал несколько трактатов, посвященных литературе и истории. Так, его трактат считается единственным историческим источником по завоеванию Исфагана Чингизидами.4
Таким образом, сферой активной творческой деятельности Насируддина Туси были не только философия, религия, астрономия и математика, но и политика, культура, организация науки и подготовка учеников.
Он много сделал для установления мира на территории подвластной Ильханидам, выступал за диалог и сотрудничество различных религиозных
1 Мамедбейли, Г.Д. Основатель Марагинской обсерватории Насируддин Туси / Г.Д. Мамедбейли. –Баку,1961. –С.32.
2 Разавӣ, М. Аҳвол ва осори Хоҷа Насируддини Тӯсӣ / М. Разавӣ. –Теҳрон, 1370. – С.231.
3 Там же.-С.250.
4 Иқбол Аббос. Таърихи муғул = История монголов / Аббос Иқбол. – Теҳрон, 1387. – С.32.
конфессий, особенно между суннитами и шиитами. Он воспитал несколько поколений ученых, которые, как и их наставник, были высокообразованными, отличались разносторонним талантом, трудолюбием, толерантностью, активной жизненной позицией, внесших достойный вклад в дальнейшее развитие естественных и гуманитарных наук.
В заключение диссертационной работы сделаны необходимые обобщения и выводы, а также предложены рекомендации для дальнейшего изучения, исследования и использования наследия Насируддина Туси в настоящее время.
Актуальность темы исследования. На современном этапе
наблюдается интерес к историческому прошлому таджикского народа.
Основатель мира и национального единства, Лидер нации, Президент
Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон подчеркивает
необходимость всестороннего преобразования общества, и значительное
место отводит возрождению культурно-исторических традиций
таджикского народа, общечеловеческих нравственно-гуманистических
ценностей12. В условиях становления новой государственности люди
хотят осмыслить и понять исторические процессы, знать правду о многих
страницах истории своей страны, а также иметь достоверную
информацию о биографиях видных общественных деятелей, выдающихся
личностей, славные деяния которых были известны не только среди
таджиков, но и во всем мусульманском Востоке. Этим и
предопределяется актульность изучения наследия великих средневековых
мыслителей, к которым принадлежал и Насируддин Туси, живший и
творивший в XIII веке.
Насируддин Туси жил в эпоху монгольского нашествия, которая
считается одной из самых трагических периодов в истории таджикского
народа. Изучение различных аспектов этой эпохи приобретают в
суверенной Республике Таджикистан актуальный характер, имея
большое научное и воспитательно-познавательное значения. Благодаря
усилиям многих историков стало возможным представить общую
картину событий и эволюцию социально-экономических и культурных
преобразований в XIII в. Но изучение большинства проблем будет
неполным, если не исследовать вклад отдельных личностей, сыгравших
значительную роль в исторических процессах данной эпохи.
Рахмон, Э. Неизменные личности / Э. Рахмон. – Душанбе, 2016. – С.27. (на тадж.яз.)
Судьбы известных исторических личностей, героев своего времени
является неотъемлемой частью истории. С их именами и деятельностью
связаны яркие страницы исторического прошлого, не случайно они
окружены в памяти народной не меньшим почетом, чем имена
правителей. Их роль в политической и социально-экономической и
культурной истории некоторые исследователи склонны преувеличивать,
кто-то – преуменьшать, но, очевидно, что они заслуживают особого к
себе внимания историков. Однако в науке отсутствует специальное
диссертационное исследование о роли Насируддина Туси -выдающегося
сына таджикского народа.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в следующем: во
-первых, в современных условиях независимости возрастает роль
глубокого изучения культуры наших предков, без знания которой мы не
сможем дальше развивать всестороннюю национальную культуру,
науку, и образование; во–вторых, исследование научного и
литературного наследия Насируддина Туси поможет, не только
прояснить малоизвестные страницы истории таджикского народа, по и
лучше осмыслить политическую, социально – экономическую и
культурную жизнь изучаемой эпохи; в – третьих, в научных кругах
нынешнего времени ещё встречаются суждения некоторых ученых,
которые стремятся принизить вклад восточной научной мысли,
литературы и культуры в сокровищницу мировой цивилизации.
Настоящее диссертационное исследование призвано опровергнуть эти
необоснованные суждения и представления; в – четвертых, изучение
жизни и деятельности великих личностей таджикского народа, одним из
представителей которых был Ходжа Насируддин Туси, в период
независимостинесомненно способствовует воспитанию молодежи страны
в духе патриотизма, национального самосознания и высоких
гражданских качеств.
Таким образом, объективное и аргументированное освещение
фактов истории таджикского народа, в частности, исследование жизни и
деятельности такой уникальной личности, как Насируддин Туси, имеет
не только познавательное, но и практическое значение.
Степень изученности проблемы. Необычайно насыщенная яркими
событиями жизнь и судьба Насируддина Туси давно привлекала
внимание ученых. Исследования, изучающие его жизнедеятельность,
можно условно разделить на несколько групп, различающихся между
собой по отраслям науки, подаче конкретного исторического материала,
а также по хронологической последовательности.
Первую группу составляют труды таджикских, русских, западных и
иранских исследователей, содержащих сведения о Насируддине Туси в
историческом аспекте. Важные исследования по истории Хорасана и
Мавераннахра периода монголов принадлежат русской
востоковедческой науке. К их числу, прежде всего, относится
капитальный труд В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского
нашествия». В разделе источников он особо подчеркивает важность
сведений Насируддина Туси о монгольском периоде. В.В. Бартольд
отмечает значение произведения «Зидж-и ильхани». В своей работе
«Монгольское завоевание и его влияние на персидскую культуру»
ученый полагает, что, несмотря на все негативные последствия
монгольские завоевания способствовали торговле и обмену
культурными ценностями1. Однако, В.В. Бартольду не была чужда
идеализация монгольской государственности и исторического значения
монгольского нашествия для Средней Азии и Ирана. Концепция В.В.
Бартольда оказала серьезное влияние на разработку истории
монгольского нашествия. Наиболее важные аспекты социально-
экономической истории монгольского периода рассмотрены в работах
И.П. Петрушевского2. В Таджикистане первые сведения о научной
деятельности Насируддин Тусивстречаются в работах академика Б.Г.
Бартольд, В.В. Сочинения: в 9 томах / В.В. Бартольд. – М., 1963. –Т.1. –С.87; Его же:
Сочинения: в 9 томах / В.В. Бартольд. – М., 1966. –Т.6. – С.189-198.
2Петрушевский, И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране в XIII-XIVвеков / И.П.
Проведенный анализ использованных источников позволяет
сделать нижеследующие выводы:
1. До сегодняшнего дня в Таджикистане, Азербайджане, Иране и
России авторы научных работ, посвященных творчеству Насируддина
Туси, в основном обращали внимание на философские и
астрономические взгляды ученого. Что касается жизни и творчества
Насируддина Туси, то здесь многое остается еще не до конца изученным.
2. Продолжая традиции той эпохи, представители которой были
образованными людьми, НасируддинТуси получил всестороннее и
блестящее для своего времени образование. Этому свидетельствует и
круг его интересов, о котором можно судить по названиям не дошедших
до нас его сочинений.
3. На основе изложенного жизнь Ходжа Насируддина Туси можно
разделить на три периода. Первый период – от рождения до
присоединения к исмаилитам-ассасинам. В этот период особенно
плодотворными были годы пребывания Ходжа в Нишапуре,
считавшегося главным научным центром всего Хорасана и Ирана.
Второй период жизни Насируддина Туси связан с государством
исмаилитов. Несмотря на тяжелые годы у исмаилитов, Насируддин Туси
написал ряд научных трудов, которые принесли ему всемирную
известность. Третий период жизни Насируддина Туси начинается с 1256
года, с приходом Хулагу-хана в Иран, ликвидацией исмаилитских
крепостей и свержением Аббасидского халифа. Последние 18 лет жизни
ученого связаны с всемирно известной обсерваторией в Мараге. Кроме
плодотворной работы в обсерватории, он создает свою школу.
Одновременно Насируддин Туси был главным советником монгольских
ханов.
3. В период пребывания у исмаилитов, которые в те непростые дни
считались единственной преградой на пути монгольской орды и
правители которых интересовались наукой и стремились привлечь
ученых ко двору, Насируддин Туси, по всей вероятности, сначала был
преподавателем (мударрисом). Обязанности мударриса были весьма
почетны и часто эту должность занимали высокопоставленные
чиновники, вышедшие в отставку. Ходжа Насируддин Туси оказался под
защитой исмаилитов, хотя между историками нет единого мнения
относительно того, по своей ли воле он избрал их покровительство или
по принуждению. Также отсутствует единое мнение относительно
религиозной принадлежности ученого: являлся шиитом-исмаилитом или
шиитом-имамитом.
4. Насируддин Туси принадлежит к числу знаменитых ученых
мира, вышедших из среды народов Востока. Его жизненный путь
проходил в непростой обстановке и в период нашествия монгольских
племен в Среднюю Азию и Иран. Как мудрый ученый и политик он
сумел направить взоры монгольских ханов на развитие образования и
открытие научно-исследовательских центров.
5. В период правления Хулагу-хана (1256-1265) и Абака-хана (1265-
1282 гг.) Насируддин находился на государственной службе, но трудно
сказать, в какой должности и в каком ведомстве. При Абака-хане мы
находим Насируддина Туси даже занимающим должность придворного
врача. Насируддин был широко образованным человеком. Он знал ряд
языков, знал поэзию, литературу, изучал медицину, ботанику и историю,
был гением в области математики и астрономии, в богословии и, как
показала его последующая деятельность, великолепно знал весь
бюрократический механизм управления государством.
6. Большинство историков едины во мнении, что своими высокими
устремлениями ХоджаНасируддин оказал огромную услугу исламу,
Ирану, науке и культуре своей страны. Наряду с написанными в этот
период полезными научными трудами, он приложил большие усилия для
защиты и обеспечения сохранности научных памятников, оставшихся от
прежних поколений. В период нападения Хулагу-хана на Багдад и
захвата этого города, в 1258 году, Насируддин Туси, зная нравы
монголов, склонил Хулагу-хана к тому, чтобы сохранить большую
Багдадскую библиотеку, и тем самым предотвратил уничтожение этой
научной сокровищницы.
7. Одной из широко известных работ великого ученого является
его труд «Зидж Ильхани», опирающийсяна результаты многолетних
астрономических наблюдений целого коллектива Марагинской
обсерватории. Таблицы, составленногоНасируддином Туси и его
ученикам, часто использовались и неоднократно были переизданы в
Западной Европе в XVII-XVIII веках.
8. В философии и гносеологии Насируддина Туси есть много
прогрессивных взглядов. НасируддинТуси до конца своих дней
оставался идеалистом. Однако, он отвергал некоторые мысли идеалистов
и в своих учениях о познании часто использовал термины,
свидетельствующие о материалистической основе его теории познания.
9. Жизнь и деятельность Насируддина, сыгравшего огромную роль
в развитии науки и поэзии не только в отечественном, но и в мировом
востоковедении, является хорошим примером для подражания. Жизнь и
деятельность этой легендарной личности является прекрасным примером
для воспитания молодых поколений общества. Его многочисленные
фундаментальные труды по астрономии, математики, поэзии,
мусульманской религии, имеющие большое значение для науки, были и
будут опорой не для одного поколения историков-востоковедов.
10. Изучение биографии Насируддина Туси приводит к
заключению о том, что он всю свою жизнь посвятил науке. Однако,
вплоть до сегодняшнего дня отечественные историки касались жизни и
творчества Насируддина Туси лишь вскользь, имея в качестве основного
предмета исследования социально-экономические аспекты эпохи
великого мыслителя и ряд других вопросов. В кратком объеме эти
проблемы отражены в работах по истории философической мысли
таджикского народа.
11. О национальной принадлежности Насируддина Туси между
учеными разгорелась бурная дискуссия. Так, известный азербайджанский
ученый Г.Д. Мамедбейли в одной из своих работ признает, что
Насируддин был персом (таджиком). Однако, в последующих своих
публикациях он, ссылаясь на потомков ученого, которые в течение веков
стали азербайджанцами, называет великого ученого азербайджанцем.
Город Тус, в котором родился великий ученый, в Средневековье был
одним из иранских (таджикских) городов. Население этого города до
настоящего времени считают себя иранцами. Надо еще добавить, что
Насируддин Туси служил не только для таджиков, но и для всего
прогрессивного человечества. Он внес огромный вклад в историю,
культуру, астрономию, геометрию, геодезию и другие отрасли науки.
12. Насируддин Туси создал крупную школу в регионе. Под его
руководством были воспитаны многие поколения астрономов,
геодезистов, литераторов. Ученики Насируддина Туси вложили свой
вклад в развитие науки и техники в мире.
13. Насируддин Туси обладал универсальными познаниями. Он
являлся ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад в
развитие многих отраслей науки. Еще при жизни он вполне заслуженно
получил звание «Устоди башар» – учитель человечества, учитель мира,
«малику-л-ҳукамо» – царь ученых философов. Его имя стоит и должно
стоять в одном ряду с именами выдающихся представителей мировой
цивилизации.
14. Одной из величайших заслуг Насируддина Туси является то, что
он написал на персидском (таджикском) языке множество своих
произведений и внес тем самым крупный вклад в развитие персидского
(таджикского) языка и литературы.
15. Острие экономических, социальных и политических
противоречий и конфликтов находят соответствующее отражение в
сфере идеологии.Насируддин Туси, как сын своей эпохи, оказался под
влиянием идей той эпохи. Отсюда существует неоднозначная оценка и
реакция со стороны представителей различных конфессий по отношению
к ученому.
16. Творчество и личность Насируддина Туси привлекали и
продолжают привлекать внимание историков, философов, филологов,
астрономов, математиков и т.д. В результате этих исследований были
выяснены, в пределах возможного, отдельные факты биографии
великого ученого. Однако, до сих пор личность этого гениального
мыслителя Востока до конца не изучена и нуждается в серьезнейшем
исследовании.
17. Философия Насируддина Туси очень сложна и противоречива.
Эта сложность усугубляется еще тем, что теоретическая и общественно-
практическая деятельность Насируддина Туси была связана с
исмаилитами, суннитами, шиитами-имамитами и, наконец,
завоевателями-монголами. Чтобы охарактеризовать и проанализировать
философские и общественно-политические взгляды Насируддина Туси,
следует провести глубокий анализ всех его трудов.
18. Жизнь Насируддина Туси стала легендой. О нем сложены песни,
написаны книги и многочисленные статьи, рассказываются предания.
Все восхищаются умом, мужеством и человечностью мудреца
Насируддина, дают его славное имя своим детям.
В целях дальнейшего исследования и использования наследия
Насируддина Туси необходимо:
1. Опубликовать полные труды (рукописи) Насируддина Туси,
которые хранятся в различных библиотеках мира;
2. Назвать именем великого ученого один из ведущих ВУЗов
Республики Таджикистан в области математики, астрономии или других
точных дисциплин. Для увековечивания памяти великого мыслителя
назвать его именем улицы, парки и другие историко-культурные места в
Республике Таджикистан.
3. поставить в столице Республике Таджикистан -Душанбе
памятник Насируддину Туси.
ЛИТЕРАТУРЫ
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!