Влияние религии на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 14
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Ценности и ценностные ориентации: сущность, содержание, ха- 14
рактеристика
1.2. Религиозность в структуре ценностных ориентаций современной 30
молодежи
1.3. Религиозная социализация молодежи 61
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТНЫХ 84
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Основные тенденции развития религиозных ценностей россий- 84
ской молодежи
2.2. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая 104
группа
2.3. Религиозные ценностные ориентации студенческой молодежи г. 124
Тюмени (по результатам социологического исследования)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 181
Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта сте-
пень ее изученности и разработанности, сформулированы цели, объект, предмет
и задачи исследования, описаны теоретические и методологические основы, рас-
крыта научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость рабо-
ты, изложены методы исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты исследования
влияния религии на формирование ценностных ориентаций современной
молодежи» поднимается проблема духовно-нравственного становления моло-
дежи, что обусловлено в первую очередь необходимостью формирования цен-
ностных ориентаций под влиянием произошедших изменений в политике госу-
дарства в связи со сменой общественной идеологии, в том числе и значения ре-
лигиозного компонента. При этом религия исследуется как составная часть куль-
туры, взаимодействующая с другими областями жизнедеятельности человека, в
связи с чем подчеркивается необходимость оценки значимости религиозного
фактора в современном образовательном и воспитательном процессе и усиления
его влияния на социальные практики молодых людей.
В параграфе «Ценности и ценностные ориентации: сущность, содержа-
ние, характеристика» современный социум характеризуется разнообразием
ценностных ориентиров, моделей поведения, нравственных установок, что в це-
лом является положительным фактором развития общества, однако при этом не
всегда удается проследить морально-нравственный фундамент личности, осно-
вывающийся, в том числе, и на религиозных ценностях.
Ценности и ценностные ориентации являются предметом изучения многих
наук. При этом социология изучает ценностные ориентации и ценности как
структурные компоненты социальной системы, принимающие непосредственное
участие в регулировании социальных взаимодействий и взаимоотношений, яв-
ляющихся основополагающим элементом социокультурных процессов в обще-
стве.
Отмечая особенности социологического осмысления ценностей в различные
исторические эпохи, можно отметить, что научное содержание данной дефини-
ции обогатил М. Вебер, введя понятие «ценности» в социологию и рассматривая
его как ключевое в своих исследованиях. Анализируя действия индивида, он
подчеркивал, что «каждое действие человека является осмысленным только в
соотношении с ценностями, в свете которых и определяются нормы поведения
людей и их цели»15.
Следовательно, постоянно совершая выбор в пользу того или иного дей-
ствия, человек формирует определенную линию поведения, наиболее благопри-
ятную для удовлетворения его потребностей. Следует отметить, что совершить
данный выбор помогает система ценностных ориентаций, которая сформирована
у человека и регулирует его поведение в обществе. При этом ценности, являясь
важным компонентом структуры личности, не только регулируют его поведение,
но и помогают контролировать и упорядочивать отношения в обществе.
Можно выделить следующие сущностные характеристики ценностей: во-
первых, ценности часто носят надысторический характер, образуя социокуль-
турное ядро общества и отражая особенности национально-культурной идентич-
ности; во-вторых, они составляют основу целеполагания отдельных индивидов и
общества в целом; в-третьих, источниками формирования ценностных ориента-
ций является саморазвитие личности в процессе взаимодействия с внешним
окружением, освоения ей социальных норм и правил поведения; в-четвертых,
ценности являются важным фактором социализации, регламентируя и регули-
руя поведение людей в обществе.
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что ценности являют-
ся основной духовной составляющей человеческого бытия, так как затрагивают
глубинные пласты человеческого сознания и формируют представление челове-
ка как о самом себе, так и о нормах его взаимодействия с окружающей действи-
тельностью. Помимо этого, ценности напрямую зависят от культурно-
Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / М. Вебер. – Текст: непосредственный.
// Избранное. Образ общества. – Москва: Юрист, 1994. – С.78-308.
исторической системы, традиционного уклада данного общества, национального
менталитета.
Следует отметить, что, независимо от типологических характери-
стик, ценность не существует «сама по себе», а проявляется как элемент осмыс-
ленного действия индивида, который направляется извне той социокультурной
средой, которая составляет сферу его обитания. Именно ценности являются со-
циокультурной основой, составляющей стержень и являющейся фундаментом
духовной жизни человека, его жизненных устремлений.
Как уже отмечалось выше, каждая система ценностей имеет нравственные
основания, представленные в виде отношения к добру, долгу, чести и ответ-
ственности. Однако в условиях постиндустриального общества происходит сти-
рание ценностных границ, особенно у молодого поколения. В этой связи важно
рассмотреть понятие «ценностные ориентации».
В отличие от ценностей, которые являются обезличенным, идеальным (по
Максу Веберу) конструктом, ценностные ориентации имеют свой носитель; они
усваиваются в результате социализации и адаптации к внешним условиям окру-
жающей среды. Преобладание тех или иных ценностных ориентаций на группо-
вом уровне зависит от культурно-исторических и социально-экономических
условий. Помимо этого, сложная, многоукладная и многокомпонентная обще-
ственная система, присущая индустриальным и постиндустриальным обществам,
допускает плюрализм мнений в аспекте ценностного отношения к действитель-
ности, что способствует созданию ситуации выбора молодыми людьми своих
приверженностей, взглядов и ценностей.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры
личности, которая проходит определенный путь своего развития, приобретая
опыт взаимодействия с различными социальными институтами и другими людь-
ми в социальных группах, адаптируясь к общественной системе в целом. На раз-
ных этапах жизнедеятельности человека ценностные ориентации могут видоиз-
меняться и корректироваться, оказывая влияние на формирование личности с
собственными жизненными убеждениями и способностью их отстаивать.
Социологический подход к изучению ценностей и ценностных ориентаций
делает акцент на личности человека как самоценности для общества, а способом
научного социологического познания всего многообразия общественного бытия
является «отнесение к ценностям» как центральной категории общественного
дискурса, без которой невозможно объяснение социальных процессов и явлений.
В параграфе «Религиозность в структуре ценностных ориентаций со-
временной молодежи» показано, что в последние десятилетия в жизни россий-
ского общества особенно изменились роль и место религии, ее влияние ощуща-
ется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, будь это полити-
ка, экономика, образование, брачно-семейные отношения и т. д. Религиозные
ценности выступают важной составляющей как образа жизни, так и образа
мышления многих людей. Более того, степень религиозности населения отража-
ет определенный уровень развития общества, охватывает сферу сознания, ду-
ховное производство и является ярким проявлением действительности.
Особое значение религиозные ценности имеют и для развития личности в
силу того, что они, во-первых, относятся к верховным абсолютным, или базо-
вым, ценностям; во-вторых, постоянны во времени и имеют общечеловеческое
значение, зафиксированное во всех мировых религиях; в-третьих, связаны с глу-
бинными конструктами культуры, ее кодами и инвариантами; в-четвертых, со-
держат исторический опыт национального и наднационального бытия; в-пятых,
именно духовные ценности личности в значительной мере определяют ее жиз-
ненные установки, модели поведения, характер взаимоотношений с социальным
окружением. Выявленные особенности раскрывают уникальную способность ре-
лигиозных ценностей к органичному сопряжению социоцентризма и антропо-
центризма.
Периоды социальной трансформации и нестабильности в большей степени
затрагивают такую социально-демографическую прослойку, как молодежь.
Идеологический вакуум, образовавшийся в нашей стране после отказа от ценно-
стей и идеалов советской эпохи, не удалось заполнить другой какой-либо це-
лостной системой светского характера. Поэтому многие молодые люди, характе-
ризующиеся неустойчивостью взглядов, воззрений, отсутствием прочной цен-
ностно-ориентационной базы, стали обращаться к религиозным представлениям
и ценностям, которые носят, однако, в сознании молодежи весьма поверхност-
ный характер. С одной стороны, молодые люди заявляют о своей религиозности
– значительная часть верующих справляет религиозные обряды (крещения, вен-
чания и похоронно-поминальные обряды), посещает храмы, отмечает церковно-
религиозные праздники, использует религиозные символы и предметы в быту и
одежде, то есть декларируют свою принадлежность к тем или иным религиоз-
ным конфессиям. С другой стороны, религиозность большей части молодежи
сочетается с низким уровнем активности в религиозной жизни.
В то же время, анализируя тенденции формирования религиозности
молодежи, следует выделить ряд негативных тенденций:
– широкий религиозный плюрализм, способствующий принятию как
традиционных конфессий (православия, ислама, буддизма и др.), так и
восприятию новых религиозных и квазирелигиозных верований, оказывающих
деструктивное воздействие на молодежь;
– снижение социальной роли традиционных религиозных ценностей,
проявляющееся в стремление молодежи найти в религии не то, что она может
дать обществу, а то, в чем она может помочь, прежде всего, самой личности,
способствуя тем самым укреплению индивидуализации, разобщенности
общества, затрудняя передачу традиций от одного поколения к другому;
– акцент на внешние проявления религиозности приводит к тому, что за
пределами сообщества религиозные ценности становятся для индивида
относительными, неважными;
– рост экстремистских движений религиозной направленности.
Итак, можно констатировать неоднозначную картину отношения россий-
ской молодежи к вере, церкви, христианству, исламу и др. конфессиям. Приня-
тие религиозных ценностей проходит в сложных условиях на фоне трансформа-
ции ценностных ориентаций, резко возросшей дифференциации населения, из-
менения условий самореализации молодежи. В результате ценностное сознание
молодежи представляет собой максимально широкое и плюралистическое ду-
ховно-нравственное пространство, в котором базовые ценности, составляющие
основы ценностного сознания личности, с одной стороны, занимают устойчивые
позиции, с другой, они все больше приобретают утилитарный характер. Такая
противоречивость ценностных ориентаций молодежи приводит к конфликтной
гибридизации религиозных и традиционных ценностей, отражающих историче-
ски и культурно сложившиеся нормы и цели, и современных ценностей, нацели-
вающих индивида на успех, материальное благополучие, рациональность дей-
ствий и моделей поведения.
В параграфе «Религиозная социализация молодежи» обосновывается
необходимость изучения особенностей социализации молодежи в контексте
приобщения к религиозным ценностям, в том числе как части культурного
наследия, традиций и менталитета или их отрицания, обосновывается важность
исследования процессов религиозной социализации, которая является составной
частью социализации в целом, становится объективной реальностью, так как со-
циализация, в том числе и религиозная, представляя собой начальный этап
вхождения молодого человека в социум, выступает важнейшим фактором обще-
ственной деятельности.
В процессе социализации личности формируется индивидуальный мир,
включающий в себя отношение индивида к действительности, его субъективные
предпочтения и ценностные ориентации. Такой подход позволяет интерпретиро-
вать социализацию не столько как социальную адаптацию, предполагающую
процесс включения индивида в систему общественных отношений через приоб-
ретение социально-типичных и социально-значимых черт, сколько как приобре-
тение неповторимых свойств личности, позволяющих ей взаимодействовать с
обществом, результатом которого должно стать согласование взаимных требо-
ваний и ожиданий.
Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что на со-
циализацию могут оказывать влияние, во-первых, объективные условия макро-
среды, определяющие особенности жизнедеятельности молодого человека и его
ближайшего окружения; во-вторых, постоянно меняющиеся условия функцио-
нирования общества, социальных групп и индивидов, влияющие не только на
формирование социального облика молодежи как социально-демографической
группы и предопределяющие особенности включения ее в социальную структу-
ру общества, но и на индивидуальные траектории социализации личности; в-
третьих, на процесс социализации оказывают влияние различные социальные
институты.
Непосредственное влияние на формирование ценностно-ориентационной
базы подрастающего поколения оказывают и различные религиозные верования,
учения и течения. Православная церковь как социальный институт активно
участвует в формировании морально-нравственных устоев российского обще-
ства.
Большую роль в религиозной социализации играют мусульманские органи-
зации, которые обладают богатой культурой и оказывают влияние на другие
народы. Специфика проявления социальных функций ислама, их непосредствен-
ная связь с потребностями молодежи позволяет говорить о важности участия му-
сульманских организаций в решении многих актуальных проблем российского
общества.
Однако влияние религии на социализацию молодежи носит неоднозначный
и дискуссионный характер. Так, по мнению Т. А. Фолиевой, «религиозная соци-
ализация» – процесс всеохватывающий и всеобщий, поскольку каждый из инди-
видов в любом обществе и в любой культурной системе проходил его и приоб-
щался к идее существования/отсутствия трансцендентного» 16.
Действительно, религия с древнейших времен выступала и фактором объ-
единения, и фактором раскола общества. Нетерпимость к чувствам и ценностям
представителей других религий может привести к войне, расколу государства.
Более того, религиозная нетерпимость внутри страны является серьезным ресур-
сом в руках враждующих государств.
Сказанное выше подчеркивает значение религиозной толерантности, фор-
мирование которой может быть возложено на институты социализации, при-
званные показать, что все ведущие религии мира (христианство, ислам, буддизм)
имеют ценностное единство, а идеологические различия могут стать основой для
взаимодополнения религий в общественном пространстве. В процессе религиоз-
ной социализации индивид не только формирует положительное отношение к
определенной религиозной общности, но и, следуя своим религиозным взглядам,
должен признавать аналогичное право других людей на свои религиозные убеж-
дения.
Таким образом, религия содержит определенный набор ценностных ориен-
тиров, норм и правил поведения, которые передаются (приобретаются) в ходе
религиозной социализации. В свою очередь, религиозная социализация может
быть позитивной, предполагающей знание, приятие и уважение религиозно-
конфессиональных ценностей и идей иноверцев, или негативной, ведущей к
враждебности и столкновениям на религиозной почве.
Во второй главе «Формирование религиозных ценностных ориентаций
студенческой молодежи» обосновывается, что в контексте установленных тен-
денций развития религиозности особое значение приобретает изучение сущ-
ностных характеристик и основополагающих принципов формирования цен-
ностных ориентаций такой социальной группы, как студенческая молодежь, и
аксиологические характеристики ее ценностного выбора.
В параграфе «Основные тенденции развития религиозных ценностей
российской молодежи» показано, что произошедшая трансформация социаль-
ных институтов в 90-х годах ХХ века во многом изменила систему ценностных
ориентаций, и в первую очередь это коснулось религиозных институтов, кото-
Фолиева, Т. А. Религиозная социализация: понятия и проблемы / Т. А. Фолиева. – Текст: непосредствен-
ный // Известия Иркутского государственного университета. – Серия Политология. Религиоведение. – 2012. – №
2-1. – С. 205-212.
рые вновь стали играть достаточно важную роль в процессе духовного воспита-
ния и развития подрастающих поколений, формирования их базовых ценностей.
Данное обстоятельство для многонациональной и поликонфессиональной
России приобретает особое значение, так как взвешенные отношения между эт-
носами и конфессиями, переплетение религиозных и светских ценностей стано-
вятся одной из важнейших проблем, требующих решений на всех уровнях обще-
ственного развития, в том числе законодательного и нормативно-правового ре-
гулирования.
Современный этап вследствие динамизма изменений постсоветского перио-
да характеризуется быстрым ростом и оформлением различных религиозных ор-
ганизаций. В 2018 году в России их было зарегистрировано более 30 тысяч 17. К
верующим относят себя 62% граждан России. 18% опрошенных являются неве-
рующими. Православными христианами считают себя 56% россиян, ислам испо-
ведует 4% населения 18.
Только 24% населения страны уверены, что религиозные ценности должны
лежать в основе общественного развития. 74% полагают, что социальные отно-
шения необходимо формировать, исходя из гуманистических, общечеловеческих
ценностей, разделяемых всеми членами социума, независимо от их этноконфес-
сиональной принадлежности 19.
Несмотря на значительный объем эмпирических исследований, выявляю-
щих взаимообусловленность ценностных ориентаций молодежи и ее религиоз-
ность, данная проблематика все еще остается недостаточно изученной. Следова-
тельно, для понимания обозначенных вопросов важно апеллировать к факторам,
определяющим основные тенденции развития религиозных ценностей россий-
ской молодежи. С этой целью в диссертации проведен анализ вторичных данных
социологических исследований.
Д. А. Тихомиров утверждает, что в ситуации религиозного выбора суще-
ствует коллизия между декларируемой и реальной принадлежностью к традици-
онным российским конфессиям, а вера сочетается с практиками мистицизма,
спиритуализма, оккультизма и др. Таким образом, религиозная принадлежность
молодых россиян характеризуется диспропорцией между уровнем их религиоз-
ности и влиянием этого мировоззренческого фактора на поведенческие паттер-
ны, имеющие в целом характер повседневных нравственных отношений.
Исследование К. Р. Гафиятуллиной в 2014-2017 гг. показало факт несуще-
ственного значения религии для юношей и девушек. В иерархии ценностей они
поставили ее только на 9 место20. Это корреспондируется и с выводами Ю.
Россия в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник / Председатель редакционной коллегии П. В.
Малков. – М.: Росстат, 2019. – 549 с. – Текст: непосредственный.
Задорин И. В. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за деклара-
циями / И. В. Задорин, А. П. Хомякова. – Текст: непосредственный // Журнал политической философии и социо-
логии политики «Полития: Анализ. Хроника. Прогноз». – 2019. – №3 (94). – С. 161-184.
ЦенностнаясолидаризацияиобщественноедовериевРоссии [сайт] URL:
http://doverie.zircon.tilda.ws/fact#rec100906027(дата обращения: 17.08.20). – Текст: электронный.
Гафиятуллина К. Р. Влияние религиозных ориентаций на повседневное поведение студенческой моло-
дёжи: социологический анализ: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процес-
сы»: диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук / К. Р. Гафиятуллина; Нацио-
Ю. Синелиной о том, что российские молодые люди возрастной группы от 18 до
24 лет, преимущественно мужчины (54%), на первое место в своих мировоззрен-
ческих ориентирах ставят не духовные, а материальные ценности. Для них более
значимыми являются хорошие человеческие отношения, желание делать добро
ближнему, стремление к справедливости и материальному благополучию. Прио-
ритет именно религиозным ценностям отдают только верующие молодые лю-
ди21.
На основании результатов этих исследований можно судить о противоречи-
ях в мировоззрении молодежи, сочетающих в себе веру в Бога и установку на
достижение намеченных целей любыми путями; увлечение оккультными прак-
тиками и толерантное отношение к различного рода девиациям и аддикциям, по-
ощрение добрачных практик. Скорее всего, подобные явления свидетельствуют
о слабых знаниях религиозных постулатов, поверхностном отношении к тради-
циям предков или даже разрыве с ними. Как образно высказался Г. Ореханов, се-
годняшняя религиозность молодежи – пэчворк, т. е. лоскутное одеяло, которое
конструируется самим молодым человеком и зависит не от семьи, а от субкуль-
туры. Поколенческие же отношения характеризуются своеобразным сингуляр-
ным разрывом, выражающимся в отрицании того, во что верили предки22.
Результаты вторичного анализа данных свидетельствуют и о слабой воцер-
ковленности / приверженности к исламу молодежи, а также о «переоценке цен-
ностей», произошедших в стране за последние несколько десятилетий. Короткий
промежуток времени, связанный с провозглашением свободы совести и вероис-
поведания, не способствовал восстановлению утраченных обычаев и традиций.
Отношение к религии и построение соответствующей идентичности у молодежи
имеет характер внеконфессиональности и увлеченности различного рода псевдо-
верованиями. При этом процессы секуляризации и антиклерикализма могут при-
вести к демонстративному отказу от религиозных ценностей. Уже сегодня боль-
шинство опрошенных можно обозначить как номинально верующих, самоиден-
тификация которых маркируется не по религиозному, а этноконфессиональному
признаку.
В целом ценности российской молодежи характеризуются амбивалентно-
стью, декларируемой принадлежностью к конфессиям, проявляющейся в низком
уровне религиозного участия, формализации выполнения религиозных обрядов,
праздничных ритуалов и бытовых обычаев. По большому счету, религиозная са-
моактуализация молодых людей слабо рефлексируется, не всегда подкрепляется
соответствующим поведением и в недостаточном мере реализуется на практике.
нальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний
Новгород, 2018. – 170 с. – Текст: непосредственный
Синелина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и цен-
ностных ориентаций / Ю. Ю. Синелина. – Текст: непосредственный // Социологические исследования. – № 4. –
2009. – С.89-95.
Ореханов Г. Тревожные цифры и факты о религиозности молодёжи // Московский патриархат. Приход
храма святителя Николая Мирликийского в кузнецкой слободе г. Москвы: официальный сайт. –
URL: https://www.nikvkuz.ru/news/21-novosti/341-protoierej-georgij-orexanov-trevozhnye-czifry-i-fakty-o-
religioznosti-molodezhi.html – Текст: электронный.
Итак, при относительно высоких показателях религиозности молодежи она
имеет поверхностный характер, проявляющийся даже в элементарной моде на
символику в качестве стильных аксессуаров. В конечном счете, религия слабо
влияет на выбор молодежью нравственных критериев, мотивацию моральных
поступков, определение духовного жизненного кредо. Верующая молодежь тя-
готеет не к обязательной (институциональной) религиозности, а к внеконфесси-
ональной, не связанной с конкретными верованиями. Акцент делается не на глу-
бокий духовный поиск, а на эклектичность и цивилизационные, общечеловече-
ские ценности, которые отличаются неустойчивостью и изменчивостью.
К сожалению, факторы социальной незащищенности молодежи, затруднен-
ность социальной мобильности и имущественное расслоение используются ра-
дикальными религиозными организациями для рекрутирования сторонников.
При этом активно применяются воздействующие интернет-технологии, марке-
тинговые и информационные инструменты. Что касается государственного регу-
лирования, то через систему нормативных факторов предпринимаются попытки
управляемого институционального воздействия на формирование у молодежи
идей гуманизма, милосердия, традиционных ценностей семьи и брака.
В параграфе «Студенческая молодежь как особая социально-
демографическая группа» подчеркивается, что основным носителем ценност-
ного сознания является такая социокультурная категория, как молодежь, в том
числе студенческая, от ценностно-ориентационной базы которой будет зависеть
дальнейшее развитие общественной системы.
Проведенный в диссертации анализ позволил констатировать, что молодежь
как определенная социальная, демографическая общность отличается наличием
присущих только ей специфических характеристик, особенностями социального
положения (например, отсутствие собственной семьи, детей, финансовая зави-
симость от родителей, получение образования, отказ от трудовой деятельности и
пр.), наличием социально-психологических характеристик (эгоизм, максимализм
и пр.). Перечисленные факторы зависят от уровня социально-экономического,
культурного, нравственного развития молодежи (мобильность, активность, здо-
ровье, интернет-зависимость и пр.), которые отличают молодежное поколение от
представителей других групп населения.
Помимо этого, можно констатировать единодушие социологов относитель-
но того, что молодежь представляет собой определенную социально-
демографическую группу, которая проходит период становления и определения
своего места в данной общественной системе.
Молодежь в целом не является устоявшейся, унифицированной социально-
демографической группой людей и в силу своих возрастных особенностей имеет
сложную структуру, в которой важное место занимает студенческая молодежь,
являющаяся объектом данного диссертационного исследования.
Выступая наиболее интеллектуально развитой, адаптивной к изменяющим-
ся социальным условиям частью молодого поколения россиян, студенческая мо-
лодежь представляет собой социально-демографическую группу, объединенную
по критерию получения высшего образования и являющуюся носителем опреде-
ленных ценностных ориентиров, норм и моделей поведения.
Основные характеристики студенчества как социальной группы: более вы-
сокий потенциал к достижению своих профессиональных целей в интеллекту-
альной сфере, возможность аккумулировать и адаптировать новые культурные
веяния, творческие изыскания, формировать ценностные ориентиры, в том числе
духовно-нравственные и религиозные, которые впоследствии будут усваиваться
другими категориями молодежи.
Современная молодежь предпочитает получать образование в высших учеб-
ных заведениях. По данным ВЦИОМ, 57% этой категории опрошенных уверены,
что именно высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру. Тем не
менее, доля убежденных в этом уменьшается (76% в 2008 г. и 61% в 2020 г.), а
значительная часть опрошенных отмечает преувеличение значимости высшего об-
разования23.
В целом следует отметить факт сохранения роли вузов в создании условий
для получения молодежью не только специальных знаний, но и для овладения
навыками творческой самостоятельной работы, развития нестандартного мышле-
ния, повышения уровня культуры. Для большинства студентов получение выс-
шего образования позволяет раскрыть потенциальные возможности, проявить
способности, расширить кругозор, сформировать свое собственное мировоззре-
ние, повысить интеллект.
Таким образом, студенческая молодежь – это ключевая группа в обще-
ственной системе, от развития которой будет зависеть будущее социума. Отме-
тим, что студенческая молодежь, помимо выполнения определенных функций и
задач, характеризуется и наличием похожей системы взглядов, воззрений и цен-
ностных ориентаций.
При этом изучение ценностных ориентаций молодежной группы позволяет
выявить реальную степень ее включенности в социальные отношения, опреде-
лить ее способности адаптироваться к изменяющимся условиям, охарактеризо-
вать инновационный потенциал, что в целом оказывает влияние на будущее об-
щества.
Выявлено, что ценностные ориентации студентов отличаются от ценност-
ных ориентаций других социально-демографических групп населения. Сознание
сегодняшней студенческой молодежи формируется и развивается в условиях
происходящих в российском обществе изменений. Современной России прису-
щи неопределенность и риски. Поэтому студенческая молодежь, в частности,
вынуждена проводить переоценку ценностей, зачастую критически осмысливать
опыт предшествующих поколений, самостоятельно формировать свои представ-
ления о будущем страны.
Так, начавшаяся в 2020 г. пандемия позволила студенческой молодежи в
условиях самоизоляции получить новый социальный опыт, который, наряду с
ВЦИОМ: Аналитический обзор: Выпускники-2020 хотят стать врачами и медсестрами. – URL: http:www.
wciom.ru/ analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/ vypuskniki – 2020- khotyat- stat- vrachami- i-medsestrami – Текст: элек-
тронный.
экзистенциальными переживаниями, существенно изменил ее систему поведе-
ния, расширил формат повседневных практик. В ситуации этой новой реально-
сти важнейшей задачей становится интеграция молодежи в систему обществен-
ных отношений и повышение ее роли в жизни страны.
В параграфе «Религиозные ценностные ориентации студенческой мо-
лодежи г. Тюмени (по результатам социологического исследования)» пред-
принята попытка осмысления ценностных ориентаций студенческой молодежи г.
Тюмени в контексте религиозного мировосприятия.
В ходе изучения роли религиозных предпочтений автором диссертации в
2019-2020 гг. было проведено социологическое исследование с целью выявления
ценностных ориентаций и религиозного мировосприятия студенческой молоде-
жи г. Тюмени. Генеральная совокупность составила 22656 человека, выборочная
совокупность составила 384 студента (N=384). В выборку вошли представители
пяти основных вузов города Тюмени: Тюменский индустриальный университет
(34,61 %), Тюменский государственный университет (36,22 %), Тюменский гос-
ударственный медицинский университет (16,9 %), Государственный аграрный
университет Северного Зауралья (7,87 %), Тюменский государственный инсти-
тут культуры (4,36 %). 50,5 % составили студенты женского пола и 49,5 % –
мужского пола, что свидетельствует о минимальности гендерных различий ис-
следовательского массива, несмотря на то, что выборка представлена в том чис-
ле и техническими вузами.
Одним из основных вопросов данного социологического исследования было
выявление отношения студенческой молодежи к вере и оценка принятия ими тех
или иных религиозных постулатов.
Наибольшее количество опрошенных отнесли себя к категории формальных
верующих, то есть людей, в жизни которых вера занимает достаточно прочную
позицию, но при этом они не институционализированы в религиозную систему.
Так, формальными верующими себя считают 54,1 % первокурсников, на четвер-
том курсе их остается меньше – 42,8 % из числа опрошенных.
Студентов, занимающих промежуточную позицию (колеблющихся), выяв-
лено незначительное число. Около одной трети отпрошенных считают себя
убежденными верующими (18,7 % первокурсников и 28,8 % студентов 4 курса).
Данная категория студентов, имея свои религиозные ценностные ориентации,
регулярно посещает религиозные учреждения, соблюдает религиозные обряды,
общается с представителями своего религиозного сообщества. Явно атеистиче-
скую позицию поддерживают на первом курсе 20,9 % студентов, на последнем
курсе – 14,6 %. Что касается вероисповедания опрошенных студентов, можно
выделить православных христиан (65,8 % опрошенных), мусульман (22,3 %),
представителей других вероисповеданий – 11,6 %.
В процессе исследования студенты должны были выбрать три наиболее
значимые, по их мнению, общечеловеческие ценности. К первостепенным смыс-
ложизненным ценностям студенты относят любовь к близким, что не противоре-
чит общепринятым ценностным ориентациям и подтверждает тот факт, что се-
мья важна для каждого человека. На второе место в данной иерархии большин-
ство опрошенных студентов поставили любовь к Родине (чувство ответственно-
сти за свою страну), что также является достаточно закономерным результатом и
говорит о том, что респонденты, вне зависимости от принадлежности к различ-
ным религиям и вероисповеданиям, а также неверующие, уверены, что от благо-
получия и стабильности государства зависит благополучие и стабильность семьи
и будущее их детей. На третье место в данной иерархии большинство верующих
(63,9 % и 74,6 %) поставило веру в Бога и возможность жить по религиозным за-
конам. Естественно, вера в Бога не является приоритетной ценностной ориента-
цией у колеблющихся и неверующих студентов. Они считают важным сохране-
ние российской идентичности независимо от национальности и вероисповеда-
ния.
Смысловые и содержательные характеристики категории «жизненный
успех» интерпретируются респондентами по-разному. Представители первого и
четвертого курса жизненный успех связывают, прежде всего, с достижением ма-
териального благополучия и повышением должностного статуса (рис.1).
Религия важна в современном мире66%
27%
В настоящее время религиозные устои полностью
утратили свою актуальность и являются уже…41%48%
Этот век высоких технологий даёт мне много
возможностей для реализации собственных…63%82%
Современный человек живет в постоянном
стрессе, пытаясь идти в ногу со временем34%51%
Отношения между людьми не становятся
поверхностными, наоборот, эмоционально…18%34%
В современном мире отношения между людьми
становятся поверхностными, потому что…69%
73%
Каждый человекдолжен чувствовать
ответственность за других и общественные…14%44%
В современном мире каждый решает сам за себя,
и главными ценностями являются собственное…69% 82%
Лучше я не достигну материального
благополучия и не сделаю карьеру, но никогда…29%54%
Современный мир жесток, чтобы преуспеть
нужно драться и преступать моральные нормы28%50%
0%20%40%60%80%100%
4 курс 1 курс
Рисунок 1– Смысложизненные утверждения,
характеризующие жизненную позицию респондентов
Данные социологического исследования показали, что 82 % первокурсников
считают, что в современном мире каждый должен быть сам за себя, и законо-
мерно, что при этом собственное здоровье и благополучие – главные жизненные
ценности. Такого же мнения придерживается 69 % студентов четвертого курса.
Данный показатель говорит о том, что ценностно-ориентационная база молодых
людей за время обучения в вузе претерпевает определенные изменения, незначи-
тельно смещаясь в сторону усиления нравственной ответственности. Данное
утверждение подкрепляется тем фактом, что если среди первокурсников 29 %
предпочитают отказаться от карьеры, но сохранить свои моральные принципы,
то среди представителей выпускного курса бакалавриата уже 54 % придержива-
ются такой точки зрения, что свидетельствует о четко выраженной ценностной
ориентации на необходимость соблюдения моральных норм, даже в ущерб мате-
риальному благополучию.
Идентифицируя понятие религии, большинство представителей и первого
(43 %), и четвертого (47 %) курсов ответили, что это вера в единого Бога; 17,3 %
и 19,3 % считают, что это вера в себя и собственные силы; также были такие ва-
рианты ответов, как вера в сверхъестественное, в потусторонние силы, вера в
высший космический разум и бессмертие души) (рис. 2).
5047
4543
401 курс4 курс
19,3
2017
15,3
1512,2
107,1
6,4
5,1
Вера в единогоВера вВера в себяВера вВера в высшВера в
Богабессмертиепотусторонние косм разумсверхъестест
душисилысилы
Рисунок 2 – Идентификация понятия «религия»
Таким образом, проведенное социологическое исследование позволяет сде-
лать следующие выводы.
Во-первых, осознание важности религии в жизни и формировании смысло-
жизненной позиции у обучающихся приходит к 4-му курсу бакалавриата, что го-
ворит о прохождении студентом определенного пути понимания основ миро-
устройства и осмысления собственных ценностных ориентаций.
Во-вторых, хотя студенческая молодежь и подвержена материализму, инди-
видуализму, отстранению от традиционных семейных и общественных норм, в
то же время индивидуально-либеральные ценности студентов соседствуют с
традиционно-общинными ценностями, в том числе готовностью прийти на по-
мощь, взять ответственность за себя и за других, поддержать нуждающихся.
При оценке роли религиозных ценностей ответы верующих и неверующих
молодых людей разделились. Так, верующие (89 %) отметили, что религия – это,
в первую очередь, нравственный арбитр, духовный, морально-нравственный ба-
зис. Большинство же неверующих (56 %) отметили, что религия – это психоте-
рапия в условиях быстро меняющегося общества, еще 67 % респондентов отме-
тили, что это способ формирования национального менталитета.
На вопрос о том, насколько обучение в вузе повлияло на религиозные
взгляды респондентов, большинство опрошенных (89,9 %) ответили, что так как
в вузе им пришлось столкнуться с представителями различных религиозных
конфессий, то это привело их к осознанию того, что религиозные нормы во всех
конфессиях едины; 94 % респондентов в вузе начали задумываться о смысле
жизни и морально-нравственных ориентирах, приходить к их пониманию; толь-
ко 15 % респондентов ответили, что так как они получили религиозное, мораль-
но-нравственное воспитание в семье, то вуз на их взгляды никак не повлиял.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том,
что высшее учебное заведение влияет на формирование целостной морально-
нравственной картины мира молодых людей и закрепляет мировоззренческие
установки и ценностные ориентации студенческой молодежи, закладывая основ-
ные постулаты религиозной культуры: любовь к ближнему (христианство); по-
стижение самого себя и самосовершенствование (буддизм); справедливость и
коллективизм (ислам).
На основании проведенного исследования предлагается порядок формиро-
вания ценностных ориентаций современной студенческой молодежи, представ-
ляющий собой механизм, выступающий регулятором социального процесса, со-
ставными элементами которого являются ведущие социальные институты, от-
ветственные за становление ценностных ориентаций. Его реализация предпола-
гает выстраивание особой системы средств и отношений, направленных на со-
здание условий для решения важнейшей общественной проблемы формирования
ценностей молодежи.
Безусловно, в процессе формирования ценностных ориентаций учитывается
тот факт, что согласно Конституции РФ (статья 14) «Российская Федерация яв-
ляется светским государством, и никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной»24.
В связи с этим закономерно, что реализация процесса формирования цен-
ностных ориентаций отражает государственную парадигму, которая выражается
в государственной молодежной и культурной политике, а также в политике
национальной безопасности страны.
Структурными элементами механизма формирования системы ценностных
ориентаций студентов выступают различные социальные институты, выполня-
ющие собственный набор функций, а именно: государство, образование, СМИ и
Интернет, семья, религия. При этом отношения между участниками, влияющими
на процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения, выстра-
иваются на принципах социального диалога и партнерства. Здесь ведущая роль
отводится образовательной вузовской среде и непосредственно студенческой
Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). –
Официальное издание. – Москва: Юрид, лит., 2009. – 64 с. – Текст: непосредственный.
молодежи как социальной группе с высокопрофессиональным и высокограж-
данским потенциалом, определяющим будущее нашей страны (рис. 3).
Государство, создавая нормативно-правовую базу, посредством, прежде
всего, молодежной политики, стимулирует у молодежи активную гражданскую
позицию, транслируя ценности гражданственности и патриотизма.
Не менее важная роль при формировании ценностных ориентаций молодого
человека возложена на семью и образовательную систему. Именно семья фор-
мирует морально-нравственную базу индивида, в том числе религиозную карти-
ну мира. Образовательно-воспитательная среда высшей школы также активно
участвует в процессе религиозной социализации. Взаимодействие в вузе с пред-
ставителями различных конфессий позволяет юношам и девушкам знакомиться с
многообразием мировоззренческих концепций, воспитывает веротерпимость,
уважение к исповедующим иные религии.
Большое влияние на формирование религиозного самосознания исследуе-
мой социальной группы оказывают СМИ. Им отводится роль ведущего агента
социализации, призванного транслировать духовные и этнокультурные ценно-
сти. В условиях глобализации и переживаемой мировым сообществом пандемии
коронавируса сегодня актуализируется влияние Интернета на молодежь. Недав-
ние обсуждения показывали явное превалирование позиции об изоляции моло-
дежи от интернета и возвращении в реальный мир. Сегодня научный дискурс
должен измениться в направлении понимания того, не как противостоять интер-
нету, а как изменить и использовать его в целях формирования здорового моло-
дого поколения.
Согласно предложенному в диссертационном исследовании социальному
механизму, религии отводится важная роль. Для современного молодого челове-
ка религия хотя и не всегда является определяющим личностным поведенческим
фактором, но она существенно влияет на его самоидентичность, оставаясь важ-
ным социально-нравственным маркером. Благодаря религиозной идентичности
может повышаться самооценка личности, формироваться осознание принадлеж-
ности к определенной группе, ощущение безопасности и защищенности.
Таким образом, в системе современного российского высшего образования
важным ориентиром является нравственный идеал воспитания, нацеленный, в
том числе, и на сохранение и передачу молодому поколению традиционных
культурных ценностей. Создание возможностей для изучения традиций разных
мировых религий никак не противоречит принципу светского характера образо-
вания, а, напротив, подчеркивает значимость культурного кода российской ци-
вилизационной идентичности, является основой межрелигиозного согласия как
необходимого условия устойчивого социально-экономического и духовного раз-
вития России.
Рисунок 3 – Социальный механизм формирования ценностных ориентаций студентов
В заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования,
формулируются выводы, даются рекомендации.
Духовно-нравственный кризис и трансформация ценностных ориентаций
в нашей стране поставили молодёжь в сложнейшую ситуацию поиска новых
мировоззренческих смыслов и ориентиров, что обуславливает и возрастающий
интерес к вопросам веры и религии.
Общеизвестно, что долговременный атеистический уклад жизни россий-
ского общества способствовал формированию иного типа ценностей людей, в
которых роль религии была нивелирована и заменена ценностями светского
общества. Сегодня религия по праву вновь включена в социальные институты,
которые способствуют сохранению ключевых общечеловеческих идеалов, об-
ладают воспитательными, образовательными, ценностно-ориентационными
функциями. Религиозные нормы, воспринятые в детстве и юношестве, оказы-
вают существенное воздействие на процесс адаптации молодого человека к
жизни в обществе. Это обстоятельство объясняет необходимость изучения
влияния религии на формирование ценностных ориентаций молодежи, вклю-
чая студенчество как особую когорту молодежной среды.
Влияние религиозных ценностных ориентиров всегда возрастает в период
неопределённости и кризисных ситуаций, поэтому закономерно, что в этих
условиях возникает необходимость их осмысления, обращения к проблеме
нравственно-моральных и религиозно-этических ценностей. Переустройство
общественно-политической системы, произошедшее в России в конце XX ве-
ка, вызвало необходимость переоценки значимости терминальных ценностей,
в том числе и ценностей, опирающихся на религиозную картину мира.
Ценностные ориентиры являются базовым конструктом мировоззренческой
основы индивида. Ценности, привитые в процессе социализации, оказывают
влияние на жизненный путь молодого человека, его достижения и поражения,
интересы и увлечения. Немаловажную роль в этой системе играют и ценности
духовного мира, в том числе и религиозные постулаты, которые с древнейших
времен находились в основе всей системы целеполагания личности.
Частичная утрата ценности религии как базового социального института и
одного из важных мировоззренческих ориентиров вступает в конфликт с запро-
сом на мораль, нравственность и духовность в классическом их понимании. Это
обуславливает необходимость исследования роли религии в формировании цен-
ностных ориентаций, и в первую очередь в молодежной среде.
Степень научной разработанности темы. Для анализа особенностей влия-
ния религии на формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях
современного общества необходимо определить основные социологические
подходы к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации». Изучению и
теоретической интерпретации ценностей уделяли внимание М. Вебер, И. Кант,
Ч.Моррис, К.Клакхон, Т.Парсонс, У.Томас, Ф.Знанецкий, Р.Ингльхарт и др.
[22; 73; 121; 76; 137; 180; 60; 230]. Дефиниция ценности в социологическом
контексте получила развитие в работах М. Вебера, который, анализируя дей-
ствия индивида, использовал тезис о том, что «каждое действие человека яв-
ляется осмысленным только в соотношении с ценностями, в свете которых и
определяются нормы поведения людей и их цели». Ф. Знанецкий определил
«ценности, как предметы, которые детерминируют определённые психические
переживания и действия людей – членов социальной группы» [60]. К. Клакхон
выявил, что ценности усваиваются на протяжении всей жизни, перерабатыва-
ются и становятся устойчивыми элементами личности в результате социали-
зации [76]. Классификация ценностных признаков, предложенная М. Рокичем,
отражает специфику ценностей, регламентирующих поведение людей в обще-
ственной системе в процессе своей жизнедеятельности [149].
Связывая категорию «ценности» с типом поведения его носителя – индиви-
да, ученые рассматривали их в качестве регулятора взаимоотношений между
людьми в обществе. Согласно концепции Н.И. Лапина, «ценности помогают
индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в
жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний
стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов ин-
дивидов и социальных общностей» [93, с. 3-23]. В то же время исследователи
показали социокультурную природу ценностей. По мнению А.Г. Здравомыс-
лова, система ценностей формируется в результате духовной работы обще-
ства, при этом ценности характеризуют культуру или культурную среду дан-
ного общества [57].
В результате научных поисков ученые подошли к пониманию того факта,
что каждая система ценностей имеет в основании нравственные ценности,
установки, представленные в виде отношения к добру, долгу, чести и ответ-
ственности. Э. Дюркгейм, анализируя ценностную составляющую обществен-
ной системы, предложил использовать такие понятия как, идеи, верования,
идеалы, присущие данному обществу и регулирующих его жизнедеятельность
[51]. Анализ теоретических концепций показал, что ценности напрямую зави-
сят от культурно-исторической системы, традиционного уклада данного об-
щества, национального менталитета.
В современных условиях (или в условиях неопределенности) заметно
усилился исследовательский интерес к проблемам формирования ценностных
ориентаций молодежи под воздействием религии, которая остается важным
источником социализации молодежи. В этой связи активизировалось исследо-
вание внимания к изучению особенностей социализации молодежи в контек-
сте приобщения к религиозным ценностям или их отрицания, что нашло отра-
жение в работах М. М. Акулич, В. И. Веремчука, Ю. Г. Волкова, В. И. Доб-
ренькова, Г.Е. Зборовского, Т. А. Чемикосовой и др. [1; 23; 26; 45; 56; 202].
Влияние религиозных ценностей такие исследователи, как М.М. Акулич,
К. А. Елгина, Н. Р. Шушанян связывают с усилением, в ситуации обесценива-
ния прежних норм, регулятивной функции религии или, говоря иначе, воз-
можностью социального контроля [1, с. 8-15; 52, с. 65-68; 215, с. 139-144].
Отметим, что социальный контроль, согласно концепции Р. Парка, позво-
ляет упорядочивать и разрешать разные виды конфликтов, выполняя главную
задачу и функции в обществе [135]. При этом он не гарантирует поддержание
постоянного порядка в обществе, вследствие чего ученый предлагает для до-
стижения устойчивого социального порядка приспосабливаться. Данное при-
способление он называет аккомодацией. Приспособиться друг к другу могут
отдельные люди или группы на некоторое время, но полного приспособления
в современном обществе достичь невозможно, поскольку в условиях изменя-
ющегося мира постоянно появляются новые участники взаимодействий, новые
группы, общности, индивиды, которые вправе потребовать удовлетворения
своих ограниченных в ходе приспособления ценностей, тем самым ставя под
сомнение порядок вещей, нарушая достигнутое ранее равновесие. Следова-
тельно, общество не может быть всегда толерантным и, возможно, единствен-
ный способ достичь согласия – это аккомодация, которая способна прекратить
конфликты и закрепиться с помощью законов, норм и нравственного поведе-
ния членов общества [135, с. 115-139].
В связи с этим научная проблема данного исследования связана с разре-
шением противоречия между двумя усиливающимися тенденциями, с одной
стороны, ростом разногласий и агрессивности в обществе, с другой – с по-
требностью усиления интеграции и религиозной толерантности на основе ба-
зовых духовных ценностей.
Поликонфессиональность российского общества, противоречивое от-
ношение к религии как населения, так и исследователей роли религии в обще-
стве, обусловили принципиальную важность рассмотрения проблемы влияния
религии на становление ценностных ориентаций молодежи с учетом особен-
ностей развития регионов.
Объектом исследования диссертационной работы является студенческая
молодёжь как особая социальная группа.
Предмет исследования – религиозность в системе ценностных ориента-
ций студенческой молодежи.
Цель исследования заключается в разработке социального механизма
формирования ценностных ориентаций студентов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Уточнить теоретические подходы к рассмотрению категорий «ценно-
сти», «ценностные ориентации», «религиозность», «религиозная социализа-
ция», «религиозные ценности» для концептуального и категориального
осмысления и интерпретации базовых понятий.
2. Выделить основные компоненты религиозности в структуре ценност-
ных ориентаций современной молодежи.
3. Определить роль и значение агентов религиозной социализации моло-
дежи, их влияние на различные аспекты жизнедеятельности представителей
молодого поколения.
4. Диагностировать основные формы выражения студенческой молоде-
жью своей религиозности.
5. Разработать социальный механизм формирования ценностных ориен-
таций студентов высших учебных заведений.
Теоретико-методологические основы исследования разработаны на осно-
ве анализа трудов зарубежных и отечественных ученых, посвященных изуче-
нию ценностей, ценностных ориентаций, религиозности, религиозных ценно-
стей в современном мире и России. Концептуальная основа данной диссерта-
ционной работы построена на фундаментальных исследованиях социологиче-
ского, философского и культурологического характера, классические и совре-
менные теоретические концепции ценностных ориентаций. Особое внимание
уделено концептуальным подходам к раскрытию таких базовых категорий, как
«ценность» и «ценностные ориентации» (И. Кант, М. Вебер, Э. Дюркгейм,
П.А. Сорокин, Т. Парсонс, У. Томас, Ф. Знанецкий, Ч. Моррис, К. Клакхон, М.
Рокич, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И. Кон, Н.И. Лапин), а также теоретиче-
ских оснований анализа влияния роли религии на формирование ценностных
ориентаций современной студенческой молодежи (К.Г. Доусон, О. Конт,
М.Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Р. Белла, Т. Парсонс, П. Бурдье, Э. Гидденс,
А. Турен, П. Штомпка, Ж.Т. Тощенко и др.) [73;
22;48;163;136;180;60;121;76;149;57;221;82;93;46;86;112;10;20;36;184;214;182].
При исследовании религии как социального института был сделан акцент
на изучение социальных функций религии, освещенные в работах Ю. Г. Вол-
кова, В. И. Добренькова, А. В. Попова, В И. Веремчука, Е. Ф. Зборовского, Т.
А. Чемикосовой, М.М. Акулич и др. [26;140;23;56;202;1]. Так, по мнению Т.А.
Чемикосовой, в современных условиях выделяются новые функции религии,
которые связаны с трансформацией религии и изменением ее роли в обществе
[202].
Методологическая база исследования опирается на общенаучные и обще-
социологические методы диалектики, анализа и синтеза, сравнения, междис-
циплинарного и системного подходов, структурно-функционального анализа,
а также на методы социологического исследования: статистический, анализ
документов, контент-анализ СМИ, анкетный опрос.
Информационно-эмпирическая база диссертационного исследования
включает: нормативно-правовые документы Правительства РФ в сфере регу-
лирования конфессиональных отношений, статистические материалы Росстата
и Единой межведомственной информационно-статистической системы
(ЕМИСС); вторичный анализ результатов социологических исследований по
проблемам ценностных ориентаций, религиозных ценностей в отдельных ре-
гионах Российской Федерации, результаты авторского анкетного опроса.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием про-
граммного обеспечения SPSS Statistics 17.0 для Windows.
Обоснованность и достоверность результатов исследования, а также
научных положений и основных выводов диссертационной работы подтвер-
ждается использованием концептуальных методологических подходов к ис-
следованию влияния религии на формирование ценностных ориентаций со-
временной молодежи, результатами изучения нормативно-законодательных
документов, данных официальной статистики, а также методами количествен-
ного анализа с участием автора: анкетный опрос для изучения влияния рели-
гиозных предпочтений на формирование ценностных ориентаций подрастаю-
щего поколения, проведенный в 2019-2020 гг. среди студенческой молодежи
тюменских вузов. В анкетном опросе приняли участие 384 студента 1-4 курсов
очной формы обучения, из них 50,5% девушки, 49,5% – юноши. Генеральная
совокупность составила 22656 человека, в нее вошли представители пяти ос-
новных вузов города Тюмени, в том числе ТИУ (34,61%), ТГУ (36,22%),
ТюмГМА (16,9%), ТГСАХ (7,87%), ТюмГИК (4,36%).
Научная новизна работы определяется комплексной разработкой научной
проблемы формирования единой мировоззренческой системы, закреплённой в
ценностных ориентациях студенческой молодежи.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной
новизной и полученные автором, состоят в следующем:
1. Уточнена сущность и содержание категорий: «ценности», «ценностные
ориентации», «религиозность», «религиозная социализация», «религиозные
ценности».
2. Показано, что социализация молодых людей и принятие религиозных
ценностей проходит в условиях системных общественных трансформаций,
следствием которых является синкретизм и амбивалентность молодежной ре-
лигиозности.
3. Определены и структурированы основные компоненты религиозности
в системе ценностных ориентаций современной молодежи, исходя из социо-
культурных и аксиологических оснований.
4. Выявлено, что у современной молодежи, как особой социальной груп-
пы, проявляются внешние маркеры следования основам вероучения; преобла-
дает внеконфессиональность, светская интерпретация нравственности и мора-
ли, приоритет гуманистических, общечеловеческих ценностей над религиоз-
ными.
5. На основе социологического исследования диагностированы основные
формы выражения молодежью своей религиозности; показано, что религиоз-
ная идентичность студенческой молодежи формируется благодаря семейному
воспитанию, культурным традициям, национальному менталитету, а также
под влиянием социального окружения, каковым является образовательная
среда высшего учебного заведения.
6. Разработан социальный механизм, описывающий формирование
ценностных ориентаций студентов, где в качестве основных агентов влияния
выступают социальные институты семьи, образовательной системы, СМИ и
Интернета, гражданские институты и религиозные организации, опирающиеся
на общественные нормы, менталитет и культурные традиции российского об-
щества.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на за-
щиту:
1. В основе сущностных характеристик взаимосвязанных базовых катего-
рий исследования «ценности», «ценностные ориентации», «религиозность»,
«религиозная социализация», «религиозные ценности» находится сходство:
они регламентируют поведение молодых людей в системе общественных от-
ношений. Ценности являются базовыми в мировосприятии человека, их исто-
ки прослеживаются в культурных образцах, традиционных и религиозных
нормах, регулирующих жизнедеятельность индивидов. Ценностные ориента-
ции относятся к важнейшим компонентам структуры личности, которая про-
ходит определенный путь своего развития, приобретая опыт социального вза-
имодействия, адаптируясь к общественной системе в целом. Религиозная со-
циализация – это усвоение религиозных ценностей и норм в процессе станов-
ления религиозного уклада жизни человека или группы людей, усвоения ими
религиозных ценностей и норм поведения, приводящих к изменению взаимо-
отношений с обществом на основе религиозных законов. Религиозность — это
совокупность соответствующих представлений, идей, верований, потребно-
стей в совершении культовых действий. Религиозные ценности —важная со-
ставная часть общечеловеческих ценностей, связанных с глубинными кон-
структами культуры, содержащими исторический опыт национального и
наднационального бытия и определяющими жизненные установки, модели
поведения, характер взаимоотношений индивида с социальным окружением.
2. Основными компонентами религиозности в структуре ценностных ори-
ентаций современной молодежи являются интенсивность религиозной веры,
степень религиозной информированности, активность религиозного (культо-
вого) и внерелигиозного (внекультового) поведения, а также уровень религи-
озной мотивации, фиксирующие оценочные суждения о религии и ее роли в
жизни индивида.
Религиозные ценности студенческой молодёжи как особой социальной
группы характеризуются синкретизмом и амбивалентностью. С одной сторо-
ны, молодые люди подтверждают религиозность посредством исполнения ре-
лигиозных обрядов, посещения культовых учреждений (храмы, мечети), уча-
стия в религиозных праздниках; использования религиозных символов и
предметов в быту и одежде. С другой стороны, религиозность большей части
молодежи сочетается с формальным отправлением религиозных обрядов, низ-
ким уровнем активности религиозной жизни.
4. В ходе социологического исследования диагностированы формы про-
явления молодёжной религиозности, представленные качественными характе-
ристиками и количественными оценками этого феномена. Так, две трети
опрошенных отнесли себя к категории формально верующих; каждый четвер-
тый идентифицирует себя как истинно верующий. Колеблется между верой и
безверьем — каждый десятый. Атеистической позиции придерживается не бо-
лее 5 % студентов.
5. Разработанный на основе полученных результатов теоретического ана-
лиза и эмпирического исследования социальный механизм формирования
ценностных ориентаций студентов представляет собой систему взаимодей-
ствия основных институтов общества, тем самым обеспечивая принятие об-
щечеловеческих нравственных ценностей.
6. Взаимодействие институтов семьи, СМИ, системы высшего образова-
ния, гражданских институтов и религиозных организаций реализуется на
принципах социального диалога и партнёрства. Семья и ближайшее окруже-
ние участвуют в первичной социализации: СМИ призваны транслировать ду-
ховные, мировоззренческие и этнокультурные ценности; образовательные
структуры обеспечивают включение юношей и девушек в кросс-культурное
взаимодействие, способствуя повышению уровня веротерпимости.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Представленные
в работе концептуальные положения образуют теоретико-методологическую
базу изучения проблем формирования единой мировоззренческой системы,
закреплённой в ценностных ориентациях студенческой молодежи, выявления
перспективных возможностей социализации подрастающего поколения на ос-
нове принципов, формирующих основу толерантных религиозных взаимодей-
ствий.
Прикладные аспекты работы могут представлять интерес для федераль-
ных и региональных органов государственной власти в, чью компетенцию
входят вопросы национальной политики. Результаты проведённых исследова-
ний и разработанные рекомендации могут быть использованы Комитетом по
делам национальностей Администрации Тюменской области при формирова-
нии и реализации национальной политики в Тюменском регионе. В образова-
тельном процессе высших учебных заведений целесообразно применение эм-
пирических данных исследования при разработке учебных пособий, лекцион-
ных курсов и семинарских занятий по социологии культуры, социологии ре-
лигии, этноконфликтологии.
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Содержа-
ние диссертации соответствует паспорту специальности 5.4.6 – Социология
культуры в части п. 14 – Культурная социализация и самоидентификация лич-
ности; п. 15 – Религия как социокультурное явление. Социальные функции ре-
лигии.
Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы диссертацион-
ного исследования обсуждались на кафедре маркетинга и муниципального
управления Тюменского индустриального университета, сообщались на науч-
ных конференциях и семинарах: Международный научный семинар «Вузов-
ская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов
в области экономики, менеджмента и права» (г. Тюмень, 2015, 2016, 2017,
2018 г г.); Международная научно-практическая конференция «Вузовская
наука: проблемы подготовки специалистов» (2019, 2020 гг.); Международная
научно-практическая конференция «Семья в традиционном современном об-
ществе» (Краснодар,2015 г.); Международная научно-практическая конфе-
ренция «Материалы и методы инновационных исследований» (Екатеринбург,
2017 г.); Международная научно-практическая конференция «Наука сегодня:
реальность и перспективы» (Вологда, 2018 г.), VIII Международная научная
конференция «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском
пространстве» (Барнаул, 2020 г.), П Международная научно-практическая
конференция «Цивилизационные сдвиги в пространстве города: традиции и
проектирование будущего» (Иркутск, 2021 г.) .
Основные результаты исследования опубликованы в статьях (всего по
теме диссертации опубликовано 12 научных статей, в том числе 2 публикации,
индексированных в базе цитирования Scopus, и 9 публикаций представлены в
научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ), материалах научных и науч-
но-практических конференций и семинаров.
Структура и объём диссертационной работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Основное содержа-
ние изложено на 183 страницах машинописного текста, включая рисунки, таб-
лицы, приложения и список литературы, содержащий 237 наименований ис-
точников.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования влия-
ния религии на формирование ценностных ориентаций современной мо-
лодежи
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!