Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Унгурьянова Елена Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. О принципах и задачах изучения художественного текста
в современной лингвистике………………………………………………………………………12
1.1. Текст. Художественный текст………………………………………………12
1.2. Художественная картина мира и художественный
концепт……………………………………………………………………………20
1.3. Интертекстуальность………………………………………………………..35
1.4. Лингвопоэтика, когнитивная поэтика и задачи изучения художественного
текста……………………………………………………………………………..37
1.5. Творчество Н.М. Кононова в аспекте современного литературного
процесса…………………………………………………………………………..43
Выводы……………………………………………………………………………48
ГЛАВА II. Способы лингвокогнитивной репрезентации оппозиции «Душа –
Тело» в рассказах Н. Кононова ……………..……………………………………..49
2.1. Концептуальная оппозиция «Душа – Тело» как предмет
лингвистического изучения…………………………………..…………………49
2.1.1. Концепты «Душа» и «Тело» в русской языковой картине
мира………….……………………………………………………………..……..52
2.1.2. Представления о душе в античной философии………..……………..…59
2.1.3. Представления о душе в религиозной картине
мира…………………….………………………………………………………….64
2.1.4. Душа в русской философии и литературе ………………………………68
2.2. О материале исследования……………………………………………..…..73
2.3. Портрет в рассказах Н. Кононова: способы создания и роль в
репрезентации оппозиции «Душа – Тело»…………………….…………………74
2.3.1. Маргинальные образы и их роль в репрезентации
оппозиции «Душа – Тело»……………………………………..………………..81
2.3.2. Андрогинные образы Н. Кононова и их роль в репрезентации
оппозиции «Душа – Тело»………………………………….….…………..….103
2.3.3. Роль образа автора в репрезентации оппозиции «Душа –
Тело»……………………………………………………………………………..109
2.4. Лингвокогнитивная репрезентация концепта «Еда» в рассказах
Н. Кононова……………………………………………………….…………….114
2.5. Роль концепта «Любовь» в репрезентации оппозиции «Душа –
Тело»…………………………………………………………………………….130
2.5.1. «Любовь» как концепт и философская
категория……………………….………….……………………………………130
2.5.2. Лингвокогнитивная репрезентация концепта «Любовь» в рассказе
«Амнезия Анастасии»…………………………………………………………..134
2.5.3. Миф об Амуре и Психее в концептуальной структуре рассказов
Н. Кононова …………………………………………………………………….139
Выводы………………………………………………………………………….155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………158
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………163
1. Теоретическая литература………………………………………………163
2. Словари и энциклопедические издания………………………………..183
3. Литературные источники……………………………………………….185

Во Введении обосновываются выбор темы исследования, его актуаль-
ность, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и
задачи, представляется обзор научной литературы, посвященный проблемам
изучения текстов, теории концептуализации и когнитивной лингвистики, во-
просам интертекстуальности и лингвокультурологии, эстетики, а также семио-
тики, философии, литературоведения, отмечаются научная новизна, теоретиче-
ская значимость и практическая ценность, выдвигаются основные положения,
выносимые на защиту, определяется структура работы.
В первой главе «О принципах и задачах изучения художественного тек-
ста в современной лингвистике», анализируются современные лингвистиче-
ские теории, в том числе понимание и определение терминов текст, художе-
ственный текст, произведение, концепт, художественный (индивидуально-
авторский) концепт, интертекстуальность, а также лингвопоэтика и когни-
тивная поэтика; трактуются понятия «картина мира», «языковая картина ми-
ра», «художественная картина мира», рассматривается роль Н. Кононова и
его место в современной отечественной литературе.
В первом параграфе «Текст. Художественный текст» рассматриваются
подходы к изучению понятий «текст» и «художественный текст».
Под текстом нами понимается завершенная с точки зрения его создателя,
но в смысловом и интенциональном плане открытая возможность для множе-
ственных интерпретаций линейная последовательность языковых знаков, вы-
раженных графическим или звуковым способом, семантико-смысловое взаимо-
действие которых создает некое композиционное единство. Разновидностью
текста является художественный текст.
Учитывая отмеченные особенности художественных текстов, в параграфе
делается вывод о том, что «художественный текст» – это модель, отражающая
объективную и субъективную реальности, а объектом моделирования в худо-
жественном тексте является сознание. Именно сознание способно сочетать от-
ражение объективного мира и авторский вымысел. Художественный текст мо-
делирует как существующие аспекты человеческой жизни – социальную среду,
взаимоотношения, так и выдуманные аспекты.
Объединяющим началом любого художественного текста является автор-
ское сознание. Особенности мышления автора определяют характер интерпре-
тации им того или иного жизненного явления. При этом оценка изображаемого,
авторские смысловые доминанты всегда связаны с поиском адекватного языко-
вого выражения, которые позволяют получить представление о художествен-
ной картине мира автора, о том, что волнует и является для говорящего в смыс-
ловом отношении значимым.
Во втором параграфе «Художественная картина мира и художествен-
ный концепт» излагаются существующие подходы к изучению понятий «кар-
тина мира», «художественная картина мира», «концепт», «художественный
концепт».
Ввиду многообразия взглядов на картину мира, представленных в науке,
внимание в диссертационной работе сосредоточено на трудах, в которых изла-
гаются теоретические воззрения о картине мира как о целостной модели мира,
являющейся результатом всей духовной жизни человека, особом виде миро-
ощущения, образном, чувственном представлении о явлениях природы и обще-
ственной жизни.
В современных исследованиях, как правило, различают два основных типа
картины мира: научную и наивную. Ряд исследователей выделяет иную оппо-
зицию картин мира: непосредственную (картина, которая возникает в результа-
те прямого познания сознанием окружающей действительности) и опосредо-
ванную, возникающую в результате фиксации вторичными знаковыми систе-
мами, которые материализуют, овнешняют существующую в сознании непо-
средственную когнитивную картину мира. Представляется, что к опосредован-
ным картинам мира можно отнести художественную (индивидуально-
авторскую) картину мира, которую выделяют в рамках языковой картины мира.
Под художественной картиной мира обычно понимают образ мира в эсте-
тической плоскости, неотъемлемую категорию художественного творчества,
которую называют внутренней индивидуальной моделью мира.
Базовой единицей художественной картины мира в российских исследова-
ниях принимается концепт, под которым понимается смысловая единица, име-
ющая отражение в языке, а значит, и в тексте. Поскольку текст трактуется как
один из возможных способов объективации индивидуально-авторской картины
мира, то можно говорить о концепте как глубинном смысле, изначально макси-
мально и абсолютно свернутой смысловой структуре текста, являющейся во-
площением мотива, интенций автора, приведших к порождениям текста и обра-
зующих художественную картину мира. Такой тип концепта называют художе-
ственным. Есть два подхода к пониманию художественного концепта: узкий и
широкий. Для задач нашего исследования актуален широкий подход, согласно
которому художественный концепт осмысляется как сложное культурное обра-
зование, принадлежащее не только индивидуально-авторскому, но и коллек-
тивному сознанию.
Третий параграф «Интертекстуальность» посвящен рассмотрению роли
интертекстуальности в творчестве Н. Кононова.
Существуют две трактовки данного понятия: узкая и широкая. В первом
случае интертекстуальность сводится к формальным признакам связей между
текстами. Эти связи основаны на включении в текст других текстов, принадле-
жащих иному субъекту речи или же фрагментов этого текста в виде символов,
цитат, реминисценций, аллюзий. В широком, актуальном для нашего исследо-
вания, понимании интертекстуальность мыслится как способ взаимодействия
текстов, при котором один текст воссоздает в своем внутреннем пространстве
другой.
В четвертом параграфе «Лингвопоэтика, когнитивная поэтика и задачи
изучения художественного текста» излагаются методологические принципы
исследования – лингвопоэтики и когнитивной поэтики, определяются их цели и
задачи.
Во второй половине XX столетия текст начинает рассматриваться как ди-
намическая многоаспектная единица высшего порядка, как речевое произведе-
ние, как форма опосредованной коммуникации. Такой взгляд на природу текста
требовал разработки нового теоретического направления, им становится линг-
вистическая поэтика. Новое научное направление формировалось под влиянием
сближения лингвистической и литературоведческой стилистической традиции в
изучении текста.
В современных работах лингвопоэтика определяется как раздел филоло-
гии, в рамках которого стилистически маркированные языковые единицы, ис-
пользованные в художественном тексте, рассматриваются в связи с вопросом
об их функциях и сравнительной значимости для передачи определенного
идейно-художественного содержания и создания эстетического эффекта.
Включение читателя в сферу изучения художественного текста инициировало
обращение к проблемам понимания художественного текста и его интерпрета-
ции, что способствовало формированию когнитивной поэтики. В своих рассуж-
дениях о текстах рассказов Н. Кононова опираемся на общие положения когни-
тивной поэтики, при которых значение и смыл языковых выражений и текста в
целом есть результат интерпретирующей деятельности исследователя, его зна-
ний и предпочтений.
Когнитивной поэтики более всего близки задачи и установки лингвопоэти-
ки. Представляется, что основной задачей когнитивной поэтики является изу-
чение стратегий восприятия художественного текста читателем и влияние тек-
ста на его мировосприятие. Целью когнитивной поэтики является систематиза-
ция психических эффектов, вызываемых поэзией. Предметом когнитивной поэ-
тики выступает прежде всего описание когнитивной функции, которая в союзе
с коммуникативной и аккумулятивной фнкциями позволяет осмыслить такие
процессы, как концептуализация и категоризация художественно воссозданного
мира в поэтическом языке, их репрезентация в тексте, а также установить взаи-
мосвязь и взаимодействие ментальных структур с языковыми структурами в
плане выявления и описания идиостиля писателя или поэта с учетом его вос-
приятия интерпретирующим сознанием читателя.
В пятом параграфе «Творчество Н.М. Кононова в аспекте современного
литературного процесса» дается краткая характеристика современной литера-
турной ситуации в России, рассматриваются постмодернистский художествен-
ный метод и его особенности, что позволяет характеризовать творческий путь
Н. Кононова на фоне современного литературного процесса.
Вторая глава «Способы лингвокогнитивной репрезентации оппозиции
«Душа – Тело» в рассказах Н. Кононова» посвящена описанию лингвокогни-
тивной репрезентации концептуальной оппозиции «Душа – Тело» в рассказах
Н. Кононова на фоне представлений о душе и теле в европейской традиции и
культуре и философии русского народа.
В первом параграфе «Концептуальная оппозиция «Душа – Тело» как
предмет лингвокогнитивного изучения» освещаются представления о душе и
теле в наивной и религиозной картинах мира. Рассмотрена специфика трактов-
ки духовного и телесного компонентов человека в античном и христианском
миропонимании. Отмечается, что изучаемая оппозиция относится к компле-
ментарному типу оппозиций. Бинарная оппозиция «Душа – Тело» состоит из
постоянного элемента – «Тело» и подвижного – «Душа». Концептуальная оп-
позиция «Душа – Тело» предполагает противопоставление души как нематери-
альной сущности телу, как реальной сущности.
Делается вывод о том, что представления о душе в наивной картине мира
многообразны. Для русской народной традиции характерно противопоставле-
ние тела и души. Это противопоставление сложилось под влиянием религиоз-
ных воззрений и традиционно для христианского миропонимания, которое
сформировалось не без участия античной культуры и философии, в частности
философии Платона.
В религиозном изображении природной сущности человека выявляются
два взгляда: трихотомия (дух-душа-тело), характерный для православной тра-
диции, и дихотомия (душа-тело), характерный для католической традиции. Со-
гласно нашим наблюдениям, в рассказах Н. Кононова представлен дихотомиче-
ский взгляд на сущность человека.
Философия Платона и религиозные воззрения о соотношении духовного и
телесного в человеке оказали существенное влияние на В. Соловьева, В. Ро-
занова и Н. Бердяева, философия которых повлияла на творчество поэтов и
мыслителей XX века (Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, Н.С. Гумилева,
М.И. Цветаевой и др.). Тема противопоставления души и тела находит отраже-
ние и дальнейшее развитие и в творчестве Н. Кононова, находящегося под вли-
янием античной, русской и европейской культуры, отражение синтеза которых
мы обнаруживаем в его творчестве.
Во втором параграфе «О материале исследования» конкретизируется ма-
териал исследования и обосновывается выбор рассказов.
При описании концептов «Душа» и «Тело», изучении способов их репре-
зентации, опираемся на тексты рассказов «Гений Евгении» (1998), «Амнезия
Анастасии» (1999), «Светотомия» (2002) и рассказ «ЕГЭ в два этапа» (2012).
Такой подход к материалу исследования обусловлен необходимостью по-
нять философскую концепцию писателя, с позиций которой он творчески
осмысливает ряд «вечных», но актуальных для современного общества проблем
(проблемы восприятия гендерных норм, проблемы любви, одиночества, бытия),
и которая остается неизменной на протяжении нескольких десятилетий.
Анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что рассказы Н. Кононова
– это энциклопедия российской жизни конца XX – начала XXI вв. В рассказах
повествуется о проблемах семьи, о человеческих взаимоотношениях, о понима-
нии физического и духовного и их соотношении в человеческом облике. Из-
бранные для исследования тексты имеют общую проблематику, их объединяет
схожий сюжет и наличие героев, которых можно отнести к маргинальному ти-
пу. Герои Н. Кононова – это люди со сложной судьбой, часто одинокие, с иска-
женными моральными качествами и ценностями.
Третий параграф «Портрет в рассказах Н. Кононова: способы создания
и роль в репрезентации оппозиции «Душа – Тело» посвящен проблеме поня-
тия «литературный портрет» и типологии литературного портрета. Описаны
способы художественной портретизации героев, выявлены типологические чер-
ты героев, к числу которых относятся маргинальность, андрогинность, фемини-
стичность, установлена их роль в формировании оппозиции «Душа – Тело»;
установлена роль образа автора в репрезентации заявленной оппозиции.
Портрет является одним из важных средств характеристики художествен-
ного образа в литературном произведении. Под портретом понимаем не только
описание наружности, но и фиксацию поведения персонажа, сформированного
под влиянием социальной среды, культурной традиции, собственной индивиду-
альности.
Отличительной чертой постмодернистической литературы является созда-
ние образов, которые с позиций социологии характеризуются как «маргиналь-
ные». Интерес к проблемам маргинальности активизировался в русской литера-
туре в 1970-х годах, что обусловлено расцветом эпохи советского литературно-
го андеграунда. Н. Кононов, продолжая традиции писателей 70–90-х гг. (В.
Ерофеева, В. Маканина, А. Иличевского и др.), выражает свои взгляды на поли-
тические и социальные события, а также проявляет интерес к маргинальной
личности и проблемам маргинальности. Основной аспект, находящийся в поле
зрения писателя, – социологический. Н. Кононов описывает людей, оказавших-
ся в нестандартных жизненных ситуациях. По нашим наблюдениям, многих ге-
роев Н. Кононова можно характеризовать как «маргинальные» или находящие-
ся в маргинальной ситуации, поскольку их поведение, мировоззрение и прин-
ципы не соответствуют порядкам и нормам, принятым в обществе.
Персонажи писателя, как правило, телесно прекрасны и совершенны, что
подчеркивается различными приемами: 1) использованием свето- и цветообо-
значений: создавая некоторые женские персонажей используется белый цвет,
акцентируется внимание на их белотелости, белокожести, белокурости и т.д.
Преобладание белого цвета ассоциативно рождает в сознании читателя образы,
связанные с духовной чистотой, благодаря чему героини представляются непо-
рочными, обладающими возвышенной светлой сущностью, лёгкостью. Созда-
ется впечатление, что героини двигаются беззвучно, не ходят, а левитируют,
что подтверждается примерами из текста: «Ее [Евгению] сносили воздушные
потоки туда, где она становилась невидимой или вовсе не существовала» (c.
328), «[Евгения] стояла…будто левитировала» (c. 332), «[Света] порхает, выни-
мая тарелки-рюмки» (с. 420) и т.д.; 2) обращением к интертерконтекстуальному
методу: например, гений из рассказа «Гений Евгении» сравнивается с совет-
ским и российским актером В. Кореневым, многие женские персонажи сравни-
ваются с вилисами (одетыми в подвенечные платья призраками, умерших до
свадьбы девушек) из фантастического балета «Жизель, или Вилисы); 3) физи-
ческая чистота и легкость женских персонажей подчеркивается с помощью
этимологически родственных слов, восходящих к индоевропейскому корню
«dhou»: дух, духи, душный, душа, простодушие, простодушно, простодушный,
равнодушно, душенька, душечка, душевный, воздух, воздушный, воздушность,
дымиться.
Использование метафор и сравнений подчеркивает светлую сущность
героинь. Под влиянием этих характеристик читатель может представить образ
прекрасной женщины, обладающей высокими нравственными качествами.
Однако такой образ – лишь фикция, поскольку женская красота и воздушность
героинь Н. Кононова не соотносятся с их внутренним миром и социальным
поведением.
Анализируя мужские образы, обращаем внимание на повторяющийся
образ, для которого характерно сочетание феминных и маскулинных качеств. В
работе делается вывод о том, что андрогинность – частотная тема в творчестве
Н. Кононова.
Идея андрогинности заявлена в заглавиях рассказов «Гений Евгении» и
«Светотомия». В «Гении Евгении» эта идея репрезентируется через номинации
гений и Евгения. Имя Евгения соотносится с др.-греч. γυνή – ‘женщина’, γεννάω
– ‘рождать’ и приставкой, образованной от наречия ευ – ‘хорошо’. На
формальном уровне имя Евгения как бы включает в себя слово гений,
восходящее к лат. genius. Данные номинации имеют общий корень *gen-,
«образующий во многих языках название рода, а также глаголы со значением
‘порождать’, ‘рождать(ся)’. В античной культуре гениями изначально называли
духов-хранителей, заботящихся о человеке; по поверьям каждый мужчина имел
своего гения.
Таким образом, в названии рассказа «Гений Евгении» подчеркивается
андрогинная сущность Евгении, у которой женская ипостась проявляется через
репродуктивную функцию и формирует концепт «Тело». Мужская ипостась
высвечивается благодаря наличию гения. Наличие (злого) гения (духа, беса и
т.д.) указывает на преобладание отрицательных черт характера Евгении и
достраивает переход к концепту «Душа».
Можно предположить, что прозвище «гений» также подчеркивает
андрогинную сущность героя, у которого женская ипостась проявляется через
связь с женщиной и родами и женоподобную внешность (Н. Кононов пишет об
этом так: «надменно протягивал узкую ленивую немужскую ладонь», c. 339); а
мужская – через использование номинаций мужского рода и личного
местоимения он: «он приносил» (c. 330), «он многому успевал меня научить»
(с. 330) и т.д., а также через отождествление с духом-хранителем – гением.
Сын Томы в рассказе «Светотомия» часто представляется как оно (4).
Личное местоимение среднего рода оно выполняет в данном случае
неизосемическую функцию – андрогинную: «[оно] стояло» (с. 422), «сказало
гнусно оно» (с. 422), «оно пристально снимало» и т.д. Использование данного
местоимения также подчеркивает андрогинную сущность героя.
Анализ рассказов позволяет проследить эволюцию образа автора за период
1990-х. по 2012 год. В рассказах, написанных до первой половины 2000-х. гг.,
писатель избегает оценочных суждений. Н. Кононов с сочувствием относится к
своим героям – жертвам социально-политической ситуации, сложившейся в
России в период 90-х гг. Герои поздних рассказов, например, «ЕГЭ два этапа»,
«Аметисты» лишены авторского сочувствия, автор-рассказчик примеряет на
себярольобывателя,чтоподчеркиваетсястилемизложения,
пренебрежительно-ироничным, равнодушным отношением к героям и
описываемым ситуациям.
Таким образом, в работе делается вывод о том, что литературные
портреты Н. Кононова – это и описание внешности героев, и характеристика
их поведения, воспитания, нравственных качеств и моральных норм, а также
представление социального статуса (образование, профессия, возраст,
социальное положение и др.). Подобный подход при создании образов героя,
акцентирование деталей портрета формируют читательское представление не
только о внешних, телесных качествах, но и о внутренних, психических и
интеллектуальных свойствах современного человека.
Герои Н. Кононова одновременно привлекательны внешне и дифформны
социально и нравственно, это существа без определенного пола. Их образы
прорисованы в полном соответствии с канонами российского постмодернизма:
это, по определению Н.Б. Маньковской, пародийный симулякр «сверхчеловека»
(андрогина) – взбесившегося «маленького человека», циника, хама, хулигана и
жертвы одновременно – неблагородного героя.
В четвертом параграфе «Лингвокогнитивная репрезентация концепта
«Еда» в рассказах Н. Кононова» подчеркивается, что концепт «Еда» – один из
значимых культурных концептов русского ментального мира, находящийся в
тесной связи с другими ключевыми элементами русской концептосферы. Эта
связь обусловлена особенностями мифологического мышления, где еда пред-
ставлялась сложным знаковым комплексом, вовлеченным в ритуальную жизнь
общества.
Переосмысливая символические представления о приеме пищи,
Н. Кононов создает рассказы «ЕГЭ в два этапа» и «Светотомия». Концепт
«Еда» преломляется в разных контекстах и формирует «смысловое ядро» рас-
сказов: участвует в моделировании персонажей, является выражением автор-
ской оценки. Прием пищи в рассказах выходит за рамки физиологии пищеваре-
ния и отражает ментальную сторону жизни героев, раскрывает их внутренний
мир. Это позволяет говорить о том, что пища выступает в роли посредника
между соматическим (телесным) и духовным началом и тесно связана с ключе-
выми для русской картины мира концептами «Душа», «Тело», «Жизнь»,
«Смерть», «Любовь».
В пятом параграфе «Роль концепта «Любовь» в репрезентации оппози-
ции «Душа – Тело»» обосновывается актуальность изучения концепта «Лю-
бовь» для современных лингвистических исследований. В лаконичной форме
представлена эволюция осмысления любви в разные исторические эпохи; рас-
смотрена языковая репрезентация данного концепта в тексте рассказов Н. Ко-
нонова.
Концепт «Любовь» входит в систему духовно-нравственных ценностей
русской культуры, сформированных на основе христианских воззрений. В со-
временном русском языке любовь понимается как сугубо антропоцентрическая
категория, отражающей межличностные отношения.
Для человека эпохи постмодернизма характерны уход от классического
понимания любви в сторону взаимовыгодного партнерства, размытая сексуаль-
ная мораль, свобода самоопределения сексуальной ориентации и выбора парт-
нера. Все эти черты так или иначе находят свое отражение в литературном
творчестве постмодернистов, в частности Н. Кононова.
Значимым концептом для художественного мира писателя является
«Любовь». Любовь, выступая посредником между соматическим и духовным
началом, задает сюжетный фон, на котором разворачивается повествование. От
любви зависят все сюжетные ходы и композиция рассказов, по отношению к
ней можно достаточно глубоко охарактеризовать главных героев. В рассказах
Н. Кононова любовные отношения отражают современную концепцию любви и
помогают раскрыть центральную для художественного мира писателя
оппозицию «Душа – Тело».
В исследовании выявляется, что в рассказах Кононова «Гений Евгении» и
«Амнезия Анастасии» усматриваются отдельные образы и мотивы мифа
Апулея о Амуре и Психее. История мифологических персонажей присутствует
в рассказах как скрытый подтекст, актуализуются лишь отдельные стороны
древнего сюжета и представлена его художественно свободная реконструкция.
Рассказы Н. Кононова и миф Апулея объединяют схожие образы и вечная тема
– любовь. Однако любовь в «Амуре и Психее» глубокое чувство, построенное
на полном и безграничном доверии и умении прощать; любовь у Н. Кононова –
взаимовыгодное партнерство, сопряженное с эгоистичными внутренними
установками и размытой сексуальной моралью.
В заключении подведены общие итоги лингвокогнитивного анализа
художественных концептов «Душа» и «Тело». При рассмотрении способов
репрезентации художественных концептов «Тело» и «Душа» на примере
главных и второстепенных персонажей было выявлено, что реализация
художественных концептов «Душа» и «Тело» – многомерна, они представлены
на лексическом, ассоциативном и концептуальном уровнях, что отражено в
следующей таблице:

Лексический уровень

ТелоДуша

1. слова с корнем -тел-: тело (11), бе- этимологически родственные слова,
лотелая, телесный, телесно.восходящие к индоевропейскому корню
«dhou»: дышать, дыхание, дыхательный,
дышащий, задышавший, вздыхать, вздох,
вдох; дух (3), духи (2), душный, душа, пря-
модушный, простодушие, простодушно,
простодушный, равнодушно, душенька,
душечка (2), душевный (4), душка (2); воз-
дух (5), воздушный, воздушность; выду-
вать, выдох, выдохнуть, выдыхать, поды-
хать; дым (2), дымиться.

2. слова одной семантической группы: слова с греческим корнем -псих-: психо-
плоть (2), плотский, масса, материя, логия, психованный, психопат, психоз, пси-
оболочка, форма (2), организм, челове- хопатоподобный, психушка.
ческие останки, соматически.

3. слова и сочетания телесной семан- слова с корнем -чад-: (чад, начадить, ис-
тики (микрополе «голова человека»: чадие).
череп, голова (4), лицо (2), лик, балда,
репа, корнеплод, башка, харя, челка
(3), прядки, волосы, власа, кудри, пат-
лы, лоб (3), лобик, брови, ресницы, гла-
за (9), око, очи, зрачки, нос, щека (3),
губы (3), уста (2), рот (2), зубы, резцы
(2), язык, подбородок, шея (3); «ру-
ки»: плечи (3), кисть руки, ладонь (3),
ладошка, рука (4), ручка, ручонка,
длань, палец (2); «органы тела»:
кровь, вены, мозг, мозговое вещество,
сердце (3), желудочная кислота, кожа
(3), эпидерма (2); «ноги»: ноги (3),
безногий, ступни, пятки, ягодицы, зад,
филейная часть, бедра, лядвеи; «ин-
тимная сфера»: генитальный аппа-
рат, причиндалы, п.зда, отверствия
низа, лобок, матка (2), чрево; «туло-
вище»: грудь (2), плоскогрудый, вымя,
спина, стан; «болезнь тела»: рак, яз-
ва;
«фразеологические сочетания»: на
босу ногу, от головы до пяток, стоя
на ушах, рукой подать, с первого
взгляда, строить глазки).

4. слова и сочетания, характеризую- сочетания и выражения, позволяющие
щие описание внешности героев:домыслить присутствие «души»: мой ум,
1) анатомические признаки: зрелый, в отличие от моего сердца не обвиняет
развитый, безногий, крепкий, длинный, их; во мне что-то екнуло, то ли сердце, то
голенастый, тощий, большой, тонко- ли селезенка (актуализируются представ-
костный (2), стройный, плоскогрудый, ления о сердце как вместилище души); все
толстый, малюсенький, сухолядый, это исходило из глубины, было внутри;
мосластый, статный, пышный, спор- они почуяли какой-то странной железой,
которая глубоко есть в каждом человеке,
тивный, поджарый,
но до поры до времени спит; меня никогда
2) сопутствующие признаки: пре- не оставляло нехорошее подозрение; во
красный,роскошный,вымытый, мне закипал кошмар, я не мог есть…глагол
ущербный, корявый, голый, могучий, есть уже ко мне не относился, я стал не
симпатичный, ладный, изящный, коне- есть. Меня как бы уже не было; не почув-
подобный, сливочный, пожелтевший, ствовав сердечным мужским зрением;
золотой, неопрятный, скользкий, све- тревожно мыслила; это всегда в людях
жий.чувствуется, так как идет из особенной
3) особые приметы: похабно накра- глубины (актуализируются представления
шенная; нарядная; размытая татуи- о душе как о внутреннем органе человека).
ровка; висячие серьги а-ля помпадур;
брючки; жакетик грудь жмет; чёлоч-
ка наискосок; плющевый жакет;
вэобразный вырез легкого прекрасного
платья; голова в бигуди; легкий, еле
запахнутый халатик; павианий грим;
битловский пиджак; ленивая, но целе-
устремленная походка; влажные зали-
занные патлы; подбритые в косой
угол баки и т.д.

5. слова тактильной семантики: щу-слова, восходящие к праславянскому
пать, прикоснуться, проводить, по-корню o : вонючий (2), запах (2) (ак-
хлопывать, гладить.туализируются представления о связи
души с индивидуальным запахом человека).

6.номинации гений, Евгений, Светотомия.
безымянность героев. Отсутствие имени
сопряжено с «отсутствием души» героев.
Нам представляется возможным думать,
что в рассказах находят отражение древне-
египетские взгляды на душу, согласно ко-
торым имя – составная сокровенная часть
человека, одна из его душ – Рин. Утрата
или отсутствие имени не позволяет другой
душе – Ка (энергетическому двойнику че-
ловека) пребывать в земном мире и, следо-
вательно, воссоединяться с телом после
смерти человека. В рассказах Кононова, в
отличие от мифопоэтических воззрений
Древнего Египта, герои, лишенные имени,
теряют душу при жизни, что позволяет
считать их условно мертвыми.

Репрезентация концептов «Душа» и «Тело» на основе
текстовых ассоциатов

1.Тело – белоеДуша – черная

В портретных характеристиках персо-При описании внутреннего мира и взгляда
нажей преобладает белый цвет. Героигероев преобладает темный цвет и лексика
светлые, белые, белотелые, белоко-с негативной окраской: ровно в срок он
жие, белокурые, блондины, у них бе-вернулся потемневшим с исподу неисто-
лые руки.вым гением, изнутри он стал совершенно
темен, может быть даже черен, у героев
темный взор, темные бормотания, они с
ненавистью глядят, с ненавистью при-
стально смотрят (здесь актуализируют-
ся представления о глазах как о зеркале
души).

2.Тело – легкоеДуша – тяжелая

Героини Н. Кононова имеют прекрас-При прочтении текстов создается впечат-
ное тело, которое при всей своей мате-ление, что жизнь героинь ничем не обре-
риальности самоуничтожается, стано-менена: они с легкостью разводятся с му-
вится легче воздуха. Достигается это сжьями, строят новые отношения, занима-
помощью: 1) метафорических выра-ются бизнесом и т.д. Их жизнь можно оха-
жений и сравнительных оборотов:рактеризовать как «легкое бытие». Однако
существование виделось…абсолютноэта легкость особого свойства. Мы можем
бесследным, ее сносили воздушныепредположить, что за внешней легкостью
потоки туда, где она становилась не-скрывается тяжелая жизнь и душевные пе-
видимой или вовсе не существовала,реживания, возникшие в результате пору-
стояла…будто левитировала, загора-ганного детства, неудачного брака, соци-
ется от странных нисходящих на нееальной нереализованности и т.д. Для ха-
лучей, никому, кроме нее, не видимых,рактеристики внутреннего мира женщин
порхает, вынимая тарелки-рюмки иуместно использовать словосочетание
т.д.;«невыносимая легкость».
2) интерконтекстуального метода
(женские персонажи сравниваются с
вилисами – одетыми в подвенечные
платья умершими до свадьбы девуш-
ками из фантастического балета
«Жизель, или Вилисы» (фр. Giselle, ou
les Wilis).

Концептуальный уровень

1.«Тело – Еда»«Душа – Еда»

Существенную роль в формированииПринятосчитать,
структуры образа персонажей играетчто тело и душа человека питаются из раз-
еда. Концепт «Еда», репрезентирую-ных источников. Тело – материальными
щий с помощью лексем: аппетит, едапродуктами (мясом, молоком, хлебом и
(2), снедь (2), едок, незаглоченный,т.д.). Душа –
съедобный, голод, голодный, кормитьискусством, размышлениями, молитвой,
(2), покормить, попоить, облизывать,медитациями и т.п. Герои Н. Кононова
поилка, кормушка, съесть, пить, вы-лишены «душевной пищи», они ограниче-
пивать, есть (4), сладкий, пища (3),ны, интеллектуально не развиты, не само-
пищевой, сжирать, жрать, спороть,стоятельны и безнравственны.
заглотить, стянуть, лузгать тесно
связан с материальной жизнью глав-
ных героев и участвует в формирова-
нии концепта «Тело». Герои Н. Коно-
нова, имея материальное тело, пита-
ются материальной пищей, для вос-
полнения потраченной в процессе
жизнедеятельности энергии, для роста
и развития организма.
2.«Тело – Любовь»«Душа – Любовь»
В то же время концепт «Любовь» основы-
Индивидуально-авторская концепция
вается на общечеловеческие, общекуль-
любви на первый план выводит ин-
турные представления, художественные
тимные отношения, представленные в
образы и подразумевает душевную привя-
оппозиции «Тело – Любовь». Интим-
занность героев, выстраивая оппозицию
ные отношения репрезентируются
«Любовь – Душа». В качестве лексем, ре-
следующимисловосочетаниями:
презентирующих концепт, в текстах функ-
плотские отношения, любовный дур-
ционируют лексемы любовь (3), любовный
ман, прелюбодеяние, животный секс,
(2), любить (4), полюбить (2), влюбиться,
жаркие упражнения, сладкое дело,
влюбляться, люба, любушка, любимая (2).
возлечь; автор прибегает к сниженной
Любовные отношения героев в некоторых
и обсценной лексике: случки (2), е.ля,
случаях приводят к болезненному расста-
пое.ень(3),тр.хнуть,тр.хи,
ванию, что представлено с помощью соче-
объ.бывать.
таний душевные терзания, душевные муки.

Рассмотренная в данном исследовании концептуальная оппозиция «Душа
– Тело» в рассказах Н. Кононова открывает перспективы для дальнейшего ис-
следования прозы писателя, цель которого – углубленное изучение различных
аспектов индивидуально-авторской картины мира.

Художественный текст с помощью художественных средств
изображает реальность с позиций собственно человеческого видения, более
того, с позиций конкретного субъекта. При этом созданная автором текста
реальность не отражает действительность, а создает новую, согласно
традициям и/или новациям конкретного времени. Ситуация создания и
существования художественного текста порождает ряд проблем, изучение
которых представляет интерес для историков, философов, социологов,
психологов, но прежде всего для литературоведов и лингвистов.
Современные филологические изыскания существенно расширили круг
вопросов изучения художественных текстов. Представляется, что описание
текста осуществляется в трех основных направлениях, а именно:
художественный текст – автор – читатель; в рамках вышеобозначенной
триады изучению подвергаются:
– смысл и форма художественного текста (замысел, художественная
идея, форма текста, включая особенности языка и художественные средства);
– авторское мировоззрение, социальная мотивация, эстетические
воззрения создателя текста;
– проблемы понимания художественного текста, его интерпретация.
И если литературовед при изучении художественного текста идет
путем от замысла, смысла, образа – к форме (языку текста), то лингвист – от
языка к пониманию и интерпретации смысла и образа. Лингвистический
анализ характеризует текст как информацию, выраженную определенными
языковыми средствами, однако при этом приходится обращаться к элементам
литературоведческого анализа.
Особую злободневность как для лингвистического, так и для
литературоведческого анализа приобретает проблема понимания и
интерпретации текста, что детерминировано особенностями современного
литературного процесса. Постмодернистическая направленность
современной литературы, стирающая границы между своим и чужим,
традицией и новаторством, реальностью и абсурдом, провоцирует
исследователей к разработке принципов интерпретации текста, осмыслению
роли интерпретации в процессе понимания художественного произведения.
Произведения Николая Михайловича Кононова (род. 14 апреля 1958 г.,
Саратов) посвящены современной действительности. Темы и образы
произведений Н. Кононова демонстрируют философскую концепцию
писателя, с позиций которой он обращается к «вечным», но актуальным для
современного общества проблемам: физическое и духовное и их
соотношение в человеческом облике, проблемы восприятия гендерных норм,
любовь, ее проявления и осмысление, семья в современном обществе,
семейные отношения и др. К эмпирическим фактам произведений Н.
Кононова применимо высказывание М. Мамардашвили: «есть такие вещи,
которые должны быть пережиты и заново установлены, непрестанно вновь
рождаясь в лоне бесконечных потенций…» [Мамардашвили, 1994: 18].
Актуальность обращения к творчеству Н. Кононова объясняется
свойствами его художественного текста, понимание которого требует
профессионального прочтения и интерпретации, а также его ролью в
современном литературном процессе. Смысловое и стилистическое
своеобразие прозы писателя нуждается в комплексном филологическом
анализе, о чем свидетельствует возросший научный интерес к творчеству Н.
Кононова, его художественной картине мира.
Представляется, что основой герменевтического прочтения текстов в
данном случае может быть исследование базовых концептов,
функционирующих в текстах, в том числе образующих смысловые
оппозиции. Для рассказов Н. Кононова актуальна концептуальная оппозиция
«Душа – Тело»; она входит в систему культурно значимых оппозиций
русской ментальной системы и находится в определенных отношениях с
оппозициями «Высокое – Низкое», «Небесное – Земное», «Внутреннее –
Внешнее», «Сакральное – Профанное». В известных нам исследованиях
концепты «Душа» и «Тело» рассматриваются в произведениях Н. Кононова
эпизодически (см., например, [Дмитровская, Иванова, 2019; Дмитровская,
Скрябина, 2013]), комплексного научного представления она до сих пор не
получила, что свидетельствует о насущности обращения к данной проблеме.
Объект исследования – тексты рассказов Н. Кононова, вошедшие в
сборник «Саратов».
Предмет исследования – лингвопоэтические приемы реализации

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова»

    Публикации автора в научных журналах

    Современные исследования социальных проблем. Красноярск, 2No С. 251–371 (1,3 п.л.).Камалова А.А., Унгурьянова Е.А. «Светотомия» Н. Кононова и «Пир» Платона: диалог культур // Вестник Балтийского федерального университета22им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, философия, психология. Калинин- град, 2No С. 67–76 (0,6 п.л.).
    Международный научно- исследовательский журнал. Екатеринбург, 2No Часть С. 185–190 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»