Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Ввeдeниe………………………………………………………………………………3
Глава 1. Система поэтических жанров в башкирской литературе конца ХХ –
начала ХХI века
1.1. Общие закономерности эволюции поэтических жанров……………………13
1.2. Принципы классификации поэтических жанров……………………………..23
1.3. Основные тенденции развития поэзии конца ХХ – начала ХХI века………32
Глава 2. Система жанров манифестационно-публицистической лирики
Р. Т. Бикбаева
2.1. Хитап как ведущий жанр поэзии Р. Т. Бикбаева…………………….……….45
2.2. Жанр стихотворного послания в творчестве Р. Т. Бикбаева………………….61
Глава 3. Идейно-художественные особенности нарративной лирики
Р. Т. Бикбаева
3.1. Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа поэм
Р. Т. Бикбаева………………………………………………………………………..74
3.2. Баллада в системе нарративных жанров в поэзии Р. Т. Бикбаева………….103
Глава 4. Песенные и медитативные типы лирики в творчестве Р. Т. Бикбаева
4.1. Жанровые особенности песенной лирики Р. Т. Бикбаева….……………….112
4.2. Идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа медитативной лирики
Р. Т. Бикбаева………………………………………………………………………..129
Заключение…………………………………………………………………………151
Список использованной литературы……………………………………………..156

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность,
раскрывается степень изученности проблемы, определяются объект и предмет
исследования, указываются цель и задачи, научная новизна, методология и методика исследования, обосновывается теоретическая и научно-практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации под названием «Система поэтических жанров в башкирской литературе конца ХХ – начала XXI века», состоящей из трех параграфов, исследуются общие закономерности эволюции поэтических жанров, выясняется сущность и назначение такой литературоведческой категории, как жанр.
В первом параграфе первой главы освещается состояние изучения вопросов жанрологии в современном отечественном литературоведении. В нем имеется множество теоретических наблюдений относительно жанровой концепции, однако все они противоречат друг другу. Одна из причин такого явления, на наш взгляд, связана с большим количеством научных трудов по данной проблеме, и в то же время недостаточной разработанностью теоретических вопросов жанрологии. Без знания законов жанра нельзя в полной мере оценить индивидуальные художественные особенности писателя.
Вопросы концепции жанра были исследованы в научных трудах ученых разных отечественных литератур: в русской [Тимофеев 1966; Богданов 1970; Бахтин 1972; Тынянов 1972; Поспелов 1978; Абрамович 1979; Лейдерман 1982; Чернец 1982; Лихачев 1984; Гуляев 1985; Веселовский 1989; Жирмунский 1996; Тамарченко 1999; Томашевский 1999; Хализев 1999], в алтайской [Чичинов
1976; Киндикова 2003], в тувинской [Куулар 1970], в хакасской [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanra-hysha-stihtar-v-hakasskoy- poezii/viewer], в татарской [Хатипов 1973; Нуруллин 1979; Шарипов 2001], в дагестанской [Мамаева 2017: 181-187; Кельбеханова 2017: 138-144; URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-palitra-dagestanskoy-poezii-60-70- h-godov-hh-veka/viewer], в башкирской [Харисов 1965; Баимов 1984; Хусаинов
1984; Ахмедьянов 2003; Вахитов 2007; Кильмухаметов 2008; Ахмадиев 2009; Кунафин 2011] и других.
Обзор и анализ теоретико-методологической литературы свидетельствует о том, что жанр невозможно рассматривать вне традиций и культурно­ исторического контекста. В отечественной науке существует ряд определений термина жанр и выявлены существенные его признаки. Литературные произведения связаны с жизнью народа, и с ее изменением также переживают определенную эволюцию. Социально-экономические, политические и культурные процессы, исторические события в определенные периоды выдвигают на первый план отдельные жанры и по-новому формируют облик произведений. На данный процесс влияют как объективные законы бытия (жанровая система отражает состояние литературного процесса), так и непосредственно личность автора. Как показывает анализ творчества современных писателей, автор, создавая произведение, использует традиционную форму или образует новую жанровую форму. Даже не выходя за рамки того или иного жанра, творческая личность вносит нечто свое, индивидуальное, так как жанр является отражением мировоззрения автора художественного текста.
Таким образом, исследование жанров приводит к рассмотрению ключевых проблем творчества того или иного поэта или писателя, к которым можно отнести особенности художественного мышления, творческого метода, его художественную картину мира.
Принципам классификации поэтических жанров посвящен второй параграф первой главы. Жанровое изучение лирического рода литературы является сложным процессом. Одни исследователи литературы в качестве принципа классификации лирики берут за основу тематику произведения (К. А. Ахмедьянов), другие – предмет изображения (Н. А. Гуляев, Л. И. Тимофеев), третьи – характер переживания автора (Г. Н. Поспелов, В. Е. Хализев).
Классификация современных лирических жанров позволяет представить
их как определенную систему. Литературоведы разграничивают жанры и их
типы в зависимости от конкретных целей исследования. Классификации могут
охватить определенные признаки с учетом различных аспектов лирики. Логичной представляется классификация лирики, представленная Г. С. Кунафиным, которая дает четкое и целостное представление о путях формирования и развития произведения, идейно-эстетическом содержании и жанрово-стилевой природе башкирской поэзии XIX – начала ХХ века. Впервые нами описывается жанровая классификация поэтических произведений Р. Т. Бикбаева. В данном параграфе нами выделены следующие разновидности лирики: манифестационно-публицистическая, нарративная, медитативная и песенная лирика в творчестве народного поэта.
Третий параграф первой главы диссертации посвящен жанровым особенностям развития поэзии конца ХХ – начала ХХ1 века. Современная башкирская поэзия характеризуется разнообразием жанров, богатыми композиционными приемами, своеобразием изобразительных средств, расширением тематики. В основном преобладают лирические произведения, включающие в себя разнообразные жанры и жанровые формы.
Поэмы всегда были в центре внимания читателей по своему идейно- тематическому содержанию и интонационно-стилевым особенностям. Говоря о жанровом своеобразии поэм последних лет, исследователи указывают на обращение поэтов к традициям восточной поэзии, традициям фольклора, на возвращение жанра кубаира, который не теряет своей популярности и в современной поэзии.
Говоря о восточных поэтических традициях, необходимо обратить внимание на поэзию народного поэта Кадима Аралбаева. В его поэтический сборник под названием «Письмена духа» вошли произведения, относящиеся к таким жанрам, как рубаи, кубаир, баит. Эти жанры ввели своеобразное новшество не только в творчество К.Аралбаева, но и в современную башкирскую литературу в целом.
Самыми распространенными формами лирического стихотворения можно
назвать размышления поэтов в форме монолога и диалога. В современной
поэзии данный прием особенно присущ произведениям медитативного
характера, посвященным любовной теме. В стихотворениях Р.Бикбаева, Т. Карамышевой, З. Кутлугильдиной, Ф. Тугузбаевой, Р. Шаммасова, Ф. Кузбекова, Р. Хисаметдиновой, Т. Ганеевой и многих других поэтов отражаются мотивы тоски и печали, разлуки и ожидания. Часто в произведениях медитативной лирики любовной тематики чувства лирического героя изображается параллельно с явлениями природы, любовь и семейная жизнь сравнивается с лебедями, которые являются символами верности.
В 70-80-е гг. ХХ века в поэзии усилился интерес к жанру сонета. В башкирской литературе нового времени значительный вклад в развитие данного жанра внесла известная поэтесса Аниса Тагирова. Ею создано более ста сонетов и более десяти «венков сонетов». В качестве примера можно привести такие, как «Гульбахар», «Мария», «Тропинка матери», «Наш праздник», «Испытание», «Проданное счастье», «Я – жемчужина в ракушке», «Казино», «Одинокий журавль» и другие сонеты, которые характеризуются богатством идейно-тематического содержания и наличием разнообразных поэтических приемов. Каждый сонет имеет определенные композиционные особенности: вступление, основную часть, содержащую размышления о чувствах и переживаниях, обобщение.
В последние годы в произведениях мастеров художественного слова большое место стали занимать такие формы, как обращение к народу, письмо- послание, клич, призыв, которые поэты использовали для того, чтобы призвать народ к действиям по улучшению своей духовной и материальной жизни, а также с целью укрепления дружбы и братства народов. Именно в это время были возобновлены традиции сказательства, появились талантливые сказители, такие как Р. Султангареева и другие. По сути своей явление сказательства в башкирской поэзии никогда не прерывалось. Оно нашло отражение в творчестве Ш. Бабича, М. Бурангулова, Дж. Киекбаева, Р. Гарипова. Продолжение указанных традиций отмечено в произведениях последних лет таких поэтов, как Р. Бикбаев, Т. Юсупов, К. Аралбаев, Г. Зарипов, Р. Туляк и др.
Сложные исторические события, начавшаяся в стране перестройка, переход на капиталистический путь развития способствовали росту самосознания поэтов, создали условия для новых творческих поисков. Произведения современных авторов отличаются народностью и яркими образами героев их произведений, выражением актуальных проблем окружающей действительности. Главным источником поэзии является ее тесная связь с современностью, верность жизненной правде.
Вторая глава диссертации «Система жанров манифестационно- публицистической лирики Р. Т. Бикбаева» состоит из двух параграфов, в которых подробно анализируются жанры хитап (стихотворное обращение) и мактуб (стихотворное послание) в творчестве поэта.
Как показывают наши наблюдения, манифестационно-публицистическая лирика занимает особое место в творчестве Р. Т. Бикбаева. В его поэзии встречаются многочисленные произведения, в которых он выступает не в качестве автора, размышляющего о собственных переживаниях, а в роли человека, рассуждающего на общие темы, обсуждающего какие-то общие проблемы жизни, а также выступает в роли прямого выразителя взглядов, настроений и стремлений различных социальных групп, иногда всего народа и даже человечества. Такие произведения открывают перед читателями человека, живущего интересами своего народа и отражающего в своем творчестве актуальные вопросы и проблемы современности. В своих стихах он выражает собственную точку зрения, дает оценку событиям окружающей действительности, призывает народ к конкретным действиям. Таковыми жанрами в поэзии Р. Т. Бикбаева являются хитап (стихотворное обращение) и мактуб (стихотворное послание).
Первый параграф второй главы диссертации посвящен жанру хитап в творчестве Р. Т. Бикбаева. В годы бурных исторических событий конца ХХ века поэт, как настоящий патриот своего родного Башкортостана, обратился именно к данному жанру.
В своих поэмах-обращениях автор поднимает проблемы национальной культуры, особенно вопросы сохранения и изучения родного языка. Важнейшим условием прогрессивного развития народа он считает воспитание молодого поколения, формирование в нем чувства национальной гордости и патриотизма. Остроумием, афористичностью и философской глубиной размышлений выделяется произведение «Письмо моему народу» («Халкыма хат»), жанр которого мы определили как поэму-хитап. Как известно, основной особенностью указанного жанра является дидактическая направленность. Особенно ярко это выражено в следующих строках произведения: «Теле беткэндец бит кене бетэ, // Иле бетэ теле беткэндец! («Кто с материнским языком не в ладу, // Лишен участья матери-земли!»). Использование прямых обращений к народу, апеллирование к гражданской совести содержатся и в следующих строках поэмы-хитапа: «Телде то?акларлык Fэмhе?лектэн // Уян, халкым, ку?Fал, миллэтем!» («Проснись, народ, и разомкни уста, // Очнись от безучастности беспечной!»).
Для полной реализиции авторской концепции в раскрытии проблем патриотического воспитания и гражданственности в обществе плодотворным оказался жанр хитап в следующих произведениях автора: «Лишь бы дошли мои письма» («Барып е^ен ине хаттарым»), «Башкортостан!» («Башкортостан!»), «Истинный путь не останется закрытым» («Асылмай калма^ хак юлыц…») и другие. Использование в них риторических вопросов и обращений помогло писателю глубже и эмоциональнее передать свои мысли читателям. С помощью этих стилистических приемов автор призывает народ к единству, дружбе и к неравнодушию к судьбе родного Башкортостана. Данная мысль нашла яркое воплощение в хитапе «Объединяйтесь, башкиры всего мира!» («Бетэ донъя башкорттары, берлэшеге?!»). Поэт пишет об этнической самобытности культуры, о сохранении и развитии духовных ценностей, зависящих только от самого народа: «Еребе? тип янмаhак, кем hуц яныр? // Бэлэлэр?эн бе? коткармай, кем коткарыр? // Кес-кеYЭтте бе? тапмаИак, кем hуц табыр? //
Берлэшэйек, бетэ донъя башкорттары!» («Кто будет беспокоиться за нашу
землю, кроме нас? // Кто спасет нас от бед, кроме нас? // Кто найдет в себе силы и мощь, кроме нас? // Давайте объединяться, башкиры всего мира!»). Как видим, в хитапах Р. Т. Бикбаева явно проглядываются традиции древнего жанра башкирского фольклора – кубаира, распространенного в далеком прошлом в репертуаре сэсэнов. На наш взгляд, использование идейно-тематических, художественно-стилистических традиций именно такой жанровой формы помогло усилить ритмическую интонацию, агитационность и народность хитапов – стихотворных обращений поэта. В поэтических воззваниях Р. Т. Бикбаева, в отличие от хитапов других авторов (К. Аралбая, Т. Ганиевой, Ф. Тугузбаевой и др.), наиболее ярко выражена публицистическая направленность, что сближает их с рифмованными манифестами.
Во второй части второй главы диссертации – «Жанр стихотворного послания в творчестве Р. Т. Бикбаева» – рассматривается жанр мактуб, адресатом которого выступают как частные лица, группа людей, так и абстрактные явления.
Данный жанр приобретает новые черты, обогащают тематику и проблематику, стиль и поэтику бикбаевского стиха. Для таких мактубов – стихотворных посланий, как «Земля, где я живу, вода, которую пью…» («Йэшэр генэ ерем, эсер кыуым…»), «Степь моя, степь моя – счастье мое» («Далам, далам – даланым»), «Распаханная, мятая степь м о я .» («Ьерелеп беткэн, и^елеп беткэн далам…»), характерно отражение не только безграничной любви и благодарности родному краю, но боль за настоящее и будущее Родины, создателем которых является сам же человек. Не случайно центральной темой многих мактубов Р. Т. Бикбаева является экологическая сфера, от которой во многом зависит будущее Родины.
Стихотворные послания Р. Т. Бикбаева изобилуют зримыми сравнениями и метафорами, с помощью которых автор наиболее точно и эмоционально передает негативные явления современности: «Балакына эсэ рэнйегэндэй, // Ерем, кыуым, Иауам кы^лана» («Будто мать на ребенка обижается, // Земля, вода, воздух испытывают боль»).
В диссертации приводится классификация стихотворных посланий Р. Т. Бикбаева по идейно-тематическому принципу и адресату: стихи, посвященные Родине и родной земле («Степь моя, степь моя – счастье мое» («Далам, далам – даланым»), «Распаханная, мятая степь м о я .» («Ьерелеп беткэн, изелеп беткэн далам…»), «Уралу» («Уралыма»), «Родина моя! Из твоих объятий бьется» («Тыуган ерем! Куйынындан бэрелэ…»)), любовные («Прожитая жизнь» («У^ган FYмер»), «Вдали скучая по тебе» («Алыртарза Ьине Иагынганда»), «Я где только не скучал по тебе» («Мин тайзарза Иине hаFынманым»), «Дни, проведенные с тобой» («Ьинен, менэн Yткэн кенемде»)) и дружеские («Васильки» («Кук сэскэлэр»), «Якутия!» («Ятсутстан!»), «Катунь, Катунь!», «Голоса исходящие из-под земли» («Ер адгынан килгэн тауыштар»)). Анализ стихотворных посланий поэта свидетельствуют о том, что в них заложена глубокая философская мысль, раскрыты разные аспекты бытия, которыми заинтересован лирический герой. Среди адресатов стихотворных посланий Р. Т. Бикбаева значительное место занимают образы Родины, возлюбленной, а также друзья и товарищи по перу.
Третья глава диссертации посвящена изучению идейно­ художественных особенностей нарративной лирики Р. Т. Бикбаева, которая ярко репрезентирует остроту чувств и глубину мыслей автора. В первом параграфе главы анализируется идейно-тематическая и жанрово-стилевая природа одного из жанров нарративной лирики – поэмы в творческом наследии Р. Т. Бикбаева. Для сюжетов многих лиро-эпических произведений поэта характерны реальность и достоверность происходивших ситуаций. Обращение к масштабным историческим событиям Родины, наличие драматического конфликта, драматическая форма дают нам основание определить поэмы «Вокзал» и «Ищу» как драматические. В центре указанных произведений находится образ лирического героя, объединяющий композицию сюжета в единое целое, а драматизм событий прошлого тонко отражает тяжелую судьбу страны и народа.
Сюжетная линия произведения «Горькая полынь» ( « ^ к эрем») Р. Т. Бикбаева основывается на движении и развитии раздумий, переживаний лирического героя, что соответствует канонам жанра лирической поэмы. Самым существенным жанровым признаком данной поэмы является непосредственное отображение внутреннего мира автора – лирического героя, в большей степени, сопряженный с объективным миром действительности.
«Караван-сарай» («гKарауанhарай») по своим идейно-тематическим и жанровым особенностям относится к трагико-драматической поэме. Она основана на реальных событиях строительства Караван-сарая и отражает печальные страницы истории башкирского народа. Трагическим последствием, описываемым Р. Т. Бикбаевым в вышеназванной поэме, являются большие человеческие жертвы, материальные потери, в том числе и потеря большей части земель. Образ Караван-сарая олицетворяет стремление башкир к социально-нравственному и национально-духовному совершенству.
Для поэм Р. Т. Бикбаева характерно присутствие в них в качестве лирического героя самого автора. Его глазами проводится оценка острейших проблем современности, в размышлении о будущем страны ярко и всесторонне выражается позиция поэта.
В поэме «Базарный топор» («Ба?ар балтаЪы») осуждается безнравственность, беспринципность, алчность реформаторов общественной жизни, «не замечающих» страдания жертв рыночной экономики, влачащих нищенское существование. Это произведение со всей достоверностью рассказывает о трагических событиях 1990-х годов. Выразив взгляды, настроения и стремления различных слоев общества, поэт призывает народ к единству и неравнодушию к своей судьбе, к судьбе родной земли.
Поэмы «Сокровище» («Хазина») и «День приема граждан» («Граждандар?ы кабул итеY кене») Р. Т. Бикбаева проникнуты драматическим пафосом и носят социально-политический характер. В них автор открыто показал самые острые проблемы современности, перерастающие в трагические
явления человеческого бытия – алкоголизм, суицид, безработицу, низкую
оплату труда, обман, расхищение материальных ценностей страны, разрушение исторических памятников и другие.
Использование автобиографических мотивов в поэмах Р. Т. Бикбаева придает им особую достоверность. Судьба лирического героя отражает переломные, судьбоносные периоды истории не только народов Башкортостана, но и всей многонациональной России. Присутствие в поэмах в качестве лирического героя самого поэта, его оценка и отношение к острейшим проблемам современности, его размышления о будущем страны усиливают идейно-эстетическое звучание произведений. При этом особенно немаловажно то, что в данных высказываниях открыто выражена позиция автора.
Одной из характерных особенностей манеры письма Р. Т. Бикбаева является введение в структуру поэм элементов разных жанров и жанровых форм, таких как кубаир, хитап, сказки, легенды, цитаты из стихотворений других авторов, пословицы и поговорки. Указанные жанровые формы не только обогащают сюжет и поэтику нарративных произведений поэта, но и способствуют глубокому раскрытию их проблематики и идейно­ художественного своеобразия.
Второй параграф третьей главы диссертации посвящен анализу жанра баллады в творчестве Р. Т. Бикбаева. В балладах «Песня» («Йыр»), «Береза- виселица» («Дар кайын») и «Земля и море» («Ер Иэм дицгез») поэта ярко выражен национальный колорит, показан менталитет, моральный дух предков, героизм славных сыновей башкирского народа – Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина.
Языку и стилю баллад Р. Т. Бикбаева характерно сочетание повествовательности с монологической и диалогической формой, использование различных тропов. Высокую поэтичность придают его балладам такие изобразительно-выразительные средства языка, как олицетворение (переживания, мысли березы в балладе «Береза-виселица», восприятие волн моря как живых существ в балладе «Земля и море»), гипербола (действия
сказочных героев Йырбыуыр, ^ л у р т л а р , Тауйотар в балладе «Песня»),
сравнения («кояш кеYек мацлайына, мэсхэрэлэп меhер hала» / «светлый как солнце его лоб наказали клеймом»), повторы (в поэме «Береза-виселица» как рефрен звучит фраза «Дар кайын мин, дар кайын»).
Балладам Р. Т. Бикбаева свойственны народность, реалистичность и эмоциональная окрашенность. Поэт не только повествует об исторических событиях и фактах, но и выражает свои собственные мысли и переживания, а также смотрит на происходящие события глазами своих героев. Например, в балладе «Земля и море» дается лирическая эмоциональная оценка персонажа на основе сюжетного повествования об исторических событиях 1773-1775 годов.
Наличие специфического поэтического мира и эмоциональной атмосферы, ярко выраженное отношение к окружающей действительности придают балладам Р. Т. Бикбаева философскую глубину, масштабность в исследовании общечеловеческих и исторических проблем.
Четвертая глава «Песенные и медитативные типы лирики в творчестве Р. Т. Бикбаева» состоит из двух параграфов. В первом параграфе раскрывается идейно-тематический диапазон и описываются способы художественной изобразительности песенной лирики Р. Т. Бикбаева.
Песенное наследие Р. Т. Бикбаева небольшое по объему, но очень разнообразное в жанровом отношении и по идейно-тематическому содержанию. Большинство его песен посвящено родному краю, народу, друзьям, матери и любви.
Тексты песен Р. Т. Бикбаева отличаются четкостью композиции, совпадением синтаксических и структурных граней. В его наследии мы можем встретить такие жанры, как романс, гимн и лирические песни. В диссертации особое внимание уделено анализу таких песен поэта, как «Туксоран» («Туксоран»), «На висячем мосту» («А^ылмалы бадмала»), «Зуяково» («Зейэк»), «Мы были, есть, будем!» («Без булFанбыз, барбыз, буласакбыз!»), «Тоска, сохранившаяся на всю жизнь» («FYмерлеккэ калыр hаFышым»), «Теплый буран» («Йылы буран»), государственный гимн Республики Башкортостан и другие.
Особо следует выделить богатый репертуар песенной лирики Р. Т. Бикбаева. Наполненные возвышенными чувствами и глубоким смыслом авторские песни стали популярными в народе. Через символические образы природы и размышления о судьбе героев поэт смог представить философские обобщения о нравственно-этических ценностях, воспеть уникальность и величие родной земли. Использованные поэтом изобразительно-выразительные средства, такие как эпитет, сравнение, анафора, рефрен и др., помогли продемонстрировать в песенных текстах неповторимые оттенки переживаний лирического героя, более точно и подробно передать его раздумья, эмоции и мысли, большей частью грустного, интимного характера. Большой заслугой поэта является способность проникать во внутренний мир своего героя, умение украшать произведение богатой палитрой красок с помощью использования выразительных средств.
Второй параграф четвертой главы посвящен идейно-тематическим и жанрово-стилевым особенностям медитативной лирики Р. Т. Бикбаева.
Медитативная лирика Р. Т. Бикбаева выделяется широтой тематического диапазона – от душевных переживаний, таинства любви, философских мыслей до восхваления родной природы, родного края, народа.
Значительное место в творчестве поэта занимает психология чувств, интимно-лирическое отношение к тому, что накоплено и хранится в душе поэта. В этом отношении можно выделить стихотворения «Млечный путь» («Кош юлы»), «Свое состояние не знаю сам» («Y? хэлемде Y?ем белмэй»), «Без любви» («МехэббэЛе?»), «Стою один утром зимним…» («Я^ы? бадып торам кышкы тацдыц…»), «Как мутное море…» («Буталсык дицге? шикелле…»), «Постучал в твое окно. Ж дал. Ушел домой.» («Тэ?рэц кактым… Кеттем… Кайтып киттем…»), «Все было будто во сне…» («БарыЬы ла эллэ тик теш булды…»), «Каждый день проведенный с т о б о й .» («Ьинец менэн уткэн hэр кенемде…»), «Трудно поверить, что увижу.» («Ышаныуы кыйын ^рермен тип…»), «Я где только не скучал по т е б е .» («Мин кай?ар?а кине hаFынманым…») и многие другие.
Лирические высказывания могут являться и выражением гражданской позиции поэта. В связи с этим необходимо отметить, что в творчестве Р. Т. Бикбаева заметное место занимает гражданская лирика. Во многих произведениях переживания поэта и его рассуждения на общественные темы составляют нерасторжимое единство. Основным лейтмотивом гражданской лирики Р. Т. Бикбаева становятся злободневные глобальные проблемы, которые касаются экологии – вырубка лесов, расхищение природных богатств республики, сбросы химических отходов. Таковыми являются стихотворения – «Большая, малая Родина» («Ватанымдын, олоИо, кесеИе»), «Прямо беда!» («Аптырак!»), «Горы» («Таузар»), «Мы – кипчаки» («Без YЗебез – кыпсактар»), «Литераторы-поэты нашей страны» («Илебеззен эзип-шагирзары…»), «Собрание» («Йыйылыш»), «Бурзянская сосна» («Берйэн карагайы»), «Испарилось в белом тумане мое светлое озеро» («Югалды бит ^ л е м ак томанда»), «Сердце» («Йерэк»), «Мои племена – вы свет моих очей!» («Ырыузарым – кYЗ нурзарым!»), «Соотечественники разрушают» («Ватандаштар тарката») и многие другие.
В медитативной лирике Р. Т. Бикбаева определенное место занимают жанры восточной литературы – мадхия (ода) и марсия (элегия). Большинство произведений Р. Т. Бикбаева написаны в жанре марсии (элегии). Многие из них – «В раю душа поэта» («Йэннэттэ шагир йэне»), «Уфа -1, Уфа – 2» («0фе -1, 0фе -2»), «Скучая по Марату Мингазетдинову» («Марат МинИажетдиновты Иагынып»), «Памяти Райли Буляковой» («Рэйлэ БYлэкова идгэлегенэ»), «Родник Рами» («Рэми шишмэИе»), «Твои ладони обжигал горящий уголь» («Усьщды етте куз – утлы кумер»), «Искуситель и смерть не знают пощады.» («Дэжжэл менэн эжэл белмэй аяу»), «Близкий сосед» («Ут кYрше»), «Колыбель Диниса Булякова» («Динис БYлэковтын сэнгелдэге»), «Таганок» («0с таган»), «Последний воин моей деревни» («Ауылымдын Иунгы яугиры»), «Памяти Рамиля Янбека» («Рэмил Йэнбэк идгэлегенэ») и другие Р. Т. Бикбаев посвятил светлой памяти соратникам по перу, близким друзьям, знакомым, известным
личностям. Соответственно, главными героями данных произведений являются
реальные люди, которые благодаря определенным заслугам, оставили след не только в душе самого поэта, но и в памяти всего народа.
Лирика Р. Т. Бикбаева открывает перед читателями художественный мир, в котором мастерски раскрываются вечные и актуальные темы, среди которых – тема любви, жизни и смерти, вопросы скоротечности бытия, тема поиска своего места в жизни и т. д. Умелое использование различных изобразительно­ выразительных средств языка и символики, философская глубина произведений свидетельствуют о ярком таланте и самобытности поэзии Р. Т. Бикбаева.
В заключении диссертации приведены основные выводы, полученные в процессе исследования.

Народный поэт Башкортостана Равиль Тухватович Бикбаев (1938-2019)
сыграл большую роль в развитии башкирской литературы конца ХХ – начала
XXI века. Он был не только выдающимся поэтом, но и талантливым
публицистом, литературоведом и общественным деятелем. Его творческий путь
начался в студенческие годы. В первых же своих стихах и поэме «Вокзал»,
опубликованных в 1957 − 1961 годах, он заявил о себе как о зрелом,
самобытном, талантливом поэте лирико-философского мироощущения и
склада, а поэтическая книга «Степные горизонты» (1964) принесла автору
заслуженное признание в мире башкирской и других тюркоязычных литератур.
Р. Т. Бикбаев является автором около 30 поэтических, литературоведческих и
публицистических книг, в том числе 5-томного сборника избранных
произведений. Его произведения переведены на русский, немецкий, турецкий,
украинский, казахский, якутский, чувашский, каракалпакский, алтайский и
другие языки.
Как ученого-исследователя Р. Т. Бикбаева, профессора, члена-
корреспондента АН РБ, всегда интересовал духовный мир поэтов-
современников и предшественников, актуальные проблемы башкирского
литературоведения. Он является автором ряда исследований по современной
башкирской поэзии: «Философская лирика в современной башкирской поэзии»
(1980), «Поэтическая летопись времени» (1980), «Время. Поэт. Народ» (1986),
«Эволюция современной башкирской поэзии» (1991), «Шайхзада Бабич: Жизнь
и творчество» (1995), «Слово поэта — совесть поэта» (1997) и многочисленных
проблемных статей по вопросам развития башкирской литературы.
Широко известна общественная деятельность Р. Т. Бикбаева. Он являлся
Председателем правления Союза писателей Республики Башкортостан (1995 г.
– 2011 г.), членом Президентского Совета РБ (2000 г. – 2010 г.), депутатом
Государственного Собрания – Курултая РБ, председателем комитета по
образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи (2008 г. – 2013 г.).
Родина высоко оценила его многогранную творческую и общественную
деятельность. Он был удостоен республиканской молодежной премии им.
Г. Саляма (1970 г.), Государственной премии РБ им. С. Юлаева (1989 г.),
награжден орденами «Знак Почёта» (2009 г.), Дружбы народов (2000 г.),
Салавата Юлаева (2000), «За заслуги перед Республикой Башкортостан» (2009
г.). В 1993 году ему присвоено высокое звание Народного поэта Республики
Башкортостан, Р. Т. Бикбаев – Заслуженный деятель науки РБ (1992 г.),
Заслуженный работник культуры Чувашской Республики (1999 г.), Почетный
гражданин г. Уфы (1999 г.), один из авторов Гимна Республики Башкортостан.
Актуальность избранной темы состоит в том, что жанровая природа
поэзии Р. Т. Бикбаева в достаточной степени не изучена в отечественном
литературоведении и требует целостного ее освещения. Системный подход и
аналитическое исследование данной темы позволит впервые представить в
полной мере процесс жанрового мышления Р. Т. Бикбаева в контексте
жанровой культуры башкирской литературы конца ХХ – начала ХХI века.
Актуальность исследования заключается в том, что поэзия Р. Т. Бикбаева
представляет собой образец глубокой по содержанию, высокохудожественной
литературы, характеризующейся идейно-тематической широтой, гражданским
пафосом, философичностью, эпичностью и лиричностью, разнообразием
поэтических форм.
Исследование разных жанровых форм творчества поэта дает возможность
глубже понять их природу, выявить особенности отношения к прошлому,
настоящему и будущему, показать новаторские тенденции развития
башкирской поэзии последних десятилетий в жанровом аспекте. Именно жанр
является основной категорией литературы, определяющей идейно-
художественный уровень литературы, поэзии того или иного времени. И в этом
отношении исследование поэтического наследия Р. Т. Бикбаева в жанровом
аспекте представляется, несомненно, одной из актуальных задач башкирского
литературоведения.
Степень разработанности темы. Ранняя лирика Р. Т. Бикбаева стала
объектом внимания российского поэта И. Шкляровского, который в своей
статье «Радость покоряется ему…», представляющей своего рода рецензию на
первую книгу Р. Т. Бикбаева «Поющие скалы» на русском языке, писал:
«Бикбаев пронзительно чувствует свое время, его большие радости и горести.
Зрение поэта Бикбаева – степное, удаленность предмета не искажает его
размеров, реальность и мираж соприкасаются в стихе, на пустынных
горизонтах отчетливей видны контуры нового» [Шкляровский 1979: 2].
Рецензент отмечает «свежесть» и «жизнестойкость» стихов поэта, анализирует
излюбленные символы автора и раскрывает их значение.
В статье А. Х. Хабирова «Разрывается сердце поэта» особое внимание
уделяется идейно-художественным особенностям и образной системе поэм
«Жажду – дайте воды!», «Базарный тoпoр» и «Письмo моему народу»,
отмечается их публицистичность, связь с творческими традициями Д. Юлтыя,
М. Гафури и Ш. Бабича [Хабиров 1984: 87-90].
Чувашский литературовед Антер Хузангай в статье «Сто тысяч слов» …
или диалектика обновления», посвященной анализу многонациональной поэзии
советской страны, указывает на афористичность произведений Р. Т. Бикбаева,
на связь, который существует между индивидуальной авторской позицией и
коллективным народным опытом, на гражданскую и нравственную
насыщенность его стихов [Хузангай 1984: 240].
Народный поэт Башкортостана К. Аралбаев отмечает многогранность,
разносторонность, глубокий смысл и яркую образность творчества поэта, а
также своевременный охват актуальных проблем жизни. «Он и лирик с тонкой
душой, и поэт-философ, и поэт-трибун, бьющий пламенный набат. Он и поэт-
новатор с точки зрения поиска поэтических форм, стихотворных средств,
ритмических мелодий» [Аралбаев 1989: 3], – пишет К. Аралбаев. Раскрывая
образ лирического героя поэзии Р.Т. Бикбаева, критик В. Смирнов выявляет
следующее: «В его поэзии «я» и мир, человек и мир предстают в
романтической глобальности. Его лирический герой постоянно оказывается, я
бы сказал, в экспериментальной ситуации, в которой он может находиться
всечасно в реальной повседневности, в ситуации «великого противостояния» к
одной из широких сфер, к одной из стихий Вселенной» [Смирнов 2008: 39].
В статье «Сам – поле, и сам же плугарь» народный поэт Башкортостана
Мустай Карим, обращая внимание на индивидуальные особенности
поэтического мира Р. Т. Бикбаева, указывает на стремительное обогащение его
поэзии в идейно-содержательном плане, пишет о постепенном переходе поэта к
злободневным проблемам, о связи его творчества с жизнью народа [Карим
2008: 92].
Анализируя в своей статье «Гордость нации» поэму-хитап «Письмо
моему народу» и отдельные стихотворения народного поэта, И. Киньябулатов
отмечает в стихах и поэмах Р. Т. Бикбаева силу духа человека, своеобразие
авторской интерпретации судьбы человека, отличающееся глубиной
мировосприятия [Киньябулатов 2010: 145-147].
В книге литературоведа В. И. Ахмадиева «Связь поколений: статьи об
истории башкирской литературы и о литературном процессе» имеется
отдельная статья «Гражданское лицо поэта», посвященная творчеству
Р. Т. Бикбаева. В ней автор, описывая известные лирические и лиро-эпические
произведения поэта, отмечает в них глубину мыслей, гражданственность,
патриотизм и умение проникнуть в душу народа [Ахмадиев 2013].
В статье З. А. Алибаева «Симфония седой степи» также уделено
значительное внимание выявлению идейно-художественных особенностей
поэзии Р. Т. Бикбаева. Он отмечает особенности освещения поэтом острейших
проблем современности: «Даже если в первых поэтических произведениях
поэта много автобиографических строк, в переживаниях лирического героя
отражаются черты типического образа современности. В них мы читаем
историю страны, современность» [URL: www.ye02.ru].
Глубиной проникновения в идейно-художественный мир нарративных
произведений Р. Т. Бикбаева отличается статья Г. С. Кунафина «Творческие
жемчужины видного поэта», где подробно описывается идейно-тематическое
содержание его поэм, «построенных на внешних и внутренних сюжетах»,
раскрываются особенности отражения в них романтического, драматического,
трагического и героического пафосов, эволюция лиро-эпического мышления
поэта, его роль в развитии жанров и жанровых разновидностей (лирических,
траго-драматических, траго-героических поэм) нарративного типа башкирской
поэзии последней четверти ХХ века [Кунафин 2018: 13-25].
В монографическом плане была исследована творческая деятельность
Р. Т. Бикбаева в работе Г. Б. Хусаинова «Равиль Бикбаев. Жизнь и творчество».
В ней репрезентативно представлена биография поэта, исследована эволюция
его творчества и дана объективная оценка его произведениям. Исследователь
важное внимание уделяет и научной деятельности Р. Т. Бикбаева. Монография
Г. Б. Хусаинова, посвященная комплексному анализу творчества Р. Т. Бикбаева,
написана на материале произведений поэта, вышедших до 2008 года.
Довольно подробный анализ творчества Р. Т. Бикбаева дан в
фундаментальном труде «История башкирской литературы» в 6-ти томах.
Авторы творческого портрета поэта М. Надергулов и М. Хамидуллина
отмечают в его поэзии глубину осмысления действительности, бережное
отношение к духовным ценностям былых героических времен, неразрывную
связь исторического прошлого с настоящим, преклонение перед вечностью на
земле.
Однако, как показывает обзор научной литературы о творчестве
Р. Т. Бикбаева, жанровая система его поэзии до настоящего времени не стала
объектом пристального внимания ученых, что определяет новизну
предпринятого исследования.
Объектом исследования является богатое и по содержанию, и по форме
поэтическое творчество Р. Т. Бикбаева, состоящее из его многочисленных и
разных в жанровом отношении лирических и нарративных (лиро-эпических)
произведений – лирических стихотворений, песен, хитапов (стихотворных
обращений), мактубов (стихотворных посланий), поэм, баллад, стихотворений-
монологов, парс, мадхии (оды), марсии (элегии), лирических песен, гимнов,
романсов.
Предметом исследования является система жанров поэзии
Р. Т. Бикбаева, отличающаяся своим разнообразием, богатством
художественных приемов, форм и средств выражений идей и проблем
современной эпохи, эстетического идеала поэта и его соотечественников.
Целью диссертационной работы является комплексное изучение
жанровой природы поэзии Р. Т. Бикбаева, раскрытие роли его творчества в
развитии жанровой системы современной башкирской поэзии.
Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и охарактеризовать основные тенденции развития
башкирской поэзии конца ХХ – начала ХХI века;
2. Произвести жанровую и тематическую классификацию
произведений Р. Т. Бикбаева;
3. Проанализировать систему поэтических жанров в творчестве
Р. Т. Бикбаева по типам лирических форм;
4. Проанализировать трансформацию жанровых форм и жанровых
разновидностей в поэзии Р. Т. Бикбаева;
5. Определить идейно-тематическую природу, сюжетно-
композиционные и художественные особенности поэзии Р. Т. Бикбаева.
Методология и методы исследования. При проведении исследования
сравнительно-исторический метод, историко-литературный и теоретико-
литературоведческий подходы сочетались с системным анализом, привлекался
также метод художественного анализа.
Методологическая и теоретическая основа диссертационного
исследования. Исходной теоретико-методологической базой настоящей
диссертации послужили труды известных теоретиков и историков литературы
Л. В. Чернец, Г. Н. Поспелова, Г. Л. Абрамовича, М. М. Бахтина,
Л. И. Тимофеева, А. Н. Веселовского, В. Е. Хализева, Н. А. Гуляева,
В. М. Жирмунского, А. Н. Богданова, Д. С. Лихачева, Б. В. Томашевского,
Н. Л. Лейдермана, Н. Д. Тамарченко, Ю. Н. Тынянова, К. А. Ахмедьянова,
А. И. Харисова, А. Х. Вахитова, Г. Б. Хусаинова, Г. С. Кунафина, Р. Н. Баимова,
М. Х. Надергулова, Р. Б. Ахмадиева, Т. А. Кильмухаметова, Г. Н. Гареевой и
других.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые объектом
анализа стала жанровая природа поэзии Р. Т. Бикбаева.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в
возможности применения полученных данных при изучении жанровой
структуры лирических и лиро-эпических произведений. Результаты
исследования могут быть использованы в преподавании истории башкирской
литературы в вузах и других образовательных учреждениях Башкортостана, в
разработке вузовских и школьных учебников, при написании и формировании
методических пособий, программ по теории и истории башкирской литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный литературный процесс характеризуется появлением
новых жанровых форм, что связано с более пристальным и всесторонним
обращением авторов к внутреннему миру героя, новым осмыслением судьбы
человека (личности), народа и страны.
2. В поэзии Р. Т. Бикбаева находят отражение почти все жанры
медитативного, манифестационно-публицистического, нарративного и
песенного типов лирического творчества.
3. Одним из оперативных и продуктивных жанров в поэзии Р. Т. Бикбаева
является жанр стихотворного обращения − хитап, с помощью которого автор
смог реализовать свои идеи и отразить актуальные проблемы общества.
3. Жанр «мактуб» в творчестве Р. Т. Бикбаева имеет широкий
тематический диапозон, основными идейно-тематическими и
художественными элементами которого являются призыв, наставления и
критика. Центральное место в них занимает образ автора, который выступает
не только в роли постороннего наблюдателя или критика, но и является
активным действующим лицом происходящих событий.
4. Произведениям Р. Т. Бикбаева нарративного плана – поэмам и
балладам − в основном присущ автобиографический характер. Через судьбу
лирического героя автор показывает переломные, судьбоносные периоды
истории не только народов Башкортостана, но и всей многонациональной
России.
5. Песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается разнообразием жанровых
форм, отражением красоты мира, интенсивностью и динамичностью
переживаний, многозначностью символики и мелодичностью интонации.
6. Медитативная лирика Р. Т. Бикбаева в жанровом отношении, в
основном представляет собой форму монолога, глубокомысленную речь автора
– лирического героя, которая проникнута душевными переживаниями и
гражданскими мотивами.
Степень достоверности и апробация результатов. Основное
содержание исследования отражено в 21 публикации автора, в том числе в 4
статьях в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной
комиссией Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации. Основные теоретические положения диссертации были
представлены в виде докладов на Всероссийской (с международным участием)
научно-практической конференции «Состояние и перспективы сравнительно-
исторических исследований в тюркологии и алтаистике» (Уфа, 2014),
Международной научно-практической конференции «Культура народов
Башкортостана в контексте Евразийской цивилизации: история, современность,
перспективы», посвященной 25-летию факультета башкирской филологии и
журналистики Башкирского государственного университета и 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне, Году литературы (Уфа, 2015),
Всероссийской научно-практической конференции (с международным
участием) «Язык и культура: проблемы соотношения и взаимодействия в
полиэтническом пространстве», посвященной 80-летию доктора
филологических наук, профессора, академика АН РБ, заслуженного деятеля
науки РБ М. В. Зайнуллина (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической
конференции «Глобальное информационное общество и проблемы сохранения
культуры», посвященной 80-летию доктора филологических наук, профессора
О. К. Валитова (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической конференции
(с международным участием) студентов, магистрантов и аспирантов
«Актуальные проблемы современной башкирской филологии, журналистики и
востоковедения», посвященной Году Литературы (Уфа, 2015), Всероссийской
научно-практической конференции «Национальная литература в диалоге
культур: духоформирующий и консолидирующий потенциал», посвященной
подведению итогов Года литературы в Российской Федерации и Республике
Башкортостан (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Актуальные проблемы истории, этнологии,
археологии и культуры Башкортостана», посвященной юбилею видного
общественного и научного деятеля, профессора М. М. Кульшарипова (Уфа,
2016), Всероссийской научной конференции «Слово и текст в культурном и
политическом пространстве» (Сыктывкар, 2016), Международной научно-
методической конференции «Актуальные проблемы русской и
сопоставительной филологии: теория и практика» (Уфа, 2016), Международной
научно-практической конференции «Этапы и особенности развития
просветительства в Башкортостане и России: филологические, философские,
историко-культурные, педагогические и правовые аспекты» (Уфа, 2016), ХХVI
Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с
международным участием) (Уфа, 2016), Международной научно-практической
конференции «Духовная культура и гуманитарные науки в Башкортостане и
России: история и современность» (Уфа, 2016), Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием «Медиапространство
Российской Федерации: глобальный и национальный аспекты (к 100-летию
башкирской национальной печати)» (Уфа, 2017), Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием «Актуальные
проблемы филологии народов России», посвященной 80-летию со дня
рождения К. А. Ахмедьянова (Уфа, 2017), Международной научно-
практической конференции «Культура, литература и гуманитарные науки
народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее» (Уфа, 2018), Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы национальных
литератур России: художественные поиски ХХ – начала ХХI века»,
посвященной 110-летию со дня рождения народного писателя Башкортостана и
100-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Н. Наджми (Уфа,
2018).

Творчество Р. Т. Бикбаева представляет собой сложное многогранное
явление в отечественной литературе. В данной диссертационной работе сделана
первая попытка систематизации жанров, представленных в его поэзии,
определены и проанализированы идейно-тематическая природа, сюжетно-
композиционные и художественные особенности его произведений. Не
претендуя на подробное и всестороннее изучение всего поэтического
творчества Р. Т. Бикбаева, данная научная работа обозначает пути к
последующему исследованию жанровой системы его поэзии.
Как свидетельствуют наши исследования, для каждого жанрового ряда
поэта характерно единство жанрового содержания. Жанр является одной из
ключевых категорий художественного мышления писателя. Изучение
стихотворных жанров Р. Т. Бикбаева как системы позволило нам понять их
формирование, по-новому рассмотреть целостность, возникшей на основе их
единства.
В диссертационной работе впервые проведена классификация
поэтических произведений Р. Т. Бикбаева по жанровым признакам. Вслед за
теоретиком и исследователем башкирской поэзии Г. С. Кунафиным, мы
определили манифестационно-публицистическую, нарративную, песенную и
медитативную лирику в творчестве анализируемого автора.
Как показывают наши наблюдения, манифестационно-публицистическая
лирика занимает особое место в творчестве Р. Т. Бикбаева. В его поэтическом
наследии имеется довольно значительное количество произведений, где
выражены интересы определенных социальных групп, классов, народа,
изображены пути решения в борьбе со злом, представлены глубокие
преживания за судьбу истории, культуры, традиций, родного языка
башкирского народа. Такие произведения открывают перед читателями
человека, живущего интересами своего народа, и отражающего в своем
творчестве актуальные вопросы и проблемы современности. В своих стихах
поэт выражает собственную точку зрения, дает оценку событиям окружающей
действительности, призывает народ к конкретным действиям. Все эти замыслы
автора ярко и удачно воплощены в жанрах хитап (стихотворное обращение) и
мактуб (стихотворное послание). Тема патриотизма и вопросы сохранения
духовной культуры народов края особенно рельефно были реализованы им в
хитапах. В диссертации подробно рассмотрены его следующие произведения:
«Письмо моему народу» («Халҡыма хат»), «Только бы дошли мои письма»
(«Барып етһен ине хаттарым»), «Башкортостан!» («Башҡортостан!»),
«Объединяйтесь, башкиры всего мира!» («Бөтә донъя башҡорттары,
берләшегеҙ!») и другие. Как истинный патриот родного Башкортостана, в
период бурных исторических событий, поэт, несмотря на политическую
цензуру, с помощью жанра хитап сумел обратиться поэтическим словом к
родному народу и призвать его к действию.
В стихотворных обращениях Р. Т. Бикбаева проглядываются традиции
древнего жанра башкирского фольклора – кубаира, распространенного в
далеком прошлом в репертуаре сэсэнов. На наш взгляд, использование идейно-
тематических, художественно-стилистических традиций именно такой
жанровой формы помогло усилить ритмическую интонацию, агитационность и
народность хитапов – стихотворных обращений автора.
В творчестве Р. Т. Бикбаева особое место занимают стихотворения,
обращенные к конкретному лицу. В башкирском литературоведении их
называют мактуб или же стихотворное послание. Данный жанр в поэзии
Р. Т. Бикбаева приобретает новые признаки, становится более многосторонним
по тематике и проблематике, жанрово-стилевому многообразию. В нашей
работе проанализированы такие известные мактубы поэта, как «Степь моя,
степь моя – счастье мое» («Далам, далам – даланым»), «Распаханная, мятая
степь моя…» («Һөрөлөп бөткән, иҙелеп бөткән далам…»), «Когда в детстве
валялся на тебе…» («Сабый саҡта аунағанда һиндә…»), «Уралу» («Уралыма»),
«Родная земля моя! Из твоих объятий бьется…» («Тыуған ерем! Ҡуйыныңдан
бәрелә…»), «Поторопись, художник!» («Ашыҡ, рәссам!»), «Ак-Булак»
(«Аҡбулаҡ») и многие другие. Мы выделили и проанализировали несколько
типов стихотворных посланий Р. Т. Бикбаева. Это – послания, адресованные
родной земле, т.е. патриотические, а также любовные и дружеские. В них
заложены глубокие мысли поэта, выражены его чаяния и переживания.
Плодотворным и жизненно устойчивым в поэтическом творчестве
Р. Т. Бикбаева является нарративная лирика. Он внес значительный вклад в
развитие лиро-эпических жанров современной башкирской поэзии.
Поэмы Р. Т. Бикбаева охватывают мысли, переживания, чувства,
отражают жизненный опыт, систему взглядов на окружающую
действительность автора. В сюжет таких поэм Р. Т. Бикбаев включает реальные
события, происходившие с ним. В проанализированных нами поэмах, как
«Вокзал» («Вокзал»), «Ищу» («Эҙләйем»), «Горькая полынь» («Күк әрем»),
«Караван-сарай» («Ҡарауанһарай»), «Сокровище» («Хазина») и «День приема
граждан» («Граждандарҙы ҡабул итеү көнө») ярко отразались
автобиографические моменты из его жизни. В них личная судьба поэта
своеобразно репрезентирует переломные периоды истории не только
Башкортостана, но и всей страны. Еще одна характерная особенность
рассмотренных нами поэм – присутствие в них в качестве лирического героя
самого автора, его оценка и отношение к острейшим проблемам современности,
а также его размышления о будущем страны. Эти высказывания открыто и
четко отражают мировоззрение и гражданскую позицию Р. Т. Бикбаева.
Следующая особенность поэм – введение в их сюжет и композицию
разных жанров и жанровых форм, таких как кубаир, хитап, сказки, легенды,
отрывки из стихотворений разных поэтов, пословицы и поговорки. Все эти
жанры не просто обогащают содержание поэмы, но и способствуют раскрытию
ее идеи и проблематики.
Из лиро-эпических жанров нами проанализированы три баллады
Р. Т. Бикбаева – «Песня» («Йыр»), «Береза-виселица» («Дар ҡайын») и «Земля
и море» («Ер һәм диңгеҙ»). В них ярко выражен национальный колорит,
менталитет башкирского народа, моральный дух предков, героизм славных
сыновей. Язык баллад Р. Т. Бикбаева отличается тем, что в них
повествовательность сочетается с монологической и диалогической формой
изложения, используются, в первую очередь, такие изобразительно-
выразительные средства, как олицетворение, гипербола, эпитет и метафора.
Для баллад Р. Т. Бикбаева свойственна народность, реалистичность и
эмоциональная окрашенность. Поэт не только повествует об исторических
событиях, но и выражает свои собственные мысли и переживания, а также
оценивает все происходящее вокруг глазами своих героев.
Для баллад Р. Т. Бикбаева характерно наличие особого поэтического
мира, которому присущи свои художественные законы, своя эмоциональная
атмосфера, свое отношение к окружающей действительности. Баллада у
Р. Т. Бикбаева становится сосредоточением общечеловеческих и исторических
проблем.
Разнообразна в жанровом отношении и идейно-тематическом плане
песенная лирика Р. Т. Бикбаева. Значительное количество из них поэт посвятил
родному краю, народу, друзьям, матери.
Тексты песен Р. Т. Бикбаева обычно представляют собой особый жанр
поэзии. Для них характерны четкость композиции, совпадение синтаксических
и структурных граней. В песенной лирике Р. Т. Бикбаева встречаются такие
жанры, как романс, гимн и лирические песни. Нами были проанализированы
такие его песни, как «Туксоран» («Туҡсоран»), «На висячем мосту»
(«Аҫылмалы баҫмала»), «Зуяково» («Зөйәк»), «Мы были, есть, будем!» («Беҙ
булғанбыҙ, барбыҙ, буласаҡбыҙ!»), «Тоска, оставшаяся на всю жизнь»
(«Ғүмерлеккә ҡалыр һағышым»), «Теплый буран» («Йылы буран»),
«Гульюзум» («Гөлйөҙөм»), государственный гимн Республики Башкортостан и
другие.
Р. Т. Бикбаев – талантливый поэт-песенник. Наполненные возвышенными
чувствами и глубоким смыслом авторские песни стали популярными в народе.
С помощью символических образов явлений природы и размышлений о судьбе
героев он смог передать философские обобщения о нравственно-этических
ценностях, воспеть уникальность и величие родной земли. Художественные
средства выразительности, как сравнение, эпитет, метафора, анафора, рефрен и
др., помогли продемонстрировать поэту неповторимый внутренний мир
лирического героя, более тонко и детально отразить его мысли и эмоции.
В поэзии Р. Т. Бикбаева особое место занимает медитативная лирика.
Следует отметить широту тематического ее диапазона – от душевных
потрясений, таинства любви, философских размышлений до прославления
родной природы, родных земель, родного народа. Поэт стремится передать
своему читателю свои личные переживания и сокровенные мысли,
накопленные годами.
Лирический герой медитативной лирики Р. Т. Бикбаева в описании и
оценке окружающей действительности всегда искренен, чувствителен, от всей
души любит свою Родину, народ, природу, борется за справедливость, открыто
высказывает свои мысли.
Таким образом, поэтический мир Р. Т. Бикбаева, характеризующийся
актуальностью разрабатываемых тем и отличающийся своими жанровыми
разновидностями, существенно обогатил отечественную литературу ХХ –
начала ХХI века.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы