Анализ условий эффективности управления образовательным процессом в школе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы
эффективности управления образовательным процессом в школе……………10
1.1 Понятия управления образовательным процессом: определение
и сущность……………………………………………………………………… 10
1.2 Современные модели эффективного управления
образовательным процессом…………………………………………………….24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию модели
эффективного управления образовательным процессом МБОУ
Красноярская СОШ..…………………………………………………………………………37
2.1 Анализ показателей, характеризующих функциональную систему
МБОУ Красноярская СОШ……………………………………………………………………….37
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
модели эффективного управления образовательным процессом в МБОУ
Красноярская СОШ………………………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………………………..72
Список литературы……………………………………………………………………………76
Приложения…………………………………………………………………………………….87
– Приложение А Обеспеченность образовательной организации
учебно-методическим ресурсом………………………………………………………..87
– Приложение Б Показатели демонстрирующие эффективность организации и
управления образовательным процессом в МБОУ Красноярская СОШ…………..91
– Приложение В Инновационные образовательные и воспитательные
технологии и методики в МБОУ Красноярская СОШ………………………………….94
– Приложение Г Оценка внешней и внутренней среды образовательной
организации……………………………………………………………………………………95
Актуальность исследования. Обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики.
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с оценкой эффективности управления образовательным процессом в школе, а также выявление спектра условий, при котором возможно эффективно управлять образовательным учреждением.
На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри.
Социальная роль школы на современном этапе сводится к взращиванию жизнеспособной личности, что требует регулярно мониторинга данного направления деятельности школы и оценки эффективности управления образовательным процессом в целом.
Проектирование эффективной модели управления развитием общеобразовательного учреждения предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социальной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности образовательной организации. Умение проектировать модель управления образовательной организации с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению высокого качества образования.
Степень изученности проблемы исследования
Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет отметить, что данному вопросу исследователями уделяется пристальное внимание.
Образовательная организация как открытая система рассматривается в трудах В.В. Краевского, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова и др.
Вопросам оценки эффективности образования и эффективности управления образовательным процессом посвящено множество исследований как зарубежных, так и отечественны ученых. Наиболее значимыми из них являются исследования: Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, Ю.К.Бабанского, Т. И. Шамовой, Д.С. Шилова, Д.В. Бочкова, А.Л. Пастухова.
Впервые конкретно вопросу повышения эффективности управления образовательным процессом в России была посвящена статья Е. Н. Праховой «Эффективно управлять школой» (Учительская газета 09.09.1967 г.).
Несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к проблеме повышения эффективности управления в образовательных организациях остается тенденция применения традиционных управленческих моделей, которые не отражают современное состояние и требования, предъявляемые к образовательной организации.
Анализ научно-методической литературы по проблеме управления в образовательной организации позволили выделить ряд противоречий между:
необходимостью решения стоящей перед образовательными организациями задачей по формированию конкурентоспособной личности и стандартными методами и формами управления образовательным процессом;
практической необходимостью и возможностью решения задачи повышения эффективности образовательного процесса в школе посредством совершенствования системы управления на основе современных управленческих подходов и технологий и недостаточностью их применения в практике руководства образовательной организации;
потребностью в новых эффективных моделях управления образовательным процессом и недостаточной разработанностью вопросов моделирования современного управления образовательной организацией.
Данные противоречия определили проблему исследования: Какой должна быть модель эффективного управления образовательным процессом в современной образовательной организации?
Указанная проблема обусловила выбор темы исследования: Анализ условий эффективности управления образовательным процессом в школе.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс условий системы управления образовательным процессом в школе, обеспечивающих его эффективность.
Объект исследования: управление образовательным процессом в школе.
Предмет исследования: условия управления образовательным процессом в школе.
В рамках работы проводилось доказательство следующей гипотезы исследования: управление образовательным процессом в школе будет эффективным, если его основной целью и результатом будет оказание качественных образовательных услуг; в его структуре будут присутствовать элементы матрицы с введением ответственных за отдельные аспекты управления: Центр менеджмента качества, управление воспитательным процессом, управление учебным процессом, управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением, управление научно-методической работой, Центр цифровой педагогики.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность и компоненты понятия «управление образовательным процессом в школе», дав оценку уровню разработанности проблемы в сфере образования и образовательной практике.
2. Выявить модели организационно-педагогических и материально-технических условий, оказывающих наиболее значительное влияние на эффективное управление образовательным процессом.
3. Проанализировать показатели и критерии оценки эффективности управления образовательным процессом в школе.
4. Проанализировать показатели, характеризующие функциональную систему МБОУ Красноярская СОШ.
5. Разработать методические рекомендации по определению совокупности педагогических и ситуационных факторных переменных системы управления образовательным процессом в МБОУ Красноярская СОШ, являющейся наилучшей с точки зрения эффективности управления.
Методологическую основу исследования составляют нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций среднего общего образования; современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа управленческой деятельности; монографическая и учебная литература по изучаемой проблеме; публикации в специализированных периодических изданиях по данной тематике; данные отчетности МБОУ Красноярская СОШ за последние три года.
Теоретической основой исследования стали:
теория эффективного администрирования (О.Р. Бодрых, Ю.С.Гайдученко, А.В. Кутузов, Е.А. Шамин и др.);
теории управления в системе образования (С.Я. Батышев, С.Я.Беляева, А.Э. Котляр, П.Ф. Кубрушко, А.М. Новиков, И.П. Смирнов);
исследования по проблеме управления образовательным процессом в школе (В.И. Анциферова, Т.Г. Асадулаева, В.А. Беликов, Н.К. Кергина, А.С.Макаров, Е.Б. Немацыренова, В.Ю. Федорова и др.).
Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы исследования нами использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, умозаключение, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование, анкетирование, моделирование, обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эффективность управления образовательным процессом» и его компонентов, а также в разработке модели оценки эффективности и совокупности условий, способствующих эффективному управлению образовательным процессов в школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлены научно-методические рекомендации по формированию организационно-педагогических и материально-технических условий, оказывающих наиболее значительное влияние на эффективное управление образовательным процессом.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность управления образовательным процессом – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным процессом – это результат достижения целей образовательного учреждения.
2. Педагогические факторы, способствующие организации эффективного управления образовательным процессом: соответствие профессиональной компетентности педагогов статусу школы и стратегии развития, система мотивов и стимулов по достижению социально более значимых результатов, творческий потенциал сотрудников, взаимосвязь и взаимодействие учебной, внеклассной работы и дополнительного образования, взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, высокие ожидания учеников и учителей, индивидуальные образовательные программы обучающихся, технологичность учебно-методического сопровождения, системность и ситуационность управления, направленность на развитие, саморазвитие системы управления.
3. Организационно-педагогические условия управления, позволяющие эффективно управлять образовательным процессом: внедрение современных технологий оценки качества образовательного процесса в школе; усиление воспитательной составляющей образовательного процесса в соответствии с требованиями времени, потребностями обучающихся; реализация современных технологий обучения школьников, в том числе дистанционных; усовершенствование системы предпрофильной подготовки и профильного обучения за счет усиления связей с социальными партнерами; повышение уровня профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава, в том числе, информационной.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Красноярская СОШ Илекского района Оренбургской области.
Этапы исследования:
Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась с 2018 по 2020 гг. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2018 – август 2019): проводилась подготовительная работа, в процессе которой осуществлялись: изучение и анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования; анализ проблемы выбора условий и оценки эффективности деятельности образовательных учреждений и управления образовательным процессом в школах разного типа в г. Оренбурге и других регионах России; осуществлялась разработка концепции исследования и программы эксперимента.
Работа была основана на методах теоретического анализа научной литературы, поисковых исследований, социологических методах; оформлялась теоретическая часть исследования.
На втором этапе (сентябрь 2019 – май 2020): анализировалось состояние системы управления образовательным процессом МБОУ Красноярская СОШ и условия, при которых оно осуществляется; определялась потребность в ресурсах для эффективного управления образовательным процессом; реализовывалась экспериментальная проверка гипотезы исследования и эффективности модели организационно-педагогических и материально-технических условий, оказывающих наиболее значительное влияние на эффективное управление образовательным процессом в МБОУ Красноярская СОШ.
Для реализации поставленных задач на данном этапе использовался комплекс экспериментальных методов и методов регистрационных исследований, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2020): осуществлено обобщение, анализ и интерпретация данных полученных при опытно-экспериментальной работе; проанализированы, обобщены и конкретизированы теоретические положения и выводы по проделанной работе; осуществлена работа по оформлению диссертации и внедрению научно-практических результатов.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 86 страницах, список литературы включает 76 источников.
1. Абанкина, И. Переход от управления затратами к управлению результатами в образовании / И. Абанкина // Материалы VIII Международной научно-практической конференции Тенденции образования: проблемы управления и оценки качества образования. Москва. Издательский дом «Дело». – 2012. – С. 69-70.
2. Александровская, Л.Н. Управление качеством и реинжиниринг организации / Л.Н. Александровская, З.С. Абутидзе, В.Н. Бас и др. – М.: Логос, 2003. – 328 с.
3. Анциферова, В.И. Управление образовательным процессом [Электронный ресурс] / В.И. Анциферова, Ю.С. Сербулов, В.К. Зольников // Программные продукты и системы. – 2010. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnym-protsessom
4. Асадулаева, Т.Г. Технологии принятия решений в управлении образовательным процессом в школе [Электронный ресурс] / Т.Г. Асадулаева // РППЭ. – 2014. – № 3 (41). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-prinyatiya-resheniy-v-upravlenii-obrazovatelnym-protsessom-v-shkole
5. Асыко, Т.Н. Управление образовательным процессом [Электронный ресурс] / Т.Н. Асыко, С.Л. Горелик, М.А. Чернышкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13932
6. Аушева, Н.Н. Выявление ключевых направлений формирования и развития рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] / Н.Н. Аушева // ИВД. – 2012. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-klyuchevyh-napravleniy-formirovaniya-i-razvitiya-rynka-obrazovatelnyh-uslug
7. Барбер, М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира [Электронный ресурс] / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – 2008. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-dobitsya-stabilnogo-vysokogo-kachestva-obucheniya-v-shkolah-uroki-analiza-luchshih-sistem-shkolnogo-obrazovaniya-mira
8. Беликов, В.А. Преемственный подход в управлении образовательным процессом гимназии [Электронный ресурс] / В.А. Беликов, Л.А. Савинков // Вестник ОГУ. – 2006. – № 10-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennyy-podhod-v-upravlenii-obrazovatelnym-protsessom-gimnazii-1
9. Белощицкий, А.А. Понятийный базис методологии проектно-векторного управления образовательными средами [Электронный ресурс] / А.А. Белощитцкий // Управление проектами и развитие производства. – 2011. – № 3 (39). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynyy-bazis-metodologii-proektno-vektornogo-upravleniya-obrazovatelnymi-sredami
10. Бодрых, О.Р. Теория и практика эффективного администрирования / О.Р. Бодрых // Управление качеством образования. – 2012. – № 8. – С. 30-35.
11. Бочков, Д.В. К вопросу о значимости маркетинга в образовательном пространстве / Д.В. Бочков // В сборнике: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. – 2004. – С. 67-69.
12. Бочков, Д.В. Маркетинг «в руках» руководителя образовательного учреждения / Д.В. Бочков // В сборнике: Совершенствование системы дополнительного педагогического образования в условиях модернизации российского образования материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – 2004. – С. 83-85.
13. Бочков, Д.В. Маркетинговое исследование по предоставлению образовательной услуги. Учебно-методическое пособие / Д.В. Бочков. – Оренбург, 2006. – 55 с.
14. Бочков, Д.В. Новые взгляды на старые проблемы формирования рынка дополнительных платных образовательных услуг / Д.В. Бочков // В сборнике: Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 35-38.
15. Бочков, Д.В. Программа маркетингового практико-ориентированного задания по управлению рынком образовательных услуг территории, района, города, образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие / Д.В. Бочков, Н.Т. Ломакина. – Оренбург, 2003. – 42 с.
16. Брязгунова, Ю.А. Управление развитием образовательных организаций в условиях реформирования образования / Ю.А. Брязгунова // Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – С. 12-17.
17. Буслов, Е.А. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования [Электронный ресурс] / Е.А. Буслов // Экономика образования. – 2009. – № 3-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-baza-upravleniya-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-funktsionalnaya-polnota-i-puti-sovershenstvovaniya
18. Вертиль, В.В. Моделирование влияния факторов на эффективность управления развитием конкурентоспособности учреждений профессионального образования / В.В. Вертиль // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 16 (231). Экономика. Вып. 32. – С. 142-145.
19. Витвицкая, Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса / Л.А. Витвицкая // Вестник ОГУ. – 2005. – № 10-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnogo-protsessa
20. Гайдученко, Ю.С. Образовательный процесс и инновационный менеджмент в современной педагогике [Электронный ресурс] / Ю.С. Гайдученко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-protsess-i-innovatsionnyy-menedzhment-v-sovremennoy-pedagogike
21. Ганаева, Е.А. Маркетинг в управлении образовательным учреждением / Е.А. Ганаева. – М.: Издательство «Компания Спутник+», 2006 – 184 с.
22. Горшунов, А.П. Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС / А.П. Горшунов // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 4. – С. 36-46.
23. Граб, В.П. Особенности применения экспертных методов при оценивании качества прикладных программных средств и систем автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением [Электронный ресурс] / В.П. Граб // НиКа. – 2007. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-ekspertnyh-metodov-pri-otsenivanii-kachestva-prikladnyh-programmnyh-sredstv-i-sistem-avtomatizatsii
24. Гребенкина, Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
25. Григораш, О.В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса / О.В. Григораш // Высшее образование в России – 2013. – № 1. – С. 72-77.
26. Гонтарева, Г.А. Направления преобразования управления образовательными системами [Электронный ресурс] / Г.А. Гонтарева, А.А. Шевелева // Царскосельские чтения. – 2013. – № XVII. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-preobrazovaniya-upravleniya-obrazovatelnymi-sistemami
27. Евдокимова, М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента / М.В. Евдокимова. – М.: Просвещение, 2003. – 267 с.
28. Железов, Б.В. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг / Б.В. Железов, П.М. Кудюкин, О.Р. Шувалова // Вопросы образования. – 2009. – № 2. – С. 187-210.
29. Зверева, В.И. Как оценить успешность в управления / В.И Зверева // Завуч. – 2007. – № 5. – С. 28-36.
30. Зверева, В.И. Как сделать управление школой успешным / В.И. Зверева. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 158 с.
31. Зыкова, Е.М. Определение организационо-педагогических условий эфективного управления образовательными системами [Электронный ресурс] / Е.М. Зыкова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 12. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-organizatsiono-pedagogicheskih-usloviy-efektivnogo-upravleniya-obrazovatelnymi-sistemami
32. Каратун, С.М. Повышение продуктивности обучения при управлении образовательным процессом на основе информационно образовательной среды [Электронный ресурс] / С.М. Каратун // ОТО. – 2006. – № 2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-produktivnosti-obucheniya-pri-upravlenii-obrazovatelnym-protsessom-na-osnove-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy
33. Катуржевская, О.В. Управление качеством образовательного процесса в современных условиях [Электронный ресурс] / О.В. Катуржевская // Вестник КемГУ. – 2014. – № 2 (58). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennyh-usloviyah
34. Квасова, Л.В. Информационные технологии как основа эффективного управления образовательным процессом [Электронный ресурс] / Л.В. Квасова // Вестник ВИ ГПС МЧС России. – 2011. – № 1 (1). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-osnova-effektivnogo-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom
35. Кергина, Н.К. Технологии обучения как средство управления образовательным процессом в школе [Электронный ресурс] / Н.К. Кергина // Царскосельские чтения. -2011. – № XV. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-kak-sredstvo-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom-v-shkole
36. Кирмасов, Б.А. Инновационный образовательный процесс в школе: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Б.А. Кирмасов, В.Н. Жданов // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-obrazovatelnyy-protsess-v-shkole-teoreticheskiy-aspekt
37. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2005. – 80 с.
38. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://74330s020.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoyfederaciinaperioddo2020goda.pdf.
39. Котлярова, И.О. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса [Электронный ресурс] / И.О. Котлярова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2008. – № 29 (129). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-otsenki-kachestva-rezultatov-obrazovatelnogo-protsessa
40. Кочергина, Н.А. Оценка эффективности образовательного процесса в вузе как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н.А. Кочергина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema
41. Кривопуск, Т.М. Мониторинг как средство повышения качества знаний студентов и эффективности управления образовательным процессом / Т.М. Кривопуск, О.В. Бобрицкая // Труды БГТУ. Серия V. История, философия, филология. Выпуск XVIII. – 2018. – С. 216-224.
42. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин. – М.: Издательство дело АНХ, 2010. – 205с.
43. Кузьмина, К.В. Управление процессом предоставления образовательных услуг / К.В. Кузьмина // Вестник СамГУ. – 2011. – № 1/1 (82). – С. 114-119.
44. Кутузов, А.В. Оптимизация образовательного процесса как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / А.В. Кутузов // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (41). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-kak-pedagogicheskaya-problema
45. Лебедев, О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / О.Е. Лебедев. – Спб.: СПбАППО, 2006. – 96 с.
46. Левшина, Н.И. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса [Электронный ресурс] / Н.И. Левшина, Л.Н. Санрникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-diagnostika-ekspertiza-kak-metody-issledovaniya-obrazovatelnogo-protsessa
47. Лизинский, В.М. Идеи к проектам и практика управления школой / В.М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
48. Луценко, Л.И. Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества [Электронный ресурс] / Л.И. Луценко // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-v-usloviyah-informatizatsii-obschestva
49. Майоров, А.А. Инновационное управление образовательным учреждением [Электронный ресурс] / А.А. Майоров // Госсоветник. – 2015. – № 1 (9). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-upravlenie-obrazovatelnymi-uchrezhdeniem
50. Макаров, А.С. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / А.С. Макаров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 380–384. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771110.htm
51. Мартынова, О.А. Особенности управления образовательным процессом [Электронный ресурс] / О.А. Мартынова // Научный аспект. – 2012. – № 4. – Режим доступа: https://na-journal.ru/3-2012-gumanitarnye-nauki/128-osobennosti-upravlenija-obrazovatelnym-processom
52. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь-справочник / авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 466 с.
53. Мерзликин, А.Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией / А.Ю. Мерзликин // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 1355-1359.
54. Моисеев, А.М. Управление школой. Организационные и психолого-педагогические аспекты: словарь-справочник / А.М. Моисеев. – М.: Инфра-М, 2017. – 227 с.
55. Нимацыренова, Е.Б. Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе [Электронный ресурс] / Е.Б. Немацыренова // Вестник БГУ. – 2010. – № 15. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-profilnogo-obucheniya-kak-sredstvo-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom-v-shkole
56. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
57. Пакалина, Е.Н. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] / Е.Н. Пакалина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-i-soprovozhdenie-kak-uslovie-preduprezhdeniya-otchuzhdeniya-ot-obrazovatelnogo-protsessa-v-1
58. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк.- СПб., 2000. – 58с.
59. Пастухов, А.Л. Эффективность управления образованием / А.Л. Пастухов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2013. – № 1 (Том 5). – С. 65-69.
60. Подушкина, Т.Л. Социология управления: учеб, пособие / Т.Л. Подушкина и др. – М.: Академия Естествознания, 2013. – 569 с.
61. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления / М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с.
62. Пуденко, Т.И. Общественная оценка эффективности управления образовательными организациями (к вопросу о методологических подходах к оцениванию) [Электронный ресурс] / Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. – 2011. – № 3 (3). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-otsenka-effektivnosti-upravleniya-obrazovatelnymi-organizatsiyami-k-voprosu-o-metodologicheskih-podhodah-k
63. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
64. Рожкова, Ю.И. Совершенствование предоставления услуг в сфере образования / Ю.И. Рожкова, Е.Ю. Королева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (4). – С. 428-434.
65. Салпагарова, Э.Б. Стимулирование развития сферы образовательных услуг [Электронный ресурс] / Э.Б. Салпагарова, А.И. Дергиева // Бизнес в законе. – 2011. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stimulirovanie-razvitiya-sfery-obrazovatelnyh-uslug
66. Сахьянов, Л.Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Л.Н. Сахъянов // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 1 (129). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa-kak-pedagogicheskaya-problema
67. Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом [Электронный ресурс] / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-praktika-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom
68. Стародубцев, В.А. Особенности современного образовательного процесса [Электронный ресурс] / В.А. Стародубцев, О.М. Шепель, А.А. Киселева // Высшее образование в России. – 2011. – № 8-9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa
69. Теоретические и практические аспекты управления образовательной организацией в современных условиях. Методическое пособие по проектированию и управлению школой / под ред. Р.М. Гайнутдинова. – Ярославль: Филигрань, 2017. – 296 с.
70. Третьяков, П.Н. Управление образовательным процессом: учебное пособие / П.Н. Третьяков. – М.: Перспектива, 2018. – 280 с.
71. Удотова, О.А. Управление образовательным процессом на основе педагогического мониторинга [Электронный ресурс] / О.А. Удотова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovatelnym-protsessom-na-osnove-pedagogicheskogo-monitoringa
72. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075
73. Федорова, В.Ю. Повышение эффективности управления образовательным процессом на основе новых информационных технологий (на примере вузов культуры и искусств) [Электронный ресурс] / В.Ю. Федорова // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom-na-osnove-novyh-informatsionnyh-tehnologiy-na-primere-vuzov-kultury-i
74. Хуртова, Т.В. Технология и практика управления образовательным процессом: из опыта работы / Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 215 с.
75. Шамин, Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций [Электронный ресурс] / Е.А. Шамин, Ю.Ю. Сысоева // Вестник НГИЭИ. – 2014. – № 9 (40). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organizatsiy
76. Экономика школы и эффективная школа: Сб. статей / Пер. с нем. – М.: Полигран, 1999. – 48с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!