Англиканская церковь и проблемы формирования британской идентичности

📑 83 стр.
📅 2021 год
👀 1 просмотр
6 000 ₽
Стоила эта работа
Елена М. ПГУ 1999, англо-психологический факультет, преподаватель
6 000 ₽
Стоила эта работа

Введение 3
Глава 1. Исторический и теоретический аспекты формирования национальной британской идентичности 9
1.1. Исторические факторы зарождения англиканства 9
1.2. Проблемы конфессиональной идентичности Церкви Англии 15
1.3. Религиозная политика в период правления Якова I 20
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Англиканская церковь и государственная власть в Англии 26
2.1. Религиозная политика в период правления Карла I 26
2.2. Религиозная политика в период правлений Карла II 45
2.3. Проблема англиканской идентичности 51
Выводы по главе 2 69
Заключение 75
Список литературы 79

Появление англиканской Церкви связано с реформацией. Вопрос об отношении англиканской церкви к католицизму или протестантизму является спорным. Одни исследователи отмечают, что догматически она близка к католицизму, но не признаёт власть папы. Другие полагают, что англиканская церковь является протестантским направлением. Согласно третьей точке зрения, англиканская церковь являет собой самостоятельное течение в христианстве.
Формально протестантизм сложился в 1517 году, когда немецкий священнослужитель Мартин Лютер официально обнародовал тезисы, легшие в основу протестантского вероучения.
Слово протестантизм происходит от слова протест против католицизма, с которым выступили немецкие дворяне в 1522 г.
Однако в действительности основы протестантизма были выработаны ещё в XIV веке в Англии, раздираемой внутренними смутами, кровавыми гражданскими войнами, среди священнослужителей нашлись люди, выступавшие против того, чтобы духовные лица принимали участие в политической жизни. Руководствуясь такого рода умозаключением, эти священники считали необходимым сконцентрировать своё внимание на аскетической практике, при этом они провозгласили отказ от материальных богатств и, стало быть, от функций, определяемых политической ситуацией в стране. В XIV столетии среди английского духовенства формируется движение лоллардов, выступавших за социальное равенство и обличавших феодальное устройство, как одну из форм рабовладения.
Католической церкви, которая, активно участвуя в политической жизни Англии, их осудила. Тем не менее авторитет лоллардов среди крестьянства и части ремесленников был очень высоким, их идеи в народе находили живой отклик и в конечном итоге стали одной из основ для начала крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера 1381 года, которое было жестоко подавлено.
В этот же период в Англии действовал другой проповедник – Джон Уинклиф (1320-1384). Уинклиф читал лекции в Оксфорде, в которых постулировал то, что неправедное поведение человека должно стать причиной для лишения права собственности, иначе говоря, если индивид ведёт аморальный образ жизни, то он не имеет права на излишние материальные блага. При этом право на владение крупными земельными участками может иметь человек, обладающий личным благочестием.
Более того, Уинклиф настаивал на том, что священнослужителям следует отказаться от собственности, поскольку она провоцирует алчность и отвлекает от духовного смысла христианского вероучения. Также он не признавал учения о чистилище и жёстко критиковал практику индульгенций.
Самым же главным в его учении была идея того, что человек способен к богообщению без посредников, то есть без священнослужителей. Отсюда Уинклиф не признавал многие таинства Католической церкви. Также Уинклиф требовал перевода Библии на национальный язык. Сам же он первым попытался перевести Библию на среднеанглийский язык. Его идеи были осуждены Католической церковью, а сам он признан еретиком.
На тот период времени позиции Католической церкви были сильны, ибо она, располагая большими материальными ресурсами, оказывая сильное влияние на королей и используя их ресурсы, в том числе военные, жёстко подавляла инакомыслие. Тем не менее такое положение дел не могло долго продолжаться, и в конечном итоге идеи реформирования Католической церкви переросли в стремление от неё отделиться через создание нового вероучения, которое могло бы быть истинно христианским.
Актуальность исследования заключается в том, что, во-первых, тема конфессиональной самоидентификации вызывает сегодня повышенный интерес ученых разных специальностей, а у историков, прежде всего, в связи с проблемой соотношения истории, исторической памяти и идентичности.
Во-вторых, проблема определения идентичности Церкви Англии не позволяет однозначно согласиться с традиционным отнесением ее к классическому протестантизму.
И, в-третьих, отсутствием, de facto, источников эксплицитного вероучения. Доктрина реформированной Англиканской церкви рассредоточена по ряду источников, которые в Преамбуле Декларации согласия (the Preface to the Declaration of Assent) (Кан. С15) названы «историческими» (historic formularies):
Книга общей молитвы (the Book of Common Prayer, 1662); 39 статей англиканского вероисповедания (или, в более точном соответствии оригиналу, «Тридцать девять статей религии», the Thirty-Nine Articles of Religion, 1571);
Ординал (the Ordinal или the Ordering of Bishops, Priests and Deacons, 1550/1662).
Помимо этих трех документов, в Церкви Англии отсутствует какой-либо фундаментальный источник официального вероучения, дискурсивного и аналитического по своей природе, в котором бы детально разрабатывались специфические для этой церкви вероучительные положения (по аналогии с Enchiridion Symbolorum et Definitionum, или официальным Катехизисом Римской Католической Церкви, или лютеранской «Книгой согласия» ).
Использование термина «Англиканская церковь» – не совсем верно, поскольку, во-первых, сама эта церковь не использует понятие Anglican ни в одном из своих документов, формально отражающих ее идентичность; во-вторых, серьезными терминологическими проблемами, порожденными историческим развитием семантики этого понятия.
Объектом исследования являются попытки формирования домодерной британской идентичности.
Предмет исследования – англиканская церковь как инструмент формирования британской идентичности.
Целью исследования является рассмотреть попытки монархов из династии Стюартов создания единой британской идентичности, основой которой должна была стать Англиканская Церковь.
Из поставленной выше цели проистекают следующие задачи:
– изучить исторические факторы зарождения англиканства;
– проанализировать проблемы конфессиональной идентичность Церкви Англии;
– изучить религиозную политику в период правления Якова I;
– рассмотреть религиозную политику в период правления Карла I;
– исследовать религиозную политику в период правлений Карла II;
– проанализировать проблемы англиканской идентичности.
Теоретическо-методологической основой исследования являются принцип историзма, системный, комплексный, сравнительный и историко-критический подход.
Хронологические рамки исследования составляют 1603-1690 годы. Нижняя граница обусловлена восшествием на английский престол Якова I Стюарта и началом проведения политики, направленной в сторону религиозного единства в трех подвластных ему королевствах – Англии, Шотландии и Ирландии. Верхняя – Славной революцией и воцарением на английском престоле Уильяма Оранского, который отказался от политики религиозной унификации, и как следствие – от построения британской идентичности на основе религиозных принципов, сосредоточившись, как и его последователи, на унификации политической.
Источниковедческая база исследования. Основные источники нашего исследования можно условно разделить на три категории: исторические, религиозно-философские и теологические, юридические.
К историческим мы отнесем как повествовательные, так и документальные источники, на основании которых мы постарались установить общий исторический контекст развития Английской̆ церкви, ее взаимоотношений с английской Короной. Особенно полезными для нашего исследования явились, среди прочих, парламентские статуты, протоколы Конвокаций Кентербери и Йорка, Кларендонские статуты, Оксфордские провизии, а также такие, как Historia novorum Эадмера.
К религиозно-философским и теологическим источникам относятся:
1. Философские и богословские: «О законах церковного устройства» и проповеди английского религиозного философа и теолога Ричарда Хукера. Многие проповеди Р. Хукера были опубликованы в начале XVII века благодаря епископу Ланселоту Эндрюсу и архиепископу Дж. Ашеру, которые взяли на себя труд по их публикации после смерти автора 3 ноября 1600 года. Работа Брубекера «Этничность без групп», восемь книг «О законах церковного устройства» охватывают широкий аспект вопросов, включая общие философско-богословские вопросы, законы церковного устройства и богослужения (в частности, апологию епископата и Книги общей молитвы), а также обсуждение взаимоотношений между Церковью и Государством. Важнейшим источником является «Истинный закон свободных монархий» короля Якова I Стюарта был написан королем в 1597–1598 гг., еще до его вступления на английский престол.
Воспитанный в «пуританской» Шотландии, Яков обладал широкими познаниями в области богословия и юриспруденции, что нашло отражение в данной его работе, в которой он обсуждает целый ряд богословско-политических вопросов, включая теорию божественного права королей, взаимоотношений между Монархом, его Церковью и подданными.  ряд трудов «каролинских богословов» XVII века, особенно архиепископа Кентерберийского Уильяма Лода и архиепископа Армы Джона Брамхолла.
2. Юридические документы, например:
– «исторические документы» Церкви Англии;
– собрания канонов Церкви Англии (1603/1604, 1640), принятых в результате Вестминстерских ассамблей, материалы которых будут рассмотрены отдельно.
– Журналы палаты Лордов и Общин, которые подробно велись и публиковались начиная с начала XVII века.
Научная новизна работы обусловлена значительными изменениями, произошедшими в политической жизни Великобритании в последние два года, заставившими по-новому взглянуть на проблему британской идентичности. Соответственно, в оборот были введены новые актуальные данные об идентичности разных британцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Брубейкер Р. Этничность без групп / Пер. с англ. М.: ВШЭ, 2012. С. 64.
2. Гардинер С.Р. Пуритане и Стюарты. 1603-1660 гг. / Пер. с англ. и предисл. А.В. Каменского; Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2008. 69 с.
3. Гизо Ф. История английской революции. В 2-х тт. / Пер. с фр. / Под ред. А. Краевского и С. Дудышкина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. – Т. 2. – 161 с.
4. Гринфельд Л. Пять путей к современности. М.: ПЕР СЭ, 2008. 528 с.
5. Данн Д. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства. С. 379.
6. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии / Диакон Андрей Кураев. Издательство Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997.
7. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь / Пер. с нем. – М.: Айрис-пресс, 2004. 228 с.
8. История Великобритании / Под ред. Моргана К. О. М.: Издательство «Весь Мир», 2007. С. 346.
9. Кернс Эрл Е. Дорогами Христианства / Кернс Эрл Е. – М.: Протестант, 1992.
10. Копосов Н. Исторические понятия в мире без будущего // Как мы пишем историю? / Отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова; пер. с франц. Е.И. Балаховской, Е. В. Дворниченко, Л. А. Пименовой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. С. 67.
11. Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской революции XVII в. / Под. ред. М.А. Барга. – М.: Высшая школа, 1973. с. 116-117
12. Маграт Алистер. Богословская мысль реформации / Маграт Алистер. – Одесса: Богомыслие, 1994.
13. Ревуненкова Н.В. Протестантизм / Н.В. Ревуненкова. – СПб.: Питер, 2007.
14. Робинсон Дж. Быть честным перед Богом. М.: Высшая школа, 1993. 159 с.
15. Санников С. В. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. – Т.2 / С. В. Санников. – Одесса: Богомыслие, 2001.
16. Фадеев И. А. Проблема англиканской идентичности: терминологический и вероучительный аспекты // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 4. 30 с.
17. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века / Пер. с англ. Т. А. Павловой. – М.: ИВИ РАН, 1998. с. 288-294..
18. Хорошев А.В. Карл I Стюарт и парламент. Новая и новейшая история. № 1. 2005.
19. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с франц. В. Бабинцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 106 с.
20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ : Прогресс, 2006. С. 31.
21. Эриксон Миллард. Христианское богословие /Эриксон Миллард –Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999.
22. Act of Uniformity 1662, II. [URL: http://www.british-history.ac.uk/statutes-realm/vol5/pp364-370#h3-0002] (Дата обращения 08.09.2014)
23. Anglicanism // The Encyclopedia of Protestantism: in 4 vol. / ed. by H. J. Hillerbrand. – N. Y.; L.: Routledge, 2004. – Vol. I. – P. 110–114.
24. Avis P. Th e Identity of Anglicanism. P. 15.
25. Archer S. Hooker on Apostolic Succession: The Two Voices // Sixteenth Century Journal. 1993. № 24. P. 87–94.
26. Berger P. Invitation to Sociology. Harmondsworth: Penguin, 1969. P. 118.
27. Burgess G. Absolute Monarchy and the Stuart Constitution. New Haven (Conn.) – London: Yale University Press, 1996. 240 p.
28. Canons of the Church of England 2000. P. 99.
29. Common Worship. Services and Prayers for the Church of England, Church House Publishing. L., 2000. P. 11
30. Duff y E. Th e Stripping of the Altars: Traditional Religion in England. New Haven; L., 1992. Р. 1400–1580.
31. Enchiridion Symbolorum et Definitionum… 1854; Катехизис Католической Церкви 2001; Concordia Triglotta 1921.
32. Finchman K. Th e restoration of altars in the 1630s // Historical J. 2001. № 44. P. 919–940.
33. Gascoigne J. Church and State Unified: Hooker’s Rationale for the English Post-Reformation Order // The Journal of Religious History. 1997. V. 21. № 1. P. 23–34.
34. Gleason P. Identifying Identity: A Semantic History // Journal of American History. 1983. 69(4). P. 910.
35. Hexter J.H. Parliamentary Histor, t. 2. London, 1982. p. 399.
36. Ibidem
37. Ibid. P. 162.
38. Idem. «According to ancient custom»: the return of altars in the Restoration Church of England // Transactions of the Royal Historical Society. 6-th ser. 2003. № 13. P. 29–54.
39. Lake P. Anglicans and Puritans? Presbyterianism and English Conformist Thought from Whitgift to Hooker. London: Unwin and Hyman, 1988. 228 р.
40. MacCulloch D.Th e Church of England, 1533–1603 // ed. Platten S.Anglicanism and the Western Christian Tradition: Continuity, Change and the Search for Communion. Norwich, 2004. P. 18–41; Duff y E. Th e shock of change: continuity and discontinuity in the Elizabethan Church of England // Ibid. P. 42–64.
41. McAdoo H. The Spirit of Anglicanism. A Survey of Anglican Theological Method in the Seventeenth Century. – N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1965. – 5 p.
42. McGrade A.S. Richard Hooker and the Lawful Ministry of Bishops and Kings // Studies in Church History. London, 1989. Vol. 26. P. 177–184.
43. Milton A. Catholic and Reformed. The Roman and Protestant Churches in English Protestant Thought. Cambridge University Press, 1995. XVI, 599 p.
44. Morion A.L. Peoples History of Englans.London, 1948, p. 181.
45. Newman J.H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. L., 1845 (Reprint University of Notre Dame Press, Indiana), 1989. 39 р.
46. O’Donovan O. On the Thirty-Nine Articles: A Conversation with Tudor Christianity. London: SCM Press, 2011. 178 p.
47. Perrot M.E. C. Richard Hooker and the Problem of Authority in the Elizabethan Church // Journal of Ecclesiastical History. 1998. V. 49. № 1. P. 29–60.
48. Podmore C. Aspects of Anglican Identity. – L.: Church House Publishing, 2005. – 37 p.
49. Rushworth J. Historical Collection, v. 1. London, 1985, p. 105.
50. Rushworth J. Ор. cit., v. I, p. 413.
51. Scott J.W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // American Historical Review. 1986. V. 5. P. 1053–1075.
52. Sisson S.J. The Judicious Marriage of Mister Hooker and the Birth of the Laws of Ecclesiastical Polity. Cambridge: Cambridge University press, 1940. 203
53. Sommerville M.R. Richard Hooker and his Contemporaries on Episcopacy: An Elizabethan Consensus // Journal of Ecclesiastical History. 1984. Vol. 35. P. 177– 187.
54. Terra Mariana. Независимый католический портал. – URL: http://terramariana.org /index.php/vpervye-v-istorii-papa-rimskij-iarxiepiskop-kenterberijskij-vmeste-otsluzhatvechernyu/ (дата обращения 05.10.2016.)
55. Trevor-Roper H. Archbishop Laud, 1573–1645. 3 rd ed. London: Houndmills etc., 1988. XV, 464 p.
56. http://www.anglicancommunion.org/tour/index.cfm
57. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/religion/ 9060296/More-new-women-priests-than-men-for-firsttime.html (дата обращения 29.01.2016
58. URL: http://www.bbc.com/news/uk-28298250 (дата обращения 29.01.2016).
59. URL: http://www.dailymotion.com/video/x2crjvl_ the-church-of-england-names-its-first-female-bishop_ news (дата обращения 29.01.2016).
60. URL: http://www.anglicannews.org/news/2015/ 07/first-female-diocesan-bishop-in-c-of-e-consecrated. aspx (дата обращения 29.01.2016).

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Малороссия
    📑 102 стр.
    📅 2019 год
    👀 47 просмотров
    Михаил иванович ростовцев и скифология
    📑 103 стр.
    📅 2012 год
    👀 393 просмотра
    🤓 1 загрузка