Анималистическая проза на примере творчества современных китайских писателей (Цзян Жун, Шэнь Шиси, Хэй Хэ)

Мунконова Аюна Дамниновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению современной китайской анималистической прозы. В работе автор исследует китайскую анималистическую литературу периодов до и после XX века. Для того чтобы наглядно и по возможности широко представить китайскую современную анималистическую прозу в диссертационной работе анализируется творчество таких авторов, как Шэнь Шиси, Цзян Жуна, и Гэрэл-Чимэга Черного Журавля (Хэй Хэ). Предпринята попытка осмысления китайской литературы о животных, а также системного представления развития и изменений традиции китайской анималистической прозы Китая.
Автор в ходе проведения исследования решает следующие задачи: рассмотреть эволюцию мировой анималистической литературы и ее жанровые формы, изучить особенности развития анималистической литературы Китая, исследовать анималистическое творчество Шэнь Шиси, Цзян Жуна, и Гэрэл-Чимэга Черного Журавля (Хэй Хэ).

В мировой литературе немалую часть занимают анималистические произведения. Мифы о птицах и зверях, сказки о проделках животных-хитрецов, басни, сочинения фантастического характера о диковинных животных, эпические поэмы и сатирические повести и царстве животных – вот неполный перечень художественных форм, в рамках которых существует анималистическая литература. Основными персонажами этих произведений являются животные и птицы, реже люди.
Одними из первых о месте животных в литературе заинтересовались фольклористы. Научное исследование сказок о животных начинают в XIX веке братья В. и Я. Гримм. В XX веке немецкие ученые Г. Тиле (1908), Х. Гункель (1921), К. Крон (1926) активно изучают басни и сказки о животных. В этой связи следует отметить и французских ученых, которые большее внимание уделяли жанру басни, среди них Ш. Козрэ (1889), Л. Эрвье (1893-1894), Ж. Янссенс (1955), П. Борнэк (1972), П. Маланден (1981), К. Массрон (1988), Ж.-Н. Паскаль (1992).
Среди отечественных ученых вопрос анималистической литературы поднимали Л. З. Колмачевский (1882), Н. П. Дашкевич (1904), Ф. И. Буслаев(1818-1897), А.Н. Веселовский(1838-1906). Е. А. Костюхин (1938-2006).
Следует отметить и работы китайских авторов, которые активно занимаются исследованием современной анималистической прозы Китая. Это прежде всего монография Тан Кэлуна (唐克龙) «Исследования повествований о животных в китайской литературе до и после образования КНР» (2010), а также книга Сунь Юэ (孙悦) «Анималистическая проза» (2010).
В отечественной синологии творчество современных китайских анималистов изучалось мало. Тем не менее здесь обязательно стоит упомянуть работы кандидата исторических наук Н. А. Сомкиной, посвященных зооморфной символике. Среди значимых статей на интересующую нас тему можно отметить работу доктора филологических наук А. Г. Сторожука «Образ обезьяны в литературе и культуре традиционного Китая», в которой автор рассматривает образ обезьяны в литературе и культуре Китая. Кроме того, обращает на себя внимание статья кандидата филологических наук О. П. Родионовой «Особенности китайской анималистической прозы на примере романа Гэрэл-Чимэга Черного Журавля «Черное пламя»», где проанализировано творчество современного китайского анималиста Хэй Хэ (Черного Журавля).
Таким образом, обращаясь к вопросам изучения анималистической литературы Китая, можно констатировать, что, несмотря на интерес к этой теме, исследовательских работ, которые бы системно представляли развитие и изменение традиций китайской анималистической прозы Китая, в конечном итоге мало.
Актуальность исследования определяется тем, что в работе на примере творчества современных китайских анималистов (Шэнь Шиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ) предпринята попытка осмысления китайской литературы о животных, а также анализа разнообразных форм анималистической литературы в их историческом развитии.
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы является китайская анималистическая проза, а предметом исследования – художественные образы животных в анималистической прозе Шэнь Шиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ.
Целью данной работы является исследование развития анималистической литературы Китая на примере творчества современных анималистов (Шэнь Шиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ).
Поставленная цель работы определяет решаемые в ходе исследования задачи:
Рассмотреть эволюцию мировой анималистической литературы и ее жанровые формы;
Изучить особенности развития анималистической литературы Китая;
Исследовать анималистическое творчество Шэнь Шиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ;
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе автором дана попытка комплексного сравнения истории развития анималистической литературы на Западе и в Китае, исследования творчества основных современных анималистов Китая.
Методы исследования: в работе использованы как традиционной историко-литературный и биографический метод исследования, так и методы сравнительно-типологического литературоведения.
Основу источниковой базы для диссертационного исследования составила работа доктора филологических наук Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса». В этой монографии рассматривается группа фольклорных и литературных жанров, в центре которой находятся произведения о животных. Это – типологическое исследование, построенное на широком материале, с привлечением мифов, сказок и басен многих стран и народов. Автор уделяет большое внимание общим закономерностям развития животного эпоса в контексте мировой литературы. При этом мировой фольклор представляется единой художественной системой с непрекращающимся взаимодействием Запада и Востока. Данная монография дает обширный анализ некоторых памятников древних и средневековых литератур, который мы использовали для теоретической части диссертационной работы.
В качестве второго источника была выбрана диссертация кандидата филологических наук Ю. С. Ореховой, «Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт». В работе используется обширный литературный материал, который позволяет рассмотреть образы животных в произведениях разных жанров, проанализировать их взаимодействие и взаимопроникновение, отследить изменение традиций представления животных в ходе историко-литературного процесса. Для нашей диссертационной работы особую ценность представляет вторая глава, где Ю. С. Орехова описывает анималистическую литературу XVIII-XIX века, а именно творчество Ж. Бюффона и Ж. Ренара.
Источниковым столпом научно-исследовательской работы стала для нас написанная на китайском языке монография Сунь Юэ «Анималистическая проза», в которой автор в сравнительном ключе сопоставляет анималистическую литературу Запада и Китая. Мы уделили особое внимание четвертой главе, где Сунь Юэ анализирует современную анималистическую литературу Китая. В качестве примера автор приводит множество имен современных авторов, среди которых есть изучаемые в нашей диссертационной работе (Шэнь Шиси, Цзян Жун, Хэй Хэ).
Еще одним источником была выбрана опубликованная на английском языке статья Holly O’Donnell «Animals in Literature», которая позволила нам собрать сведения об анималистической литературе на Западе (Англия). Ее автор также предлагает несколько категорий анималистической литературы и дает объяснение популярности литературы про животных у детей.
В качестве пятого источника для диссертационной работы нами был выбран сборник «Speaking for animals: Animal Autobiographical Writing» под редакцией Марго ДэМелло. Основная ценность этой книги заключается в разных точках зрения и методологических подходах, которые рассматривает автор. Статьи, собранные в книге, отвечают на вопрос о том, каким образом животные проявляют себя в разных сферах культуры. Наше внимание привлекли статья Марион Коупланд и Натали Коринн Хансен про роман британской писательницы Анны Съюэлл «Black Beauty» (1877), статья Наамы Харел про роман Кафки «Исследования одной собаки» (1922), статья Джила Морстада про роман Каролин Пархурст «Dogs of Babel» (2003).
Таким образом наша научно-исследовательская работа построена на базе отечественных и зарубежных источников.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении определены актуальность темы, предмет и объект изучения, поставлен ряд исследовательских задач для достижения цели исследования.
Первая глава посвящена исследованию мировой анималистической литературы и ее развитию.
Во второй главе мы изучили ход развития анималистической литературы Китая и проанализировали творчество современных анималистов, Шэнь Шиси, Цзян Жуна, Хэй Хэ;
В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы.

Анита Д. Фразеологизмы с анималистическим компонентом в русском языке: с позиции носителя венгерского языка: дис. … канд. филол. наук. М., 2002.
Афанасьев A. A. Происхождение мифа: Ст. по фольклору, этнографии и мифологии. М.: Индрик, 1996, 638 с.
Белогурова С. П. Анималистическая проза как феномен общественного сознания на рубеже XIX–XX вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 115-123.
Буслаев Ф. И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Худ. лит., 1990.
Ван Ю. Образ волка в художественной анималистике «Слова о полку Игореве» и древнекитайской литературе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 3. С. 424–432.
Васильев Л. С. История религий Востока: Книжный дом «Университет»; М., 200 с.
Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. М.: Искусство, 1957.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.
Веселовский А. Н. Статьи о сказках // Соб. соч. Т. 16. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1938.
Галай, К. Н. Зооморфные образы в произведениях И. Бунина (цикл «Темные аллеи») // Дискуссия: политематический журнал научных публикаций. – 2014 (май). – № 5.
Гао Е. Повесть-сказка китайского писателя Шень Шиси «Мечта волчицы Цзылань»: синтез анималистики и фэнтези / Е. Гао // Мировая словесность для детей и о детях. Материалы Пятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 15. — Москва: «Литера», 2015. — С. 72 -75.
Гармаева С. И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии ХХ века (Опыт сравнительного анализа литератур тюрко-монгольского ареала). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997.
Гей Н. К. Искусство слова. О художественности литературы. М.: Наука, 1967.
Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.
Горобченко И. В. Жанр бестиария в зарубежной литературе: трансформация литературной традиции [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анимализм (дата обращения: 25.06.2020).
Дашкевич Н. П. Вопрос о происхождении и развитии эпоса о животных. Киев: Универ. изв., 1904.
Зуева Е. В. Синтез документального и художественного в британской анималистике второй половины XX века // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. – С. 194 -197..
Коблякова Г. А. Анималистическая литература / Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. №21 С. 208-210.
Козлова А. Г. Русская литературная анималистика: история и современность//Литература и жизнь: сб.трудов к 90-летию соднярождения и 60-летию научно-педагогической деятельности д-ра филологических наук, проф. М.Ф. Гетманца. Харьков, ХНПУ им. Г. С. Сковороды. 2013. С. 127–134.
Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса: Автореф. дис. на соиск. д-ра филол. наук. Л., 1987.
Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987, 269 с.
Купер Дж. Энциклопедия символов, М.: Золотой век, 1995. 
Международный научный журнал «Philology» URL: https://alsun.journals.ekb.eg/article_121061_c7127ffeaad54f69d707ba27f5e2fc12.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – Т. 2: К – Я. – 719 с.
Муратова К. Д. Средневековый бестиарий. М.: Искусство, 1984, 242 с.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972, 152 с.
Новоженская, Ю. С Поэтология басен и сказок о животных / Ю С Новоженская // Пелевинские чтения – 2003 Межвуз сбнауч.тр Калининград. Изд-во КГУ, 2004 С. 337-341
Орехова Ю. С. Анималистическая литература Франции: традиции и их трансформация в творчестве С.-Г. Колетт: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Калининград, 2008. 56 с.
Остапенко Е. В. Символ, аллегория, фантастика в современной анималистической прозе // Природа и человек в художественной литературе. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001, С. 234-241.
Петрова Н. Д. Фразео-семантическое поле зоосемизмов в современном английском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1983. 22 с.
Родионова О. П. Особенности китайской анималистической прозы на примере романа Гэрэл-Чимэга Черного Журавля «Черное пламя» // . 2021. – Т. 13. – Вып. 2 (рукопись в печати).
Розенхольм А. «Трагический зверинец»: «животные повествования» и гендер в современной русской культуре // Гендерные исследования. 2005. No 13. С. 119 –137.
Роман Анни Кютемяки о взаимосвязи человека и природы. Посвящается «молчаливым обитателям земли и воды» // Электронное сетевое издание «Labyrinth» URL: https://labyrinth.ivanovo.ac.ru (дата обращения: 20.05.2021).
Садовская Н. Д. Сравнительные конструкции с компонентом “прекрасное” в английской литературной сказке о животных / Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3.
Севильский И. Этимологии, или Начала. Книга XI. О человеке и чудесах. Глава II: О возрастах людей; Глава III: О чудесах; Глава IV: Метаморфозы // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Выпуск 53 / Перевод А. А. Павлова. — М. : ИВИ РАН, 2015. — С. 312—322.
Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./ АН СССР. Ин-т рус.яз. / Гл.ред. К.С. Горбачевич –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Рус.яз., 1991.
Сомкина Н. А. Зооморфная символика Китая и механизмы образования китайских традиционных культурных символов во фразеологизмах чэнъюй // Проблемы литератур Дальнего Востока VII Международная научная конференция. 2016. С. 495-508.
Сторожук А. Г. Образ обезьяны в литературе и культуре традиционного Китая / Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников VIII Международной научно-практической конференции (Казань, 8 – 11 октября 2015 г.). – Казань, 2015. – с. 289
Хао Цзюй. Социальные и политические аспекты тотемных верований древних китайцев. // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. No14. URL:(дата обращения: 25.12.2020).
Цзян Жун. Волчий тотем / Цзян Жун. – Пекин, 2007. – 367с. 
Шэнь Шиси. Мечта Волчицы / Пер. с кит. Оксаны Решетняк. – Москва: Международное издательская компания «Шанс», 2016. – 191 с. 
俞燕. 动物小说的物性真实 / 上海师范大学学报. 2003. [Юй Янь. Характер анималистической прозы / Вестник Шанхайского педагогического университета. 2003.] (На кит. яз.).
唐克龙. 中国现当代文学动物叙事研究 / 天津:南开大学出版社. 2010. 288 页 [Тан Кэлун. Исследования повествований о животных в китайской литературе до и после образования КНР / Тяньцзин: Нанькай дасюэ чубаньшэ, 2010. 282 с.] (На кит. яз.).
孙悦. 动物小说 / 辽宁: 辽宁大学出版社. 2010. 187页 [Сунь Юэ. Анималистическая проза / Ляонин: Ляонин дасюэ чубаньшэ, 2010. 187 с.] (На кит. яз.).
孙雪晴, 孙建江. 沈石溪现象和沈石溪式动物小说 / 中国图书评论. 2019. – 第88-95 页 [Сунь Сюэцин, Сунь Цзяньцзян. Феномен Шэнь Шиси и его анималистическая проза / Китайское книжной обозрение. 2019. – С. 88-95] (На кит. яз.).
施荣华. 新时期动物小说的嬗变 /云南师范大学学报. 1998. [ Ши Жунхуа. Развитие анималистической прозы нового периода / Вестник Юньнаньского университета. 1998.] (На кит. яз.).
朱自强. 动物文学的艺术原则自然文学的原则与价值 [Чжу Цзыцян. Художественные принципы анималистической прозы, принципы и ценность литературы о природе] URL: https://www.bkpcn.com/Web/ArticleShow.aspx?artid=127430&cateid=A02 (дата обращения: 18.02.2021) (На кит. яз.).
李传峰. 动物小说初探 / 中南民族学院学报. 1982. [Ли Чуаньфэн. Исследование об анималистической прозе / Вестник Южно-центрального института национальных меньшинств. 1982. ] (На кит. яз.).
格日勒其木格·黑鹤. 狼谷炊烟 / 济南: 明天出版社,2016. [Гэрэл-Чимэг Черный Журавль. Дым в долине волков / Цзинань: минтянь чубаньшэ, 2016.] (На кит. яз.).
高洁. 论中国儿童文学动物小说中的狼形象 / 安徽. 2016. [Лао Цзе. Об образе волка в китайской детской литературе о животных / Аньхой. 2016.] (На кит. яз.).
黑鹤:用作品走进儿童的内心世界 [Хэй Хэ : проникнуть в сердца детей ] URL: (дата обращения: 20.04.2021). (На кит. яз.).
Lucas A. Nature Writers and the Animal Story. 1965. – 388 p.
Magee W. The Animal Story. 164.
Roberts Ch. Heart of the Ancient Wood. N.Y. 1900. 243 p.
Roberts Ch. Introduction // The Kindred of the Wild. A book of Animal life. Boston, 1929.
Seton-Thompson E. Wild Animals I Have Known. – P. 12–13.
The Wild Animal Story: Animals and Ideas / Ed. by R.H. Lutts. Philadelphia, 1998.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет