Детектирование и классификация дефектов в металлических заготовках с использованием методов машинного обучения

Маляров, Дмитрий Владимирович Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью выпускной квалификационной работы является статистический анализ данных технологического процесса и параметров конечной продукции для оценки ее качества, а также детектирования и классификации различных видов дефектов и отклонений выпускаемой продукции.

Обозначения и сокращения……………………………………………………………………………………………………. 14
Термины и определения…………………………………………………………………………………………………………. 15
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 17
1 Описание технологического процесса…………………………………………………………………………………. 23
1.1 АСУТП непрерывной разливки стали………………………………………………………………………….. 29
1.2 Система контроля качества ………………………………………………………………………………………….. 30
2 Стек технологий ………………………………………………………………………………………………………………….. 34
2.1 Выбор языка программирования …………………………………………………………………………………. 34
2.2 Среда разработки ………………………………………………………………………………………………………….. 35
2.3 Используемые библиотеки ……………………………………………………………………………………………. 36
3 Подготовка исходных данных …………………………………………………………………………………………….. 38
4 Реализация методов машинного обучения………………………………………………………………………….. 50
4.1 Описание задачи классификации …………………………………………………………………………………. 50
4.2 Метрики качества в задачах классификации ………………………………………………………………. 51
4.3 Формирование тренировочного и тестового наборов данных ……………………………………… 53
4.4 Используемые методы классификации ………………………………………………………………………… 54
4.4.1 Дерево решений ………………………………………………………………………………………………………. 55
4.4.2 Метод ближайших соседей………………………………………………………………………………………. 61
4.4.3 Логистическая регрессия ………………………………………………………………………………………… 65
4.4.4 Наивный Байес ……………………………………………………………………………………………………….. 69
4.4.5 Метод опорных векторов (SVM) …………………………………………………………………………….. 72
4.4.6 Метод XGBoost ………………………………………………………………………………………………………… 76
4.4.7 Сравнение результатов …………………………………………………………………………………………… 79
5 Интеграция модели МО в технологический процесс ………………………………………………………….. 82
6 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение …………………………… 86
6.1 Организация и планирование работ …………………………………………………………………………….. 86
6.1.1 Продолжительность этапов работ…………………………………………………………………………… 88
6.2 Расчет сметы затрат на выполнение проекта ………………………………………………………………. 94
6.2.1 Затраты на материалы и покупные изделия ………………………………………………………….. 94
6.2.2 Затраты на заработную плату…………………………………………………………………………………. 95
6.2.3 Затраты на социальный налог ……………………………………………………………………………….. 96
6.2.4 Затраты на электроэнергию ……………………………………………………………………………………. 96
6.2.5 Амортизационные расходы …………………………………………………………………………………….. 97
6.2.6 Расходы, учитываемые непосредственно на основе платежных документов ………… 98
6.2.7 Прочие расходы ………………………………………………………………………………………………………. 99
6.2.8 Общая себестоимость разработки …………………………………………………………………………… 99
6.2.9 Доход ……………………………………………………………………………………………………………………….. 99
6.2.10 Затраты на НДС ……………………………………………………………………………………………………. 99
6.2.11 Цена разработки НИР …………………………………………………………………………………………… 99
6.3 Оценка экономической эффективности проекта ………………………………………………………… 100
7 Социальная ответственность…………………………………………………………………………………………….. 101
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………. 101
7.1 Аннотация……………………………………………………………………………………………………………………. 101
7.2 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …………………………… 103
7.3 Производственная безопасность …………………………………………………………………………………. 104
7.4 Анализ вредных и опасных факторов …………………………………………………………………………. 105
7.4.1 Электромагнитные излучения ……………………………………………………………………………… 105
7.4.2 Освещенность рабочего места ………………………………………………………………………………. 107
7.4.3 Повышенный уровень шума …………………………………………………………………………………. 110
7.4.4 Микроклимат в помещении ………………………………………………………………………………….. 111
7.5 Электробезопасность …………………………………………………………………………………………………… 113
7.6 Экологическая безопасность ……………………………………………………………………………………….. 113
7.6.1 Анализ влияния объекта на окружающую среду ………………………………………………….. 114
7.7 Безопасность в чрезвычайных ситуациях…………………………………………………………………… 115
7.7.1 Анализ вероятных ЧС, которые может инициировать объект исследований и
обоснование мероприятий по предотвращению ЧС……………………………………………………… 115
Вывод по разделу………………………………………………………………………………………………………………. 118
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………… 119
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………… 121
Приложение А (справочное) Раздел на английском языке………………………………………………….. 125

Проверка контроля качества заключается в проверке всех видов
значений (количественных, качественных и т.д.) процесса или продукции на
соответствие техническим требованиям. Процесс контроля качества является
неотъемлемой частью любого производственного процесса и позволяет
оценить надежность изготовления продукции и будущего ее использования.
Сущность такого контроля заключается в приобретении информации о
состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с
установленными требованиями, зафиксированными в стандартах, условиях
поставки и т.д. Основной задачей контроля является отделение качественных
изделий от бракованных. В современных условиях все больше предприятий
сосредотачиваются на тщательном контролировании процесса и
придерживаются концепции “менеджмента качества”, а не на детектировании
брака. Качество продукции – один из важнейших показателей, поэтому
выживаемость предприятия в рыночных условиях, повышение эффективности
производства и другие важнейшие аспекты напрямую зависят от повышения
контроля [1].
Если говорить о контроле качества в процессе литья заготовок, то
механические свойства, параметры геометрии являются основными
признаками объекта. Благодаря использованию АСУ производители
сталелитейной продукции обеспечивают потребителям вышеупомянутые
показатели.
Состояние поверхности продукта (сталелитейной заготовки) одна из
основных составляющих качества продукта в целом. Как правило, контроль
поверхности осуществляется на конечных этапах производства.
Для детектирования и классификации дефектов как правило
используются визуальные способы: либо применяются специальные системы,
либо внешний осмотр [3].
Проведение осмотра затрудняют такие факторы как высокая
температура продукта, окисление поверхности, а также движение полосы
(конвейера), в результате анализ дефектов возможен только после остывания.
Это приводит к увеличению количества бракованной продукции, особенно в
случае прокатного происхождения дефекта [2].
Как следствие необходимо как с высокой точностью обеспечивать
детектирование наличия дефекта, так и правильную его классификацию.
Проблематика

В период работы над магистерской диссертацией было изучено одно из
наиболее популярных направлений в настоящее время – машинное обучение.
Для выполнения целей и задач, поставленных в работе, был изучен основной
стек технологий, включающий язык программирования, среду разработки и
необходимые библиотеки, обоснование применения которых описано в главе
2.
Глава 3 полностью посвящена методам обработки исходной
информации, которые могут быть применены практически к любому набору
данных, используемому в дальнейшем для реализации методов машинного
обучения.
Также в работе (глава 4) описаны основные методы машинного
обучения, приведено математическое описание и обоснование используемых
в них алгоритмов. Были рассмотрены как классические методы, так и наиболее
современные разработки. Оценка точности моделей осуществлялась по
различным метрикам качества для более комплексного анализа. По
результатам оценок лучшим методом оказался “XGBoost” с показателями
точности 77% для детектирования и 88% для классификации дефектов.
Показатели точности не позволяет полностью доверяться вышеупомянутой
модели на данный момент, однако она может использоваться как инструмент
для первичного анализа качества. Дальнейшее накопление данных позволит
только увеличить точность модели, в результате чего она сможет играть роль
экспертной системы. Интеграция подобной модели в 3-х уровневую АСУТП
представляет собой 4-ый уровень (уровень управления цехом), на котором
будут решаться задачи планирования ресурсов, управления техническим
обслуживанием и другие.
Используемые в работе методы и модели являются гибким инструментом,
которые могут применяться для контроля качества практически в любой
отрасли, в связи с чем их применение особенно актуально в условиях
нацеленности большинства предприятий на цифровизацию производства.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету