Деятельность по сохранению культурного наследия в Республике Корея (на примере дворцового комплекса Чхандоккун)
Данная работа посвящена изучению деятельности по сохранению культурного наследия в Республике Корея на примере дворцового комплекса Чхандоккун. В рамках работы было проведено изучение формирования законодательной базы Республики Корея в области охраны памятников культурного наследия. Законы о сохранении культурного наследия Республики Корея восходят к политике, проводимой правительством Японии с 1910-х годов, а в 1960-е годы начинает создаваться своя законодательная база по охране культурного наследия, которая окончательно сформировалась к началу XXI в., и по сей день продолжается всестороннее развиваться и модернизироваться.
Особое внимание в работе уделяется комплексу мер, направленного на сохранение объектов дворца Чхандоккун. Было определено, что с 1960-х по 1990-е годы происходит постепенное развитие политики в области охраны объектов дворцового комплекса Чхандоккун, а также начинается исследование его объектов для того, чтобы определить основной объем ремонтно-восстановительных работ, который приходится на 2000-х и 2010-е годы. Изучение проектов ремонтно-восстановительных работ дворца Чхандоккун способствовало пониманию политики, проводимой в области охраны культурного наследия Республики Корея.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ …………………………………………….. 11
1.1. Понятие культурного наследия в западных и отечественных работах11
1.2. Понятие культурного наследия в корейских исследованиях ………….. 14
1.3. Правовые аспекты сохранения культурного наследия в мировой
практике ………………………………………………………………………………………….. 20
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ ………. 28
2.1. Законы об управлении наследием в колониальный период ……………. 28
2.2. Государственная политика РК в сфере охраны культурного
наследия ………………………………………………………………………………………….. 35
2.2.1. Начало формирования законодательной базы РК ………………………. 35
2.2.2. Влияние взглядов президента Пак Чонхи на проведение политики по
охране культурного наследия ……………………………………………………………. 43
2.2.3. Проект по переоценке культурного наследия РК ………………………. 48
2.2.4. Политика в области охраны нематериального культурного наследия
РК …………………………………………………………………………………………………… 50
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ ДВОРЦОВОГО КОМПЛЕКСА
ЧХАНДОККУН ……………………………………………………………………………….. 56
3.1. Исторические обстоятельства ……………………………………………………… 56
3.2. Дворец Чхандоккун как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО ….. 62
3.3. Комплекс мер, предпринятый по сохранению культурного наследия
дворцового комплекса Чхандоккун……………………………………………………. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …… 88
Данная работа посвящена изучению деятельности по сохранению культурного
наследия в Республике Корея на примере дворцового комплекса Чхандоккун.
Фундамент, на котором строится каждое государство – это его культура.
Культуру невозможно создать за короткий период времени, ее становление и
развитие – это длительный процесс. Именно в культурном наследии заложена связь
того или иного общества с определенными ценностями, обычаями и культурными
традициями. Культурное наследие представляет историю любого государства и
связывает его прошлое с настоящим и будущим. Поэтому для каждого государства
столь значимо сохранять памятники культурного наследия и изучать их для
понимания собственной истории и уникальности своей культуры, а также передавать
их последующим поколениям с целью сохранения достижений прошлого и
настоящего, и Республика Корея в этом плане не является исключением.
Актуальность темы исследования. В Корее было создано значительное
количество памятников, которые представляют особую значимость в изучении ее
истории и культуры, а также являются частью всемирного культурного наследия.
Культурное наследие Кореи неоднократно подвергалось разрушениям в результате
военных действий, интервенций. Несмотря на это, за счет проводимой политики в
области охраны культурного наследия Республике Корея удалось сохранить
уникальность своей культуры, а также способствовать знакомству мирового
сообщества с ее историей и культурой. Что более значимо, в объектах культурного
наследия РК запечатлен опыт колониальной Кореи, который представляет особый
интерес в понимании специфики системы охраны культурного наследия РК, а также
в изучении мер, которые предпринимаются по его защите.
Значимость данного исследования заключается в необходимости изучения
законодательно-правовых основ регулирования деятельности по сохранению
культурного наследия Республики Корея и выявления основного комплекса мер по
их охране. Изучение законодательной базы РК и проводимых мероприятий в области
охраны культурного наследия на примере дворцового комплекса Чхандоккун,
который был внесен в 1997 году в список охраны всемирного наследия ЮНЕСКО,
способствует пониманию его особой специфики и мирового признания. Отсутствие
в отечественной историографии анализа деятельности по охране культурного
наследия Республики Корея актуализирует значимость данной работы.
Объектом данного исследования являются памятники культуры и природы
дворцового комплекса Чхандоккун в Сеуле, предметом – законодательная база
Республики Корея, а также проекты и меры, принятые Управлением культурным
наследием 1 Республики Корея по защите и сохранению культурного наследия
объектов дворцового комплекса Чхандоккун.
Цель исследования: изучить комплекс мер по сохранению культурного
наследия в РК и подробно рассмотреть на примере дворцового комплекса
Чхандоккун, что удалось реализовать с момента введения в 1962 году «Закона об
охране культурного наследия» в сфере защиты объектов культурного наследия
данного памятника.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие
исследовательские задачи:
проанализировать термин «культурное наследие» в работах
отечественных, западных и корейских исследователей;
рассмотреть правовые аспекты сохранения культурного наследия в
мировой практике и определить, какую помощь оказывает ЮНЕСКО в охране
памятников культурного наследия Республики Корея;
установить, что заложило основу в формировании собственной
законодательной базы в области охраны культурного наследия РК;
изучить законодательно-правовые основы регулирования деятельности
по сохранению культурного наследия РК;
определить основные задачи и цели политики, направленной на
развитие системы охраны памятников культуры РК;
С 1999 года переименовано в Администрацию по культурному наследию Республики Корея.
рассмотреть историю дворцового комплекса Чхандоккун и проследить
изменения его объектов, в ходе проводимых ремонтно-восстановительных
работ;
определить, по каким критериям дворцовый комплекс Чхандоккун
является культурным наследием;
выявить основной комплекс мер, направленный на сохранение дворца
Чхандоккун.
Следует подчеркнуть, что в данной работе ограничились рассмотрением
технической составляющей проектов и работ по сохранению объектов дворцового
комплекса Чхандоккун. Поэтому не имели возможности изучить другие важные
аспекты, связанные, например, с ритуальной культурой. Но это изучение может быть
продолжено в дальнейшем при написании последующих работ.
Хронологические рамки исследования. В качестве нижней границы
изучения формирования законодательной базы в области охраны культурного
наследия Республики Корея выбрано начало XX века, когда были начаты основные
проекты по восстановлению дворцового комплекса Чхандоккун и был принят
первый закон о сохранении исторических памятников на Корейском полуострове. В
качестве же верхней границы были взяты 2010-е годы, на которые приходится
большая часть проектов по сохранению и восстановлению объектов дворца
Чхандоккун в РК.
Источники исследования. Источниковая база данного исследования
включает письменные источники документального характера: конвенции ЮНЕСКО,
закон «Об охране культурного наследия» 1962 года и дополнения к нему, а также
отчеты, касающиеся различных аспектов строительства и реставрации объектов
дворцового комплекса Чхандоккун, которые представлены на сайте Администрации
культурного наследия Республики Корея. На законе «Об охране культурного
наследия» 1962 года основана правовая основа сохранения культурного
наследия Республики Корея. Этот закон важен для данного исследования, так
как в нем дается терминологическое определение культурного наследия,
утверждена классификация, по которой определяется, какие памятники
относятся к культурным ценностям, а также прописаны положения, которым
должен следовать Комитет по культурному наследию и Управление
культурным наследием для поддержания и сохранения культурных ценностей
в Южной Корее. Кроме того, в качестве источников на корейском языке для
исследования используются электронные ресурсы – сайты Администрации
культурного наследия Республики Кореи [문화재청], Национального правового
информационного центра [국가법령정부센터] и Министерства культуры, спорта
и туризма Республики Корея [문화체육관광부], которые дают сведения
непосредственно о государственной политики РК в сфере охраны культурного
наследия.
Теоретическая база исследования. Значительный вклад в разработку
функциональных характеристик и понятийного аппарата для определения
«культурного наследия» внесли такие отечественные и западные исследователи
как – Ю. А. Веденин, Н. М. Боголюбова, М. М. Богуславский, В. И. Фокин, Лаура
Джейн Смит, Питер Ховард. На основе конвенций ЮНЕСКО ими анализируется
понятие «культурное наследие» с точки зрения истории его возникновения,
содержатся сведения о закрепление данного термина в нормативно-правовой
практике, а также приводится анализ соотношения понятий «культурное наследие»
и «культурные ценности». Изучением термина «культурное наследия» занимаются и
корейские исследователи: Ким Бёнсоп, Ли Наён, Ли Хёнгён, Пак Чонхи, Сон Одаль,
которые опираясь, главным образом, на закон «Об охране культурного наследия»
Республики Корея 1962 года представили в своих работах терминологические
обоснования культурного наследия с корейской точки зрения.
Сведения о деятельности в сфере охраны культурного наследия Кореи в
период японской колонизации и после образования РК содержатся в работах таких
исследователей как – Кодруца Синтионеан, Ким Бёнсоп, Ким Минсоп, Ли Наён,
Ли Хёнгён, Пак Чонхи, Пэ Хёниль, Сон Одаль, которые занимаются вопросом
изучения основных законов, рассмотрения частных аспектов, а также политики РК в
области охраны культурного наследия, осуществляемой в определенный период
времени. Так, например, корейские исследователи Ли Хёнгён, Сон Одаль и Ли Наён
в работе «От культурных ценностей к культурному наследию: исторический
обзор и критическое осмысление культурных ценностей Республики Корея»
[2019] подробно рассматривают деятельность президента Пак Чонхи по охране
памятников культурного наследия Республики Корея, выделяя общие проблемы,
моменты в проводимой им политике. Исследование, проводимое румынской
исследовательницей Кодруца Синтионеан, способствует пониманию целей и
основных задач в деятельности главных органов, ответственных за осуществления
проводимой политики в области охраны культурного наследия РК.
Информация об изучаемом нами дворцовом комплексе Чхандоккун
содержится в «Сборнике материалов о королевских дворцовых комплексах» [2015],
созданном научно-исследовательским институтом исторических и строительных
технологий Сеула. В данном справочнике приводится подробная история, структура
и описание каждого отдельного архитектурного элемента дворца Чхандоккун.
Классификация и описание объектов культурного наследия Республики Корея
представлены в работе Т. М. Симбирцевой «Владыки старой Кореи» [2012].
Сведения о дворце также содержатся в англоязычных работах корейских авторов –
«A Tour of Changdeokgung Palace. Explained by Cultural Heritage Commentators» [2013]
и «Changdeokgung palace. Published by Youl Hwa Dang Publishing Co» [1996]. Эти
труды дают нам комплексное представление о первоначальном облике дворца, о
реконструкции некоторых его частей в эпоху Чосон (1392–1910).
Степень разработанности. Сведения непосредственно о действиях и
мерах, предпринятых по сохранению культурного наследия дворцового
комплекса Чхандоккун во время японской оккупации и после образования
Республики Корея, содержатся в таких англоязычных и корейских статьях в
научных журналах как: Ли Гючхоль «Реорганизация главного пространства
дворца Чхандоккун в период 1907–1910» [2015], У Донсон, Ки Сэхван
«Изучение реконструкции района Инчжончжон во дворце Чхандоккун» [2014],
Хванбо Ёнхи, Хан Ук, Хан Донсу «Исследование, связанное с изменением
окон дворца после эпохи Просвещения, основано на районе Тэчжочжон
дворца Чхандоккун» [2008], Чан Пхильгу, Чон Бонхи «Использование
традиционной конструкции крыши и противопожарной защиты при
реконструкции зала Тэчжочжон во дворце Чхандоккун в период 1917–1921»
[2014], Pai Hyung II «Heritage, Tourism, and National Identity: An Ethnographic
Study of Changdeokgung Palace» [2009], Suk Young Han «Use of interpretation on
enhance visitor experiences at UNESCO World Heritage Site: the case of
Changdeokgung Palace Complex in South Korea» [2011]. Данные исследования
дают основу для изучения проектов до создания Республики Корея,
направленных на поддержание сохранности объектов, расположенных на
территории дворцового комплекса, с целью установить, что успели
осуществить до формирования собственной законодательной базы РК, и
проследить, какой комплекс мер предпринимался в дальнейшем для
сохранения первоначального облика дворца.
Научная новизна. В отечественной историографии тема охраны культурного
наследия Республики Корея изучена слабо, а сохранение дворцового комплекса
Чхандоккун и вовсе не изучена. Лишь две работы, которые мы смогли обнаружить,
посвящены защите наследия РК – это «Охрана археологического наследия в
Республике Корея» [2014] А. В. Загорулько и «Корейский опыт формирования
государственной политики в области охраны культурного наследия» [2017]
К. В. Лазаревой, которые в своих работах выделяют основные законы и этапы
развития политики в области охраны культурного наследия. Корейскими
исследователями тема охраны культурного наследия Республики Корея освящена
более подробно. В ряде используемых нами работ представлены сведения о
проводимой политике за определенный период времени. Так, например, в
исследовании Пэ Хёниля «The Creation of National Treasures and Monuments:
The 1916 Japanese Laws on the Preservation of Korean Remains and Relics and
Their Colonial Legacies» [2001] содержится информация о первых законах,
которые были приняты в Корее японским правительством в колониальный
период. В корейской историографии тема охраны дворца Чхандоккун
освящена частично.
Соответственно, на основе исследований, освещающих данную тему, и
благодаря источникам, нами сделана попытка создания комплексной работы, в
которой проанализированы и определены предпосылки формирования и развития
собственной законодательной базы в области охраны культурного наследия РК, а
также на основе изучения отчетов установлены меры, направленные на сохранение
дворцового комплекса Чхандоккун. Комплексный подход в изучении данного
вопроса в рамках отечественного востоковедения применяется впервые. Он позволит
проанализировать и объединить все сведения по данной проблематике.
Методология исследования. Работа с источниками и литературой
способствовала выработке методики исследования. Для изучения и дальнейшего
соотношения понятий «культурное наследие» и «культурные ценности» был
применен теоретический анализ.
В ходе рассмотрения правовых аспектов по сохранению культурного наследия
в мировой практике был применен структурно-типологический метод, который
способствовал упорядочиванию фактографического материала.
При рассмотрении этапов становления и формирования политики в области
охраны памятников культуры Республики Корея использовались историко-
сравнительный и системный методы, при помощи которых были изучены
законодательно-правовые основы регулирования деятельности по сохранению
культурного наследия РК.
С помощью методов анализа, синтеза и системного подхода были
рассмотрены основные проекты по ремонтно-восстановительным работам
дворцового комплекса Чхандоккун, которые способствовали определению
основного комплекса мер, направленного на сохранение объектов данного дворца.
Совокупность использованных методов позволила реконструировать
деятельность государственных учреждений по сохранению культурного наследия
объектов дворцового комплекса Чхандоккун с 1960-х по 2010-е годы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а
также списка источников и литературы. Первая глава исследования содержит
анализ термина «культурное наследие» и формирования правовой системы в
мировой практике. Вторая глава посвящена становлению и развитию
законодательной базы по защите культурного наследия в Республике Корея.
Рассматривается проводимая политика охраны культурного наследия Кореи в
колониальный период и после создания Республики Корея и определяется основной
комплекс действий по защите памятников культуры. Третья глава посвящена
анализу истории дворцового комплекса Чхандоккун, мер и проектов, которые
предпринимались Администрацией культурного наследия РК для проведения
ремонтных и восстановительных работ по сохранению его первоначального облика.
Апробация работы состоялась на Международной конференции по
корееведению «Модернизация Кореи: в прошлом и в современности»,
В данной работе нами был проанализирован термин «культурное наследие» в
работах отечественных, западных и корейских исследователей. В ходе анализа было
установлено, что под «культурным наследием» понимаются памятники культуры,
которые изучаются и сохраняются обществом, и передаются последующим
поколениям с целью запечатления достижений прошлого и настоящего. Кроме того,
на основе Конвенции ЮНЕСКО 1972 года и закона «Об охране культурного
наследия» РК 1962 года было определено, что понятие «культурные ценности»,
которое употребляется в данных правовых документах, равнозначно в
использовании в данном исследовании по отношению к термину «культурное
наследие», так как между ними четкого разграничения не было зафиксировано.
В ходе рассмотрения литературы, содержащей информацию о правовых
аспектах сохранения культурного наследия в мировой практике, стало ясно, что
формирование базы было обусловлено необходимостью защиты памятников
культурного наследия в военный период, что в свою очередь послужило толчком к
разработке концепций и положений по принятию Конвенции ЮНЕСКО 1972 года
об охране всемирного культурного и природного наследия. Мы определили, что
ратификация Республикой Корея в 1988 году Конвенции 1972 года предоставляет
возможность получения материальной поддержки, финансируемой из Фонда
всемирного наследия, для реализации проектов и мер, направленных на охрану
памятников культурного наследия РК, а также благодаря принятию участия в
ежегодных сессиях ЮНЕСКО Республика Корея совместно с мировым сообществом
могут решать насущные проблемы, связанные с проведением мероприятий в области
сохранения объектов культуры РК.
Изучив становление и развитие системы охраны культурного наследия в
колониальный период на основании исследуемых работ, определили, что с
принятием законов «О храмах и кумирнях» [1911], «О сохранении руин и
реликвий» [1916], «О сохранении памятников природы» [1919], «О
сохранении важных произведений искусства» [1933] произошла разработка
положений по защите памятников культуры Кореи, были осуществлены
раскопки и исследования, которые привели к обнаружению захороненных
объектов культуры и последующей их регистрации, а также формирование
основ законодательной базы японским правительством привело к созданию в
1938 году первого списка объектов культурного наследия Кореи.
Кроме того, нами было установлено, что именно принятие законов
японским правительством в колониальный период заложило основу
формирования собственной законодательной базы в области охраны культурного
наследия РК. Созданный закон «Об охране культурного наследия» Республикой
Корея в 1962 году сохранил колониальную классификацию памятников и реликвий,
а также заимствовал значительную часть системы управления культурным
наследием – от создания Комитета по культурному наследию, который был
ответственен за сохранение, управление и использование памятников культуры до
необходимости проведения изучения и исследования их сохранности. Несмотря на
то, что Управление культурным наследием РК предпринимало попытки изменения в
унаследованной японской системе ряда категорий памятников и принципов их
защиты, кардинальных изменений не было установлено.
В ходе изучения законодательно-правовой основы регулирования
деятельности по сохранению культурного наследия РК, было определено, что
ответственным за сохранение и восстановление памятников культуры, а также за их
изучение, было Управление культурным наследием РК (c 1999 года переименовано
в Администрацию культурного наследия), созданное в 1961 году. Самым значимым
направлением деятельности УКН является продвижение объектов культурного
наследия РК как внутри страны, так и за рубежом. Было установлено, что правовая
деятельность УКН по охране культурного наследия РК осуществлялась в
соответствии с законом «Об охране культурного наследия», принятого 1962 году.
Законом 1962 года определен основной принцип по защите памятников культурного
наследия РК, а именно принцип сохранения первоначального облика объектов
культуры и защита окружающей их среды. Создание Закона 1962 года не только
способствовало регламентации деятельности УКН в области охраны культурного
наследия, но и стало толчком к изучению объектов культуры, в том числе дворцового
комплекса Чхандоккун. Что более значимо, на данном законе по сей день
основана правовая система сохранения культурного наследия РК.
Нами было определено, что в результате проводимой президентом Пак Чонхи
политики, которая была направлена на изучение и возрождение корейской
традиционной культуры, с конца 1960-х годов начали активно реализовываться
проекты по ремонту и восстановлению первоначального вида памятников
культурного наследия РК, не выполнявшиеся с колониального периода. Пак Чонхи
рассматривал национальную культуру как основу для достижения модернизации и
экономического развития страны. Другими словами, стало ясно, что приоритетом
было экономическое развитие, потому защита объектов культуры существовала в
целях экономического роста и национального могущества. Кроме того, было
установлено, что в 1980-х и 1990-х годах на фоне волны глобализации Республика
Корея для демонстрации самобытности своей культуры использовала культурное
наследие в качестве средства передачи культурного образа Кореи международному
сообществу. Объекты культуры стали инструментом, информирующим
международное сообщество о корейском наследии.
В ходе изучения деятельности по охране культурного наследия РК, был
определен важный аспект в продвижении исконно традиционной культуры РК – это
принятие проекта «Переоценки наследия» в 1996 году, цель которого заключалась в
пересмотре записей в реестре, унаследованном от колониальных властей.
Рассмотрев историю дворцового комплекса Чхандоккун и проанализировав
ремонтно-восстановительные работы, которые осуществлялись японским
правительством в колониальный период, мы пришли к выводу, что в ходе реализации
данных работ в ряде павильонов произошло внедрение западных и японских
элементов, что приводит к несоблюдению главного принципа сохранения
первоначального облика памятников культурного наследия РК.
На основе анализа Конвенции ЮНЕСКО 1972 года стало известно, что
дворцовый комплекс Чхандоккун оказывает значительное влияние на развитие и
изучение корейской архитектуры и садово-паркового дизайна, является образцовым
примером восточноазиатской культуры, а его здания построены в гармонии с
топографией района, принимая во внимание географические особенности склона.
Тем самым, дворец Чхандоккун является не просто объектом культурного наследия
Республики Корея, но и объектом всемирного культурного и природного наследия
ЮНЕСКО.
В ходе выявления основного комплекс мер, направленного на сохранение
дворцового комплекса Чхандоккун, было установлено, что для реализации проектов
ремонтно-восстановительных работ дворца проводилось тщательное изучение
сохранности объектов, в большинстве случаев происходила фиксация размеров
каждого элемента и осуществлялась фотосьемка перед работой для того, чтобы
впоследствии воспроизвести первоначальную конструкцию с сохранением
положения каждого элемента. Кроме того, было определено, что Администрацией
культурного наследия не просто принимались решения по замене поврежденных
элементов сооружений дворца, но и осуществлялся разбор всего здания для того,
чтобы определить состояние всей конструкции.
Было определено, что с 1960-х по 1990-е годы происходит постепенное
развитие политики в области охраны объектов дворцового комплекса Чхандоккун, а
также начинается исследование его объектов для того, чтобы определить основной
объем ремонтно-восстановительных работ, который приходится на 2000-х и 2010-е
годы.
Нами было установлено, что в ряде объектов наблюдается внедрение новых
элементов и изменений их размера для того, чтобы сооружения сделать долговечнее.
Несмотря на то, что это не приводит к кардинальному изменению внешней
структуры здания, это нарушает принцип сохранения первоначального вида
объектов культурного наследия РК. Если в последующие годы будет наблюдаться
данная техника при осуществлении ремонтных работ – замена материалов и
изменение размеров элементов объектов культуры, то произойдет постепенная
полная замена сооружений на новый материал с сохранением существующий
конструкции, что приведет к утрате исконно традиционной архитектуры РК. Кроме
того, в ходе анализа реставрационных работ павильонов Хыйчжондан и Тэчжочжон
было установлено, что внедренные японскими правительством элементы не были
заменены. Поэтому главный принцип сохранения первоначального облика
памятников культуры РК в этих сооружениях тоже не соблюден.
Таким образом, нами были выполнены сформулированные во Введении цели
и задачи. Результатом нашего исследования стало выявление основных мер,
направленных на сохранение культурного наследия дворцового комплекса
Чхандоккун.
Перспективы данного исследования связаны с выявлением комплекса мер,
направленного на защиту других объектов списка культурного наследия РК, для
формирования комплексного представления о политике, проводимой
Администрацией культурного наследия по сохранению памятников культуры
Республики Корея.
ЛИТЕРАТУРЫ
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!