Этическая составляющая в контексте медиативного урегулирования конфликтов
Морально-этический аспект деятельности каждого представителя так называемых помогающих профессий, таких как, например, адвокат, психолог или медиатор, строго регламентируется соответствующими этическими кодексами. Рассмотрен этический компонент в деятельности в деятельности специалиста-конфликтолога. В работе проиллюстрирована неоднозначность и относительность этической составляющей в контексте медиативного урегулирования конфликта, а также необходимость дальнейшего изучения вопроса, ввиду его актуальности.
Конфликт противоположностей как предположение о некоем метафизическом основании жизни, в более узком своём смысле – столкновение противоположных намерений и устремлений, потребностей в условиях нехватки ресурсов, всегда имел место. На определенном этапе своего развития человечество задумалось о том, как можно было бы свести к минимуму разрушительные последствия действий по определению и укреплению границ владений субъектов. Здесь справедливо говорить не только о материальном: помимо границ территории и разного рода благ, существуют так же границы иного рода, как то представления о должном, воззрения на ценное и презираемое, хорошее и плохое. Всё это актуализируется посредством каждодневной деятельности человека, и необходимость регулирования вопроса в разных сферах, наверное, можно считать одной из главных причин возникновения всех известных сегодня общественных наук.
Несмотря на широкий инструментарий приведения разрушительных конфликтов к конструктивному диалогу, такой трансформации не всегда удаётся достичь. Об изменчивости и неоднозначности этических мировоззрений и порядков, о связанных с ними сложностях регулирования взаимоотношений субъектов (индивидов и социальных институтов) разговор так же не нов. Естественно, что этические нормы, издревле установленные законодательно и устно и предписывающие должное поведение в различных сферах общественной жизнедеятельности в конфликтах разного масштаба (от межличностного до международного) не могут быть отточены настолько, чтобы учитывать все особенности и тонкости конкретной ситуации. Помимо их простого неисполнения, можно наблюдать ситуацию конфликта в самом выборе участником должного поведения (ситуация морального выбора), не говоря о конфликтах, где изначальный инцидент – результат столкновения различных позиций участников относительно взглядов на моральное и аморальное. В ключе вышеизложенного и раскрывается актуальность темы представленной работы для общественных наук, чей предмет исследования связан с различными формами социального взаимодействия. Для специалиста-конфликтолога и других представителей помогающих профессий, непосредственно работающих с конфликтом, практическую ценность может иметь рассмотрение конкретных ситуаций и их решений в тех моментах, когда вопрос об этичном и не-этичном встаёт ребром.
Анализ роли и значимости этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта и создаваемом им контексте – цель данного исследования. Таким образом, объектом исследования является медиативное урегулирование конфликта, предметом – этическая составляющая в нём и контексте, им создаваемом. Исходя из поставленной цели, к выполнению имеются следующие задачи:
определить понятие медиативного урегулирования конфликта и контекста, им создаваемого;
определить понятия этики и этической составляющей;
выявить этический компонент в деятельности специалиста-медиатора;
изучить, каким образом этический компонент представлен в деятельности специалиста-конфликтолога, а также оценить и проанализировать его значение в заданном контексте.
В процессе выполнения данного исследования автор использовал следующие методы:
анализ научных публикаций по заданной тематике;
анализ законодательных документов;
метод сравнения;
индукционный метод;
классификация и систематизация.
Представленная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, трёх параграфов, заключения и списка литературы. Цель первой главы «Теоретические основы работы» – очертить круг исследования и дать определения главным понятиям работы — что мы называем медиативным урегулированием конфликта и этической составляющей в нём и в контексте, им создаваемом. Вторая глава «Взаимосвязь этики и конфликта» подробно раскрывает характеристики и особенности этического компонента в деятельности специалистов, работающих с конфликтом. Третья глава «Оценка этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта специалистами-конфликтологами» посвящена исследованию, представляющему собой опрос, проведенный среди медиаторов и консультантов. Функция исследования — выявить непростые с этической точки зрения ситуации в деятельности специалистов-конфликтологов, изучить, каким образом они преодолеваются, а также эмпирически проиллюстрировать неоднозначность, относительность и этической составляющей в контексте медиативного урегулирования конфликта и необходимость её дальнейшего изучения.
Представленная работа была посвящена анализу значения этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта и создаваемом ею контексте.
Был рассмотрен предмет такой области знания, как этика, вследствие чего было выявлено, что именно следует называть этической составляющей. Рассмотрен этический компонент в деятельности специалистов помогающий профессий. Для этого к изучению были выбраны Кодекс этики юриста и Кодекс этики психолога, как представителей профессий, чья деятельность по урегулированию конфликтов в некотором роде близка деятельности специалиста-конфликтолога, а именно отражает такие грани его работы, как ориентация на содержательный и формальный аспекты конфликта, присущая юридическому подходу, в купе с человеко-ориентированностью, свойственной работе психолога.
По итогам рассмотрения вышеуказанных документов, можно сказать, что морально-этический аспект деятельности каждого представителя так называемых помогающих профессий строго регламентируется соответствующими этическими кодексами. Должное поведение предписывается по основным линиям отношений: специалист-профессия, специалист-специалист, специалист-клиент. Главное общее, что неизменно встречается в правилах для указанных специалистов – идея о том, что представитель подобной профессии – своего рода эталон, образец морального поведения, и ответственность, на него возлагаемая, предполагает крайнюю внимательность и осознанность в отношении своих действий.
Медиатор, руководствующийся так же в своей профессиональной деятельности рядом этических предписаний, по долгу службы взаимодействует не только с клиентами. И, конечно, действие предписаний профессиональной этики не локализуется исключительно в проведении медиативной сессии и во времени непосредственной работы с конфликтом. Всякое общение, в которое вовлечен медиатор, будь оно с руководством, коллегами, заказчиками, организациями и различными социальными институтами также предполагает следование этическим заветам профессии. Это формирует своего рода сеть отношений между участниками в общей информационной, подчиненной единой цели (так или иначе, конфликторазрешения) среде. Она же, в свою очередь, создает контекст, которые имеет свои регламенты и специфику. Решая, таким образом, каждодневные задачи адекватного выбранной профессии способа взаимодействия с окружающими, медиатор может сталкиваться с ситуациями, поиск ответа на которые не может быть всецело обеспечен профессиональным регламентом.
Для того чтобы рассмотреть, как этический компонент представлен в конкретных случаях практики специалиста-конфликтолога, было решено провести эмпирическое исследование в форме опроса среди специалистов-конфликтологов. Выбор этой социальной группы обусловлен, конечно, выбором темы представленной работы и её спецификой. Результаты исследования представлены в третьей главе. Исходя из полученных сведений, удалось сформулировать следующие важные выводы
Ситуации, вызывающие сомнения в своей этической правомерности или в том, как следует поступить с этической точки зрения, имеют место в деятельности по медиативному урегулированию конфликта. Интерес, проявленный респондентами к теме, справедливо считать аргументом к актуальности вопроса.
Этически неоднозначные ситуации могут возникать, по таким линиям взаимодействия: медиатор-клиент, медиатор-организации, медиатор-медиатор.
Выбор специалистом-конфликтологом того или иного варианта поведения в непростой с точки зрения этики ситуации в контексте медиативного урегулирования конфликта как наиболее допустимого не всегда может определяться его стажем и опытом работы с конфликтами или регламентироваться кодексом этики.
Таким образом, с помощью проведенного исследования эмпирически была проиллюстрирована неоднозначность и относительность этической составляющей в контексте медиативного урегулирования конфликта, а несомненная актуальность вопроса подтверждает необходимость его дальнейшего изучения.
По итогам работы, можно сказать, что, возможно, не в максимально полном объёме, однако поставленные цели и задачи удалось выполнить:
определено понятие медиативного урегулирования конфликта и создаваемого им контекста,
дано определение понятию этики и границам этической составляющей в конфликте,
рассмотрено и проанализировано, каким образом этический компонент представлен в работе специалиста-конфликтолога.
.проведен анализ роли и значимости этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта.
А.Г.Здравомыслов Социология конфликта 1995г.
Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002.– с.378.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.:ЭКСМО, 2010.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.:ЭКСМО, 2010.
Гринхальг, Л.,Чепмэн, Д., Взаимоотношения между участниками диспута [Электронный ресурс] / Л.Гринхальг, Д. Чепмэн,2007.
Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.,:ПИТЕР, 2009.
Гусейнов А.А. Возможна ли мораль (нравственность), независимая от религии. 2006
Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. М.:Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. –336 с.
Европейский кодекс поведения медиаторов
Иванова Е. Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 4. С. 131–136
Иванова Е. Н., Андреева О. И. Специфика медиации в суде. Опыт петербургских медиаторов // Третейский суд. 2011. № 3. С. 148–157; 2011. № 4. С. 176–185.
Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология» —Второе издание. — СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015. —252 с.
Иванова Е.Н. Разнообразие медиации и ее методическое богатство // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира. СПб., 2014. С. 275–277.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
М. Аллахвердов Медиация
М.Г. Подопригора Деловая этика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
Ричард Шелл. Удачные переговоры. М. Манн, Иванов и Фербер. 2012. 288 с.
Словарь конфликтолога А.Анцупова и Шипилова
Спэнгл М.., Айзенхарт М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте /Пер.с англ. – Свинченко О.В.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. – 592 с.
Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Центр конфликтологии. Институт социологии РАН, 1996.
Толковый слова Ожегова
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
учебник по Этике Гусейнова А.А., Апресян Р.Г.
Фишер Р., Этель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филинъ, 1996.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М., 1990. 158 с.
Этический кодекс юриста
Юри У. Преодолевая «нет». Или переговоры с «трудными» людьми. М.: Наука, 1993.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992.
Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998, [Электронный ресурс] // Режим доступа:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!