Этика деловых коммуникаций в России и Китае: сравнительный анализ
Актуальность настоящего исследования Глобализация в экономике влияет на развитие международного бизнеса, поскольку бизнес-коммуникация сталкивается со множеством проблем в области этики деловых отношений. По мере углубления китайско-российского торгово-экономического сотрудничества деловая этика играет значительную роль. Объектом исследования является деловая коммуникация Предмет исследования: этический аспект деловых коммуникаций на примере восточных и западных традиций. Цель работы: на основе сравнительного анализа восточного и европейского опыта деловых коммуникаций охарактеризовать тренды мировой деловой коммуникации. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи: 1.Дать характеристику этике и деловым коммуникациям. 2.Описать традиционный и современный подход к этике деловых коммуникаций в восточной и западной культуре. 3.Провести сравнительный анализ деловой коммуникации и делового этикета в восточной и западной культуре. 4.Обозначить интегративные коммуникационные тренды в деловом этикете. 5.Определить тренды развития деловых коммуникаций. 6.Дать рекомендации по оптимизации деловых коммуникаций в формате Восток-Запад. Работа общим объёмом 108 страниц, состоит из введения, трёх глав с выводами по каждой из них, заключения, списка использованной литературы. 71 позиции на русском, 2 позиции на английском языке и 2 позиции на китайском языке). Первая глава «Этические западные и восточные этические концепции» посвящена категориальному аппарату этики и деловой этики, даются основные понятия и характеристики объекту исследования. Особое внимание в главе уделяется рассмотрению особенностей деловой этики и принципам деловой коммуникации. Вторая глава «Этика и деловые коммуникации: базовые характеристики и основные подходы» посвящена мировому опыту в деловых коммуникациях, в частности, даются основные понятия и характеристики деловой коммуникации в Европе (сравнительный анализ Германии и Великобритании ) и в США, приводится этический кодекс деловой коммуникации в Азии (на примере Японии), описываются общие и дифференциальные свойства восточной и западной деловой коммуникации . Третья глава « Деловые коммуникации Восток-Запад: традиционный и современный подход» посвящена этике деловых коммуникаций: даются основные понятия и описывается современное состояние этики деловых коммуникаций в международных отношениях, выявляются базовые глобальные тренды деловой этики. В заключении приведены основные выводы.
Немецкий философ И. Кант считал, что без этики невозможно руководить людьми, этика основа успешной коммуникации не только для внутренних, но и для международных деловых отношений. Глобализация в экономике влияет на развитие международного бизнеса, поскольку бизнес-коммуникация сталкивается со множеством проблем в области этики деловых отношений. Национальные традиции, ментальность и стереотипы, этические представления о том, что хорошо/плохо, правильно/неправильно требуют осмысления в глобализирующемся мире деловых отношений. Как У. Баффет“Для того, чтобы создать себе хорошую репутацию, требуется двадцать долгих лет. Чтобы испортить ее, достаточно пяти минут. Если Вы поймете это, то начнете вести себя по-другому.” По мере углубления мирового торгово-экономического сотрудничества понимание национальных аспектов деловой этики и делового этикета играют существенную роль. В силу этого обстоятельства проблема коммуникации и этики коммуникации в сфере международного бизнеса требует внимания со стороны экспертов и ученых из разных стран.
В современном мире высокий темп жизни цифровой эпохи ставит человека в строгие временные рамки общения, сокращает его, вносит новые регуляции в межличностную и деловую коммуникацию во всем мире. Все это создает условия для трансформации этических норм, размывает традиционные рамки этикета в коммуникации и требует новых правил для регламентации.
Объект исследования: деловая коммуникация
Предмет исследования: этический аспект деловых коммуникаций на примере восточных и западных традиций.
Цель работы: на основе сравнительного анализа восточного и европейского опыта деловых коммуникаций охарактеризовать тренды мировой деловой коммуникации.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
Дать характеристику этике и деловым коммуникациям:
Описать традиционный и современный подход к этике деловых коммуникаций в восточной и западной культуре
Провести сравнительный анализ деловой коммуникации и делового этикета в восточной и западной культуре
Обозначить интегративные коммуникационные тренды в деловом этикете.
Определить стратегии развития деловых коммуникаций
Дать рекомендации по оптимизации деловых коммуникаций в формате Восток-Запад.
В работе использовались следующие методы исследования: описательно-аналитический, классификационный, метод компонентого и сравнительно-сопоставительного анализа и метод количественного анализа, экспертные интервью специалистов в сфере коммуникаций
Теоретическая база: Данная проблематика имеет широкое освещение в научной литературе. Среди отечественных(КНР) исследователей этики делового общения можно отметить Чэнь Янь, У Сяоли. Из зарубежных исслеловатей можно назвать Hall E, Fox K. . Интерес представляют и антропологический подход к деловой этике, предложенный российские авторов Гавра Д.П, Пороховская Т.И., Волгин Б.В., Волкова Е.Г.
Эмпирическую базу исследования составили материалы из этических стандартов и бизнес-кодексов европейских стран и США, а так же Китая и Японии, проанализированные в сравнительном аспекте по ключевым критериям.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе. Работа общим объёмом 108 страниц, состоит из введения, трёх глав с выводами по каждой из них, заключения, списка использованной литературы. (71 позиции на русском, 2 позиции на английском языке и 2 позиции на китайском языке).
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются основные цели и задачи исследования, методы.
Первая глава «Этические западные и восточные этические концепции» посвящена категориальному аппарату этики и деловой этики, даются основные понятия и характеристики объекту исследования. Особое внимание в главе уделяется рассмотрению особенностей деловой этики и принципам деловой коммуникации.
Вторая глава «Этика и деловые коммуникации: базовые характеристики и основные подходы» посвящена мировому опыту в деловых коммуникациях, в частности, даются основные понятия и характеристики деловой коммуникации в Европе (сравнительный анализ Германии и Великобритании ) и в США, приводится этический кодекс деловой коммуникации в Азии (на примере Японии), описываются общие и дифференциальные свойства восточной и западной деловой коммуникации .
Третья глава « Деловые коммуникации Восток-Запад: традиционный и современный подход» посвящена этике деловых коммуникаций: даются основные понятия и описывается современное состояние этики деловых коммуникаций в международных отношениях, выявляются базовые глобальные тренды деловой этики.
В заключении делаются основные выводы.
В приложении приведены этические кодексы Европейских, Китайских, Американских и Японских деловых коммуникаций.
Этика – это философская категория, это учение о морали, нравственности или система универсальных и специфических нравственных требований, стандартов и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
В китайском языке этика – это правило, которое управляет отношениями между человеком и человеком или человеком и окружающим миром. Это нормы отношений между людьми, в основе которых лежат следующие базовые принципы: преданность, почитание, уважение к старшим, терпение, доверие.
Термин деловая этика по значению схож с термином порядок. Этические принципы деловых отношений служат основой формирования различных этических кодексов для регулирования общения между людьми в коммерческой деятельности, традиционно подразумевает и манипулирование, и секретность, и высокую конкуренцию, поэтому этические принципы и соблюдение этических принципов являются гарантией формирования деловой репутации.
Деловая этика имеет характерную национальную специфику, Деловая этика стремится к нравственной норме, в которой подчеркивается, что материальная выгода не является единственной целью хозяйствования и ведения бизнеса, не менее важна и социальная ответственность субъектов бизнеса.
Деловые коммуникации являются самым используемым видом общения людей. Это процесс, который позволяет передавать информацию, обмениваться мыслями, выражать чувства. Он выполняет связующую функцию в обществе. Под деловыми коммуникациями подразумевается взаимодействие, обеспечивающие успех какого-либо общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, достижения ими определенных целей. Основной целью деловых коммуникаций, является взаимное влияние друг на друга. Интерактивной целью является получение обратной связи. Цель деловой коммуникаций – развитие сотрудничества.
Деловая коммуникация существует в двух видах устная и письменная. Принципы деловой коммуникации: межличностность, целенаправленность, непрерывность, многомерность.
Деловая этика является частью национальной культуры. Конфуцианство является центральной идеей китайской традиционной культуры. Попавшая под влияние конфуцианства обладает ярким этническим колоритом. То есть исполнить обещание, репутация превыше всего; оригинальный товар по разумной цене; хорошее качество и умеренная цена; с вежливостью относиться к людям и дружелюбие приносят богатство.
После политических реформ и открытости, китайская социалистическая деловая этика включает в себе: нравственность, мудрость, красоту, взаимоотношения.
Российская деловая этика включает в себя постулаты: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности, люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремленным.
Таким образом, в Китае и России коммерческая и торговая деятельность без деловой этики и коммуникаций, не может существовать. Деловая этика улучшает межличностные отношения и содействует деловому сотрудничеству.
В 21 веке происходит экономическая глобализация, в результате которой коммерческая деятельность между странами становится все теснее. Поэтому деловая этика и деловые коммуникации играют значительную роль в торговой деятельности.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. С. 65.
Алехина И.Я. Имидж и этикет в бизнесе – М.: Дело, 2003. -20с.
Босрок М.М. Бизнес по-азиатски. Обычаи и деловая этика. – М.: Феникс, 2007.
Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: Жизнь, 1996. – 305с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И. Этика деловых отношений – М.: Форум, 2008
Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация – СПб.: СПбГУ, 1995
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. ,К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. C. 181-185
Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование., 2012, 5.4 (24).С.66-78
Волгин Б.В. Деловые совещания. – М.: Деловая мысль, 1998. – 121с.
Волкова Е.Г. Этика делового общения. – М.: МГУП, 2008. -20с.
Венедиктовна В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура» 1994.
Гавра Д.П. Основы теории коммуникации – СПб.,2011. – 09 с
Данцев Д.Д., Нефедова Н.В.. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс,2002. – 320 с.
Дебольский М.С. Психология делового общения. – М.: ПРИОР, 1992. – 256с.
Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. – Н.Новгород: НИМБ 2005.
Емельянов О.В бизнесе нет мелочей: этика рынка/”Соц. труд” N 12. 1991
Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 2002. – 346 с
Измаилова М.А. деловое общение-М,2009, – С.85.
Игнатьева Е. Международный бизнес-этикет европейских стран // Я- номер один, 2011. – № 10. – С. 36 – 42.
Изотова Н.Н. Этнокультурные особенности стиля японской коммуникации // Вестник МГИМО Университета. 2012. – С. 179-182.
Козлов Л.Е. Применение культурных инструментов в современной внешнеполитической практике. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 7-16.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Киев: КБФ, 1989. – 246с.
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995. – С. 25-26.
Куликова Л.В. особенности русско-немецкой коммуникации как отражение конфронтации национальных коммуникативных стилей // Вестник Воронежского государственного университета. серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. 2004. – С. 52-60. – С. 53.
Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. – С. 5.
Лю Цзайци. Мягкая сила в стратегии развития Китая// Полис (Политические исследования). 2009. № 4 С.149-155.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М., 1992
Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. Пер. с нем. М., 1997. -240 с.
Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография. М.: Гнозис, 2005. 352 с. – С. 292.
Миникес Л. Несколько советов не только деловым людям/ “Hаука и жизнь” N 8 1992
Морозов А. В. Деловая психология.- СПб.,2000. – 576 с
Максимовский М.В. Этикет делового человека. – М., 1994
Маккормак М.X. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школах. Пер. с англ. М, 1998. – 178 с.
Медведева Т.С. Ценности немецкого народа: История и современность // Вестник Удмуртского университета. 2010. Вып. 3. История и филология.
Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2010. 202 с. – С. 31-32.
Назарова Т. Б., Преснухина И. А. Региональное варьирование в деловом общении на английском языке: спецкурс: учеб. пособие. М.: Аст: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. 254 с.
Низкодубов Г.А. Стереотипы деловых культур России и США в формировании межкультурной профессионально деловой коммуникативной компетенции // Вестник ТГПУ, 2010.Выпуск 2 (92). – С.150-153. – С. 152.
Пороховская Т.И. Этика деловых отношений. М.: Неолит, 2017.
Покровская Е.А., Лобанов И.Б., бизнес-коммуникации – М,2010.-100с.
Панфилова А.П. Деловые беседы. Учебное пособие. Л., 1989. — 492 с.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. — 501 с.
Пост П., Пост А., Пост Л. Деловой этикет от Эмили Пост. Полный свод правил для успеха в бизнесе. М.: Эксмо, 2016. – с. 90.
Период Сражающихся царств–период китайской истории от V века до н. э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н. э
Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 328 с.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: Маяк, 1996. – 423с.
Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. — 586 с
Снелл Ф. Искусство делового общения. – М.: Прогресс, 2009г. -12с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – С. 231. 624 с.
Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. – СПбГу, 2007 – 77 с.
Честара Дж. Деловой этикет. – М.: СПБ, 2000. – 351с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. –М.: Академия ИЦ, 2009г.
Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск: Амалфея, 1997. – 384с.
Яновский А.М. Этика предпринимательства/ “Хозяйство и право” N 4 – 1993
Якокка Л. Карьера менеджера. Попурри, 2009. – 27с.
Hall E. Beyond Culture. New York, 1977. 298 р. ; Hofstede G.H. Culture’s Consequences: International Differences in Work- Related Values. London, 1984. 327 р.
Fox K. Watching the English: the hidden rules of English behaviour. London: Hodder, 2004. 424p.
陈燕.国际商务伦理:基本原则与一般共识/陈燕.-湖北:中南财经政法大学.2010
吴小莉.商务伦理 / 吴小莉. – 上海.:上海科学技术出版社.2006
Интернет-ресурсы
Деловая коммуникация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/529946.htm- Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Деловая этика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.mbalib.com/wiki/ деловая этика- Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Деловая коммуникация [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Деловая коммуникация [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
История и культура Абхазии [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.apsuara.ru/ – Загл. с экрана. (дата обращения: 13.12.2016).
Коммуникация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.mbalib.com/wiki/коммуникация- Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Коммуникация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mylektsii.ru/9-43881.html- Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Коммуникация [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6163566/#4- Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Культуры деловой этики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.mbalib.com/wiki/ культура деловой этики – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Социалистическая деловая [Электронный ресурс] – Режим доступа: – Загл. с экрана. (дата обращения: 06.12.2016).
Традиционная культура и современный общество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.360doc.com/content/15/0108/11/14740753_439101386.shtml – Загл. с экрана. (дата обращения: 06.12.2016).
Цой Ю. В Газпроме запретили яркий макияж и неподстриженные усы // Известия, вып. от 03.03.2013. URL.: . Дата обращения 16.03.2018г.
Этика китайская [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.zhlzw.com/lz/wr/Index.html – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Этика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zhidao.baidu.com/question/202641089760691885.html – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.12.2016).
Этика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://theory.people.com.cn/n1/2016/0815/c40531-28635660.html – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.11.2016).
Этика китайская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.xzbu.com/2/view-6968672.htm – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.12.2016).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!