Эволюция государственно-политической системы Саудовской Аравии на рубеже ХХ-ХХI вв.

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Федотова Варвара Андреевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВКР «ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВВ.» представляет собой исследование особенностей и основных этапов развития государственно-политических институтов Королевства Саудовская Аравия (КСА) в конце ХХ – начале ХХI вв. В рамках работы особое внимание уделяется структуре политической организации, с одной стороны, и освещению неформальных, традиционных механизмов влияния на процесс реализации властных функций, с другой. В ВКР затронуты также вопросы престолонаследия – системообразующего звена политической системы КСА, и вопросы масс-медиа, как элемента политической культуры. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выбора и разработки соответствующей внешнеполитической стратегии России, которая должна быть основана на максимальной осведомленности экспертов о характере процессов, происходящих в настоящее время в данном важнейшем нефтеносном регионе Персидского залива. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, двух приложений (хронологический список эмиров и королей третьего саудовского государства с 1902 г. по настоящее время, а также словарь-глоссарий использованных иностранных названий и терминов). В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на внешнюю институциональную схожесть сформировавшейся в КСА политической системы с соответствующими западными образцами, нельзя однозначно утверждать, что ее работа достаточно прозрачна и четко регламентирована. Сохраняются традиционные механизмы управления связанные с кланово-племенной поддержкой. Реформирование политической системы КСА, хотя и медленно, но осуществляется в рамках особой саудовской модели, которая подразумевает проведение в первую очередь принятие консервативно-охранительных мер, позволяющих обеспечить стабильность монархического режима и обеспечить адаптацию политической системы КСА к современным нормам развития, исключая при этом попытки кардинального изменения курса страны или перехода к стандартам «западной демократии». Современная политическая система КСА представляется достаточно специфичной. В основе ее – компилирование традиционных архаических, племенных политических регуляторов и новых форм институциональной эволюции, в том числе заимствованных на Западе.

Регион Залива богат энергетическими ресурсами, а Королевство Саудовская Аравия (КСА) – ключевой игрок современных международных отношений в этом регионе и крупнейший мировой экспортер нефти. На территории КСА расположены два святых города мусульман: Мекка и Медина.
Саудовская Аравия с численностью населения больше 33 млн. чел. по данным на 2017 г. – это не только крупнейший поставщик углеводородов на мировые рынки сырья, ведущее государство региона, политический и финансовый лидер стран Залива, но системообразующее звено межарабских отношений, а также государство, претендующее на особенную роль для мусульманской уммы.
Современное государство Саудовская Аравия было основано королем Абдель Азизом ибн Саудом в 1932 г., но саудовская история началась значительно раньше. Основателем королевской династии считается Сауд ибн Мухаммад, который был правителем эмирата Дирийа.
В 1745 г. Мухаммад ибн Сауд заключил договор с богословом Мухаммадом ибн Абдель Ваххабом. Абдель Азиз ибн Мухаммад (сын Мухаммада ибн Сауда) вместе с ибн Абдель Ваххабом завоевали Неджд, а затем в 1805 г. Хиджаз, на территории которого расположены священные город Мекка и Медина. Однако весьма скоро ибн Мухаммад был убит, а Хиджаз захвачен правителем Египта Мухаммадом Али.
История современного саудовского государства начинается в 1902 г., когда 22-летний Абдель Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд отвоевал у конкурирующего племени Рашидов Эр-Рияд, с чего начался период объединения Аравии. Абдель Азиз продвигался на восток, оттесняя Рашидов к Заливу.
Перед Абдель Азизом стояла задача сконструировать более или менее единое политическое пространство. Для этого было необходимо исключить регионалистский сепаратизм и создать контролируемую иерархическую структуру, например на основе соглашений о лояльности племен. Но этого было недостаточно. Тогда Абдель Азиз Аль Сауд вновь стал широко поддерживать религиозную ваххабитскую доктрину, тем самым восстановив союз между ваххабитами Аль Шейх и династией Аль Сауд.
Флаг Саудовской Аравии, на котором изображены шахада и сабля, является материальной памятью союза Аль Шейх и Аль Сауд. Флаг символизирует объедение таухида – учения ибн Абдель Ваххаба (шахада) и дома семьи Саудов (сабля).
Ваххабитская доктрина стала инструментом достижения единомыслия на территориях доминирования Саудитов. В 1912 г. Абдель Азиз ввел институт ихванов – «братьев», которые поддерживали ваххабитское учение.
Позже был захвачен восточный региона эль-Хаса, южный регион Асир, территория Хайл и в 1925 г. – Хиджаз с Меккой и Мединой. Ибн Сауд провозгласил себя Королем Хиджаза, Султаном Неджда и присоединенных территорий.
Единое современное королевство появилось в результате мощной территориальной экспансии.
В конце 1940-х началась нефтяная эра, которая вызвала активизацию Эр-Рияда на международной арене. К середине ХХ в. в поисках политической и экономической стабильности КСА включилось в систему международных отношений. При этом ключевые внутригосударственные задачи КСА включали в себя защиту легитимности режима Аль Саудов, сохранение монархической власти и бесперебойной добычи нефти (экономической основы существования страны и сохранения режима).
Залив, бесспорно, является важным геостратегическим регионом, который привлекает иностранное внимание. Значение региона, в частности, подтверждает Зб. Бжезинский, бывший Советник по национальной безопасности при президенте США Джимми Картере. Он относит эту территорию к «глобальным Балканам», которым свойственна внутренняя нестабильность и «чрезвычайная геостратегическая важность».
Роль КСА в нефтеносном регионе Ближнего Востока сложно переоценить. Исследование актуально, поскольку изучение политической системы саудовского государства позволяет прогнозировать политическую ситуацию в регионе Ближнего Востока, которая может серьезным образом отразиться на мировых ценах на нефть и в результате на благополучии Российской Федерации. Для формирования внешнеполитической стратегии России, необходима максимальная осведомленность о политических процессах, происходящих в стратегически важном регионе Залива. Только понимание внутриполитических реалий, основных игроков позволит построить продуктивный и взаимовыгодный диалог. Ключевым моментом для грамотного политического творчества видится в осознании истинных мотивов политических решений участников процесса. В связи с этим, необходимо иметь четкие представления о картине мира, присущей высшему эшелону саудовского общества, знать традиций и устои общества монархии.
Целью исследования является составить представление о современных политических реалиях Королевства Саудовской Аравии и сути политической организации саудовского общества на рубеже XX и XXI вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть ветви власти и основные политические институты Саудовской Аравии, дать характеристику государственным органам и ветвям власти в КСА;
– изучить влияние родоплеменной социальной организации общества на политическую систему. Рассмотреть взаимосвязь государства, политики и религии в КСА. Проанализировать проблему престолонаследия в контексте определения политического курса страны;
– охарактеризовать масс медиа КСА, как элемент политической культуры. Остановиться на функционировании СМИ, как на элементе политической системы, затрагивая психологические, идеологические аспекты политической культуры.
Структура работы представляет собой: введение, в котором сформулированы цель и задачи, методы исследования, обусловлена актуальность, охарактеризована литература и перечислены источники; трех глав, соответствующих выделенным задачам; заключения, в котором представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка литературы и источников; двух приложений. Приложение № 1 – хронологический список эмиров и королей третьего саудовского государства с 1902 г. по настоящее время. Приложение № 2 – словарь – глоссарий иностранных названий и терминов, использованных в работе.
Предмет исследования – политическая система Саудовской Аравии.
Объектом исследования являются механизмы реализации власти и взаимодействия власти с обществом.
Методы исследования
В своем исследовании, стремясь к наиболее объективному отражению политической реальности КСА, мы комбинируем институциональный метод и антропологический подход. А также используем теорию модернизации на основе идей Толкотта Парсонса, теории множественных, альтернативных модернизаций Шмуэля Эйзенштата, теорию избирательного сродства Вебера.
При европейской институциональной политической системе, организация аппарата управления основывается на прозрачном рациональном распределении функций и должностных обязанностей для жестко фиксированных государственных постов. Структура и принципы государственной политической работы отвечают определенным ясно выраженным групповым целям. Деятельность всех служащих регламентируется системой правовых предписания. Набор выполняемой работы и объем служебных полномочий сотрудника определяются фактом нахождения на определенной должности, предполагающей ответственность за действия, связанные с выполнением конкретных властных полномочий.
Рассмотрение политической системы институциональным методом предполагает исследование места и роли политических институтов в политических и общественных процессах. Применение исключительно этого метода приводит к обезличенному отношению к участникам политического процесса как некоторым константам, действующим по регламентированным правилам в фиксированной структурной границе, не допускающей внешнего влияния. Таким образом, институциональный подход исключает анализ неочевидных процессов, возникающих при отклонении от идеальных условий. Институциональный метод означает абстрагирование от реального положения вещей. По этой причине, в дополнении к разноракурсному анализу институтов власти, мы применяем антропологический подход, который не ограничивается рассмотрением институциональной структуры государственного аппарата, а предполагает выявление в политике роли качеств человека как биосоциального существа. Именно антропологические методы способны обнажить восточные реалии.
Суть антропологического подхода сводится к глубокому осознанию роли культурных особенностей изучаемого общества при выборе им исторического пути и формировании политической системы государства.
Анализ политической системы, основанный на сбалансированном объединении институционального и антропологических подходов, позволяют сформировать полноценную картину политического процесса.
Обзор-характеристика основных источников и литературы
Исследование опирается на источники и литературу на английском арабском и русском языках.
Работа имеет широкую источниковую базу, представленную правовыми и законодательными актами Саудовской Аравии: королевские указы и декреты, законодательные предложения, рекомендации Бюро экспертов, Консультативного Совета и проч. Например, Основной закон правления КСА, Закон о судебной власти 1975 г. и 2007 г., Закон о Совете министров, Закон о Консультативном Совете.
Особое значение при написании работы имеют: Закон об уголовных процедурах, Кодекс юридической практики, Закон о терроризме и его финансировании 2014 г., Закон о киберпреступлениях 2009 г., Закон о печати и публикации 2003 г.
Анализу судебной, нормотворческой систем КСА способствовал обзор правовой системы Саудовской Аравии доктора нью-йоркского юридического университета, Абдуллы Ф. Ансари.
При написании работы использовались монографии и статьи отечественных востоковедов и специалистов в области истории, антропологии и политологии. Значительный пласт отечественной литературы, посвящённой Саудовской Аравии, связан с российскими арабистами, историками Косачом Г.Г. и Мелкумян Е.С. Важное место среди отечественных авторов, затрагивающих внутреннюю политику КСА, занимает А.И. Яковлев. Активно комментирует события КСА на ресурсах Института Ближнего Востока отечественный автор Железнов А.А.
Исторический аспект работы опирается на фундаментальные труды по истории Саудовской Аравии советского востоковеда Васильева А.М., арабского историка Аль-Рашида M.A.. Активно используется исторический словарь Саудовской Аравии Дж. Петерсона и работа ливанского историка Аль-Мухтара «История КСА в прошлом и настоящем». Современный этап истории Саудовской Аравии рассмотрен с опорой на труд британского исследователя Лэйси Р..
Отдельно необходимо отметить работу Логинова И.В. «О родоплеменной структуре саудовского общества», внесшую неоценимый вклад в представление о социально-политической действительности КСА в начале XXI в..
Широко использовалась иностранная и российская пресса, например, официальная саудовская газета «Умм аль-Кура», арабские издания «эр-Рияд», «Саудийа Газет», «Иляф», «Middle East Eye», англоязычное издание арабской газеты «Аль-Арабия», русскоязычные каналы вещания РИА и ТАСС.
Также работа активно обращается к аналитическим обзорам и материалам института Ближнего Востока, исследовательского центра Карнеги, материалам РСМД, статистическим данным «Countrymeters», периодическому изданию «Политическая наука» и материалам официальных государственных сайтов КСА, таким как сайт Бюро Экспертов и проч.
В третьей главе нашли отражение отчеты организации по правам человека, независимого сообщества «Репортеры без границ», сообщества аналитиков и экспертов в медиа сфере «Global Voice». Статистические данные взяты из отчетов GMI (Global media insight), первого цифрового информационного медиа-агентства в регионе Ближнего Востока. Следует также упомянуть доклад сотрудника центра изучения свободы масс медиа в Дохе, Мэтта Дж. Даффи «о регулировании СМИ в странах Залива» и исследование 2016 г., изданное Северо-западным университетом в Катаре, о СМИ на Ближнем Востоке.

Мы рассмотрели государственно-политическую систему и представили характеристику государственных органов и ветвей власти КСА. Изучили влияние родоплеменной социальной организации общества на политическую систему. Проанализировали взаимосвязь политики и религии в КСА. Рассмотрели проблему престолонаследия в контексте определения политического курса страны. Изучили масс медиа КСА, с точки зрения его участия в политической системе.
Подводя итог, можно сделать вывод, что эволюция государственно-политических органов в КСА на рубеже ХХ – XXI вв. связана с модернизационными процессами характерными в целом для курса страны этого периода. В итоге модернизационных процессов в КСА проникли ценности и институциональные основы структуры организации власти западного образца.
Проникновение в сферу политики западных образцов коммуникации произошло под давлением запросов сектора экономики, в котором и сейчас в наибольшей степени заметна интегрированность и адаптированность западных институтов.
Необходимо заметить, что наличие формальных институциональных основ западного стиля в КСА не означает, работу этих институции по западным алгоритмам. При анализе восточных обществ невозможно опираться только на институциональный метод, так как в недемократических обществах политические процессы в большей мере скрыты от глаз и опираются на неофициальные схемы. В сфере политических коммуникаций в КСА действуют механизмы, основанные на:
личном, персональном, внесистемном знакомстве участников политической коммуникации;
принадлежности к племени, клану, семье, которые имеют определенный высокий или низкий статус и соответствующее влияние;
взятках, при решении вопросов снизу вверх (обращение, условно, из «народа» к властям);
дарах, при решении вопросов сверху вниз (обращение статусной личности к народу, например, во время предвыборной агитации).

В политической системе КСА выявлены следующие проблемы:
общая коррумпированность;
совмещение одним лицом множества постов различных институтов власти;
привнесение в политическую систему инструментов и механизмов других подсистем общества – диффузность социальных статусов. Например, член Консультативного совета голосует за принятие законопроекта инициированного его земляком, на основании дружеских связей с семьей инициатора закона, таким образом, государственный служащий смешивает свой статус эксперта Шуры (политическая подсистема) и статус члена клана (социальная подсистема – семья). При современном типе общества предполагается наличие у каждой подсистемы общества уникальных, характерных только для нее инструментов и механизмов.
Порядок распределение по политической иерархии не связан с наличием у кандидата определенных компетенций и реальных навыков и знаний, а предопределяется его аскриптивными статусами. Социальные роли не функционально дифференцированы. Критерии членства и стратификации в редких случаях связаны с достижимыми статусами;
Аффективная реакция актора политического процесса в зависимости от его личных предпочтений по отношению к объекту процесса.

В результате мы пришли к цели нашего исследования. Мы составили представление о современных политических реалиях Королевства Саудовской Аравии и сути политической организации саудовского общества и готовы кратко охарактеризовать политическую систему КСА на рубеже XX – XXI вв.:
Политическая система КСА специфична. Она компилирует использование традиционных архаических, племенных политических регуляторов и формы институциональной развитой системы, на подобии гибридных западных. Она функционирует не по рациональным моделям западных институций, зафиксированным в нормативно-правовой базе КСА, а в рамках саудовской традиционной культуры. Изучение политических процессов КСА требует учета родовых, племенных и клановых связей и психологических особенностей восприятия мира участниками политического процесса.
Саудовское общество в политической сфере извне приняло только то, что смогло адаптировать под свою уникальную традиционную культура и в той или иной мере увязать с идеологией государства, которая предполагает опору на ислам. Исламская доктрина в КСА играет роль основной легитимирующей идеологии, подчиняющей себе (идеологически) все остальные сферы общества. Таким образом, сохраняются и воспроизводятся установки традиционной культуры в большинстве подсистем общества, в частности в политической.
Можно сделать вывод, что в КСА развивается не локальный вариант европейской политической модели, а принципиально новая институциональная модель на основе собственной религиозно-ценностной системы.
Для объективного понимания политических механизмов саудовского общества необходимо абстрагироваться от европоцентричной модели восприятия мира и принять тезис о том, что модернизация общества не должна приравняться к его вестернизации и имеют право на существование альтернативые пути развития .

Приложения
Приложение № 1. Эмиры и короли 3-го саудовского государства (1902 г. по настоящее время).

Приложение № 2. Словарь-глоссарий

Источники:
На английском:
The Basic Law of Governance (1992). Royal Order № (A/91). Dated 1 March 1992. Access: sa/sa016en.pdf
The Council of Ministers Law. Royal Order № (A/13). Dated 3/3/1414H. Access: https://www.saudiembassy.net/law-council-ministers
The Shura Council Law № (A/91). Dated 2708/1412 H. Access:
Law of Procedure before Sharia Courts Royal Decree № (M/21). Dated: 19 August 2000.
Law of Criminal Procedure Royal Decree № (M/39). Dated: 16 October 2001.
Code of Law Practice. Royal Decree № (M/38). Dated: 15 October 2001. Access: https://saudiembassy.net/code-law-practice
Anti-Money Laundering Law. Royal Decree №. (M/39). Dated 23 August 2003. Access: SystemID =29& VersionID=280
Law of Printing and Publication. Royal Decree № (M/32). Dated: 28 October 2003. Access:
Law of Arbitration. Royal Decree № (M/34). Dated: 16 April 2012. Access:
The Anti-Cyber Crime Law. The Council of Ministers Decision №  79. Dated: 7/3/1428 H. Аpproved by Royal Decree № (M/17). Dated: 8/3/1428H.
The Provincial Law. Royal Decree № (100/92). Dated: 27/8 / 1412H.
Royal Decree № (A/69). Dated 29.01.2015.
На арабском языке:
Благородные королевские декреты // Умм Аль-Кура. 3.09.1971. С.2
اوامیر مالکیة کریمة، ام الکری، ١٩٧١
Закон о судебной власти 1975 г. Королевский указ № (M / 64) от 23 июля 1975 года. Режим доступа: en/sa/sa046en.pdf
نظام القضاء. صدر بالمرسوم الملكي رقم (م/64 (في 14 رجب 1395) 23 يوليو 1975. ونشر في جريدة أم القرى – العدد رقم (2592((1975 سبتمبر 5) 1395 شعبان 29 بتار
Закон о судебной власти 2007 г. обнародован Королевским указом № (M/ 78) от 1 октября 2007 г. Режим доступа: /en/details.jsp?id=14616
نظام القضاء الصادر بالمرسوم الملكي رقم م/78 المؤرخ 19 رمضان 1428، موافق 1 أكتوبر 2007
Закон о терроризме и его финансировании от 31 Января 2014. Режим доступа:
قرار مجلس الوزارء رقم 63 وتاريخ 31/1/1425 هـ
Закон о наказаниях. Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/ar/ma/ma045ar.pdf
لقانون الجنائي السعودي. مجموعة القانون الجنائي.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Эволюция государственно-политической системы Саудовской Аравии на рубеже ХХ-ХХI вв.»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету