Эволюция исламского образования в Туркестане во второй половине XIX –начале XX вв.

Умаров Абдувахоб Хусанбой Угли
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена анализу эволюции традиционного исламского образования в Туркестанском крае в конце XIX – начале ХХ в. и политики царской России в отношении образования мусульман Русского Туркестана. В первой главе приводится сущность традиционного образования в Туркестане в конце XIX начале XX веков. Во второй главе говорится о появления русско-туземных и новометодных школ. Заключительная глава посвящена анализу политики советской власти в отношении ислама и традиционных учебных заведений края. Среди основных работ по исламскому образованию в Русском Туркестане были использованы кандидатские диссертации А. Мирбабаева и Б.М. Расулова, а также статьи С.Н. Абашина, Т.В. Котюковы, Б.М. Бабаджанова и др. Были использованы труды и мемуары чиновников царской администрации. Основной источниковой базой исследования послужили архивные материалы из РГИА и ЦГА РУз.

Актуальность темы: В конце XIX-го века заканчивается длительный процесс завоевания территории Средней Азии Российской империи. История учебного дела остается ключевым вопросом в изучении «колониальной» политики Российской империи в регионе. Историки и востоковеды Центральной Азии делают акцент на завоевание края и социально-экономические изменения в период присутствия Российской империи в регионе.
Культурно-просветительская политика Российской империи в регионе освещается однобоко. Во многих работах на постсоветском пространстве учебное дело Туркестанского края рассматривается фрагментно. В настоящей работе исследуется эволюция системы образования Туркестанского края в «колониальный» период. В западной и постсоветской историографии фактически отсутствует комплексный анализ учебного дела Российской империи в Туркестане, что делает нашу работу актуальной для востоковедческой и исторической науки.
Степень изученности темы: Система образования Русского Туркестана периодически привлекала внимание исследователей. По характеру и содержанию эти труды можно разделить на три группы, в зависимости от периода их публикации:
1. Труды исследователей дореволюционного периода. В работах исследователей того периода активно изучается система традиционного образования края и способы внедрения русской школы в жизнь местного населения. В 80-90-е годы XIX века появились труды чиновников народного просвещения, где подробно описываются мусульманские школы и начало школьного дела царской России в регионе. В начале XX века появляются специальные труды, посвященные анализу школьной политики Российской империи за период ее присутствия в регионе. В работах этого периода также рассматривалась политика царской администрации по отношению к мусульманским учебным заведениям. В работах Н.П. Остроумова приводится интересная информация о внутренней жизни традиционных начальных и средних школ края. В трудах В.П. Наливкина приводятся заключения автора о школьной политике Российской империи в регионе. Особого внимания заслуживает работа Н.А. Бобровникова, где подробно описываются как русско-туземные училища, так и традиционные учебные заведения края. Большинство из опубликованных работ этого периода носят описательный характер.
2. Работы исследователей советского периода: В советский период история системы образования, сосуществовавшие в Туркестанском крае в колониальный период, освещается неоднозначно. В 1927 году была опубликована работа В.В. Бартольда, где автор дает свою оценку политике в отношении образования, которую проводила царская администрация в Туркестанском крае. В более поздний период Советской власти система образования региона имперского периода освещается фрагментно и однобоко. В 1977-м году в Душанбе Абдуллоджоном Мирбабаевым была защищена кандидатская диссертация о мадрасаах (школах второй ступени) Северного Таджикистана. Автор описывает мадрасаы региона на основе архивных, литературных и расспросных данных. Работа была посвящена мадрасаам городов Северного Таджикистана и определению их место и роли в культуре прошлых народов.
3. Историография системы образования Туркестанского края постсоветского периода. После распада Советского Союза в российской историографии появляются два направления. Первое направление — апологеты политики Российской империи в отношении культуры и образования. Так, С.Н. Абашин в своей статье о вакуфах подчеркивает, что русские чиновники и востоковеды пытались говорить и от имени просвещенного Запада и от подлинного Востока. Второе направление — группа критиков. Прежде всего, после обретения независимости бывшими советскими республиками у местных историков быстро проявились националистические настроения, и они начали порицать политику Российской империи и Советского Союза. В литературе на узбекском языке мы можем увидеть попытки воссоздания истории системы образования Туркестанского края.
Источниковая база исследования. Основной источниковой базой для работы стали архивные документы из РГИА в городе Санкт-Петербурге. К исследованию были привлечены фонды департамента Духовного управления мусульман, Министерства народного просвещения, Военного министерство, Министерства Внутренних Дел, донесения сотрудников особых поручений МВД, ревизии и рапорты инспекторов народных училищ. Кроме того, в работе мы использовали архивные материалы из ЦГА РУз, опубликованные в сборнике в двух томах научными сотрудниками института истории АН РУз.
Объектом исследования является традиционное исламское образование.
Предметом исследования является эволюция традиционного исламского образования в Туркестанском крае в конце XIX – начале ХХ в. и политика царской России в отношении образования мусульман Русского Туркестана.
Целью исследования заключается в выявлении основных направлений эволюции исламского образования в Русском Туркестане.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
– раскрыть сущность традиционного исламского образования в Туркестанском крае
– определить влияние русской колониальной власти на развитии исламского образования
– определить позиции джадидов (модернисты) и их влияние на развитии исламского образования
– проанализировать отношение Советской власти к Исламу и конфессиональным учебным заведениям
– выявить связь между ликвидацией конфессиональных учебных заведений и формированием советской школы.
Хронологические рамки исследования включают период нахождения Туркестана в составе Российской империи с 1865 года (образование Туркестанской области в ходе завоевания Средней Азии Россией) по 1917 г., Российской республики с 1 сентября по 25 октября 1917 г., Советской России с 25 октября 1917 г. по октябрь 1924 г. (национально-территориальное размежевание Средней Азии). Хотя после национально-территориального размежевания топоним Туркестан перестал употребляться в отношении среднеазиатских территорий, отошедших к созданным Узбекской и Туркменской союзным республикам, Киргизской (Казахской) и Таджикской автономным республикам, Каракалпакской и Кара-Киргизской автономным областям, верхней границей исследования является 1930 год. Эта дата связана с ликвидацией традиционных учебных заведений бывшего Русского Туркестана.
Терминология исследования. Под Туркестаном подразумевается территория Западного Туркестана. Под Русским Туркестаном (с 1886 г. — Туркестанский край) понимаются территории Центральной (Средней) Азии (кроме Бухарского эмирата и Хивинского ханства), находившиеся в составе Российской империи и входившие в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образованного в 1867 г. Советским Туркестаном называется Туркестанская автономная советская социалистическая республика в составе РСФСР, возникшая 30 апреля 1918 г. и просуществовавшая до 27 октября 1924 г.
Методологической основой исследования является системный подход, который позволяет рассматривать систему образования Туркестана в составе Российской империи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом контексте. Принцип историзма позволяет проанализировать эволюцию исламского образования в определенный исторический период.
Научная новизна исследования заключается в том, что проводится комплексное исследование по эволюции исламского образования в Русском Туркестане на основе архивных материалов из РГИА и ЦГА РУз. Некоторые архивные документы впервые вводится в научный оборот.
Основные положения, вносимые на защиту:
– Российская империя дала импульс к эволюции исламского образования в Туркестане.
– Политика администрации Русского Туркестана в отношении образования детей-мусульман была малоуспешной.
– Вопросы исламского образования стали ареной долгой борьбы между джадидами-модернистами и кадимистами-консерваторами.
– Политика большевиков в отношении Ислама и исламского образования прошла несколько этапов.
– Система традиционных учебных заведений в Центральной (Средней) Азии была ликвидирована в рамках кампании по борьбе с религией.
Структура работы: Диссертация состоит из Введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, Заключения и Списка использованной литературы.

Архивные материалы
Российский государственный исторический архив
(г. Санкт-Петербург)
Ф. 733 – Отчет о состоянии туземных учебных заведений в Сыр-Дарьинской и Ферганской областях Туркестанского края за 1891г.
Ф. 821 – Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий МВД.
Ф. 1396 – ревизия сен. К.К. Палена.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет