Европейские традиции в российской практике
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы социологического исследования европейских традиций в российской практике 12
1.1. Российское население как объект социологического исследования 12
1.2. Социологическая концептуализация использования европейских традиций в российской практике 20
1.3. Методология и техника социологического исследования использования европейских традиций в российской практике 37
Выводы по первой главе 43
2. Социологический анализ использования европейских традиций в российской практике по результатам социологического исследования 45
2.1. Использование европейских традиций на современном этапе российского общества по результатам метода опроса 45
2.2. Экспертная оценка места европейских традиций на современном этапе российского общества по результатам метода экспертного опроса 66
2.3. Визуальный анализ использования европейских традиций в российской практике 73
Выводы по второй главе 84
Заключение 86
Библиография 91
Приложения 99
Актуальность темы заключается в том, что в основе теоретического осмысления социокультурного бытия современного российского общества выявляются новые тенденции развития культуры и ценностных ориентиров в сфере общественной практики. Специфика таких изменений представляется многими авторами как интеграционные культурные процессы, связанные с социокультурными и этнокультурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Нарастающий темп соответствующих перемен в нашей жизни, возрастающие факторы социальных рисков, усиление радикальных и стохастических тенденций общества предполагают необходимость взглянуть на феномен развития традиций в российской практике не только с точки зрения культуры и истории, но и в аспекте соответствующих теоретико-методологических подходов к изучению российского общества и осмысления изменившейся социальной реальности.
Трансформация современного российского общества происходит в соответствующей связи с рыночными, политическими и психологическими изменениями российского населения. Меняется социальная структура общества, демография, этносоциокультурные процессы, и, все это формирует определенное мировоззрение и понимание традиций в российской практике как адекватно принимаемых большинством российского населения. Социологический анализ таких представлений позволяет выявить актуальные ориентации населения во всех сферах жизнедеятельности, сопоставить с возрастными, профессиональными, этнокультурными и другими критериями исследования.
В качестве основного явления в таком социологическом исследовании выступает население современной России как «специфический социальный институт, функционирующий в современном быстро изменяющемся обществе» , представляющий собой сложный этносоциокультурный феномен.
Кризисные социальные явления, происходящие практически во всех сферах жизнедеятельности российского общества за последние десятилетия, способствовали трансформации политики, экономики и других аспектов, меняющих не только ценностную систему, но и культурные нормы, традиции в жизни граждан России, влияющие на их образ жизни и социальное поведение, влекущие за собой формирование совершенно новых культурных практик в российском обществе.
В современном российском обществе роль традиционных начал в целом и отдельных традиционных форм в частности оцениваются весьма неоднозначно. Существуют несколько исследовательских позиций. Согласно первой точке зрения, основу постсоветской России составляет радикальный разрыв с советской социокультурной системой и одновременная ориентация на возврат к дореволюционным ценностям, которые при этом понимаются достаточно широко и разнообразно: допетровская и петровская Россия, царизм, православие, ценности Февральской революции и т.д. при этом советский строй рассматривается в качестве нарушения естественного и нормального течения российской истории, в качестве разрыва с предшествующей историей страны и мира. В связи с этим уход от такого разрыва заключается в возвращении к нормальному ходу российской или европейской истории. Поэтому реформы рубежа 1980-1990-х годов оцениваются как либеральные и радикальные. Здесь имеет место сочетание инновационности с традиционализмом «позавчерашнего дня». То есть досоветского периода. Такое мнение преобладало с конца 1980-х до конца 1990-х гг., при этом проводимые реформы оценивались по-разному: позитивно, негативно или нейтрально.
Согласно другой позиции, постсоветская Россия является прямым продолжение или воспроизведением советской. Это проявлялось в таких аспектах, как сохранение советской номенклатурной элиты, воспроизведение или возрождение в новой форме прежних советских традиций и институтов.
Основу третьей позиции составляет представление о том, что в общественном сознании имеют место определенные социокультурные константы, традиции-архетипы, базирующиеся на российской ментальности, фатально и однозначно детерминирующие особенности всей российской истории. Такие константы либо способствуют осуществлению социокультурных инноваций, связанных с формированием правового государства, гражданского общества и его демократических институтов, либо блокируют их.
В современном российском обществе ситуации с традициями и инновациями, их взаимодействием и отношением к ним свойственны чрезвычайная неопределенность, многозначность, амбивалентность и синкретизм. Это касается как непосредственно российский традиций, так и внедряемых в российскую практику европейских традиций, а также взаимоотношений между ними. В настоящее время можно увидеть своего рода борьбу за традиционность, или за наделение статусом традиционности тех или иных культурных образцов. В то же время некоторые исследователи говорят об осознанном или неосознанном влиянии различных традиций на поведение россиян, так называемой «зависимостью от колеи»: институциональной, ценностно-нормативной и т.д. В связи с относительной длительностью и силой влияния советского строя данная «колея» в современной России существенно длиннее и глубже по сравнению с другими постсоветскими государствами. Это обусловливает и более высокую степень зависимости от нее, и серьезные трудности, связанные с ее преодолением.
Существуют расхождение между разными социальными группами и политическими силами во взглядах на прошлое, на его интерпретацию, на коллективную память, на выбор тех или иных традиций. Зачастую это является элементом борьбы за характер и содержание реальных и потенциальных традиций и инноваций, стремлением в прошлом найти объяснение и обоснование сегодняшних устремлений.
Ситуация неопределенности и двойственности заключается в том, что соперничество интерпретаций не завершено и исход его пока неясен. Можно сказать, что имеет место соперничество за утверждение одних традиций и отбрасывание других. При этом речь идет не столько об изобретении новых традиций, сколько об их выборе из определенного репертуара культурных образцов, не только чисто российских, но и заимствованных из других культур, в том числе европейской.
Наблюдается традиционализация отдельных культурных образцов, формирование которых происходило уже в постсоветский период. В то же время зачастую имеет место реинтерпретация новых образцов, которые наделяются вполне традиционным, почерпнутым из прошлого значением. В результате за инновационной оболочкой нередко скрывается вполне традиционное содержание.
Амбивалентность и синкретизм современной социокультурной ситуации в российском обществе в некотором смысле и некоторых пределах являются нормальными и позитивными, они могут выступать в качестве признака и фактора демократического плюрализма и толерантности, обеспечивая возможности различных вариантов дальнейшего развития. Отчасти им принадлежит интегративная и стабилизирующая роль, поскольку в такой ситуации каждый член общества может найти что-то приемлемое и наиболее близкое для себя. Вместе с тем они не избавляют от необходимости выбора между разными традициями при принятии решений о настоящем и будущем. Попытки же уйти от такого выбора в будущем могут привести к серьезным последствиям.
В сущности, можно сказать, что существует не только упомянутая «зависимость от колеи», но и так называемая «зависимость от выбора колеи». Данный выбор неизбежен, поскольку «колея» не одна, их много, и от выбора одной из них зависит как настоящее, так и будущее страны.
Традиции в современной России выполняют важные социальные и культурные функции – нормативную, герменевтическую, легитимирующую, идентификационную. Они позволяют поддерживать и укреплять национальную идентичность, преемственность в процессе изменения общества, решать ценностные и нормативные противоречия, внедрять инновации и адаптироваться к ним, уменьшить психологические и культурные травмы, обусловленные масштабом и скоростью происходящих изменений.
Важно учитывать огромное разнообразие форм традиций и традиционности, а также их трансформации в современном мире в условиях информатизации, глобализации и медиатизации.
Однако в современной России происходит выбор не только между различными традициями, а и, в первую очередь, между традициями и инновациями, между традиционностью и инновационностью как принципами, а также между разными вариантами и формами социокультурных инноваций. В современных условиях традиции и инновации не могут существовать друг без друга, без опоры друг на друга и проникновения друг в друга. Социокультурные инновации в настоящее время являются не менее властным императивом, чем традиции.
В современный период происходит процесс, который может быть назван модернизацией традиционности. Если в традиционных обществах преобладают инерция, следование заветам предкам, традиции-привычки, установленные раз навсегда, более или менее неизменные и од¬нозначные, интерпретируемые специальными хранителями традиции (правителями, жрецами, священниками), то сегодня традиции подвижны, они свободно интерпретируются различными социальными субъектами. Помимо традиций-привычек, воспроизводящих некогда установленный порядок вещей, возникают иные виды традиций – традиции-реконструкции, традиции-реставрации, традиции-утопии, традиции-ностальгии, традиции-революции и т.п. Однако дело здесь не только в изменении сути традиций и их структурной дифференциации, но и в изменении самой роли традиций. Во всех аспектах и функциях у традиций появляются конкуренты – заимствованные, инновационные формы социального взаимодействия, социальной регуляции и саморегуляции, которые выполняют те же функции.
Актуальность темы исследования «Европейские традиции в российской практике» обусловлена быстро продолжающимся трансформационным процессом всех социальных сфер жизни российского населения, становлением ее модернизационных детерминаций, возрастанием роли и значения культурно-духовного потенциала в жизни каждого человека. При этом многовековая культура России связана с массовыми традициями русской нации и тенденции «европеизации», проявляющиеся в различных сферах культурной жизни российского населения, не только меняют жизнь общества, но и способствуют созданию новых интегрированных традиций культурной практики.
Степень научной разработанности темы. Проблеме исследования традиции в социологии в разные периоды уделяли внимание представители практически всех парадигм и научных направлений.
В XX веке теоретический анализ традиции осуществляли такие вид-ные социологи, социальные антропологи и философы, как Х. Арендт, Э. Гидденс, Т. Кун, К. Манхейм, М. Мосс, К. Поппер, Р. Редфилд, М. Хальбвакс, Э. Хобсбаум, Е. Шацкий, Э. Шилз и др.
Следует выделить работы таких классиков западной и отечественной социологии, как Дж. Александер, П. Бергер, Г. Блумер, М. Вебер, Г. Гарфинкель, И. Гофман, Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Лукман, Б. Малиновский, Р. Мертон, Д. Норт, Т. Парсонс, А. Редклифф-Браун, В. Самнер, Г. Спенсер, Дж. Тернер, У. Уорнер, Э. Шилз, П. Штомпка, А. Захаров, Ю. Левада, В. Плахов, И. Суханов и др.
Различные аспекты традиции исследовали В.В. Аверьянов, М.К. Горшков, А.Б. Гофман, М.С. Добрякова, Б.В. Дубин, Д.Б. Зибельман, В.А. Карпушин, Ю. Левада, В.Г. Немировский, С.В. Патрушев, В.Д. Плахов, Ж.Т. Тощенко, И.Г. Яковенко.
Население России, русский народ в целом и человек в частности, как объект социологических исследований, национальное самосознание, культура и традиции русского народа рассматривались в работах В.Б. Александрова, М.В. Вдовина, М.К. Горшкова, М.С. Добряковой, А.В. Заикиной, Д.Р. Исеева, Э.Р. Исеевой, Р.С. Истамгалина, С.В. Кудряшова, Н.С. Кулешовой, А.А. Музафарова, О.В. Парилова, А.Ю. Питеровой, О.Д. Романникова, А.С. Стариковой, Е.А. Тетериной, Ж.Т. Тощенко, Н.В. Халиной, Л.Р. Хасановой, А.А. Хомутовой, В.Е. Черноскутова, Е.В. Шелкопляс и др.
Среди современных исследований русской и европейской социокультурной традиции следует выделить работы В.Б. Александрова, М.Г. Амгаламовой, К.В. Воденко, Т.Н. Волобуевой, Н.Н. Губанова, Г.Г. Дмитриевой, М.В. Дмитриева, И.Р. Исеевой, Р.С. Истамгалина, В.А. Кудрявцева, Н.Ю. Матвеевой, Н.В. Мендис, И.Н. Морозовой, И.А. Морозова, В.И. Наумовой, Ю.Ф. Прокопьевой, Н.П. Рагозина, Е.В. Романовской, А.В. Свистунова, А.Н. Спасского, Т.М. Степанской, Б.М. Тоуз-Ноймана, Б.М. Фирсова, А.А. Хомутовой, Н.В. Шмелева, и др.
В то же время последовательного комплексного социологического рассмотрения традиций как центрального объекта исследования еще не проводилось.
Таким образом, анализ научных источников позволяет говорить о недостатке комплексных исследований по проблеме европейских традиций в российской практике.
Цель исследования – провести социологический анализ использования европейских традиций в российской практике.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к понятию российского населения как объекта социологического исследования.
2. Охарактеризовать концептуализацию использования европейских традиций в российской практике с точки зрения социологии.
3. Разработать и обосновать методологию и технику социологического исследования использования европейских традиций в российской практике.
4. Проанализировать особенности использования европейских традиций в российской практике по результатам социологического исследования для выявления отношения к ним разных возрастных групп российского населения.
5. По результатам экспертной оценки выявить место европейских традиций на современном этапе российского общества.
6. Провести визуальный анализ использования европейских традиций в российской практике для выявления их места в современном российском обществе.
Объектом исследования являются европейские традиции.
Предметом исследования выступает место и роль европейских традиций в российской практике.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных исследователей в области исследования традиций, таких как: В.Б. Александров, М.В. Амгаланова, К.В. Воденко, А.Б. Гофман, М.К. Горшков, Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Б.В. Дубин, Э.Р. Исеева, А.М. Кондрескул, А.А. Корольков, В.А. Кудрявцев, С.В. Кудряшов, Н.С. Кулешова, Н.Ю. Матвеева, И.А. Морозов, Ю.Ф. Прокопьева, Н.П. Рагозин, Н.В. Романовский, А.В. Свистунов, В.А. Тишков, Б.М. Тоуз-Нойман, Ж.Т. Тощенко, Б.М. Фирсов и др.
Информационную базу исследования составили монографии, статьи и социологические исследования в сфере традиций культуры в российской практике.
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Материалы метода интернет-опроса «Особенности использования европейских традиций в российской практике», проведенного автором данной выпускной квалификационной работы. Опрос проводился среди граждан из числа российского населения. Критериями отбора выступили такие признаки как возраст. В опросе приняли участие 300 человек. Была использована целевая выборка.
2. Материалы экспертного опроса, проводимого с целью выявить место европейских традиций на современном этапе российского общества. Экспертами выступили 6 фотографов различного жанра с большим опытом работы и знаниями в сфере традиций российского населения. Была использована целевая выборка.
3. Результаты визуального социологического анализа. Были отобраны 10 скриншотов российских художественных фильмов, показывающие какую-либо европейскую традицию, которые показывались экспертам, на основании анализировалось место этих традиций в российской практике. Респондентам предлагалось рассказать, о какой именно традиции идет речь, и какое место эти традиции занимают в современном российском обществе. Скриншоты отбирались по признаку наличия в сюжете европейской традиции в российской жизни и практике. Выборку по данному методу исследования составили эксперты-фотографы. Принимавшие участие в методе экспертных оценок.
Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы исследования, его основные положения, рекомендации и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях трансформации российских традиций, влияния на них традиций других стран, разработки проектов исследования тенденций современной культуры российского населения.
Структура исследования состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, библиографии и приложений.
1. Абушенко В.Л. Традиция / В.Л. Абушенко // Новейший философский словарь. 3-е изд., испр. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 1047.
2. Агапова В.Н. К вопросу о культурных ценностях и способах их передачи [Электронный ресурс] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kulturnyh-tsennostyah-i-sposobah-ih-peredachi (Дата обращения: 02.09.2019).
3. Александров В.Б. Человек перед лицом социума: русская культурная традиция / В.Б. Александров. Saarbrucken, 2014. 86 с.
4. Амгаланова М.В. Традиции в современной культуре / М.В. Амгаланова, Ю.Ф. Прокопьева, Б.М. Тоуз-Нойман. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2014. 134 с.
5. Белозёрова А.В., Позднякова М.Н. Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. №28.1. С. 16-18. URL: https://moluch.ru/archive/132/36782/ (Дата обращения: 02.09.2019).
6. Вдовина М.В. К вопросу о русском человеке: культурологический анализ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №12. URL https://moluch.ru/archive/92/20194/ (Дата обращения: 02.09.2019).
7. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. 200 с.
8. Воденко К.В. Ценности и смыслы европейской культуры: исторические модификации и исследовательские традиции / К.В. Воденко // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 148-174.
9. Волобуева Т.Н. Традиции и новации в современной культуре: региональный аспект / Т.Н. Волобуева // Культурология: пересечение научных сфер: межвузовская научно-практическая конференция. Воронежский государственный университет. 2017. С. 24-28.
10. Воробьёва Е.И. Традиция и новация в современной культуре России (аксиологический подход) / Е.И. Воробьёва // Сборник научных докладов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науковедения, культуры, образования, экономики, информатики и социальные трансформации – 2017» Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 53-60.
…
85. Шиляева Л.Г. Реализация потенциала культурно-исторических традиций как фактора развития культурной среды европейских городов / Л.Г. Шиляева // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции. 2017. С. 526-530.
86. Шмелева Н.В., Спасский А.Н. Место и роль традиции в современной культуре [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 2 (47). URL: https://readera.org/mesto-i-rol-tradicii-v-sovremennoj-kulture-140224114 (Дата обращения: 02.09.2019).
87. Aitken Ian. The European realist tradition. Studies in European Cinema. 2007. № 3. Р. 175-188.
88. Beneton Ph. Tradition/Traditionalisme // Dictionnaire de la pensfie sociologique. Sous la dir. de M. Borlandi, R. Boudort, M. Cherkaoui, B. Valade. Paris: PUF, 2005.
89. Hobsbawm E. Introduction: Inventing traditions // Hobsbawm E. and Ranger T. (eds). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
90. Shils E. Tradition / E. Shils. Chicago: The University of Chicago Press, 1981. 334 p.
91. Thompson J.B. Tradition and Self in a Mediated World // Detraditionalization. Critical Reflections on Authority and Identity / Ed.by P. Heelas, S. Lash and P. Morris. Cambrdge (Mass.); Oxford: Blackwell, 1996.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!