Физическая реабилитация студентов специальной медицинской группы с мышечно-тоническими нарушениями
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ……..3
ГЛАВА 1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С МЫШЕЧНО-ТОНИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА И БЕДРА……………………………………………………………………………11
1.1. Особенности и причины возникновения мышечно-тонических нарушений………………………………………………………………………11
1.2. Особенности занятий со студентами специальной медицинской группы20
1.3. Средства физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с мышечно-тоническими нарушениями………………………………..25
1.3.1. Терапевтическое воздействие классической хатха-йоги…………….25
1.3.2. Постизометрическая релаксация мышц……………………………………29
1.3.3. Релаксация и психотерапия……………………………………………….34
1.3.4. Дыхательные практики………………………………………………………39
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С МЫШЕЧНО-ТОНИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ…………….49
2.1. Цель, задачи и методы экспериментального исследования……………49
2.2. Результаты экспериментального исследования…………………………..50
2.3. Анализ полученных результатов исследования……………………………57
2.4. Программа по физической культуре реабилитационной направленности…………………………………………………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..79
На современном этапе обучения все больше наблюдается интенсификация учебного процесса, снижение общего объема двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на их здоровье и физическом развитии. К тому же, поступившие на первый курс студенты имеют различные отклонения в состоянии здоровья. За последние десять лет, это количество в разных регионах страны увеличилось в 2-3 раза и составляет 30-40% от практически здоровых студентов [4, с. 41].
Выход из создавшегося положения возможен лишь при комплексном решении задач физического, нравственного и духовного воспитания студенческой молодежи. Для этого необходимо рационально сочетать имеющиеся подходы в организации педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура» и новые восстановительные технологии. Важную роль в укреплении и сохранении здоровья студентов специальных медицинских групп (СМГ) должна сыграть физическая реабилитация. В оздоровлении этой категории студентов, физическая реабилитация является мощным фактором комплексное оздоровительное воздействие. Оно способствует достижению ремиссии, восстановлению нарушенной функции, улучшению функциональной и физической работоспособности [3, с. 5]….
Однообразная физическая нагрузка современного человека приводит к тяжелым последствиям и вызывает заболевания и деформации позвоночника и суставов. Мышцы спины повышают своё тоническое напряжение и приобретают чрезмерную плотность и деформацию. Состояние позвоночника определяет жизненный потенциал человека. Через позвоночник идут сигналы и нервные импульсы – команды ко всем жизненно важным органам. Физическая культура для укрепления мышц абсолютно противопоказана больным с клиническими проявлениями остеохондроза позвоночника. Основой физических упражнений для человека должно быть воздействие на скелетные мышцы, повышающие при патологии своё напряжение. Воздействие должно быть расслабляющим. Прежде всего, необходимо научить расслаблять мышцы спины, которые несут основную нагрузку [58, с. 20; 61, с. 15].
Однако в доступных литературных источниках не удалось обнаружить комплексного воздействия средств физической реабилитации на основные механизмы болевых синдромов с мышечно-тоническими нарушениями в пояснично-крестцовой области и бедра у студентов СМГ.
Проблема исследования: существуют противоречия между лечебной физической культурой и адаптивной физической культурой, как наиболее эффективным видом двигательной активности студентов СМГ. Физическая реабилитация направлена на активизацию имеющегося потенциала здоровья человека, на запуск механизмов саморегуляции за счёт комплексного использования терапевтических асан классической хатха-йоги, выработки способности максимально расслаблять и растягивать мышцы, способностью управлять фазами дыхания и нормализовать иннервацию симпатического и парасимпатического отделов ВНС.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы по физической культуре реабилитационной направленности со студентами СМГ с мышечно-тоническими нарушениями в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и бедра.
Объект исследования: процесс физической реабилитации студентов СМГ на учебных занятиях по физической культуре.
Предмет исследования: особенности физической реабилитации студентов СМГ с мышечно-тоническими нарушениями в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и бедра.
Гипотеза: предполагается, что систематические занятия физической культурой реабилитационной направленности со студентами СМГ позволят устранить мышечно-тоническое напряжение, болевые синдромы, улучшить общее физическое состояние, если будет использовано комплексное воздействие терапевтических асан классической хатха-йоги, психотренинга, релаксации, дыхательных практик.
Задачи исследования: с учетом цели и гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе анализа научно-литературных источников сформулировать исходные теоретические положения по проблеме коррекции мышечно-тонических нарушений; причины их возникновения; обобщить имеющийся опыт использования средств физической реабилитации.
2. Подобрать диагностический инструментарий и с его помощью оценить степень выраженности мышечно-тонических нарушений в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и бедра, интенсивность болевого синдрома, функциональное и эмоциональное состояние студентов.
3. Разработать комплексную программу по физической культуре реабилитационной направленности и проверить её эффективность.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были отобраны и использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ медицинской документации.
3. Опросные методы.
4. Тестирование и миодиагностика.
5. Педагогический эксперимент.
6. Математико-статистическая обработка полученных данных.
1. Абрамова Т.Ф. Биологические критерии оценки нарушений и эффективности коррекции нервно-мышечного дисбаланса мышц нижней конечности/ Т.Ф. Абрамова, М.Н. Алфимов, В.Л. Крашенинников// Вестник спортивной науки. – 2011. – № 1. – С. 28-32
2. Абрамова Т. Ф. Компенсаторные механизмы нервно-мышечного дисбаланса у спортсменов высокой квалификации/ Т.Ф. Абрамова, М.Н. Алфимов, В.В. Арьков // Биомедицина. – 2011. – № 2. – том 1. – С. 58-64
3. Аксенова О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения/ О.Э. Аксенова. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009. – 123 с.
4. Алешина Е.И. Характеристика состояния здоровья студентов ВУЗов/ Е.И. Алешина, С.И. Изаак, В.А. Киселев // Физическая культура и спорт в системе инновационного потенциала образования студентов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физической культуры Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – С. 40-45
5. Артеменков А.А. Особенности выполнения теста на гибкость в комплексе ГТО/ А.А. Артеменков, Н.И. Сапожников, А.В. Худякова// Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры физического воспитания и спорта ВлГУ (13-14 декабря 2014 г., г. Суздаль). – Владимир: ВлГУ, 2014. – С. 106-109
6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И.А. Аршавский. – М.: Академия, 2005. – 95 с.
7. Багирова Г.Г. Состояние ревматологической помощи подросткам с патологией опорно-двигательного аппарата/ Г.Г. Багирова// Научно-практическая ревматология. – 2011. – № 3. – С. 99-102
8. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2003. – 418 с.
9. Болдов А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов/ А.С. Болдов. – М.: Академия, 2006. – 24 с.
10. Барташевич В.В. Эффективность лечебной гимнастики, стимулирующей тоническое сокращение мышц, в коррекции двигательного стереотипа при нарушениях осанки у школьников/ В.В. Барташевич, С.Ю. Болдырев, Н.Т. Зиняков// Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. – № 8. – С. 88-90
11. Боровков А.А. Математическая статистика/ А.А. Боровков. – М.: Наука, 2004. – 17 с.
12. Борщенко И. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко. Позвоночник и суставы. Полный курс упражнений/ И. Борщенко. – М.: АСТ; Метафора, 2015. – 349 с.
13. Бубновский С.М. Практическое руководство по кинезитерапии. М., 2000. -240 с.
14. Быстров В.И. Йога полная система упражнений/ В.И. Быстров. – Минск: Харвест, 2009. – 352 с.
15. Васильев Е.П. Исследование гибкости/ Е.П. Васильев. – М.: Академия, 2001. – 73 с.
16. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания/ А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 135 с.
17. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья/ М.Я. Виленский. – М.: Гардарики, 2001. – 131 с.
18. Власенко С.Н. Гибкость – важный фактор здоровья/ С.Н. Власенко. – Минск: Беларусь, 2000. – 28 с.
19. Врублевский Е.П. Выпускная квалификационная работа/ Е.П. Врублевский, О.Е. Лихачев, Л.Г. Врублевская. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 228 с.
20. Гайнутдинов А.Р. Патогенетические аспекты формирование классических болевых мышечных синдромов / А.Р. Гайнутдинов, Г.А. Иваничев, Р.А. Якупов// Практическая медицина. – 2010. – № 41. – С. 96
21. Герасимова О.Н. Лечение острой неспецифической боли в спине в амбулаторной практике/ О.Н. Герасимова, В.А. Парфенов// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 3. – С. 41-46
22. Головко Е.А. Биологическая обратная связь в лечении миофасциальных болевых синдромов спины/ Е.А. Головко, М.В. Ковтун, А.А. Кузьмичев// Хирургия позвоночника. – 2008. – № 4. – С. 37-41
23. Гупта М.К. 69 уникальных лечебных поз и упражнений от болей в позвоночнике, спине и шее / М.К. Гупта; пер. с англ. И. Максимова. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 127 с.
24. Данилов А.Б. Клинико-неврологическая характеристика пациентов с отраженной соматической болью в спине на пояснично-крестцовом уровне/ А.Б. Данилов, Н.С. Николаева// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 4. – С. 14-15
25. Долгова И.Н. Современные подходы к лечению неврологических осложнений веретеброгенной патологии/ И.Н. Долгова, Н.В. Чигрина// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8. – С. 18-20
26. Дьячек Э.М. Комплексная дифференцированная терапия контрактуры локтевого сустава с применением физических факторов, ЛФК и мануальной терапии/ Э.М. Дьячек, Е.Н. Ершова, В.Н. Кочергин// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. – 2013. – № 3. – С. 45-46
27. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций/ И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург: Феникс, 2004. – 192 с.
28. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физкультуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 64 с.
29. Жмыхова А.Ю. Представления студентов о здоровом образе жизни и роли в нем физической культуры в зависимости от пола и состояния здоровья /А.Ю. Жмыхова, Т.В. Панасюк// Восстановительная медицина, физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции (5-6 апреля 2007 г.). – Архангельск: Экология человека, 2007. – С. 56-58
30. Журавлев А.Н. Оптимизация двигательной активности учащихся средних специальных учебных заведений/ А.Н. Журавлев. – М.: Академия, 2001. – 22 с.
31. Иваничев Г.А. Клинические болевые мышечные синдромы/ Г.А. Иваничев// Казанский медицинский журнал. – 2011. – № 2. – том 92. – С. 244-248
32. Королев А.А. Понятие и определение мышечной спастичности/ А.А. Королев, Г.А. Суслова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 2. – С. 75
33. Котова О.В. Боль в спине: предотвратить хронизацию/ О.В. Котова// Русский медицинский журнал. – 2011. – № 30. – том 17. – С. 1872-1873
34. Коултер Д. Анатомия хатха-йоги. Руководство для студентов, преподавателей и практикующих/ Д. Коултер; пер. с англ. Ю. Синявской. – М.: ПОСТУМ, 2015. – 752 с.
35. Кремис В.И. Особенности динамики мышечно-тонических проявлений поясничной боли в процессе регионарных блокад/ В.И. Кремис// Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. – № 3. – С. 63-66
36. Кудакова А.М. Боли в спине/ А.М. Кудакова, Я.И. Левин// Русский медицинский журнал. – 2009. – № 7. – том 17. – С. 436-437
37. Кучкин С.Н. Дыхательные упражнения для профилактики и при патологии: методическое пособие/ С.Н. Кучкин, Л.В. Салазникова. – Волгоград: Академия, 2000. – 55 с.
38. Лядов К.В. Инновационные подходы к применению кинезотерапии у больных пояснично-крестцовой дорсопатией/ К.В. Лядов, С.А. Хакимов// Вестник новых медицинских технологий. – 2011. – № 4. – том 18. – С. 232-235
39. Макколл Т. Йога: исцеляющие асаны/ Т. Макколл; пер. с англ. Е.В. Ереминой. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
40. Максимова Ю.А. Профилактика функциональных нарушений позвоночника путём ликвидации постнагрузочных изменений в опорно-двигательном аппарате/ Ю.А. Максимова// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. – № 2. – С. 75-79
41. Манвелов Л.С. Вертеброгенные болевые синдромы/ Л.С. Манвелов// Нервные болезни. – 2014. – № 3. – С. 42-44
42. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания/ Л.П. Матвеев.– М.: Лань, 2004. – 160 с.
43. Начинская С.В. Спортивная метрология: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования/ С.В. Начинская. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
44. Парфенов В.А. Причины, диагностика и лечение боли в нижней части спины/ В.А. Парфенов// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 1. – С. 19-22
45. Петров П.К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований: учебное пособие/ П.К. Петров. – 2-е изд., испр., и доп. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. – 176 с.
46. Подчуфарова Е.В. Лечение боли в пояснично-крестцовой области/ Е.В. Подчуфарова// Русский медицинский журнал. – 2011. – № 15. – том 19. – С. 970-977
47. Подчуфарова Е.В. Миогенная боль в спине: причины развития и методы лечения/ Е.В. Подчуфарова// Русский медицинский журнал. – 2011. – № 30. – том 19. – С. 909-913
48. Подчуфарова Е.В. Хронические миогенные болевые синдромы в спине: механизмы развития и подходы к лечению/ Е.В. Подчуфарова// Русский медицинский журнал. – 2009. – № 11. – том 17. – С. 734-740
49. Росин Я.А. Физиология вегетативной нервной системы/ Я.А. Росин. – М.: Наука, 2004. – 66 с.
50. Рощина А.Н. Эффективность дыхания как педагогическая проблема физического воспитания студенческой молодёжи/ А.Н. Рощина, Н.И. Сапожников// Череповецкие научные чтения – 2011: материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-2 ноября 2011 г.). – Череповец: ЧГУ, 2012. – С. 164-166
51. Савельева Н.Г. Нормализация мышечного тонуса у студентов посредством нетрадиционных методов терапии/ Н.Г. Савельева// Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры физического воспитания и спорта ВлГУ (13-14 декабря 2014 г., г. Суздаль). – Владимир: ВлГУ, 2014. – С. 73-77
52. Сапожников Н.И. Влияние различных средств физической культуры на гибкость позвоночника/ Н.И. Сапожников, Н.М. Макаров// Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (21 февраля 2014 г.). – СПб.: СПбГУП, 2014. – С. 158-160
53. Сапожников Н.И. Диафрагмальное дыхание как средство регулирования тонуса ВНС и улучшения гибкости/ Н.И. Сапожников, А.В. Худякова// Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодежи: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (19 – 20 октября 2013 г.). – Суздаль, 2013. – С. 226-228
54. Сапожников Н.И. Мышечный «дискомфорт» как синдром мышечного напряжения/ Н.И. Сапожников// Современные проблемы физической культуры и спорта молодёжи в вузах России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 60- 64
55. Сапожников Н.И. Релаксационная гимнастика как средство профилактики основных и сопутствующих заболеваний в работе со студентами специальной медицинской группы/ Н.И. Сапожников// Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 июня 2009 г.). – Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. – С. 211-212
56. Святская Е.Ф. Поясничный остеохондроз: диагностика, лечение, медицинская реабилитация / Е.Ф. Святская// Проблемы здоровья и экологии. – 2012. – № 1. – С. 85-91
57. Сидерский А. Хатха-йога как технология интегрального тренинга/ А. Сидерский. – К.: Ника–центр, 2000. – 160 с.
58. Ситель А.Б. Соло для позвоночника/ А.Б. Ситель. – М.: Метафора, 2009. – 240 с.
59. Суслова С.Е. Современные принципы ведения пациентов с хронической неспецифической люмбалгией/ С.Е. Суслова, О.А. Черненко// Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – № 2. – С. 81-85
60. Тобиас М. Растягивайся и расслабляйся: пер. с англ./ М. Тобиас, М. Стюарт. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 160 с.
61. Уилсон К.А. Исцеляющая сила без медицины/ К.А. Уилсон. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 304 с.
62. Уриа А.М. Диагностика и лечение позвоночника. Уникальная система доктора А.М. Уриа / А.М. Уриа; пер. с исп. Ю. Сусоевой. – М.: РИПОЛ классик, 2015. – 400 с.
62 . Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры. / Под общей ред. Проф. С.Н. Попова. – Ростов Д: изд-во «Феникс»,1999,-608с.
63 Фролов В.А. Атлас мануальной терапии/ В.А. Фролов. – М.: ООО «АиФ-Принт», 2002. – 155 с.
64 Фроули Д. Индивидуальная йога/ Д. Фроули, С.С. Козак. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 360 с.
65 Фурманов С.И. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов/ С.И. Фурманов. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
66 Шивананда С. Новый взгляд на традиционную йога-терапию/ С. Шивананда; пер. с англ. А. Сидерского. – К.: София, 1994. – 480 с.
67 Янгулова Т.И. Лечебная физкультура: анатомия упражнений/ Т.И. Янгулова. – Ростов-на Дону: Феникс, 2010. – 175 с.
68 Davies C. The Trigger Point Therapy Workbook: Your Selftreatment Guide for Pain Relief/ C. Davies// Oakland. – 2010. – New Harbinger Publ Inc. – P. 267
69 Kaminoff L. Yoga anatomy/ L. Kaminoff. – USA: Human Kinetics, 2007. – 240 p.
70 Krsnich-Shriwise S. Fibromyalgia syndrome: an overview/ S. Krsnich-Shriwise// Phys-Ther. – 2007. – vol. 77(1 ). – P. 68-75
71 Kurtze N. Fatigue and patterns of pain in Fibromyalgia: Correlations with anxiety, depression and co-morbidity in a female county sample/ N. Kurtze, S. Svebak// Br J Med Psychol. – 2011. – Vol.4. – P. 523-537
72 Petrytsa P., Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві.// Meaning of independent physical exercises practicing for students of groups of physical rehabilitation. – 2015. № 2 (30). P. 91-94.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!