Идеологические аспекты труда Абу Исхака Ибрахима бну Муса аш-Шатыбий «ал-Муафакат фи усул ал-фикх» в формировании доктрины «фикха мусульманских меньшинств»

Хусаинов Дамир Тавфикович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

АННОТАЦИЯ магистерской диссертации обучающегося 2 курса магистратуры профиль «История и культура ислама» Хусаинова Дамира Тавфиковича Диссертационное исследование на тему: «Идеологические аспекты труда Абу Исхака Ибрахима бну Муса аш-Шатиби «Муафакат фи усуль аль-фикх» в формировании доктрины «фикха меньшинств» Постановка проблемы: Положение ислама в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы. История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств. На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Европе и Америке реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве. Основные источники: Главным теоретическим источником, лежащим в основании последующего развития концепции фикха меньшинств является труд анадалузского богослова XIV века Абу Исхака Ибрахима б. Муса аш-Шатиби «Муафакат фи усуль аль-фикх». Помимо этого, большое значение имеет изучение источников современного фикха меньшинств на Западе. В этом отношении особый интерес представляют следующие труды: 1. Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств: Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки): монография / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. — М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. — 106 с. 2. Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права / Таха Джабир Аль-Альвани; науч. ред. А. Али-заде; пер. с англ. Р. Кулиев. – Баку: CBS, 2008. – 62 c. 3. Юсуф Аль-Кардави. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола / Науч. ред. А. Али-заде. – Баку: CSB, 2008. – 140 с. Осмысление необходимости трансформации фикха на почве отечественного богословия звучит так же и в трудах следующих авторов, требующих внимательного изучения: 4. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 336. 5. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с. Краткий обзор литературы. Литература по данной теме может быть систематизирована по трем блокам, в соответствии с целью и задачами исследования, реализующимися в трех главах соответственно. Первый блок касается изучения истории ислама и его глубинных философских оснований, раскрытия внешних и внутренних причин кризиса ислама. Помимо указанных в качестве основных источников, здесь необходимо изучить труды Мухаммада Икбала и Тарика Рамадана. Второй блок касается вопросов соотношения шариата и фикха как в понятийном смысле, так и в классических богословских представлениях в истории ислама. Особое значение здесь имеет содержание труда Аш-Шатиби. Третий блок позволяет изучить собственно концепцию фикха меньшинств, прежде всего, в свете опыта ее применения на Западе. А так же на основе анализа воззрений отечественных богословов сделать вывод о перспективах ее применения в России. В этом отношении, помимо основных источников, требует изучения богатое наследие татарской богословской мысли – Мусы Бигиева, Резы Фахретдина, Аль-Альвани, а также и современной аналитической литературы. Структура работы и ее краткое содержание. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении описывается актуальность выбранной темы исследования, ставится проблема и описывается степень ее разработанности, определяются цель и задачи, дается обзор теоретических и методологических оснований исследования, формулируется его новизна, описывается структура работы. Первая глава исследования посвящена анализу становления ислама, его философским основаниям как условиям расцвета мусульманской культуры и цивилизации, а также внешним историческим и социально-политическим причинам его кризиса. Во второй главе исследуются внутренние причины кризиса ислама как мировоззрения и снижения его эффективности как социокультурной системы. Рассматривается историческая динамика в понимании соотношения шариата и фикха, ошибки и исторически верные решения, которые были положены в основу формирования концепции фикха меньшинств. Третья глава состоит из двух параграфов, посвященных соответственно анализу западного опыта реализации концепции фикха меньшинств, а так же анализу потенциала отечественной философско-богословской традиции в контексте решения проблем российских мусульман, связанной с необходимостью их интеграции в современное российское общество. В заключении даны общие выводы в соответствии с поставленной во введении целью и задачами проделанной работы, определяется дальнейшая исследовательская перспектива.

Положение ислама как социокультурной системы в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы.
История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств.
На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Западной Европе и США реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является выявление роли теоретико-методологического потенциала фикха как фактора стратегического развития социокультурной системы ислама в иноконфессиональной и инокультурной среде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать универсальные философские основания ислама, приближение или отход от которых исторически способствовали развитию или кризису ислама как социокультурной системы;
– определить соотношение понятий «шариат» и «фикх» и установить связь между концептуальными трактовками этого соотношения и периодами расцвета и кризиса исламской культуры и цивилизации, раскрыть роль фикха как методологии выхода из кризиса;
– проанализировать теоретико-методологические основания концепции фикха меньшинств, предпосылки и опыт его применения в условиях глобализации на территории Западной Европы и США, а также перспективы применения в современной российской действительности.
Методология исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе анализа источников и иных научных источников информации, а также при изложении основного содержания и результатов проведенного исследования применялись следующие методы.
Общими методологическими ориентирами исследования являются системный подход и диалектика, ориентирующие на целостное всестороннее изучение явлений во взаимосвязи и развитии. Это позволяет рассмотреть область права (шариат и фикх) как подсистему социокультурной системы ислама и проанализировать их взаимное влияние.
В первой главе исследования применяются исторический, культурологический и культур-философский методы для выявления философских оснований ислама как социокультурной системы в истории ее развития и их влияния на данную систему в периоды расцвета и кризиса.
Во второй главе применяются теологический и религиоведческий методы при анализе соотношения понятий «шариат» и «фикх», герменевтический подход при рассмотрении широкой и узкой трактовки фикха в контексте определенных исторических и социокультурных обстоятельств.
В третьей главе применяютя социологические принципы при изучении параметров и ситуаций жизнепроживания мусульманских общин в Западной Европе и США.
Сквозными общенаучными методами на протяжении всего исследования являются компаративный анализ и логический метод.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу настоящего исследования составили труды мусульманских богословов, которые посвящены разработке основ и содержания концепции фикха меньшинств. Основные принципы и положения, которые в последующем легли в основу современного фикха меньшинств, изложены в труде средневекового андалусского богослова Абу Исхака аш-Шатиби «ал-Мувафакат фи усул ал-фикх». В его же работе «ал-Итисам» обсуждается проблема критериев разграничения понятия «нововведение в религии», имеющего деструктивный смысл для ислама от необходимого для него обновления. Обращение к этому труду современных исламских теологов и богословов привело к разработке содержания концепции фикха меньшинств в работах Юсуфа аль-Кардави («Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», «Duties of Muslims Living in the West». «Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра», «Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб»); Таха Джабир аль-Альвани «Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права», «Ijtihad in the Regulation and Correction of Capital Markets», «Макасид аш-Шариа», «Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят», а так же ряда других исламских ученых. На российской почве переводом и адаптацией труда аш-Шатиби занимался выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, который написал «Введение» в трактат «ал-Мувафакат». В целом, проблематика соотношения шариата и фикха рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных исследователей как Бернард Дж. Вайсс, В.В. Бартольд, Л.Р. Сюкияйнен и др.
Общим вопросам истории развития исламской культуры и цивилизации в периоды ее развития и кризиса посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Сурдель и Ж. Сурдель, Э. Ренана, Б. Льюис, А. Баязитова, О.Г. Большакова, С.М. Прозорова, М.Б. Пиотровского и др. Современное состояние ислама как социокультурной системы, угрожающие ему кризисы и перспективы развития рассматриваются в работах Р. Курбанова, М. Икбала, М. Геремеза, Т. Рамадана и др.
Однако следует отметить, что если на Западе фикх меньшинств разрабатывается не только в качестве теории, но и активно реализуется в практике жизнедеятельности мусульманских общин, то в России перспективы его реализации пока еще не исследованы в достаточной степени. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать комплексно фикх меньшинств, рассмотрев исторические и теоретико-методологические предпосылки его возникновения, современное состояние реализации на Западе и перспективы развития этого направления фикха в России.

В соответствии с поставленной целью в ходе решения основных задач исследования на основе анализа первоисточников и иных источников научной литературы получены следующие выводы.
В основании ислама как социокультурной системы лежит принцип взаимопроникновения культуры и цивилизации, который реализуется за счет следующих философских оснований: единство материального и духовного, внешнего и внутреннего, науки и религии (веры и разума). Реализация этих оснований обеспечила историческое развитие и расцвет исламской культуры и цивилизации. Кризисные периоды в истории сопровождались отходом от этих оснований как в массовом сознании, так и в деятельности исламских ученых, в теории и практике ислама.
Одной из ключевых областей теории и практики ислама, в которой реализовывались указанные основания, является область права. Мусульманское право исторически являлось фундаментом существования исламской культуры и цивилизации. В кризисные периоды истории к нему обращались как к извечному источнику решения проблем, угрожающих исламской идентичности и целостности общественной системы (со стороны западной культуры). Понимание соотношения шариата и фикха и методология реализации последнего служили теоретическими алгоритмами осмысления возникающих проблем и практическим руководством к действию в условиях кризиса. Узкое редукционистское понимание шариата и консервативный фикх лишь усугубляли стагнацию исламской культуры и цивилизации.
На сегодняшний день ситуация глобализации создает новый формат взаимоотношений мусульман с представителями иных культур и конфессий, которые по своим масштабам и интенсивности не сопоставимы с кризисами предшествующих периодов. Это требует переосмысления традиционных алгоритмов, обновления фикха, возвращения к изначальным целям и смыслам шариата и в целом ислама как социокультурной системы. Сама идея возврата и обновления не нова. В рамках классического права методологию этого процесса обосновал имам аш-Шатиби в трактате «аль-Мувафакат». В последние десятилетия на Западе она успешно реализуется посредством концепции фикха меньшинств.
Современное состояние российской уммы так же требует изменений в соответствии с присущей ей культурно-исторической спецификой. Основой для этих изменений служат дореволюционные труды татарских богословов, методология, разработанная аш-Шатиби и опыт применения фикха меньшинств на Западе.

Источники:
Аль-Альвани Таха Джабир. Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права / Таха Джабир Аль-Альвани; науч. ред. А. Али-заде; пер. с англ. Р. Кулиев. – Баку: CBS, 2008. – 62 c.
Аль-Кардави Юсуф. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола / Науч. ред. А. Али-заде. – Баку: CSB, 2008. – 140 с.
Баязитов А. Ислам и прогресс. – С.-Петербург, 1898. – 95 с. // Режим доступа: URL: (дата обращения: 17.03.2018 г.).
Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Режим доступа: URL: (10.01.2018 г.).
Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 336 с.
Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 2 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 256 с.
Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с.
Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации // Режим доступа: URL: (дата обращения: 16.01.2018 г.).
Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Мухаммад Икбал; Пер. с англ., предисл. и коммент. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2002. – 200 с.
Священный Коран // Режим доступа: URL: (дата обращения: 30.04.2018 г.).
Тайлор Э.Б. Первобытная культура // Режим доступа: URL: (дата обращения: 27.12.2017 г.).
Тарик Рамадан. Ислам. Прошлое и настоящее / Пер. с англ. З. Нестеровой. – М.: Азбука-Аттикус, 2018. – 288 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории // Режим доступа: URL: (дата обращения: 15.01 2018 г.).
Al-Alwani. Ijtihad in the Regulation and Correction of Capital Markets. AAISS, 14/ 3 (1997): 54.
Al-Qaradawi, Yusuf. Duties of Muslims Living in the West. IslamOnline.net. Ask the Scholar Section of IslamOnline. 5 Nov. 2006. Last accessed 30 Jan, 2007.
Fatwa concerning the Participation of Muslims in the American Political Process // Режим доступа: URL: (дата обращения: 31.01.2018 г.).
Jocelyne Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York, Palgrave Macmillan, 2004.
Mohamed El-Moctar El-Shinqiti. Fiqh of Muslim Minorities // Режим доступа: URL: (дата обращения: 16.03.2018 г.).
 Mohamed Nimer. The North American Muslim Resource Guide: Muslim Community Life in the United States and Canada. Routledge, September 2002.
Sheikh Ibn Baz and Sheikh Uthaymeen, Muslim Minorities. Fatawa Regarding Muslims Living as Minorities. London: Message of Islam, 1998.
Taha Jabir al-Alwani. Fiqh of Minorities. Islamic Society of North America // Режим доступа: URL: (дата обращения: 18.12.2017 г.).
Абу Исхак аш-Шатыби. Аль-И‘тисам.
Абу Исхак аш-Шатыби Муафакат фи усуль ал-фикх // Режим доступа: URL: (дата обращения: 25.04.2018 г.).
Таха Джабир аль-Альвани. Макасид аш-Шариа.
Таха Джабир аль-Альвани. Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят // Режим доступа: URL: (дата обращения: 22.01.2018 г.).
Фикху ль-Ак’алийят: Бид’а ам Дарура. Банку ль-Фатава // Режим доступа: URL:   (дата обращения: 07.02.2018 г.).
Юсуф аль-Карадави. Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра. // Режим доступа: URL: http:// (дата обращения: 03.03.2018 г.).
Юсуф аль-Карадави. Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет