Индустрия онлайн-развлечений в контексте Всемирной торговой организации: тенденции правового регулирования
В рамках данного труда внимание исследователя сосредоточено на нетипичном для права Всемирной торговой организации предмете. В настоящее время современные технологии в значительной степени опережают развитие правового регулирования данной сферы. Однако это не повод отказываться от применения к вновь возникающим отношениям имеющихся правил и норм международной торговли. Ввиду нарастающих оборотов международной торговли посредством использования сети Интернет, индустрия онлайн-развлечений как одна из сфер торговых отношений, которые возникли благодаря широкому распространению и использованию Интернета, вызывает особый интерес. Именно поэтому представляется необходимым рассмотреть тенденции правового регулирования применимо к данной области. В работе анализируются следующие объекты индустрии онлайн-развлечений: онлайн-реклама, видеоигры, виртуальная реальность и аудиовизуальные сервисы. Правовую основу исследования составляют соглашения, формирующие право ВТО. Анализируется практика государственного вмешательства в индустрию онлайн-развлечений на примере России и Китая. Кроме того, в заключительном параграфе работы рассматривается проблематика локализации персональных данных на национальном уровне.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Индустрия онлайн-развлечений: что она из себя представляет в контексте мировой торговли………………………………………………………7
§ 1.1. Информация как общая составляющая объектов индустрии онлайн-развлечений………………………………………………………………………..7
§ 1.2. Анализ объектов индустрии онлайн-развлечений через призму норм ВТО……………………………………………………………………………….11
Глава II. Правовое регулирование индустрии онлайн-развлечений на примере отдельных государств-участников ВТО: тенденции государственного регулирования…………………………………………………………………….21
§ 2.1. Опыт Российской Федерации: ……………………………………………21
§ 2.2. Опыт Китайской Народной Республики…………………………………25
§ 2.3. Локализация персональных данных как репрезентативный пример правового регулирования: краткий обзор практики нескольких государств-участников ВТО ………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………………………44
В современную эпоху повсеместной глобализации технологии все стремительнее проникают в жизнь как отдельного человека, так и государств в целом. Информация становится доступной и любой желающий может моментально получить интересующие его данные. Безусловно, это ещё не итог информатизации, но те процессы, которые современное общество имеет возможность наблюдать уже оказали, продолжают и дальше будут оказывать огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. В особенности на международную торговлю.
В рамках данного труда внимание исследователя сосредоточено на нетипичном для права Всемирной торговой организации предмете. Специфика предмета исследования, в первую очередь, примечательна динамичностью его развития. Как мы можем наблюдать, современные технологии в значительной степени опережают развитие правового регулирования данной сферы. Однако это не повод отказываться от применения к вновь возникающим отношениям имеющихся правил и норм. Наоборот представляется разумным ввиду стремительного изменения конъюнктуры рынка и перехода многих его областей в сферу «онлайн» воспользоваться сложившимся и действующим нормативным правовым регулированием.
Ввиду нарастающих оборотов торговли посредством использования сети Интернет, индустрия онлайн-развлечений как одна из сфер торговых отношений, которые возникли благодаря широкому распространению и использованию Интернета, вызывает особый интерес. Именно поэтому представляется необходимым рассмотреть тенденции правового регулирования применимо к данной области. Важно отметить, что в работе анализируются следующие объекты индустрии онлайн-развлечений: онлайн-реклама, видеоигры, виртуальная реальность и аудиовизуальные сервисы.
Правовую основу исследования составляют документы, формирующие право ВТО. По мнению автора, именно в контексте норм многосторонней торговой системы, участниками которой уже являются более 160 государств, разумно исследовать индустрию онлайн-развлечений, которая создана на базе глобальной сети Интернет.
Основной целью работы является выявление и анализ правовых тенденций, которые свойственны для регулирования рынка онлайн-развлечений на сегодняшний день. Как можно увидеть далее по тексту, несмотря на отсутствие специальных правил регулирования, можно выявить применимыми к данным правоотношениям нормы.
Актуальность исследования заключается в динамичности развития предмета, его новизне и быстром росте. Так согласно обзору PWC в 2016 году доходы от онлайн-рекламы впервые опередили по показателям доходы от телевизионной, данная тенденция, по мнению экспертов, будет усиливаться вплоть до 2021 года благодаря быстрым темпам роста доходов от мобильной рекламы. По прогнозу, совокупная выручка от интернет-рекламы вырастет до 3,2 млрд. долларов в год. При совокупном размере среднегодового темпа роста на уровне 12, 3%.
Важно, что сеть Интернет на данный момент организована так, что, по общему правилу, она допускает практически неограниченное взаимодействие между пользователями, относящимися к различным юрисдикциям. Во многом именно этот фактор определяет привлекательность рынка онлайн-развлечений для предпринимателей по всему миру.
Кроме того, для отношений, возникающих в Интернете, характерно их саморегулирование. Это является следствием стремительного развития технологий, за которым законодательное регулирование, будь то наднациональное или национальное, далеко не всегда успевает. Вследствие чего, в целом, мы наблюдаем отставание нормотворческого процесса от реалий, которые как описывается далее в работе, складываются в сети Интернет.
Важность исследования обосновывается широкими возможностями, которые предоставляет человечеству глобальная сеть. Ведь Интернет уже повсеместно используется не только для ведения и развития бизнеса, а также для культурного досуга, беспрерывного образования и государственного управления. Таким образом, представляется разумным признать его влияние на жизнедеятельность человека в целом и на сферу торговых отношений в частности.
Основной целью данного исследования является выявление тенденций правового регулирования, которые наблюдаются ввиду появления новых процессов в международном торговом обороте. Анализируются уже имеющиеся в международном торговом обороте нормы права и то, как они могут быть применимы к индустрии онлайн-развлечений. Помимо этого, рассматривается практика регулирования данного рынка на примере двух государств: Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Выбор именно этих участников ВТО обосновывается, во-первых, практическим интересом исследователя. Во-вторых, тем, что одной стороны, оба государства поддерживают развитие новейших технологий, но с другой стороны, как экономически и политически влиятельные державы не допускают безотлагательного применения складывающихся в международной торговле правил, а в некоторых случаях даже применяют ограничительные меры в отношении последних. В-третьих, и у России, и у Китая есть схожий признак – сложные и долгие переговоры с другими участниками и, как следствие, длительное вступление в ВТО.
Кроме того, в заключительном параграфе работы рассматривается проблематика локализации персональных данных на национальном уровне.
Индустрия онлайн-развлечений занимает с каждым днем более значительные позиции рынка. Современному человеку достаточно иметь подходящее устройство и перед ним открываются широкие просторы Интернета с его безграничными возможностями в целом, и относительно развлечений – в частности. Основным вопросом настоящего исследования является: анализ правовых норм ВТО, а именно: как они могут быть применены к индустрии онлайн-развлечений. Другой не менее важный вопрос – это понять, как складывается практика регулирования предмета в интересующих государствах-членах ВТО. В целом, необходимо понять, насколько реально и разумно применить нормы ВТО в отношении стремительно развивающегося глобального рынка, который пока не вписывается ни в одни рамки устоявшегося и привычного правового регулирования.
В целом, необходимо отметить, что правоотношения, связанные с Интернетом, пока представляют собой область, находящуюся на этапе становления. Для которой больше характерно количество вопросов, чем ответов. Ввиду того, что на уровне теории права предмет данной научной работы пока не получил должного понятийного толкования, то об используемой методологии отметим, что основу исследования составили формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура данной работы определяется в соответствии с поставленными целями исследования. Состоит из введения, двух глав, которые объединяют пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Исследование объектов индустрии онлайн-развлечений в контексте норм ВТО позволяет сделать вывод о том, что современные технологии в значительной степени опережают развитие правового регулирования данной сферы. Однако к вновь возникающим отношениям могут применяться имеющиеся правила и нормы международного торгового права. Интернет в таком случае разумно воспринимать как особую экосистему, которая образует определенное правовое поле для регулирования возникающих в нем отношений. В тоже время глобальная информационно-телекоммуникационная сеть указывает на комплекс определенных правовых проблем, связанных с торговым оборотом: стирание границ территориальных юрисдикций и обращение с персональными данными.
Информация является ключевой составляющей объектов индустрии онлайн-развлечений, которые доступны пользователям сети Интернет. Как уже отмечено выше, информационные потоки делают распространение данных абсолютно беспрепятственным. В рамках онлайн-развлечений примечательно, что пользователи могут как получить доступ к определенным информационным ресурсам, так и предоставлять свои персональные данные.
В отношении каждого из объектов индустрии онлайн-развлечений сделаны следующие выводы:
– Онлайн-рекламу представляется разумным понимать как услугу по представлению предприятий, их товаров или услуг, которая размещается в глобальной сети Интернет. Одно из главных преимуществ онлайн-рекламы – это возможность целенаправленного подхода к потребителю, однако это может приводить к проблеме потери конфиденциальности данных пользователей. В целом интернет-реклама подпадает под регулирование ГАТС и, таким образом, государства-участники ВТО в отношении данного объекта обязаны соблюдать такие принципы, как режим наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС) и национальный режим (Статья XVII ГАТС);
– Видеоигры, с одной стороны, представляется разумным рассматривать в качестве товара. Во-первых, при покупке компьютерной игры физическое лицо получает конкретный объект, позволяющий посредством использования визуального интерфейса обеспечить своего рода развлечение. Во-вторых, до сих пор одним из видов дистрибуции видеоигр является физический носитель: CD-ROM или DVD-ROM. Приобретая видеоигру, человек получает определенного рода материальный носитель. С другой стороны, если анализировать дистрибуцию видеоигр в целом и их дистрибуцию на цифровом носителе – в частности, то необходимо отметить, что это в чистом виде услуга. В данном случае физическое лицо посредством оплаты конкретного цифрового продукта, получает услугу по его дистрибуции и поддержании в действии на определенном визуальной интерфейсе. Таким образом, здесь речь идет об оказании трансграничных услуг, к чему в свою очередь разумно применять положения ГАТС;
– Виртуальная реальность представляет собой виртуализацию в ее самом глубоком смысле, поскольку основной целью является максимальное погружение в виртуальную среду посредством общедоступных (платных или бесплатных) онлайн-интерфейсов. В контексте норм ВТО представляется разумным рассматривать виртуальную реальность в качестве определенной услуги, которая может предоставляться платно или бесплатно любому пользователю, имеющему доступ к сети Интернет. Отметим, что видеоигры относительно виртуальной реальности выступают как репрезентативный пример, так как исторически виртуальная реальность развилась массово с развитием именно игровых технологий;
– Аудиовизуальным сервисом является особый тип контента (информационное содержание сайта), действие которого направлено на зрительное и слуховое восприятие пользователем информации. В контексте норм ВТО аудиовизуальные сервисы необходимо рассматривать тоже как определенного вида услугу. Так как речь идет о дистрибуции особого контента индивидуальный визуальный интерфейс. При этом, данный вид услуги может предоставляться как платно, так и бесплатно любому пользователю, имеющему доступ к сети Интернет.
Таким образом, на примере выше описанных объектов индустрии онлайн-развлечений следует отметить, что разумно использовать для регулирования имеющиеся механизмы, правила и нормы международного торгового права. Во-первых, разработка новых правил может занять очень длительный период времени, а Интернет и все, что с ним связано, представляет динамично меняющуюся инфраструктуру. Во-вторых, оставлять за рамками правового поля столь активно развивающую сферу представляется нелогичным. В-третьих, в сети Интернет преимущественно возникают отношения с размытыми территориальными границами, и именно роль многосторонней торговой системы ВТО может оказать значительную помощь и влияние в целях выстраивания стройной и прозрачной системы правового регулирования отношений.
На примере практики отдельных государств-участников ВТО очевидно, что на сегодняшний день есть тенденция вмешательства государственной власти в индустрию онлайн-развлечений. Россия в течение нескольких последних лет активно вмешивается в отношения, связанные с информацией, и применяет ограничительные меры по ее распространению. Ряд поправок затрагивает данные пользователей – граждан других государств. В законе не предусмотрено правил, ограничивающих хранение информации о таких пользователях сети Интернет. Таким образом, со стороны Российской Федерации есть риск нарушения законодательства другого участника ВТО, и, как следствие, судебное разбирательство на международном уровне.
Другим репрезентативным примером является GDPR, который вступает в силу с 25 мая 2018 года на территории Европейского союза. В соответствии с данным актом если компания находится за пределами территории ЕС, однако хранит или обрабатывает данных граждан государств-участников союза, то к ней предъявляются определенные требования, невыполнение которых является основанием для применения санкций В отношении данной практики Европейского союза вопрос оправдания мер остается открытым. С одной стороны, Европейский союз является участником ВТО на правах самостоятельного члена организации. Следовательно, можно сказать, что в части ограничительных мер по GDPR ЕС может ссылаться на положения об исключениях в ГАТС. Однако, если говорить о потенциальном споре возникает проблематика соотношения норм международного, наднационального и национального законодательства.
В Китае государство со своей стороны активно поддерживает цензуру в Интернете, и, помимо этого, вводит различные ограничительные меры в отношении владельцев сайтов и информационных систем. На сегодняшний день именно в Китае одна из самых развитых систем цензуры, которая стала платформой для развития внутригосударственных информационных технологий. Помимо ограничительных мер, влияющих на распространение информации, государственные власти предпринимают действия по ограничению иностранного участия в капиталах информационных компаний. Ограничительные меры Китая в отношении аудиовизуальных сервисов не соответствуют его обязательствам по либерализации торговых прав в соответствии с Протоколом о его присоединении к ВТО. Пример Китая доказывает, что ограничительные меры могут одновременно применяться государством не только в отношении трансграничной торговли товарами и услугами, но и в отношении участия иностранного капитала в бизнесе.
Таким образом, мы наблюдаем следующую тенденцию: государства не только активно вмешиваются в индустрию онлайн-развлечений, но также и вводят определенные законодательные ограничения для бизнеса. Следовательно, тенденция регулирования со стороны государства постепенно возрастает. Поэтому можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие обязательств в рамках участия в ВТО, государства стремятся за счет правового регулирования обеспечить определенный уровень защиты онлайн-индустрии от иностранных субъектов.
Другой тенденцией является передача персональных данных и проблема потери их конфиденциальности. Интернет в данном случае является продуктом глобализации, который на примере стран, проанализированных в данной работе, выступает драйвером локализации данных пользователей. Характерным примером здесь является опыт Южной Кореи. По обязательствам из двустороннего соглашения США могут инициировать судебное разбирательство. Представители заявителя должны будут собрать достаточные доказательства о том, что ограничительные меры по передаче персональных данных не согласуются с обязательствами Кореи в ВТО. В свою очередь, защита Южной Кореи может опровергнуть доказательства, ссылаясь на перечень специфических обязательств Кореи, принятых при присоединении к ВТО. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что Корея не обязана предоставлять доступ на рынок в соответствии с положениями статьи XVI (2) ГАТС. Кроме того, в отношении соблюдения ограничений национального режима Корея также не связана какими-либо обязательствами, что означает возможность применения мер, которые несовместимы с принципом национального режима.
Вышеописанный пример позволяет сделать вывод о том, что в целях оправдания применения ограничительные меры государства-участника ВТО должны подпадать под действие одного из признанных исключений, изложенных в пунктах (а) – (е) статьи XIV ГАТС, чтобы допускалось «предварительное обоснование». Во-вторых, требовалось, чтобы анализируемые меры соответствовали вступительному положению статьи XIV ГАТС – «chapeau». Стандарт «предварительного обоснования» заключается в том, что 1) защита должна продемонстрировать, что ограничительная мера направлена на «защиту общественной морали» или «поддержание общественного порядка» и 2) защита должна обосновать «необходимость» ограничительной меры с целью поддержания общественного порядка.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [Электронный ресурс] – СПС «Консультант плюс»
2. Окинавская хартия развития информационного общества 2000 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
3. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации, 1994 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа :
4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. [Электронный ресурс]: Марракешское соглашение, 15 апреля 1994 г. – Режим доступа:
5. Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
7. General Data Protection Regulation [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!