Инициатива Китая «Один пояс, один путь»: эволюция формирования и особенности реализации
В настоящее время мировое сообщество активно поддерживает идеи сотрудничества, взаимной выгоды, мирного развития, мультилатерализма, поэтому разнонаправленные и многосторонние инициативы, проекты являются важной частью развития отношений между государствами.
В данных условиях в 2013 году китайская сторона выдвинула идею совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», состоящую из двух частей: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».
Во введении обоснованы актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования.
В 1 главе рассматриваются предпосылки формирования инициативы, ее особенности и теоретико-правовая основа, механизмы взаимодействия в рамках «Одного пояса, одного пути», региональные организации, выступающие в качестве инструмента политического диалога с Китаем в рамках инициативы, а также основные источники финансирования проектов «Одного пояса, одного пути».
Во 2 главе раскрываются промежуточные итоги реализации инициативы в таких регионах, как Центральная Азия (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и Юго-Восточная Азия. Рассмотрены основные проекты, реализуемые в странах в рамках «Одного пояса, одного пути», изучены основные проблемы, а также составлен SWOT-анализ инициативы.
В заключении, несмотря на то, что инициатива призвана сформировать новую модель взаимодействия стран, основой которой является строительство инфраструктуры для интенсификации и укрепления торговли и экономического сотрудничества, возникает вопрос, в какой степени интересы и движущие силы Китая пересекаются с политическими и социально-экономическими реалиями стран-участниц.
На данном этапе инициатива активно развивается, но в ходе реализации сталкивается с определенным количеством рисков и проблем, минимизация которых позволит «Одному поясу, одному пути» достигнуть основной цели – построения нового типа глобализации.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый
путь XXI века»: сущность и концептуальные основы…………..…………. 9
1.1 «Один пояс, один путь»: предпосылки и теоретико-правовая основа… 9
1.2 «Пояс» и «Путь»: важнейшие характеристики и особенности………… 26
Глава 2. Механизмы реализации составных частей инициативы «Один
пояс, один путь»: проблемы и результаты…………………………………… 38
2.1 «Экономический пояс Шелкового пути»: промежуточные итоги и
проблемы…………………………………………………………………… 38
2.2 «Морской Шелковый путь XXI века»: промежуточные итоги и
проблемы………………………………………………….…………..…… 57
2.3 SWOT-анализ и перспективы развития инициативы «Один пояс, один
путь»……………………………………………………………………….. 66
Заключение………………………………………………………………….… 80
Список использованных материалов………………………………………… 85
Приложения…………………………………………………………………… 101
Актуальность. В настоящее время мировое сообщество активно
поддерживает идеи сотрудничества, взаимной выгоды, мирного развития,
мультилатерализма, поэтому разнонаправленные и многосторонние
инициативы, проекты являются важной частью развития отношений между
государствами.
В данных условиях в 2013 году китайская сторона выдвинула идею
совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», состоящую из
двух частей: «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского
Шелкового пути XXI века». Она призвана сформировать новую модель
взаимодействия стран, основой которой является строительство
инфраструктуры для интенсификации и укрепления торговли и экономического
сотрудничества. Таким образом, инициатива имеет важное значение не только
для развития Китая, но и для развития системы международных отношений.
«Один пояс, один путь» охватывает большое количество стран Азии,
Африки, Ближнего Востока и Европы. По состоянию на конец марта 2019 года
китайское правительство уже подписало 173 документа о сотрудничестве со
125 странами и 29 международными организациями 1.
Инициатива имеет серьезные основы для развития и формирования новой
системы геополитических и геоэкономических отношений.
Целью работы является выявление особенностей формирования,
реализации и развития инициативы «Один пояс, один путь».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать предпосылки формирования идеи «Одного пояса, одного
пути».
2. Изучить важные правовые документы, касающиеся инициативы.
3. Описать важнейшие количественные и качественные
характеристики составляющих инициативы «Один пояс, один путь»:
Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути»: прогресс, вклад и перспективы //
Официальный сайт инициативы «Один пояс, один путь». URL:
https://rus.yidaiyilu.gov.cn/document/issue/87094.htm (дата обращения: 03.02.2021).
«Экономического пояса Шелкового пути», «Морского Шелкового пути XXI
века».
4. Изучить достигнутые промежуточные результаты.
5. Выявить проблемы, возникающие в процессе воплощения в жизнь
инициативы «Один пояс, один путь».
6. Составить SWOT-анализ формирования и развития инициативы
«Один пояс, один путь».
Объектом является инициатива «Один пояс, один путь».
Предметом выступают процессы формирования и реализации
инициативы «Один пояс, один путь».
Хронологические рамки: нижняя граница – 2013 г. обусловлена
официальным выдвижением идеи развития инициативы «Пояс, путь». Верхняя
граница – начало третьего десятилетия XXI века обусловлена активным
развитием «Одного пояса, одного пути».
Географические рамки работы охватывают территорию таких стран и
регионов мира, как Китайская Народная Республика, Центральная Азия и Юго-
Восточная Азия.
Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с развитием
инициативы «Один пояс, один путь» привлекают внимание многих
исследователей. Существует большое количество работ, посвященных
отдельным аспектам реализации инициативы, однако перечень трудов
комплексного характера недостаточно велик.
Используемую литературу можно условно поделить на три группы:
общего характера, специальной направленности, и конкретные работы,
посвященные отдельным аспектам темы.
Первая группа включает в себя исследования, которые дают возможность
наиболее полно изучить основы внешней политики КНР в XXI веке. Над
данным вопросом работали следующие авторы И.Е. Денисов и Д.Л. Адамова 2,
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!