Использование методов классификации в задачах проектирования нейрокомпьютерногоrn интерфейса

Ершова, Елена Анатольевна Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью работы является выявление информативных признаков в электроэнцефалограмме, пригодных для управления внешними устройствами и для создания алгоритмов управления на их основе. В результате проведенного исследования были выявлены информативные признаки, на основании которых была выявлена мысленная управляющая активность оператора. В работе предложен алгоритм распознавания образов с применением линейного дискриминантного анализа. Результаты данной работы могут применяться для мысленного управления внешними устройствами, например, инвалидной коляской.

С.
Введение 13

1 Обзор литературы 14

1.1 Проблема создания нейрокомпьютерного интерфейса 14

1.2 История развития ИМК 15

1.3 Классификация ИМК 18

1.3.1 ИМК на основе вызванных потенциалов 19

1.3.2 ИМК на основе медленных корковых потенциалов 23

1.3.3 ИМК на основе сенсомоторных ритмов 24

1.4 Электроэнцефалография 26

1.5 Структурная схема нейрокомпьютерного интерфейса 29

1.6 Строение головного мозга 30

1.7 Наложение электродов 36

2 Организация и техника эксперимента 39

2.1 Наносенсоры 39

2.2 Аппаратно-программный диагностический комплекс 40

2.3 Эксперимент по снятию электроэнцефалограммы 41

2.3.1 Планирование и матрица эксперимента 41

2.3.2 Организация эксперимента по снятию ЭЭГ 43

3 Обработка сигналов и анализ полученных результатов 46

3.1 Выбор информативного электрода 46

3.2 Сравнение сигналов для положительных и отрицательных реакций 47

3.3 Сравнение альфа-ритмов сигналов 51
3.4 Выбор метода распознавания образов 57

3.5 Линейный дискриминантный анализ 59

3.6 Линейный дискриминантный анализ в Statistica. Обработка данных с
помощью Matlab 63

4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 69

4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения 69

4.1.1 SWOT – анализ 69

4.2 Планирование этапов и выполнения работ проводимого научного
исследования 70

4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования 70

4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ 72

4.2.3 Разработка графика проведения научного исследования 73

4.3 Расчет бюджета научно-технического исследования 76

4.3.1 Расчет материальных затрат 76

4.3.2 Расчет заработной платы 77

4.3.3 Отчисления во внебюджетные фонды 79

4.3.4 Накладные расходы 80

4.3.5 Формирование бюджета затрат научно-исследовательской
работы 80

4.4 Определение ресурсосберегающей, финансовой, бюджетной,
социальной и экономической эффективности исследования 81

5 Социальная ответственность 84

5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 84

5.1.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства 84
5.1.2 Организационные мероприятия по компоновке рабочей зоны 85

5.2 Производственная безопасность 86

5.2.1 Отклонение показателей микроклимата 87

5.2.2 Недостаточная освещенность рабочей зоны и отсутствие или
недостаток естественного света 88

5.2.3 Превышение уровня шума 90

5.2.4 Высокий уровень электромагнитных излучений 91

5.2.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека 92

5.3 Экологическая безопасность 93

5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 94

Заключение 96

Список использованных источников 97

Приложение А Функциональная схема комплекса 103

Приложение Б План эвакуции при пожаре 104

Приложение В Раздел на иностранном языке 105

По данным Организации Объединенных Наций (ООН) на
сегодняшний день на Земле существует около 450 млн. человек с
физическими и/или психическими недостатками, причем из них около 200
млн. детей – инвалидов, и эта проблема имеет тенденцию к увеличению.
Инвалидность приводит к существенному ограничению жизнедеятельности,
что способствует социальной дезадаптации. В результате чего, люди с
ограниченными возможностями, испытывают трудности в
самообслуживании, общении, обучении, овладению профессиональными
навыками. В связи с этим создается острая необходимость в разработке
средств социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
Интерфейс мозг-компьютер (ИМК) – это технология, которая
благодаря регистрации и расшифровки электрической активности головного
мозга может производить коммуникацию мозга с внешними объектами или
управлять внешними исполнительными устройствами [1].
На данный момент, актуальным является разработка аппаратуры
щадящего измерения электрической активности мозга, обнаружение
информативных признаков в электроэнцефалограмме для управления
внешними устройствами и для создания алгоритмов управления на их
основе, а также создание полной системы ИМК.
Результаты данной работы могут применяться для мысленного
управления внешними устройствами, например, для повышения качества
жизни парализованных людей.
1 Обзор литературы

В выпускной квалификационной работе представлен аналитический
обзор российской и зарубежной литературы в сфере развития интерфейсов
мозг-компьютер. Было представлено описание технических средств для
регистрации и обработки электроэнцефалографических сигналов.
В процессе выполнения работы был спланирован эксперимент по
выявлению управляющей активности оператора. Были проведены
экспериментальные исследования по регистрации электроэнцефалограммы.
Эксперимент был проведен для шести различных опытов, каждый из
которых длился тридцать секунд. Для эксперимента использовалась
трехканальная электроэнцефалографическая установка, соответственно, в
результате эксперимента были получены записи сигналов каждого опыта для
трех каналов. Наиболее оптимальным для анализа каналом был выбран
третий канал.
Были выделены альфа-ритмы сигналов каждого опыта для третьего
канала, а затем проведен их дескриптивный анализ, в результате которого
были выявлены информативные признаки. На основании выделенных
признаков был сделан вывод о мысленных движениях оператора.
Для полученных экспериментальных сигналов каждого опыта
проведен препроцессинг: сигналы были усреднены с помощью алгоритма
скользящего среднего, а затем проведена децимация сигналов. После этого
был проведен линейный дискриминантный анализ, в результате которого
была выявлена мысленная управляющая активность оператора.
В результате проведенного исследования был разработан алгоритм
распознавания образов с применением метода классификации
экспериментальных данных, полученных с помощью нейрокомпьютерного
интерфейса. Результаты данной работы могут применяться для мысленного
управления внешними устройствами, например, для повышения качества
жизни парализованных людей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Применение метаматериалов в первичных измерительных преобразователях
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Интеграция методологии FMEA с процессом проектирования и разработки продукции
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Автоматическая коррекция систематической погрешности средств измерений
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)