Использование методов классификации в задачах проектирования нейрокомпьютерногоrn интерфейса

Ершова, Елена Анатольевна Отделение автоматизации и робототехники (ОАР)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью работы является выявление информативных признаков в электроэнцефалограмме, пригодных для управления внешними устройствами и для создания алгоритмов управления на их основе. В результате проведенного исследования были выявлены информативные признаки, на основании которых была выявлена мысленная управляющая активность оператора. В работе предложен алгоритм распознавания образов с применением линейного дискриминантного анализа. Результаты данной работы могут применяться для мысленного управления внешними устройствами, например, инвалидной коляской.

С.
Введение 13

1 Обзор литературы 14

1.1 Проблема создания нейрокомпьютерного интерфейса 14

1.2 История развития ИМК 15

1.3 Классификация ИМК 18

1.3.1 ИМК на основе вызванных потенциалов 19

1.3.2 ИМК на основе медленных корковых потенциалов 23

1.3.3 ИМК на основе сенсомоторных ритмов 24

1.4 Электроэнцефалография 26

1.5 Структурная схема нейрокомпьютерного интерфейса 29

1.6 Строение головного мозга 30

1.7 Наложение электродов 36

2 Организация и техника эксперимента 39

2.1 Наносенсоры 39

2.2 Аппаратно-программный диагностический комплекс 40

2.3 Эксперимент по снятию электроэнцефалограммы 41

2.3.1 Планирование и матрица эксперимента 41

2.3.2 Организация эксперимента по снятию ЭЭГ 43

3 Обработка сигналов и анализ полученных результатов 46

3.1 Выбор информативного электрода 46

3.2 Сравнение сигналов для положительных и отрицательных реакций 47

3.3 Сравнение альфа-ритмов сигналов 51
3.4 Выбор метода распознавания образов 57

3.5 Линейный дискриминантный анализ 59

3.6 Линейный дискриминантный анализ в Statistica. Обработка данных с
помощью Matlab 63

4 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 69

4.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и
ресурсосбережения 69

4.1.1 SWOT – анализ 69

4.2 Планирование этапов и выполнения работ проводимого научного
исследования 70

4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования 70

4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ 72

4.2.3 Разработка графика проведения научного исследования 73

4.3 Расчет бюджета научно-технического исследования 76

4.3.1 Расчет материальных затрат 76

4.3.2 Расчет заработной платы 77

4.3.3 Отчисления во внебюджетные фонды 79

4.3.4 Накладные расходы 80

4.3.5 Формирование бюджета затрат научно-исследовательской
работы 80

4.4 Определение ресурсосберегающей, финансовой, бюджетной,
социальной и экономической эффективности исследования 81

5 Социальная ответственность 84

5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 84

5.1.1 Специальные правовые нормы трудового законодательства 84
5.1.2 Организационные мероприятия по компоновке рабочей зоны 85

5.2 Производственная безопасность 86

5.2.1 Отклонение показателей микроклимата 87

5.2.2 Недостаточная освещенность рабочей зоны и отсутствие или
недостаток естественного света 88

5.2.3 Превышение уровня шума 90

5.2.4 Высокий уровень электромагнитных излучений 91

5.2.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека 92

5.3 Экологическая безопасность 93

5.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 94

Заключение 96

Список использованных источников 97

Приложение А Функциональная схема комплекса 103

Приложение Б План эвакуции при пожаре 104

Приложение В Раздел на иностранном языке 105

По данным Организации Объединенных Наций (ООН) на
сегодняшний день на Земле существует около 450 млн. человек с
физическими и/или психическими недостатками, причем из них около 200
млн. детей – инвалидов, и эта проблема имеет тенденцию к увеличению.
Инвалидность приводит к существенному ограничению жизнедеятельности,
что способствует социальной дезадаптации. В результате чего, люди с
ограниченными возможностями, испытывают трудности в
самообслуживании, общении, обучении, овладению профессиональными
навыками. В связи с этим создается острая необходимость в разработке
средств социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
Интерфейс мозг-компьютер (ИМК) – это технология, которая
благодаря регистрации и расшифровки электрической активности головного
мозга может производить коммуникацию мозга с внешними объектами или
управлять внешними исполнительными устройствами [1].
На данный момент, актуальным является разработка аппаратуры
щадящего измерения электрической активности мозга, обнаружение
информативных признаков в электроэнцефалограмме для управления
внешними устройствами и для создания алгоритмов управления на их
основе, а также создание полной системы ИМК.
Результаты данной работы могут применяться для мысленного
управления внешними устройствами, например, для повышения качества
жизни парализованных людей.
1 Обзор литературы

В выпускной квалификационной работе представлен аналитический
обзор российской и зарубежной литературы в сфере развития интерфейсов
мозг-компьютер. Было представлено описание технических средств для
регистрации и обработки электроэнцефалографических сигналов.
В процессе выполнения работы был спланирован эксперимент по
выявлению управляющей активности оператора. Были проведены
экспериментальные исследования по регистрации электроэнцефалограммы.
Эксперимент был проведен для шести различных опытов, каждый из
которых длился тридцать секунд. Для эксперимента использовалась
трехканальная электроэнцефалографическая установка, соответственно, в
результате эксперимента были получены записи сигналов каждого опыта для
трех каналов. Наиболее оптимальным для анализа каналом был выбран
третий канал.
Были выделены альфа-ритмы сигналов каждого опыта для третьего
канала, а затем проведен их дескриптивный анализ, в результате которого
были выявлены информативные признаки. На основании выделенных
признаков был сделан вывод о мысленных движениях оператора.
Для полученных экспериментальных сигналов каждого опыта
проведен препроцессинг: сигналы были усреднены с помощью алгоритма
скользящего среднего, а затем проведена децимация сигналов. После этого
был проведен линейный дискриминантный анализ, в результате которого
была выявлена мысленная управляющая активность оператора.
В результате проведенного исследования был разработан алгоритм
распознавания образов с применением метода классификации
экспериментальных данных, полученных с помощью нейрокомпьютерного
интерфейса. Результаты данной работы могут применяться для мысленного
управления внешними устройствами, например, для повышения качества
жизни парализованных людей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Применение метаматериалов в первичных измерительных преобразователях
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Интеграция методологии FMEA с процессом проектирования и разработки продукции
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Автоматическая коррекция систематической погрешности средств измерений
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)