Исследование влияния добавления н-парафинов на эффективность действия депрессорных присадок
В работе выявлены закономерности влияния состава добавляемых н-парафинов на эффективность действия депрессорных присадок, а также выработаны рекомендации для получения дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными свойствами и усиления эффективности действия депрессорных присадок путем добавления небольших концентраций н-парафинов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….15
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ……………………………………………………19
1.1. Дизельное топливо: состав и физико-химические свойства ……………19
1.2. Низкотемпературные присадки для дизельного топлива ………………25
1.3. Влияние состава дизельного топлива на эффективность действия
депрессорных присадок …………………………………………………30
1.3.1 Влияние фракционного состава дизельного топлива на
эффективность действия депрессорных присадок ………………………30
1.3.2 Влияние группового состава дизельного топлива на
эффективность действия депрессорных присадок ………………………31
1.3.3 Влияние индивидуальных веществ в составе дизельного топлива
на эффективность действия депрессорных присадок ……………………32
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..34
2.1. Объект исследования ……………………………………………………..34
2.2. Методика выделения н-парафинов ………………………………………34
2.3. Методика исследования низкотемпературных свойств ………………..35
2.4. Методики определения состава образцов дизельного топлива и н-
парафинов ………………………………………………………………….35
2.4.1 Методика определения состава н-парафинов ……………………..35
2.4.2 Методика определения фракционного состава образцов
дизельного топлива ………………………………………………………..36
2.4.3 Методика определения группового и структурно-группового
состава образцов дизельного топлива ……………………………………36
2.4.4 Методика определения содержания серы в образце дизельного
топлива ……………………………………………………………………..38
2.5. Методика определения физико-химических свойств и
эксплуатационных характеристик образцов дизельного топлива ……..38
2.5.1 Методика определения плотности и вязкости …………………….38
2.5.2 Методика определения цетанового индекса ………………………39
3 РАСЧЕТЫ И АНАЛИТИКА…………………………………………………..40
3.1 Результаты определения состава прямогонного ДТ и н-парафинов …..40
3.1.1 Результаты определения состава н-парафинов ……………………40
3.1.2 Результаты определения фракционного состава прямогонного
дизельного топлива …………………………………………………………40
3.1.3 Результаты определения группового и структурно-группового
состава прямогонного дизельного топлива………………………………41
3.1.4 Результаты определения содержания серы ………………………..42
3.2 Результаты определения физико-химических свойств образцов ………43
3.2.1 Результаты определения плотности и вязкости …………………..43
3.2.2 Результаты определения цетанового индекса …………………….44
3.3 Результаты определения низкотемпературных свойств образцов
дизельного топлива ……………………………………………………………44
3.3.1 Результаты определения низкотемпературных свойств
прямогонного дизельного топлива ……………………………………….44
3.3.2 Результаты определения низкотемпературных свойств смесей
прямогонного дизельного топлива с н-парафинами ……………………45
3.3.3 Результаты определения низкотемпературных свойств смесей
прямогонного дизельного топлива с низкотемпературными
присадками …………………………………………………………………46
3.3.4 Результаты определения низкотемпературных свойств смесей
прямогонного дизельного топлива с депрессорными присадками и н-
парафинами ………………………………………………………………..47
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………49
4.1 Анализ влияния состава образцов дизельного топлива на
эффективность действия присадок……………………………………………49
4.2 Анализ влияния добавления н-парафинов P1 в дизельное топливо на
эффективность действия депрессорных присадок ………………………….51
4.3 Анализ влияния добавления различной концентрации н-парафинов в
дизельное топливо на эффективность действия депрессорных присадок
…………………………………………………………………………………..54
4.4 Анализ влияния добавления н-парафинов различного состава в
дизельное топливо на эффективность действия депрессорной присадки
………………………………………………………………………………. …56
5 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ …………………………………………………….60
5.1 Предпроектный анализ ……………………………………….……………61
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования …………61
5.1.2 Анализ конкурентных технических решений ……………………..62
5.1.3 SWOT-анализ ………………………………………………………..63
5.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации ………………..66
5.1.5 Методы коммерциализации результатов научно-технического
исследования ………………………………………………………………68
5.2 Инициация проекта ………………………………………………………..69
5.3 Планирование управления научно-техническим проектом ……………71
5.3.1 Иерархическая структура работ проекта ………………..…………71
5.3.2 План проекта …………………………………………………………72
5.4 Бюджет научного исследования ………………………………………….76
5.4.1 Организационная структура проекта …..………………..…………83
5.4.2 План управления коммуникациями проекта ………………………83
5.4.3 Реестр рисков проекта ……………………………………………….84
5.5 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности ………………..84
5.5.1 Оценка абсолютной эффективности исследования ………………84
5.5.2 Оценка сравнительной эффективности исследования ……………89
6 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ……………………………………..93
6.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …..93
6.1.1 Специальные (характерные для рабочей зоны исследователя)
правовые нормы трудового законодательства …………………………..93
6.1.2 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны
исследователя………………………………………………………………94
6.2 Производственная безопасность ………………………………………95
6.3 Расчёт минимального воздухообмена в помещении химической
лаборатории……………………………………………………………………100
6.4 Экологическая безопасность………………………………………………102
6.4.1 Воздействие на атмосферу………………………………………….103
6.4.2 Воздействие на гидросферу…………………………………………103
6.4.3 Воздействие на литосферу………………………………………….103
6.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях………………………………..104
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….107
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СТУДЕНТА…………………………………………110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..112
Приложение I………………………………………………………………………123
Приложение II………………………………………………………………………124
С каждым годом наблюдается стабильное увеличение объемов
потребления дизельного топлива. Согласно [1] увеличение спроса на
дизельное топливо в том числе вызвано введением новых экологических
стандартов для бункеровочного топлива. На территории Российской
Федерации производится преимущественно летнее дизельное топливо, в то
время как дефицит зимней и арктической марок дизельного топлива
обусловлен недостаточным техническим оснащением производства, так в
2019 г. на зимнюю марку приходилось 14,6 % от общего объема
производства дизельного топлива, на арктическую – 1,0 %; в 2020 г. 18,6 % и
1,2 % соответственно [2].
На сегодняшний день одним из основных, перспективных и
экономически выгодных способов получения зимних и арктических марок
дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами,
является вовлечение депрессорных присадок. Но эффективность действия
депрессорных присадок сильно зависит от состава дизельного топлива,
особенно от содержания парафиновых углеводородов, в наибольшей степени
определяющих низкотемпературные свойства топлива.
На данный момент крайне актуальным является выявление
закономерностей и разработка способов повышения эффективности действия
депрессорных присадок путем корректировки состава дизельных топлив.
Таким образом, целью работы является исследование влияния
добавления н-парафинов на эффективность действия депрессорных присадок.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Экспериментально определить состав, низкотемпературные и
физико-химические свойства, а также эксплуатационные характеристики
образцов прямогонного дизельного топлива;
2. Выделить н-парафины из тяжелого газойля и высокопарафинистого
образца дизельного топлива;
3. Приготовить смеси образцы прямогонного дизельного топлива /
депрессорные присадки; образцы прямогонного дизельного топлива /
н-парафины, образцы прямогонного дизельного топлива / депрессорные
присадки / н-парафины; экспериментально определить низкотемпературные
свойства смесей;
4. Выявить закономерности влияния добавления н-парафинов на
эффективность действия депрессорных присадок;
5. Выявить закономерности влияния состава добавляемых н-парафинов
на эффективность действия депрессорных присадок;
6. Выработать рекомендации для получения дизельных топлив с
улучшенными низкотемпературными свойствами и усиления эффективности
действия депрессорных присадок путем добавления небольших
концентраций н-парафинов.
Объектом исследования в работе являются образцы прямогонного
дизельного топлива, их смеси с низкотемпературными присадками и
н-парафинами различного состава.
Предметом исследования являются состав, низкотемпературные и
физико-химические свойства, а также эксплуатационные характеристики
образцов прямогонного дизельного топлива, смесей образцы прямогонного
дизельного топлива / депрессорные присадки / н-парафины, эффективность
действия депрессорных присадок.
Научная новизна работы:
1. Установлено, что добавление н-парафинов к смесям дизельных
топлив с депрессорными присадками в небольших концентрациях усиливает
эффективность действия депрессоров в отношении предельной температуры
фильтруемости. Показано, что эффект наблюдается для дизельных топлив
различного состава, различных депрессорных присадок, а также н-парафинов
различного состава.
2. Показано, что оптимальная концентрация добавляемых н-парафинов
зависит от эффективности действия депрессорной присадки – для менее
эффективных (слабых) присадок требуется меньшая концентрация
н-парафинов.
3. Установлено, что положительный эффект добавления н-парафинов
усиливается с утяжелением добавляемых н-парафинов.
Практическая значимость работы:
1. Показано, что использование рассмотренных образцов прямогонного
дизельного топлива в зимних и арктических условиях возможно только в
случае применения депрессорных присадок.
2. Выработаны рекомендации для получения дизельных топлив с
улучшенными низкотемпературными свойствами и усиления эффективности
действия депрессорных присадок путем добавления небольших
концентраций н-парафинов.
3. Выявленные закономерности и выработанные рекомендации
позволят повысить объемы производства низкозастывающих марок
дизельных топлив, а также предлагают ресурсоэффективный вариант
использования тяжелых газойлевых фракций.
Апробация работы:
Основные результаты работы были представлены на 10-ти
Международных конференциях, 2-ух Всероссийских конференциях,
Международном конкурсе выпускных квалификационных работ (получен
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!