Исследование влияния состава дизельных топлив на эффективность действия депрессорных и диспергирующих присадок
В работе изучены свойства образцов прямогонного дизельного топлива. Рассмотрено влияние группового состава дизельного топлива на эффективность действия низкотемпературных присадок.
Введение ……………………………………………………………………………………………………… 16
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………… 19
1.1 Дизельные топлива ……………………………………………………………………………… 19
1.2 Свойства и марки дизельных топлив ……………………………………………………. 21
1.3 Производство дизельных топлив …………………………………………………………. 25
1.4 Присадки для дизельных топлив ………………………………………………………….. 27
1.4.1 Цетаноповышающие присадки……………………………………………………….. 27
1.4.2 Смазывающие присадки …………………………………………………………………. 28
1.4.3 Низкотемпературные присадки для дизельных топлив ……………………. 29
1.4.3.1 Депрессорные присадки ……………………………………………………………. 29
1.4.3.2 Диспергирующие присадки ………………………………………………………. 31
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………. 32
2.1 Образцы дизельного топлива и низкотемпературные присадки ……………. 32
2.2 Методика определения цетанового индекса дизельных топлив …………….. 33
2.3 Методики определения низкотемпературных свойств дизельных топлив 34
2.4 Методики определения плотности и вязкости дизельных топлив …………. 38
2.5 Методика определения содержания серы в дизельных топливах ………….. 40
2.6 Методы определения фракционного состава дизельных топлив …………… 41
2.7 Методики определения группового и структурно-группового состава
дизельных топлив……………………………………………………………………………………… 41
3 РАСЧЕТЫ И АНАЛИТИКА ……………………………………………………………………… 46
3.1 Результаты определения физико-химических свойств и эксплуатационных
характеристик образцов дизельного топлива …………………………………………….. 47
3.2 Результаты определения группового и структурно-группового состава
образцов дизельного топлива ……………………………………………………………………. 50
3.3 Приготовление смесей образцов прямогонных дизельных топлив с
низкотемпературными присадками……………………………………………………………. 53
3.4 Определение свойств смесей дизельных топлив с депресорно-
диспергирующими присадками …………………………………………………………………. 54
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………. 56
4.1 Анализ влияния присадок на низкотемпературные свойства дизельных
топлив ………………………………………………………………………………………………………. 56
4.2 Исследование влияния состава дизельного топлива на эффективность
действия низкотемпературных присадок …………………………………………………… 58
5 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 61
5.1 Потенциальные потребители результатов исследования ………………………. 61
5.2 Диаграмма Исикавы …………………………………………………………………………….. 62
5.3 Оценка готовности проекта к коммерциализации…………………………………. 62
5.4 Методы коммерциализации результатов научно–технического
исследования ……………………………………………………………………………………………. 64
5.5 Инициализация проекта ………………………………………………………………………. 64
5.6 Планирование управления научно-техническим проектом …………………… 66
5.6.1 План проекта ………………………………………………………………………………. 66
5.7 Бюджет научного исследования …………………………………………………………… 69
5.7.1 Сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты ………………… 69
5.7.2 Специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ 70
5.7.3 Основная заработная плата …………………………………………………………….. 71
5.7.4 Дополнительная заработная плата научно–производственного
персонала ………………………………………………………………………………………………. 74
5.7.5 Отчисления на социальные нужды и накладные расходы ……………….. 74
5.8 Организационная структура проекта ……………………………………………………. 75
5.9 Матрица ответственности ……………………………………………………………………. 76
5.10 План управления коммуникациями проекта ……………………………………….. 77
5.11 Реестр рисков проекта ……………………………………………………………………….. 77
5.12 Определение ресурсной, финансовой, бюджетной, социальной и
экономической эффективности исследования ……………………………………………. 78
5.12.1 Оценка сравнительной эффективности исследования ……………………. 78
6 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ …………………………………………………….. 81
6.1 Описание рабочего места …………………………………………………………………….. 81
6.2 Анализ выявленных вредных факторов ……………………………………………….. 82
6.2.1 Характеристика вредных веществ ………………………………………………….. 82
6.2.2 Микроклимат …………………………………………………………………………………. 85
6.2.3 Производственное освещение ………………………………………………………… 85
6.2.4 Шум ………………………………………………………………………………………………. 87
6.2.5 Уровень электромагнитных излучений …………………………………………… 88
6.3 Анализ выявленных опасных факторов ……………………………………………….. 88
6.3.1 Электробезопасность ……………………………………………………………………… 88
6.3.2 Пожаровзрывобезопасность …………………………………………………………… 90
6.4 Охрана окружающей среды …………………………………………………………………. 91
6.4.1 Воздействие на атмосферу ……………………………………………………………… 91
6.4.2 Воздействие на гидросферу ……………………………………………………………. 92
6.4.3 Воздействие на литосферу ……………………………………………………………… 92
6.5 Защита в чрезвычайных ситуациях ………………………………………………………. 92
6.5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности …. 93
Выводы ……………………………………………………………………………………………………….. 96
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СТУДЕНТА ……………………………………………………….. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 101
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………. 107
Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………. 123
Одним из важнейших вопросов в нефтеперерабатывающей
промышленности на данный момент является получение высококачественных
моторных топлив. При этом мировые тенденции прогнозируют
переориентирование спроса с бензина на дизельное топливо.
В случае Российской Федерации из-за климатических особенностей
важным является не только производство качественных и экологичных
нефтепродуктов, но и обеспечение большинства территорий зимними и
арктическими сортами дизельного топлива.
Производство низкозастывающих марок дизельного топлива высокого
качества из года в год усложняется, так как сырьевая база
нефтеперерабатывающих заводов ухудшается за счет вовлечения тяжелой,
высокосернистой нефти и фракций, полученных на установках каталитической
переработки сырья.
Существуют различные способы улучшения низкотемпературных
свойств дизельного топлива, однако получившим наибольшее распространение
и наиболее экономически выгодным является использование депрессорно-
диспергирующих присадок.
Дизельное топливо, в отличие от других видов топлива, в значительной
степени может отличаться по составу в зависимости от сырья и технологии
производства. В то же время, использование присадок не является
универсальным способом улучшения низкотемпературных свойств дизельного
топлива, так как в большинстве случаев существует необходимость подбора
индивидуальных присадочных композиций для каждой отдельной партии
топлива. Поэтому вопросы рационального потребления и подбора присадок, а
также обеспечения требуемого качества вырабатываемых продуктов встает на
первое место при производстве дизельного топлива.
Таким образом, целью данной работы является исследование влияния
состава дизельных топлив на эффективность действия депрессорных и
диспергирующих присадок.
Основные задачи исследования:
1. Определить физико-химические свойства и эксплуатационные
характеристики образцов прямогонного дизельного топлива (фракционный
состав, плотность, вязкость, содержание серы, предельная температура
фильтруемости, температура помутнения, температура застывания,
цетановый индекс).
2. Определить структурный и структурно-групповой состав образцов
прямогонного дизельного топлива.
3. Исследовать влияние трех депрессорно-диспергирующих присадок на
низкотемпературные свойства образцов прямогонного дизельного топлива.
4. Исследовать влияние изменения концентрации депресорно-диспергирующих
присадок на эффективность их действия.
5. Исследовать качественное влияние фракционного, группового и структурно-
группового состава образцов прямогонных дизельных топлив на
эффективность действия депрессорно-диспергирующих присадок.
Объектом исследования в данной работе выступили образцы
прямогонного дизельного топлива с предприятий Западной Сибири, а так же их
смеси с депрессорно-диспергирующими присадками.
Предметом исследования стали состав и низкотемпературные свойства
дизельных топлив: предельная температура фильтруемости, температура
помутнения, температура застывания и эффективность действия
низкотемпературных присадок.
Научная новизна работы:
1. Показано что, при выборе низкотемпературной присадки для дизельного
топлива и подборе ее оптимальной концентрации необходимо учитывать
оптимальное содержание парафинов в дизельном топливе, при котором
действия депрессорной присадки наиболее эффективно.
2. Установлено что, высокое содержание в дизельном топливе тяжелых
парафиновых углеводородов повышает эффективность действия
низкотемпературных присадок; высокое содержание в дизельном топливе
ароматических углеводородов снижает эффективность действия
низкотемпературных присадок, при одновременном повышении
эффективности действия присадок при увеличении содержания
полициклических ароматических углеводородов.
Практическая значимость работы:
1. Установлено, что использование исследуемых образцов прямогонного
дизельного топлива в зимних и арктических условиях возможно только в
случае применения низкотемпературных присадок.
2. Показано, что наиболее эффективной низкотемпературной присадкой, из
трех исследуемых, является присадка C. Для присадок А и С уменьшение
концентрации в два раза (по сравнению с рекомендуемой производителем)
не влияет на эффективность действия присадок, однако увеличение
концентрации в два раза повышает эффективность действия присадок. В
случае присадки В, увеличение концентрации – улучшает эффективность
действия присадки.
Установленные зависимости влияния состава дизельных топлив на
действие низкотемпературных присадок позволят эффективнее выбирать и
подбирать концентрацию присадок, что повысит качество производимых
зимних и арктических дизельных топлив и снизит их себестоимость.
Апробация работы
Основные положения работы были представлены на международном
форуме по стратегическим технологиям «IFOST-2018», XXII Международном
научном симпозиуме студентов и молодых ученых имени академика
М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр», и XIX Международной
научно-практической конференции имени профессора Л.П. Кулёва студентов и
молодых ученых «Химия и химическая технология в XXI веке».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!