История становления тантрического буддизма в Китае
В диссертационном исследовании «История становления тантрического буддизма в Китае» рассматриваются истоки эзотерического буддизма, история его проникновения на территорию Китая и анализируются процессы его рецепции китайским социумом. В работе выделяются и подробно исследуются стадии становления китайского тантрического буддизма от его ранних форм до его институционализации в форме китайской тантрической школы чжэньянь. В исследовании представлена разработанная автором периодизация истории тантрического буддизма в Китае, охватывающая период со II в. н.э. (этап проникновения тантрического буддизма) по IX в. н.э. (период упадка тантрического буддизма в Китае).
Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Зарождение буддизма в Индии ………………………………………………………… 16
1.1 Формирование тантрического буддизма на территории Индийского
субконтинента …………………………………………………………………………………………….. 21
1.2 Термин «тантрический буддизм» ……………………………………………………… 25
Глава II. Тантрический буддизм в контексте синобуддийской религиозной
традиции …………………………………………………………………………………………………….. 29
2.1 Появление буддизма в Китае ……………………………………………………………….. 29
2.2 Трудности рецепции буддийского учения в Китае …………………………….. 34
Глава III. Тантрический буддизм в Китае в эпоху Тан. ………………………………….. 40
3.1 Историко-культурные предпосылки появления тантрического буддизма в
эпоху Тан …………………………………………………………………………………………………….. 40
3.2 «Три Великих учителя Средней Тан» ……………………………………………….. 44
3.3 Канонические тексты китайского тантрического буддизма эпохи Тан .. 48
3.4 Становление школы чжэньянь (конец VII–VIII вв. н. э.). …………………… 50
3.5 Упадок тантрического буддизма в Китае ………………………………………….. 51
3.6 Периодизация истории тантрического буддизма в Китае …………………… 52
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 54
Список использованной литературы ……………………………………………………………. 54
Изучение истории религиозных воззрений Китая, входящих в ядро
традиционных идеологий народов Азии, прежде всего Дальнего Востока и
Центральной Азии, всегда остается актуальной востоковедной задачей. За
тысячелетия своего существования и непрерывного развития китайская
культура, не утратив своей самобытности, впитывала в себя новые иноземные
культурно-религиозные веяния и, творчески преобразовав их, сделала своей
неотъемлемой частью. Одним из ярких примеров синтеза традиций и
межкультурной коммуникации является история адаптации буддийского
учения в Китае. В ходе сложных историко-культурных процессов учение Будды
вошло в поле религиозного праксиса Китая, став одной из трех его базовых
религиозных форм (саньцзяо, ). За долгие века сосуществования трех
учений – даосизма, конфуцианства и буддизма – последний стал неотъемлемой
частью китайского религиозного уклада и значительно повлиял на религиозный
праксис сопредельных стран, прежде всего Кореи 1 и Японии. 2 В ходе своего
развития учение Будды претерпевало трансформации, уже в ранний период
своего существования в Индии разделившись на ряд школ и направлений.3 В
своих различных формах буддизм распространился за пределы Индии, в
частности, проник в Центральную Азию и Китай. На территории Поднебесной
учение Будды при взаимодействии («конкурентном сосуществовании») 4 с
Начало проникновения буддизма на территорию Кореи в IV в.н.э. связано именно с миссионерской
деятельностью китайских монахов. Своего апогея этот процесс достиг к VI–VII вв. Появление буддизма в
Японии относят к середине VI в. См: Skilton А. A Concise History of Buddhism. – Birmingham: Windhorse
Publications, 1994. Pp. 175–177.
2
В целом, слияние элементов буддизма, даосизма конфуцианства, «синкретический комплекс трех учений» –
очевидно, можно считать общей чертой религиозного мировоззрения во многих странах, испытавших на себе
влияние китайской культуры, которая, однако, приспосабливалась к локальным условиям и вступала во
взаимодействие с различными локальными культами. Этот «комплекс» выступает в качестве важного фактора
общественной и политической жизни многих стран Азии и ныне. О ситуации во Вьетнаме см, например.:
Колотов В.Н. «Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах:
южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX
вв.). СПбГУ. Восточный факультет. Институт Хо Ши Мина. Спб., 2013. С. 34–35.
3
Основными доктринальными потоками в буддизме является тхеравада (хинаяна) и махаяна (в рамках которой
вызрело тантрическое направление – ваджраяна).
4
В результате проведенного исследования истории становления
тантрического буддизма в Китае автор пришел к следующим выводам:
1) Тантрический буддизм в своих ранних формах (в форме т.н.
«эзотерического буддизма» – эзотерических практик махаяны) начал проникать
на территорию Китая из Индии и сопредельных Китаю земель Центральной
Азии в ранний период распространения буддизма, примерно со II-III вв. н.э.
2) Проникновение идей танрического буддизма связано с развитием
торговли по Великому Шелковому пути и возникновению на нем в оазисах (на
перекрестке торговых путей) центров буддийской учености. В этот период еще
нельзя говорить о «тантрическом» буддизме в Китае как о сложившейся
системе тантрических практик с самостоятельным корпусом литературы
(буддийских текстах разряда «тантра»). В то время заметны лишь элементы
прототантрического эзотерического буддийского дискурса, растворенные в
доктринальных потоках общемахаянского движения. Сохраняя изначальный
посыл буддийского учения (разрабатываемые в рамках развития
общебуддийской концепции «искусных методов» (упая-каушалья), в
эзотерическом буддизме практиковались приемы наиболее быстрого
достижения высшей сотериологической цели буддизма (пробуждения-бодхи)),
тантрический буддизм также предлагал своим адептам спектр методов
обретения особых магических способностей и успеха в земных делах. Этим он
был привлекателен как для широких слоев населения, так и для правящих
кругов китайской элиты. Этим объясняется распространение на территории
Китая в первых столетиях н.э. практик произнесения (написания) сакральных
буддийских формул дахарани и мантр. и т.п.
3) Одним их важнейших этапов становления тантрического буддизма и
оформления его как самостоятельной традиции в рамках махаяны нужно
считать переводческую деятельность китайских буддийских монахов. Главным
из переведенных с санскрита на китайский в то время источников, учащих
употреблению сакральных формул, можно считать «Сутру о сокровенных
дхарани» – «Вэймичицзин», переведенную монахом Чжи Цянем в III в н.э.
Также распространению идей тантрического буддизма существенно
способствовала деятельность монаха Фотудэна, который в IV в. под
покровительством правящего дома Ши строил монастыри и осуществлял
переводческую деятельность.
4) Немало успеху развития буддизма Китае и принятия его доктрин
китайскими элитами способствовала буддийская концепция идеального
правителя – чакравартина, которая удачно вписывалась в традиционные
китайские представления об управлении (взгляды даосской традиции о власти
мудрого правителя, действующего в согласии с нерушимым порядком вещей и
доктриной «недеяния», конфуцианская доктрина «добродетельного мужа –
цзюнь цзы). Эта концепция, безусловно, в глазах китайской элиты могла
коррелировать с основным тантрическим ритуалом инициации адепта –
абхишекой («помазания на царство»).
5) Апогея своего развития танрический буддизм достигает в эпоху Тан.
Тантрический праксис патронируется правителями Китая, в этот период
заметно активизируется переводческая деятельность, строятся монастыри, где
расцветает практика буддийской тантры, развиваются китайско-индийские
культурные контакты – из Индии приезжают индийские практики тантры,
китайские буддисты путешествуют в Индию. Институционализируется
основная школа китайского тантрического буддизма чжэньянь. Эпоха
китайского тантричекого буддизма завершается в правление императора У-
цзуна в IX в во время его гонений на буддийское учение.
6) На основании анализа эволюции тантрического буддизма в Китае
автором разработана следующая периодизация истории китайского
тантрического буддизма, а) этап проникновения тантрических учений на
территорию Китая во II-III вв. н.э.; б) этап становления тантрического буддизма
в III-VI вв.; в) этап расцвета в эпоху Тан и г) этап упадка и постепенного
исчезновения китайской тантрической буддийской традиции в эпоху Тан в IX
веке н.э. во времена гонений на буддизм императора У-цзуна.
Источники на китайском языке:
1. Дажицзин:[Махавайрочана-сутра]15.03.2017URL:
http://buddhism.lib.ntu.edu (Дата обращения: 10.04.2021)
2. Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин: [Сутра йоги
АлмазнойВершинысокращенныхвозглашений]20.03.2018.
URL:http://www.suttaworld.org/Collection_of_Buddhist/Taisho_Tripitaka/pdf
/t18/T18n0869.pdf (Дата обращения: 10.04.2021)
3. Сунгаосэнчжуань:[Сунскиежизнеописаниядостойных
монахов] 20.03.2018. URL: http://read.goodweb.net.cn (Дата обращения:
05.11.2020).
4. Шиба ни ли цзин: [Сутра о восемнадцати адах нарака] URL:
http://big5.xuefo.net/nr/article10/102716.html (Дата обращения: 05.11.2020)
5. Дицзанпусабэньюаньцзин:[Сутраосновныхобетов
бодхисаттвыКшитигарбхи]12.11.2010URL:
http://book.bfnn.org/books/0016.htm (Дата обращения: 05.12.2020)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!