История становления тантрического буддизма в Китае

Иванова Ксения Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В диссертационном исследовании «История становления тантрического буддизма в Китае» рассматриваются истоки эзотерического буддизма, история его проникновения на территорию Китая и анализируются процессы его рецепции китайским социумом. В работе выделяются и подробно исследуются стадии становления китайского тантрического буддизма от его ранних форм до его институционализации в форме китайской тантрической школы чжэньянь. В исследовании представлена разработанная автором периодизация истории тантрического буддизма в Китае, охватывающая период со II в. н.э. (этап проникновения тантрического буддизма) по IX в. н.э. (период упадка тантрического буддизма в Китае).

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3

Глава I. Зарождение буддизма в Индии ………………………………………………………… 16

1.1 Формирование тантрического буддизма на территории Индийского
субконтинента …………………………………………………………………………………………….. 21

1.2 Термин «тантрический буддизм» ……………………………………………………… 25

Глава II. Тантрический буддизм в контексте синобуддийской религиозной
традиции …………………………………………………………………………………………………….. 29

2.1 Появление буддизма в Китае ……………………………………………………………….. 29

2.2 Трудности рецепции буддийского учения в Китае …………………………….. 34

Глава III. Тантрический буддизм в Китае в эпоху Тан. ………………………………….. 40

3.1 Историко-культурные предпосылки появления тантрического буддизма в
эпоху Тан …………………………………………………………………………………………………….. 40

3.2 «Три Великих учителя Средней Тан» ……………………………………………….. 44

3.3 Канонические тексты китайского тантрического буддизма эпохи Тан .. 48

3.4 Становление школы чжэньянь (конец VII–VIII вв. н. э.). …………………… 50

3.5 Упадок тантрического буддизма в Китае ………………………………………….. 51

3.6 Периодизация истории тантрического буддизма в Китае …………………… 52

Заключение …………………………………………………………………………………………………. 54

Список использованной литературы ……………………………………………………………. 54

Изучение истории религиозных воззрений Китая, входящих в ядро
традиционных идеологий народов Азии, прежде всего Дальнего Востока и
Центральной Азии, всегда остается актуальной востоковедной задачей. За
тысячелетия своего существования и непрерывного развития китайская
культура, не утратив своей самобытности, впитывала в себя новые иноземные
культурно-религиозные веяния и, творчески преобразовав их, сделала своей
неотъемлемой частью. Одним из ярких примеров синтеза традиций и
межкультурной коммуникации является история адаптации буддийского
учения в Китае. В ходе сложных историко-культурных процессов учение Будды
вошло в поле религиозного праксиса Китая, став одной из трех его базовых
религиозных форм (саньцзяо, ). За долгие века сосуществования трех
учений – даосизма, конфуцианства и буддизма – последний стал неотъемлемой
частью китайского религиозного уклада и значительно повлиял на религиозный
праксис сопредельных стран, прежде всего Кореи 1 и Японии. 2 В ходе своего
развития учение Будды претерпевало трансформации, уже в ранний период
своего существования в Индии разделившись на ряд школ и направлений.3 В
своих различных формах буддизм распространился за пределы Индии, в
частности, проник в Центральную Азию и Китай. На территории Поднебесной
учение Будды при взаимодействии («конкурентном сосуществовании») 4 с
Начало проникновения буддизма на территорию Кореи в IV в.н.э. связано именно с миссионерской
деятельностью китайских монахов. Своего апогея этот процесс достиг к VI–VII вв. Появление буддизма в
Японии относят к середине VI в. См: Skilton А. A Concise History of Buddhism. – Birmingham: Windhorse
Publications, 1994. Pp. 175–177.
2
В целом, слияние элементов буддизма, даосизма конфуцианства, «синкретический комплекс трех учений» –
очевидно, можно считать общей чертой религиозного мировоззрения во многих странах, испытавших на себе
влияние китайской культуры, которая, однако, приспосабливалась к локальным условиям и вступала во
взаимодействие с различными локальными культами. Этот «комплекс» выступает в качестве важного фактора
общественной и политической жизни многих стран Азии и ныне. О ситуации во Вьетнаме см, например.:
Колотов В.Н. «Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах:
южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX
вв.). СПбГУ. Восточный факультет. Институт Хо Ши Мина. Спб., 2013. С. 34–35.
3
Основными доктринальными потоками в буддизме является тхеравада (хинаяна) и махаяна (в рамках которой
вызрело тантрическое направление – ваджраяна).
4

В результате проведенного исследования истории становления
тантрического буддизма в Китае автор пришел к следующим выводам:
1) Тантрический буддизм в своих ранних формах (в форме т.н.
«эзотерического буддизма» – эзотерических практик махаяны) начал проникать
на территорию Китая из Индии и сопредельных Китаю земель Центральной
Азии в ранний период распространения буддизма, примерно со II-III вв. н.э.
2) Проникновение идей танрического буддизма связано с развитием
торговли по Великому Шелковому пути и возникновению на нем в оазисах (на
перекрестке торговых путей) центров буддийской учености. В этот период еще
нельзя говорить о «тантрическом» буддизме в Китае как о сложившейся
системе тантрических практик с самостоятельным корпусом литературы
(буддийских текстах разряда «тантра»). В то время заметны лишь элементы
прототантрического эзотерического буддийского дискурса, растворенные в
доктринальных потоках общемахаянского движения. Сохраняя изначальный
посыл буддийского учения (разрабатываемые в рамках развития
общебуддийской концепции «искусных методов» (упая-каушалья), в
эзотерическом буддизме практиковались приемы наиболее быстрого
достижения высшей сотериологической цели буддизма (пробуждения-бодхи)),
тантрический буддизм также предлагал своим адептам спектр методов
обретения особых магических способностей и успеха в земных делах. Этим он
был привлекателен как для широких слоев населения, так и для правящих
кругов китайской элиты. Этим объясняется распространение на территории
Китая в первых столетиях н.э. практик произнесения (написания) сакральных
буддийских формул дахарани и мантр. и т.п.
3) Одним их важнейших этапов становления тантрического буддизма и
оформления его как самостоятельной традиции в рамках махаяны нужно
считать переводческую деятельность китайских буддийских монахов. Главным
из переведенных с санскрита на китайский в то время источников, учащих
употреблению сакральных формул, можно считать «Сутру о сокровенных
дхарани» – «Вэймичицзин», переведенную монахом Чжи Цянем в III в н.э.
Также распространению идей тантрического буддизма существенно
способствовала деятельность монаха Фотудэна, который в IV в. под
покровительством правящего дома Ши строил монастыри и осуществлял
переводческую деятельность.
4) Немало успеху развития буддизма Китае и принятия его доктрин
китайскими элитами способствовала буддийская концепция идеального
правителя – чакравартина, которая удачно вписывалась в традиционные
китайские представления об управлении (взгляды даосской традиции о власти
мудрого правителя, действующего в согласии с нерушимым порядком вещей и
доктриной «недеяния», конфуцианская доктрина «добродетельного мужа –
цзюнь цзы). Эта концепция, безусловно, в глазах китайской элиты могла
коррелировать с основным тантрическим ритуалом инициации адепта –
абхишекой («помазания на царство»).
5) Апогея своего развития танрический буддизм достигает в эпоху Тан.
Тантрический праксис патронируется правителями Китая, в этот период
заметно активизируется переводческая деятельность, строятся монастыри, где
расцветает практика буддийской тантры, развиваются китайско-индийские
культурные контакты – из Индии приезжают индийские практики тантры,
китайские буддисты путешествуют в Индию. Институционализируется
основная школа китайского тантрического буддизма чжэньянь. Эпоха
китайского тантричекого буддизма завершается в правление императора У-
цзуна в IX в во время его гонений на буддийское учение.
6) На основании анализа эволюции тантрического буддизма в Китае
автором разработана следующая периодизация истории китайского
тантрического буддизма, а) этап проникновения тантрических учений на
территорию Китая во II-III вв. н.э.; б) этап становления тантрического буддизма
в III-VI вв.; в) этап расцвета в эпоху Тан и г) этап упадка и постепенного
исчезновения китайской тантрической буддийской традиции в эпоху Тан в IX
веке н.э. во времена гонений на буддизм императора У-цзуна.

Источники на китайском языке:
1. Дажицзин:[Махавайрочана-сутра]15.03.2017URL:
http://buddhism.lib.ntu.edu (Дата обращения: 10.04.2021)
2. Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин: [Сутра йоги
АлмазнойВершинысокращенныхвозглашений]20.03.2018.
URL:http://www.suttaworld.org/Collection_of_Buddhist/Taisho_Tripitaka/pdf
/t18/T18n0869.pdf (Дата обращения: 10.04.2021)
3. Сунгаосэнчжуань:[Сунскиежизнеописаниядостойных
монахов] 20.03.2018. URL: http://read.goodweb.net.cn (Дата обращения:
05.11.2020).
4. Шиба ни ли цзин: [Сутра о восемнадцати адах нарака] URL:
http://big5.xuefo.net/nr/article10/102716.html (Дата обращения: 05.11.2020)
5. Дицзанпусабэньюаньцзин:[Сутраосновныхобетов
бодхисаттвыКшитигарбхи]12.11.2010URL:
http://book.bfnn.org/books/0016.htm (Дата обращения: 05.12.2020)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет