Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ,,………………………………………………………11 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации технического творчества…………………… ………….. ……….11 2. Развитие системы детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования детей ………………………………………………..23 3. Методика активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования с помощью компьютерных игры………….30 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР…………………………………………………………………………..40 2.1. Педагогические возможности активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр………….……………………………………………..………40 2.2. Реализация методики активизации технического творчества в учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр.……..…………………………………………………………………………………………..66 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по активизации технического творчества в учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр………………………………………………..69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………….………………………..81 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..90
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и активное внедрение во все сферы жизнедеятельности компьютерных технологий, цифровизация общества, существенно изменили модель образования. Подготовка креативных личностей, способных применять новые технологии в различных отраслях экономики является перспективным условием инновационного развития страны. Современные технологии ориентированы на «создание лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижения образования, науки, культуры и связи» отмечает генеральный директор Юнеско [1]. Идея введения компьютера в мир детей – это, прежде всего формирование психологической готовности к жизни в обществе информационной культуры; обществе, применяющем информационные технологии в обучении, науке, экономике, быту. Компьютерные технологии считаются востребованным способом передачи знаний. Данный способ позволяет ребятам учиться с интересом, находить необходимую информацию, воспитывать ответственность и самостоятельность при получении новых знаний, расширять кругозор, способствует успешной социализации в современном обществе. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей противоречиво, с одной стороны, компьютер полезен, с другой может оказаться вредным.
Полезность компьютера подтверждена научно-техническим прогрессом развития экономики, технологий, определяющим источник развития общества – интеллект, превращаемый в мощную материальную силу. Социально-значимыми личностями, приносящими пользу обществу, являются творческие индивиды, которые находятся в центре внимания ученых с целью изучения движущих сил и источников научно-технического творчества. Современное образование должно подготавливать людей нового формата, которые органично вольются в развитие экономики страны, следовательно, доминирующей задачей общества является возможность
3
проявления всем без исключения своих талантов и раскрытия творческого
потенциала. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных применению компьютерных игр в образовании (О.К.Тихомиров, С.Л.Новоселова, Е.Е.Лысенко и др.) указывается на то, что компьютерные игры позволяют рассматривать их как средство развития творчества детей. В исследованиях, посвященных применению компьютерных игр в работе с детьми, рассматривается влияние компьютера на общее умственное развитие ребенка (Е.И.Машбиц, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова и др.), развития сотрудничества и коммуникации между детьми в процессе компьютерно -игровой деятельности (С.Пейперт), развитие мотивации детей к учебной деятельности (Е.Е.Лысенко, Е.В.Иванова и др.).
Компьютерные игры способствуют развитию творческой активности, овладению новыми знаниями, логическими операциями, эффективному тренингу сенсорных функций. Вред компьютера в развитии личности может считаться чисто академическим, потому что необходимо не уничтожать отрицательные факторы жизни, а формировать умение адаптироваться к человеческому бытию с минимальной потерей для общества. Творческая активность формирует качества, влияющие на характер личности будущих специалистов. Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение, привлечения молодежи в научно-техническую сферу, повышения престижа научно-технических профессий привела общество к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает система дополнительного образования, основным компонентом которой является детское техническое творчество, являющееся приоритетом государственной политики в сфере образования. Истории развития технического творчества посвящены работы А.В.Абдуллаева, Г.С.Альтшуллера, Ю.С.Столярова и других ученых. Проблемы развития технического творчества в учреждениях дополнительного образования
4
рассмотрены такими учеными как В.А.Березиной, Э.В.Самойленко,
Г.В.Найденко.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что накоплен большой опыт в использовании информационных технологий в учебном процессе, однако, в практике учреждений дополнительного образования практически неразработанными остаются вопросы их применения в качестве средства активизации технического творчества детей. Следовательно, существует необходимость исследования возможностей применения информационных технологий в качестве средства активизации технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования с последующей разработкой методических аспектов использования компьютерных игр в известных методиках активизации технического творчества детей.
В ходе проведенного анализа научной и методической литературы были выявлены следующие противоречия:
⎯ между запросом на развитие и активизацию технического творчества и недостаточным использованием для этого потенциала компьютерных игр при реализации программ дополнительного образования;
⎯ между необходимостью реализации потенциала компьютерных игр для активизации технического творчества обучающихся, и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их применения в качестве средства активизации технического творчества детей;
⎯ между необходимостью применения компьютерных игр, в известных методиках активизации технического творчества детей и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации данного процесса.
Проблема исследования: какой должна быть структура, содержание и организационно-методическое обеспечение компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования.
5
Недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор
темы исследования: «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить методику применения компьютерных игр в активизации технического творчества детей.
В качестве объекта исследования выступает процесс активизации технического творчества детей в процессе реализации программ дополнительного образования.
Предмет исследования – активизация технического творчества детей с использованием компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: применением компьютерных игр для активизации технического творчества детей в учреждения дополнительного образования будет эффективным, если:
– если будет разработана методика применения компьютерных игр для активизации технического творчества.
– содержание упражнений на основе компьютерных игр мотивирует к творческому поиску, самостоятельному решению задач, предусматривает возможность усложнения заданий (задания различной сложности) и направлено на развитие технического творчества детей
– определены показатели и критерии эффективности развития технического творчества детей посредством компьютерных игр
Задачи исследования:
– изучить научно-методическую литературу развития и активизации технического творчества детей с применением информационных технологий
– определить компоненты творческой активности детей,
6
– разработать модель организации учебного процесса,
обеспечивающую активизацию технического творчества в процессе компьютерных игр
– проверить эффективность методики, обеспечивающего развитие технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования посредством компьютерных игр на основе определенных показателей и критериев
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории и концепции развития творческих способностей (Дж. Гилфорд, Э.П.Торренс, Г.Бабат, П.К.Энгельмейер, Н.Коган и др.); идеи личностно ориентированного подхода (Е.В.Боидарсвская, Ш.Л.Амонашвили, В.В.Сериков, и др.); теории и концепции деятельности системы дополнительною образования (В.Л.Горский, С.К.Никулин, А.К.Бруднов, Ю.С.Столяров, и др.), фундаментальные работы педагогов и психологов, посвященные компьютеризации и информатизации (М.Б.Игнатьев, Б.С.Гершунский, Г.В.Лебедев, М.П.Лапчик и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, философской литературы по рассматриваемому вопросу, обобщение, систематизация, проектирование, прогнозирование; эмпирические (устный опросы, анкетирование, беседа), методы педагогического наблюдения, качественный и количественный анализ полученных данных.
Базой проведенного исследования являлось Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» (далее – ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»).
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе анализировалось состояние проблемы, ее осмысление в научной литературе, изучалась философская, психологическая,
7
педагогическая литература, нормативные документы. Анализировался опыт
образовательных учреждений по развитию исследовательской деятельности. На втором этапе выявлялась специфика и разрабатывалась
теоретическая модель научно-методического сопровождения исследовательской деятельности субъектов программ дополнительного образования детей, готовилась база и проводились эмпирические исследования.
На третьем этапе – завершение опытно-поисковой работы, определение эффективности разработанной модели системы научно-методического сопровождения и условий ее реализации; анализ, обобщение и систематизация результатов исследования; оформлялась выпускная квалификационная работа, результаты исследования внедрялись в практику работы учреждения.
Научная новизна состоит в:
определении возможностей развивающих компьютерных игр в активизации технического творчества детей, выявлении особенностей компьютерно – игровой деятельности школьников с различным уровнем творческой активности.
разработана методика активизации технического творчества посредством компьютерных игр.
Теоретическая значимость работы заключается в:
Разработке модели активизации технического творчества детей в процессе компьютерных игр, включающей три этапа: организационный (изучение индивидуальных особенностей проявления творческой активности школьников), содержательный (разработка содержания упражнений, подборка программного обеспечения), мотивационный (формирование положительного отношения к компьютерным игровым технологиям, техническому творчеству), деятельностный (активизация технического творчества школьников в процессе самостоятельного решения упражнений творческой направленности посредством компьютерных игр),
8
результативный (системное отслеживание активизации технического
творчества детей посредством компьютерных игр).
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики, обеспечивающего развитие технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования посредством компьютерных игр на основе определенных показателей и критериев; обосновании содержания и показателей проявления творческой активности детей в компьютерной игре.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования детей на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях, при адаптации – в системе общего образования, а также при подготовке специалистов в области воспитания и педагогов дополнительного образования.
Достоверность результатов и обоснованность выводов диссертационного исследования обеспечена исходными методологическими позициями, полнотой исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, проведением опытно-поисковой работы, обсуждением результатов исследования на научно-практических мероприятиях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Развивающие компьютерные игры являются эффективным средством развития творческой активности детей, обеспечивающих эмоционально-мотивационный и содержательно операционный компоненты творческой активности детей, посредством интеграции игровых и дидактических упражнений в компьютерной программе
2) Методика активизации технического творчества детей в процессе компьютерных игр, включающей три этапа: организационный, содержательный, мотивационный, деятельностный, результативный.
3) Эффективность упражнений, обеспечивающих развитие технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования
9
посредством компьютерных игр на основе определенных показателей и
критериев проявления творческой активности детей в компьютерной игре Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе
проверки эффективности методики, обеспечивающего развитие технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования посредством компьютерных игр на основе определенных показателей и критериев. По результатам отдельных этапов исследования были сделаны доклады на семинарах Дворца молодежи, методических комиссиях школ.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списков использованных источников, приложений.
Литература
1. Абакумова, Е. В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е.В. Абакумова. – Майкоп, 2004. – 229 с.
2. Алексеева, О. В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности [Текст] / О.В. Алексеева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. – 2014. – № 79. – С.8-1
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – Петрозаводск : Скандинавия, 2004. – 208 с.
4. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности[Текст] /Б.Г Ананьев // Проблемы способностей – М., 1962, С. 15-36.
5. Анастази А. Психологическое тестирование.-М.:Педагогика, 1982.-320 с.
6. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань : изд–во Казанского ун-та, 1998. – 317 с.
7. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновац. курс : учеб. пособие для студентов / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Ка-зан. ун-та, 2008. – 127 с.
8. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский. – М.: ИД «Карапуз», 2009. – 302 с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание: опят философской автобиографии.-М. : Мысль, 1991.-319 с
10.Боговленская, Д. Б. Диагностика становления творческой личности //Психодиагностика и школа. Тезисы симпозиума.-Таллин, 1980.-300 с.
11.Боговленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов на Дону : Изд-во Рост.ун-та, 1983.-176 с.
81
12.Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002.– 320с.
13.Бодунов, М. В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами// Психофизические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности.-М.-1982.-с.57-82
14.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М. : Просвещение, 1968.-464 с
15.Браже, Т. Г. Развитие творческого потенциала личности [Текст] /Т.Г. Браже // Советская педагогика – 1984 – №8 – С. 94
16.Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей// Дошкольное воспитание.-1965.-№5.- С.6-10.
17.Власова, И. Д. Воспитание творческой активности в сюжетно – ролевых играх у детей 7-го года жизни//Воспитание личности ребенка дошкольного возраста.-Пермь, 1976.-С.81-91.
18.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1991.-93 с.
19.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
20.Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина.: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект , 2003. – 304 с.
21.Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь [Текст] / В.И. Загвязинский. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
22.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зипченко.- М.:Педагогика, 1986.-Т1-2.
23.Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку [Текст]: учеб. пособие / В.П. Зинченко. – Ростов н /Д: РГПИ, 1987. – 68с.
82
24.Ивакина, И. О-Э. Компьютерные игры-индивидуализированное
средство развития творческой активности детей седьмого года жизни: дисс.на соиск.уч.степ.канд.пед.наук.-М., 1996.-159 с.
25.Иванов, В. Г. Занимательность как фактор воспитания творческой активности младших школьников: автореф.дисс.на соискан.уч.степ.канд.пед.наук.-Ярославль, 1994.-17с.
26.Информационные системы и технологии [Текст]: методические указания по дипломному проектированию / Сост. С.А. Пиявский, В.П. Дерябкин. – Самара, Самарский гос. арх.-строит. ун-т, 2006. -32 с.
27.Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.-М.: Просвещение, 1985.-192.
28.Кант, И. Сочинения в 6-и томах.-Т.5.-М., 1966,-337
29.Комский, Д. М. Основы теории творчества : пособие для студентов и учителей [Текст] / Д.М. Комский. – Екатеринбург: Уральский государ-ственный педагогический институт, 1993. – 78 с.
30.Концепция художественного образования в РФ[Текст]:Приказ Минкультуры России от 28 дек. 2001 года № 1403. Концепция художественного образования в Российской Федерации: утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403. // Искусство в школе. – 2002. – №2 – С. 84
31.Коршунов, А. М. Ленинская теория отражения и творчества.-М.:Знание .-1989.-№12.-С.41
32.Косогорова, Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Л.В. Косогорова, Л. В. Неретина. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с.
33.Котко А. Н. Индивидуализация воспитания старшего дошкольника в условиях детского сада.-Дисс. на соиск.уч.степ.канд.пед.наук.-Минск, 1994.-217 с.
83
34.Котырло, В. К. , Дудкевич, Т. В. Роль совместной деятельности в
формировании познавательной активности дошкольников//Вопросы психологии.-1991.-№2.-с.50-60
35.Краюхина, О. Е. Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Е. Краюхина. – Екатеринбург, 2009. – 27 с.
36.Криво, Т. М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) [Текст] / Т.М. Криво // Вестник Том-ского госуд. Пед. ун-та, №2-2012. – С. 121-125
37.Кричевский, Р. Л. Особенности взаимоотношений старших дошколькников в зависимости от мотивов их совместной деятельности//Новые исследования в психологии.-1991.-№1.-с.25-27
38.Крупская, Н. К. О коммунистическом воспитании школьников / Н.К.Крупская. – Москва: Просвещение, 1987, с. 126-132
39.Кузнецов, А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: дисс.на соиск.уч.степ.докт.пед.наук в форме научного доклада.-М., 1988.-47 с.
40.Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников.-М.:Знание, 1987.-37 с.
41.Кулюткин, Ю. Н., Муштавинская, И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская – СПб.: СПбГУПМ, 2002 – 48 с.
42.Кухарев, С. Г. Становление и развитие технического творчества учащейся молодежи в Ставропольской крае/С.Г.Кухарев, О.В.Будник.-Ставрополь: Государственный архив Ставропольского края, 1992/
43.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики.-3-е изд.-М.:Изд-во мысль.1965.-465 с.
84
44.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учеб.
пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл : Академия, 2004. – 352 с.
45.Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1973. – № 1. – С. 7-16.
46.Лернер, И. Я. Проблемное обучение.-М.:Знание/сер.Педагогика и психология.-№3.-64 с.
47.Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения.-М., 1981.-186с. 48.Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе
общения со взрослыми//Вопросы психологии.-1982.-№4,-с.18-35. 49.Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] :
монография / С. П. Ломов – М : ГОУ Пед. акад, 2010. – 104 с.
50.Ломов, С. П., Аманжолов, С.А. Методология художественного образования [Текст]: Учебное пособие. / С. П. Ломов, С.А. Аманжолов – М.: МПГУ, 2011. – 188с.
51.Лук, А. Н. Мышление и творчество [Текст] / А. Н. Лук. – М. : Полит-издат, 1976. – 144 с.
52.Лысенко, Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности. – Диссертация на соискание ученой степени кандидат психологических наук.- М., 1988,-290 с.
53.Ляликов, А.П. Основы технического творчества: факультатив для школ, лицеев, колледжей/А.П.Ляликов.-Вологда: ВИПКППК, 1995, с.4-7
54.Ляликов, А.П. Основы технического творчества: факультатив для школ, лейеев, колледжей // А.П.Ляликов.- Вологда: ВИПКППК, 1995, с. 4-7
55.Максяшин, А. С. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество: правильно ли мы их понимаем? [Текст] / А.С. Максяшин // Вопросы культурологи: науч. -практ. и метод. журн. -2009. – №8. – С. 60-62.
85
56.Маслоу, А. Самоактуализация Психология личности: тексты.-М.:1982.-
С.108-117.
57.Маствилискер, Э. И., Дикопольская, Г. Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у дошкольников / Э.И. Маствилискер, Г.Е. Дикопольская // Темперамент (системное исследование). Пермь, 1976, с.120-138.
58.Материалы научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития XXI веке»/Москва:ЦРСДОД, 2000
59.Матусик, А. И. Индивидуальный подход в воспитании организаторских умений дошкольников в игре//О дошкольном воспитании.-Ростов – н/д,1996.-С.119-141
60.Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика, 1972.-208.
61.Матюшкин, А. М. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении//Проблемы способностей в советской психологии.-М., 1984.-С18-24
62.Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А. М. Матюшкин ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2009. – 720 с.
63.Найденко, Г. В. Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогичсеких наук. – Сиаврополь, 2000.
64.Небылицин, В. Д. Актуальные проблемы дифференцированной психофизиологии // Вопросы психологии.-1971.-№6.-с.13-26
65.Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры [Текст] : теория и практика / М.А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – 343 с.
66.Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет.-М.: Педагогика, 1992.-160 с.
86
67.Новоселов, С. А. Педагогическая система развития технического
творчества в учреждениях дополнительного и начального профессионального образования [Текст] : метод. пособие / С. А. Новоселов, Г. Н. Горнова. – Екатеринбург : [б. и.], 1999. – 95 с
68.Новоселов, С. А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования [Текст] : систем. подход / С. А. Новоселов. – Екатеринбург : РППУ, 1997. – 371 с
69.Новоселов, С. А. Развитие технического творчества учащихся в процессе сбора научно-технической и патентной информации [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / С. А. Новоселов ; Свердл. проф.-пед. ин-т. – Сверд-ловск, 1991. – 176 с.
70.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.]. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
71.Образовательные технологии: (из опыта развития глобального мышления учащихся) [Текст] : материалы для специалистов образоват. учреждения / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. – СПб. : КАРО, 2002. – 152 с
72.Овчарова, А. Ю. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике Текст]: Монография / А.Ю. Овчарова, – М. МГПУ, 2013 – 106 с
73.Опыт политехнического обучения в городской школе [Текст] / под ред. М. Н. Скаткина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 167 с
74.Педагогическая энциклопедия.-М.-1983,123 с.
75.Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый ; Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.
76.Платон // Сочинения в 3-х томах,-М.-1970,-Т.2,-С.157-222
87
77.Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников.-М.: Педагогика, 1977.-272
с.
78.Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.-Волгоград: Перемена, М.,1995
79.Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина ; под ред. М. А. Чошанова. – М. : Нар. образование, 1996. – 158 с.
80.Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогики [Текст] / Я. А. Пономарев. – М. : Педагогика, 1976. – 280 с.
81.Развитие творческой активности школьников./Под ред. А.М.Матюшкина.-М.:Педагогика, 1991.-160 с.
82.Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Г. Разумовский ; АПН РСФСР НИИ методов обучения. – М., 1959. – 12 с.
83.Рубинштейн, С. Л. Принципы творческой самодеятельности [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С.101–109.
84.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.-М.,1940.-596 с. 85.Сакулина, Н. П. Рисование в детском саду и школе//Дошкольное
воспитание.-1970.-№4.-с.42-49
86.Смыковская, Т. К. Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.-Дисс. …канд.пед.наук.-Волгоград,1994.-157 с.
87.Советский энциклопедический словарь.Изд.4-е, испр. и доп.-М.:Сов.энциклопедия.-1989.-1631с.
88.Столяров, Ю. С. Техническое творчество учащихся /Ю.С.Столяров, Д.М.Комский, В.Г.Гетта, А.М.Плуток, В.В.Колотилов.-Москва.:Просвещение, 1989, сю5-14, 138-152, 164-169
88
89.Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей.-М.:Педагогика,
1988.-174 с.
90.Теория и практика детского технического творчества/ Москва: Издательство МАИ, 2001, с. 37-56
91.Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М.1961.-535 с. 92.Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н.А.Ветлугиной.-М.,
1972.-287 с.
93.Чайнова, Л. Д. Функциональный комфорт. Компоненты и условия формирования//Техническая эстетика.-1983.-№1.с.21-23
94.Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся//Знание, сер.педагогика и психология.-1988.-№8.-80с.
95.Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.:Педагогика.-1979.-240с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!