Конфликтогенный потенциал дресс-кода на примере образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Ларина Кристина Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе рассматривается конфликтогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Автор показывает, что несмотря на многие положительные функции школьной формы, в школах возникают конфликты между участниками образовательного процесса, которые нередко выходят за рамки организации и становятся публичными. Объектом исследования является дресс-код в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Предмет исследования — конфиктогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Основной целью данной работы, является анализ конфиктогенного потенциала дресс-кода на примере образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Для достижения цели в первой главе была рассмотрены история, понятия и функции дресс-кода. А также описан дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов в образовательных учреждениях.
Во второй главе описывается проведенное нами эмпирическое исследование конфликтогенного потенциала дресс-кода в школах Санкт-Петербурга, а именно: анализ СМИ, положений о внешнем виде, выборочный анкетный опрос учеников и родителей школ. Опираясь на результаты исследования, был разработан проект по грамотному введению дресс-кода в образовательных учреждениях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы – 90 страниц.

ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА …………………………… 9

1.1 История, понятие и функции дресс-кода ……………………………………………….. 9

1.2 Дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов ……………… 18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА И ПЛАН-ПРОЕКТ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ …………………………………………………………………………… 42

2.1 Методы и результаты исследования ……………………………………………………. 42
2.1.1 Методология исследования …………………………………………………………… 42
2.1.2 Результаты исследований ……………………………………………………………… 44

2.2 План-проект по введению дресс-кода в образовательные учреждения
Санкт-Петербурга …………………………………………………………………………………. 65

2.2.1 Проблематизация, стейхолдеры и SWOT-анализ проекта ………………….. 65

2.2.2 Мероприятия, результаты и ресурсы проекта ……………………………………. 68

2.2.3 Риски и оценка эффективности проекта ……………………………………………. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 79

Интернет-источники ……………………………………………………………………………… 86

Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….. 91

Приложение 2 ……………………………………………………………………………………….. 94

Приложение 3 ……………………………………………………………………………………….. 99

Приложение 4 ……………………………………………………………………………………… 109

Приложение 5 ……………………………………………………………………………………… 116
Приложение 6 ……………………………………………………………………………………… 118

Приложение 7 ……………………………………………………………………………………… 125

Приложение 8 ……………………………………………………………………………………… 127

Приложение 9 ……………………………………………………………………………………… 129

Приложение 10 ……………………………………………………………………………………. 135

Актуальность темы исследования. Дискуссии и конфликты на тему поло-
жительных и отрицательных качеств школьной формы, идут с момента ее
появления в 1553 году и по сей день. Участники образовательных отношений
выделяют ее положительные черты, такие как: воспитание дисциплины у де-
тей, экономия бюджета семьи и сглаживание социальных, экономических и
имущественных различий. Но, несмотря на вышеперечисленные конфликто-
разрешающие свойства дресс-кода, конфликты между родителями/учениками
и администрацией по поводу школьной формы являются постоянно действу-
ющим элементом конфликтности образовательных отношений. Часть этих
конфликтов выходят за пределы исключительно школьной жизни и становят-
ся предметом значительных социокультурных разногласий, как например,
дебаты, связанные с ношением хиджаба в школе.
Социологические исследования также фиксируют неоднозначность
проблемы школьной формы. Так, по данным опроса ВЦИОМ на 2013 год,
66% родителей выступают за введение дресс-кода в образовательных учре-
ждениях.1 Однако, опрос ОНФ, проведенный в 2020, показал, что процент
родителей, которые выступают за обязательное ношением формы снизился и
составил 42%.2 35% считают, что школы должны придерживаться в одежде
одинаковой цветовой гаммы. Подобные исследования, где респондентами
выступали бы сами ученики проводятся и в рамках отдельных школ.
Также нужно отметить, что зачастую дресс-код воспринимается учени-
ками как часть общей стратегии образовательной системы, направленный на
подавление индивидуальности. Конечно, мы не можем, напрямую связать
трагические инциденты, происходящие в школах, с наличием или отсутстви-
ем школьной формы, тем не менее, волнующая всех возросшая конфликт-
Школьная форма: за и против. [Электронный ресурс] — URL: https://infographics.wciom.ru/theme-
archive/society/religion-lifestyle/education-children/article/shkolnaja-forma-za-i-protiv.html (дата обращения:
30.08.2013)
Школьная форма: итоги опроса ОНФ. [Электронный ресурс] — URL: https://stavropolye.tv/news/138652
(дата обращения: 07.09.2020)
ность образовательного пространства требует изучения всех аспектов данной
проблемы.
Этими и другими обстоятельствами обусловлена актуальность темы
настоящей работы.
Степень научной разработанности. Стоит отметить весьма ограни-
ченное количество академических источников, посвященных конфликтности
дресс-кода в образовательном учреждении. Как грамотно вводить дресс-код в
образовательные учреждения и писать правила, регулирующие нарушения,
связанные с ним, не изучены и в изданиях, созданных для учителей и дирек-
торов школ — не прописаны.
Первая, довольно узкая группа авторов, писала об истории развития
школьной формы в России и о конфликтах, с ней связанными. Авторы, упо-
мянутые ниже, изучали особенности введения манифеста «О гражданских
мундирах», его влияние на поведение школьниках в разных городах России.
Так же изучалась форма петербургских школьников первой половины 19 ве-
ка и отношение родителей к дресс-коду. Основными авторами выступили: Л.
Зиновьева, И. Кулакова, Д. Крейк, Т. Пашкова.3
Субкультура стала антиподом дресс-кода и является одним из форм
протеста за проявление индивидуальности. Авторы изучают причины появ-
ления субкультур, как они себя вели в рамках своих замкнутых сообществ и
за их пределами. Большое внимание уделяется одежде как символу, «языку»
и отличительные черты подростков, которые связывали себя с субкультур-
ными движениями. Поэтому, мы изучали труды Ю. Легенького, А.В. Па-
рийчука, Д.В. Иванова, С. Ю. Иванова, А.Н. Ильина, И.В. Васильева, Т.Б.
Щепанской, В.В. Абраменковой, И.П. Башкатова.4
Зиновьева Л. Форма образа. Форменный костюм российской школьницы в прошлом и настоящем // Теория
моды: одежда, тело, культура №26 — 2012–2013. — с. 124-126; Кулакова И. Мундир российского студента
(по материалам XVIII века) // Теория моды: одежда, тело, культура № 9. — 2008. — с. 9-24; Крейк Д. Крат-
кая история униформы (Форма напоказ: от традиционализма к вызову). М., 2007 — С. 233; Пашкова Т. Дис-
циплина внешнего вида, или дресс-код петербургских школьников первой половины XIX в. // Герценовские
чтения 2015. Актуальные проблемы русской истории. СПб.: Издательство «ЭлекСис». — 2016. — с. 726-730
4
Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. // Изд-во
НПО «МОДЭК». — 2000 — С. 416.; Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных
Конфликты в школьном коллективы и способы их урегулирования по-
дробно изучены и о них написано большое количество литературы. Основ-
ной вклад в изучении школьной среды внесли такие исследователи, как: С. В.
Баныкина, Х. Бесемер, Л.В. Быкова, М.В. Орлова, А. Ю. Коновалов, М. В.
Клименских, О. Н. Шахматова, Н.И. Леонов, М. Пель. 5
Для нас важно было рассмотреть особенности психологии детей млад-
шего, среднего и старшего школьного возраста и проблемы идентичности.
Данная тема довольно хорошо изучена, однако нас интересовали авторы, ко-
торые упоминали особенности отношения детей к своему внешнему виду в
период переходного возраста. Так же для нас было важно ознакомиться с по-
ведением школьников в ответ на запреты и ограничения их действий со сто-
роны взрослых. Об этом писали следующие авторы: Ф. Дольто, Е. Емельяно-
ва, В.К. Зарецкий, Л.Ц. Кагермазова, И.С. Кон, Г. Крайг, Х. Ремшмидт.6
Так как мода, внешний вид и одежда имеют большое влияние на людей
и являются маркером социализации, то важно рассмотреть авторов, которые
занимаются исследованиями моды и психологии моды: В.И. Ильин, М.И.
Килошенко, М.Г. Арнтцен, И.А. Осколков, Р. Барт.7

Рассмотрев историю, понятие и функции дресс-кода, мы пришли к вы-
воду о том, что несмотря на то, что дресс-код создавался для того, чтобы ми-
нимизировать количество конфликтов не только в образовательных учрежде-
ниях, но в обществе в целом, практика и исследования показывают, что дан-
ный инструмент конфликторазрешения не работает, а различные предписа-
ния, относительно внешнего вида учеников и меры наказания за нарушение
дресс-кода только усугубляют ситуацию.
В ходе изучения мы выявили основные функции дресс-кода, такие как:
дисциплинирование, сплачивание коллектива, подчеркивание принадлежно-
сти к организации, минимизирования потенциальных конфликтов, повыше-
ния работоспособности. Но, несмотря на положительные черты, школьная
форма вызывает гендерные, религиозные, экономические, внутриличност-
ные, экономические и другие конфликты.
Исследование СМИ на предмет наличия публичных конфликтов в шко-
лах Санкт-Петербурга, мы выяснили, что часто разногласия выходят за пре-
делы организации и порождают дискуссию как между родителями учеников,
учениками и администрацией школы, так и между депутатами и детскими
омбудсменами.
Изучив исследования, проводимые среди родителей школьников, мож-
но сделать вывод о том, что им нравится наличие в школе дресс-кода, однако
высокая цена, отсутствие самовыражения и права голоса у учеников во время
принятия окончательного варианта школьной формы — являются ее минуса-
ми. Такие же результаты мы получили в ходе анкетирования среди родителей
школьников Санкт-Петербурга.
Проанализировав положения о внешнем виде, прописанные в образова-
тельных учреждениях, мы сделали вывод о том, что кроме самой формы, они
регулируют внешность учеников: цвет и длину волос, ногтей, макияж и т.д.
Помимо того, в школах нет бесконфликтного урегулирования ситуации в
случае, если ученик пришел без формы. За нарушение ученикам делают
письменное и устное замечание, вызывают на комиссию, ставят на учет к за-
вучу по воспитательной работе и тд. Более того, 5 школ нарушают закон «Об
Образовании» и Конституцию РФ.
В ходе проведенного анкетирования среди учеников школ Санкт-
Петербурга, мы выявили, что школьникам не нравится школьная форма. Они
не могут в ней выразить свою индивидуальность, многие предметы одежды
сидят на них плохо, отчего они чувствуют себя некрасивыми и часто нару-
шают правила дресс-кода.
Разработанный нами план-проект, поможет ввести дресс-код или еди-
ную школьную форму с минимальным количеством конфликтов, посред-
ством изучения мнений всех заинтересованных лиц образовательного про-
цесса и привлечения спонсоров и сотрудничества. Данный проект универса-
лен и может работать во всех школах Санкт-Петербурга.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Системные методы в семейной медиации
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Роль гендерного фактора в управлении конфликтом
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет