Конфликтологический анализ образовательной среды в современной России

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Цыгулева Инна Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Система образования – основополагающий институт развитого общества. С помощью образования транслируется социальный опыт, воспроизводятся устойчивые формы общественной жизни в пространстве культуры, формируется личность. На волне проводимой в России модернизации некоторых социальных институтов, таких как система государственного управления, здравоохранения и образования, тем не менее, констатируется кризис последней. Становится важным проанализировать причины и следствия сложившейся ситуации в столь важном аспекте социальной жизни как образование. В первой главе даются определение понятиям «образовательная среда», «образование», «система образования», устанавливаются основные образовательные проблемы и их причины. Во второй главе дается определение понятию «анализ» конфликта, рассматривается его структурные и динамические характеристики, составляющие, в конечном счете, теоретическую основу анализа конфликта. Также проводится микроанализ таблиц сопряженности, корреляционный анализ и факторный анализ социокультурных факторов, влияющих на оценку современной системы образования. В заключительной части работы используется экспертный метод анализа иерархий Томаса Саати применительно к анализу проблем образования. Объектом исследования данной исследовательской работы является образовательная среда в современной России. Предметом исследования данной работы – конфликтологический анализ образовательной среды в современной России. Целью исследования является выявление основных конфликтогенов в образовательном пространстве и поиск способов работы с ним для достижение продуктивных результатов. В качестве задач выделили: 1) определить понятия «среда», «образование», «образовательная среда», и их взаимосвязь; 2) выявить основные проблемы образования современной России; 3) сформулировать основные причины конфликтов в образовательном процессе; 4) дать определение понятия «анализ» конфликта, его структурные и динамические показатели; 5) проанализировать социокультурные факторы, определить их влияние на оценку нынешней системы образования; 6) рассмотреть экспертный метод, применительно к анализу образовательных проблем.

Система образования – основополагающий институт развитого общества. С помощью образования транслируется социальный опыт, воспроизводятся устойчивые формы общественной жизни в пространстве культуры, формируется личность.
В Законе «Об образовании» в Российской Федерации образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В свою очередь, образовательная среда определяется как «часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов».
Таким образом, образовательный процесс тесно связан со всеми сферами жизни общества, а в особенности с экономической, поскольку именно экономикой обеспечивается имеющаяся материальная образовательная база, определяются профессии и направления, необходимые обществу в данный момент.
На волне проводимой в России комплексной модернизации некоторых социальных институтов, таких как система государственного управления, здравоохранения и образования, тем не менее, констатируется кризис последней. Становится важным проанализировать причины и следствия столь важного аспекта социальной жизни как образовательное пространство или образовательная среда.
Теоретические и практические аспекты анализа рассмотрены в трудах ряда отечественных исследователей: В.А. Ясвина., Н.Б. Крыловой, П.П. Блонского, Э.Н. Гусинского, Климова Е.А., Шацкого С. Т., Марковича Д.Ж., Вишнякова С.М. и других.
Таким образом, заявленная проблематика имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.
В своем Послании от 1 марта 2018 года Президент Российской федерации выделил сферу образования приоритетной в плане развития и ресурсных затрат:
«Невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. Именно эта отрасль в ближайшие годы станет опорной для технологического рынка, если удастся решить накопившиеся за последние годы проблемы».
Это позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы исследования.
Объектом исследования данной исследовательской работы является образовательная среда в современной России.
Предметом исследования данной работы – конфликтологический анализ образовательной среды в современной России.
Целью исследования является выявление основных конфликтогенов в образовательном пространстве и поиск способов работы с ним для достижение продуктивных результатов.
В качестве задач мы выделили:
определить понятия «среда», «образование», «образовательная среда», и их взаимосвязь;
выявить основные проблемы образования современной России;
сформулировать основные причины конфликтов в образовательном процессе;
дать определение понятия «анализ» конфликта, его структурные и динамические показатели;
проанализировать социокультурные факторы, определить их влияние на оценку нынешней системы образования;
рассмотреть экспертный метод, применительно к анализу образовательных проблем.
Таким образом, в данной работе проанализированы основные понятия, входящие в поле образовательной среды, а также факторы, негативно сказывающиеся на данной сфере социальной жизни, проведен статистический анализ социокультурных факторов, выявлены конфликтогены, которые наиболее сильно влияют на оценку системы образования, а также рассмотрен экспертный метод при анализе образовательных проблем.
Работа включает в себя Введение, 2 Главы, Заключение и Список использованной литературы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет междисциплинарный подход, объединяющий исследование негативных факторов в области социологии, конфликтологии, психологии, наряду с которым были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания.
Эмпирическую базу исследования составляют вторичные источники базы Европейского социального исследования общественного мнения по вопросу системы образования в современной России.
Методами обработки данных служат микроанализ таблиц сопряженности, корреляционный анализ, факторный анализ. Для компьютерной обработки данных предполагается использование статистического пакета SPSS.
В Заключении подводятся итоги и делаются выводы по целям работы.
Список использованной литературы включает в себя 70 источников.

В ходе нашего исследования были решены все поставленные перед началом задачи. Мы определили понятия «образовательная среда», «образование», «система образования», установили основные образовательные проблемы и их причины. Во второй главе определили понятие «анализ» конфликта, рассмотрели его структурные и динамические характеристики, составляющие, в конечном счете, теоретическую основу анализа конфликта. Был проведен микроанализ таблиц сопряженности, корреляционный анализ и факторный анализ социокультурных факторов, влияющих на оценку современной системы образования. В заключительной части работы был проведен экспертный метод анализа иерархий Томаса Саати применительно к анализу проблем образования.
Таким образом, цель данной работы – выявление основных конфликтогенов в образовательном пространстве и поиск способов работы с ним для достижения продуктивных результатов – была достигнута, и мы можем зафиксировать выводы, к которым пришли в процессе написания работы.
Проанализировав феномен «образовательная среда», пришли к выводу о том, что это образовательная система, которая имеет свою структуру, уровни и показатели. В силу широты охвата понятием практически всего вокруг, остановились на анализе системы образования как составляющей образовательной среды и значимой части образовательного процесса.
Среди основных образовательных проблем можно назвать отсутствие индивидуального подхода к обучению, колоссальный региональный разрыв по уровню и качеству образования, «засилье» реформ, так и не реализовавшихся на практике, а также цифровая и техническая модернизация образовательного процесса.
Основной причиной вышеперечисленных проблем можно назвать недофинансированность образовательного сектора. А также расхождение во внешних и внутренних интересах государства как субъекта отношений. Принимаемые реформы стимулируются извне и направлены на внешний облик государства, при этом игнорируются потребности и интересы граждан, регионов, вследствие чего возникают множество конфликтов на разных уровнях. Государство должно соответствовать международным стандартам образования, но только после того, как полностью удовлетворит внутренние образовательные потребности своих граждан.
К структурным показателям конфликта относятся субъекты конфликта, характер их взаимоотношений, предмет конфликта, а также среда протекания конфликта. К динамическим показателям относятся стадии конфликта: конфликтная ситуация – конфликтное взаимодействие – завершение конфликта.
Факторный анализ демонстрирует, что в иерархии причин, влияющих на оценку системы образования, первое место занимает удовлетворенность/ неудовлетворенность жизнью. Доход оказывает намного меньшее влияние. Среди социокультурных факторов на первом месте находится младшая возрастная группа. Уровень образования занимает второе место.
Исходя из концепции исследования (социокультурные факторы влияют на оценку респондентом состояния системы образования), была выявлена зависимость от возраста и уровня образования. Эти факторы в действительности влияют на оценку респондентом состояния системы образования. Фактор дохода респондента не показал такого же значимого влияния. Факторный анализ демонстрирует, что в иерархии причин, что в иерархии причин, влияющих на оценку системы образования, первое место занимает удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью.
Приведенные примеры использования аналитического подхода анализа иерархий Т. Саати, базирующегося на содержательной модели ситуации (структурные и динамические показатели), может стать эффективным инструментом в руках исследователей.

Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей Школы Экономики // www.csr.ru/wpcontent/uploads/2018/04/-Doklad_obra-zovanie_Web.pdf.
Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года “Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика” // 2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.
Норвежский архив данных социальных наук. Российской части базы Европейского социального исследования. 6-я волна. 2012 год. База: ESS601.1. // www.ess.nsd.uib.no.
Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» » [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru, свободный.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф, свободный.
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 “О национальной доктрине образования в Российской Федерации” // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/.
Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года. Экспертная группа №8 // /2020strategy.ru/g8/documents/32624772.html.
Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 “О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации” // www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=376376#05709947765-896952.
Приказ Минобрнауки РФ от 13.10.2005 N 259 “О Совете по реализации приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ в образовании” // .
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы”// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110982/, 13.03.18.
Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт. Бюллетень о сфере образования. 12. Июль 2017. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации // ac.gov.ru/files/publicati-on/a/13584.pdf/.
Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф, свободный.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы” // www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/.
Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов” от 10.02.2009 N 18-ФЗ (последняя редакция) // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84-791/.
Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете” от 10.11.2009 N 260-ФЗ (последняя редакция) // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93588/.
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_140174/.
ЦЕССИ. Всероссийский опрос в рамках 4-й волны (2008 г.) Европейского социального исследования. База: Data_wave4 RU URL: .
Экспертный доклад «12 решений для нового образования» // www.cs-r.ru/issledovaniya/ekspertnyj-doklad-12-reshenij-dlya-novogo-obrazovaniya/.
Андреева С.А. Особенности управления образовательным комплексом региона // Научное сотрудничество. — 2014. — №2(29).
Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — 2-е изд.
Артемов Г.П. Политическая социология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. 2014 – 309 с.
Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.
Барзаева М.А., Абдулазизова Э.А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и пер-спективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.: Эдито-риал УРСС, 2001. – 592 с.
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, С.А. Фрумов ; сост. Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с. : 1 л. портр. – Указ.: С. 679-688.
Богданов И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития. Тольятти, 1996.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С.-Петербург: СПГУПМ, 1994.
Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования, 1994, № 3.
Гладких Б.А. Может ли Болонский процесс стимулировать повышение качества и эффективности образования в российском вузе?
Горбунова Е.М. Основные результаты мониторинга участия России в Болонском процессе: Болонья глазами студентов // Вестник международных организаций. 2009. №2.
Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
Дискуссии. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. № 9. 1993. М.: На-Ука.
Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования. 2007. №6.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования // kremlin.ru/events/president/news/51001.
Климов Е.А. Психология. М., 1997.
Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993, №1.
Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003.
Колотилова Н.Н., Темкина И.М. Модернизация высшего образования – составная часть и фактор процесса инновационного развития // file:///C:/Users/HP/Downloads/469-931-1-SM.pdf.
Крюкова Т.В. Основы теории принятия решений в конфликте: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.В. Крюкова. – СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2016. – 148 с.
Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.
Максимова Н.А. Моделирование информационно-образовательной среды учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 5 (май). – 0,4 п. л. – URL: .
Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
Образовательная программа «Школа 2100» // school2100.com/upload/-school2100/programma_shkola21-00. Pdf.
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989.
Рыбакова M.M. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993.
Сергеев С.Ф. Средо-ориентированное обучение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995. С. 94-96.
Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М., 2000.
Смирнова Е.Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах // Гуманизация образования. Теория. Практика. СП6: СПГУПМ, 1994.
Степанов Е.И. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) под ред. Д. филос. Н. Е.И. Степанова – М.: Эдиториал УРСС, 2000. 343 с.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. .:
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. Том 1, М., 1988.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т.. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964-1965.
Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — №5.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
Boulding K. Conflict and Defense. New York. Harper Torchbooks, 1988.
Взяли на веру. В школах вводятся “Основы религиозных культур и светской этики”. Российская газета – Федеральный выпуск №5734 (61) // rg.ru/2012/03/20/religiya-site.html.
Официальный сайт программного средства Super Decisions // .
СПбГУ готовят для факультета теологии // polit.ru/article/2013/01-/31/spb_teo/.
РГСУ. Гуманитарный факультет. Бакалавриат: Теология 031901.62 // sgf.rgsu.net /education/specialities/teologiya.
Трудоустройство после вуза — трудная задача // wciom.ru/index.php?id=459&uid=11443.
Частицы божественного. Чему учат на кафедре теологии в МИФИ// lenta.ru/articles/2013/10/04/theology/.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Конфликтологический анализ образовательной среды в современной России»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Системные методы в семейной медиации
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Роль гендерного фактора в управлении конфликтом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет