Конкурентный порядок как фактор развития железнодорожной отрасли россии
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Современное состояние железнодорожной отрасли РФ 6
1.2. Модель реформирования железнодорожной отрасли России как естественной монополии. Стратегия развития до 2030 года и её цели. Анализ международного опыта реформирования естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта и его актуальность для России 13
1.3. Результаты формирования новой структуры железнодорожной отрасли РФ 34
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК 41
2.1. Предпосылки и условия формирования конкуренции между перевозчиками на рынке железнодорожных перевозок в РФ 41
2.2. Формирование института локальных грузовых перевозчиков и долгосрочное развитие конкуренции 53
2.3. Основные принципы и механизмы государственного регулирования в конкурентном сегменте рынка услуг железнодорожного транспорта 60
ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 72
3.1. Анализ передачи активов ОАО «РЖД» и инфраструктуры железнодорожной отрасли дочерним компаниям и операторам подвижного состава 72
3.2. Организация работы дочерних компаний ОАО «РЖД» и частных операторов по перевозке грузов. Формирование рынка логистических услуг 81
3.3. Процесс взаимодействия ОАО «РЖД» и дочерних компаний с операторами и собственниками подвижного состава, его результаты 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования объясняется следующими аспектами.
С начала промышленного подъема конца XIX-начала XX вв. железнодорожный транспорт являлся локомотивом развития экономики России. На сегодняшний день одним из необходимых условий и одновременно действенным инструментом решения задач инновационного прорыва, укрепления геополитического потенциала страны продолжает оставаться эффективное функционирование железнодорожного транспорта. Однако без ускорения темпов модернизации данной отрасли она не может приобрести эффективные свои измерения. Поэтому перед политическим руководством и политической наукой в нашей стране встает важнейшая проблема определения целей и долгосрочных перспектив развития железнодорожного транспорта. Острота и важность этой проблемы нашли свое отражение в ходе разработки и принятия основополагающего для железнодорожной отрасли документа последних лет – «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года».
Ни в одной стране созда¬ние конкуренции на рынке не являлось целью реформ железнодорожного транспорта. Реформы были направлены на то, чтобы решить главную проблему отрасли, возникшую в последней трети XX в., – проигрыш в конкуренции с другими ви¬дами транспорта и, как следствие, снижение дохо¬дов железнодорожных компаний при сохранении государственных расходов на функционирование отрасли. Причина этого кроется в особенностях ценообразования на услуги железнодорожного транспорта по сравнению с услугами-замените¬лями, особенно с перевозками на автомобиль¬ном транспорте. Ключевая разница между ними состоит в том, что потребитель услуг железно¬дорожного транспорта, как правило, оплачивает издержки по содержанию инфраструктуры желез¬ной дороги, а потребитель услуг автомобильных перевозчиков избавлен от необходимости платить за содержание автодорог.
В результате по соотношению цена/качество в выигрышном положении оказывается автомо¬бильный транспорт. Однако железные дороги более эффективны в массовых перевозках пасса¬жиров и грузов, чрезмерная же загрузка альтерна¬тивных автодорог приводит к пробкам, увеличи¬вает расходы государства на содержание и ремонт дорожного хозяйства, увеличивает загрязнение окружающей среды и осложняет ситуацию с без-опасностью движения
Основной целью проводимых на железнодорожном транспорте преобразований должно стать гармоничное развитие железнодорожного транспорта при минимизации транспортной нагрузки на национальную экономику. Именно под эти задачи необходимо выбирать инструменты и механизмы развития, включая выбор модели организационного структурирования отрасли.
Объектом исследования диссертационной работы является железнодорожная отрасль Российской Федерации.
Предмет исследования – изучение роли конкурентного порядка в развитии железнодорожной отрасли РФ.
Целью магистерской диссертации является проведение исследования конкурентного порядка как фактора развития железнодорожной отрасли России.
Исходя из цели, определим задачи работы:
изучение особенностей развития железнодорожной отрасли России на современном этапе;
проведение структурного анализа рынка железнодорожной отрасли с начала реформирования и на сегодняшний день;
исследование деятельности ОАО «Российские железные дороги» как основы формирования конкуренции в железнодорожной отрасли.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, системного и комплексного подходов, положения неоклассической экономической теории, теории отраслевых рынков, институциональной теории.
Информационная база исследования. При подготовке настоящей работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы официальных статистических органов, а также отчеты ОАО «РЖД».
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Некоторые положения и рекомендации, данные в настоящем исследовании, могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования железнодорожной отрасли Российской Федерации. Кроме того, выдвинутые в рамках работы предложения могут быть успешно реализованы органами государственного управления на практике в целях устойчивого функционирования и развития железнодорожного транспорта России.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru.
2. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон РФ №18-ФЗ от 10 января 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003, №2, ст. 170; № 28, ст. 2891; 2006, № 50, ст. 5279 (ред. от 23.07.2008).
3. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Федеральный закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003, №2, ст. 169 (ред. от 18.07.2011).
4. О естественных монополиях. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, №5, ст. 214 (ред. от 19.07.2011).
5. О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, №9, ст. 142 (ред. от 18.07.2011).
33. Хромушкин К.Д. Инновационные решения для железнодорожной отрасли // Автоматика, связь, информатика. – 2011. – №1.
34. Хусаинов Ф.И. Реформа железнодорожного транспорта: достижения и проблемы // Вестник транспорта. – 2011. – №4, №5.
35. Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. – М.: ОАО «РЖД», 2010.
36. Щербанин Ю.А. К вопросу о результатах реформы, проводимой на железнодорожном транспорте // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №11.
37. Якунин В.И. Десять шагов к эффективности // Журнал «Эксперт» от 31.08.2009.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!