Культ духов местности в Камбодже

Заикина Екатерина Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена исследованию распространённого в Камбодже культа духов местности.
Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та. В каждой деревне, уезде Камбоджи есть свой неак-та – дух умершего человека, который остался в этом мире присматривать за потомками, следить за соблюдением законов и порядка. Он благоволит тем, кто его почитает, регулярно приносит подношения, и наказывает тех, кто не проявляет должного уважения и сомневается в его силе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание культа духов местности в Камбодже, его атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод и анализ текстов, связанных с данным культом.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор данная тема фрагментарно освещалась лишь в немногих работах, написанных на французском и кхмерском языках (последние практически недоступны для отечественного и европейского читателя). Насколько нам известно, в России не было опубликовано ни одной работы, в которой бы подробно рассматривался этот культ. Можно сказать, что система народных верований Камбоджи находится лишь на начальном этапе изучения. Чаще всего в научных исследованиях, посвященных религиозным системам народов Юго-Восточной Азии, культ неак-та упоминается фрагментарно, без подробного объяснения. В то же время существует большой объём фольклорного материала на кхмерском языке, посвященного духам местности, который требует перевода и анализа.
В ходе проведения исследования нами были получены определенные результаты. Так, на основе имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем сделать вывод, что культ неак-та представляет собой сложное явление: на анимистический культ духа-патрона местности (изначально, вероятно, даже лишенного антропоморфных признаков), аналоги которого можно найти у многих мон-кхмерских народов, наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с конфуцианскими корнями, а также индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе. Также мы определили, что не существует канонического изображения духов-покровителей местности, более того, изображение может отсутствовать или быть представлено в виде камня. Кроме этого, мы считаем, что нам удалось выявить возможный источник происхождения кхмерского термина неак-та.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Глава I. Буддизм и народная религия …………………………………………………………………………. 6
Классификация сверхъестественных существ в кхмерской народной религии …………………………….. 8
Глава II. Неак-та ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 22

Глава III. Этимология ………………………………………………………………………..27

Глава IV. Лексика, связанная с неак-та ……………………………………………………29

Глава V. Жилище неак-та ……………………………………………………………………32

Глава VI. Изображение неак-та …………………………………………………………….38

Глава VII. Функции неак-та ………………………………………………………………..41

Глава VIII. Медиум …………………………………………………………………………..50

Глава IX. Подношения неак-та …………………………………………………………….53

Глава X. Проведение церемонии в честь неак-та ………………………………………..56

Глава XI. Особо почитаемые неак-та в Камбодже ……………………………………….70

Глава XII. Духи местности за пределами Камбоджи …………………………………….75

Приложение……………………………………………………………………………………83

История о лесном неак-та ……………………………………………………………………..84

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из «Собрания кхмерских сказок» ……………………..86

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из газеты «Kohsantepheap Daily»………………………94

Первая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» …………………97

Вторая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау»…………………102

Третья история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» ………………..105

Госпожа Мау из «Собрания кхмерских сказок»……………………………………………………111

Вьетнамские легенды о госпоже Мау ……………………………………………………….116

Интервью с кхмерским информантом ………………………………………………………118

Заключение……………………………………………………………………………………122
Список источников и литературы ………………………………………………………..125

Вера в сверхъестественное свойственна человечеству с начала времен. Нет ни
одной традиционной культуры, в повседневной жизни которых не занимал бы
особенного места комплекс представлений и сопутствующих им ритуалов,
связанных с потусторонним миром. [Алимов, 2008:1] Камбоджа не является
исключением. Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-
мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та,
исследованию культа которых и посвящена данная работа.
Целью работы является описание культа духов местности в Камбодже, его
атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод ряда
текстов, связанных с данным культом.
Настоящая работа является первым опытом описания и исследования на
русском языке культа духов-патронов местности неак-та в Камбодже. В ней
предполагается решить следующие задачи:
 Определить роль и значение данного культа в системе верований
Камбоджи.
 Определить и описать основные атрибуты и характеристики данного
культа, опираясь на имеющиеся материалы.
 Выявить возможные параллели между культом духов местности в
Камбодже и другими странами Юго-Восточной Азии (Таиланда,
Вьетнама, Мьянмы), Китая и Индии.
 Перевести несколько текстов, посвященных наиболее известным в
Камбодже духам местности.
 Привести и прокомментировать интервью с кхмерским информантом.

В настоящей работе мы попытались подробно описать культ духа-покровителя
местности неак-та в Камбодже, показать его важнейшие признаки и
связанные с этим культом обряды, привести список наиболее почитаемых
неак-та, сравнить кхмерский культ со схожими культами в других странах
Азии. Кроме этого, в Приложении к работе представлен перевод нескольких
рассказов о неак-та Мау и неак-та Кхлеанг Мыэнг, взятых из кхмерских
печатных источников, комментированный перевод нашего интервью с
кхмерским информантом. Основные выводы, которые можно сделать,
обобщая проделанную работу, заключаются в следующем:
1. Культ неак-та (вероятно, наравне с культом духов предков ме-ба)
является центральной составляющей народной религии Камбоджи,
корни которой уходят в добуддийский и доиндуистский период
религиозной истории кхмеров.
2. Культ неак-та представляет собой сложное явление, демонстрирующее
характерный для Камбоджи религиозный синкретизм: на мон-
кхмерский анимистический культ духа-покровителя местности (причем
изначально этот дух даже не имел антропоморфных признаков)
наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с
конфуцианскими корнями (самый характерный пример – культ неак-та
Кхлеанг Мыанга), а также (по крайней мере, в ряде случаев)
индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю
традицию, восходящую к доангкорской эпохе (пример – культ Госпожи
Мау – неак-та, которую считают покровителем приморских провинций
Камбоджи). При этом культ неак-та мирно сосуществует с буддизмом
тхеравады, который приспособился к существовавшим
анимистическим практикам. Более того, можно говорить об имеющейся
тенденции к постепенному «перемещению» данного культа в сферу
буддизма и большему его включению в религиозные практики
буддийского монастыря.
3. В качестве неак-та почитаются самые разнообразные сущности и
явления: неантропоморфные божества анимистических культов,
божества индуистского пантеона, духи предков-основателей деревни, а
также исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в
защите страны. В представлении же многих современных кхмеров неак-
та является добрым духом, защищающим от различных болезней и
неприятностей. Также мы полагаем, что нельзя говорить о какой-то
устойчивой иконографии того или иного неак-та. Даже при том что
неак-та является наиболее антропоморфным божеством кхмерского
«традиционного пантеона» (по сравнению с духами типа тюмнианг
пхтеах, мрень конгвиаль, ме пхум, меба и др.), редко можно говорить о
канонических изображениях или иконографии того или иного неак-та.
Более того, изображение неак-та в большинстве случаев отсутствует
вообще или представлено символически в виде камня, термитника,
фигурки индуистского божества. Современные крупные скульптурные
изображения неак-та появились только несколько десятилетий назад, и
основная их задача – привлечение туристов и денежных пожертвований.
В ряде случаев (известное изображение неак-та Домбонг Краньоунг в
Баттамбанге, ставшее практически официальным символом города)
изображение духа может рассматриваться как что-то вроде городской
скульптуры, а его религиозные функции становятся вторичными.
4. Предположительно установлен возможный источник происхождения
кхмерского термина неак-та. Нам кажется убедительной гипотеза о том,
что данный термин произошел от сочетания слов neak и tе:pta:, с
помощью которых в конце среднекхмерского периода (XVIII–XIX вв.)
обозначали духов-хранителей города. Слово neak, имеющее
австронезийское происхождение, в современном кхмерском языке
существует в значении «человек», а слово tе:pta: является адаптацией (а
графически – точной транслитерацией) санскритского слова devatā
(«божество, хранитель»). Современная интерпретация слога ta: в
значении «дедушка, пожилой человек» является результатом народной
этимологии.
5. Похожие на кхмерский культы духов местности существуют в соседних
странах этого региона. Исследователи замечают определенное сходство
культа неак-та и культа преах пхум с культом грамадевата,
распространенного в Южной Индии. Это можно объяснить как
влиянием, которое оказывала индийская культура на Камбоджу в
доангкорский период, так и общетипологическим сходством (последнее
представляется более вероятным). Нуждается в дальнейшем изучении и
фактор влияния на культ неак-та со стороны китайской народной
религии. Китайские переселенцы, прибывавшие в Камбоджу в течение
многих столетий, адаптировались к новому окружению и
интегрировали в местную систему верований китайские культы духов-
хранителей местности, для которых присуща иерархичность и
территориальное разграничение. Возможно, китайские культы
национальных героев также оказали влияние на появление в Камбодже
неак-та-защитников страны (таким неак-та является, например, Кхлеанг
Мыэнг). У тайских народов, несмотря на тесные культурные и
исторические связи с кхмерами, прямой аналог культа неак-та
отсутствует. Существуют и активно почитаются безымянные добрые
духи-помощники (пхи), которым в случае необходимости делают
подношения, однако, насколько нам известно, они не обладают тем
влиянием и теми разнообразными функциями, которые характерны для
неак-та. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет