Культ духов местности в Камбодже

Заикина Екатерина Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена исследованию распространённого в Камбодже культа духов местности.
Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та. В каждой деревне, уезде Камбоджи есть свой неак-та – дух умершего человека, который остался в этом мире присматривать за потомками, следить за соблюдением законов и порядка. Он благоволит тем, кто его почитает, регулярно приносит подношения, и наказывает тех, кто не проявляет должного уважения и сомневается в его силе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание культа духов местности в Камбодже, его атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод и анализ текстов, связанных с данным культом.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор данная тема фрагментарно освещалась лишь в немногих работах, написанных на французском и кхмерском языках (последние практически недоступны для отечественного и европейского читателя). Насколько нам известно, в России не было опубликовано ни одной работы, в которой бы подробно рассматривался этот культ. Можно сказать, что система народных верований Камбоджи находится лишь на начальном этапе изучения. Чаще всего в научных исследованиях, посвященных религиозным системам народов Юго-Восточной Азии, культ неак-та упоминается фрагментарно, без подробного объяснения. В то же время существует большой объём фольклорного материала на кхмерском языке, посвященного духам местности, который требует перевода и анализа.
В ходе проведения исследования нами были получены определенные результаты. Так, на основе имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем сделать вывод, что культ неак-та представляет собой сложное явление: на анимистический культ духа-патрона местности (изначально, вероятно, даже лишенного антропоморфных признаков), аналоги которого можно найти у многих мон-кхмерских народов, наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с конфуцианскими корнями, а также индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе. Также мы определили, что не существует канонического изображения духов-покровителей местности, более того, изображение может отсутствовать или быть представлено в виде камня. Кроме этого, мы считаем, что нам удалось выявить возможный источник происхождения кхмерского термина неак-та.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Глава I. Буддизм и народная религия …………………………………………………………………………. 6
Классификация сверхъестественных существ в кхмерской народной религии …………………………….. 8
Глава II. Неак-та ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 22

Глава III. Этимология ………………………………………………………………………..27

Глава IV. Лексика, связанная с неак-та ……………………………………………………29

Глава V. Жилище неак-та ……………………………………………………………………32

Глава VI. Изображение неак-та …………………………………………………………….38

Глава VII. Функции неак-та ………………………………………………………………..41

Глава VIII. Медиум …………………………………………………………………………..50

Глава IX. Подношения неак-та …………………………………………………………….53

Глава X. Проведение церемонии в честь неак-та ………………………………………..56

Глава XI. Особо почитаемые неак-та в Камбодже ……………………………………….70

Глава XII. Духи местности за пределами Камбоджи …………………………………….75

Приложение……………………………………………………………………………………83

История о лесном неак-та ……………………………………………………………………..84

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из «Собрания кхмерских сказок» ……………………..86

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из газеты «Kohsantepheap Daily»………………………94

Первая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» …………………97

Вторая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау»…………………102

Третья история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» ………………..105

Госпожа Мау из «Собрания кхмерских сказок»……………………………………………………111

Вьетнамские легенды о госпоже Мау ……………………………………………………….116

Интервью с кхмерским информантом ………………………………………………………118

Заключение……………………………………………………………………………………122
Список источников и литературы ………………………………………………………..125

Вера в сверхъестественное свойственна человечеству с начала времен. Нет ни
одной традиционной культуры, в повседневной жизни которых не занимал бы
особенного места комплекс представлений и сопутствующих им ритуалов,
связанных с потусторонним миром. [Алимов, 2008:1] Камбоджа не является
исключением. Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-
мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та,
исследованию культа которых и посвящена данная работа.
Целью работы является описание культа духов местности в Камбодже, его
атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод ряда
текстов, связанных с данным культом.
Настоящая работа является первым опытом описания и исследования на
русском языке культа духов-патронов местности неак-та в Камбодже. В ней
предполагается решить следующие задачи:
 Определить роль и значение данного культа в системе верований
Камбоджи.
 Определить и описать основные атрибуты и характеристики данного
культа, опираясь на имеющиеся материалы.
 Выявить возможные параллели между культом духов местности в
Камбодже и другими странами Юго-Восточной Азии (Таиланда,
Вьетнама, Мьянмы), Китая и Индии.
 Перевести несколько текстов, посвященных наиболее известным в
Камбодже духам местности.
 Привести и прокомментировать интервью с кхмерским информантом.

В настоящей работе мы попытались подробно описать культ духа-покровителя
местности неак-та в Камбодже, показать его важнейшие признаки и
связанные с этим культом обряды, привести список наиболее почитаемых
неак-та, сравнить кхмерский культ со схожими культами в других странах
Азии. Кроме этого, в Приложении к работе представлен перевод нескольких
рассказов о неак-та Мау и неак-та Кхлеанг Мыэнг, взятых из кхмерских
печатных источников, комментированный перевод нашего интервью с
кхмерским информантом. Основные выводы, которые можно сделать,
обобщая проделанную работу, заключаются в следующем:
1. Культ неак-та (вероятно, наравне с культом духов предков ме-ба)
является центральной составляющей народной религии Камбоджи,
корни которой уходят в добуддийский и доиндуистский период
религиозной истории кхмеров.
2. Культ неак-та представляет собой сложное явление, демонстрирующее
характерный для Камбоджи религиозный синкретизм: на мон-
кхмерский анимистический культ духа-покровителя местности (причем
изначально этот дух даже не имел антропоморфных признаков)
наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с
конфуцианскими корнями (самый характерный пример – культ неак-та
Кхлеанг Мыанга), а также (по крайней мере, в ряде случаев)
индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю
традицию, восходящую к доангкорской эпохе (пример – культ Госпожи
Мау – неак-та, которую считают покровителем приморских провинций
Камбоджи). При этом культ неак-та мирно сосуществует с буддизмом
тхеравады, который приспособился к существовавшим
анимистическим практикам. Более того, можно говорить об имеющейся
тенденции к постепенному «перемещению» данного культа в сферу
буддизма и большему его включению в религиозные практики
буддийского монастыря.
3. В качестве неак-та почитаются самые разнообразные сущности и
явления: неантропоморфные божества анимистических культов,
божества индуистского пантеона, духи предков-основателей деревни, а
также исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в
защите страны. В представлении же многих современных кхмеров неак-
та является добрым духом, защищающим от различных болезней и
неприятностей. Также мы полагаем, что нельзя говорить о какой-то
устойчивой иконографии того или иного неак-та. Даже при том что
неак-та является наиболее антропоморфным божеством кхмерского
«традиционного пантеона» (по сравнению с духами типа тюмнианг
пхтеах, мрень конгвиаль, ме пхум, меба и др.), редко можно говорить о
канонических изображениях или иконографии того или иного неак-та.
Более того, изображение неак-та в большинстве случаев отсутствует
вообще или представлено символически в виде камня, термитника,
фигурки индуистского божества. Современные крупные скульптурные
изображения неак-та появились только несколько десятилетий назад, и
основная их задача – привлечение туристов и денежных пожертвований.
В ряде случаев (известное изображение неак-та Домбонг Краньоунг в
Баттамбанге, ставшее практически официальным символом города)
изображение духа может рассматриваться как что-то вроде городской
скульптуры, а его религиозные функции становятся вторичными.
4. Предположительно установлен возможный источник происхождения
кхмерского термина неак-та. Нам кажется убедительной гипотеза о том,
что данный термин произошел от сочетания слов neak и tе:pta:, с
помощью которых в конце среднекхмерского периода (XVIII–XIX вв.)
обозначали духов-хранителей города. Слово neak, имеющее
австронезийское происхождение, в современном кхмерском языке
существует в значении «человек», а слово tе:pta: является адаптацией (а
графически – точной транслитерацией) санскритского слова devatā
(«божество, хранитель»). Современная интерпретация слога ta: в
значении «дедушка, пожилой человек» является результатом народной
этимологии.
5. Похожие на кхмерский культы духов местности существуют в соседних
странах этого региона. Исследователи замечают определенное сходство
культа неак-та и культа преах пхум с культом грамадевата,
распространенного в Южной Индии. Это можно объяснить как
влиянием, которое оказывала индийская культура на Камбоджу в
доангкорский период, так и общетипологическим сходством (последнее
представляется более вероятным). Нуждается в дальнейшем изучении и
фактор влияния на культ неак-та со стороны китайской народной
религии. Китайские переселенцы, прибывавшие в Камбоджу в течение
многих столетий, адаптировались к новому окружению и
интегрировали в местную систему верований китайские культы духов-
хранителей местности, для которых присуща иерархичность и
территориальное разграничение. Возможно, китайские культы
национальных героев также оказали влияние на появление в Камбодже
неак-та-защитников страны (таким неак-та является, например, Кхлеанг
Мыэнг). У тайских народов, несмотря на тесные культурные и
исторические связи с кхмерами, прямой аналог культа неак-та
отсутствует. Существуют и активно почитаются безымянные добрые
духи-помощники (пхи), которым в случае необходимости делают
подношения, однако, насколько нам известно, они не обладают тем
влиянием и теми разнообразными функциями, которые характерны для
неак-та. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет