Культ духов местности в Камбодже

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Заикина Екатерина Олеговна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена исследованию распространённого в Камбодже культа духов местности.
Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та. В каждой деревне, уезде Камбоджи есть свой неак-та – дух умершего человека, который остался в этом мире присматривать за потомками, следить за соблюдением законов и порядка. Он благоволит тем, кто его почитает, регулярно приносит подношения, и наказывает тех, кто не проявляет должного уважения и сомневается в его силе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является описание культа духов местности в Камбодже, его атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод и анализ текстов, связанных с данным культом.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор данная тема фрагментарно освещалась лишь в немногих работах, написанных на французском и кхмерском языках (последние практически недоступны для отечественного и европейского читателя). Насколько нам известно, в России не было опубликовано ни одной работы, в которой бы подробно рассматривался этот культ. Можно сказать, что система народных верований Камбоджи находится лишь на начальном этапе изучения. Чаще всего в научных исследованиях, посвященных религиозным системам народов Юго-Восточной Азии, культ неак-та упоминается фрагментарно, без подробного объяснения. В то же время существует большой объём фольклорного материала на кхмерском языке, посвященного духам местности, который требует перевода и анализа.
В ходе проведения исследования нами были получены определенные результаты. Так, на основе имеющихся в нашем распоряжении источников мы можем сделать вывод, что культ неак-та представляет собой сложное явление: на анимистический культ духа-патрона местности (изначально, вероятно, даже лишенного антропоморфных признаков), аналоги которого можно найти у многих мон-кхмерских народов, наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с конфуцианскими корнями, а также индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе. Также мы определили, что не существует канонического изображения духов-покровителей местности, более того, изображение может отсутствовать или быть представлено в виде камня. Кроме этого, мы считаем, что нам удалось выявить возможный источник происхождения кхмерского термина неак-та.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Глава I. Буддизм и народная религия …………………………………………………………………………. 6
Классификация сверхъестественных существ в кхмерской народной религии …………………………….. 8
Глава II. Неак-та ………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 22

Глава III. Этимология ………………………………………………………………………..27

Глава IV. Лексика, связанная с неак-та ……………………………………………………29

Глава V. Жилище неак-та ……………………………………………………………………32

Глава VI. Изображение неак-та …………………………………………………………….38

Глава VII. Функции неак-та ………………………………………………………………..41

Глава VIII. Медиум …………………………………………………………………………..50

Глава IX. Подношения неак-та …………………………………………………………….53

Глава X. Проведение церемонии в честь неак-та ………………………………………..56

Глава XI. Особо почитаемые неак-та в Камбодже ……………………………………….70

Глава XII. Духи местности за пределами Камбоджи …………………………………….75

Приложение……………………………………………………………………………………83

История о лесном неак-та ……………………………………………………………………..84

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из «Собрания кхмерских сказок» ……………………..86

История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из газеты «Kohsantepheap Daily»………………………94

Первая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» …………………97

Вторая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау»…………………102

Третья история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» ………………..105

Госпожа Мау из «Собрания кхмерских сказок»……………………………………………………111

Вьетнамские легенды о госпоже Мау ……………………………………………………….116

Интервью с кхмерским информантом ………………………………………………………118

Заключение……………………………………………………………………………………122
Список источников и литературы ………………………………………………………..125

Вера в сверхъестественное свойственна человечеству с начала времен. Нет ни
одной традиционной культуры, в повседневной жизни которых не занимал бы
особенного места комплекс представлений и сопутствующих им ритуалов,
связанных с потусторонним миром. [Алимов, 2008:1] Камбоджа не является
исключением. Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-
мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та,
исследованию культа которых и посвящена данная работа.
Целью работы является описание культа духов местности в Камбодже, его
атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод ряда
текстов, связанных с данным культом.
Настоящая работа является первым опытом описания и исследования на
русском языке культа духов-патронов местности неак-та в Камбодже. В ней
предполагается решить следующие задачи:
 Определить роль и значение данного культа в системе верований
Камбоджи.
 Определить и описать основные атрибуты и характеристики данного
культа, опираясь на имеющиеся материалы.
 Выявить возможные параллели между культом духов местности в
Камбодже и другими странами Юго-Восточной Азии (Таиланда,
Вьетнама, Мьянмы), Китая и Индии.
 Перевести несколько текстов, посвященных наиболее известным в
Камбодже духам местности.
 Привести и прокомментировать интервью с кхмерским информантом.

В настоящей работе мы попытались подробно описать культ духа-покровителя
местности неак-та в Камбодже, показать его важнейшие признаки и
связанные с этим культом обряды, привести список наиболее почитаемых
неак-та, сравнить кхмерский культ со схожими культами в других странах
Азии. Кроме этого, в Приложении к работе представлен перевод нескольких
рассказов о неак-та Мау и неак-та Кхлеанг Мыэнг, взятых из кхмерских
печатных источников, комментированный перевод нашего интервью с
кхмерским информантом. Основные выводы, которые можно сделать,
обобщая проделанную работу, заключаются в следующем:
1. Культ неак-та (вероятно, наравне с культом духов предков ме-ба)
является центральной составляющей народной религии Камбоджи,
корни которой уходят в добуддийский и доиндуистский период
религиозной истории кхмеров.
2. Культ неак-та представляет собой сложное явление, демонстрирующее
характерный для Камбоджи религиозный синкретизм: на мон-
кхмерский анимистический культ духа-покровителя местности (причем
изначально этот дух даже не имел антропоморфных признаков)
наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с
конфуцианскими корнями (самый характерный пример – культ неак-та
Кхлеанг Мыанга), а также (по крайней мере, в ряде случаев)
индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю
традицию, восходящую к доангкорской эпохе (пример – культ Госпожи
Мау – неак-та, которую считают покровителем приморских провинций
Камбоджи). При этом культ неак-та мирно сосуществует с буддизмом
тхеравады, который приспособился к существовавшим
анимистическим практикам. Более того, можно говорить об имеющейся
тенденции к постепенному «перемещению» данного культа в сферу
буддизма и большему его включению в религиозные практики
буддийского монастыря.
3. В качестве неак-та почитаются самые разнообразные сущности и
явления: неантропоморфные божества анимистических культов,
божества индуистского пантеона, духи предков-основателей деревни, а
также исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в
защите страны. В представлении же многих современных кхмеров неак-
та является добрым духом, защищающим от различных болезней и
неприятностей. Также мы полагаем, что нельзя говорить о какой-то
устойчивой иконографии того или иного неак-та. Даже при том что
неак-та является наиболее антропоморфным божеством кхмерского
«традиционного пантеона» (по сравнению с духами типа тюмнианг
пхтеах, мрень конгвиаль, ме пхум, меба и др.), редко можно говорить о
канонических изображениях или иконографии того или иного неак-та.
Более того, изображение неак-та в большинстве случаев отсутствует
вообще или представлено символически в виде камня, термитника,
фигурки индуистского божества. Современные крупные скульптурные
изображения неак-та появились только несколько десятилетий назад, и
основная их задача – привлечение туристов и денежных пожертвований.
В ряде случаев (известное изображение неак-та Домбонг Краньоунг в
Баттамбанге, ставшее практически официальным символом города)
изображение духа может рассматриваться как что-то вроде городской
скульптуры, а его религиозные функции становятся вторичными.
4. Предположительно установлен возможный источник происхождения
кхмерского термина неак-та. Нам кажется убедительной гипотеза о том,
что данный термин произошел от сочетания слов neak и tе:pta:, с
помощью которых в конце среднекхмерского периода (XVIII–XIX вв.)
обозначали духов-хранителей города. Слово neak, имеющее
австронезийское происхождение, в современном кхмерском языке
существует в значении «человек», а слово tе:pta: является адаптацией (а
графически – точной транслитерацией) санскритского слова devatā
(«божество, хранитель»). Современная интерпретация слога ta: в
значении «дедушка, пожилой человек» является результатом народной
этимологии.
5. Похожие на кхмерский культы духов местности существуют в соседних
странах этого региона. Исследователи замечают определенное сходство
культа неак-та и культа преах пхум с культом грамадевата,
распространенного в Южной Индии. Это можно объяснить как
влиянием, которое оказывала индийская культура на Камбоджу в
доангкорский период, так и общетипологическим сходством (последнее
представляется более вероятным). Нуждается в дальнейшем изучении и
фактор влияния на культ неак-та со стороны китайской народной
религии. Китайские переселенцы, прибывавшие в Камбоджу в течение
многих столетий, адаптировались к новому окружению и
интегрировали в местную систему верований китайские культы духов-
хранителей местности, для которых присуща иерархичность и
территориальное разграничение. Возможно, китайские культы
национальных героев также оказали влияние на появление в Камбодже
неак-та-защитников страны (таким неак-та является, например, Кхлеанг
Мыэнг). У тайских народов, несмотря на тесные культурные и
исторические связи с кхмерами, прямой аналог культа неак-та
отсутствует. Существуют и активно почитаются безымянные добрые
духи-помощники (пхи), которым в случае необходимости делают
подношения, однако, насколько нам известно, они не обладают тем
влиянием и теми разнообразными функциями, которые характерны для
неак-та. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Культ духов местности в Камбодже»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Специфика развития цифровой экономики в КНР
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет