«Культурная остановка» — концепция развития пространства Конюшенного двора на основе методов средового дизайна

Ермакова Софья Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Диссертация посвящена проблемам развития депрессивной среды в историческом центре города на примере средового проектирования территории Конюшенного двора по адресу Конюшенная пл., д. 2литВ. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что драйвером для развития депрессивной среды может стать создание общественного пространства с современной формой коммуникации с использованием методик средового подхода.
В первой главе рассматриваются методики средового подхода и дизайн-компоненты, актуальные для исторической и депрессивной среды, а также изучен международный опыт развития и оценка отечественного опыта проектирования современных общественных пространств на месте социально-неадаптированных городских территорий. Во второй главе производиться комплексный анализ территории Конюшенного двора, включающий в себя исторический анализ, архитектурно-градостроительный контекст, социальный контекст, проблематику и потенциалы развития комплекса. В третьей главе выдвигается проектное предложение по преобразованию территории с помощью методов средового дизайна и концептуального моделирования.
Для развития депрессивной среды в самом центре города был выбран метод сценарного моделирования как основа для формирования нового общественного пространства с современной формой коммуникации. Три
сценария на основе поведенческого анализа (интуитивный, целевой, и
событийный) отражены в объемно-планировочном решении Конюшенного
двора с помощью динамичных объектов, трансформирующих пространство
под определенный сценарий.

Введение……………………………………………………………………………..5
Глава 1. Международный и отечественный опыт развития внутриквартальных территорий исторических городов с помощью инструментов средового дизайна………………………………………………………………………………12
1.1. Обзор актуальных методик трансформации городского контекста……………………………………………………………………………12
1.2. Типология дизайн-компонентов при работе с исторически значимыми городскими пространствами…………………………………………………………………….17
1.3. Анализ практического опыта социальной адаптации деградирующих городских пространств…………………………………………………………………………21
1.4. Опыт Санкт-Петербурга в создании общественных пространств в границах исторического центра на месте депрессивных территорий……………………..30
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..37
Глава 2. Комплексный анализ территории Конюшенного двора, расположенного по адресу: Конюшенная пл., д. 2литВ………………………38
2.1. Память места, культурный и исторический контекст……………………….38
2.2. Архитектурно-градостроительный контекст как основа пространственного развития……………………………………………………………………………..40
2.3. Социальный контекст как основа стратегии сценарной организации……..45
2.4. Современная проблематика и потенциал развития………………………….47
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..51
Глава 3. Концепция развития территории Конюшенного ведомства средствами дизайна среды……………………………………………………..53
3.1. Методология средового проектирования ………………………………….53
3.3. Концептуальное моделирование……………………………………………58
2
3.4. Проектное решение……………………………………………………………61
Выводы по Главе 3………………………………………………………………..64 Заключение…………………………………………………………………………65
Список литературы……………………………………………………………….67 Приложение………………………………………………………………………..75

Даже в Санкт-Петербурге с богатым историческим наследием и высоким уровнем развития общественных и культурных институтов в центре города существуют деградирующие средовые пространства с низким уровнем связи с окружением и социальной средой. Такого рода объектам необходимо задать вектор развития и создать проектное решение, адаптированное к запросам общества.
Развитие города базируется на разнонаправленных исследованиях, в том числе и в области дизайна среды, архитектуры и урбанистики. Теоретический и практический результат подобных работ, проведенных в крупных городах, выявил основные причины изменений, необходимых в пространствах городского центра в контексте стратегии устойчивого развития:
• увеличение плотности населения города и увеличение туристического потока создает необходимость в создании новых общественных пространств;
• возникновение маргинальной и небезопасной среды на месте заброшенной территории (Лео Холлис, ссылаясь на урбанистические исследования, выдвигает гипотезу о том, что городская среда и ее физическое состояние способны формировать поведение человека в контексте этой среды) [25];
• выявление памяти места и исторического наследия в контексте города – создание коммуникации между историческим наследием города и потенциальными пользователями территории;
• необходимость в создании возможностей для многообразия использования пространства и видов деятельности в нем.
Основными причинами заторможенного хаотичного развития территории могут стать неясные административно-правовые аспекты объектов, регламенты и ограничения по работе с историческим наследием, а также вопросы финансирования проектного решения и последующего оборота прибыли на территории. Несмотря на то, что причинами медленного развития общественных пространств являются области косвенно касающейся специфики средового дизайна, именно комплексная разработка проектного решения с помощью инструментов средового дизайна может привести к последующему устойчивому развитию города.
В своей статье «От объекта к среде: поиск новых подходов к устойчивому развитию исторических территорий.» В. Э. Стадников и И. В. Карасельникова [19] выделяют четыре направления регулирования в качестве инструментария к устойчивому развитию городской исторической среды [19, c.125]:
• стимулирование собственников зданий заниматься их реставрацией, ремонтом и техническим обслуживанием;
• стимулирование приспособления и использования пустующих исторических зданий;
• стимулирование точечного строительства, вписанного в контекст исторической среды;
• создание предпосылок для социально-экономического развития, поддержка локального бизнеса и низовых инициатив.
Исходя из вышеописанных инструментов можно отметить, что развитие
пустующих зданий и территорий может явиться частью стратегии устойчивого развития исторического центра города и важней составляющей формирования общественных пространств.
В настоящее время существование депрессивных пространств в историческом центре города обусловлено множеством проблем, которые невозможно решить с помощью одной методики средового подхода. Недостаточная степень теоретического исследования и практической апробации поднятой проблемы определяет актуальность данной работы.
6

Автором выдвигается гипотеза что создание общественного пространства современной формы коммуникации с применением методик средового подхода, будет наиболее эффективным в работе над развитием депрессивной среды исторического центра города.
Концепция «культурная остановка» включает в себя предположение что драйвером развития современных общественных пространств является сложная и разнообразная система процессов и коммуникаций. Коммуникации в данном случае рассматриваются как связь между средой и людьми через процессы. Современная форма коммуникации определяет большое разнообразие различных видов связей, отвечающих быстрому и современному темпу движения и восприятия людьми информации. «Культурная остановка» это связь между историко-культурным наследием исследуемой территории и современной формой общественного пространства.
В представленной научной работе объектом исследования является трансформация депрессивной среды в центре города в общественное пространство с современной формой коммуникации и визуализация памяти места с помощью средств средового дизайна.
Предметом исследования является процесс развития депрессивной среды с помощью методик средового подхода, которые в рамках научно- исследовательской работы будут применены на территории комплекса Конюшенного ведомства по адресу: Конюшенная площадь 2 Лит В, г. Санкт- Петербург.
Основными критериями для выбора территории стали:
1) местоположение в историческом центре города;
2) неудовлетворительное состояние и деградирующее пространство двора;
3) наличие богатого исторического наследия для выявления «памяти места»;
4) высокий потенциал для развития общественного пространства связанный
с активной социальной жизнью на прилегающих территориях.
7

Целью исследования является изучение и применение средового подхода как методики развития среды на территории комплекса Конюшенного двора в историко-культурном центре города.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить существующие методики дизайн-проектирования городской среды и предложить их типологию, сформировать перечень методик
средового подхода;
2) исследовать и проанализировать зарубежный и отечественный опыт
развития внутриквартального пространства исторического центра
крупных городов;
3) выявить средства развития депрессивной среды из анализа зарубежного и
отечественного опыта.
4) создать типологию общественных современных пространств центральной
части Санкт-Петербурга;
5) провести комплексный анализ территории Конюшенного ведомства и
сформулировать проблемы и потенциалы развития;
6) предложить методику развития общественного пространства на
территории Конюшенного ведомства;
7) создать серию концептуальных моделей развития территории
Конюшенного ведомства;
8) разработать проектное предложение.
Теоретическим основам типологии и формирования общественных
пространств посвящены работы таких авторов как: А. В. Крашенинников, М.М. Логинова, А.Ф. Федорова, Я. Гейл, Ольденбург Р., Фомина М.В., Рыбчинский В., Десятниченко Д.Ю., Запорожан А.Я., Куклина Е. А.,
Методы средового проектирования представлены в трудах: А. В. Татарченко, В. Л. Глазычева, В. Т. Шимко
Принципы устойчивого развития исторических территорий рассмотрены в публикациях В.Э. Стадникова и И. В. Карасельниковой, Н. А. Калининой, А.А. Шимбарева, А.Ф. Еремеева, Лавров Л.П., Линов В.К.
8

Развитие депрессивных территории и их адаптация в городскую среду рассматривали следующие авторы: Григорьева И.С., Гаврилов М.А., Родяшина К.Е., Райкин А.А., Чайко Д.С.
В качестве методов исследования взяты эмпирические и научно- теоретические методы с дальнейшей систематизацией и обобщением материала. Также изучение строится на всестороннем анализе предмета исследования.
Натурное обследование.
• Осмотр, графическая фиксация и фотофиксация, включенное наблюдение за сценарием использования объекта;
• Подробное описание объектов, предполагаемых для апробации методики полученной в результате исследования.
Библиографическое исследование.
• Изучение научных трудов, сборников, монографий, диссертаций, статей в периодических изданиях и интернет-сайтах по теме исследования (с учетом смежных областей науки и искусства);
• Анализ изученности предмета исследования, выявление неизученных сторон проблемы;
• Поиск материала для теоретического обоснования выдвигаемой гипотезы;
• Формирование теоретической базы исследования и проектирования;
• Сбор, систематизация и анализ информации по объекту проектирования;
• Подготовка списка литературы, цитат, ссылок на источники. Иконографическое исследование.
• Сбор, систематизация и анализ изобразительных материалов (исторических карт, планов, чертежей, изо и фотоматериалов) по объекту проектирования для наглядного представления об истории, этапах формирования, первоначальном облике объекта и условиях его возникновения»;
• Для рассмотрения процесса развития, эволюции, трансформации, «жизни» объекта в разные периоды его истории, уникальных деталей «средового образа», «духа места», запечатлённого современниками.
9

Архивное исследование.
• Изучение письменных документов, рукописей, чертежей, картографических материалов, находящихся в архивах, хранилищах музеев и НИИ;
• Анализ и сопоставление архивных данных с результатами, полученными другими методами исследования, подготовка выводов и заключений.
Графическое исследование.
• Создание наглядного представления (в схемах) проведенного исследования и применяемой методологии;
• Создание графической интерпретации теоретических моделей;
• Графическая переработка фотоматериалов и иконографии;
• Графическая реконструкция объекта проектирования. Изучение аналогов и прототипов
• Подготовка материалов по аналогам и прототипам (сценарное решение, пространственная среда, оборудование);
• Рассмотрение актуальных методик развития депрессивных территорий, а также инструментов, применяемых в аналогах;
• Построение выводов об актуальных методах и инструментах в развитии деградирующей среды;
• Выявление инновационных моделей развития объекта на основе современных аналогов.
Статистический анализ
• Выявление типологических признаков и классификация при помощи собранных статистических данных и преобразование их в таблицы и графические модели;
• Отслеживание динамики развития аналогов.
Изучение действующего законодательства и нормативно-правовой базы
• Разработка принципов формирования средового пространства с учетом существующих законодательных и нормативно-правовых документов всех
10

уровней, включая международное право, федеральное и региональное
законодательство.
Теоретическое моделирование
• Моделирование развития объекта в пространстве и времени;
• Проблематизация;
• Сценарное моделирование;
• Объемно-пространственное моделирование;
• Инженерно-технологическое моделирование.
Границы исследования:
Временные границы исследования: хронологическими границами выступает период с 1720 по настоящее время, обусловленный возникновением Главных императорских конюшен и их историческим изменением.
Пространственными границами выступают современные территориальные границы Санкт-Петербурга, а также рассмотрено развитие территории по адресу Конюшенная пл. д.2, лит В (рис.1)
Новизна научного исследования заключается выявлении методик средового подхода и их синтеза для развития общественных пространств в историко-культурном центре города с помощью средств дизайна среды.
Практическая значимость состоит в создании проектного решения для внутридворовой территории бывшего Конюшенного ведомства Санкт- Петербурга.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Дискурс желания в ранней советской культуре
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Корейская каллиграфия как текст культуры
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет