Культурно-просветительская деятельность музея в контексте сохранения военно-исторического наследия (опыт музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»)
В выпускной квалификационной работе представлены различные классификации форм музейно-педагогической работы, предложенные отечественными исследователями. На основе одной из классификаций рассмотрена культурно-просветительская деятельность российских военно-исторических музеев-заповедников. Также в исследовании выявлены аспекты, актуальные для концепции экспозиции современного военно-исторического музея. В качестве практических результатов исследования предложены рекомендации по работе с посетителями на базе нового экспозиционно-выставочного павильона «Прорыв» (здание музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»).
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Военно-историческое наследие периода Великой Отечественной
войны в России ………………………………………………………………………………………….. 9
1.1. Военно-историческое наследие в пространстве музея ……………………….. 9
1.2. Военно-исторические музеи-заповедники на территории России …….. 23
Глава 2. Культурно-просветительская деятельность военно-исторического
музея ……………………………………………………………………………………………………….. 30
2.1. Формы педагогической деятельности музея: современные
классификации ……………………………………………………………………………………… 30
2.2. Культурно-просветительская работа в музее-заповеднике ……………….. 43
Глава 3. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» в контексте
сохранения военно-исторического наследия …………………………………………….. 57
3.1. История и современное состояние музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» ……………………………………………………………………………. 57
3.2. Культурно-образовательная деятельность музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда» ……………………………………………………………………………. 63
3.3. Практические рекомендации по работе с посетителями в музее-
заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» …………………………………………. 70
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 77
Список литературы и источников …………………………………………………………….. 80
Приложение №1 ………………………………………………………………………………………. 90
Приложение №2 ………………………………………………………………………………………. 91
Приложение №3 ………………………………………………………………………………………. 93
Великая Отечественная война – один из самых значимых периодов
истории России. Память об этом событии сохраняется уже более семи
десятков лет, и на протяжении этого времени отношение к сохранению и
исследованию военно-исторического наследия не было одинаковым. Тема
войны является достаточно сложной для восприятия и, тем более,
самостоятельного изучения. Не всегда традиционные формы обучения
достаточны для формирования у новых поколений представления о том или
ином событии, в частности, об эпизодах, связанных с военными конфликтами
– с темой Великой Отечественной войны. К примеру, в школьной программе
периоду Второй мировой войны отводится семь часов в девятом и три часа в
одиннадцатом классах. Многие пробелы может заполнить дополнительное
изучение вопросов пространстве музея. Здесь дошкольники получают первое
знание о том, что такое война и какое она имеет отношение жизни людей.
Учащиеся средних учебных заведений узнают детали битв. Студенты, как и
старшие группы населения, могут закрепить знания, переосмыслив их в
контексте конкретных человеческих судеб. Речь идет об изучении с помощью
специалистов, которые помогают выстраивать коммуникацию между
посетителем и элементами музейной экспозиции. Программы, реализуемые в
рамках культурно-просветительской деятельности музея – то важное звено,
которое обеспечивает наиболее успешное усвоение материала и, как
следствие, сохранение военно-исторического наследия в памяти поколений.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью
переосмысления теоретических и практических подходов к пониманию и
реализации форм работы с посетителями военно-исторических музеев-
заповедников. Изменения, которые наблюдаются в сфере, говорят о том, что
существует потребность в разработке дополнительных программ в музеях,
способных удовлетворить потребность музейной аудитории в приобретении
информации и опыта в рамках специфических и сложных тем. В определенной
степени это обусловлено развитием современных технологий, применяемых в
музее, а также развитием новых подходов к формированию музейной
экспозиции. С целью осуществления связи между историческим наследием и
посетителем в музейном пространстве создаются разнообразные формы
музейно-педагогической работы. В целом, в настоящее время проблемой
просвещения населения заняты многие сферы: социальная, духовная,
политическая и другие. И в пространстве музея она находит непосредственное
отражение.
В работе под термином «военно-историческое наследие» понимается
совокупность объектов, связанных с военным прошлым и осознаваемых
социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. К военно-
историческому наследию относятся памятники воинской славы, места боевого
подвига, поля воинской славы (культурные ландшафты), мемориальные
кладбища и братские могилы солдат, павших в ходе военных действий,
памятные знаки, мемориальные места, военные объекты и техника, наследие
выдающихся исторических личностей (относимые к военному периоду
личные вещи, мемуары, научные работы, документы, письма), а также
вещественные свидетельства: элементы униформы, снаряжения, вооружения,
документы, схемы, планы, карты, фотографии, фонодокументы, кинохроника,
плакаты, листовки, зарисовки и картины. Кроме того, к видам военно-
исторического наследия могут относиться такие нематериальные
свидетельства, как военные песни и стихотворения.
Важной задачей музея является не только физическое сохранение
военно-исторического наследия, но и его презентация, трансляция и
расшифровка значения и смысла, заложенного в нем, с целью сохранения в
памяти пришедшего в музей человека. Для решения данной музеи
осуществляют музейно-педагогическую работу в форме культурно-
просветительской деятельности. Культурно-просветительская деятельность
– деятельность, направленная на формирование, сохранение, распространение
культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения 1.
Термин имеет синонимичное ему понятие – культурно-образовательная
деятельность. Согласно словарю актуальных музейных терминов, культурно-
образовательная деятельность музея – это одно из основных направлений
деятельности музея, посредством которого реализуется функция образования
и воспитания. Осуществляется через разнообразные формы работы с музейной
аудиторией2. Оба термина используются работах разных исследователей при
описании направления музейно-педагогической работы музея. Ключевым для
исследования определим культурно-просветительскую деятельность. Это
одно из основных направлений музея, теоретической основой которой
является музейная педагогика, важное звено музейной коммуникации.
В работах исследователей не отмечается четкая дифференциация двух
понятий, в основном, термины используются как взаимозаменяемые. Например,
Столяров Б.А. дает характеристику понятия «экскурсия» таким образом:
экскурсия – это форма «образовательной (просветительской) деятельности,
содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмо-
циональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных
объектов с целью приобретения знаний и впечатлений»3.
Появление термина «культурно-образовательная деятельность», по всей
вероятности, поясняется эволюцией традиции: направления работы с
посетителями музея развивались от «культурно-воспитательной работы» в
начале XX в. к «политико-просветительной работе» в 1920-х гг. и «массовой
политико-просветительной работе» в 1930-е гг. до «научно-просветительной
работы» в 1950–60-х гг.4 Термин «Культурно-образовательная работа»
Биттер М. В., Симбирцева Н. А. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании
понятия). Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. – 2017. – №2/3 (21) –
С. 226.
2
Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – М., 2009 – №5. – С. 54
3
Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004 —
С. 81
4
Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в Российской академической традиции и
практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание / О. С. Сапанжа // Кибернетика.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/muzeynoe-obrazovanie-i-muzeynaya-pedagogika-v-
rossiyskoy-akademicheskoy-traditsii-i-praktike-muzeynogo-dela-granitsy-ispolzovaniya. (дата обращения:
18.02.2018).
применяется с 1990-х гг.. О.С. Сапанжа замечает, что современной музеологии
свойственны методологическая неоформленность, а также смешение
основных понятий, которые сказываются на практике использования
терминов в образовательной деятельности музея, и используются зачастую как
синонимичные5.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании
новых форм презентации военно-исторического наследия в контексте
деятельности музея по работе с представителями разных аудиторий.
Объектом исследования является военно-исторического наследие
В результате проведенного исследования, посвященного культурно-
просветительской деятельности российских музеев-заповедников в контексте
сохранения военно-исторического наследия периода Великой Отечественной
войны, был проведен анализ классификаций форм музейно-педагогической
работы музея, предложенных исследователями на основании различных
параметров. В ходе рассмотрения видов образовательных программ музеев-
заповедников были определены основные тенденции последнего времени по
осуществлению взаимодействия между военно-историческим наследием и
музейной аудиторией. Также предметно был рассмотрен музей-заповедник
«Прорыв блокады Ленинграда»: его ключевые объекты и программы по работе
с посетителями, что позволило определить перспективы для
совершенствования деятельности по сохранению военно-исторического
наследия.
В соответствии с задачами, поставленными в диссертационном
исследовании, были сделаны следующие выводы:
1. аспектами, актуальными для концепции экспозиции военно-
исторического музея и оказывающими влияние на восприятие темы
музейными посетителями являются: отражение повседневности войны,
основными героями становятся рядовые участники войны, использование
современных технических средств;
2. в рамках исследования было определено, что не существует единой и
общепринятой классификации форм музейно-педагогической работы, в связи
с чем были рассмотрены различные варианты, предложенные отечественными
исследователями, а также на основе одной из классификаций рассмотрена
культурно-просветительская деятельность российских военно-исторических
музеев-заповедников, за основу взят критерий распространенности форм;
3. в результате рассмотрения и анализа современного состояния музея-
заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и реализуемых им форм
культурно-просветительской деятельности были определены перспективы для
разработки предложений по внедрению новых программ для работы с
посетителями;
4. в качестве практических результатов исследования предложены
рекомендации по работе с посетителями на базе нового экспозиционно-
выставочного павильона «Прорыв» (здание музея-заповедника «Прорыв
блокады Ленинграда»), в этой связи значимым стало изучение материалов,
связанных с темой музеев-заповедников, в частности, с деятельностью
рассматриваемого музея.
Таким образом, была достигнута цель исследования: описать
перспективы для работы с посетителями на базе нового экспозиционно-
выставочного павильона «Прорыв», входящего в состав музея-заповедника
«Прорыв блокады Ленинграда». Степень посещаемости музея-заповедника
«Прорыв блокады Ленинграда» основывается в большей степени на интересе
к новому музею-панораме, в частности, к новой трехмерной историко-
художественной панораме «Прорыв», а не на дополнительных программах. К
тому же большинство форм культурно-просветительской деятельности музея-
заповедника рассчитано на детскую аудиторию. Вероятно, использование в
военно-исторических музеях-заповедниках разнообразных форм культурно-
просветительской деятельности позволит вовлечь посетителей в процесс
усвоения исторического материала, что будет служить непрерывности
процесса сохранения военно-исторического наследия. Но о результатах можно
будет судить только по прошествии определенного количества времени.
Следовательно, существует перспектива для дальнейшего изучения данного
вопроса.
Военно-исторические музеи-заповедники изменяются, следуя
современным тенденциям в оформлении своей экспозиционной зоны, что, как
следствие открывает возможности для внедрения новых культурно-
просветительских форм для взаимодействия с посетителем, передачи знаний,
раскрытии потенциала музейного предмета, организации досуга, для
обеспечения сохранения культурного и исторического наследия страны.
Подводя итог, хочется отметить, что музей-заповедник «Прорыв
блокады Ленинграда» обладает большим потенциалом для создания новых
программ по работе с посетителями. Фонды музея богаты уникальными
предметами, многие из которых являются свидетелями сражений на
Ленинградской земле, в объектах музея-заповедника сохраняется важная часть
истории Великой Отечественной войны. Созданный в 2018 году музей-
панорама «Прорыв» открыл еще большие возможности для
совершенствования культурно-просветительского направления музея. Кроме
того, заметен интерес к теме и к самому музею со стороны посетителей: по
данным сотрудников музея-панорамы «Прорыв», многие посетители
оставляют положительные отзывы, делятся впечатлениями лично и
приезжают снова с целью повторного посещения. Это свидетельствует о
необходимости разработки дополнительных программ на базе данного
объекта. В исследовании предложены несколько направлений, которые могли
бы увеличить актуальность повторных визитов в музей, а также обеспечить
лучший уровень усвоения такого непростого для восприятия материала как
история Великой Отечественной войны.
Резюмируя выводы, можно утверждать о большом эвристическом
потенциале исследования и сохранения военно-исторического наследия путем
организации культурно-просветительской деятельности на территории
музеев-заповедников. На примере музея-заповедника «Прорыв блокады
Ленинграда» было показано, каким образом через проведение различных
форм образовательных программ может использоваться потенциал военно-
исторического наследия в формировании уважительного отношения в рамках
восприятия темы Великой Отечественной войны и в побуждении интереса к
изучению истории данного периода. Полученные результаты являются
основанием для расширения спектра форм культурно-просветительской
деятельности на территории музеев-заповедников, в частности, музея-
заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
1. Ахунов В. М. Культурно-образовательная и просветительская деятельность
художественногомузея.Изд.:Воронежскийгосударственный
педагогический университет. – 2009. – №1. – С.24-25
2. Багаева З.Г. Культурно-просветительская деятельность сталинградских
музеев в 1930-е гг. – Волгоград.: Стриж. 2017. – №3 (14) С. 1-5.
3. Беззубова О.В. // Коммуникация и образование. / Сборник статей. Под ред.
С.И. Дудника СПб.: Теория музейной коммуникации как модель
современногообразовательногопроцессаСанкт-Петербургское
философское общество. – 2004 – C.418-427.
4. Ботякова О.А. Музей этнографического профиля в контексте образования
и культуры. Автореферат дисс. канд. культурологии. – СПб., 2006. – С. 13–
14.
5. Биттер М. В., Симбирцева Н. А. Культурно-просветительская деятельность
(к вопросу о содержании понятия). Человек в мире культуры. Региональные
культурологические исследования. – 2017. – №2/3 (21) – С. 226-230.
6. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в документах и памяти народа.
Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне / Государственный архив
Волгоградской области. – 2015. – 469 с.
7. Галкина Т.В. О классификации современных базовых форм музейно-
педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) //
Вестник ТГПУ. – Вып. 10 (88). – Томск., 2009. – С. 69 – 75
8. Галкина Т.В. О развитии досуговых форм музейно-педагогической
деятельности современных в российских музеях. Вестник ТГПУ (TSPU
Bulletin). – 2012. 3 (118) – С. 221-226
9. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в
российских музеях. // Вопросы музеологии. – СПб, 2011. – №2. – С. 145-
153.
10.Галинская А.В.Культурно-образовательная деятельность военно-
исторических музеев по сохранению культурного наследия. Веснік
Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2018. – № 1
(29). – С. 178-186.
11.Гайманова Е. В. Сохранение культурного наследия русского народа в
современной России. Вестник МГУКИ. 2017. 2 (76) март – апрель. – С.
130-136
12.Гафар Т.В. Образование в современном музее: типы программ и
направления развития. Музей как пространство образования: игра, диалог,
культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост.Н. Копелянская., – М.
2012. — С.29-39
13.Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. – М.:
Наука, 1990. – 261 с.
14.Горбунов А.В. Сохранение и развитие полей сражений наполеоновских
войн как объектов культурного наследия // Бородино и наполеоновские
войны: битвы, поля сражений, мемориалы. – М., 2003. – С. 113–126.
15.Гринько И.А. Нам необходимо услышать этих солдат… // Музей. №8. –
2014. – С.22-28.
16.Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к
изучениюпонятиянаследия/Д.Н.Замятин//Социологические
исследования. – 2010. – № 2. – С. 75-82.
17.Касимова Е.А. Военно-исторические маршруты как ресурс развития
городской среды (на примере работы музея истории и культуры Среднего
Прикамья) / Е.А. Касимова//МБУК «Музей истории и культуры Среднего
Прикамья». – 2015. – С. 315-316.
18.Каулен М.Е., Сундиева А.А., Чувилова И.В. и др. Словарь актуальных
музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. – С. 55.
19.Комаровская, Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и
музейнаяпедагогика/Е.П.Комаровская,В.М.Ахунов//Вестник
Московского университета. Сер. 20. Пед. образ. – 2009. – №1. – С. 69-72.
20.КанторЮ.З.Формирование«Пространствапамяти»оВеликой
Отечественной войне в 1941-1945 гг.: музейный аспект. Edukacja
humanistyczna – №2 (33), 2015. – 16 с.
21.Корнева Л.В. Культурно-образовательная деятельность дальневосточных
музеев в формате исторического развития региона: Вестник МГУКИ март
– апрель 2 (28) 2009 г. – С. 188-194
22.КорневаЛ.В.Просветительнаяиобразовательнаядеятельность
дальневосточных музеев в формате исторического развития региона / Л. В.
Корнева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке:
Научно-теоретический журнал. – Хабаровск, 2005. – №3 (7). – С.114
23.Коробков Н.М. Руководство к собиранию материалов по истории Великой
Отечественной войны. – М., 1942.
24.Коротков А.М., Земляко Д. В. Подготовка работников музейной сферы к
использованию геоигр для организации просветительской деятельности.
Научно-теоретический журнал. Выпуск 1(14). 2013. – С. 48-53
25.Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции
и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб.
трудов. твор. лаб. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М.:
Брандес, 1997. – 119 с.
26.Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия: труды Научно-
практической конференции «Куликово поле-уникальная культурно-
историческая и природная территория. Проблемы изучения и сохранения
военно-исторического и природного наследия Центральной России»:
Москва – Тула, 25-27 октября 1999 г.
27.Латышева Ю.И. Культурно-просветительская деятельность советских
музеев Нижнего Новгорода в 1920-е – 1930-е гг.: к постановке проблемы.
Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. «Управление в социальных системах.
Коммуникативные технологии». – С.67-70.
28.Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание
и формы. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2011. Том 17. – С. 164-168
29.Манаев А.Ю. Поле сражения как особая категория наследия: к проблеме
сохранения культурных ландшафтов в республике Крым. Ученые записки
Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Серия
«Исторические науки». Том 1 (67), № 2. – 2015.– С. 48-62.
30.Мастеница Е.Н. Музейные заповедники: учеб. пособие для студентов
бакалавриата: — СПб.: СПбГУКИ, – 2015. – 132 с.
31.Медведева Е.Б. Музейная педагогика России и Германии: Автореф. дис.
канд. ист. наук. – СПб., – 2000. – 23 с.
32.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей.
М., 1997.
33.Мотина В.В. Культурно-образовательная деятельность музея и музейная
педагогика / В.В. Мотина // Изд. Самарская государственная академия
культуры и искусств. – 2014. – С. 137-141.
34.Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела
(XVIII—XX вв.) (Сборник научных трудов/НИИ культуры) — М., 1991. —
323 с.
35.Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с
точки зрения критической музеологии / О. Наварро, пер. А.Г. Ананьева //
Вопросы музеологии. – 2010. № 2(2). – С. 3-11.
36.Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности:
Автореф. дис. кан. пед. наук. – СПб., 1998. – 26 с.
37.Наземцева К.Н. Культурно-образовательная деятельность музыкальных
музеев России. Музееведение и охрана культурного наследия: С. 54-60.
38.Нестеров Е. А. Культурно-просветительская деятельность Барнаульского
горного музеума Ведомства Кабинета Его императорского величества в
области археологии в 1823–1911 гг. Вестник Томского государственного
университета. История. – 2014. № 1 (27) – С. 14-18
39.Никонова, А. А. Амбивалентность музейного просветительства / А. А.
Никонова // Музейныӗ просвет: сборник статей̆ / под ред. М. Б.
Пиотровского и А. А. Никоновой̆. – СПб., 2009 – С. 171-181
40.НораПьер.Междупамятьюиисторией:проблематикамест
памяти//Франция -память/П. Нора; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб., – 1999. –
С. 17-50.
41.Овсянникова Е.В., Юрина А.А. Роль региональных военных музеев в
сохранении и интерпретации культурного наследия/ Е.В. Овсянникова,
А.А. Юрина // Молодежный вестник СПбГУКИ. – 2012 – С. 155-159
42.Озерова, Д.Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и
за рубежом: методические указания / Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т им. П.
Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, – 2011. – 48 с.
43.Павлова С.Д. В героические дни обороны Ленинграда. (О работе
Ленинградского государственного Музея Революции) // Работа музеев
РСФСР в условиях военного времени. – М., 1943. – С. 74-82.
44.Павлова Н.Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания —
к со-бытию постижения. Музейная коммуникация: модели, технологии,
практики. – Москва, 2010. – 199 с.
45.Попов А.Д. Память о Великой Отечественной войне в идеологической
парадигме советского туризма. Современные проблемы сервиса и туризма.
№ 3/2010 С. 43-48
46.Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. /
Сост. В.А. Голиков. – М.: Политиздат, 1980. – 318 с.
47.Роиже Х. Музеология и память о прошлом: образы Гражданской войны в
экспозициях испанских музеев / Х. Роиже // Вопросы музеологии, – 2013
№1 (7). – С. 100-115.
48.Ростовцев Е. А. Музей и историческая память в современной России / Е. А.
Ростовцев., И. В. Сидорчук // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16-21.
49.Рудая Т. Я. Культурно-просветительская деятельность в реализации
концепциипатриотическогоидуховно-нравственноговоспитания
населения в республике Крым на примере дошкольного образовательного
учреждения. Крымский научный вестник, №6, – 2015 – С.235-249.
50.РябчиковаФ.Д.Культурно-просветительскаядеятельность
этнографического отдела Волынского научно-исследовательского музея
(1920-1931 гг.) / Ф.Д. Рябчикова//Краэзнатство. Киев.: Институт истории
Украины НАН Украины, – 2011. – С. 208-216
51.Салитова Ф. Ш. Культурно-просветительская деятельность как фактор
стабилизации современного российского социума.
52.Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс. Серия:
Garage Pro: 2017. – 368 с.
53.Самарина Н.Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и
культурного наследия. Вопросы музеологии, 2 (8) / 2013. – С 45-55.
54. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – М., 2009 – №5. – С.
47-68
55.Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004. — 216 с.
56.Суходымцев О.А. Невский «пятачок» в операции «Искра» // Плацдарм:
Невский «пятачок» 1941–1943. Сборник статей. СПб., 2013. С. 298–312
57.Сыченкова Л.А. О способах представления истории в музейных
экспозициях. Вопросы музеологии. – 2/2010. – С. 124-135
58.Целева М.Н. Актуальные вопросы сохранения культурных ценностей в
музеях и использование культурно-просветительской деятельности в музее
«Заельцовка» / М.Н.Целева // Алтайский Государственный университет, –
2016 – № 22. – С. 322-326.
59.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб пособие.
– М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
60.Шляхтина Л.М. Рекреационно-образовательная миссия современного
музея: образование или развлечение /Л. М. Шляхтина// Вопросы
музеологии, – 2013. – № 2(10). – С. 206-212.
61.Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии. Вопросы музеологии,
– 2011. – №4 – С. 14-19
62.Шмит. Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л., 1929. – С. 237-238.
63.Юренева Т.Ю. Военно-историческое наследие России в музеях Плевена.
Музееведение и охрана культурного наследия. – С. 100-105.
64.Юхневич М.Ю. Главный игрок на поле музейной коммуникации. Музейная
коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
65.Юхневич М.Ю. Об эффективности воздействия экспозиции на посетителя
// Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев: (по
материалам социолог. исслед.), – М., 1984. – С. 38-41.
66.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей /М. Ю. Юхневич – М.: Российский
институт культурологии, 2001. – 154 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!