Лидерство и групповая динамика в малой социальной группе: социологический анализ.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты анализа коллектива
1.1. Классификация социальных групп и факторы, влияющие на эффективность жизнедеятельности группы
1.2. Конфликты в коллективе, их виды, функции и причины возникновения
1.3. Специфика конфликтов в подростковых социальных группах
Глава 2. Социальное время как фактор конфликтности и развития социальной группы
2.1. Основные подходы к изучению социального времени
2.2. Социальное время и групповая динамика
Глава 3. Исследование конфликтов в подростковой среде в условиях ограниченного социального времени
3.1. Организация и методики исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
3.3. Рекомендации по регулированию уровня конфликтности в подростковой группе
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность моей работы определяется следующим: подавляющая часть человеческой жизни проходит в малой группе: семья, игровые компании сверстников, учебные и трудовые коллективы, соседские, приятельские и дружеские общности. Именно в малой группе формируется личность, находят проявления её качества, и потому личность нельзя изучать в отрыве от групп. В малых социальных группах формируется связь «личность-общество»: при помощи группы происходит процесс воздействия общества на личность и обратный процесс личностного влияния на группу. А проблема формирования и динамики малой группы, коллективной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно является одним из направлений приложения теории и методов социологии в практике.
Изучение малых групп имело большое значение для развития социологии. Групповая динамика, лидерство и исполнение роли, групповое сплочение, групповая идентификация, межличностная коммуникация и другие понятия малой группы прочно вошли в научный оборот, и в настоящее время всё чаще находятся в поле зрения социологов, психологов и специалистов в области управления. Малые группы отличаются от больших не только количественными параметрами, но и качественно иными социальными характеристиками.
Сегодня социологи уделяют значительное внимание изучению малых групп, позволяющему на микроуровне проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
За более, чем столетнюю историю изучения малой социальной группы исследователи неоднократно обращались к вопросам динамики и лидерства в ней.
В современной науке накопился существенный теоретический и практический опыт изучения проблемы групповой структуры и динамики как в отечественной (Г.М. Андреева, P.JL Кричевский, А.А. Леонов, В.В. Новиков, II.II. Обозов, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.) и так и в зарубежной (У. Беннис, М. Бэрн, Д. Картрайт, К. Ленин, Ф. Стал, Л. Фестингер, Э. Шейн, М. Шоу, В. Шутц и др.).
Сегодня в понятие «групповой динамики» входят разные непротиворечащие друг другу концепции. Это теории социального поля (М. Дейч, Дж. Картрайт, К. Левин, Р. Липпит); социального взаимодействия (Р.Ф. Бейлз, У.Ф. Уайт, Г. Хоманс); социальных систем (P.M. Стогдилл); статики и построения формальных моделей (P.P. Буш, Г.А. Саймон, Дж. Френч, Дж.К. Хемфилл) и другие.
В начале 1990-х гг. проводились исследования влияние лидерства на динамические процессы малых групп в Исследовательском центре групповой динамики в Массачусетском технологическом институте под руководством Курта Левина.
Основная цель моей работы: теоретико-эмпирический анализ лидерства и групповой динамики в малой социальной группе на примере отряда в детском летнем лагере.
Для исполнения основной цели работы необходимо соблюдение следующих задач:
1. выявить теоретико-методологические аспекты социологического анализа коллектива: особенности классификации групп и факторы, влияющие на эффективность жизнедеятельности группы;
2. изучить групповую динамику как социальный процесс;
3. рассмотреть современные концепции лидерства, значение и функции лидера, влияние лидера на групповую динамику;
4. провести анализ подходов к изучению лидерства в подростковом возрасте;
5. провести экспериментальное исследование особенностей влияния лидера на групповую динамику в малой социальной группе (на примере отрядов в детском лагере);
6. провести анализ и интерпретацию результатов исследования;
7. предоставить рекомендации по формированию эффективной групповой деятельности.
Объект исследования работы: малая социальная группа.
Предмет исследования работы: Лидерство и групповая динамика в малой социальной группе.
Список литературы:
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Изд. центр “Академия”, 2002. – 208 с., с.182.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.225.
3. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. психологии. – 2000. – N 1. – С. 87-95
4. Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. – N 1. – С. 19-29
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1984. – 200 с., с.32.
6. Ветрова, В.В. Ребенок и его психологическое здоровье [Текст] / В. В. Ветрова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 192 с., с.24.
7. Время адаптации // Здоровье детей, – № 7. – 1 – 15 апреля, – 2005. – С.16.
8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.307.
9. Карабанова, О.А. Игры психологической коррекции [Текст]: учебное пособие / О. А. Карабанова. – М.: Владос. – 1997. – 185с., с.129.
10. Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. – СПб. : Невский проспект , 2001. – 180 с.
11. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева. – М.: Академия, 2001. – 323с., с.131.
12. Кричевский Р. А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. А. Кричевский. – М. : Изд-во МГУ , 1985. – 223 с.
13. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: М.: Просвещение, 1976. – 236 с., с.156
14. Корнилова, Т. В. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков [Текст] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. П. Григоренко // Вопросы психологии. – 2001.- № 1. – С. 93.
15. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. С.34.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2006. 175с.
17. Макарова О. А. Феномен лидерства в коллективе младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 680-683.
18. Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском возрасте // Среднее проф. образование. – 2005. – N 6. – С. 24-25
19. Михайлов Г. Профессиональное самосознание руководителя // Прикладная психология и психоанализ. – 2004. – N 2. – С. 20-29.
20. О’Лири Д. Принципы центуриона: уроки боя для лидеров на линии фронта / Перевод с англ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 294 с.
21. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. – N 5. – С. 118-120
22. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М. : ВЛАДОС , 2007. – 430 с.
23. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.212.
24. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей Под ред. В.А. Михайлова . – Ульяновск: УлГТУ,2004.- 207 с., 2004.
25. Тейлор П. Обучение // В книге: Управление человеческими ресурсами / Под ред. Майкла Пула и Малкольма Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. С.876.
26. Степанов Д. Монарх: Как стать лидером, победить и не потерять: Стратегия, тактика и психология, универсальная для всех времен и народов / Д. Степанов. – СПб. : Крылов , 2002. – 190 с.
27. Чугунова Э. С. Психология лидерства. Стили руководства. учебная программа к специальному курсу / Э. С. Чугунова. – Екатеринбург , 2007. – 23 с
28. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М. : Аст , 1997. – 301 с.
29. Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. – М.: ГИППО (HIPPO), 2004. – 122 с.
30. http://www.smena.org/
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!