Логистическая деятельность транспортных холдингов
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1 Теоретико-методические основы становления логистического подхода к организации деятельности
Ключевую роль в функционировании любого развитого государства играет транспорт. В зависимости от географического положения и климатических условий на его территории могут параллельно осуществлять свою деятельность различные виды транспорта.
Как правило, различают следующие виды транспорта общего пользования: автомобильный, водный, авиационный, трубопроводный, железнодорожный. Выбор вида транспорта определяется исходя из множества ограничений, таких как: время транспортирования, стоимость, дальность перевозки. Если брать во внимание грузовые перевозки, то здесь стоит добавить особенности грузов в процессе транспортирования, возможность его совместимости с другими, степень его опасности. К факторам внешней среды относят географические, погодные условия, навигационные (если говорить о речном и морском виде транспорта). Совокупность этих наиболее часто встречающихся и других, более специфичных факторов позволяет сделать выбор в пользу того или иного вида транспорта. Задачи в области оптимального планирования перевозочного процесса предполагают как решение задачи выбора вида транспорта, так и определение типа транспортного средства, а уже затем конкретизацию маршрута перемещения и слежения за ходом выполнения запланированных мероприятий.
Современные требования рынка транспортных услуг идентифицируют новые вызовы, предъявляемые к участникам, организующим движение грузовых и пассажирских потоков в системе. Прежде всего, формирование клиентоориентированного рынка определило необходимость формирования схем доставки, позволяющих максимально удовлетворять требования клиентов и формировать эффективные схемы взаимодействия между грузоотправителями и грузополучателями. Западными специалистами отмечена динамика рынка в сторону увеличения опытности и требовательности клиентов, увеличения изменчивости рынка и снижения его предсказуемости [68]. В сфере транспортных услуг преобладают повышенное внимание к расширению спектра оказываемого логистического сервиса, информирования клиентов, политики в области долгосрочных отношений на контрактной основе, возможность комплексного сопровождения транспортных проектов, сокращение времени на заказ. Повышение требовательности клиентов предполагает диверсификацию логистических услуг.
Прежде всего, нам стоит разобрать понятие логистики и ее роль в развитии транспортного сектора. Само понятие логистики не является новым, и исторически встречаются упоминания о должности логиста еще в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме. Изначально термин трактовался как «искусство управления войсками».
Актуальность темы диссертационного исследования. Логистическая функция транспортирования является неотъемлемой частью функционирования логистической системы, одним из основных видов деятельности, обеспечивающей возможность производства товара в одном месте и его потребления в другом. На современном этапе развития транспортная составляющая, с одной стороны, выполняет поддерживающую функцию, обеспечивая перемещение грузов и пассажиров в различных направлениях с заданным уровнем сервиса, с другой стороны, транспортное развитие является определяющим для стимулирования и концентрации промышленных и торговых предприятий. Возможность перспективного транспортно-логистического обслуживания, стыковки нескольких видов транспорта с существенной пропускной способностью является определяющей при выборе местоположения строительства складской логистической инфраструктуры, филиалов крупных сетевых торговых компаний и промышленных предприятий.
Сформированный в рамках железнодорожной отрасли холдинг ОАО «Российские железные дороги» обладает достаточно широкой сферой бизнесинтересов, относящихся к организации перевозки, услуг в области экспедирования грузов, таможенного оформления, оказания логистических услуг. Обширная инфраструктурная база позволяет реализовывать предлагаемые услуги. Возникает вопрос о возможности диверсификации сфер деятельности в рамках функциональных структур ОАО «Российские железные дороги», определения возможности конкурирования на рынке транспортно-логистических услуг за счет использования логистической инфраструктуры холдинга и ее дальнейшего развития. Вместе с тем достаточное количество дочерних структур высказывают интерес к сегменту логистического облуживания, создавая при этом конкуренцию внутри мезологистической структуры холдинга. Необходимость рассмотрения возможности развития логистической деятельности, учитывая глобальную цель системы и локальные задачи ее подсистем, согласования их бизнес-интересов в рамках холдинга, анализа возможностей использования нахо-
дящейся в собственности инфраструктуры и определила тему исследования.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в развитие научно-методической основы современного инструментария логистики, принципов формирования и развития логистических систем, обладающих несомненной практической значимостью, внесли такие ведущие российские и зарубежные ученые, как: А. У. Альбеков, Е. С. Акопова, Б. А. Аникин, В. В. Борисова, А. М. Гаджинский, Е. А. Голиков, М. П. Гордон, Е. К. Ивакин, Ю. М. Неруш, Д. Т. Новиков, Т.Р. Пензина, О. Д. Проценко, В. М. Пурлик, А. М. Родников, В. И. Сергеев, В. Н. Стаханов, С. А. Уваров и др.
1. Альбеков, А. У. Логистические аспекты использования транспортноэкспедиционных служб / А. У. Альбеков, А. А. Кизим, Д. А. Антипов // Логистика сегодня. – 2004. – №. 5 – С. 37.
2. Альбеков, А. У. Терминально-логистическая инфраструктура транспортного комплекса Ростовской области / А. У. Альбеков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 36 (129).
3. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика : учебник / Б. А. Аникин,
А. П. Тяпухин. – М. : Велби : Проспекст, 2005. – 432 с.
4. Анненков, А. В. Методы и модели эффективного функционирования транспортных компаний на железнодорожном транспорте : дис. на соиск. уч. степ. д-ра тех. наук / А. В. Анненков. – М. : РГОТУПС, 2003. − 347 с.
5. Апатцев, В. И. Проблемы оптимизации транспортного производства в железнодорожных узлах / В. И. Апатцев. – М. : РГОТУПС, 2000. – 244 с.
6. Балалаев, А. С. Методология транспортно-логистического взаимодействия при мультимодальных перевозках : дис. на соиск. науч. степ. д-ра тех. наук / А. С. Балалаев. – Хабаровск, 2010. – 280 с.
7. Багинова, В. В. Адаптивная организация вагонопотоков /
В. В. Багинова, А. Н. Рахмангулов // Мир транспорта. – 2011. – № 3. –
С. 132–138.
8. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок : пер. с англ. / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. – М. : Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.
9. Белов, И. В. Транспорт России: основные задачи и перспективы /
И. В. Белов, В. А. Персианов // Железнодорожный транспорт. – 1993. – № 9. –
С. 2–8 ; – № 10. – С. 7–10.
10. Белоусова, Н. И. Реформирование естественных монополий: теоретический аспект / Н. И. Белоусова, Е. М. Васильева, В. Н. Лившиц // Эко. – 1999. – № 4. – С. 85–100.
11. Белый, О. В. Исторический опыт США в области транспортной политики / О. В. Белый, И. М. Кокурин // Экспедирование и логистика. – 2002. – № 2. – С. 21–23.
12. Белый, О. В. Проблемы развития транспорта (научный подход) /
О. В. Белый // Бюллетень транспортной информации. – 1998. – № 8–9. – C. 2–6.
13. Больше не будет? [Электронный ресурс] // Транспорт. – 2012. – №4. – С. 2–7. – Режим доступа : http://www.indpg.ru/transport/2012/04/55815.html (Дата обращения 26.10.2013).
14. Боцвин, Д. В. Организация сборных контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте / Д. В. Боцвин, Г. А. Ковалев, Э. А. Мамаев // Организация сборных контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2012. – № 2. – С. 119–125.
15. Буянов, В. А. Железные дороги Японии: по пути преобразований /
А. В. Буянов, Ю. Л. Коган // Железнодорожный транспорт. – 1992. – № 11. –
С. 74–77.
16. Буянов, В. А. Приватизация железнодорожного транспорта и обеспечение эффективного функционирования отрасли в среде рыночной экономики (опыт решения проблемы в Японии) / В. А. Буянов // Вестник ВНИИЖТа. – 1992.
– № 4. – С. 9–17.
17. Варианты неизбежных реформ // Железные дороги мира. – 2005. – № 9.
– С. 9–13.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!