Магистерская диссертация «формирование навыков публичного выступления на уроках русского языка»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ 6
1.1. Понятие об риторике. История развития ораторского искусства 6
1.2. Лингвистические, психолого-педагогические, методические основы формирования навыков публичной речи на уроках русского языка в школе 13
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ В ШКОЛЕ 27
2.1. Принципы обучения русскому языку, направленные на формирование риторических навыков 27
2.2. Методы обучения, направленные на формирование риторических навыков 41
2.3. Формы обучения, направленные на формирование риторических навыков 47
ГЛАВА III. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ 56
3.1. Упражнения, формирующие навыки подготовки публичной речи 56
3.2. Упражнения, формирующие умения и навыки работы с текстом 61
3.3. Упражнения, формирующие умения и навыки установления контакта со слушателями и управления аудиторией 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
объясняется ее актуальностью и перспективностью.
Теоретические основы исследования публичного выступления отражены в трудах таких ученых-лингвистов как Г.Н Приступа, Л.В. Щерба, Н.М. Шанский, В.В. Виноградов, И.А. Стернин и др., а также в методических разработках М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, А.И. Власенкова и др.
Объект исследования – процесс формирования навыков публичного выступления учащихся и обучения школьников приемам подготовки и произнесения публичной речи в ходе обучения русскому языку в школе.
Предмет исследования – методическая система фор¬мирования коммуникативно-речевых умений и навыков, необходимых для эффективного публичного выступления.
Цель исследования – обобщение теоретических сведений по вопросу формирования навыков публичного выступления, разработка научно обоснованной методической системы формирования навыков публичной речи в процессе обучения русскому языку.
Гипотезой исследования является предположение о том, что целе-направленная, последовательная и систематическая работа положительно сказывается на развитии риторических навыков учащихся, если:
1) будет использоваться достаточный объем теоретических сведений по риторике (способы воздействия на аудиторию, грамматические, стилистические, орфографические, синтаксические нормы и т.д.);
2) сам процесс формирования умений будет соответствовать теории речевой деятельности, с точки зрения которой речь – «деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее» [275].
Задачи исследования:
1) рассмотреть, как отражен вопрос публичного выступления в учебной лингвистической литературе, обобщить накопленный материал;
2) выявить методы и приемы, способствующие формированию навыков красноречия;
3) на основе проведенного исследования разработать упражнения, направленные на развитие составляющих риторической компетенции;
Методы исследования: историко-теоретический (анализ лингвистической, психологической и методической литературы по теме диссертации); изучение и обобщение опыта работы учителей; метод классификации.
1. Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика: Пер. с фр. / Дюбуа Ж. и др. М.: Прогресс, 1986. – 5-25 с.
2. Алентикова С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста.: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02/ Алентикова Светлана Алексеевна. – Рязань, 1999. – 18 с.
3. Анисарова Л.А. Методика обучения основам риторики в техническом вузе : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02. – Рязань, 1998. – 148 с.
4. Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика»: Из истории риторической мысли. – М.: Знание, 2006. – 64 с.
5. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. — 3-е изд., стереотип. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011 — 224 с.
6. Аннушкин В.И., Карпюк Г.В. I Всероссийская конференция по риторике// РЯШ – 1997. №3. –107-109 с.
7. Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров// Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвуз. сб. научн. тр. /Новосиб.гос. пед. ин-т, Редкол.: И.Н. Зайдман (отв. ред.) и др. —Новосибирск, 1993. 30-36 – с.
8. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: ЛИБРОКОМ, 2019. – 218 с.
9. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе: Методическое пособие для учителей / К. Б. Бархин. – 6-е изд. – М. : Гос. уч.-пед. изд., 1935. – 118 с.
10. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991. – 215 с.
11. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуализации// Жанры речи. – Саратов, 1997. – 10-22 с.
12. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов. – М.: Просвещение, 1981.—288 с.
13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: АН СССР, 1963. – 255 с.
14. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. – 452 с.
15. Виньков Ю.В. Основные задачи курса ”Риторика” в гимназии// Риторика. – М.: Лабиринт,1996. – 134-138 с.
16. Волков А. А. Курс русской риторики. – М: Кафедра (Москва), Русская панорама, 2013. – 416 с.
17. Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции. – М.: Знание, 1989. – 620 с.
18. Волков, А. А. Курс русской риторики: учебное пособие /А.А.Волков – Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
19. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 160 с.
20. Гиндин С. И. Риторика и проблемы структуры текста / С. И. Гиндин // Общая риторика / Под ред. Ж. Дюбуа и др. – М., 1986. – 355-366 с.
21. Гиппенрейлер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций//Юлия Борисовна Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2019. – 352 с.
22. Глухов В.П. Психолингвистика: учебник и практикум для академического бакалавриата/В. П. Глухов. — М.: Издательство Юрайт, 2017, – 361 с.
23. Голубков ВВ. Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1967. –200 с.
24. Давыдов ВВ. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности// Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии (Редкол.: В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев). – М.: АПН СССР, 1990. – 35-47 с.
25. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
26. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 159 с.
27. Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество (избранные труды) / Сост. С.И. Гиндин. – М.: Лабиринт, 1998. – 364 с.
28. Зимняя ИА. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолинтвистике. – М. 1985.
29. Зыбина Т.М. Еще раз о риторике// РЯШ. – 1987. №6. – 24-27 с.
30. Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 400 с.
31. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь: ЗУУНЦ, 1992. – 200 с.
32. Иванова С.Ф. Как начинать обучение риторике?//. – 1992. – 38-43, 48 с.
33. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2-х ч. Ч. 1-2. – М.: Знание, 1990.
34. Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе ll РЯШ. —1991. -N2 2. —С. 8-17.
35. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: Знание, 1978. – 126 с.
36. Ильина Т.Л. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
37. Ипатова И.С. Единицы риторики в обучении культуре речи студентов педагогических вузов : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02. – Нижний Новгород, 1995. – 236 с.
38. Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности// РЯШ в школе, 1978. – №4. – 58-66 с.
39. Караулов ОН. Русская языковая личность и задачи ее изучения// Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – 3-8 с.
40. Климова М. В. Удивительная риторика. – М: Энас-книга, 2017. – 192 с.
41. Кошанский Н.Ф. Риторика. – М.: Русская панорама, 2013. – 120 с.
42. Ксенофонтова А.И. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Уч. пособие к спецкурсу Ориенб. гос. пед. ин-т. каф. педагогики. -Ориенбург, 1995. – 99 с.
43. Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1986. – 124 с.
44. Ладыженская Т.А., Ладыженская НВ. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики// Русская словесность, 2002, —№ 4. 65-70 с.
45. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975. – 256 с.
46. Леонтьев А.А. Речевая деятельность// Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол.наук АА. Леонтьев. – М., 1974. 21-28 с.
47. Леонтьев А.А. Язык, реют, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
48. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол наук А.А. Леонтьев. – М., 1974. – 5-20 с.
49. Лернер ИЯ. Система методов обучения (дидактический аспект) /l Совершенствование методов обучения русскому языку: Сборник статей: Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. —М.: Просвещение, 1989. 14-27 с.
50. Лурия А.Р. Язык и сознание. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 319 с.
51. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
52. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // РЯШ, 1985. -№ 4. – 42-47 с.
53. Михайличенко Н.А. Риторика. – М.: Новая шк., 1994. – 95 с.
54. Михалкин Н. В., Антюшин С. С. Основы риторики. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. – 322 с.
55. Михалкин Н. В., Антюшин С. С. Основы риторики. Учебное пособие для СПО. – М: Юрайт, 2019. – 322 с.
56. Михальская А.К. Основы риторики. — М.: Просвещение, 1996. – 416 с.
57. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.—688 с.
58. Общая психология. Курс лекций / Состав. ЕИ. Рогов. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
59. Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение Моск. ун-т потреб. кооп. – М.: Б.И., 1995. – 45 с.
60. Орлов О.М. Методические перспективы обучения устным деловым жанрам речи / О. М. Орлов // Русский язык в школе, 2002. – № 5. 82-87 с.
61. Острогорский В.М. Беседы о преподавании словесности. – СПб, 1913. – 176 с.
62. Панфилов АЖ. Лекция по стилистике русского языка / М-во просвещения РСФСР, Моск. гос. пед. ин-Т им. В.И. Ленина. —М.: МГПИ, 1972.—105 с.
63. Педагогическая риторика. Учебник для СПО // под ред. Десяева Н. Д. М: Юрайт, 2019. – 242 с.
64. Педагогическое речеведение : Словарь-справочник / [О. Н. Волкова и др.; Предисл. В. Н. Мещерякова]. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 308,[2] с.
65. Пичугов Ю.С. Программа курса ”Риторика” для 10 классов: По выбору учащихся//РЯШ, 1993. – №2. – 116-119 с.
66. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2-х кн. Кн. 1 . Общие основы. Процесс обучения. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.
67. Потебня АА. Мысль и язык. Избранные работы /А. А. Потебня. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 238 с.
68. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань, 1975. – 379 с.
69. Приступа ПН. Современный урок. Учебн. пособие I РЕ. гос. дед. ин-т им. СА. Есенина. -Рязань: РГПИ, 1989. -110 (2) с.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сергей Рубинштейн. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 960 с.
71. Руденко А.М. Основы риторики: учебник/ А.М. Руденко, В.В. Котлярова, Ю.А. Шестаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 381 с.
72. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 297 с.
73. Симакова Е.С. Методика обучения риторике в гимназии: АД КПН. – Рязань, 1999, – 18 с.
74. Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. – М.-Л., 1927. – 96 с.
75. Степанов АА. Психология деятельности Н Общая психология / Под ред. ВВ. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – 138-140 с.
76. Стернин И.А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности “Русский язык и литература”, направлениям “Педагогическое образование” и “Филология” / И. А. Стернин. – 8-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 268, [1] с.
77. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
78. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М.: Знание, 1987. – 78 (2) с.
79. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994. – 205 с.
80. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М.: Педагогика, 1984. – 160 с.
81. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
82. Чихачев В.А. Основные этапы истории ораторского искусства: Материалы ун-та лекторов-методистов. – М., Благовещенск, 1980. – 28 с.
83. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова. – М., 1983. – 216 с.
84. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра//Жанры речи. – Саратов, 1997.
85. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика: (Соврем. интерпретация) / Зап.-урал. учеб.науч. центр. – Пермь: ЗУУНЦ, 1992. – 195 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!