Методика развития скоростно-силовых способностей детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЕЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития организма юных волейболистов 7
1.2. Скоростно-силовые способности: понятия, факторы, определяющие проявление скоростно-силовых способностей, виды скоростно-силовых способностей 17
1.3. Средства и методы развития скоростно-силовых, скоростных и силовых способностей 25
1.4. Постановка проблемы исследования 60
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 62
2.1. Цель, задачи исследования 62
2.2. Методы исследования 62
2.3. Организация исследования 67
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 69
3.1. Методика развития скоростно-силовых способностей 69
3.2. Результаты исследования и их обсуждения 79
ВЫВОДЫ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования: сегодня в огромном арсенале средств физической культуры и спорта в современном мире одним из наиболее массовых и популярных среди всех видов спорта является – волейбол [21].
С момента своего «изобретения» игра волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола.
Игра волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит раз-витие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления ра-ботоспособности.
Как средство физического воспитания – он очень эффективен и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения нашей страны. При правильной организации занятий, волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма [19, С. 227].
Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах площадки и ограничениях в касании мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений [27, С. 118].
Современный волейбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к юным волейболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических способностей.
Современные требования для достижения положительных результа-тов в волейболе выдвигают необходимость определенных изменений в подготовке юных волейболистов, прежде всего физической [21, С. 17].
Большинство технических приемов в волейболе (перемещения, подачи, атаки, блокирование, прыжки) требуют проявления «взрывной силы» и «быстрой силы» (виды скоростно-силовых способностей). Поэтому физическая подготовка волейболистов должна быть прежде всего направлена на развитие скоростно-силовых способностей.
Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека.
В этом возрасте более интенсивно развиваются физические способности.
Известно, что возраст 13-15 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических способностей, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказывается мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале ребенка [68, С. 177].
Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых способностей в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки [68, С. 154].
Скоростно-силовая подготовка волейболистов решается с помощью специализации и индивидуализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения объемов физической и технической подготовки, с учетом возрастных особенностей, состояния и подготовленности волейболистов, потому что при неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться противоположным запланированному, что обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований.
В этой связи становится понятной актуальность исследования, кото-рая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых способностей, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих способностей.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать ос-новные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов со-вершенствования применительно к конкретным условиям спортивной деятельности [21, С. 19].
Противоречие: заключается в том, что требования к развитию ско-ростно-силовых способностей юных волейболистов повышаются, но в теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности, прыгучесть – и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств во-лейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способ-ностей волейболистов 13-15 лет.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых спо-собностей юношей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение предложенной методики во время тренировочного процесса волейболистов 13-15 лет окажет положительный эффект на развитие скоростно-силовых способностей занимающихся, если будут проведены следующие мероприятия:
– изучены литературные источники по теме исследования;
– определена методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов 13-15 лет;
– экспериментально проверена методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов 13-15 лет;
Научная новизна: заключается во внедрении в тренировочный про-цесс волейболистов новой программы применения средств и методов развития скоростно-силовых способностей.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в тренировочном процессе волейболистов юношей 13-15 лет.
Теоретическая значимость: заключается в создании эффективной ме-тодики с помощью предложенного комплекса упражнений в тренировоч-ном процессе волейболистов 13-15 лет.
Достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечена четкостью методологических позиций, разносторонностью теоретического анализа проблемы, использованием адекватных поставленным задачам современных и информативных методов исследо-вания, длительностью педагогического эксперимента, статической значимостью полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Методика, включающая комплексы упражнений, специально нап-равленные на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов 13-15 лет.
2. Результаты, полученные в ходе эксперимента.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Г. С. Абрамова. – М.: Издательство «Академия», 2009. ¬– 144 с.
2. Астахова М. В. Волейбол: учебно-методическое пособие / М. В. Астахова, В. Ф. Стрельченко, Д. П. Крахмалев. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2015. – 132 с.
3. Ашибоков, М. Д. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом / М. Д. Ашибоков, О. Ф. Рюхина // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. – Майкоп, 2007. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyah-voleybolom, свободный. – С. 40 – 45.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А Ашмарин. – М.: Издательство «Просвещение», 1990. – 287 с.
5. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учебное пособие для вузов / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 2– е изд., стер. – М.: Издательство «Академия», 2009. – 528 с.
6. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательство «Академия», 2003. – 416 с.
7. Беляев, А. В. Волейбол / А. В. Беляев, М. В. Савина, – М.: Изда-тельство «Физкультура, образование, наука», 2000. – 368 с.
8. Беляев, А. В. Контроль тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. / А. В. Беляев. – М.: Издательство «РИОР-ГАФК», 2000. – 105 с.
9. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев. – М.: Издательство «ФиС», 2007. – 145 с.
10. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев. Л. В. Булыкина. – М.: Издательство: «ТВТ Дивизион», 2011. – 121 с.
11. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1987. – 208 с.
12. Былеева, Л. В. Подвижные игры : учеб. пособие для студентов вузов и ссузовфизической культуры / Былеева Л. В, Коротков И. М, Климкова Р. В, Кузьмичева Е. В. – М.: Издательство «ТВТ Дивизион», 2002. – 280 с.
13. Букреева, Д. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков / Д. П. Букреева, С. А. Косилов, А. П. Тамбиева. – М.: Издательство «Педагогика», 1975. – 159 с.
14. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 3е–изд. Ю. В. Верхошанский. – М.: Издательство «Педагогика», 2003. – 174 с.
15. Гамалий, В. В. Программа дифференцированной физической подготовки волейболистов 15-17 лет с учетом игрового амплуа. / В. В. Гамалий, И. В. Синиговец, Н.Г. Бишевец. // Журнал. – Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-differentsirovannoy-fizicheskoy-podgotovki-voleybolistov-15-17-let-s-uchetom-igrovogo-amplua, свободный. С. 30-35.
16. Глейберман, А. Н. Упражнения с набивными мячами / А. Н. Глейберман. – М.: Издательсво «Физкультура и спорт», 2005. – 160 с.
17. Гебель, В. И. Ребенок от младенчества к совершеннолетию / В. Гебель, М. Глекер. Медицинско-педегогический справочник. – М.: Изда-тельство «Духовное познание», 2004г. – 868 с.
18. Губа, В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. – М.: Издательство «СпортАкадемПресс», 2000. – 120 с.
19. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход. / В. П. Губа. – М.: Издательство «Сов. спорт», 2012. – 384 с.
20. Годик, М.А. Содержание и организация комплексного кон-троля. Волейбол. М., 1983.
21. Довбыш, В. И. Развитие координационных способностей студен-тов на начальном этапе обучения волейболу. / В. И. Довбыш, П. А. Баранцев // Журнал. – Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009. – Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-studentov-na-nachalnom-etape-obucheniya-voleybolu. свободный. С 15–20.
22. Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учеб. пособ. / Ю. И. Евсеев. – М.: Издательство. 7-е, доп. и испр. – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – 384 с.
23. Ерохина, М. Волейбол доступен всем / М. Ерохин. //Адаптивная физическая культура, 2010. – Режим доступа http: // sportfiction.ru/articles/voleybol-dostupen-vsem. свободный. – С. 19–20.
24. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. Пособие для студентов высш. учеб. пед. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.
25. Железняк, Ю. Д. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин. – М.: Изда-тельство «Советский спорт», 2005. – 112 с.
26. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк. – М.: Издательсво «Академия», 2013. – 144 с.
27. Железняк, Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю. Д. Желез-няк, В. А. Кунянский. – М.: Издательство «ФЛИР – бресс», 2006. – 278 с.
28. Захарова, Н. А. Повышение мотивации к физической культуре и спорту посредством волейбола / Н. А Захарова, М. В. Степанова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-k-fizicheskoy-kulture-i-sportu-posredstvom-voleybola, свободный. С. 15–18.
29. Зюбанова, И. А, Методика обучения волейболистов выполнению нападающего удара прямой рукой. / И. А. Зюбанова, В.А. Усков, Л. В. Капилевич // Вестник Томского Государственного университе-та. Томск, 2014. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-voleybolistov-vypolneniyu-napadayuschego-udara-pryamoy-rukoy, свободный. С. 17-19.
30. Иванова, В. С. Основы математической статистики / B. C. Иванова. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990. – 176 с.
31. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания. / Е. Н. Ильин. – М.: Издательский «Академия», 2000. – 468 с.
32. Иноземцева, Е. С. Сравнительный анализ групповой сплоченности и физической подготовленности в игровых видах спорта. / Е. С. Иноземцева, Т. С. Матросов // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2011. Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-gruppovoy-splochennosti-i-fizicheskoy-podgotovlennosti-v-igrovyh-vidah-sporta-na-primere-futbola-i-voleybola, свободный. С. 27.
33. Каинов, А. И. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации: пособие / А. Н. Каинов. – М.: Издательство «Учитель», 2014. – 167 с.
34. Клещев, Ю. Н. Волейбол (школа тренера). / Ю. Н. Клещев. – М.: Издательство «Физкультура и Спорт», 2005. – 400 с.
35. Козлов, Г. А. Основы теоретической подготовки волейболистов / Г.А. Козлов, П. В. Тургенев. – М.: Издательство «Физкультура и Спорт»,¬¬¬ 2004. – 238 с.
36. Кузнецова, З. И. Развитие двигательных качеств школьника / В. И. Кузнецова. – М.: Издательство «Просвещение», 2007. – 224 с.
37. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. – М.: издательский центр “Академия”, 2012г. – 416с.
38. Ладохина, Н. В. С отягощением и без: о воспитании силы у юных волейболистов / Н. С. Ладохин, М. И. – М.: Издательство «Спорт в школе», 2011. – 24 с.
39. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. – М.: Издательсво «Советский спорт», 2004. – 192 с.
40. Легоньков, С. В. Волейбол в школе: учеб. пособие / С. В. Легоньков, Т. К. Комарова. – М.: Издательство « Просвещение», 2012. – 236 с.
41. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Издательство «Просвещение», 2004. – 98 с.
42. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: Издательство «АСТ», 2008. – 144 с.
43. Лях, В. И. Мой друг – физкультура / В. И. Лях. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. – 192 с.
44. Матвеев, Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. – М.: Издательство «ГЦОЛИФК», 2004. – 172 с.
45. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд, испр. и доп. СПб / Л. П. Матвеев. – М.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.
46. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин. – М.: Издателство «СпортАкадемПресс», 2003. – 303 с.
47. Назаренко, Л. Д. Прыгучесть. Методика развития. /Л. Д. Назаренко, С. М Сафаев. – М.: Издательство «Физическая культура в школе», 2003. – 48 с.
48. Немцов, О. Б. Динамика уровня физической подготовленности, физического развития и психоэмоционального состояния у школьников 11-16 лет / О. Б. Немцов, Т. А. Должикова // Журнал университета им. П. Ф. Лесгафта. – Санк-Петербкрг, 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-urovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti-fizicheskogo-razvitiya-i-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya-u-shkolnikov-11-16-let, свободный. – С. 83-87.
49. Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебн. пособ. для студентов дефектол. фак. высших пед. учебн. заведений / Н. И. Обреимова. – М.: Издательство «Академия», 2000. – 376 с.
50. Одинцов, А. Н. Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся / А. Н. Одинцова // Вестник Молодой ученый. – 2016. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/33513, свободный. С. 31–37.
51. Озолин, Н. Г. Настольная книга учителя физкультуры: Справ-метод, пособие / Н. Г. Озолин. – М.: Издательство «Астрель», 2003. – 526 с.
52. Иванова, В. С. Основы математической статистики / B. C. Иванова. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990. – 176 с.
53. Пашкова, Н. В. Обучение двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности / Н. В. Пашкова // Вестник ТомГПУ. – Томск, 2009. – Режим доступа: https: cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-dvigatelnym-deystviyam-v-voleybole-na-osnove-teorii-uchebnoy-deyatelnosti, свободный. – С. 34–37.
54. Погадаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры / Г. И. Погадаев. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2000. – 496 с.
55. Попов, А. Л. Спортивная психология: учеб. пособ. для физкуль-турных вузов; 4-е издание / А. Л. Попов. – М.: Издательство «Московский психолого-социальный институт. Флинта», 2013. –159 с.
56. Решетников, Н. В. Физическая культура: учебник пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, 14-е изд., испр. – М.: Издательство «Академия», 2014. – 152 с.
57. Родин, А. В. Специфика современного отбора в группы начальной подготовки волейболистов 10-12 лет / А. В. Родин. – М.: Издательство «Курсив», 2008. – 145 с.
58. Родин, А. В. Формирование навыка разбега и прыжка при выполнении прямого нападающего удара на основе динамической и кинематической структуры двигательного действия юных волейболистов 11-13 лет / А. В. Родин. – М.: Издательство «Курсив», 2008. – 171 с.
59. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры: учеб. пособие / В. С. Рубин. – М.: «Физическая культура», 2006. – 112 с.
60. Сластенина, Т. А. Начальный этап в обучении технике игры в волейбол. / Т. А. Сластенина // Журнал ЮУрГУ. – Челябинкс, 2006. – Режим доступа: доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnyy-etap-v-obuchenii-tehnike-igry-v-voleybol, свободный. С. 37–41.
61. Станкевич, Б. Я. Состояние, проблемы и перспективные направления научных исследований в волейболе / Б. Я. Станкевич // Журнал Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Увиверситет Казимира Великого.¬¬ Быдгощ. – 2013. – Режим доступа: https: cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-i-perspektivnye-napravleniya-nauchnyh-issledovaniy-v-voleybole, свободный. – C. 24–28.
62. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов. В. И. Дубровский. – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 608 с.
63. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Издательство «Олимпия Пресс», 2005. – 528 с.
64. Суханов, А. В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболи-стов. Методические рекомендации. ВФВ / А. В. Суханов. Е. В. Фомин. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 354 с.
65. Татарникова, Л. Г. Интегративная сущность здорового образа жизни: Фундаментальные основы / Л. Г. Татарникова // Журнал. Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». – Санкт–Петербург, 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/integrativnaya-suschnost-zdorovogo-obraza-zhizni-fundamentalnye-osnovy, свободный. – С. 9-11.
66. Титова, Т. М. Волейбол: развитие физических качеств и двига-тельных действий в игре / Т. М. Титова, Т. В. Степанова. – М.: Издательство «Чистые пруды», 2006. – 32 с.
67. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В. Д. Фискалов. – М.: Издательсво «Советский спорт», 2010. – 197 с.
68. Фомин, Е. В. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое применение. Методические рекомендации. ВФВ / Е. В. Фомин. – М.: Издательсво «Гцоливка», 2012. – 23 с.
69. Фомин, Е. В, Силаева Л.В., Булыкина Л.В. Белова Н.Ю. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов / Е. В. Фомин, Л. В. Силаева, Л. В Булыкина, Н. Ю. Белова. – М.: Издательсво «ВФВ», 2014. – 127 с.
70. Фролов, В. Н. Динамика физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждений в современных условиях / Н. В. Фролов // Вестник спортивной науки. – Москва, 2009. – Режим доступа: yberleninka.ru/article/n/dinamika-fizicheskoy-podgotovlennosti-uchaschihsya-munitsipalnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-sovremennyh-usloviyah-1, свободный. – С. 97-103.
71. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов / А. Г. Фурманов. – М.: Издательство «Мет», 2007. – 329 с.
72. Фурманов, А. Г. Начальное обучение волейболистов / А. Г. Фурманов. – М.: Издательство «Академия», 1996. – 174 с.
73. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для студентв вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 480 с.
74. Шулятьев, В. М. Волейбол: учебное пособие / В. М. Шулятьев, В. С. Побыванец. – М.: Издательсво «Физкультура и Спорт», 2012. – 204 c.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!