Методика управления качеством процессов разработки программного обеспечения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
1 Процесс разработки программного обеспечения………………………..8
1.1 Модели жизненного цикла программного обеспечения………………….8
1.1.1 Каскадная модель…………………………………………………………10
1.1.2 Модифицированная каскадная модель………………………………….12
1.1.3 V-образная модель………………………………………………………..12
1.1.4 Спиральная модель……………………………………………………….13
1.1.5 Итеративная модель………………………………………………………15
1.2 Стадии разработки программного обеспечения…………………………16
Выводы по главе 1………………………………………………………………….19
2 Управление качеством процессов разработки программного обеспечения……………………………………………………………….21
2.1 Понятие качества программного обеспечения…………………………..21
2.2 Современные проблемы обеспечения качества программных продуктов и подходы к их решению………………………………………………….27
2.3 Техники управления качеством программного обеспечения……………34
2.4 Определение показателей оценки качества программного обеспечения………………………………………………………………..37
2.4.1 Модель качества программного обеспечения по МакКолу……………38
2.4.2 Модель качества программного обеспечения по Б. Боему…………….40
2.4.3 Модель качества программного обеспечения FURPS и FURPS+ …….41
2.4.4 Модель качества программного обеспечения по ГОСТ 28195-89…….42
2.4.5 Модель качества программного обеспечения по ISO/IEC 9126:2001…43
2.4.6 Анализ моделей качества программного обеспечения…………………46
2.5 Обзор метрик оценки качества программного обеспечения……………49
Выводы по главе 2………………………………………………………………….51
3 Разработка методики управления качеством процессов создания программного обеспечения для ООО «НТЦ «ТБ»……………………..52
3.1 Исследование направлений деятельности ООО «НТЦ «ТБ»…………..52
3.2 Анализ процесса «Разработка специального программного обеспечения» ООО «НТЦ «ТБ»…………………………………………..55
3.2.1 Исследование процесса разработки программного обеспечения………55
3.2.2 Недостатки процесса разработки программного обеспечения…………60
3.3 Методика управления качеством процессов разработки программного обеспечения…………………………………………………………………62
3.4 Практическое применение методики в ООО «НТЦ «ТБ»………………65
3.4.1 Выявление и преобразование требований потребителя в характеристики качества программного продукта при помощи инструмента QFD…………………………………………………………65
3.4.2 Определение ключевых процессов для включения в СМК……………67
3.4.3 Отбор ключевых характеристик качества процесса «Разработка специального ПО» посредствам FMEA-анализа………………………..71
3.4.4 Улучшение процесса «Разработка специального ПО»…………………74
3.4.4.1 Определение феномена: 5W & 1H………………………………74
3.4.4.2 Детальный анализ «Почему-Почему»………………………….76
3.4.4.3 Парето-анализ по причинам дефектов и критерий ………..78
3.4.4.4 Применение методов и средств менеджмента качества для проверки гипотез из «Почему-Почему» анализа………………81
Выводы по главе 3………………………………………………………………….87
Заключение……………………………………………………………………89
Список использованных источников…………………………………….…92
Приложение А – Стадии разработки ПО, этапы и содержание работ по ГОСТ 19.102-77………………………………………………………………………….…96
Приложение Б – Факторы и критерии качества ПО согласно……………..……97
Приложение В – Метрики, пригодные для прогнозирования и констатации показателей качества ПО…………………………………………………………..99
Приложение Г – Методика управления качеством процессов разработки программного обеспечения………………………………………………………101
Приложение Д – Таблица «Голоса» потребителя………………………………118
Приложение Е – Матрица парных сравнений требований потребителей…….120
Приложение Ж – Нормированная матрица парных сравнений требований потребителей………………………………………………………………………120
Приложение И – FMEA анализ процесса «Разработка программного обеспечения» в ООО «НТЦ «ТБ»………………………………………………..121
Приложение К – План реагирования…………………………………………….122
Приложение Л – 5W & 1H – анализ взаимосвязей………………………………131
Приложение М – Детальный анализ «Почему-Почему»…………………….…132
Цель исследования состоит в разработке методики управления качеством процессов создания программного обеспечения для повышения качества программных продуктов. Научная задача состоит в оценке существующих методик управления качеством процессов разработки программных продуктов и на основе их совершенствования разработке новой методики и обосновании преимуществ внесенных изменений.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследование моделей жизненного цикла, стадий и этапов разработки программного обеспечения.
2. Исследование понятия качества процессов разработки ПО.
3. Анализ современных проблем обеспечения качества программных продуктов и подходов к их решению.
4. Анализ существующих техник управления качеством процессов разработки программных продуктов.
5. Исследование показателей оценки качества программного обеспечения, их моделей и метрик.
6. Анализ направлений деятельности и процесса разработки программного обеспечения в ООО «НТЦ «ТБ».
7. Создание методики управления качеством процессов разработки программных продуктов.
8. Создание практических рекомендаций по применению разработанной методики в ООО «НТЦ «ТБ».
Объектом исследования являются процессы разработки программного обеспечения. Предметом исследования являются методы управления качеством разработки программного обеспечения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов в областях программной инженерии, управления качеством, стандартизации и сертификации программных средств, системного анализа. В диссертационном исследовании использованы положения, разработанные зарубежными авторами: Ройсом У., Кратченом Ф., Каном С., Китченхамом Б., Грейди Р., Боэмом Б., Макколом Дж., Вигерсом К. Рассматриваемым вопросам посвящены работы отечественных авторов: Липаева В.В., Ефимова В.В., Лагутина B.C., Лавриченко Н.И., Герасимова Б.И., Орлова С.А., Скопина И.Н.
Методологической базой исследования послужили такие общенаучные методы как: экспериментальный; статистические методы анализа и синтеза; системный метод.
Научная новизна исследования заключается в создании комплексной методики управления качеством процессов разработки программного обеспечения, основанной на использовании современных стандартов программной инженерии, которая в отличие от используемых в настоящее время техник позволяет оценивать различные аспекты качества компании, определять «слабые места» и направления улучшения того или иного аспекта качества программного продукта.
Экономический эффект от внедрения методики заключается в улучшении управляемости компании, а также в повышении обоснованности принимаемых управленческих решений. Основные положения работы представляют собой прикладной вклад в программную инженерию, а также в практику управление качеством программной продукции.
Полученные теоретические и практические результаты исследования и элементы разработанной методики были апробированы в ООО «Научно-технический центр «Технологии и безопасности», занимающимся разработкой программных комплексов для информационной поддержки принятия решений органами управления при авариях на потенциально опасных объектах на основе ГИС технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Работа с контрольными картами // Методы менеджмента качества 2003.- №№3,5,7,9,11; 2004.- №№ 2,3,6.
2. Гагарина Л.Г., Кокорева Е.В., Виснадул Б.Д. Технология разработки программного обеспечения. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2008. – 400 c.
3. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. и др. Всеобщее управление качеством. — M.: Радио и связь, 2003.- 600 с.
4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник для программы MBA.– М.: ИНФРА-М, 2008. – 319 с.
5. Иванов Б. В., Кане М. М., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества.- СПБ.: Изд-во «Питер», 2009. – 560 с.
6. Ефимов В.В. Статические методы в управлении качеством продукции: Учебное пособие – Ульяновск: УлГТУ, 2003 – 134 с.
7. Жулинский С.Ф., Новиков Е.С., Поспелов В.Я. Статистические методы в современном менеджменте качества. — M.: Фонд «Новое тысячелетие», 2007. — 208 с.
8. Канер С., Фолк Дж., Кек Нгуен Е. Тестирование программного обеспечения. – Киев: Изд-во «ДиаСофт», 2006. – 544 с.
9. Кратчен Филипп. Введение в Rational Unified Process. Изд. 2. М.: Диалектика-Вильямс, 2002. – 240 с.
10. Кулямин В. В., Петренко О. Л. Место тестирования среди методов оценки качества ПО // Тр. института системного программирования, ИСП РАН. Т. 4. 2003.
11. Лапидус В.А. Система статистического управления процессами. Система Шухарта // Надежность и контроль качества. – 1999. – № 5. – С. 11-19; № 6. – С. 3-13; № 7. – С. 13-21.
12. Липаев В. В. Обеспечение качества программных средств. Методы и стандарты. – М.: СИНТЕГ, 2001. – 380 с.
13. Липаев В.В. Методы обеспечения качества крупномасштабных программных средств. – М.: СИНТЕГ, 2003. – 520 с.
14. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2007. – 399 с.
15. Мардас А.Н., Королев А.В. Математические методы в управлении и экономике: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. – 237 с.
16. Мардас А.Н., Мардас О.А. Организационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 143 с.
17. Мардас А.Н., Гуляева О.А. Курс лекций по стратегическому менеджменту. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2007. – 169 с.
18. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2003 – 480 с.
19. Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения. Изд. 6-ое. – М.: Изд-во Вильямс, 2009. – 624 с.
20. Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2009.- 336 с.
21. Харрингтон, Дж., Эсселинг К.С., Нимвенг Х. Оптимизация бизнес – процессов. – СПб: Азбука Микро, 2004. – 342 с.
22. Ященко В.В. Методы и средства менеджмента качества. Учебной пособие– СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. – 290 с.
23. B. W. Boehm, J. R. Brown, H. Kaspar, M. Lipow, G. MacLeod, and M. J. Merritt. Characteristics of Software Quality. North Holland, 1978. Русский перевод: Б. Боэм, Дж. Браун, Х. Каспар и др. Характеристики качества программного обеспечения. Пер. с англ. Е. К. Масловского. – М.: Мир, 1981. – 208 с.
24. B. Boehm. A Spiral Model of Software Development and Enhancement. Computer, pp. 61-72.
25. J. McCall, P. Richards, G. Walters. Factors in Software Quality. three volumes, NTIS AD-A049-014, AD-A049-015, AD-A049-055, November 1977.
26. Robert B. Grady and D. Caswell. Software Metrics: Establishing a Company. Wide Program, Prentice Hall, 1987.
27. W. W. Royce. Managing the Development of Large Software Systems. Proceedings of IEWESCON, pp. 1–9, August 1970. Переиздана: Proceedings of the 9 EE May 1988, th International Software Engineering Conference, Computer Society Press, pp. 328–338, 1987.
28. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. FMEA. Справочное руководство. Издание 3-е. // Перевод с англ.- Нижний Новгород. ООО СМЦ «Приоритет». – 2003.-74с.
29. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-2001 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению»: утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 267 – М.: Издательство стандартов, 2001.
30. Межгосударственный стандарт ГОСТ 28195-89 «Оценка качества программных средств. Общие положения» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 июля 1989 г. N 2507)
31. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 470-ст. – М.: Стандартинформ, 2009.
32. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 471-ст. – М.: Стандартинформ, 2008.
33. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 декабря 1999г. N675-ст. – М.: Стандартинформ, 1999.
34. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50779.44-2001 «Показатели возможностей процессов. Основные методы расчета»: утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 октября 2001 г. N 400-ст. – М.: Издательство стандартов, 2001.
35. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50779.42-99 «Статистические методы. Контрольные карты Шухарта»: утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 апреля 1999 г. N 127. – М.: Издательство стандартов, 1999.
36. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.12-2007 «Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов»: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 572-ст. – М.: Стандартинформ, 2007.
37. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 «Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 476-ст. – М.: Стандартинформ, 2006.
38. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 19.102-77 «Стадии разработки программ и программной документации»: утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 мая 1977 г. № 1268.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!