Методы исследования и реставрация росписей в пещерах Могао. Дуньхуан

Цзинь Юйчэнь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Тема диссертация «Методы исследования и реставрации росписей в пещерах Могао. Дуньхуан», посвящена материалам создания росписей, исследованию их повреждений, и их консервации.
Комплекс пещер Магао в Дунтхуане является объектом всемирного культурного наследия. Пещеры Могао были основаны в 366 году н. э. (в период правления династии шестнадцати варварских государств). Создание новых пещер продолжалось тысячу лет, до династии Юань (1271 – 1368).
Исследование посвящено изучению основных видов повреждений: шелушения красочного слоя, высолов глиняной штукатурки, отставания глиняной основы от скалы, утрат глиняной штукатурки, а также покрытие поверхности копотью от дыма, выцветание, что приводило к изменению цвета пигмента. Самая серьезная проблема связанная с разрушением настенных росписей – это повреждения солями.
Проведен анализ методик реставрации и материалов настенных росписей, от ранних реставрационных работ до наших дней. Методы реставрации, разработанные американским институтом Гетти совместно с китайским институтом Дуньхуана.
В то время использовалась смесь глиняного раствора для укрепления обрушившихся краев настенных росписей, использовались анкера, которые закрепляли росписи , использовался клей (ПВА, ПВС и их смесь) для укрепления настенных росписей и штукатурки.
А теперь существует полный набор методов и процессов реставрации настенных росписей. Его можно резюмировать следующим образом: Технология реставрации глиняных слоев (штукатурки) настенных росписей. Технология реставрации настенных росписей, поврежденных солью. Технология реставрации шелушений красочного слоя настенных росписей.
Для апробации методов по удалению солей из структуры живописи, описанных в данной работе, было проведено удаление солей из структуры росписи с помощью, обессоливающего компресса в интерьере Архиерейского подворья Храма Благовещения Пресвятой Богородицы . Результат обессоливания положительный.

Введение……………………………………………………………………………………………………………. 5

Глава 1. Искусство и история пещер Могао в Дуньхуане……………………………… 16

1.1 Строительство и упадок пещер Могао……………………………………………………. 18

1.2 Содержание росписей пещер Могао………………………………………………………..21

1.3 Анализ ценности (историческая, художественная, научная ценность)…….. 30

Историческая ценность……………………………………………………………………………….. 31

Художественная ценность……………………………………………………………………………. 33

Научная ценность…………………………………………………………………………………………35

Выводы по главе………………………………………………………………………………………………36

Глава 2. Исследование настенных росписей пещер Могао Дуньхуана…………..37

2. 1. Предварительное исследование состояния настенных росписей…………… 37

2. 2 Мониторинг окружающей среды пещеры……………………………………………….41

2.2.1 Системы экологического мониторинга пещеры Могао…………………….41

2.2.2 Мониторинг окружающей среды внутри пещеры…………………………… 43

2. 3 Структура и материалы настенных росписей пещер Могао…………………….45

2. 2. 1 Структура настенных росписей пещер Могао………………………………. 46

2.2.2 Анализ пигментов настенных росписей в гротах Могао…………………. 48

2.2.3 Анализ связующего в красочном слое настенных росписей пещер

Могао…………………………………………………………………………………………………….. 52

2. 4 Основные виды повреждения росписи………………………………………………….. 54

2. 5 Изучение результатов предыдущих реставраций и новых повреждений в

пещерах Могао……………………………………………………………………………………………. 62
Выводы по главе………………………………………………………………………………………………73

Глава 3: Реставрация росписей………………………………………………………………………. 74

3.1 Исследования разрушения росписей………………………………………………………. 74

3.1.1 Исследования поврежденных солями участков росписи в пещерах

Могао…………………………………………………………………………………………………….. 74

3.1.2 Исследования изменения цвета пигментов на настенных росписях… 82

3.2 Методы и материалы реставрации росписей в пещерах Могао……………….. 85

3.2.1 Технологии и материалы реставрации повреждений, связанных с

отставанием от скалы глиняных слоев настенных росписей…………………….88

3.2.2 Технологии и материалы при реставрации шелушений красочного

слоя в пещерах Могао (укрепление красочного слоя)……………………………… 90

3.2.3 Технология и материалы для удаления солей из структуры росписи. 97

3.2.4 Технология и материалы реставрации настенных росписей,

поврежденных солью………………………………………………………………………………………. 111

3.2.4.1 Реставрация глиняного штукатурного основания, поврежденного

солями…………………………………………………………………………………………………………….. 111

3.2.4.2 Технология реставрации настенных росписей, удаление высолов.118

3.2.4.4 Реставрация поврежденных солью настенных росписей – на

примере пещеры № 98……………………………………………………………………………….. 123

1 Реставрация отставаний глиняной штукатурки в пещерах Могао…123

2 Реставрация настенных росписей, удаление высолов…………………..126

3.2.5 Анализ копоти от дыма и ее удаление с поверхности авторской

живописи настенных росписей в пещерах Могао…………………………………. 129
Выводы по главе…………………………………………………………………………………………….135

Глава 4 Обессоливающий компресс для удаления солей из структуры

живописи……………………………………………………………………………………………………….. 136

Выводы по главе…………………………………………………………………………………………….142

Заключение……………………………………………………………………………………………………. 143

Приложения……………………………………………………………………………………………………147

Список литературы………………………………………………………………………………………. 170

Магистерская диссертация посвящена исследованию повреждений настенных росписей, материалов создания росписей и их консервации.
Актуальность исследования
Пещеры Могао являются объектом всемирного культурного наследия. В течение многих лет Научно-исследовательский институт Дуньхуана сотрудничает с отечественными и зарубежными научно-исследовательскими институтами для консервации и исследования пещер Могао.
Консервация росписей пещер Могао является трудным и сложным проектом сохранения их как недвижимых культурных реликвий. Повреждения росписей вызваны прежде всего неблагоприятной окружающей средой, а также хрупкостью самих материалов настенных росписей.
С середины прошлого века Научно-исследовательский институт Дуньхуана, ведет работы по реставрации настенных росписей, постепенно были выработаны научные методы. В настоящее время предлагается набор научных осуществленных методов реставрации.
Разработка и использование новых обессоливающих материалов и технологий реставрации проведенных в пещерах Могао дало хорошие результаты.
Русской литературы по реставрации настенных росписей Дуньхуана недостаточно. Существующая литература посвящена изучению Дуньхуана как памятника искусства.
5
Степень изученности проблемы
Первые публикации, посвященные проблемам сохранения росписей пещер Магао в Дуньхуане появляются, начиная с 1940-х годов. В этот период китайские академические институты и ученые начали организовывать экспедиции для исследования Дуниьхуанских пещер. Они провели археологические исследования, картографирование. Описали содержание настенных росписей, провели фотографирование, исследования по династиям каждой пещеры и полученные данные опубликовали. Некоторые из этих материалов не были опубликованы в то время, их публикации появились в1950-х и 1960-х годах.
1943 г. Хэ Чжэнхуан “Дуньхуан Могао существующие обследования пещеры” – первый опубликовал материал по описанию сюжетов пещер.
1995 г “Гроты Могао” Ши чжанру – посвящена изучение разнообразия пещерных форм и фотоматериалов.
В 1944 году в пещерах Могао был официально создан Дуньхуанский институт искусств (Предшественник Научно-исследовательского института Дуньхуана), который также является самым ранним учреждением, созданным в Китае для изучения пещер Дуньхуана. Они не только проделали большую работу по защите и копированию изображений, но и начали проводить всестороннюю очистку (пещеры Могао были захоронены под песком), исследование и нумерацию гротов Дуньхуана. Собралось много информации, из которой некоторые статьи были опубликованы.
6

В 1987 году в журнале “Технологии сохранения древностей”[1] была опубликована статья «Исследование сохранения древних китайских росписей». В ней рассматриваются росписи некоторых династий, процесс изготовления настенных росписей, глиняные слои и методы создания настенной росписи. Описаны причины повреждения росписи и способы очистки и укрепления.
В статье «Исследование процесса изготовления росписи в древних китайских пещерах»[2] описано, как с помощью оптической микроскопии, рамановской спектроскопии и сканирующей электронной микроскопии были проанализированы и исследованы пробы настенных росписей в различных областях. Результаты анализа показали, что используемые пигменты включают неорганические минеральные пигменты и синтетические пигменты, в подложках в основном использовались слой глины и слой грунта. Основа росписи в основном представляет собой гравийную породу или известняк. В качестве связующего использовались животные и растительные клеи, например, клей костный и мездровый, клей персика.
В статье «Обсуждение причин изменения цвета пигментов на росписях в пещере Могао в Дуньхуане»[3] описано как на основе вышеупомянутого анализа цветоизменения пигментов был проведен X-дифракционный анализ типичных цветоизменяющихся образцов пигмента. Образцы коричневого цвета, по
[1] Технологии сохранения древностей” , 1987(5), стр. 9-21
[2] Ван Чуньян, Ли Ман, Ся Инь, Фу цяньли,Ван Вэйфэн,Цзинь Хайбинь, Реликвии и Музеология, 2014, стр. 74-81
[3] Тан Юминь, Сунь Рудун, Исследование Дуньхуана, 1898(03), стр. 18-27
7

результатам анализа содержат в основном компоненты PbO2, цвет пигмента тем темнее чем выше содержание PbO2.
Статья «Исследование технологии реставрации настенной росписи в гротах Могао 85-я пещера, Дуньхуан» опубликована в исследование Дуньхуана.[4]
В ней рассматриваются характерные для росписей пещер дефекты, такие как отслоения фрагментов штукатурки. Одним из основных видов повреждения является отделение штукатурного слоя от скалы с образованием полостей.
Настенные росписи пещере No85 Могао в Дуньхуане.
Для выявления специфических особенностей отслоения глины, выбрали различные материалы, которые смешивали в различных пропорциях и проводили эксперименты. Материалы для инъектирования должны иметь отличную воздухопроницаемость, относительно небольшую усадку, короткое время высыхания, небольшой объемный вес, и хорошую работоспособность при использовании. Материалы должны быть похожи на глиняный слой штукатурки. Инъекционный материал состоит из трех частей – наполнителя, связующего и добавки.
По результатам экспериментов выбрали смесь глины из Дуньхуана,
боросиликатного стекла, содержащего микросферы, натуральной пемзы,
дистиллированной воды и яичного белка. Материал имеет отличную
воздухопроницаемость, небольшой отношение линейных усадок, короткое время
[4] Фан цайсюань, Стивен·Рикерби, Лиза·Шекеде, Цяо Хай, Тан Вэй, Ян Цзиньцзянь, Исследование
Дуньхуана,Ланьчжоу, 2008, Вып 6, стр. 19-22
8

высыхания, небольшой объемный вес, и хорошую работоспособность при использовании.
После инъектирования большое количество воды попадает в структуру росписи, соль растворялась под действием воды, а затем кристаллизуется на поверхности слоя глины и пигментного слоя, повреждая росписи. Поэтому нужна была подготовка компресса для обессоливания. По результатам отработки методов, выбран обессоливающий компресс, который состоит из подкладки и деревянной плиты с отверстиями. Структура подкладки (в порядке снаружи внутрь): хлопковая бумага – слой защищает поверхности росписи от повреждений; Слои обессоливающего материала (Два слоя KC-X60, в которых середина обессоливающие материалы; KC-X60 с глиной ); Буферный слой – обычно губка толщиной 2 см, ее роль заключается в защите росписи, в предотвращении повреждения поверхности настенной росписи под действием внешней силы;
Статья «Предварительное применение технологии инфракрасной визуализации при обнаружении инъектирования на отставаниях росписей в пещере 98 Могао» опубликована в исследованиях Дуньхуана[5]
В ней описан метод инфракрасной визуализации. Расслоение росписи между основой и подложками появляется вследствие некоторой разницы в теплопроводности между расслаивающимися частями. С помощью инфракрасного тепловизора для изменения температуры поверхности стены, можно
[5] Чжан Яньцзе, Ван Сюйдун, Го Цинлинь, Чжан Дэсюань, Ян Шаньлун,Чэнь Ю. Фань Цзайсюань, Исследование Дуньхуана, 2010(6),стр. 82-87
9

проанализировать размеры и положение расслаивающихся фрагментов росписи.
В статье «Предварительное исследование связующих материалов в пещерах Могао В Дуньхуане»[6] описаны методы исследования клеев. Основной метод, который применялся – это высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ, англ. HPLC). Сделан вывод о том, что при изготовлении росписей Дуньхуана в качестве связующего в качестве пигмента использовался мездровый клей.
В книге «Исследование правил консервации древнекитайских настенных росписей »[7] обобщены достижения нескольких поколений специалистов и ученых Дуньхуанского Научно-исследовательского института в области консервации и исследования древних росписей на протяжении длительного времени, в особенности, исследование результатов долгосрочного сотрудничества Дуньхуанский Научно-исследовательского института и Института сохранения Гетти США, а также Токийского научно-исследовательского института культурных ценностей, и других зарубежных научно-исследовательских институтов. В книге подробно излагаются полные программы консервации древних китайских росписей, включая программы и методы исследования. Среди них: Методы исследования повреждений росписи; Исследования по выбору материалов и технологий для реставрации росписей; Исследование по проектной спецификации плана консервации и реставрации; Исследование по правилам выполнения плана консервации древних росписей; Плановое техническое
[6] Ли Ши, Исследование Дуньхуана, 1993(1), стр, 108-117
[7] Ван Сюйдун, Чэнь гангцюань, Ван ванфу, Су Бомин, Исследование правила консервации древнекитайских настенных росписей, Пекин: Научная Пресса, 2013
10

обслуживание и мониторинг исследования спецификаций; Исследование программ и норм оцифровки древних росписей; Процедуры по консервации древних росписей.
На основе подробных исследований методов работы в сочетании с практикой Научно-исследовательского института Дуньхуана содержание каждой главы дает объяснение конкретного примера.
Книга «Консервация настенных росписей и полихромных скульптур гротов на великом шелковом пути»[8] посвящена скульптуре и настенным росписям пещер Шелкового пути. В ней обсуждаются материалы и структура глиняных слоев настенных росписей и полихромной скульптуры пещер Шелкового пути; Исследование пигментов настенной росписи и пигментов полихромной скульптуры и стабильности пигментов; Анализ связующих материалов пигментов настенной росписи; Исследование основных повреждений настенных росписей; Влияние насекомых и микроорганизмов на сохранность настенных росписей; Влияние окружающей среды; Реставрация настенных росписей и скульптуры, реставрационные материалы и технологии; Снятие, перенос и восстановление настенных росписей.
В этой книге также представлена работа научно-исследовательского института Дуньхуана в сотрудничестве с институтом Гетти в США по восстановлению пещеры 85 в качестве примера “Принципов по охране культурных реликвий и памятников в Китае.
[8] Ли Цзуйсюн, Консервации скульптур и пещер Шелкового пути, Пекин: Научная Пресса, 2005
11

Книга “Исследование источников воды и соли в фресках пещеры Дуньхуан Могао” [9]посвящена анализу структуры настенной росписи и исследованию разрушений. Проведены исследования по геологическим характеристикам и стратиграфической геологии пещер Могао; Изучены содержание воды, солесодержание и проницаемость стратиграфической структуры в пещерах Могао. Описаны результаты анализа экологических характеристик пещер Могао и источников воды и соли которые вызывали разрушения росписей в пещерах.
Объект исследования:настенные росписи на глиняных штукатурках в пещерах Могао.
Предмет исследования: совокупность методов реставрации, исследований и их практическое применение при консервации настенных росписей в пещерах Могао в Дуньхуане
Цель работы
Выявление методик консервации росписей в пещерах Могао. Анализ и апробация методик консервации.
Задачи исследования
– Изучение научной литературы по избранной теме.
– Общий анализ структуры и материалов (включая пигмент и клей) настенных росписей пещер Могао.
– Выявление основных видов повреждений настенных росписей, и причины их
[9] Го Цинлинь, Ван Сюйдун, Ян Шаньлун, Ли Цзуйсюн Исследование источников воды и соли в фресках пещеры Дуньхуан Могао Пекин: Научная Пресса, 2016
12

появления.
– Анализ развития методик реставрации и материалов настенных росписей, от ранних реставрационных работ до наших дней.
– Для апробации – провести удаление солей из структуры росписи с помощью обессоливающего компресса.
Метод исследования:
Исследование зарубежного и отечественного (китайского) опыта состояния стенных росписей пещер Магао; изучение свойств, качеств и состояния материалов росписей, проводимых с целью остановки процессов разрушения. Анализ результатов различных методик в разное время используемых для консервации росписей.
Методика исследования: комплексная, что обусловлено выбором темы.
• Библиографические исследования.
• Иконографические исследования.
• Натурные исследования.
• Изучение аналогов и прототипов.
• Изучение результатов научных исследований, проводимых в пещерах Магао.
Научная новизна работы
определяется тем, что осуществлено комплексное изучение проблем.
– Впервые исследованы методики и материалы консервации росписей.
– Впервые предметом специального изучения стал подробный анализ результатов
13

используемых методик.
Практическая значимость работы:
Материалы диссертационного исследования направлены на разработку и внедрение апробированных методик.
Границы исследования:
Исследования по подобной проблематике не должны иметь границ, так как речь идет о спасении достояния мировой цивилизации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Настенные росписи пещер Магао являются достоянием нашей цивилизации.
2. Международное сообщество позволяет решить крупные проблемы, актуальные для памятников в разных частях света.
3. На защиту, кроме прочего, выносятся результаты апробации методики извлечения солей на одном из памятников Санкт-Петербурга.
Структура диссертации:
Диссертация представлена в одном томе, включающим в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы, приложение. 1 глава «Искусство и история пещер Могао в Дуньхуане», 2 глава «Исследование настенных росписей пещер Могао Дуньхуана», 3 глава «Реставрация росписей», 4 глава: «Обессоливающий компресс для удаления солей из структуры живописи»
14

Общий объем текста 175 стр.; список литературы насчитывает 34 наименований; количество иллюстраций 119.

Комплекс пещер Магао в Дуньхуане являются крупнейшими существующим

буддийским памятником в Китае и мире. Он предоставляет ценные материалы для

изучения древней китайской политики, экономики, культуры, религии и т.д.

Пещеры Могао были основаны в 366 году н. э. (в период правления династии

шестнадцати варварских государств). Создание новых пещер продолжались

тысячу лет, до династии Юань (1271 – 1368). С тех пор как морской Шелковый

путь стал основным каналом, постепенно забыли о пещерах Могао. Пока в 1900

года Ван Юаньлук обнаружил “ Цанцзиндун” (пещера номер 17). Пещеры Могао

опять привлекли внимание. Требовалось комплексное исследование состояния

настенных росписей.

Поскольку причинами разрушений настенных росписей могут служить

многогранные факторы, необходимо полностью собрать информацию, чтобы

вынести правильное суждение и найти способ реставрации. Эти данные могут

послужить информативной основой для детального исследования настенных

росписей и анализа материалов.

Внутренние причины повреждения настенных росписей – это повреждения

материалов и структурных характеристик росписи; внешняя причина – это

влияние окружающей среды на росписи. Поэтому увеличение исследований

окружающей среды, в которой находятся росписи, и создание разумной

эффективной системы экологического мониторинга имеют важное значение для

консервации.
Настенные росписи гротов Могао состоят из основы, поверх которой нанесены

2-3 слоя глиняной штукатурки, и слой грунта с красочным слоем. Исследования

показали, что основным материалом является глина “Чэнбан” содержащая

небольшое количество песка, хлопка, пакли, соломы и других волокон.

Пигменты настенных росписей Дуньхуана в основном являются неорганическими

минеральными пигментами, и большинство из них являются природными

минеральными пигментами, такими как киноварь и редоксайд в красных

пигментах, лазурит и азурит в синих пигментах, атакамит и малахит в зеленых

пигментах, каолин, кальцит и гипс в белых пигментах, магнетит в черных

пигментах. Также содержится небольшое количество органических пигментов на

растительной основе, таких как красный пигмент сафлор красильный, желтый

пигмент гарциния и т. д.

При изготовлении и использовании пигментов была добавлена определенная доля

клеев. Самый распространенный вид клея – мездровый клей, кроме этого,

использовался растительный клей – персиковая камедь и трагакант.

Согласно характеристикам и проявлениям разрушений настенных росписей, их

повреждения подразделяются на шелушение красочного слоя, выход солей из

глиняной штукатурки, отставания глиняной основы от скалы, утраты глиняной

штукатурки, а также покрытие поверхности копотью от дыма, выцветание, что

приводило к изменению цвета пигмента.

После 1949 года были проведены некоторые простые реставрационные работы,

такие как бортовое укрепление росписи, реставрация рухнувшей скульптуры.
Официальное начало реставрационных работ начинается с 1957 года, когда в

пещерах Могао произошли серьезные разрушения. Были установлены приоритеты.

В первую очередь провести противоаварийные работы: остановить обрушение

настенных росписей, провести реставрацию обрушившихся фрагментов росписи.

Укрепить отставания штукатурной основы, шелушения красочного слоя

В то время использовалась смесь глиняного раствора для укрепления

обрушившихся краев настенных росписей, использовались анкера, которые

закрепляли росписи, использовался клей (ПВА, ПВС и их смесь) для укрепления

настенных росписей и штукатурки.

Реставраторы использовали эти методы в большом количестве настенных

росписей, на тот момент они давали лучший эффект. Но повреждения солями на

настенной росписи являются тяжелой проблемой. Раньше использовали методы

укрепления росписей, которые привели к более серьезным повреждениям

росписей, создавая порочный круг.

Теперь существует полный набор методов и процессов реставрации настенных

росписей. Его можно резюмировать следующим образом: технология реставрации

шелушений настенных росписей, технологии реставрации глиняных слоев

(штукатурки) настенных росписей, технологии реставрации настенных росписей,

поврежденных солью.

Поскольку одна настенная роспись может содержать различные типы

повреждений, в процессе реставрации росписи могут использоваться не одна

методика, а несколько.

Апробационные работы по обессоливанию росписи в интерьере Архиерейского
Подворья храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге дали

хорошие результаты и надежду на использование этой методики на

реставрируемых объектах в России.
Приложения

1. Вакуумный ящик для обессоливания настенных росписей

На рисунке показан ящик для обессоливания настенных росписей

Изготовлен в форме квадратной коробки из алюминиевой пластины толщиной 0,3

см, размер 50 см *50 см, высота коробки 1,2 см. Поместите девять алюминиевых

опорных рам размером 5см * 5см и толщиной 0,7 см в коробку (рис.1, Рис.2). На

алюминиевые опорные рамы поместите алюминиевую плиту с отверстиями,

диаметром отверстия 0,5 см. Расстояние между отверстиями составляет 0,5 см,

(рис .3). С одной стороны алюминиевой коробки установлены две алюминиевые

круглые трубы диаметром 0,5 см, которые используются для выкачивания воздуха

вакуумным насосом отрицательного давления.[25]

Виды в плане

схема в разрезе
Алюминиевая плита с отверстиями

2. Ультразвуковой распылитель водяного пара

На рисунке показан ультразвуковой распылитель водяного пара, используемый

для обессоливания при реставрации росписей, поврежденных солью. Диапазон

регулирования температуры водяного пара на выходе: 0 ℃ 200 ℃; Диапазон

выхода водяного пара: 0 мл / ч 260 мл / ч; уровень точности: ±0.5% FS; цикл

отбора проб и контроля аппаратуры выходной: ≤0.5 S; RTD термального

сопротивления сопла: Pt100 (-199℃ ~ 800℃).

Ультразвуковой распылитель водяного пара для обессоливания
3. Картограмма

Картограмма 1. Процесс с первого по седьмой цикла

Картограмма 2. Результат первого использования компресса.
Картограмма 3. Результат повторного использования компресса.

Картограмма 4. После процесса обессоливания.
Образцы росписей в пещерах Магао.

Северная Лян (397-439 гг), пещеры Могао 272.
Западная стена пещеры 272 , ниша с Буддой
Северная сторона Западной стены пещеры 272-Бодхисаттвы, которые

слушают Дхарму.
Пещера Могао 272, центральный узор потолка “дзаоцзин”.
Династия Суй ( 581 – 618 гг.). Пещера Могао 420
Западная стена пещеры Могао 420, ниша с Буддой.
Фрагмент. Западная стена пещеры Могао 420, Вималакирти сутра.
Восточная стена пещеры Могао 420, образ тысячи Будд.
Пещера Могао 420, узор потолка

Фрагмент, потолка пещеры Могао 420, узор лев.
Династия Поздняя Тан (923-936 г.). Гроты Могао 85.
Южная стена пещеры 85 в гротах Могао, гигантские иллюстрации сутра

(Будда Амитабха говорит сутру).
Фрагмент. Южная стена пещеры 85, танцы под музыкой.

Фрагмент, пещера Могао 85, игра на гуцине под деревом
Потолка пещеры Могао 85, декоративные узоры и дзаоцзин.
Пещера Могао 85, образы донаторов.
Эпоха Пяти династий (907-960гг.), пещера Могао 61

Северная стена пещеры Могао 61
Фрагмент. Северная стена пещеры Могао 61, образы донаторов.

Фрагмент. Пещера Могао 61, образы горы Утайшань.
Династия Юань (1280-1367 гг.). Северная стена пещеры Могао 3,

тысячерукая и тысячеокая бодхисаттва Гуань-инь.
Фрагмент. Северная стена пещеры Могао 3, тысячерукая и тысячеокая

бодхисаттва Гуань-инь.

Фрагмент. Северная стена пещеры Могао 3.
Фрагмент. Северная стена пещеры Могао 3.

1. Дмитриев С. В. Пещерный комплекс Дуньхуан. История и изучение. // Восток.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету