Музеи-заповедники как институты развития туризма в регионах Российской Федерации
Тема: Музеи-заповедники как институты развития туризма в регионах Российской Федерации
Магистерская диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка используемых источников. Данная работа написана на 65 страницах, содержит 1 таблицу, 13 рисунков, дополнена 4 приложениями. Список используемых источников включает 62 наименования.
Во введении обусловлена актуальность выбора темы, поставлена цель и
задачи работы, определены объект, предмет и методы исследования.
В первой главе рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность музеев-заповедников, а так же дана комплексная оценка видам деятельности музеев-заповедников в развитии туризма.
Во второй главе проанализирована география музеев-заповедников, выявлено их видовое разнообразие и их востребованность. Так же выявлены основные виды музейной экспансии и влияние музеев-заповедников на формирование туристско-рекреационного пространства.
В третьей главе проведён анализ деятельности музеев-заповедников по формированию турпродукта, выявлены факторы, влияющие на динамику посещений. А также, определены основные способы продвижения услуг музеев-заповедников. Особое внимание уделено изучению существующих коопераций музеев-заповедников с предприятиями туриндустрии для развития внутреннего и въездного туризма.
В четвёртой главе даны рекомендации по развитию сети музеев-заповедников за счёт внешней и внутренней экспансии, а так же разработана методическая основа по вовлечению усадебных комплексов, присоединенных к музеям-заповедникам в туристский показ.
Кроме того, создана база данных, существующих музеев-заповедников.
В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведённого исследования.
Общий объём работы составляет 91 страниц, включая приложения.
Ключевые слова: музеи, музеи-заповедники, туризм, пространственное развитие
АННОТАЦИЯ ………………………………………………………………………………………………………………. 3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………….. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ-
ЗАПОВЕДНИКОВ В РФ ……………………………………………………………………………………………….. 8
1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности музеев-заповедников …………………… 8
1.2 Виды деятельности музеев-заповедников, способствующие развитию туризма в РФ . 14
2 ВЛИЯНИЕ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕТУРИСТСКО-
РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ………………………………………………………………………. 20
2.1 География музеев-заповедников и их видовое разнообразие ……………………………………… 20
2.2 Анализ пространственной экспансии музеев-заповедников ………………………………………. 25
3 МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК КАК ОПЕРАТОР ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………… 32
3.1 Деятельность музея-заповедника по формированию турпродукта ………………………………. 32
3.2. Кооперация музеев-заповедников с предприятиями туриндустрии для развития
внутреннего и въездного туризма в РФ …………………………………………………………………………. 39
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ КАК
ОБЪЕКТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УВЕЛИЧЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА …………………………………………………………………………… 46
4.1 Общие рекомендации по созданию музеев-заповедников …………………………………………. 46
4.2 Методические рекомендации по включению усадебных комплексов-филиалов в
туристский показ…………………………………………………………………………………………………………. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: ……………………………………………………………… 60
На протяжении длительного периода истории в России музеи рассматривались в ос-
новном как учреждения, чья первоочередная цель накапливать, сохранять и изучать куль-
турное наследие, а работа с аудиторией рассматривалась как важная, но равнозначная дру-
гим видам деятельности. Однако, зарубежный опыт показывает, что в настоящее время му-
зеи меняют подход к работе и уделяют большое количество времени изучению аудиторию и
её привлечению. Благодаря своей деятельности, музеи приобретают особую значимость в
развитии туризма, так как становятся основными местами, способными сохранять и пред-
ставлять культурное наследие в развлекательной форме.
В России насчитывается более 2,7 тыс. музеев [48, C. 157], однако, самыми привлека-
тельными с точки зрения туризма, являются музеи, которые помимо экспозиций представ-
ляют обществу архитектурные, исторические и природные памятники в их традиционной
среде. В РФ такими комплексными учреждениями являются музеи-заповедники, способные
в отличие от других учреждений обеспечивать максимально глубокое восприятие прошлого.
В большинстве случаев, именно объекты музеев-заповедников ассоциируются с городом,
становятся его символом, и выполняют функцию визитной карточки территории. На наш
взгляд, музеи-заповедники, притягивая в регионы потоки туристов, имеют большой потен-
циал в смене имиджа города, в стимулировании развития новых форм экономической актив-
ности и в привлечении инвестиций, что способствует развитию туризма на территории.
Актуальность исследования обуславливается необходимостью дальнейшего вовле-
чения историко-культурного потенциала страны в туристское освоение и потенциально вы-
сокой способностью музеев-заповедников организовывать пространство для туристского
освоения, что в свою очередь, ставит задачу изучения влияния этих объектов на развитие.
Целью данного исследования является выявление специфических для музеев-
заповедников направлений деятельности в оптимизации турпотоков в РФ, а так же разработ-
ка рекомендаций по развитию сети музеев-заповедников в РФ и включению их в туристский
показ.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность
музеев-заповедников;
выявить и проанализировать основные виды деятельности музеев-
заповедников, способствующие развитию туризма;
проанализировать разнообразие музеев-заповедников в РФ и разработать
структурированную базу данных о них;
изучить основные виды экспансии музеев-заповедников и проанализировать
влияние данного явления на формирование туристско-рекреационного пространства;
провести анализ деятельности музеев-заповедников по формированию турпро-
дукта;
изучить совместную деятельность музеев-заповедников с различными пред-
приятиями туриндустрии;
дать рекомендации по развитию системы музеев-заповедников в РФ.
Объектом исследования являются музеи-заповедники как институты развития туриз-
ма в регионах РФ.
Предметом является деятельность музеев-заповедников в развитии туристско-
рекреационного пространства.
Методологическая база данного исследования состоит из таких методов как: обще-
научного анализа и синтеза, сравнительного анализа и интервью.
Исходя из поставленной цели и методов её достижения, определяется
структура работы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!