Обеспечение конкурентоспособности магазинов малого формата на российском рынке на примере сети азс bp
Преимущества для МАЗК BP:
Самое главное преимущество от данного проекта – это приток новых клиентов и удержание уже имеющихся. Клиентам нравится заправляться на МАЗК BP, на автозаправки они едут, прежде всего, за качественным обслуживанием по европейским стандартам. Теперь потребитель сможет сделать предварительный заказ и оплатить его до заезда на заправку, предоставив только электронный чек. Такое решение особенно актуально для российских потребителей, потому что клиентам зачастую не хочется выходить из автомобиля в холодную или дождливую погоду, что типично для российского климата, чтобы оплатить свои приобретения.
Более того средняя продолжительность заправки будет снижена благодаря тому, что клиент не будет тратить время на то, чтобы стоят в очередях в кассе.
Описание проекта:
Для запуска пилотного проекта выбраны 5 автозаправок BP, которые имеют высокую пропускательную способность и самую высокую прибыль по кафе/бистро:
Rc091 BP Донская
Rc122 BP Внуково
Rc127 BP Новорижская
Rc156 BP Нахабино
Rc300 BP Немчиновка
Станции расположены в Москве и Московской области, клиенты на данных МАЗК часто вместе с заправкой автомобиля пользуются кафе/бистро. Для предварительного заказа и предварительной оплаты топлива и товаров необходимо разработать специальное приложение для смартфонов, которое связывало бы АЗС с программой. При этом любой покупатель в любое время сможет узнать, есть ли в наличие на заправке необходимый ему товар. У автозаправок BP уже есть приложение, однако, пока оно не привязано к информационной системе магазина, поэтому узнать какое количество запасов на АЗС для клиентов невозможно. Если разработать такие дополнительные сервисы в имеющемся приложении – можно сэкономить. При помощи доработанного приложения каждый потребитель может привязать свою карточку к мобильному приложению и оплачивать в один клик сделанный заказ. На станцию клиент приезжает уже с электронным чеком, где указан номер автомобиля покупателя и специальный штрих код. Заправщик внимательно рассматривает чек клиента и распознает при помощи сканера штрих код, затем автомобиль заправляют. Далее если клиент заранее оплатил «еду на вынос» из бистро при выезде из заправки он проезжает мимо специального окна, где выдают уже готовую еду в специальном пакете.
Маркетинг и реклама:
Рекламу нового дополнительного сервиса на МАЗК BP можно разместить на стеллах BP, а также через средства массовой информации, в том числе на официальном сайте, распространить информацию о том, что каждый клиент может воспользоваться данной услугой.
Основные риски проекта:
Долгий срок окупаемости вложенных инвестиций
Формат оффера станции должен укладываться в рамки стандартов, установленных компанией BP, поэтому существует риск, что BP не даст разрешение на реконструкцию оффера
Сложный процесс организации реконструкции оффера, требующий много ресурсов, который может внести сбои в работе всей МАЗК
Таким образом, для минимизации возможных рисков, необходимо рассчитать срок окупаемости проекта и эффективно организовать работу по организации всего процесса от заказа/оплаты до фактической покупки для того, чтобы оно было максимально удобно для потребителя.
Финансовая часть проекта:
Все затраты, связанные с реконструкцией оффера и разработкой приложения, несет нефтяная компания. Пилотный проект по организации формата drivein station будет нести как переменные, так и постоянные затраты.(приложение 11)
Для всех расчетов были использованы такие вводные (приложение 9) как и в предыдущих описанных в диссертационной работе проектах. В результате проведенных расчетов (приложение 12) проекта «формат drivein station» на МАЗК BP до 2024 года, были получены следующие результаты:
Таблица 14
«Денежные потоки проекта»
Денежные потоки, тыс. руб.
Flows
Весь период
4Q 2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
CF
51 402
-17 677
3 834
7 776
8 124
7 939
7 747
7 037
6 834
6 715
6 597
6 475
DCF
20 415
-17 183
3 327
6 026
5 621
4 905
4 273
3 466
3 005
2 636
2 312
2 026
ADCF
47 343
-17 183
-13 856
-7 830
-2 209
2 696
6 969
10 435
13 440
16 076
18 389
20 415
DPP
3,700
0,250
1,000
1,000
1,000
0,450
–
–
–
–
–
–
Также были рассчитаны показатели эффективности данного проекта с условием представленных вводных показателей:
NPV = 21 126 295,73 руб.
IRR = 37 %
DPP = 3,70
EBITDA = 47 372 630 руб.
Индекс прибыльности = 2,40
Дисконтированные инвестиции = 15 049 516,85 руб.
Рисунок 35. Накопленный денежный поток (не дисконтированный)
Рисунок 36. Доходы/расходы проекта
Таким образом, проект «формат drivein station» на МАЗК BP полностью окупается за три года и семь месяцев. При этом IRR > 16% , NPV > 0 означает, что проект является прибыльным согласно заданной ставке дисконта, компания получит дополнительный доход в размере 21 126 295,73 рублей. Такой проект является перспективным, несмотря на то, что он долго окупается. В случае, если возникнут трудности с получением разрешения о реконструкции МАЗК BP от компании BP, то можно будет реализовать данный проект только в рамках предварительного заказа и оплаты топлива/еды на вынос , при этом не реконструируя станцию. Любой клиент сможет прийти за готовой едой на вынос в магазине BP Connect. В данном случае затрат будет значительно меньше, так как капитальных затрат на строительство и закупку нового оборудования не будет.
В ходе исследования будут решены следующие организационные задачи:
Анализ вторичных данных (литература) об организации работы торговых точек при АЗС с целью выявления ряда особенностей;
Анализ практик крупных международных компаний (вторичные данные), изучение успешных решений на рынке сопутствующих товаров при АЗС;
Изучение распространенных приемов воровства в магазинах при АЗС (вторичные данные), а также разработка метода снижения потерь, связанных с воровством;
Проведение первичного исследования потребителей магазинов BP Connect на российском рынке;
Сравнительный анализ конкурентных преимуществ магазинов на АЗС в Московском регионе;
Разработка методов стимулирования продаж сопутствующих товаров на АЗС.
Список использованной литературы
Гусарова В., Птуха К. Управление продажами на территории: Теоретические основы и практические рекомендации / – М: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 208 c.
Гузелевич Н. Как открыть розничный магазин / – СПб: Питер, 2013. – 224 с.
Кент Т., Омар О. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция» («Торговое дело») / пер. с англ. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2013. – 719 с.
Маккей Х. Курс MBA по продажам в реальном мире / пер. с англ. С. Э. Борич. – Минск : Попурри, 2012. – 368 с.
Монин А., Ритейл в России. Особенности национальной розницы / – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 204 с.
Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В. Искусство торговать или секреты мерчандайзинга / Дело и Сервис, 2006. – 112 с.
Сысоева С., Бузукова Е. «Мерчандайзинг». Курс управления ассортиментом в рознице /-СПб.: Питер, 2013. – 256 с.
Щербаков В.,. Парфенов А., Смирнова Е. Коммерция и логистика : сборник научных трудов / – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 265 с.
Алексеенков О. Каждый пятый клиент на АЗС пьет кофе – теперь это тренд! // Ежемесячный журнал «Современная АЗС», № 02 , 2014. – 143 с.
Станкевич Е., Дегтярева И., Жевилов В., Белоусов А. Маленький магазин VS Крупные торговые сети: как выжить на рынке? // АЛЬМОНАХ, Издательский дом ИМИДЖ-МЕДИА, журналы для профессионалов, 2013. – 129 -135 с.
Пятунина Е. Перспективы у частного бизнеса на рынке АЗС очень большие // Журнал “Коммерсантъ Деньги” № 42 , 2012. – 72 с.
Царевская Оксана. Негорючая смесь // Журнал “Коммерсантъ Секрет Фирмы” №32, 2007. – 1014 с.
Аркадьев Д. Розничная торговля в мире продолжает расти. Особенно на развивающихся рынках // «Экономика и жизнь» №02 (9518), просмотрено 17.01.2014, http://www.eg-online.ru/news/231961/
Баталов Егор. Бензином здесь не пахнет // деловой еженедельник «Конкурент.Ru», просмотрено 10.02.2014, http://www.konkurent.ru/list.php?id=4228
Борисова С. АЗС хотят заработать на кофе и хот-догах // газета «Комментарии» № 4, 2013, просмотрено 17.04.2014, http://gazeta.comments.ua/?art=1359627181
Добрынина Анна. Продуктовый ритейлер собирается создать в России сеть магазинов при автозаправках // деловой портал «Курс дела.biz», просмотрено 13.01.2014, http://kursdela.biz/articles/?ID=19129
Крюкова Елена. Как сделать прибыльным магазин у АЗС // сайт онлайн бизнес портал BL.BY, просмотрено 25.01.2014, http://retail.bl.by/articles/271658.php
Рубакина Наталья. Магазин на АЗС // сайт торговых технологий Tt-m.ru , просмотрено 20.01.2014, http://www.tt-m.ru/site.xp/050055049.html
Чистякова Наталья. Союз бензина с магазином // сайт управляющей компании в сфере управления недвижимости Rossgroup.ru ,просмотрено 19.01.2014,
http://www.rossgroup.ru/press-centr/kompanija-v-smi/sojuz-benzina-s-magazinom-ili
Foods Market. О «дискаунтерах» и «соседских» магазинах // продуктовый интернет-портал Foods Market, просмотрено 17.01.2014,
http://www.foodsmarket.info/news/content.php?id_news=1127&id_groups=3
Logistics.ru. “НЕПРЕСТИЖНЫЙ” ФОРМАТ // Logistics.ru отраслевой портал, просмотрено 20.01.2013, http://www.logistics.ru/9/23/i20_30574p0.htm
Modern-Expo Group. Совет от «Модерн-Экспо»: Особенности организации магазина при АЗС // сайт компании производителя и поставщика торгового оборудования для ритейла, просмотрено 20.02.2014, http://www.modern-expo.com/public/news/company/13643.php
Moyo-delo. «Зеленый свет BP Connect» // ежемесячный журнал «Журнал “Мое дело. Магазин”» № 68, просмотрено 15.04.2014, http://www.moyo-delo.ru/ru/component/k2/item/242-roznichnaya-torgovlya-na-avtozapravochnyih-stantsiyah-%E2%80%93-igra-prodolzhaetsya.html
Moyo-delo. «Розничная торговля на автозаправочных станциях – игра продолжается» // ежемесячный журнал «Журнал “Мое дело. Магазин”» № 101, просмотрено 21.02.2014,
http://www.moyo-delo.ru/ru/component/k2/item/242-roznichnaya-torgovlya-na-avtozapravochnyih-stantsiyah-–-igra-prodolzhaetsya.html
Nrf .STORES «2013 TOP 250 GLOBAL RETAILERS», 2014 issue of STORES magazine, просмотрено 15.01.2014, http://www.stores.org/2013/Top-250-List
RetailSolutions. Особенности convenience store (ритейл на АЗС) // сайт компании «RetailSolutions», просмотрено 05.02.2014, http://retailsolutions.com.ua/articles/convenience
Retail.ru. Аптеки и ритейлеры: счастливы вместе // сайт для ритейлеров и поставщиков «Retail.ru», просмотрено 25.04.2014, http://www.retail.ru/articles/73491/
Retail.ru. Wawa – американский удобный магазин // сайт для ритейлеров и поставщиков «Retail.ru», просмотрено 01.02.2013,
http://www.retail.ru/masterclasses/67813/index.php?ruleLine=20&HTTP_HOST=www.retail.ru
Zavedi.RU. Заправься кофе на АЗС «Газпромнефть» // Автопортал Челябинска, просмотрено 30.04.2014, http://zavedi.ru/outofgenre/?id=896
TRIARH, Convenience store – формат продуктовых магазинов // TRIARH, просмотрено 19.01.2014
Ежемесячные финансовые оперативные отчетности SOC BP, 2013-2014 г., просмотрено
25.04.2014
Sandy Olsen. Start Your Own Convenience Store! / – ©2012 – Sixth Edition, 75 p.
CBRE. Number Of Petrol Stations In Europe Declining As Oil Companies Look To Exit Unprofitable Sites, 16.02.2014,
http://www.cbre.eu/emea_en/news_events/news_detail?p_id=12612
DATAMONITOR. Europe’s petrol stations still pumping up the volume, 17.02.2014,
http://www.datamonitor.com/store/News/europes_petrol_stations_still_pumping_up_the_volume?productid=D5CE88EE-0B73-4496-838A-8DE4BA4FB236
DELOITTE. Global Powers of Retailing 2014 Retail Beyond begin, 20.01.2014,
http://www.deloitte.com/assets/Dcom-Finland/Local%20Assets/Documents/Global%20Powers%20of%20Retailing%202014.pdf
NACS. WHAT IS A CONVENIENCE STORE? // The association for convenience & fuel retailing, 18.03.2014, http://www.nacsonline.com/Research/Pages/What-is-a-Convenience-Store.aspx
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!