Обоснование и реализация конкурентных преимуществ предприятия (на примере зао «силикатный завод»)
Содержание
Введение……………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты исследования конкурентных преимуществ предприятия…………………………………………………..8
1.1 Понятие конкурентного преимущества, классификация и источники формирования………………………………………………….8
1.2 Методика оценки конкурентных преимуществ предприятия………….23
1.3 Формирование, реализация и основные пути развития конкурентных преимуществ…………………………………………………..34
2 Анализ конкурентных преимуществ ЗАО«Силикатный завод»…………49
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО«Силикатный
завод»……………………………………………………….49
2.2 Анализ конкурентной среды ЗАО«Силикатный завод»……………….65
2.3 Источники и факторы конкурентных преимуществ ЗАО«Силикатный завод»……………………………………………………….77
3 Основные пути развития конкурентных преимуществ ЗАО«Силикатный завод»……………………………………………………….90
3.1 Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО«Силикатный завод»……………………………………………………….90
3.2 Формирование стратегии развития конкурентных преимуществ ЗАО«Силикатный завод» ………………………………………………………98
3.3 Разработка рекомендаций по развитию конкурентных преимуществ ЗАО«Силикатный завод» и расчет их экономического эффекта………………………..106
Заключение……………………………………………………113
Список использованных источников………………………………..115
Приложение А (обязательное) Организационная структура ЗАО«Силикатный завод»………………………………………………………120
Приложение Б (обязательное) Матрица SWOT-анализа для ЗАО«Силикатный завод»……………………………………………………….121
Приложение В (обязательное) Основные характеристики когенерационных установок производителя Jenbacher………………………………………..122
Приложение Г (справочное) Отчетность ЗАО«Силикатный завод»…………123
На современном этапе развития экономики отечественные предприятия функционируют в агрессивной и нестабильной внешней среде. Рынок постоянно пополняется новыми участниками, в том числе и зарубежными, а запросы потребителей растут и качественно усложняются. Под действием мировой глобализации сложилось такое положение, при котором промышленная политика каждого государства определяет, в конечном счете, его конкурентоспособность на мировой арене.
Российская экономика на сегодняшний день обладает реальной конкурентоспособностью только в трех областях: топливно-энергетическом комплексе, военно-космических технологиях и фундаментальной науке. При этом обрабатывающая промышленность испытывает серьезные проблемы, и развитие ее конкурентных преимуществ становится приоритетным направлением выхода страны из кризиса.
Сегодня данный вопрос становится актуальным еще и по причине того, что перед государством стоит стратегическая задача максимального освобождения от импортозависимости. В связи с этим возникает необходимость внедрения эффективных научно-обоснованных подходов к управлению конкурентными преимуществами на различных субъектных уровнях.
Список использованных источников
1 Кромнов, Ю. П. Ориентация экономики государства на конкурентоспособность / Ю.П. Кромнов // Экономист, 1997. – №1. – С. 38-48.
2 Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – 2-е изд. – М.: «Омега-Л», 2008. – 326 с.
3 Азоев, Г.Л., Челенков, А. П. Конкурентные преимущества фирмы : учеб. пособие / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: «Новости», 2000. – 255 с.
4 Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, М. А. Соловьев. – М.: «Изд-во стандартов», 1991. – 128 с.
5 Сейфуллаева, М. Э. Международный маркетинг: учеб. для ВУЗов / М. Э. Сейфуллаева. – М.: «Юнити-Дана», 2012. – 320 с.
6 Завьялов, П. С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка / П. С. Завьялов // Маркетинг, 2007. – №5. – С. 2-14.
7 Фатхутдинов, Р. А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] : учеб. для ВУЗов / Р. А. Фатхутдинов. – М.: «Экономика», 2005. – 504 с.
8 Сафиуллин, Н. З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. – 103 с.
9 Фаминский, И. М. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред. В. П. Колесова / И. М. Фаминский, В. П. Колесов, А. В. Пороховский. – М.: «ТЕИС», 2002. – 631 с.
10 Агеева, Н. Г. Организационный механизм управления позиционированием на промышленных предприятиях: новые направления формирования концепции позиционирования и управления результативностью / Н. Г. Агеева // Вестник московского авиационного института, 2008. – №6. – С. 18-23.
11 Спиридонов, И. А. Мировая экономика : учеб. пособие / И. А. Спиридонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2013. – 272 с.
12 Хасанова, А. Ш. Конкурентные отношения и их реализация в современных условиях (теоретико-методологический аспект) / А. Ш. Хасанова // Проблемы современной экономики, 2002. – №1 (1).
13 Азгальдов, Г. Г. Что такое качество? : монография / Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, В. П. Панов. – М.: «Экономика», 1968. – 135 с.
14 Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) : монография / И. П. Данилов. – М.: «Канон», 2007. – 229 с.
15 Просветов, Г. И. Конкуренция: задачи и решения [Текст] : учеб.-практ. пособие / Г. И. Просветов. – М.: «Альфа-Пресс», 2009. – 344 с.
16 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 т. / А. Смит. – М.: «ИНФРА-М», 1995. – 230 с.
17 Александров, Н. Н. Конкуренция и конкурентоспособность : содержание понятий и история их становления / Н. Н. Александров, В. Д. Козлов, Д. В. Крючков. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. – 176 с.
18 Маршалл, А. Принципы политической экономии : в 3 т. / А. Маршалл. – М.: «Прогресс», 1993. – 310 с.
19 Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке : (пер. с англ.) / П. Ф. Друкер. – М.: «Вильямс», 2004. – 272 с.
20 Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : (пер. с англ.) / М. Э. Портер. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 715 с.
21 Ламбен, Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок : Стратегический и операционный маркетинг / Жан-Жак Ламбен (пер. с англ. С. Жильцова). – Спб.: «Питер», 2004. – 796 с.
22 Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Э. Портер (пер. с англ. И. Минервина). – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. – 454 с.
23 Лукинова, Л. И. Управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов / Л. И. Лукинова // Менеджмент в России и за рубежом, 2013. – №2. – С. 106-110.
24 Решетов, В. В. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде / В. В. Решетов // Экономический анализ: теория и практика, 2005. – №15. – С. 27-37.
25 Царев, В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология [Текст] : учеб. пособие / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. – 800 с.
26 Тычинина, Н. А. Теоретическое обоснование содержания учетно-аналитического обеспечения устойчивого развития предприятия [Текст] / Тычинина Н. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – № 2 – С. 102-107.
27 Чмышенко, Е. Г. Необходимость маркетингового анализа конкурентной среды в современных условиях / Е. Г. Чмышенко, О. Г. Куташева // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика : сборник научных статей / под ред. М. Г. Лапаевой. – Оренбург : ОГУ, 2004. – С. 363-368.
28 Шиндина, Ю. А. Наши горизонты : планирование деятельности фирмы: современная оценка западных концепций / Шиндина Ю. А. // Российское предпринимательство, 2008. – №8, вып. 1. – С. 14-19.
29 Катаев, А. Е. Интегрированная оценка конкурентоспособности предприятия / А. Е. Катаев // Текстильная промышленность, 2007. – №4. – С. 53-55.
30 Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент [Текст] : концепции и ситуации: учеб. для вузов: пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд.- 9-е изд. – М.: «ИНФРА-М», 2001. – 412 с.
31 Коршунова, Г. В. Формирование конкурентных преимуществ с учетом положений институциональной экономики / Г. В. Коршунова // Финансы и кредит, 2004. – №30. – С. 55-58.
32 Шкардун, В. Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Шкардун // Маркетинг, 2005. – №1. – С. 38-50.
33 Нацубидзе, А. С. Внедрение стратегической системы управления конкурентоспособностью в деятельность современных российских предприятий / А. С. Нацубидзе; рец. В. Н. Островской // Аудит и финансовый анализ, 2014. – №1. – С. 298-302.
34 Фахрутдинов, Р. Д. Системы управления ресурсами предприятия / Р. Д. Фахрутдинов // Маркетинг, 2013. – №3 (130). – С. 94-110.
35 Горина, А. П. Инструменты и методы менеджмента, используемые при формировании стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / А. П. Горина, И. А. Горин // Региональная экономика: теория и практика, 2009. – №19. – С. 12-21.
36 Алексейчева, Е. Ю. Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / Е. Ю. Алексейчева // Пищевая промышленность, 2005. – №8. – С. 90-92.
37 Магомедов, М. Д. Формирование конкурентных преимуществ предприятий промышленности / М. Д. Магомедов, С. И. Корочкова // Молочная промышленность, 2005. – №12. – С. 50-51.
38 Коновалов, В. В. Развитие конкурентных преимуществ – основа успеха / В. В. Коновалов, И. В. Цомаева // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2008. – №6. – С. 115-128.
39 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / Артюшина Е. В. // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. – №5. – С. 19-24.
40 Маслов, Д. Применение функциональной модели менеджмента для достижения устойчивых конкурентных преимуществ / Д. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. – №3. – С. 10-31.
41 Лыгина, Н. И. Роль конкурентной стратегии предприятия в реализации конкурентных преимуществ / Н. И. Лыгина, А. А. Гончаров // Региональная экономика: теория и практика, 2010. – №11. – С. 25-27.
42 Омельченко, И. Н. Стратегические аспекты интеграции промышленных предприятий / И. Н. Омельченко, Е. Ю. Федорова // Вестник машиностроения, 2005. – №4. – С. 77-82.
43 Устав ЗАО«Силикатный завод» (действующая редакция)
44 Областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011–2015 гг.» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 26.05.2011 № 396-пп)
45 Постановление Правительства Оренбургской области от 31 марта 2011 года № 200-пп «Об областной целевой программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011–2015 гг.»
46 Официальный сайт Министерства строительства Оренбургской области [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://minstroyoren.ru/
47 Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учеб. для вузов / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. – М.: ИЧП «Магистр», 1998. – 320 с.
48 Румянцева З.П. Менеджмент организации: учеб. для вузов/ З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин, Р.З. Акбердин. – М.: «ИНФРА-М», 2002 – 430 с.
49 Бухгалтерская отчетность ЗАО«Силикатный завод» за 2010–2014 гг. («Бухгалтерский баланс» ф. № 1 и «Отчет о прибылях и убытках» ф. № 2)
50 Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учеб. для вузов / Л.Т. Гиляровская. – М.: «Юнити-Дана», 2004. – 615 с.
51 Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / О.В. Грищенко. – Таганрог: Изд-во «ТРТУ», 2000. – 112 с.
52 Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / А.Д. Шеремет. – М.: «ИНФРА-М», 2006. – 416 с.
53 Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: «Финансы и статистика», 2006. –208 с.
54 Постановление Правительства Оренбургской области от 30.03.2012 № 284-п «О комплексном инвестиционном плане модернизации поселка Саракташа Оренбургской области на 2012–2015 гг.»
55 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.gks.ru/
56 Вишневский А.А., Гринфельд Г.И., Куликова Н.О. Анализ рынка автоклавного газобетона России / А.А. Вишневский, Г.И. Гринфельд, Н.О. Куликова // Строительные материалы, 2013, №7 – С. 40–44.
57 Громыко Г.Л. Теория статистики: учеб. для вузов / Г.Л. Громыко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ИНФРА-М», 2005 – 476 с.
58 Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://orenstat.gks.ru/
59 Отчет о результатах кабинетного исследования российского рынка строительного кирпича [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.e-o.ru/research/68/38136.htm (демонстрационная версия)
60 Патент SU 1578105. Сырьевая смесь для изготовления силикатного кирпича / В.В. Иванова, Ю.В. Звягинцев, Г.Е. Штефан [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.findpatent.ru/patent/157/1578105.html
61 Новостной портал «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.rostov.aif.ru/money/details/622530
62 Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.orenburg-gov.ru/
63 Скляренко В.К. Экономика предприятия: учеб. для вузов / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М.: «ИНФРА-М», 2006. – 528 с.
64 Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия: учеб. для вузов / Н. Л. Зайцев. –3-е изд., перераб. и доп.-М.:«ИНФРА-М», 2001. – 358 с.
65 ГОСТ 379-95 «Кирпич и камни силикатные».
66 Гринфельд Г.И. Производство автоклавного газобетона в России: состояние рынка и перспективы развития / Г.И. Гринфельд // Строительные материалы, 2013, № 2 – С. 76–77.
67 Прайс-лист НЗСМ «Арго» [Электронный ресурс]: Режим доступа –http://www.nzsm-argo.ru/pages/price.htm
68 Азоев Г. Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев – М. : «Центр экономики и маркетинга», 2007. – 272 с.
69 Шумпетер, Й. Теория экономического развития: пер. с нем. / Й. Шумпетер. – М. : «Прогресс», 1982. – 456 с.
70 Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова, изд. 2-е. – М.: Издательство «Академия, Иркутск: РИЦ ГП «Обменформпечать», 2000.- 460 с.
71 Сотников, А. С. Основные подходы к формированию конкурентных преимуществ промышленных предприятий / А. С. Сотников // Экономические науки, 2011, № 5 (78) – С. 243-246
72 Благов, Ю. Э. Эдвард Фримен и концепция заинтересованных сторон / Ю. Э. Благов. – Спб : Вестник С.-Петерб. уни-та, 2012. –342 с.
73 Поцелуев, Д.А. Знания ¬– ресурс или стратегический актив / Д. А. Поцелуев // Экономические стратегии, 2009, № 6 – С. 10-13.
74 Хамел, Г. Конкуренция за будущее: создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. Прахалд – М. : «Экономист», 2002. – 295 с.
75 Фасхиев, Х.А. Оценка уровня конкурентоспособности грузовых автомобилей и их двигателей // Маркетинг в России и за рубежом, 2004, №5. – С. 3-16.
76 Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: «Радио и связь», 1989. – 316 с.
77 Отчет о результатах анализа потребительского выбора на российском рынке строительных материалов [Электронный ресурс]: Режим доступа – http://www.rbk.ru (демонстрационная версия).
78 Юмашева, Е. И. Инновационные технологии для кирпичных заводов средней и малой мощности / Е. И. Юмашева // Строительные материалы, 2011, № 4. – С. 50-52.
79 Стариков, А. П. Эффективное использование отходов тепла и когенерация / А. П. Стариков, Н. С. Касьян // Омский научный вестник, 2014, № 3 (133). – С. 173-175.
80 Методические рекомендации по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий от 10.03. 2006 г.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!