Образ женщины в современном грузинском кинематографе
Магистерская диссертация посвящена специфике отражения положения женщины, транслируемого в современном грузинском кинематографе. Возможность использования киноматериала в качестве основного источника позволяет автору проследить за становлением и изменением женских образов в грузинском кинематографе. Особенность фильма состоит в том, что он не только выступает в качестве отдельного произведения киноискусства, но и отражает повседневную жизнь и сам становится механизмом воздействия на зрителя. Глава 1 посвящена теоретическим аспектам изучения визуальных женских образов и положению женщины в традиционной грузинской семье в XX веке. Глава 2 посвящена краткому анализу истории грузинского кинематографа, выявлению основных тенденций в репрезентации женских образов и определению общих факторов, повлиявших на формирование женского образа в кино.
Магистерская диссертация посвящена специфике отражения положения женщины, транслируемого в современном грузинском кинематографе. Сегодня в современном мире всё больше растет интерес к женским исследованиям, особенно гендерный вопрос актуален в Грузии, где наблюдается конфронтация традиционных ценностей и установок (поддерживающих патриархальный уклад) с современными (нацеленными на достижение гендерного равенства).
Возможность использования киноматериала в качестве основного источника позволяет автору проследить за становлением и изменением женских образов в грузинском кинематографе. Особенность фильма состоит в том, что он не только выступает в качестве отдельного произведения киноискусства, но и отражает повседневную жизнь и сам становится механизмом воздействия на зрителя.
Хронологические рамки исследования ограничены 1991 годом – время распада Советского Союза и обретение независимости Грузией – настоящим моментом, что обосновывается крупными изменениями во всех сферах жизни общества, отразившихся в грузинском кинематографе.
Объектом исследования выступает современный грузинский кинематограф, предметом исследования – репрезентация визуального женского образа в современном грузинском кинематографе.
Целью работы является изучение визуальных женских образов в грузинском кинематографе, анализ особенностей их репрезентации и выявление их взаимосвязи с устойчивыми традиционными гендерными стереотипами в Грузии, которые в свою очередь являются эффективным механизмом гендерного поведения и социальных ролей.
В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия «визуальная культура», «визуальный поворот» и «репрезентация женского образа»
Рассмотреть положение женщины в начале XX века и исследовать специфику семейного статуса
Изучить основные тенденции женского движения в Грузии
Выполнить краткий анализ истории развития грузинского кино
Определить общие факторы, повлиявшие на формирование репрезентации женского образа в современное кино
Выявить особенности конструирования женского образа в современном грузинском кинематографе
Материалом исследования послужили фильмы: «Человек из посольства» (2006), «Женщины из Грузии» (2008 г.), «Длинные светлые дни» (2013 г.), «Жизнь Анны» (2016 г.), «Моя счастливая семья» (2017 г.). Кроме того, что режиссеры представленных фильмов собрали хорошую критику по всему миру, одними из первых коснулись вопроса «гендера» и «равенства полов», а некоторым даже удалось «эмансипировать кинематограф», выбор фильмов так же был обусловлен возможностью просматривать эти фильмы в свободном доступе.
Кино является одним из элементов визуальной культуры, которое кроме того, что отражает доминирующие в обществе ценности и установки, оно так же является и инструментом воздействия. Образ женщины и способы его введения в культурный контекст служат предметом пристального изучения многих исследователей. В визуальной культуре сложились стереотипные формы репрезентации женских образов, игнорирующие женские интересы и закрепляющие за женщинами традиционные роли.
Неравенство в репрезентации женщин в визуальной культуре Грузии было подкреплено строгими патриархальными порядками внутри семьи и общества. Но в конце XIX века просветительские идеи, идеи о равноправии и идеи о роли женщины в обществе и семье предопределили возникновение и развитие женского движения в Грузии, важным итогом которого стал выход женщин на общественную арену. В результате социальной активности женщин выработался новый тип грузинки, стремившейся к повышению своего статуса в обществе, к самореализации, к полезной деятельности.
Грузинское кино развивалось наряду с политической, социальной, экономической и культурной жизнью страны. События в стране не только отражались в фильмах, но и влияли на производство фильмов. В фильмах советского периода были распространены образы: виктимизированной женщины, железной женщины, строителя коммунизма, девчонки-сорванца, святой девы и матери.
После нескольких лет смятения, нищеты и разрухи, грузинский кинематограф начал возрождаться, а политические и экономические потрясения, произошедшие в Грузии, сформировали появление новых тенденций в грузинском кинематографе. Современное кино в Грузии является отражением нынешней грузинской реальности.
Беспорядок и безработица как следствие распада советского союза привели к распределению социальных ролей. В фильмах «отцы-кормильцы» теряют свои функции и значимость в условиях кризиса и для своего спасения и прибегают к помощи женщин, которые демонстрируют большую активность, уверенность и смелость в противоположность слабым и трусливым мужчинам.
Возвышенный и приподнято романтичный культ женщины развенчивается и остаётся лишь на уровне символики. Женщины-кинорежиссеры вводят на передний план сильных женских персонажей. В фильмах женщины представлены в качестве борцов с обществом, с мужской властью, с насилием, с системой, в которой власть всегда принадлежит мужчине, а его авторитет нерушим. Но главной особенностью грузинского кинематографа является не только фиксация прочно укоренившихся в обществе и в сознании самих женщин традиционных моральных установок, но и предлагает свои варианты реакции на происходящие процессы.
Захарова Н. В. Визуальные женские образы: опыт исследования советской визуальной культуры: дис. канд. соц. наук. Ульян. гос. университет, Ульяновск, 2005
Квливидзе. Ж . .дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук
Морозова Е.А. Семантика женской сексуальной привлекательности в советской культуре 30-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. – СПб., 2009. – N 117.
Социология и кинематограф / под общ. ред. Жабского М.И.М., 2012.
Грузины/отв. ред. Л.К. Бериашвили, Л.Ш. Меликишвили, Л.Т. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Национальная академия наук Грузии; Комиссия по истории, археологии и этнологии НАН Грузии. М., Наука 2015
Топчишвили Р., Этнография/этнология Грузии. Тбилиси, 2010 (на груз. яз)
Hofstede G. H. Masculinity and Femininity: the Taboo Dimension of National Cultures. SAGE Publications, 1998.
Mitchell W.J.T. “What is Visual Culture?”, in Irving Lavin, ed. Meaning in the Visual Arts: Views from the Outside (Princeton, NJ: Institute for Advanced Study, 1995)
Электронные источники
Бадурашвили И., Меладзе Г., Капанадзе Э. Партнерство, брак и прекращение брака в Грузии [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Баландина Н. Волшебная феерия. Фильмы Отара Иоселиани в контексте французского кино 60-х. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Беззубова О.В. URL:(режим доступа – свободный, дата обращения 23.05.2018)
Гурьева К. Христианский феминизм: истоки и современность. URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Доборджгинидзе З. Культ грузинской женщины [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Женщины-мигранты из Грузии – порочная жизнь, или самоотверженность? [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
«Жизнь Анны» – возвращение в реальность [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018) (на груз.яз)
Зоркая Н. ВУФКУ, ГОСКИНПРОМ и другие на берегах Днепра, Куры. Пестрые комсомольские двадцатые: новый быт [Электронный ресурс] URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35969.php (дата обращения: 25.08.2018)
Иоффе Е. Нормы маскулинности [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Кечакмадзе Р. Гендерные стереотипы у студентов – христиан и мусульман [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Кигурадзе Т. Убеждённые феминистки и гендерный миф в Грузии [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Лебедев Н.А. Грузинская кинематография [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
«Край Света»: Истории женщин и о женщинах [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Майсурадзе М., Образование и культура в Кахетии в период царизма (1801 – 1917 гг.) Телави 2014 С. 67(дата обращения:25.05.2018)
Маскулинность // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Мерквиладзе И. Динамика гендерных стереотипов в Грузинской масс-медии на фоне социал-политических процессов постсоветского периода [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Мехти У. Бремя собирать мандарины [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Мкртычева М.С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы. [Электронный ресурс]. URL:(режим доступа – свободный, дата обращения 23.05.2018)
Пирцхалава Е. мусульман [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Ратиани И. Взаимосвязь искусств в культуре Грузии: На примере немого кино 1912-1934 [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.08.2018)
Савчук В.В. Феномен поворота в культуре XX века. [Электронный ресурс] URL: . (дата обращения 23.05.2018)
Словинская А. Под гнётом «семейного счастья» [Электронный ресурс] URL:(дата обращения: 25.05.2018)
Социальный опрос «Что вы знаете о феминизме» [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Сулькин О. «Грузинское кино возрождается» [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Татарашвили Т. Женские и мужские образы в грузинском кино [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Хатиашвили Т. Меняются или нет гендерные репрезентации в современном грузинском кино мандарины [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)(на груз.яз)
Шакиров М. Формула кино. Грузинский кинематограф глазами кинорежиссера и сценариста Ираклия Квирикадзе. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Шубашвили А. Грузинское кино [Электронный доступ] URL: (дата обращения: 25.05.2018)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!