Образ женщины в творчестве Махмуда Доулатабади

Ишмухамедова Анна Руслановна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Основной проблемой, затронутой в настоящей работе, является раскрытие образа женщины в творчестве Махмуда Доулатабади на фоне происходивших в 60-80гг. ХХ в. изменений в общественном сознании в Иране на примере ряда произведений писателя. Основными источниками для написания настоящей работы стали четыре произведения Махмуда Доулатабади, три из которых исследовались на языке оригинала, и еще одно на английском языке, по причине того, что на персидском языке произведение никогда не публиковалось. В ряду произведений на языке оригинала были выбраны следующие: 1. Повесть «История Баба Собхана» (1970) 2. Повесть «День и ночь Юсуфа» (1973) 3. Роман «Пропавший Солуч» (1977) На английском языке анализировался роман «Гибель полковника» (1981). На русском языке исследования творчества Махмуда Доулатабади представлены только обобщающими очерками о современной иранской литературе Дж. Дорри в работах: «Персидская проза XX в.» (1998), «История персидской литературы XIX – XX веков» (1999) и «Персидская литература XX века» (2005). На Западе проблема образа женщины в иранской современной литературе вообще, и в произведениях М. Доулатабади, в частности, широко обсуждалась. В ряду специалистов, изучавших данный вопрос можно отметить: ирано-американскую исследовательницу Азар Нафиси с ее многочисленными работами, в ряду которых «Поиск «настоящей» женщины в иранском романе: изображение частной жизни в литературе и кино» (2003) и американского ираниста М.К. Хиллмана со статьей «Образ женщины в персидской литературе: женский взгляд». В настоящей работе осуществлена попытка проследить развитие образа женщины с начала XX до начала XXI в. и рассмотреть образ женщины в творчестве М. Доулатабади, сопоставив изображение женских персонажей в творчестве Доулатабади и в творчестве современных иранских писателей разных периодов и направлений. Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что подход М. Доулатабади к изображению женщины представляет собой традиционное для персидской литературы использование мотива противостояния женщины и общества и противопоставления «божественная возлюбленная – падшая женщина». В целом, в произведениях М. Доулатабади преобладает мужское мировоззрение, которое не позволяет наделять героинь произведений истинно женскими качествами.

Современная литература стран Ближнего и Среднего Востока приобретает все большую популярность как среди читательской аудитории, так и среди исследователей. Она отражает процессы, происходящие в стремительно меняющемся обществе и анализирует тенденции дальнейшего развития. При этом, образ женщины, фигурирующий в произведениях современных писателей Передней Азии, представляет собой яркий пример как изменений в общественной жизни, нацеленных на западный образ мысли, так и отголосков традиционного мышления. В этом смысле произведения известного иранского прозаика Махмуда Доулатабади (род. 1940) представляют большой интерес. Наряду с художественной ценностью, его работы актуальны и в социальном плане.
Махмуд Доулатабади – писатель реалистического направления в иранской современной литературе. Творческий путь Доулатабади начался в 60-е годы XX века, на волне бурного развития новой художественной мысли и становления прозы нового типа в Иране. Его предшественниками и современниками были крупнейшие иранские писатели: Мохаммад Али Джамал-заде, Джалал Але-Ахмад, Симин Данешвар, Хушанг Голшири и многие другие. Доулатабади – автор многочисленных рассказов, повестей, романов, вершиной творчества которого стал роман «Келидар», многотомная сага о жизни кочевой курдской семьи, над которой автор работал с 1968 по 1982 год.
Необходимо отметить, что несмотря на обоснованно высокую репутацию Махмуда Доулатабади в Иране и зарубежное признание российский читатель совершенно не знакома с его творчеством. На русский язык его произведения никогда не переводились. На русском языке исследования творчества Махмуда Доулатабади представлены только обобщающими очерками о современной иранской литературе Дж. Дорри в работах: «Персидская проза XX в.» (1998), «История персидской литературы XIX – XX веков» (1999) и «Персидская литература XX века» (2005).
Вместе с этим, произведения Доулатабади в последнее время активно переводятся на европейские языки, в особенности на английский. Имеется довольно широкий круг критических статей на английском языке. В западном литературоведении ведется дискуссия, затрагивающая вопрос образа женщины как в современной иранской литературе в целом, так и в творчестве Махмуда Доулатабади, в частности. На персидском языке значительное количество работ посвящено его роману «Келидар», есть критические статьи, анализирующие форму рассказа, повести, романа.
Опираясь на уже сложившиеся подходы в иранской и западной критической литературе, предлагаемая работа содержит сравнительное исследование ряда произведений Махмуда Долутабади в русле идейно-художественного анализа ключевых женских образов. Диссертация состоит из трех основных частей, введения и заключения.
В первой части настоящей работы кратко освещен творческий и жизненный путь Махмуда Доулатабади, основанный на таких источниках, как печатные и записанные на видео интервью писателя, которые он дал западным изданиям в последние годы. Кроме них была использована также книга иранских журналистов Феридуна Фарьада и Амирхасана Чехелтана «Мы тоже люди» (1994), составленная из бесед с Доулатабади. Глава представляет взгляд писателя на проблемы искусства и истории, приводит примеры его детских воспоминаний и впечатлений.
Вторая часть работы посвящена эволюции и систематизации образа женщины в современной иранской литературе, с определением места героинь Махмуда Доулатабади в сложившейся парадигме литературных направлений и образов.
Третья и последняя часть диссертации представляет собой непосредственно исследование образа женщины в творчестве писателя.
В качестве приложения к работе представлен перевод отрывка романа «Пропавший Солуч» на русский язык, выполненный по тегеранскому изданию 2014 г. Соответствующий отрывок на языке оригинала также прилагается.
Целью настоящей работы является исследование образа женщины в произведениях Махмуда Доулатабади на фоне изменений в иранском обществе 60-80х гг. ХХ в.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи:
Определить стиль произведений Махмуда Доулатабади и их место в современном литературном процессе в Иране;
Исследовать социальный фон происходящих в 60-80гг. ХХ в. изменений в общественном сознании в Иране, на котором происходит развитие женских образов в произведениях Махмуда Доулатабади;
Исследовать женские образы, характеры и типы в произведениях М. Доулатабади и их роль в общественной и семейной жизни на фоне эволюции образа женщины в современной иранской литературе в целом.
Объектом исследования являются женские персонажи четырех произведений М. Доулатабади: повестей «История Баба Собхана» (1970) и «День и ночь Юсуфа» (1973), романов «Пропавший Солуч» (1977) и «Гибель полковника» (1981). Эти произведения были выбраны с учетом их литературной значимости и особой функциональной роли представленных в них женских образов.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа является первой, выполненной на русском языке работой, рассматривающей как литературно-художественные аспекты творчества М. Доулатабади, так и социально-исторический фон его произведений. Также в работе сделана попытка систематизировать представления о динамике развития образа женщины в иранской литературе ХХ-ХХI вв.
В настоящей работе названия произведений писателя передаются в переводе на русский язык; первое упоминание изучаемых произведений приводится и в транскрипции. Все цитаты приводятся в переводе на русский язык, за исключением Главы 3.5 Стиль и язык, в которой рассматривается соответствие персидского оригинала и перевода на русский и английский языки.

Творчество Махмуда Доулатабади, по его собственным словам, – это летопись формирования общества нового типа в Иране. Весь его литературный багаж подобен историческим зарисовкам сложных социальных отношений в стране в этот период. Писатель, родившийся и выросший в иранской провинции, крепко связан с народом Ирана, его языком, традицией, культурой, хорошо понимает и чувствует происходившие в те годы в стране глубинные изменения.
В настоящей работе была предпринята попытка проследить динамику развития образа женщины в иранской современной литературе с начала XX до начала XXI в. и рассмотреть образ женщины в творчестве М. Доулатабади, сопоставив изображение женских персонажей в его произведениях и в творчестве современных иранских писателей разных периодов и направлений.
Изучение биографии писателя, его взглядов на литературу и искусство, а также его творческого пути показало, что важнейшим этапом становления М. Доулатабади как писателя стал начальный период его жизни, т.е. годы жизни в деревне. Именно в этот период сформировалось его мировоззрение, в дальнейшем этот период стал для писателя источником вдохновения и оказал значительное влияние на его творчество.
Проведенная во второй части работы систематизация подхода к изображению женских персонажей в новой иранской литературе определила важнейшие этапы развития женского образа в литературе Ирана ХХ в, среди которых можно выделить два основных подхода: образ женщины, основанный на традиционных мотивах противостояния женщины и общества и противопоставления «божественная возлюбленная – падшая женщина» и образ, сложившийся под влиянием развития собственно женской литературы, изучающий мировоззрение женщины, исследующий ее психологию и эмоциональный мир.
Третья часть посвящена раскрытию образа женщины в творчестве писателя, на примере четырех выбранных произведений: повестей «История Баба Собхана» и «День и ночь Юсуфа» и романов «Пропавший Солуч» и «Гибель полковника». Анализ социально-исторического фона, на котором развиваются сюжеты выбранных произведений, показал, что важнейшей темой, раскрытой писателем в произведениях, является тема перехода иранского общества от позднего феодализма к современному обществу городского типа.
Второй раздел главы рассматривает проблему места женщины в обществе. Проведя сравнительный анализ женских персонажей выбранных произведений Махмуда Доулатабади, а также параллель с женскими образами в произведениях других иранских писателей, таких как Мортаза Мошфек Каземи, Садек Хедаят и Симин Данешвар, мы пришли к выводу, что реалистический подход Махмуда Доулатабади к изображению роли женщины в иранском обществе во многом перекликается с традиционным для иранской литературы видением вопроса и не является уникальным или новаторским.
В третьем разделе главы рассматриваются отношения героинь произведений с мужем, детьми и родителями. М. Доулатабади реалистично описывает существующий в Иране семейный уклад, где роль женщины во многом зависит от ее места в обществе, делая акцент на подчиненном положении женщины по отношению к мужчине как в общественной, так и в семейной жизни.
В четвертом разделе рассматривается вещный мир женщины. В изучаемых произведениях Махмуда Доулатабади объекты вещного мира являются частью гендерной характеристики женских образов, своего рода предметными маркерами их социальных функций, что выражается в акцентированном внимании писателя к изображению повседневного быта, медной кухонной посуды, спальных мест, надворных построек и т.п.
В последнем разделе главы рассматривается язык и стиль произведений Махмуда Доулатабади. Отличительной чертой произведений писателя является активное использование разговорной речи, диалектных форм, фольклорного элемента и поэтических приемов.
Изучив вопрос, мы пришли к выводу, что подход М. Доулатабади к изображению женщины представляет собой традиционное для персидской литературы использование мотива противостояния женщины и общества и противопоставления «божественная возлюбленная – падшая женщина». Подобный подход продиктован, как представляется, преобладанием в произведениях М. Доулатабади мужского мировоззрения, которое не позволяет автору глубоко проникнуть в женскую психологию, наделить героинь произведений качествами, присущими исключительно женщинам. Традиционные для иранской литературы образы героинь произведений Махмуда Доулатабади, такие как Мерган, Хаджер, Шоукат, Аделе, мать Юсуфа, Фахри-ханум и другие во многом похожи на героинь произведений Симин Данешвар, Садека Хедаята, Мортаза Мошфека Каземи и Али Мохаммада Афгани. Например образ Зари, героини романа Симин Данешвар «Савушун», во многом перекликается с образом Мерган из «Пропавшего Солуча» М. Доулатабади, а образ возлюбленной главного героя романа «Слепая сова» Садека Хедаята можно сравнить с образом Шоукат, невестки старика Собхана из «Истории Баба Собхана» Доулатабади.
Творчество реалиста Махмуда Доулатабади является значимым для иранской современной литературы. Произведения писателя важно изучать как в качестве литературно-художественного явления, иллюстрирующего процессы, происходящие в иранской современной литературе, так и в качестве языкового явления, отражающего происходящее в современном персидском языке.
Представляется, что данная работа могла бы стать отправной точкой для более глубокого исследования образа женщины в новой иранской литературе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Анализ эмотивных концептов в тексте Корана
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет