Образовательная и повседневная культура в школе Тэндай в IX–XIV вв. в Японии
Изучение деятельности религиозных объединений на Дальнем Востоке в период до Нового времени производилось со множества позиций: социально-политической, философско-доктринальной, с точки зрения на эти объединения как на источник объектов материального и нематериального культурного наследия. Аналогично данным основным направлениям исследования выбирались и объекты исследования: источники по политической истории, памятники философской мысли, литературные памятники, а также предметы декоративно-прикладного искусства, архитектура и другие конкретные проявления эстетического сознания. Внимание обращает на себя некоторая нехватка внимания к внутренним процессам религиозных общин и закономерностей их внутренней организации. Под этим понимаются внутренние «процессуальные» документы, в которых содержатся конкретные рекомендации, запреты и прочие нормы, благодаря которым общий замысел деятельности общины уясняется всеми её членами. Таким образом, предметом исследования являются культура повседневности и образовательная культура как способы поддержания заданного порядка взаимодействия общинников между собой и с внешним миром. Объектом исследования являются тексты дисциплинарного характера, составленные руководителями школы и представляющие видение ими основополагающих ценностей школы.
Когда речь заходит о буддийской школе Тэндай в Японии, обычно подразумевают её историю до начала Нового времени: от своего основания в начале IX в. монахом Сайтё̄ 最澄 (767–822)через эпоху своего расцвета в X–XV вв. до разрушения Энрякудзи 延暦寺, главного храмового комплекса школы “объединителем Японии” Ода Нобунага 織田信長 (1534–1582) в XVI в. Тем не менее, это не означает, что её история на этом прекращается. Даже после сожжения монастыря на горе Хиэй 比叡 школа продолжает свою деятельность, но для дальнейшей истории Японии, пожалуй, большую значимость приобрели школы (и шире — организации), которые являются ответвлениями школы (школа Нитирэн 日蓮宗, организация Со̄ка гаккай 創価学会, политическая партия Комэйто 公明党), либо буддийские школы, основанные монахами, получившими посвящения в монахи и буддийское образование в школе Тэндай (До̄гэн 道元 (1200–1253) — основатель Со̄то̄ дзэн 曹洞宗, Эйсай 榮西 (1141–1215) — основатель Риндзай дзэн臨濟宗, Хо̄нэн (1113–1212) 法然 — основатель амидаистской школы Дзё̄до 浄土宗, Синран (1173–1263) 親鸞— основатель школы Дзё̄до-син 浄土真宗). Такой пункт в биографии целых пяти основателей новых религиозных течений не может быть простым совпадением, в конце концов, Тэндай не являлась единственной буддийской школой на момент зарождения этих новых течений. Не меньшим авторитетом и влиянием в вопросах веры обладала школа Сингон 真言, берущая начало в том же IX в. Кроме того, определённое влияние — даже после переноса столицы в г. Хэйан 平安 — сохраняли школы из Нара奈良. Тем не менее, среди их последователей находилось значительно меньше религиозных деятелей, способных на основание собственного течения. Данная работа предпринимает попытку пролить свет на причины того, почему буддийская школа Тэндай в Японии оказалась столь влиятельной в плане идей с одной стороны, а с другой поспособствовала тому, что в её среде появилось столь большое количество диссидентов.
Достичь этого предполагается при помощи изучения процессов внутри буддийской школы Тэндай, а также процессов, подразумевающих взаимодействие школы с другими субъектами общественных отношений.
Объектом изучения в рамках данной работы являются процессы, касающиеся внутреннего устройства буддийской школы Тэндай в их совокупности (повседневная культура), а также способы взаимодействия школы Тэндай с другими религиозными объединениями, с институтами светской власти и с мирянами в целом.
Предметом изучения являются документы различного характера, составленные руководителями буддийской школы Тэндай, содержание которых регламентирует жизнь монахов. Это, в первую очередь, “Правила в восьми статьях” Сайтё̄, основателя Тэндай в Японии, и “Установления в двадцати шести статьях” Рё̄гэн, 18-го предстоятеля Тэндай. Обращение к этим источникам проводилось как в оригинале, так и в переводе, в случае первого памятника со старояпонского на русский язык, выполненном Н. Н. Трубниуовой, в случае второго памятника — с камбун 漢文 (варианта классического китайского языка с разметкой под чтение на старояпонском) на английский язык, выполненном Насу Эйсё̄.
Проблема изучения религиозных сообществ стоит в том, что нередко их деятельность оказывается на периферии устоявшихся областей научного знания. Историки сосредотачивают внимание на события политического и экономического характера; исследователи изящной словесности занимаются нерелигиозными сочинениями монахов и религиозных деятелей; религиоведы заняты сугубо доктринальными вопросами. Таким образом складывается ситуация, когда совокупность и вся сложность жизни религиозного объединения оказывается сведена лишь к сумме отдельных её составляющим.
Рассуждениям о том, к чему приводят столь узкий взгляд на некоторые стороны вопроса, посвящена статья Н. МакМуллина (McMullin 1987). В качестве одного из наиболее непрофессиональных предубеждений он отметил сугубо современный модерновый принцип разделения церкви и государства. Эта идея, поясняет он, исказила взгляд множества исследователей религии Японии, как в самой Японии, так и за её пределами.
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных буддологов. Помимо классических работ А. Н. Игнатовича, О. О. Розенберга, использовались работы Н. Н. Трубниковой, посвящённые истории философско-религиозной мысли в Японии, в частности в школе Тэндай. Среди зарубежных учёных весомый вклад в работу внесли труды П. Гронера, М. Андолсона и Н. МакМуллина. Ключевые идеи, касающиеся метода исследования, были почерпнуты из сочинения Курода Тосио «Власть храмов и святилищ».
С момента своего основания до времени предстоятеля Рё̄гэн школа Тендай претерпела значительные изменения. Если во времена Сайтё̄ количестве её послушников не превышало двух десятков, то во времена Рё̄гэн гора Хиэй – это «вершина трёх тысяч монахов». Получив право на собственный помост для посвящений, буддийская школа Тэндай впервые стала независимым религиозным объединением. Благодаря передачу эзотерических ритуалов от наставников в Китае во времена предстоятелей Эннин и Энтин школа приобрела невиданную популярность среди служилой аристократии. Со временем приток богатства, земель и внимания со стороны придворных только увеличивался. Школа Тэндай стала меняться, и, хотя некоторые приоритеты оставались прежними, как, например, идейное противостояние со школой Хоссо̄, возникли новые проблемы, которые требовали внимания руководителей школы.
Если Сайтё̄ в своих правилах акцентировал внимание на духовной миссии школы Тэндай как «общины бодхисаттв» и постулировал её коренное отличие от «Хинаян стих» школ Нара, то Рё̄гэн заметно большее внимание уделяет урегулированию хозяйственных вопросов, а также проблеме выделения среди массы монахов таких, которые могли бы продемонстрировать знание канона. Рё̄гэн был вынужден решать проблемы, которые появились исключительно в силу того, что количество монахов и послушников в школе значительно увеличилось. Прежде факторы социального взаимодействия, престиж и происхождение монахов не оказывали столь большого воздействия на их религиозную жизнь. Рё̄гэн противодействовал тенденции превращения различных собраний, проводившихся в разное время года, в пиры и иного рода мероприятия, направленные на демонстрацию богатства и высокого статуса.
Сайтё̄ остался навсегда в анналах школы Тендай в Японии как её основатель. Он заложил основы радикально мхаенского взгляда на мир и на религиозную деятельность, следы которого можно обнаружить в мировоззрении японцев по сей день. Среди последующих руководителей школы сложно найти такого, который был бы равен Рё̄гэн. Усилия Рё̄гэн в области реорганизации школы, корректировки её обмирщения в связи с притоком множества монахов аристократического происхождения, а также усилия по реставрации храмового комплекса на горе Хиэй не остались незамеченными для потомков. Однако ряд действий Рё̄гэн привёл в последствии к усилению центробежных тенденций и расколу школы на «горную» и «храмовую» ветви. Распад системы государственного землевладения и распространение системы поместного землевладения, которые вызвали необходимость вооружённой защиты своих владений, повесили на Рё̄гэн ярлык «царя демонов» и человека, ответственного за создание группировок «монахов-воинов».
Анализ документов, составленных Сайтё̄ и Рё̄гэн, касающихся жизни монашеской общины, показал, что обстоятельства, при которых они были созданы, религиозный ландшафт и политическая конъюнктура наложили свой отпечаток на их содержание. Для Сайтё̄, который так и не дожил до дня, когда школа Тэндай получила высочайшее признание, самым важным было обозначить свою позицию, платформу, которая бы отделяла учение Тэндай от учений других буддийских школ. Для Рё̄гэн, который вынужден был управлять значительно разросшейся школой, главным было сохранить баланс и представить школу Тэндай как источник наиболее авторитетного знания по вопросам толкования сочинений канона и по вопросам эзотерического ритуала. Сочинения Сайтё̄ и Рё̄гэн нельзя расположить на одной шкале, однако каждое из этих сочинений проливает свет на те аспекты жизни монашеской общины Тэндай, которые в разное время были важны для этих лидеров школы.
Наследие Сайтё̄ получило глубокое философское осмысление в сочинениях на тему «исконной просветлённости». Эта философия обеспечила «ренессанс» школы Тэндай в эпоху, когда огромную популярность приобрели религиозные движения буддизма «Чистой Земли», когда актуальность учения Тэндай оказалась весьма низкой.
Наследие Рё̄гэн сохранилось в живой религиозной практике школы Тэндай по настоящее время. День памяти Рё̄гэн третьего дня первой луны отмечается разбрасыванием бобов, которые символизируют покорение злых духов подобно тому, как их покорял Рё̄гэн. В храмах буддийской школы Тэндай по-прежнему продаются обереги с изображением «великого рогатого учителя»: это изображение Рё̄гэн в образе повелителя демонов.
В деле изучения текстов дисциплинарного характера, руководств для служб и иных памятников, которые дают нам возможность взглянуть на ежедневную жизнь членов буддийской общины, до сих пор остаётся много неизученных вопросов. На русском языке по-прежнему нет единого глоссария для всего многообразия терминов, касающихся буддийской службы и буддийских духовных чинов. Эти и смежные вопросы можно разрешить в ходе дальнейшего, более активного исследования и обсуждения подобных памятников.
寛和元年正月三日// 大日本史料 第二編之四, — 東京: 東京大学出版会 = Канна ганнэн 1/3 // Дайнихон сирё̄ Т 2, кн. 4, То̄кё̄: То̄кё̄ дайгаку сюппанкай [3 день 1-й луны первого года под девизом правления Канна (Собрание материалов о Рё̄гэн, предстоятеле Тэндай) // Исторические документы великой Японии, Токио: Издательство Токийского университета], 東京: 東京大学出版会 () 1983. C. 4–432
良源 天台座主良源起請 // 平安遺文 / 竹内理三編 — 東京: 東京堂 = Рё̄гэн Тэндай дзасу Рё̄гэн кисё̄ // Хэйан ибун / Такэути Ридзо̄ хэн, — Токио: То̄кё̄до̄, [Рё̄гэн Установления Рё̄гэн, предстоятеля [школы] Тэндай] 1964. С. 431–448
長保元年五月九日// 大日本史料 第二編之四 — 東京: 東京大学出版会 = Тё̄хо ганнэн 5/9 Дайнихон сирё̄ Т 2, кн. 4, То̄кё̄: То̄кё̄ дайгаку сюппанкай [9 день 5-й луны первого года под девизом правлнения Тё̄хо (материалы о Дзо̄га) // Исторические документы великой Японии, Токио: Издательство Токийского университета] 1969. С. 863–890
Сайтё̄ Правила в четырёх статьях (Сидзё:-сики) /пер. со старояп. Н. Н. Трубниковой // Вопросы философии. 2006. № 8 148–154,
Сайтё̄ Правила в шести и восьми статьях / пер. со старояп. Н. Н. Трубниковой // Религиоведение. Научно-теоретический журнал 2007. № 2 С. 184–195
Свод законов «Тайхорё». 702–718 гг. I–XV законы / Пер. с др.-яп. и коммент. К. А. Попова, М.: 1985.
Nasu Eishō The Invocation of Tendai Abbot Ryōgen // Groner, Paul. Ryōgen and Mount Hiei Japanese Tendai in the tenth century. / Studies in East Asian Buddhism 15, Honolulu: University of Hawaiʻi Press, 2002. pp. 345–366
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!