Обучение чтению и письму на занятиях по рки со студентами-геологами
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факто-рами. Во-первых, в XXI в. изменилась роль иностранных языков в жизни человека. Русский язык как иностранный является одним из самых распространенных языков, который включает в себя большое многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, облегчает их взаимопонимание. Также русский язык является языком, на котором написан огромный массив литературы, отражающей исторический опыт русского народа, его культурные ценности и достижения.
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факто-рами. Во-первых, в XXI в. изменилась роль иностранных языков в жизни человека. Русский язык как иностранный является одним из самых распространенных языков, который включает в себя большое многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, облегчает их взаимопонимание. Также русский язык является языком, на котором написан огромный массив литературы, отражающей исторический опыт русского народа, его культурные ценности и достижения.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Акишина А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус.яз. Курсы, 2002. – 256 с.
3. Бабушкина Л.Е. ИКТ как средство формирования социокультурной компетенции студентов педвуза при обучении иностранному языку / Л.Е. Бабушкина, В.И. Сафонов // ОТО. – 2015. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-studentov-pedvuza-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 03.02.2019).
4. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пос. для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. – М.: Изд-во Российск. ун-та дружбы народов, 2007. – 185 с.
5. Басова А.В. К вопросу о письме и письменной речи в обучении ино-странному языку / А.В. Басова // Язык. Культура. Образование: Сб. матер. междунар. науч. конф. «Чтения Ушинского». – Вып. 2. – Яро-славль, 2006. – С. 72-79.
6. Бузальская Е.В. Пространство эссе. Пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся / А.В. Бузальская, Н.А. Любимова. – М.: Златоуст, 2014. – 100 с.
7. Бяковская Н. Ролевые ситуативные упражнения в преподавании ино-странных языков / Н. Бяковская. – М.: 2014. – 160 с.
8. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебн. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 200 с.
9. Гатауллина А.М. Профессионально – ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых вузах / А.М. Гатауллина, И.Г. Кондратьева // Казанский вестник молодых учёных. – 2017. – №3 (3). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovyh-vuzah-1 (дата обращения: 23.04.2019).
10. Гатинский Ю.Г. Уровень сейсмической опасности в районах стратегических энергетических объектов приграничных территорий России и ближнего зарубежья / Ю.Г. Гатинский, Д.В. Рундквист, Г.Л. Владова, Т.В. Прохорова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2013. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-seysmicheskoy-opasnosti-v-rayonah-strategicheskih-energeticheskih-obektov-prigranichnyh-territoriy-rossii-i-blizhnego (дата обращения: 03.06.2019).
11. Демьянова Ж.В. Апробация педагогических условий формирования лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранному языку на неязыковом факультете педвуза. / Ж.В. Демьянова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №74-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aprobatsiya-pedagogicheskih-usloviy-formirovaniya-lingvostranovedcheskoy-kompetentsii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na (дата обращения: 13.05.2019).
12. Довгий И. Методика урока русского языка как иностранного / И. Довгий. – М.: ИКАР, 2015. – 226 с.
13. Зайцева И.В. Самостоятельная работа студентов при обучении иностранному языку / И.В. Зайцева, Л.А. Зарицкая. – М., 2002. – 188 с.
14. Заседателева М.Г. Основы методики обучения второму иностранному языку: учебное пособие / М.Г. Заседателева, С.Л. Мишланова, А.А. Филиппова, Т.Ю. Вавилина. – Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2009. – 144 с.
15. Засиденский Ю.А. Карбонатные ониксы Красноярского края и их декоративные особенности / Ю.А. Засиденский // Гемология: Сборник статей. – Томск: ФГУ «Томский ЦНТИ», 2006. – С. 45-48.
16. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 276 с.
17. Иванова-Лукьянова Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М., 1988. – 83 с.
18. Инновационные методы обучения, Или как интересно преподавать: учебное пособие. – 4-е изд., доп. – Алматы, 2010. – 201 с.
19. Капитонова Т.И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т.И. Капитонова, Л.В. Московкин, А.Н. Щукин / под ред. А.Н. Щукина. – М.: Рус. яз. Курсы, 2008. – 312 с.
20. Кащеева А.В. Современные подходы к обучению письму на иностранном языке / А.В. Кащеева // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – №6 (052). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-pismu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 15.02.2019).
21. Кириллова И.И. Роль лингвострановедческого материала в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей / И.И. Кириллова // Инновационная наука. – 2016. – №6-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lingvostranovedcheskogo-materiala-v-formirovanii-professionalnoy-inoyazychnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovyh (дата обращения: 18.03.2019).
22. Клеменцова Н.Н. Текст в обучении иностранному языку / Н.Н. Клеменцова // Вестник МГИМО. – 2012. – №5. – С. 204-209.
23. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. − М.: Просвещение, 1973. – 207 с.
24. Кислов Е.В. Геологическое строение / Е.В. Кислов // Байкал. Природа и люди. Под ред. А.К. Тулохонова. – Улан-Удэ: ЭКОС, Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. – URL: http: //baikalfund.ru/baikal/geography/nature/index.wbp?doc_id= fbc8c820-60d6-4458-8c00-fd9eb176b1d7 (дата обращения: 11.03.2019).
25. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М., 1986. – 103 с.
26. Короновский Н.В. Основы геологии / Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова. – М.: МГУ, геологический факультет, кафедра динамической геологии, 2006. – 210 с.
27. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Академия, 2010. – 201 с.
28. Коряковцева Н.Ф. «Европейский языковой портфель для России» – новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам» / Н.Ф. Коряковцева. – М.: ИКП МГЛУ «Рема», 2009. – 154с.
29. Кречетова С.Ю. К вопросу о связи лесных пожаров, возникших от гроз, с Чуйским землетрясением 2003 года / С.Ю. Кречетова, Н.А. Кочеева // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 3 (6). – С. 10-14.
30. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 480 с.
31. Кулибина Н.В. Чтение художественного текста / Н.Б. Битехтина, Г.В. Горбаневская, Н.В. Доменко, Н.В. Кулибина и др. // Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – С. 96-113.
32. Кулакова В.А. Тексты для обучения чтению как виду речевой деятельности в современном учебнике РКИ / В.А. Кулакова, С.В. Смирнова, Т.В. Шустикова / Под общей редакцией Р.Р. Замалетдинова, Ответственные редакторы Т.Г. Бочина, А.Ш. Юсупова // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 2013. – С. 190-197.
33. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М.П. Лапчик. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 182 с.
34. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. – 219 с.
35. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко. – Минск, 2004. – 522 с.
36. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Восток-Запад, 2008. – 200 с.
37. Метс Н.А. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев / Н.А. Метс. – М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2010. – 256 с.
38. Михайлова И.В. Обучение чтению на уроках русского языка как иностранного / И.В. Михайлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №12-2. – С. 110-112.
39. Московкин Л.В. Обучение русскому языку нерусских учащихся в XIX веке: первые методические школы / Л.В. Московкин // Вестник ТГГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-russkomu-yazyku-nerusskih-uchaschihsya-v-xix-veke-pervye-metodicheskie-shkoly (дата обращения: 02.03.2019).
40. Московкин Л.В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Л.В. Московкин, А.Н. Щукин. – М.: Рус. яз., 2010. – 230 с.
41. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение: Учебник / А.Л. Назаренко. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 271 с.
42. Недашкивская А. Вузовская методика преподавания лингвистических дисциплин. Учебное пособие / А. Недашкивская, А. Антонов. – М.: Флинта, Наука, 2014. – 352 с.
43. Одинцова Ю.В. Обучение чтению на иностранном языке студентов неязыковых факультетов / Ю.В. Одинцова // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2013. – №4 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-studentov-neyazykovyh-fakultetov (дата обращения: 17.05.2019).
44. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка / Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова, О.М. Воронова, Е.А. Крайнова. – СПб., 1991. – 148 с.
45. Писарева Л.Н. Методика обучения чтению на первом курсе технического вуза: (Требования к текстам): автореф. дис… канд.пед.наук / Л.Н. Писарева. – Москва, 1976. – 228 с.
46. Плотникова Г.Н. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию / Г.Н. Плотникова. – М.: Либроком, 2011. – 146 с.
47. Ревицкий В.В. Методика преподавания русского языка как иностранного. Тексты лекций для иностранных студентов, аспирантов и стажеров / В.В. Ревицкий, С.И. Лебединский. – Мн., 1994. – 183 с.
48. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 232 с.
49. Рыбкина А.А. К вопросу обучения продуктивной письменной речи на иностранном языке студентов неязыковых вузов / А.А. Рыбкина // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. – 2016. – №2 (30). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obucheniya-produktivnoy-pismennoy-rechi-na-inostrannom-yazyke-studentov-neyazykovyh-vuzov (дата обращения: 21.02.2019).
50. Рыжова Н.В. Методика преподавания русского языка как неродного: традиции и новации / Н.В. Рыжова // Русистика. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo-traditsii-i-novatsii (дата обращения: 02.04.2019).
51. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. – М.: Либроком, 2010. – 178 с.
52. Снегова О.В. Чтение как фактор повышения качества языковой подготовки студентов первого курса неязыкового вуза [Электронный ресурс] / О.В. Снегова // Концепт: науч.-метод. электр. журн. офиц. сайта эврист. олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». (Киров, апрель 2012 г.). URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1248.htm (дата обращения: 10.03.2019).
53. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Астрель, 2008. – 238 с.
54. Сокол Б. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Б. Сокол. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 552 с.
55. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 частях: учебник для вузов (бакалавриат) / Л.П. Солонцова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – Часть 1: Общие вопросы. Базовый курс. – 272 с.
56. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 частях: учебник для вузов (бакалавриат) / Л.П. Солонцова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – Часть 2: Методические теории. – 159 с.
57. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 частях: учебник для вузов (бакалавриат) / Л.П. Солонцова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – Часть 3: История методов обучения иностранным языкам. – 111 с.
58. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д, М.: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. – 201 с.
59. Сычева Л.В. Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного / Л.В. Сычева // Научный вестник воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – №4 (18). – С. 102-106.
60. Сычева Л.В. Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного / Л.В. Сычева // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2015. – №4 (18). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pisma-v-metodike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 02.02.2019).
61. Тарасов А.А. Преемственность в обучении иноязычной письменной речи: от школы до вуза / А.А. Тарасов // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2017. – №23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-obuchenii-inoyazychnoy-pismennoy-rechi-ot-shkoly-do-vuza (дата обращения: 26.04.2019).
62. Теоретические основы преподавания РКИ и КазКИ: коллективная монография / под общ. ред.: Ж. Нуршаиховой. – Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 200 с.
63. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного / Н.Л. Федотова. – М.: Златоуст, 2013. – 192 с.
64. Хамеед А.А. Проблемы и особенности преподавания русского языка как иностранного / А.А. Хамеед // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. – № 3(14). – М., Изд. «МЦНО», 2018. – С. 118-127.
65. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.
66. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ, 2015. – 132 с.
67. Шипицо Л.В. Контроль устной речи на начальном этапе обучения / Л.В. Шипицо. – М., 1985. – 87 с.
68. Шустикова Т.В. Комплексность и аспектность в преподавании русского языка как иностранного: компетентностный подход: Монография / Т.В. Шустикова. – М.: РУДН, 2010. – 176 с.
69. Шустикова Т.В. Русский язык – мой друг. Элементарный и базовый уровни / Т.В. Шустикова, В.А. Кулакова, Л.А. Карпусь и др. – М.: РУДН, 2011. – 313 с.
70. Шустикова Т.В. Русский язык для вас. Первый сертификационный уровень. Для иностранных учащихся / Т.В. Шустикова, И.В. Гордиенко, В.А. Кулакова и др. – М.: РУДН, 2013. – 350 с.
71. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учебник для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 200 с.
72. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. – М.: Астрель, 2007, 2008. – 746 с.
73. Щукин А.Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / А.Н. Щукин. – М., 2003. – 305 с.
74. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 188 с.
75. Якунина Н. Ресурсы Интернета в обучении чтению иностранных студентов / Н. Якунина. – М., 2012. – 148 с.
76. Гатинский Ю. Г., Рундквист Д. В., Владова Г. Л., Прохорова Т. В. Уровень сейсмической опасности в районахстратегических энергетиче-ских объектов приграничных территорий России иближнего зарубежья // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. №1. С.1-13.
77. Платина. –URL: https://www.banki.ru/wikibank/platina/ (дата обращения: 16.06.2019).
78. 5 красивейших геологических чудес. –URL: https://www.infoniac.ru/ (дата обращения: 16.06.2019).
79. Геологические особенности строения озера Байкал. –URL: http://www.lake-baykal.ru/baikalst2.php (дата обращения: 16.06.2019).
80. Владимир Иванович Вернадский – биография. –URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/vernadskiy/?q=4690 (дата обращения: 16.06.2019).
81. Месторождения полезных ископаемых https://naturae.ru/planeta-zemlya/mestorozhdeniya-poleznyh-iskopaemyh.html (дата обращения: 16.06.2019).
82. Секреты золотых руд –URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/vernadskiy/?q=4690 (дата обращения: 16.06.2019).
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!