Организация музейного маркетинга в региональных музеях (на примере Чувашского национального музея)
В современных реалиях применение маркетинга является неотъемлемой частью деятельности музеев. Однако региональные музеи еще в недостаточной степени применяют его на практике. В связи с этим тема данного исследования является актуальной.
В данной работе были рассмотрены инструменты маркетинга. На базе сравнения отечественных и зарубежных музеев выявлены существенные различия их применения. Также в исследовании была изучена история становления Чувашского национального музея и его современное положение, включая осуществление маркетинга в учреждении. Были предложены рекомендации по решению выявленных проблем в ходе интервью и опроса, которые позволят музею привлечь ресурсы для реализации своей деятельности.
Использование маркетинговых инструментов региональными музеями позволит решить ряд их проблем, включая недостаток финансирования и привлечение посетителей. В связи с чем применение маркетинга в деятельности музеев необходимо.
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Маркетинг как специализированная сфера музейной
деятельности …………………………………………………………………………………………. 8
1.1. Понятийный аппарат музейного маркетинга …………………………… 8
1.2. Отечественный и зарубежный опыт музейного маркетинга ….. 26
Глава 2. Чувашский национальный музей: от истории создания к
организации маркетинга и концепции его развития …………………………. 43
2.1. История создания Чувашского национального музея и его
современное положение ……………………………………………………………………. 43
2.2. Концепция развития Чувашского национального музея с
применением маркетинговых инструментов…………………………………… 59
Заключение………………………………………………………………………………………….. 81
Библиография ……………………………………………………………………………………… 84
Приложение …………………………………………………………………………………………. 98
В современных реалиях применение маркетинга является
неотъемлемой частью деятельности музеев. Это стало вынужденной мерой
для данных учреждений, так как государство не может осуществлять
финансирование в достаточной степени. Крупные российские музеи
являются хорошим примером некоммерческой организации, которая для
продажи своих услуг успешно использует маркетинг. Если говорить о
региональных музеях, то они только начинают перенимать подобный опыт
работы.
В связи с этим данная тема работы является актуальной, так как
применение маркетинга в региональных музеях либо не осуществляется
вовсе, либо это происходит в недостаточной степени.
Как отмечает К. Н. Тендит в своей работе «Связи с общественностью в
некоммерческой организации», «хорошо организованная, систематическая
PR-деятельность и реклама становятся стратегическим ресурсом
некоммерческой организации»1, который в будущем может принести
прибыль. Благодаря различным маркетинговым кампаниям, придумыванием
различных интерактивных форм работы не только с детьми, но и с
взрослыми, интерес и посещаемость культурного учреждения возрастает.
Музей в наше время воспринимается не только как центр получения знаний
через музейный предмет, но место, где человек может отдохнуть и провести
свое свободное время. А для того чтобы будущий посетитель узнал о
различных мероприятиях, проводимых учреждением культуры, необходимо
использовать различные маркетинговые инструменты, включая PR и
рекламу.
Тендит К. Н. Связи с общественностью в некоммерческой организации. URL:
https://knastu.ru/media/files/posobiya_files/_s_obshchestvennostyu_v_nekommercheskikh_organizatsiyakh_(2)_ullj
dP.pdf (дата обращения: 6.05.2020).
Актуальность данной работы обусловлена также тем, что решение
выявленных в ходе исследования проблем в использовании маркетинговых
инструментов в Чувашском национальном музее сможет привлечь ресурсы
для реализации деятельности учреждения.
Источниковую базу данной работа представляют нормативно-
правовые акты, в частности Федеральный закон «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений», Федеральный закон «О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Федеральный
закон «О рекламе», а также архивные материалы Чувашского
Государственного Исторического Архива Чувашской Республики.
Степень изученности данного исследования отражается в научных
трудах отечественных и зарубежных ученых в сфере музейного менеджмента
и маркетинга. Практическое пособие В. Ю. Дукельского «Музей.
Маркетинг. Менеджмент»2 представляет собой сборник статей
представителей разных стран, где освещены проблемы менеджмента и
маркетинга в музейной сфере. В категории маркетинг исследователи в
статьях поднимают проблемы взаимодействия с посетителями и выявления
их потребностей. Книга Филипа Котлера «Основы маркетинга»3
представляет собой пособие, содержащее информацию о составляющих
коммерческого маркетинга. Тему менеджмента и маркетинга в сфере
культуры разрабатывают Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова и
И. М. Болотников Среди зарубежных исследователей данной проблемой
занимались Ф. Колбер, Ж Нантель, С. Билодо, Дж. Д. Рич4.
О необходимости использования маркетинга, разнообразных
специальных мероприятий и акций по привлечению посетителей и
Дукельский В. Ю. Музей. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001. 210 с.
3
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. 733 с.
4
Колбер Ф., Нантель Ж., Билодо С., Рич Дж. Д. Маркетинг культуры и искусства [Электронный ресурс]. –
URL: https://studfile.net/preview/5439467/ (дата обращения: 20.03.2020).
популяризации музеев написано в статьях зарубежных исследователей:
U. Kazuo, T. Komarac, E. Triarchi, B. Walmsley, A. Zbuchea.
Также к теме фандрайзинга, стимулирования сбыта и продаж,
специфики арт-маркетинга обращаются в своих статьях многие
отечественные исследователи, включая Г. П. Камневу, Н. Н. Туктарову,
Н. В. Карелину, Ю. П. Куликову, И. Г. Хангельдиеву, Р. К. Цахаева.
И. В. Алешина в «Паблик рилейшнз для менеджеров»5 исследует
основы построения и ведения коммуникаций организации с
общественностью. О факторах, влияющих на процесс формирования и
развития имиджа музея, пишет в своей статье О. В. Шестак6.
К теме маркетинга обращались также специалисты в сфере музеологии
Т. Ю. Юренева7, Л. М. Шляхтина8 в своих работах про музейное дело.
Т. Н. Волкова в своей статье от 2002 года «Начало маркетинговых
исследований в музее»9 сказала о необходимости использования маркетинга
в Чувашском национальном музее. На примере выставки «Роспись иглой»
Т. А. Давыдова и О. Г. Кушманова осветили темы продвижения музейного
продукта10, а также проведения межмузейных сетевых акций.
Новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассмотрено
комплексное использование маркетинга в Чувашском национальном музее, а
также даны практические рекомендации для улучшения деятельности
учреждения в данном направлении. Теоретическая значимость работы
заключается в анализе данных, полученных в ходе опроса жителей
республики, также в составлении впервые целостной картины деятельности
Чувашского национального музея с 1921 по 2020 г. Практическая значимость
Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М., 2004. 479 с.
6
Шестак О. В. Факторы формирования и развития имиджа музея // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и
искусствоведение. 2019. №33 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-
formirovaniya-i-razvitiya-imidzha-muzeya (дата обращения: 05.04.2020).
7
Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2004. 560 с.
8
Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2009. 183 с.
9
Волкова Т. Н. «Начало маркетинговых исследований в музее» [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.chnmuseum.ru/files/almanac2002/almanac2002_401.pdf (дата обращения: 1.05.2020).
10
Давыдова Т. А., Кушманова О. Г. Особенности продвижения музейного продукта (на примере выставки
«Роспись иглой») [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.chnmuseum.ru/images/stories/2018/12/28/almanakh_2018.pdf (дата обращения: 3.05.2020).
работы выражается в разработке предложений по улучшению маркетинговой
составляющей в работе Чувашского национального музея и возможности
применения их на практике работниками данного учреждения.
Объектом исследования является музейный маркетинг. А предметом
служит применение музейного маркетинга для продвижения Чувашского
национального музея.
Цель дипломной работы состоит в изучении маркетинговых форм и
применении их для продвижения на примере Чувашского национального
музея.
Для осуществления обозначенной цели выделены следующие задачи:
1. Изучение понятийного аппарата сферы музейного
маркетинга.
2. Исследование продвижения музея с помощью
инструментов маркетинга на примере отечественных и зарубежных
музеев.
3. Ознакомление с историей создания Чувашского
национального музея и его современной деятельностью.
4. Применение форм маркетинга в продвижении Чувашского
национального музея.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1921 по 2020
год.
В данной работе использованы следующие методы исследования:
1. Описательно-повествовательный (использовался при описании
маркетинговых инструментов, деятельности музеев);
2. Анализ и синтез (использовался при анализе опроса,
деятельности региональных и зарубежных музеев, статистических данных
Чувашского национального музея и других учреждений);
3. Интервьюирование (проведение опроса среди жителей
Республики, интервью с заведующей отделом маркетинга и культурно-
образовательной деятельности Чувашского национального музея
Кушмановой Ольгой Геннадьевной, в ходе которого были получены ответы
на интересующие вопросы)
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!