Основные пути совершенствования налогового контроля на примере межрайонной ифнс
1.1 Понятие, сущность, признаки и функции налогового контроля
В современных условиях большинство государств стремятся обеспечить финансовую стабильность и благоприятные условия для развития народного хозяйства страны. Для достижения данной цели необходимо иметь эффективно функционирующую налоговую систему и качественное управление ею.
Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом. Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно -коммунальными услугами [33, с. 174-177].
Самый распространенный в мире способов аккумуляции денежных средств является сбор налогов, но не все субъекты заинтересованы принимать участие в формировании денежных доходов государства за счет собственных средств, поэтому в любом государстве осуществляется налоговый контроль за налогоплательщиками.
В Российской Федерации единую централизованную систему налогового контроля представляют налоговые органы, которые следят за соблюдением норм законодательства о налогах и сборах; объемами налоговых поступлений, их безошибочным исчислением и своевременностью внесения в соответствующий бюджет [16, с.36-40].
Налоговый контроль является частью налогового администрирования. В связи с этим в научной литературе прочно установился взгляд на налоговый контроль как на одну из функций управленческой деятельности [8, с.47-52].
Понятие «налоговый контроль» употребляется как в узком – так и в широком смысле этого слова. В первом случае говорится о проведении именно налоговых проверок уполномоченными органами налоговой инспекции. А во втором – широком смысле слова это понятие охватывает деятельность уполномоченных органов по налоговому администрированию (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговые проверки, организация налогового учета, другие контрольные мероприятия, связанные с уплатой налогов).
О.О. Журавлева отмечает, что налоговый контроль рассматривается как деятельность государства и (или) иного публичного субъекта, наделенного соответствующими властными полномочиями. В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [23, с.31-34].
В узком смысле А.В. Демин предлагает рассматривать его как «контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов [19, с.234].
Налоговый контроль как правовой институт известен и востребован во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового, административного и налогового контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов. Причем в каждой отдельной стране на различных исторических этапах налоговый контроль имел свои специфические черты, с применением своеобразных методов в зависимости от существующей формы правления, государственного устройства и политического режима.
Сегодня Российская Федерация крайне нуждается в совершенствовании и повышении эффективности налогового контроля, поскольку от результативности контрольной работы налоговых органов по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и сборов во многом зависит не только эффективное функционирование региональной экономики, но и устойчивое развитие экономики страны в целом.
Необходимость исследования налогового контроля и рассмотрения его в системе обеспечения налоговой безопасности государства можно объяснить, по нашему мнению, несколькими факторами.
Во-первых, безопасное состояние налоговой сферы предполагает наличие и функционирование активных защитных средств, способных сократить ряд негативных условий и факторов и противостоять угрозам путем выявления, определения их границ и последующей ликвидации.
Во-вторых, дефинитивный аппарат российского налогового законодательства в отношении отдельных категорий страдает излишней лаконичностью, существующие же научные разработки дефинитивных конструкций во внимание законодателем учитываются редко.
В-третьих, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит четкого разграничения форм и методов налогового контроля. Отсутствие четких правовых формулировок приводит к появлению в науке и судебной практике массовых споров относительно форм и методов налогового контроля.
В-четвертых, предметом рассматриваемых в судах налоговых споров нередко становятся чрезмерно лаконичные или расплывчатые формулировки положений налогового законодательства, правовые коллизии и пробелы в регулировании процедур как камеральных, так и выездных налоговых проверок.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы диссертационного исследования и целесообразности изучения налогового контроля в целях его совершенствования и повышения эффективности в рамках функционирования механизма обеспечения налоговой безопасности государства.
В связи с вышеизложенным вопросы совершенствования функционирования организационно-экономического механизма налогового контроля как специфического правового института для осуществления государством фискальной функции приобретают особую актуальность.
Степень разработанности темы. Проблемам осуществления налогового контроля посвящены научные труды таких ученых как: А.В. Брызгалин, В.В. Гусев, А.З. Дадашев, Ю.Ф. Кваша, Л.С. Кирина, Е.А. Кирова, О.А. Макарова, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, Е.А. Поролло, С.В. Разгулин, Э.Д. Соколова, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 3824.
2. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” // Финансовая газета. 21.06.2007. N 25.
3. Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей: Приказ Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3 04/430 от 13.08.2002 (с изм. от 17.05.2012). Доступ из справ.правовой системы «Консультант Плюс».
4. ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками” // СПС КонсультантПлюс.
5. Приказ ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-1/937@ “О передаче функций централизованной подготовки, обработки, ввода данных и архивного хранения документов налогового администрирования” // СПС КонсультантПлюс.
6. Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н (ред. от 26.12.2013) “Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 N 25312) // Российская газета. N 274, 28.11.2012 (прил. 1 – 5 к Регламенту не приводится).
Литература
7. Афанасьева Т.А. Налоговый контроль. Актуальные проблемы и направления его совершенствования // В сборнике: Стратегическое и проектное управление Сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; Пермский филиал Московского отделения Project Management Institute; ООО «Парма-Телеком»; В. Г. Прудский. Пермь, 2012. С. 18-22.
8. Безруков Г.Г., Козырев А.В. Сущность налогов и налогового контроля // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 1 (57). С. 47-52.
9. Бельтюкова А.А., Гусейнова А.А., Емельянов А.С., Захарова Д.В., Козырин А.Н., Комягин Д.Л., Корф Д.В., Крецу А.В., Лисицын А.Ю., Лукасевич М.С., Лукьянова А.П., Малиновская В.М., Пащенко А.В., Постыляков С.П., Реут А.В., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А., Янкевич С.В. Комментарий первой части Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2014.
10. Берестовой С.В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. 2004. № 13 – 14.
11. Бойко Н.Н Вопросы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление в Современный период.2015.№ 5.
12. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: Учебное пособие / Под ред. М.В. Мельник. М., 2009. С. 57.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!